Рабочая программа по химии в 10-11 классе, Новошинский Н.И., профильный уровень
рабочая программа по химии (10, 11 класс) на тему

Ломовская Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по химии в 10-11 классе профильного уровня, 3 раза в неделю по учебнику Новошинский Н.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_himiya_10-11_profil_novoshinskiy.docx58.55 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ru   http://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

ГБОУ Школы № 281

_________ / Бойкова Н.К./

«____» _______________ 2018 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

ГБОУ Школы №  281

___________  /Катанский А.А./

«____» _______________ 2018 г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по предмету ХИМИЯ

 на уровень среднего  общего образования
10 - 11 класс

Уровень профильный – 204 часа, 3 раза в неделю

Составитель: учитель Ломовская Татьяна Юрьевна

2018 - 2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа реализуется в учебниках Новошинский Н.И., Новошинская Н.С. «Химия. Учебник для 10 класса. Профильный  уровень», Новошинский Н.И., Новошинская Н.С. «Органическая химия, 11 класс. Профильный уровень". С целью сохранения единого образовательного пространства в городе Москве в 10 классе изучается органическая химия, в связи с этим используется учебник для 11 класса, а в 11 классе изучается курс общей химии, используется учебник для 10 класса.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования устанавливает следующие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

к личностным результатам освоения основной образовательной программы:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

2) формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

к предметным результатам освоения основной образовательной программы, относящимся к учебному предмету «Химия»:

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен научиться

знать/понимать

 роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

 важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул,

моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

 основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

 основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

 классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

 природные источники углеводородов и способы их переработки;

 вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь

 называть изученные вещества по «тривиальной» и международной

номенклатурам;

 определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

 характеризовать: s-, p- и d- элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

 проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

 осуществлять самостоятельный поиск химической информации с

использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

 объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

 экологически грамотного поведения в окружающей среде;

 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

 безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

 определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

 распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

 оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

 критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников;

 приобретение практического опыта деятельности, предшествующей

профессиональной в основе которой лежит данный учебный предмет

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

10 КЛАСС (ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ)

(3 ч в неделю, всего 102 ч – из них 2 ч резервное время)

Введение в органическую химию (4ч)

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.

 Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения.

Валентные состояния атома углерода.

Реакции с участием органических веществ. Классификация реакций в органической химии. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентных связей.

Демонстрации

1. Образцы органических веществ, изделия из них.

2. Модели молекул бутана и изобутана.

3. Кинофильм «А. М. Бутлеров и теория строения органических веществ»

 

УГЛЕВОДОРОДЫ (37 ч)

Тема 1. Предельные углеводороды (9 ч)

Алканы. Электронное и пространственное строение алканов на примерах метана, этана и пропана. sp3-гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета.

Изомерия в ряду радикалов. Конформации.

Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы и строения. Химические свойства: галогенирование, нитрование, горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация, ароматизация). Конверсия метана. Механизм реакции замещения. Избирательный характер реакции замещения. Каталитическое окисление метана кислородом воздуха. Индуктивный эффект. Нахождение в природе, получение и применение алканов.

Демонстрации

1. Таблица «Гомологический ряд предельных углеводородов и их алкильных радикалов».

2. Схемы образования ковалентной связи в неорганических и органических соединениях.

3. Модели молекул метана и других углеводородов.

4.Определение элементного состава метана по продуктам горения.

5. Отношение парафина к воде и керосину или бензину.

6. Ознакомление с химическими свойствами метана: горение, взрыв смеси метана с воздухом, отношение к

растворам кислот и щелочей, бромной воде и раствору перманганата калия.

7. Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода.

Лабораторный опыт 1

Изготовление моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных (выполняется дома).

Практическая работа1. 

 Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях.    

Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях.  

Тема 2. Непредельные углеводороды (13 ч)

Алкены. Электронное и пространственное строение молекул этилена. sp2-гибридизация орбиталей атома углерода. σ-связи и π-связи. Гомологический ряд и номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи. Межклассовая и пространственная изомерия.

Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства: реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления, полимеризации и замещения. Правило Марковникова. Механизм реакций электрофильного присоединения. Исключения из правила Марковникова.

Промышленные и лабораторные методы получения алкенов. Реакции элиминирования (отщепления).

Правило Зайцева. Основные области применения алкенов.

Алкадиены. Электронное строение молекулы бутадиена­1,3. Сопряженные связи. Изомерия и номенклатура. Бутадиен-1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.

Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sp-гибридизация орбиталей атома углерода. Особенности тройной связи. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства. Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления и полимеризации. Кислотные свойства алкинов. Ацетилениды. Получение и применение алкинов.

Демонстрации

1. Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».

2. Модели молекулы этилена.

3. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата

калия.

4. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.

5. Разложение каучука при нагревании и испытание на непредельность продуктов разложения.

6. Модели молекулы ацетилена.

7. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой и

раствором перманганата калия.

Лабораторный опыт 2

Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена и полипропилена.

Лабораторный опыт 3

Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.

Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Расчёты по химическим уравнениям, характеризующим свойства и способы получения алкенов, при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. 3. Комбинированные задачи.

Тема 3. Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов (15 ч)

Циклоалканы. Строение, изомерия, номенклатура. Получение, свойства и применение. Особенности химических свойств соединений, обусловленные строением молекул.

Арены. Электронное и пространственное строение молекулы бензола. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия аренов. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование, алкилирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Механизм реакции электрофильного замещения.

Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции с участием бензольного кольца и боковой цепи).

Стирол — ароматический углеводород, содержащий кратную связь в боковой цепи. Особенности химических свойств стирола. Получение полистирола и бутадиен-стирольного каучука.

Получение бензола и его гомологов. Применение ароматических углеводородов.

Взаимосвязь предельных, непредельных, ароматических углеводородов и водородных соединений неметаллов. Классификация углеводородов. Генетическая связь гомологических рядов. Связь строения углеводородов с их свойствами.

Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование как источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг, ароматизация (риформинг) и пиролиз нефтепродуктов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Октановое число бензинов.

Каменный уголь. Коксование каменного угля и применение продуктов коксохимического производства.

Демонстрации

1. Модели молекулы бензола.

2. Бензол как растворитель. Экстракция иода из иодной воды.

3. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия.

4. Нитрование и горение бензола.

5. Окисление толуола.

Лабораторный опыт 4

Изготовление моделей молекул циклопарафинов.

Лабораторный опыт 5

Ознакомление с коллекцией образцов нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ (32 ч)

Тема 4. Галогенопроизводные углеводородов  (3 ч)

Функциональная группа, изомерия, номенклатура. Некоторые особенности галогенопроизводных углеводородов. Получение, химические свойства: реакции нуклеофильного замещения, отщепления. Мезомерный эффект. Применение галогенопроизводных.

Тема 5. Гидроксильные производные углеводородов (10 ч)

Спирты. Функциональная группа, классификация: одноатомные, многоатомные; предельные, непредельные, ароматические; первичные, вторичные, третичные спирты.

Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия и строение. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные замещением атома водорода в гидроксильной группе и свойствами гидроксильной группы, окисление. Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.

Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств. Получение и практическое использование.

Качественные реакции на одноатомные и многоатомные спирты.

Фенолы. Строение фенола, взаимное влияние атомов в молекуле. Физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца. Качественные реакции на фенол. Получение и промышленное использование. Действие фенола на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Ароматические спирты.

Демонстрации

1. Сравнение физических свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде).

2. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием и дихроматом натрия в кислотной среде.

3. Качественные реакции на одноатомные и многоатомные спирты.

4. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.

5. Качественные реакции на фенол.

6. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.

Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.

Практическая работа 2.

Спирты.

Тема 6. Карбонильные соединения (3 ч)

Альдегиды. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Электронное строение карбонильной группы, особенности двойной связи. Физические и химические свойства: реакции присоединения, окисления, полимеризации, замещения по α-атому углерода. Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации. Получение феноло-формальдегидной смолы. Общие методы получения альдегидов. Применение ацетальдегида и формальдегида. Действие альдегидов на живые организмы.

Кетоны. Номенклатура, изомерия, строение. Особенности реакции окисления. Ацетон, получение и промышленное использование.

Демонстрации

1. Модели молекул метаналя и этаналя.

2. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра.

3. Сравнение действия перманганата калия на альдегид и кетон.

4. Ацетон как растворитель.

Лабораторный опыт 6

Качественные реакции на альдегиды.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

Тема 7. Карбоновые кислоты и их производные (6 ч)

Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные, ароматические; одно- и многоосновные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия, электронное строение карбоксильной группы. Физические свойства, водородная связь. Химические свойства: диссоциация кислот, взаимодействие с металлами, основаниями, оксидами, солями, спиртами; реакции с участием углеводородного радикала. Изменение силы кислот под влиянием заместителей в углеводородном радикале.

Производные кислот: галогенангидриды, ангидриды, амиды. Реакции с участием двойной связи карбоксильной группы. Реакции окисления.

Особенности строения и свойств муравьиной кислоты. Общие способы получения кислот. Получение и применение муравьиной и уксусной кислот. Высшие карбоновые кислоты.

Двухосновные, непредельные и ароматические кислоты.

Сравнительная характеристика органических и неорганических кислот.

Демонстрации

1. Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».

2. Образцы различных карбоновых кислот.

3. Действие индикаторов на органические кислоты.

4. Качественная реакция на муравьиную кислоту.

5. Отношение олеиновой кислоты к бромной воде и раствору перманганата калия.

Практическая работа 3

Свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

Тема 8. Эфиры (4 ч)

Простые эфиры. Номенклатура, изомерия, получение. Диэтиловый эфир — представитель простых эфиров, физические свойства, применение.

Сложные эфиры. Состав, номенклатура, изомерия. Реакция этерификации. Гидролиз, восстановление и горение сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.

Жиры. Состав, строение, номенклатура. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.

Мыла — соли высших карбоновых кислот. Моющее действие мыла. Синтетические моющие средства (CMC), состав, особенности свойств. Защита природы от загрязнения CMC.

Лабораторный опыт 7

Получение сложного эфира.

Лабораторный опыт 8

Свойства жиров.

Лабораторный опыт 9

Свойства моющих средств.

Практическая работа 4

Решение экспериментальных задач.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

Тема 9. Азотсодержащие соединения (6 ч)

Нитросоединения. Классификация (алифатические, ароматические и т. д.), номенклатура, получение, физические и химические свойства, применение.

Предельные алифатические амины. Состав, номенклатура и изомерия аминов. Строение аминогруппы. Физические и химические свойства. Амины как органические основания, взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение.

Анилин — представитель ароматических аминов. Строение молекулы, причины ослабления основных свойств в сравнении с аминами предельного ряда. Получение анилина из нитробензола (реакция Зинина), физические и химические свойства. Области применения.

Сравнительная характеристика органических и неорганических оснований.

Демонстрации

1. Опыты с метиламином: горение, подтверждение щелочных свойств раствора и способности к образованию солей.

2. Взаимодействие анилина с соляной кислотой и бромной водой.

3. Окраска ткани анилиновым красителем.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

III. БИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (12ч)

Тема 10. Аминокислоты и белки (4 ч)

Аминокислоты. Состав, номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Биполярный ион. Синтез пептидов, их строение. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.

Белки как биополимеры. Состав и строение белков. Структуры: первичная, вторичная, третичная и четвертичная. Характеристика связей, поддерживающих эти структуры. Физические и химические свойства белков, цветные реакции на белки. Синтез белков. Превращения белков в организме. Биологическая роль пищевых белков. Успехи науки в изучении строения и синтезе белков.

Демонстрации

1. Образцы аминокислот.

2. Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.

3. Растворение белков в воде.

4. Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.

5. Обнаружение белка в молоке.

Лабораторный опыт 10

Качественные реакции на белки.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

Тема 11. Углеводы (8ч)

Моносахариды

Глюкоза. Состав и строение молекулы: альдегидная и циклическая формы. Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль и применение.

Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль.

Рибоза и дезоксирибоза. Состав, строение.

Дисахариды

Сахароза. Состав, строение, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.

Мальтоза как изомер сахарозы. Сравнение строения и свойств мальтозы и сахарозы. Лактоза. Применение мальтозы и лактозы.

Полисахариды

Крахмал — природный полимер. Состав (амилоза и амилопектин), строение, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Биологическая роль крахмала. Превращения крахмала в организме. Гликоген, его роль в организме человека и животных.

Целлюлоза — природный полимер. Строение и свойства целлюлозы в сравнении с крахмалом. Нахождение в природе, биологическая роль, получение и применение целлюлозы.

Волокна. Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах, ацетатное и вискозное волокна. Синтетические волокна. Полиамидное (капрон) и полиэфирное (лавсан) волокна, их строение, свойства, практическое использование.

Демонстрации

1. Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.

2. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.

3. Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) при обычных условиях и при нагревании.

4. Гидролиз сахарозы.

5. Гидролиз целлюлозы и крахмала.

6. Взаимодействие крахмала с иодом.

7. Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделий из них.

Практическая работа 5

Углеводы.

Практическая работа 6

Решение экспериментальных задач.

Практическая работа 7

Волокна.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы

IV. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ГЕТЕРОЦИКЛИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

(3 ч)

Пиррол, пиридин, пиримидин. Строение, свойства и применение. Пиримидиновые основания. Пурин и пуриновые основания.

Нуклеиновые кислоты. Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. Состав мономеров — нуклеотидов (остатки молекул пиримидинового или пуринового основания, рибозы или дезоксирибозы, фосфорной кислоты). ДНК и РНК. Роль водородных связей в поддержании структуры нуклеиновых кислот. Первичная и вторичная структуры ДНК. Принцип комплементарности в построении двойной спирали ДНК. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка.

Демонстрация

Модель двойной спирали ДНК.

V. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (4 ч)

Ферменты — биологические катализаторы. Классификация ферментов. Каталитическое действие ферментов и небиологических катализаторов в сравнении. Применение и биологическое значение ферментов.

Витамины. Водорастворимые и жирорастворимые витамины и их биологическое действие. Витамин С (аскорбиновая кислота). Получение и применение витаминов, их биологическая роль.

Гормоны. Классификация гормонов: стероидные, пептидные и белковые. Гормоны — производные тирозина. Биологическое действие гормонов. Физиологическая активность ферментов, витаминов и гормонов в сравнении.

Лекарственные препараты. Классификация лекарственных препаратов. Биологическое действие лекарств. Механизм действия молекул белого стрептоцида на бактерию. Явление привыкания микроорганизмов к тому или иному препарату.

Демонстрации

1. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины.

2. Образцы лекарственных препаратов.

VI. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (7ч + 3ч резерв)

Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце.

Высокомолекулярные соединения (полимеры). Мономер, структурное звено, полимер, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Линейная, разветвленная и пространственная структура полимеров.

Аморфное и кристаллическое строение. Зависимость свойств полимеров от молекулярной массы, состава и структуры макромолекул. Термопластичные и термореактивные полимеры. Деструкция полимеров. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений — полимеризация и поликонденсация. Применение полимеров.

Пластические массы (композиты), их состав и свойства. Охрана окружающей среды от загрязнения синтетическими

полимерами.

Классификация органических соединений. Классы органических соединений и взаимосвязь между ними. Наличие взаимосвязи между неорганическими и органическими веществами. Примеры различных переходов от углеводородов к веществам всех изученных классов органических соединений. Значение превращений углеводородов для понимания процессов, происходящих в природе, на производстве, в быту.

Демонстрации

Образцы полимеров, изделия из них.

Практическая работа 8

Полимеры.

11 КЛАСС (ОБЩАЯ ХИМИЯ)

(3 ч в неделю; всего 102 ч– из них 2 ч резервное время)

I. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (20 ч)

Тема 1.  Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (7 ч)

Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Заряд ядра — важнейшая характеристика атома.

Нуклиды и изотопы.

Развитие представлений о сложном строении атома. Состояние электронов в атоме. Двойственная природа электрона. Атомная орбиталь и электронное облако. Понятие о квантовых числах. Форма s-, p-, d-орбиталей. Принцип Паули. Максимальное число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Принцип наименьшей энергии и электронная формула атома. Электронная классификация элементов: s-, p­, d-, f-семейства. Валентные

электроны s-, p-, d-, f-элементов. Правило Хунда и графическая схема строения электронных слоев атомов (электронно-графическая формула атома).

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Современная формулировка периодического закона. Структура Периодической системы. Строение

атомов элементов малых и больших периодов, главных и побочных подгрупп. Физический смысл номеров периода и группы. Изменение характеристик и свойств атомов элементов и их соединений (вертикальная и горизонтальная периодичность, диагональное сходство). Физический смысл периодического закона. Общая характеристика элемента и свойств его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Предсказание свойств веществ на основе периодического закона. Значение периодического закона для развития науки и понимания

научной картины мира.

Демонстрации

1. Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева.

2. Модели электронных облаков разной формы.

3.Плакаты с электронными и электронно-графическими формулами атомов элементов малых и больших

периодов.

4.Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева» (фрагмент).

строения атома. Современная формулировка периодического закона.

Тема 2. Химическая связь (13 ч)

Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный.

Полярная и неполярная ковалентные связи.

Валентность и валентные возможности атома в свете теорий строения атома и химической связи. Валентные электроны и валентные орбитали (орбитали с неспаренными электронами, неподеленными электронными парами, свободные орбитали). Основное и возбужденное состояние атома.

Комплексные соединения. Состав комплексного соединения: комплексообразователь, лиганды. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сферы комплексного соединения. Классификация комплексных соединений: соединения с комплексным анионом, комплексным катионом, нейтральные комплексы. Номенклатура комплексных соединений. Составление формулы комплексного соединения. Механизм образования комплексных соединений. Донорно-акцепторное взаимодействие комплексообразователя и

лигандов. Диссоциация и определение комплексных соединений. Значение комплексных соединений в химической технологи и жизнедеятельности организмов.

Основные характеристики ковалентной связи: энергия связи, длина связи, валентные углы, насыщаемость, направленность и поляризуемость. σ-связь и π-связи.

Гибридизация атомных орбиталей. Виды гибридизации атомных орбиталей. Пространственное строение (геометрия) молекул (линейные, треугольные, тетраэдрические, пирамидальные и угловые молекулы). Полярность молекул. Полярные и неполярные молекулы. Зависимость типа молекул от вида химической связи и строения молекул.

Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи.

Степень окисления и валентность. Правила определения степеней окисления атомов в соединениях.

Водородная связь. Влияние водородной связи на свойства веществ. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химической связи.

Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. Кристаллические и аморфные вещества.

Типы кристаллических решеток: ионные, атомные, молекулярные и металлические.

Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Демонстрации

1. Модели пространственного расположения sp-, sp2-,sp3-гибридных орбиталей.

2. Модели молекул различной геометрической формы.

3. Плакаты со схемами образования ковалентной, ионной, водородной и металлической химической связи.

4. Плакат со схемами образования молекул линейной, треугольной, тетраэдрической и угловой формы.

5. Модели кристаллических решеток, коллекция кристаллов.

6. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода, нагревание кварца, серы и поваренной соли).

7. Получение комплексного соединения — гидроксида тетраамминмеди(II).

Лабораторный опыт 1

Получение катионных аквакомплексов и анионных гидроксокомплексов хрома(III).

II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (41 ч)

Тема 3. Химические реакции и закономерности их протекания (14 ч)

Сущность химической реакции (процесс разрыва связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции). Энергетика химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект. Энтальпия. Термохимические уравнения. Закон Гесса, его применение для термохимических расчетов. Стандартная теплота (энтальпия) образования химических соединений. Понятие об энтропии. Энергия Гиббса. Условия принципиальной возможности протекания реакции.

Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость гомо- и гетерогенных реакций. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. Закон действующих масс. Константа скорости реакции. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Энергия активации. Катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в интенсификации технологических процессов.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Равновесные концентрации. Константа равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (температура, давление и концентрация реагентов). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.

Демонстрации

1.Экзо- и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония).

2. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами при разных концентрациях и температурах).

3. Влияние площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ на

(взаимодействие гранул и порошка цинка или мела с соляной кислотой одинаковой концентрации).

4. Влияние температуры на химическое равновесие (взаимодействие иода с крахмалом).

Лабораторный опыт 2

Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ.

Практическая работа 1

Скорость химической реакции.

Расчетные задачи

Решение задач с использованием:

1. Закона Гесса.

2. Правила Вант-Гоффа.

3. Закона действующих масс.

4. Константы равновесия.

5. Расчет изменения энтропии реакции.

6. Расчет изменения энергии Гиббса реакции.

 

Тема 4. Химические реакции в водных растворах (14 ч)

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем. Представление о коллоидных растворах. Эффект Тиндаля. Суспензии, эмульсии. Истинные растворы.

Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Кристаллогидраты. Химическое равновесие при растворении. Растворимость веществ в воде. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Способы выражения состава растворов. Массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации. Значение растворов в жизнедеятельности организмов, быту, промышленности.

Электролитическая диссоциация. Зависимость диссоциации от характера химических связей в электролитах. Степень диссоциации электролитов. Факторы, влияющие на степень диссоциации. Слабые и сильные электролиты.

Константа диссоциации. Смещение ионного равновесия в растворе слабого электролита.

Произведение растворимости.

Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН). Индикаторы. Роль водородного показателя в химических и биологических процессах.

Положение элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их гидроксидов. Современные представления о природе кислот и оснований.

Реакции ионного обмена. Условия необратимого протекания реакции: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита или комплексного иона.

Реакции, протекающие до состояния равновесия. Реакции, не протекающие в растворе.

Гидролиз солей. Обратимый гидролиз солей. Сущность процесса гидролиза. Различные случаи гидролиза солей. Степень гидролиза. Смещение равновесия гидролиза. Ступенчатый гидролиз. Гидролиз солей в свете протонной теории. Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся солей. Необратимый (полный) гидролиз солей и бинарных соединений. Механизм полного гидролиза солей.

Демонстрации

1. Образцы дисперсных систем с жидкой средой.

2. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.

3. Эффект Тиндаля.

4. Образование и дегидратация кристаллогидратов.

5. Насыщенный, ненасыщенный и пересыщенный растворы.

6. Факторы, влияющие на растворимость веществ.

7. Таблица «Положение элементов в Периодической системе и характер диссоциации их гидроксидов».

8. Окраска индикаторов в различных средах.

9. Гидролиз солей различных типов. Полный гидролиз соли.

Лабораторный опыт 3

Тепловые явления при растворении.

Лабораторный опыт 4

Приготовление раствора заданной молярной концентрации.

Лабораторный опыт 5

Реакции ионного обмена в растворе.

Лабораторный опыт 6

Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся солей.

Практическая работа 2

Методы очистки веществ.

Практическая работа 3

Гидролиз солей.

Расчетные задачи

1. Расчет массовой доли растворенного вещества.

2. Вычисление растворимости веществ в воде.

3. Вычисление молярной и моляльной концентрации растворенного вещества.

Тема 5. Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов (13 ч) 

Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Восстановители и окислители. Окислительно-восстановительная двойственность. Изменение окислительно-восстановительных свойств простых веществ в зависимости от положения образующих их элементов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.

Классификация окислительно-восстановительных реакций (межмолекулярные, внутримолекулярные и реакции диспропорционирования).

Особые случаи составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций). Органические вещества в окислительно-восстановительных реакциях. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.

Химические источники тока (гальванические элементы). Электрохимический ряд напряжений металлов.

Направление окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов.

Электролиз. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Электролиз с растворимым анодом. Применение электролиза в промышленности. Аккумуляторы.

Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты металлов от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия (неметаллические и металлические — анодные и катодные), протекторная защита, ингибирование, изменение свойств агрессивной среды.

Демонстрации

1. Примеры окислительно-восстановительных реакций.

2. Медно-цинковый гальванический элемент, его работа.

3. Электролиз растворов хлорида меди(II) и сульфата натрия или калия.

Лабораторный опыт 7

Окислительно-восстановительные реакции.

Лабораторный опыт 8

Гальванический элемент.

Лабораторный опыт 9

Восстановительные свойства металлов.

Лабораторный опыт 10

Электролиз воды.

Практическая работа 4

Коррозия и защита металлов от коррозии.

Расчетные задачи

Решение задач по теме «Электролиз».

III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА (33 ч)

Тема 6. Основные классы неорганических соединений (7 ч) 

Обобщение свойств важнейших классов неорганических соединений.

Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам.

Способы получения, физические свойства. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства оксидов.

Гидроксиды. Основания, классификация, способы получения и химические свойства. Кислоты, классификация, номенклатура, способы получения и химические свойства.

Окислительно-восстановительные свойства кислот.

Амфотерные гидроксиды, получение и химические свойства.

Соли. Средние соли, номенклатура, способы получения и химические свойства.

Окислительно-восстановительные свойства средних солей.

Кислые соли, номенклатура, способы получения, диссоциация и химические свойства. Перевод кислых солей в средние.

Основные соли, номенклатура, способы получения, диссоциация и химические свойства. Перевод основных солей в средние.

Двойные и смешанные соли.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Демонстрации

1. Реакции, характерные для основных, кислотных и амфотерных оксидов и гидроксидов.

2. Получение и свойства средних, кислых и основных солей.

3. Термическое разложение нитратов и солей аммония.

Лабораторный опыт 11

Распознавание оксидов.

Лабораторный опыт 12

Распознавание катионов натрия, магния и цинка.

Лабораторный опыт 13

Получение кислой соли.

Лабораторный опыт 14

Получение основной соли.

Расчетные задачи

Решение задач с использованием стехиометрических схем.

Тема 7. Неметаллы и их соединения (7 ч)

Общий обзор неметаллов. Положение элементов, образующих простые вещества — неметаллы, в Периодической системе элементов. Особенности строения их атомов. Способы получения неметаллов и их физические свойства. Аллотропные модификации кислорода, серы, фосфора, углерода и их свойства. Химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства в реакциях с более электроотрицательными неметаллами (кислород, фтор, хлор и др.), сложными веществами — окислителями (азотная и концентрированная серная кислоты и др.). Взаимодействие углерода и водорода с оксидами. Реакции диспропорционирования: взаимодействие галогенов (кроме фтора) и серы с щелочами, хлора и брома с водой.

Соединения неметаллов. Водородные соединения неметаллов. Получение, отношение к воде, изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах. Окислительно-восстановительные свойства водородных соединений неметаллов. Реакции, протекающие без изменения степени окисления атома неметалла.

Кислородные соединения неметаллов. Оксиды неметаллов и соответствующие им гидроксиды. Зависимость кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов от степени окисления неметалла. Химические свойства (реакции, протекающие с изменением и без изменения степени окисления атома неметалла).

Пероксид водорода. Состав молекулы, окислительно-восстановительные свойства, реакция диспропорционирования, применение.

Благородные газы. Получение, физические и химические свойства, применение.

Демонстрации

1. Модели кристаллических решеток иода, алмаза и графита.

2. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.

3. Взаимодействие серы с кислородом, водородом, растворами щелочи и азотной кислоты.

4. Вытеснение менее активных галогенов из их соединений (галогенидов) более активными галогенами.

Лабораторный опыт 15

Диспропорционирование иода в щелочной среде.

Лабораторный опыт 16

Окислительно-восстановительные свойства пероксида водорода.

Практическая работа 5

Получение, собирание и распознавание газов.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

Тема 8. Металлы и их соединения (19 ч) 

Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Общие способы получения металлов и их физические свойства. Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами — неметаллами, со сложными веществами: с водой, растворами щелочей и кислот, кислотами-окислителями (азотная и концентрированная серная), растворами солей, расплавами щелочей в присутствии окислителей.

Применение металлов, их сплавов и соединений в промышленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов.

Металлы, образованные атомами d-элементов. Общая характеристика d-элементов. Особенности строения атомов и свойств соединений.

Хром. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства хрома. Оксиды и гидроксиды хрома(II), (III), (VI). Хромовая и дихромовая кислоты и их соли. Комплексные соединения. Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома. Применение хрома, его сплавов и соединений.

Марганец. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства марганца. Оксиды и гидроксиды марганца(II), (IV), (VII). Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца. Применение марганца, его сплавов и соединений.

Железо. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства железа и его соединений (оксиды, гидроксиды, соли и комплексные соединения). Применение железа, его сплавов и соединений.

Металлы, образованные атомами d-элементов I группы. Общая характеристика элементов подгруппы меди.

Медь и серебро. Строение атомов и степени окисления. Распространение в природе, получение, физические и химические свойства меди и серебра. Оксиды, гидроксиды и комплексные соединения меди и серебра. Окислительно-восстановительные свойства соединений меди и серебра. Сплавы меди и серебра. Применение меди и серебра, их сплавов и соединений.

Металлы, образованные атомами d-элементов II группы. Общая характеристика элементов подгруппы цинка.

Цинк. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида. Соли цинка. Применение цинка, его сплавов и соединений.

Ртуть. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства ртути и ее соединений, применение. Токсичность ртути и ее соединений. Правила безопасности при использовании в быту приборов, содержащих ртуть.

Демонстрации

1. Коллекция металлов с различными физическими свойствами.

2. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой, алюминия с растворами щелочи, серной и азотной кислот. Отношение алюминия и железа к концентрированным растворам азотной и серной кислот.

3. Минералы, содержащие хром, марганец, железо, медь и цинк.

4. Образцы чугуна, стали, сплавов хрома, марганца, меди, серебра, цинка.

5. Горение железа в кислороде и хлоре.

6. Получение гидроксидов железа(II) и (III), их кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства.

7. Взаимодействие меди с концентрированной и разбавленной азотной кислотой.

8. Растворение цинка в кислотах и щелочах.

Лабораторный опыт 17

Взаимодействие металлов с растворами щелочей.

Лабораторный опыт 18

Соединения марганца.

Лабораторный опыт 19

Получение оксида и комплексного основания серебра.

Лабораторный опыт 20

Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Практическая работа 6

Соединения хрома.

Практическая работа 7

Соединения железа.

Практическая работа 8

Соединения меди.

Практическая работа 9

Идентификация неорганических соединений.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ

(6 ч + 2 ч резервное время)

Тема 9. Химия и химическая технология (3 ч) 

Производство серной кислоты и аммиака: закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий их осуществления. Промышленное получение чугуна и стали.

Общие научные принципы химического производства. Применение в организации химических производств

современных методов оптимизации и управления. Необходимость экологической экспертизы новых технологий.

Демонстрации

1. Модель или схема производства серной кислоты.

2. Модель или схема производства аммиака.

3. Модель конвертера.

Расчетные задачи

Расчет выхода продукта реакции.

Тема 10. Охрана окружающей среды (3 ч) 

Охрана атмосферы. Значение атмосферы. Состав атмосферы Земли. Озоновый щит Земли. Основные загрязнители и источники загрязнения атмосферы. Изменение свойств атмосферы в результате ее загрязнения: парниковый эффект, кислотные дожди, фотохимический смог. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Охрана атмосферы от загрязнения.

Охрана гидросферы. Значение гидросферы. Вода в природе. Вода — универсальный растворитель. Роль воды в круговороте веществ в природе. Источники и виды загрязнения воды. Охрана водных ресурсов от загрязнений.

Охрана почвы. Почва — основной источник обеспечения растений питательными веществами. Источники и основные загрязнители почвы. Способы снижения загрязненности почвы.

Химия как необходимая научная основа разработки мер борьбы с загрязнением окружающей среды, научно обоснованных норм природопользования, ограничения потребления природных ресурсов.

Демонстрации

1. Схемы круговорота в природе кислорода, азота, серы, углерода, воды.

2. Схема безотходного производства.

3. Фильмы о загрязнении воздуха, воды и почвы.

4. Схема очистки воды (стадии подготовки питьевой воды).

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела (модуля), количество часов

Название темы, количество часов

Основные виды деятельности обучающихся

Виды и формы контроля

1

2

3

4

5

10 класс

1

Введение в органическую химию, 4 ч

Введение в органическую химию, 4 ч

Различать предметы органической и

неорганической химии,

минеральные и органические вещества. Различать понятия «изомер» и «гомолог». Называть изученные положения теории химического строения А. М. Бутлерова

Входной

2

Углеводороды, 37 ч

Предельные углеводороды, 9 ч

Определять принадлежность

веществ к различным типам (предельным или непредельным) и классам углеводородов. Называть их по международной номенклатуре, характеризовать строение и свойства важнейших

представителей, наблюдать и описывать демонстрационный

эксперимент с помощью

родного языка и языка химии. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств углеводородов в

гомологических рядах.

Различать понятия «изомер»

и «гомолог».

Текущий

Практикум

Итоговый

Непредельные углеводороды, 13 ч

Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов, 15 ч

Функциональные производные углеводородов, 32 ч

Галогенопроизводные углеводородов, 3 ч

Различать понятие «функциональная группа»

Текущий

Практикум

Итоговый

Гидроксильные производные углеводородов, 10 ч

Называть по международной

номенклатуре спирты. Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения спиртов. Классифицировать спирты по их атомности. Наблюдать, самостоятельно

проводить и описывать

химический эксперимент

Карбонильные соединения, 3 ч

Характеризовать

особенности

свойств формальдегида и ацетальдегида на основе строения молекул, способы получения и их области применения. Наблюдать, описывать и проводить химический эксперимент. Соблюдать правила

экологически грамотного и безопасного обращения с горючими и токсичными

веществами в быту и

окружающей среде.

Карбоновые кислоты и их производные, 6 ч

Характеризовать

особенности свойств

карбоновых кислот на основе строения их молекул, а также способы получения и области применения муравьиной и уксусной. Различать общее, особенное и единичное в строении и свойствах органических (муравьиной и уксусной кислот) и неорганических кислот. Наблюдать, описывать и проводить химический эксперимент. Соблюдать правила

экологически грамотного и безопасного обращения с горючими и токсичными веществами в быту и окружающей среде

Эфиры, 4 ч

Характеризовать

особенности

свойств простых и сложных эфиров на основе строения молекул, способы получения и их области применения. Наблюдать, описывать и проводить химический эксперимент. Соблюдать правила

экологически грамотного и безопасного обращения с моющими средствами

в быту и

окружающей среде.

Азотсодержащие соединения, 6 ч

Характеризовать особенности

строения и свойства анилина на основе взаимного влияния

атомов в молекуле.

3

Бифункциональные соединения, 12 ч

Аминокислоты и белки, 4 ч

Описывать свойства аминокислот. Описывать структуры и свойства

белков как биополимеров. Устанавливать межпредметные связи в химии и биологии на основе раскрытия биологической роли и химических свойств

аминокислот, белков.

Текущий

Практикум

Углеводы, 8 ч

Характеризовать состав

углеводов и их классификацию на основе способности к гидролизу. Описывать свойства

глюкозы как вещества с

двойственной функцией.

Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической

роли и химических свойств важнейших представителей моно-, ди- и полисахаридов.

Наблюдать, описывать и

проводить химический

эксперимент.

4

Азотсодержащие гетероциклические соединения, 3 ч

Азотсодержащие гетероциклические соединения, 3 ч

Характеризовать особенности строения азотсодержащих гетероциклических соединений. Знать биохимическую роль нуклеиновых кислот.

Текущий

5

Биологически активные вещества, 4 ч

Биологически активные вещества, 4 ч

На основе межпредметных

связей с биологией

устанавливать общее, особенное и единичное для ферментов как

биологических катализаторов.

Раскрывать их роль в

организации жизни на Земле, а также в пищевой и медицинской

промышленности.  На основе межпредметных связей с биологией раскрывать биологическую роль витаминов и их значение для сохранения здоровья человека. Рассмотреть механизм действия некоторых лекарств на организм человека.

Текущий

6

Обобщение знаний по курсу органической химии, 7 ч + 3 ч резерв

Обобщение знаний по курсу органической химии, 7 ч + 3 ч резерв

Характеризовать особенности строения, свойства и применение полимеров. Обобщать знания и делать выводы о зависимости свойств веществ от их строения.

Практикум

Итоговый

11 класс

1

Строение вещества, 20 ч

Строение атома. Периодический закон и ПСХЭ, 7 ч

Давать определения важнейшим

химическим понятиям: вещество, химический элемент, атом,

относительная атомная масса, изотопы. Представлять сложное строение атома, состоящего из ядра и электронной оболочки. Находить взаимосвязи между положением элемента в Периодической системе Д. И. Менделеева и строением его атома. Составлять электронные и

электронно-графические формулы атомов s-, р-, d-и  f- элементов.

Входной

Текущий

Итоговый

Химическая связь, 13 ч

Характеризовать типы химической связи. Находить взаимосвязь свойств веществ и типа кристаллической решётки.

2

Химические процессы, 41 ч

Химические реакции и закономерности их протекания, 14 ч

Характеризовать тепловой эффект химических реакций и на его основе различать экзо- и эндотермические реакции. Отражать тепловой эффект химических реакций на письме с помощью термохимических уравнений. Проводить расчеты на основе термохимических уравнений. Характеризовать скорость химической реакции и факторы зависимости скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, площади соприкосновения

веществ. Характеризовать состояние химического равновесия и способы его смещения. Предсказывать направление смещения химического равновесия при изменении условий

проведения обратимой химической реакции.

Текущий

Практикум

Итоговый

Химические реакции в водных растворах, 14 ч

Определять тип дисперсной системы. Знать способы выражения состава растворов. Определять понятия «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация». Формулировать основные положения теории электролитической диссоциации. Характеризовать способность электролита к диссоциации на основе степени электролитической

диссоциации. Записывать уравнения электролитической диссоциации. Характеризовать гидролиз как обменное взаимодействие веществ с водой. Записывать уравнения реакций гидролиза различных веществ.

Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов, 13 ч

Характеризовать окислительно-

восстановительные реакции как процессы, при которых изменяются степени окисления атомов. Составлять уравнения ОВР с помощью метода электронного баланса. Характеризовать электролиз как

окислительно-восстановительный

процесс. Раскрывать практическое значение электролиза. Знать виды коррозии металлов и способы защиты от коррозии.

3

Вещества и их свойства, 33 ч

Основные классы неорганических веществ, 7 ч

Определять принадлежность неорганического вещества к определённому классу

Текущий

Практикум

Итоговый

Неметаллы, 7 ч

Характеризовать общие химические свойства неметаллов как окислителей и восстановителей на основе

строения их атомов и положения

неметаллов в ряду

электроотрицательности.

Металлы и их соединения, 19 ч

Характеризовать общие

химические свойства металлов как восстановителей на основе строения их атомов и положения металлов в  электрохимическом ряду напряжений.

4

Химическая технология и экология, 6 ч + 2 ч резервное время

Химия и химическая технология, 3 ч

Знать закономерности

протекания химических реакций,

оптимальные условия

осуществления промышленных

химических процессов, научные принципы химического производства.

Текущий

Охрана окружающей среды, 3 ч

Уметь оценивать влияние химического загрязнения

окружающей среды на

организм человека и другие живые организмы.

  1. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Химия. 10 класс. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. (авторы Новошинский И.И., Новошинская Н.С.) М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» 2008. - 424с.

2. Органическая химия. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. (авторы Новошинский И.И., Новошинская Н.С.) М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» 2008. - 352с.

3. Настольная книга учителя. 10 класс. Профильный уровень (авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов). М.: Дрофа, 2004.- 480 с.

4. Книга для учителя. 11 класс. Часть I. Пособие для учителей (авторы О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова, А. Г. Введенская). М.: Дрофа, 2003. - 320 с.

5. Книга для учителя. 11 класс. Часть II. Пособие для учителей (авторы О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова, А. Г. Введенская). М.: Дрофа, 2004. - 320 с.

6. Химия. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ (авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков). Академия, 2014 - 304 с

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ

Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. - М.: Дрофа, 2006.

Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. –М.: Дрофа, 2005.

Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. –М.: Дрофа, 2005.

Артеменко А.И. Применение органических соединений. –М.: Дрофа, 2005.

 Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. –М.: Дрофа, 2005.

Карцова А.А., Левкин А.Н. Органическая химия: иллюстрированный курс: 10(11) класс: пособие для учащихся. –М.: Просвещение, 2005.

Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. –М.: Просвещение, 2005.

Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии 10 класс М.: Вентана -Граф, 2013 гг.

Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии 11 класс М.: Вентана -Граф, 2013 гг.

Интернет-ресурсы:

www.him.1september.ru

 http://school-collection.edu.ru

www.e-osnova.ru

http://it-n.ru   

www.openclass.ru

                                                  Оснащение учебного процесса

Натуральные объекты:

Коллекции минералов и горных пород;

Металлов и сплавов;

Минеральных удобрений;

Пластмасс, каучуков, волокон.

Химические реактивы и материалы:

Наиболее часто используемые:

1) простые вещества: медь, натрий, кальций, магний, железо, цинк;

2) оксиды: меди(||), кальция, железа(|||), магния;

3) кислоты: серная, соляная, азотная;

4) основания - гидроксиды: натрия, кальция,25%-ный водный раствор аммиака;

5) соли: хлориды натрия, меди (||), алюминия, железа (|||); нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди (||), железа (||), железа (|||), аммония; иодид калия, бромид натрия;

6) органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:

1) Приборы для работы с газами;

2) аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;

3) измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;

4) стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.

Модели:

Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;

Кристаллические решетки солей.

Учебные пособия на печатной основе:

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

Таблица растворимости кислот, оснований солей;

Электрохимический ряд напряжений металлов;

Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;

Дидактические материалы: рабочие тетради на печатной основе, инструкции, карточки с заданиями, таблицы.

Экранно-звуковые средства обучения:

CD, DVD-диски, видеофильмы, диафильмы и диапозитивы, компьютерные презентации в формате Ppt.

ТСО:

Компьютер;

Мультимедиапроектор;

Экран;

Интерактивная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для 10-11 классов (базовый уровень, 2 часа в неделю)

Рабочая программа среднего(полного) общего образования по химии составлена на основе:Примерной программы среднего(полного) образования по химии (базовый уровень)(2004 г.).Федерального компонента...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов (профильный уровень, 3 часа в неделю)

Рабочая программа среднего(полного) общего образования по химии составлена на основе:–  Примерной программы среднего(полного) образования по химии.– Федерального компонента образовательного станд...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов (базовый уровень, 1 часа в неделю)

Рабочая программа среднего(полного) общего образования по химии составлена на основе:Примерной программы среднего(полного) образования по химии (базовый уровень)(2004 г.).Федерального компонента образ...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (А.Д. Дейкина, профильный уровень).

      Данная рабочая программа разработана в соответствии сФедеральным Законом от 29 декабря 2012 года   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;государст...

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (А.Д. Дейкина, профильный уровень).

        Данная рабочая программа разработана в соответствии сФедеральным Законом от 29 декабря 2012 года   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;государ...

Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Профильный уровень (5 часов).

Главное отличие - расписанные  на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....

Рабочая программа учебного предмета физика среднего общего образования 10-11 кл профильный уровень

Данная рабочая программа по физике для 10 - 11  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерной  программы среднего общего образо...