презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Оксиды углерода"
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему
Урок химии в 9 классе по теме "Оксиды углерода 2 и 4"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oksidy_ugleroda_ii_i_iv.pptx | 977.98 КБ |
opornyy_konspekt.docx | 40.31 КБ |
oksidy_ugleroda.docx | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
положение в ПС строение атома физические свойства ( аллотропные модификации) химические свойства
Оксиды углерода ( II ) и ( IV )
ЦЕЛЬ УРОКА: изучить состав, строение, свойства и применение оксидов углерода ( II ) и ( IV )
строение свойства состав применение
ОКСИД УГЛЕРОДА ( II) СО УГАРНЫЙ ГАЗ СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ СО
ОКСИД УГЛЕРОДА ( IV) УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ СО 2
Физические свойства Оксид углерода ( II ) Газ без цвета, без запаха, немного легче воздуха, плохо растворим в воде. Ядовит! Оксид углерода ( I V ) Газ без цвета, без запаха, тяжелее воздуха, хорошо растворим в воде.
Физиологическое воздействие Оксид углерода ( II ) ЯД! Он соединяется с гемоглобином , нарушая тканевое дыхание и вызывая кислородное голодание тканей . Оксид углерода ( I V ) Не токсичен, но не поддерживает дыхание. Раздражающий кожу и слизистые оболочки. В высоких концентрациях вызывает быстрое удушье вследствие недостатка кислорода.
Получение и распознавание углекислого газа СаСО 3 + HCl CaCl 2 + СО 2 + Н 2 О СО 2 + Са (ОН) 2 СаСО 3 + Н 2 О СО 2 + Са (ОН) 2 Са (НСО 3 ) 2
Получение угарного газа С+О 2 =СО 2 (избыток кислорода) С+ СО2 = 2СО (недостаток кислорода) В лаборатории: t, Н 2 S О 4 НСООН Н 2 О + СО муравьиная кислота
Задание №4 Из предложенного перечня выберите вещества, которые будут взаимодействовать с углекислым газом и запишите уравнения реакций: O 2 H 2 O Ca ( OH ) 2 HNO 3 MgO
Задание №4 Из предложенного перечня выберите вещества, которые будут взаимодействовать с углекислым газом и запишите уравнения реакций: O 2 H 2 O Ca ( OH ) 2 HNO 3 MgO
Химические свойства оксида углерода ( II ) Оксид углерода ( II ) на воздухе горит голубоватым пламенем: 2СО + О 2 = 2СО 2 Восстанавливает металлы из их оксидов: Fe 2 O 3 + CO = Fe + CO 2
Применение Оксид углерода ( II ) В смеси с H 2 и другими горючими газами в качестве топлива; Восстановитель в металлургии ; Для обработки мяса животных и рыбы, придает им ярко красный цвет и вид свежести, не изменяя вкуса. Оксид углерода ( I V ) В пищевой промышленности используется как консервант; В качестве разрыхлителя теста; Сухой лёд используется в качестве хладагента в ледниках и морозильных установках; Баллоны с жидкой углекислотой широко применяются в качестве огнетушителей; Для производства газированной воды и лимонада;
Химический диктант Из предложенного перечня высказываний выберите те, которые являются истинными для 1 вариант: угарного газа 2 вариант: углекислого газа
Ответы. 1 вариант 1, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 13, 16, 18, 21 2 вариант 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12, 14, 15, 17, 19, 20
Критерии оценок: 20 - 21 балл – “5”, 16 – 19 баллов – “4”, 10 -15 баллов – “3”, менее 10 баллов – “2”.
Домашнее задание. Если у вас есть ошибки с 1 по 12 вопрос физические свойства, Если ошибки с 13 по 15 вопрос повторите строение молекул. Если ошибки допущены с 16 по 21 вопрос, обратите внимание на химические свойства оксидов. §26, 27 упр. 8 стр.90
Предварительный просмотр:
Тема урока: _____________________________________________________
Цель: __________________________________________________________
______________________________________________________________
Проверка домашнего задания:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка _________________________
Изучение нового материала.
План изучения нового материала:
1.______________________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________________
6.____________________________________________________________________________________
Признаки сравнения | Оксид углерода (II) | Оксид углерода(IV) |
1.Молекулярные, электронные и структурные формулы. | ||
2.Физические свойства, влияние на живые организмы. | ||
4. Получение | ||
5. Химические свойства |
| |
6.Применение |
Задание№1 Пользуясь текстом учебника, разберите строение молекулы оксида углерода (II) стр.82 и оксида углерода (IV) стр. 84
Разберите строение молекулы, определите вид связи. Запишите в таблицу. (3 минуты)
Задание №2 Работая с текстом учебника оксид углерода (II) стр.84, оксид углерода (IV) стр. 85 и отрывками из литературных произведений , объясните: какими физическими свойствами будут обладать эти соединения и какое физиологическое действие будут оказывать на живые организмы? ( 3 минуты)
Отрывок из произведения «Случайный переводчик» Артура Конан Дойла:
« - Угарный газ! – вскричал Холмс. – Подождите немного, сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли»
Отрывок из произведения В. Короткевича. «Черный замок Ольшанский».
« - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии? Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.
Почему?
Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… А поскольку он тяжелее воздуха, то остается внизу. Человеческая голова выше этой зоны. Собачья - нет…
Задание 3 на стр. 86 учебника представлены химические свойства оксида углерода (IV) , запишите их в таблицу.
Задание 4 Рассмотрите химические свойства угарного газа. стр. 84
Записать в таблицу реакции взаимодействия оксида углерода (II) с кислородом, с оксидом меди (II).
Реакцию Fe2O3 + CO = Fe + CO2
разберите с точки зрения окислительно - восстановительной реакции
Задание 5 запишите применение оксидов углерода стр. 84 и 85.
Химический диктант. Первый вариант выписывает номера тех высказываний, которые подходят для СО, а второй вариант для СО2.
Химический диктант
- Газ, в воде практический нерастворимый
- Газ, заметно растворимый в воде
- Газообразный при обычных условиях
- Не имеет запаха
- Не сжижается
- Легко сжижается и затвердевает
- Ядовитый газ в любых концентрациях
- Не ядовит
- Горюч
- Не горюч
- Газ легче воздуха
- Газ тяжелее воздуха
- Степень окисления углерода +2
- Степень окисления углерода +4
- В молекуле между атомами ковалентная полярная связь
- Несолеобразующий оксид
- Кислотный оксид
- Реагирует с оксидами металлов с образованием металла и углекислого газа
- При пропускании через известковую воду наблюдается помутнение
- В реакциях может быть только окислителем
- В реакциях может быть и окислителем и восстановителем
Д.З
Если у вас есть ошибки с 1 по 12 вопрос - вам необходимо повторить физические свойства, если ошибки с 13 по 15 вопрос повторите строение молекул. Если ошибки допущены с 16 по 21 вопрос, обратите внимание на химические свойства оксидов.
Изображен ………………………
Предварительный просмотр:
Урок Оксиды Углерода 2 и 4
На прошлом уроке мы познакомились с углеродом — химическим элементом и простым веществом. Кратко восстановим события прошлого урока — вспомним самое важное. Для этого каждый в тетради в течение 1-2 минут запишет все, что помнит об углероде.
В это время на обратной стороне доски 1 ученик записывает строение атома углерода.
Ответы детей
Учитель: Почему углерод проявляет такие степени окисления ? Подумайте и обсудите в парах с соседом по парте.
Учитель: Через 1-2 минуты к доске выходит одна пара и объясняет, используя шкалу степеней окисления
___-4________0___+2____+4________
Учитель: Приведите примеры соединений с данной степенью окисления углерода.
Дети:
Учитель: Каждый, самостоятельно, учитывая объяснения учащихся у доски, выставит себе оценку за домашнее задание.
План на слайде: 1.положение в ПС
2. строение атома
3. физические свойства (аллотропные модификации)
4.Химические свойства
Если у вас есть записи по всем пунктам можете себе поставит отметку 5 и т.д
А теперь давайте посмотрим с вами на доску. Мы с вами записали соединения углерода со с. о. -4, 0, +2,+4
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с двумя соединениями углерода, и их главными характеристиками: строением, физическими, химическими свойствами, применением.
Но чтобы узнать, какие соединения углерода мы сегодня будем изучать отгадайте пожалуйста загадку сегодня наш разговор на уроке пойдет о двух братьях, но эти братья не похожи друг на друга: один из них – коварный убийца, …. А без другого невозможно протекание процесса фотосинтеза, …
Вы догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Записываем в опорных конспектах
Оксиды углерода 2 и 4
По какому плану мы будем разбирать эти соединения?
План: говорят дети.
- Строение молекулы оксидов углерода СО и СО2
2.Физические свойства
3.Физиологическое действие на организм
4.Химические свойства
5.Получение
6.Применение
Новый материал
Начнем со строения молекулы оксидов углерода (работают по парам)
В течение 3 минут пользуясь текстом учебником, разберите строение молекулы оксида углерода (II) стр.82 и оксида углерода (IV) стр. 84
Разберите строение молекулы, определите вид связи. Запишите в таблицу.
Учитель: рассмотрим у доски первый вопрос.
Дети: У СО - атом кислорода предоставляет одну из свободных электронных пар атому углерода, т.е. атом кислорода является донором, а атом углерода акцептором…
У СО2 – все четыре ковалентные связи полярные. Однако из-за линейного строения молекула в целом неполярна…
Записи в ок
Учитель: Рассмотрим второй вопрос плана.
Задание №2 Работая с текстом учебника оксид углерода (II) стр.84, оксид углерода (IV) стр. 85 и отрывками из литературных произведений , объясните: какими физическими свойствами будут обладать эти соединения и какое физиологическое действие будут оказывать на живые организмы? ( 3 минуты)
Дети работают в группах по второму вопросу плана. приложения ( отрывки произведений)
Учитель: Если готовы, к доске следующая группа по второму вопросу
Дети: Рассказывают физические свойства угарного газа и углекислого газа.
Действие на организм
Учитель: Угарный газ связывается с гемоглобином крови за счет свободных электронных пар. Угарный газ содержится 5% в дыме табака и 3% выхлопные газы.
1% углекислого газа у человека вызывает головокружение и недомогание, до 4% тяжкие последствия
А при каких условиях человек может отравиться угарным газом? Для этого мы сначала разберем как образуется оксид углерода (II) . Он образуется при горении углеродсодержащих веществ в недостатке кислорода.
С+О2 =СО2 при недостатке кислорода С+ СО2 = 2СО
Какая первая помощь при отравлении угарным газом?
В лаборатории угарный газ получают нагреванием муравьиной кислоты с конц. Н2SO4
НСООН → СО + Н2О.
Запишите в таблице.
А теперь получим лабораторным способом углекислый газ и разберем его свойства
В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на мрамор или мел.
Как распознать углекислый газ?
Ответы детей.
Проверяем: заносим горящую лучинку в пробирку. СО2 не поддерживает горение. А как распознаем, что в пробирке СО2?
Ответы детей.
Пропускаем через раствор известковой воды, раствор мутнеет т.к. образуется нерастворимая соль.
Зная, что человек при дыхании выделяет СО2 , мы можем провести качественную реакцию. У вас на партах есть пробирки с известковой водой и трубочки. Осторожно, соблюдая правила ТБ, попробуйте выдохнуть через трубочку в этот раствор. Раствор должен помутнеть.
По химическим свойствам СО2 какой оксид?
Ответы детей. Кислотный.
Значит для него характерны все свойства кислотных оксидов. С чем взаимодействуют кислотные оксиды?
Ответы детей.
Задание №3 на стр. 86 учебника представлены химические свойства оксида углерода (IV) , запишите их в таблицу, а три ученика работают у доски записывают взаимодействие:
- С водой
- С основным оксидом СаО
- Качественная реакция на распознавание углекислого газа, взаимодействие с Са(ОН)2
Учитель: Теперь рассмотрим химические свойства угарного газа.
По химическим свойствам СО какой оксид?
Ответы детей.
Оксид углерода (||) угарный газ несолеобразующий оксид.
Оксид углерода (||) на воздухе горит голубоватым пламенем: 2СО + О2 = 2СО2
может восстанавливать металлы из их оксидов. Реакцию
Fe2O3 + CO = Fe + CO2 разберите с точки зрения окислительно- восстановительной реакции.
Ученик у доски
Учитель: А теперь рассмотрим последний вопрос нашего плана применение оксидов углерода.
Дети прорабатывают этот вопрос и отвечают.
Учитель: Каждый себе сам поставит оценку в оценочном листе за работу над новым материалом.
Дети проставляют оценки индивидуально.
Учитель: А теперь проведем небольшой диктант и узнаем, насколько вы освоили новый материал. Для этого первый вариант выписывает номера тех высказываний, которые подходят для СО, а второй вариант для СО2.
Химический диктант
- Газ, в воде практический нерастворимый
- Газ, заметно растворимый в воде
- Газообразный при обычных условиях
- Не имеет запаха
- Не сжижается
- Легко сжижается и затвердевает
- Ядовитый газ в любых концентрациях
- Не ядовит
- Горюч
- Не горюч
- Газ легче воздуха
- Газ тяжелее воздуха
- Степень окисления углерода +2
- Степень окисления углерода +4
- В молекуле между атомами ковалентная полярная связь
- Несолеобразующий оксид
- Кислотный оксид
- Реагирует с оксидами металлов с образованием металла и углекислого газа
- При пропускании через известковую воду наблюдается помутнение
- В реакциях может быть только окислителем
- В реакциях может быть и окислителем и восстановителем
Учитель: А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг друга, за каждый правильный ответ поставьте 1 балл, поставьте оценку в оценочном листе. Ответы правильные перед вами.
- 1 вариант 1, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 13, 16, 18, 21
- 2 вариант 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12, 14, 15, 17, 19, 20
Критерии оценок: 20 - 21 балл – “5”, 16 – 19 баллов – “4”, 10 -15 баллов – “3”, менее 10 баллов – “2”.
Поднимите руку, кто справился с диктантом на “5”, кто на “4”.
Определите сами каждый свое домашнее задание.
Если у вас есть ошибки с 1 по 12 вопрос - вам необходимо повторить физические свойства, если ошибки с 13 по 15 вопрос повторите строение молекул. Если ошибки допущены с 16 по 21 вопрос, обратите внимание на химические свойства оксидов.
Суммируйте свои оценки и выставьте одну общую оценку за работу на уроке. Перед выходом каждый сдаст мне свой оценочный лист.
Учитель: А теперь кто желает, дополните свой рассказ.
Я узнал….
Дети проговаривают, что нового интересного они узнали за урок
Учитель: Понравился ли вам сегодняшний урок, что не понравилось?
Дети высказывают свое мнение об уроке.
Учитель: Спасибо за урок.
Оценочный лист
Ф.И. ученика | Оценка |
1. Домашнее задание |
|
2. Новый материал |
|
3. Диктант |
|
4. Итоговая оценка |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор. Соединения фосфора"
Презентация к уроку химии 9 класса "Фосфор. Соединения фосфора" + тестовый опрос по предыдущей теме "Фосфор его физические и химические свойства" . Во время объяснения нового материала вовлекают...
Век медный, бронзовый, железный. Презентация к уроку химии 9 класс.
Презентация по химии предназначена для вводного урока в тему «Металлы» в 9 классе и полностью соответствует параграфу учебника химии О.С. Габриеляна. Она является хорошим наглядным пособие...
Кремний и его соединения. Презентация к уроку химии 9 класс
Материал данной презентации подобран для урока химии в 9 классе по теме " Кремний и его содинения", полностью соответствует учебнику химии О.С.Габриеляна и позволяет в доступной и на...
Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления"
Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления" позволит ввести новые понятия: физические и химические явления; познакомить с признаками химических реакций и условиями их протекани...
Презентация к уроку химии 8 класс на тему Соли
Конспект урока Соли 8 класс и презентация к уроку...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...