рабочая программа по химии 9 классс Рудзитис
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Содержание
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ | Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ. Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. | (2часа) |
ВЕЩЕСТВО | Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. | (3часа) |
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ | Классификация химических реакций по различным признакам: изменению степеней окисления химических элементов; Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, степень окисления. | (12часов) |
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ | Кислород. Озон. Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота . Азотная кислота и ее соли. Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли. Кремний. Оксид кремния . Кремниевая кислота. Силикаты. Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида. Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа. | (32 часов) |
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ | Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Представления о полимерах на примере полиэтилена. | (11 часов) |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ | Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы. Получение газообразных веществ. | (6 часов) |
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота). Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность | (2 часа) |
Планируемые результаты
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3. формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
4. формированию коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
8. развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать решения в различных продуктивных видах деятельности.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
4. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуаций;
5. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД;
6 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач;
7. умение извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8. умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9. умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
10. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
11. умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников;
12. умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, корректно отстаивать свою позицию; продуктивно разрешать конфликты.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:
1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращения и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2. осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
3. овладение основами химической грамотности; способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость применения веществ от их свойств;
5. приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования;
6. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
7. овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме;
8. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего общего образования;
9. формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Календарно - тематическое планирование
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | |
Планируемые сроки | Фактические сроки | |||
Вещество. (3 часа) | 3 | |||
1 | Повторение основных вопросов за 8класс. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атомов. Вводный инструктаж. | 1 | 04.09.2018 | |
2 | Виды химической связи, типы кристаллических решеток. Степень окисления. | 1 | 06.09.2018 | |
3 | Основные классы неорганических соединений | 1 | 11.09.2018 | |
Химическая реакция (12 часов) | ||||
4 | Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Основные положения электролитической диссоциации Диссоциация кислот, щелочей, солей. | 1 | 13.09.2018 | |
5 | Входная контрольная работа | 1 | 18.09.2018 | |
6 7 | Реакции ионного обмена. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты Реакции ионного обмена. Обратимость и необратимость реакций | 1 1 | 20.09.2018 25.09.2018 | |
8 | Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) | 1 | 27.09.2018 | |
9 | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена. Химические свойства кислот, оснований, солей в свете Теория электролитической диссоциации .Гидролиз солей. | 1 | 2.10.2018 | |
10 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Теория электролитической диссоциации», практикум. | 1 | 4.10.2018 | |
11 | Расчёты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке | 1 | 9.10.2018 | |
12 | Общая характеристика подгруппы кислорода. Сера. Строение молекулы, физические и химические свойства. | 1 | 11.10.2018 | |
13 | Соединения серы, оксиды серы. | 1 | 16.10.2018 | |
Экспериментальные основы химии(1 час) | ||||
14 | Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по теме: «Теория электролитической диссоциации » | 1 | 23.10.2018 | |
15 | Контрольная работа по теме №1 Электролитическая диссоциация | 1 | 25.10.2018 | |
16 | Соединения серы. Качественная реакция на сульфат-ион. | 1 | 30.10.2018 | |
Элементарные основы неорганической химии. (4 часа) Методы познания веществ и химических явлений(1 час) | ||||
17 | Оксид серы (VI), серная кислота | 1 | 08.11.2018 | |
18 | Решение расчетных задач. Вычисления по химическим уравнениям. | 1 | 13.11.2018 | |
19 | Объёмные отношения газов при химических реакциях (решение задач) | 1 | 15.11.2018 | |
20 | Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. | 1 | 20.11.2018 | |
21 | Химическое равновесие. Условия его смещения | 1 | 22.11.2018 | |
Экспериментальные основы химии(1час) | ||||
22 | Практическая работа №2.Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» | 1 | 27.11.2018 | |
Элементарные основы неорганической химии .(9часов) | ||||
23 | Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Азот.Физические и химические свойства азота | 1 | 29.11.2018 | |
24 | Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Производство аммиака | 1 | 4.12.2018 | |
25 | Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | 1 | 6.12.2018 | |
26 | Кислородные соединения азота. Азотная кислота и её соли.Строение. Свойства. Применение. | 1 | 11.12.2018 | |
27 | Соли аммония. Нитраты. | 1 | 13.12.2018 | |
28 | Фосфор .Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и её слои. | 1 | 18.12.2018 | |
29 | Минеральные удобрения | 1 | 20.12.2018 | |
30 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Азот и фосфор» | 1 | 25.12.2018 | |
31 | Контрольная работа№2 по теме «Кислород и сера, Азот и фосфор» | 1 | 10.01.2019 | |
Экспериментальные основы химии(1час) | ||||
32 | Практическая работа №3«Получение аммиака и опыты с ним» Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака» | 1 | 15.01.2019 | |
Элементарные основы неорганической химии (5 часов) Экспериментальные основы химии(1час) Методы познания веществ и химических явлений(1 час) | ||||
33 | Общая характеристика подгруппы углерода.Алмаз,графит. Углерод икремний всравнении. Химические свойства углерода. | 1 | 17.01.2019 | |
34 | Оксиды углерода и кремния. Состав, строение, свойства, применение | 1 | 22.01.2019 | |
35 | Угольная икремниевая кислоты и соли. Карбонаты. Силикаты. | 1 | 24.01.2019 | |
36 | Практическая работа №4.Получение оксида углерода (IV) и изучение свойств. Распознавание карбонатов | 1 | 29.01.2019 | |
37 | Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси | 1 | 31.01.2019 | |
38 | Обобщение и повторение темы. Силикатная промышленность. | 1 | 5.02.2019 | |
39 | Обобщение и повторение темы. «Углерод и кремний» | 1 | 7.02.2019 | |
Элементарные основы неорганической химии(14 часов) Экспериментальные основы химии(2 часа) | ||||
40 41 | Общая характеристика металлов. Свойства простых веществ металлов. Химические свойства металлов. | 2 | 12.02.2019 14.02.2019 | |
42 | Повторение и обобщение знаний по теме: Коррозия металлов (обзорно) | 1 | 19.02.2019 | |
43 | Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения. | 1 | 21.02.2019 | |
44 45 | Соединения металлов главных подгрупп I-IIIгрупп-оксиды, гидроксиды, соли. Жёсткость воды Амфотерность оксида и гидроксида алюминия | 2 | 26.02.2019 28.02.2019 | |
46 | Обобщение исистематизациязнаний по теме «Металлы» . | 1 | 5.03.2019 | |
47 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». Решение задач | 1 | 7.03.2019 | |
48 | Контрольная работа №3 по теме «Металлы» | 1 | 12.03.2019 | |
49 | Железо - элемент побочной подгруппы VIII группы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Оксиды,гидроксиды и соли железа. | 1 | 14.03.2019 | |
50 | Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств»
| 1 | 19.03.2019 | |
51 | Решение экспериментальных задач по теме «Металлы. Соединения металлов» | 1 | 21.03.2019 | |
52 | Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. | 1 | 2.04.2019 | |
53 | Основные способы промышленного получения металлов. Электролиз (обзорно), его значение | 1 | 4.04.2019 | |
54 | Обобщение и систематизация знаний по теме Металлы и неметаллы. | 1 | 9.04.2019 | |
55 | Контрольная работа №4 по теме «Металлы и неметаллы» | 1 | 11.04.2019 | |
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ | 11 | |||
56 | Первоначальные сведения о строении органических веществ Углеводороды.Спирты.Карбоновыекислоты .Жиры.Углеводы.Белки.Полимеры. | 1 | 16.04.2019 | |
57 | Предельные углеводороды. Углеводороды: метан, этан, этилен. Природные источники углеводородов. | 1 | 18.04 .2019 | |
58 | Решение расчётных задач Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов | 1 | 23.04.2019 | |
59 | Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме Предельные углеводороды . | 1 | 25.04.2019 | |
60 | Непредельные углеводороды | 1 | 30.04.2019 | |
61 | Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. . | 1 | 2.05.2019 | |
62 | Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений | 1 | 7.05.2019 | |
63 | Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. | 1 | 09.05.2019 | |
64 | Кислородсодержащие органические вещества (углеводы) | 1 | 14.05.2019 | |
65 | Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме Одноатомные и многоатомные спирты, альдегиды, од- ноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Представления о полимерах на примере полиэтилена. | 1 | 16.05.2019 | |
66 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1 | 16.05.2019 | |
Химия и жизнь(2 часа) | ||||
67 | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота). Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. | 1 | 21.05.2019 | |
68 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность | 1 | 23.05.2019 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс (По Рудзитису)
Пояснительная записка включает в себя статус предемета , структуры . определяет цели и задачи учебного предмета, дает полную характеристику содержания учебных тем...
рабочая программа по химии 9 класс УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман
Программа рассчитана на 68 ч /год и 2 ч/нед, содержит пояснительную записку, тематичекое и календарно-тематическое планирования, содержание курса, требования к знаниям выпускников, список литературы....
Рабочая программа по химии 10класс Рудзитис Г.Е.
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины,календарно-тематическое планирование, требования к знаниям и умениям...
Рабочая программа по химии 9 класс УМК Рудзитис Г.Е.
Рабочая программа включает в себя : пояснительную записку, содержание материала, календарно-тематическое планирование, требования к знаниям и умениям....
Рабочая программа по химии 11класс Рудзитис Г.Е.
Программа по химии 11класс автор Рудзитис Г.Е.Требования, одержание, КТП...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....