компетенстно-ориентированные задания (козы)
олимпиадные задания по химии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Компетентностно-ориентированные задания (козы)
- В школьный буфет приобрели микроволновую печь для разогрева продуктов в упаковке. Порекомендуйте наиболее подходящее для её чистки средство, при условии, что загрязнения незначительны, а ближайшая раковина с водой находится на другом этаже. Для этого изучите предложенные этикетки чистящих средств и описание их воздействия на загрязнённую поверхность.
Приведите не менее 4-х аргументов.
- С древних времён люди использовали в своём быту вещества минерального происхождения, которые мы отнесём к неорганическим. Но человек использует в своей жизни вещества животного и растительного происхождения: сахар, жиры, эфирные масла, красящие и опьяняющие вещества, кроме того, много веществ человек научился получать искусственно: лекарства, красители, парфюмерные средства. Эти вещества относят к органическим и изучаются они в курсе органической химии. Имея знания о неорганических веществах, используя свой жизненный опыт, разделите предложенные вам вещества на неорганические и органические, по возможности запишите химические формулы этих веществ.
- Поваренная соль
- Уксусная кислота
- Пищевая сода
- Соляная кислота
- Углекислый газ
- Глюкоза
- Этиловый спирт
- Угольная кислота
- Ацетилен
- Метан
- Мел
- Полиэтилен.
- Однажды некий американский миллионер заказал себе яхту для морских прогулок. Яхту построили богатую, прекрасно отделанную. Подводную часть сделали железной, а сверху яхту обшили красивым сплавом меди с никелем. Недёшево обошлось она хозяину. Но очень скоро, не успев сделать и одного длительного рейса, яхта пришла в полную негодность. Стали расследовать причину столь удивительного случая. И что же выяснилось?
- На востоке бытовала такая легенда. Однажды властелин приказал своему садовнику заставить зелёные груши вызревать за одну ночь. Если же посмеет ослушаться, может лишиться головы. Садовник поставил корзину с грушами в угол своей каморки, зажёг ладан и стал горестно молиться. И произошло чудо к утру груши созрели!
Можно ли объяснить это чудо с точки зрения химии и физиологии растений? Напомним, что ладан-смолистое вещество растительного происхождения.
- «В 1890г. В Ганновере некий злоумышленник забрался в банк, разрезал стенку сейфа и скрылся с большой суммой денег. Прибывшие на место преступления эксперты пришли в замешательство: ни одним из известных им инструментов невозможно было так ровно разрезать сантиметровую сталь»
Какое приспособление использовал злоумышленник и какое вещество помогло ему разрезать сталь?
- Роман В Пикуля «Нечистая сила»: «Лазоверт со скрипом натянул резиновые перчатки, растёр в порошок кристаллы цианистого калия. Птифуры были двух сортов: с розовым и шоколадным кремом. Приподымая ножом их красивые, сочные верхушки, доктор щедро и густо насыщал внутренности пирожных страшным ядом». Когда Распутил сел за стол, он «с неохотой съел пирожное с ядом. Понравилось-потянулся за вторым. Юсупов внутренне напрягся, готовый увидеть пред собой труп. Но Распутин жевал, жевал…..Он спокойно доедал восьмой птифур».
Почему же яд не действовал?
Кейсы №1
1.В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода
И кажется сказкою это,
А в сущности –только вода…….
1.Кто и когда впервые осуществил синтез воды?
2.Какой воздух тяжелее-сухой или влажный?
3.В каком органе человека содержится наибольшее количество воды, и в каком-наименьшее?
4.Назовите восемь состояний воды, принятых в метеорологии-сколько молекул воды в океане?
5.Что такое снежинки?
6.Распадаются ли в воде на ионы её собственные молекулы?
7.Может ли вода гореть?
8.Может ли вода течь вверх?
9.Перечислите химические и физические свойства воды.
10. Роль воды в жизни человека.
Кейс №2.
«Его огромная пасть……Светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящей головы и, оттянув руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте». О каком элементе идёт речь?
- Название
- 2.Строение атома
- Положение в таблице Д.И.Менделеева
- Физические свойства
- Химические свойства
- Применение
- Аллотропные модификации.
Кейс№3
До середины 50-х годов прошлого столетия считали, что этот металл-один из самых малополезных металлов. Ради обладания эти металлов велись войны, порабощались государства, сын убивает отца, братья убивали сестёр, дети своих матерей. Гибли целые народы, превращались в пустыни плодородные края, потоками лилась кровь и целыми реками-слёзы и пот. Сколько людей погибло и сколько ещё погибнет в борьбе за обладание эти металлом, знает, наверное, один Бог. Что же это за кровожадный металл?
1.Название
2. Строение атома
3. Положение в таблице Д.И.Менделеева.
4.Химические свойства
5.Физические свойства.
6.Применение.
Кейс №4.
Перемена, перемена
Заливается звонок
Наконец-то он закончен,
Надоедливый урок!
Дёрнул серу за косичку,
Мимо магний пробежал,
Йод из класса испарился,
Будто вовсе не бывал.
Фтор поджёг случайно воду
Хлор чужую книжку съел.
Углерод вдруг с водородом
Невидимкою стать успел.
Калий ,бром, в углу дерутся:
Не поделят электрон.
Кислород-шалун на боре
Мимо проскакал верхом.
1.Написать электронные формулы всех элементов.
2.Дать характеристику по положению в таблице Менделеева
3.Составить ОВР
4.Указать основные химические свойства.
5.Применение.
Кейс№5.
Люди издавна гадали
Как металл им уберечь?
И теорию создали..
Вот о ней как раз и речь.
1.О чём говорится?
2.Что это такое?
3.Какие виды Вы знаете?
4.Какие вы знаете методы защиты?
Кейс №6.
В 1825 году был получен металл, который ценился дороже золота. Погремушка сына Наполеона № была изготовлена из этого металла. По распространённости в природе он занимает четвёртое место среди всех элементов и первое среди металлов. Он стал вторым по значению металлом 20 века после железа. Кстати по объёму производства он занимает второе место в мире после выплавки чугуна и стали. Он входи в состав различных пиротехнических смесей.
- О каком металле идёт речь?
- Каково положение этого металла в ПСХЭ?
- Каково строение атома этого металла?
- Какими физическими свойствами он обладает?
- Почему при обычных условиях изделия из этого металла устойчивы к воздействию факторов окружающей среды?
- Почему до конца 19 века этот металл был на вес золота?
- На каких свойствах этого металла основано его применение в народном хозяйстве?
- Почему посуду из этого металла называют посудой бедняков?
ддбщ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музей Козы в г. Урюпинске
Знакомство с провинциальными городами России....
Урюпинск Музей Козы
Из цикла духовно-нравственное воспитание...
КОЗы - Коммуникативная ключевая компетентность по английскому языку 7 класс
Новые стандарты - новые компетенции...
КОЗы - информационная ключевая компетентность по английскому языку 7 класс
Новые стандарты - новые требования - новые задания...
КОЗы- регулятивная ключевая компетентность по английскому языку 7 класс
Новые стандарты - новые требования - новые задания-...
Сценарий сказки "Коза и волк"
Цель: развитие творческого воображения, логики, внимания, смекалки; умения слушать сверстников; чувства коллективизма; развивать планирующую речь, умение последовательно рассказывать, поддерживать диа...
КОЗы - Компетентностно-ориентированные задания по английскому языку
КОзы для 7-8 классов...