презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Оксиды углерода"
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему

Хайрутдинова Гульнара Рашитовна

Урок химии в 9 классе по теме "Оксиды углерода 2 и 4"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oksidy_ugleroda_ii_i_iv.pptx977.98 КБ
Файл opornyy_konspekt.docx40.31 КБ
Файл oksidy_ugleroda.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

положение в ПС строение атома физические свойства ( аллотропные модификации) химические свойства

Слайд 3

Оксиды углерода ( II ) и ( IV )

Слайд 4

ЦЕЛЬ УРОКА: изучить состав, строение, свойства и применение оксидов углерода ( II ) и ( IV )

Слайд 5

строение свойства состав применение

Слайд 6

ОКСИД УГЛЕРОДА ( II) СО УГАРНЫЙ ГАЗ СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ СО

Слайд 7

ОКСИД УГЛЕРОДА ( IV) УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ СО 2

Слайд 8

Физические свойства Оксид углерода ( II ) Газ без цвета, без запаха, немного легче воздуха, плохо растворим в воде. Ядовит! Оксид углерода ( I V ) Газ без цвета, без запаха, тяжелее воздуха, хорошо растворим в воде.

Слайд 9

Физиологическое воздействие Оксид углерода ( II ) ЯД! Он соединяется с гемоглобином , нарушая тканевое дыхание и вызывая кислородное голодание тканей . Оксид углерода ( I V ) Не токсичен, но не поддерживает дыхание. Раздражающий кожу и слизистые оболочки. В высоких концентрациях вызывает быстрое удушье вследствие недостатка кислорода.

Слайд 10

Получение и распознавание углекислого газа СаСО 3 + HCl  CaCl 2 + СО 2  + Н 2 О СО 2 + Са (ОН) 2  СаСО 3 + Н 2 О СО 2 + Са (ОН) 2  Са (НСО 3 ) 2

Слайд 11

Получение угарного газа С+О 2 =СО 2 (избыток кислорода) С+ СО2 = 2СО (недостаток кислорода) В лаборатории: t, Н 2 S О 4 НСООН Н 2 О + СО муравьиная кислота

Слайд 12

Задание №4 Из предложенного перечня выберите вещества, которые будут взаимодействовать с углекислым газом и запишите уравнения реакций: O 2 H 2 O Ca ( OH ) 2 HNO 3 MgO

Слайд 13

Задание №4 Из предложенного перечня выберите вещества, которые будут взаимодействовать с углекислым газом и запишите уравнения реакций: O 2 H 2 O Ca ( OH ) 2 HNO 3 MgO

Слайд 14

Химические свойства оксида углерода ( II ) Оксид углерода ( II ) на воздухе горит голубоватым пламенем: 2СО + О 2 = 2СО 2 Восстанавливает металлы из их оксидов: Fe 2 O 3 + CO = Fe + CO 2

Слайд 15

Применение Оксид углерода ( II ) В смеси с H 2 и другими горючими газами в качестве топлива; Восстановитель в металлургии ; Для обработки мяса животных и рыбы, придает им ярко красный цвет и вид свежести, не изменяя вкуса. Оксид углерода ( I V ) В пищевой промышленности используется как консервант; В качестве разрыхлителя теста; Сухой лёд используется в качестве хладагента в ледниках и морозильных установках; Баллоны с жидкой углекислотой широко применяются в качестве огнетушителей; Для производства газированной воды и лимонада;

Слайд 16

Химический диктант Из предложенного перечня высказываний выберите те, которые являются истинными для 1 вариант: угарного газа 2 вариант: углекислого газа

Слайд 17

Ответы. 1 вариант 1, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 13, 16, 18, 21 2 вариант 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12, 14, 15, 17, 19, 20

Слайд 18

Критерии оценок: 20 - 21 балл – “5”, 16 – 19 баллов – “4”, 10 -15 баллов – “3”, менее 10 баллов – “2”.

Слайд 19

Домашнее задание. Если у вас есть ошибки с 1 по 12 вопрос физические свойства, Если ошибки с 13 по 15 вопрос повторите строение молекул. Если ошибки допущены с 16 по 21 вопрос, обратите внимание на химические свойства оксидов. §26, 27 упр. 8 стр.90



Предварительный просмотр:

 

Тема урока: _____________________________________________________

Цель: __________________________________________________________

______________________________________________________________

Проверка домашнего задания:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                         Оценка _________________________

Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

            1.______________________________________________________________________________________

                 2._____________________________________________________________________________________

                 3._____________________________________________________________________________________

                4.______________________________________________________________________________________

                5._____________________________________________________________________________________

                6.____________________________________________________________________________________

Признаки сравнения

Оксид углерода (II)

 Оксид углерода(IV)

1.Молекулярные, электронные и структурные формулы.

2.Физические свойства, влияние на живые организмы.

4. Получение

5. Химические свойства

 

6.Применение

     

    Задание№1  Пользуясь текстом учебника, разберите строение молекулы оксида углерода (II)   стр.82  и  оксида углерода (IV) стр. 84

Разберите строение молекулы, определите вид связи. Запишите в таблицу. (3 минуты)

Задание №2 Работая с текстом учебника оксид углерода (II)   стр.84,   оксид углерода (IV) стр. 85 и отрывками из литературных произведений , объясните: какими физическими свойствами будут обладать эти соединения  и  какое физиологическое действие будут оказывать на живые организмы?  ( 3 минуты)

Отрывок из произведения «Случайный  переводчик» Артура Конан Дойла:

« - Угарный газ! – вскричал Холмс. – Подождите немного, сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло страшным  ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли»

Отрывок из произведения В. Короткевича. «Черный замок Ольшанский».

 « - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии? Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.

Почему?

Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… А поскольку он тяжелее воздуха, то остается внизу. Человеческая голова выше этой зоны. Собачья - нет…

Задание 3 на стр. 86 учебника представлены химические свойства оксида углерода (IV)   , запишите их в таблицу.

 Задание 4   Рассмотрите химические свойства угарного газа. стр. 84

Записать в таблицу реакции взаимодействия оксида углерода (II) с кислородом, с оксидом меди (II).

Реакцию  Fe2O3 + CO = Fe + CO2

 разберите с точки зрения окислительно - восстановительной реакции

     Задание 5 запишите применение оксидов углерода стр. 84 и 85.

      Химический диктант. Первый вариант выписывает номера тех высказываний, которые подходят для СО, а второй вариант для СО2.

Химический диктант 

  1. Газ, в воде практический нерастворимый
  2. Газ, заметно растворимый в воде
  3. Газообразный при обычных условиях
  4. Не имеет запаха
  5. Не сжижается
  6. Легко сжижается и затвердевает
  7. Ядовитый газ в любых концентрациях
  8. Не ядовит
  9. Горюч
  10. Не горюч
  11. Газ легче воздуха
  12. Газ тяжелее воздуха
  13. Степень окисления углерода +2
  14. Степень окисления углерода +4
  15. В молекуле между атомами ковалентная полярная связь
  16. Несолеобразующий оксид
  17. Кислотный оксид
  18. Реагирует с оксидами металлов с образованием металла и углекислого газа
  19. При пропускании через известковую воду наблюдается помутнение
  20. В реакциях может быть только окислителем
  21. В реакциях может быть и окислителем и восстановителем

Д.З

Если у вас есть ошибки с 1 по 12 вопрос - вам необходимо повторить физические свойства, если ошибки с 13 по 15 вопрос повторите строение молекул. Если ошибки допущены с 16 по 21 вопрос, обратите внимание на химические свойства оксидов.

    Изображен         ………………………



Предварительный просмотр:

Урок    Оксиды Углерода 2 и 4

   На прошлом уроке мы познакомились с углеродом — химическим элементом и простым веществом. Кратко восстановим события прошлого урока — вспомним самое важное. Для этого каждый в тетради в течение 1-2 минут запишет все, что помнит об углероде.

В это время на обратной стороне доски 1 ученик записывает строение атома углерода.

Ответы детей 

Учитель: Почему углерод проявляет  такие  степени окисления ? Подумайте и обсудите в парах с соседом по парте.

Учитель: Через 1-2 минуты к доске выходит одна пара и объясняет, используя шкалу степеней окисления

___-4________0___+2____+4________

Учитель: Приведите примеры соединений с данной степенью окисления углерода.

  Дети: http://festival.1september.ru/articles/311991/img1.gif

Учитель: Каждый, самостоятельно, учитывая объяснения учащихся у доски, выставит себе оценку за домашнее задание.

План на слайде: 1.положение в ПС

                             2. строение атома

                             3. физические свойства (аллотропные модификации)

                         4.Химические свойства

Если у вас есть записи по всем пунктам можете себе поставит отметку 5 и т.д

А теперь давайте посмотрим с вами на доску. Мы с вами записали соединения углерода со с. о. -4, 0, +2,+4  

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с  двумя соединениями углерода, и их главными характеристиками: строением, физическими, химическими свойствами, применением.

Но чтобы узнать, какие соединения углерода мы сегодня будем изучать отгадайте пожалуйста загадку сегодня наш разговор на уроке пойдет о двух братьях, но эти братья не похожи друг на друга: один из них – коварный убийца, …. А без другого невозможно протекание процесса фотосинтеза,  …

Вы догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Записываем в опорных конспектах

Оксиды углерода 2 и 4

По какому плану мы будем разбирать эти соединения?

План:  говорят дети.

  1. Строение молекулы оксидов углерода СО и СО2

                              2.Физические свойства

                              3.Физиологическое действие на организм

                          4.Химические свойства

                          5.Получение

                          6.Применение

                            Новый материал

Начнем со строения молекулы оксидов углерода (работают по парам)

 В течение 3 минут  пользуясь текстом учебником, разберите строение молекулы оксида углерода (II)   стр.82  и  оксида углерода (IV) стр. 84

Разберите строение молекулы, определите вид связи. Запишите в таблицу.  

Учитель:   рассмотрим у доски первый вопрос.

Дети: У СО - атом кислорода предоставляет одну из свободных электронных пар атому углерода, т.е. атом кислорода является донором, а атом углерода акцептором…

У СО2 – все четыре ковалентные связи полярные. Однако из-за линейного строения молекула в целом неполярна…

Записи в ок

Учитель: Рассмотрим второй вопрос плана.

Задание №2 Работая с текстом учебника оксид углерода (II)   стр.84,   оксид углерода (IV) стр. 85 и отрывками из литературных произведений , объясните: какими физическими свойствами будут обладать эти соединения  и  какое физиологическое действие будут оказывать на живые организмы?  ( 3 минуты)

Дети работают в группах по второму вопросу плана. приложения ( отрывки произведений)

Учитель: Если готовы, к доске следующая группа по второму вопросу

Дети: Рассказывают физические свойства угарного газа и углекислого газа.

Действие на организм

Учитель:  Угарный газ связывается с гемоглобином крови за счет свободных электронных пар. Угарный газ содержится 5% в дыме табака и 3% выхлопные газы.

1% углекислого газа у человека вызывает головокружение и недомогание, до 4% тяжкие последствия

А при каких условиях человек может отравиться  угарным газом? Для этого мы сначала разберем как образуется оксид углерода (II) . Он образуется при горении углеродсодержащих веществ в недостатке кислорода.

 С+О2 =СО2 при недостатке кислорода С+ СО2  = 2СО

Какая первая помощь при отравлении угарным газом?

В лаборатории угарный газ получают нагреванием муравьиной кислоты с конц. Н2SO4

НСООН → СО + Н2О.

Запишите в таблице.

А теперь получим лабораторным способом углекислый газ и разберем его свойства

В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на мрамор или мел.

Как распознать углекислый газ?

Ответы детей.

 Проверяем: заносим горящую лучинку в пробирку.  СО2 не поддерживает горение. А как распознаем, что в пробирке СО2?

Ответы детей.

Пропускаем через раствор известковой воды, раствор мутнеет т.к. образуется нерастворимая соль.

Зная, что человек при дыхании выделяет СО2 , мы можем провести качественную реакцию. У вас на партах есть пробирки с известковой водой и трубочки. Осторожно, соблюдая правила ТБ, попробуйте выдохнуть через трубочку в этот раствор. Раствор должен помутнеть.  

По химическим свойствам  СО2 какой оксид?

Ответы детей. Кислотный.

Значит для него характерны все свойства кислотных оксидов. С чем взаимодействуют кислотные оксиды?

Ответы детей.

Задание №3 на стр. 86 учебника представлены химические свойства оксида углерода (IV)  , запишите их в таблицу, а три ученика работают у доски записывают взаимодействие:

  1. С водой
  2.  С основным оксидом СаО
  3. Качественная реакция на распознавание углекислого газа, взаимодействие с Са(ОН)2

Учитель: Теперь рассмотрим химические свойства угарного газа.

По химическим свойствам  СО какой оксид?

Ответы детей.

Оксид углерода (||) угарный газ несолеобразующий оксид.

Оксид углерода (||) на воздухе горит голубоватым пламенем: 2СО + О2 = 2СО2

может восстанавливать металлы из их оксидов. Реакцию

Fe2O3 + CO = Fe + CO2 разберите с точки зрения окислительно- восстановительной реакции.

Ученик у доски

Учитель: А теперь рассмотрим последний вопрос нашего плана применение оксидов углерода.

Дети прорабатывают этот вопрос и отвечают.

Учитель: Каждый себе сам поставит оценку в оценочном листе за работу над новым материалом.

Дети проставляют оценки индивидуально.

Учитель: А теперь проведем небольшой диктант и узнаем, насколько вы освоили новый материал. Для этого первый вариант выписывает номера тех высказываний, которые подходят для СО, а второй вариант для СО2.

Химический диктант 

  1. Газ, в воде практический нерастворимый
  2. Газ, заметно растворимый в воде
  3. Газообразный при обычных условиях
  4. Не имеет запаха
  5. Не сжижается
  6. Легко сжижается и затвердевает
  7. Ядовитый газ в любых концентрациях
  8. Не ядовит
  9. Горюч
  10. Не горюч
  11. Газ легче воздуха
  12. Газ тяжелее воздуха
  13. Степень окисления углерода +2
  14. Степень окисления углерода +4
  15. В молекуле между атомами ковалентная полярная связь
  16. Несолеобразующий оксид
  17. Кислотный оксид
  18. Реагирует с оксидами металлов с образованием металла и углекислого газа
  19. При пропускании через известковую воду наблюдается помутнение
  20. В реакциях может быть только окислителем
  21. В реакциях может быть и окислителем и восстановителем

Учитель: А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг друга, за каждый правильный ответ поставьте 1 балл, поставьте оценку в оценочном листе. Ответы правильные перед вами.

  • 1 вариант 1, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 13, 16, 18, 21
  • 2 вариант 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12, 14, 15, 17, 19, 20

Критерии оценок: 20 - 21 балл – “5”, 16 – 19 баллов – “4”, 10 -15 баллов – “3”, менее 10 баллов – “2”.

Поднимите руку, кто справился с диктантом на “5”, кто на “4”.

Определите сами каждый свое домашнее задание.

Если у вас есть ошибки с 1 по 12 вопрос - вам необходимо повторить физические свойства, если ошибки с 13 по 15 вопрос повторите строение молекул. Если ошибки допущены с 16 по 21 вопрос, обратите внимание на химические свойства оксидов.

Суммируйте свои оценки и выставьте одну общую оценку за работу на уроке. Перед выходом каждый сдаст мне свой оценочный лист.  

Учитель: А теперь кто желает, дополните свой рассказ.

Я узнал….

Дети проговаривают, что нового интересного они узнали за урок

Учитель: Понравился ли вам сегодняшний урок, что не понравилось?

Дети высказывают свое мнение об уроке.

Учитель: Спасибо за урок.

Оценочный лист

Ф.И. ученика

Оценка

1. Домашнее задание

 

2. Новый материал

 

3. Диктант

 

4. Итоговая оценка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор. Соединения фосфора"

Презентация к уроку химии 9 класса  "Фосфор. Соединения фосфора" + тестовый опрос по предыдущей теме "Фосфор его физические и химические свойства" . Во время объяснения нового материала вовлекают...

Век медный, бронзовый, железный. Презентация к уроку химии 9 класс.

Презентация по химии предназначена для вводного урока в тему «Металлы»  в 9 классе и полностью соответствует параграфу учебника химии О.С. Габриеляна. Она  является хорошим наглядным пособие...

Кремний и его соединения. Презентация к уроку химии 9 класс

Материал данной  презентации подобран для  урока химии в 9 классе по теме " Кремний и его содинения", полностью соответствует  учебнику химии О.С.Габриеляна и позволяет в доступной и на...

Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления"

Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления" позволит ввести новые понятия: физические и химические явления; познакомить с признаками химических реакций и условиями их протекани...

Презентация к уроку химии 8 класс на тему Соли

Конспект урока Соли 8 класс и презентация к уроку...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...