Проблемы загрязнений окружающей среды "Кислотные дожди"
проект по химии (9 класс) на тему
Проблемы загрязнений окружающей среды "Кислотные дожди"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kislotnye_dozhdi.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Кислотные дожди.
Кислотный дождь – это выпадение осадков, которые включают в себя смесь влаги, оксид азота (IV), а также оксид серы (IV) и (VI), концентрация которых превышает допустимую норму. Таким образом, наличие кислот приводит к снижению уровня рН. Для дождевой воды среднее значение рН равно 5,6. В случае, когда рН осадков меньше 5,6 – говорят о кислотных дождях. Соединениями, приводящими к снижению уровня рН осадков, являются оксиды серы, азота, хлороводород (HCI) и летучие органические соединения (ЛОС).
Уравнения реакций образования кислотных дождей:
2SO2 + O2 = 2SO3
SO3 + H2О = H2SO4
2NO + O2 = 2NO2
4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3
СO2 + H2O → угольная кислота
Виды кислотных дождей.
Кислотные дожди по природе своего происхождения бывают двух типов: естественные (возникают в результате деятельности самой природы) и антропогенные (вызываются деятельностью человека).
Естественные кислотные дожди
Причин возникновения кислотных дождей естественным путем немного, например:
- деятельность микроорганизмов. Ряд микроорганизмов в процессе своей жизнедеятельности вызывает разрушение органических веществ, что приводит к образованию газообразных соединений серы SO2, H2S которые, естественно, попадают в атмосферу.
- Вулканическая деятельность поставляет в атмосферу еще 2 млн. тонн соединений серы. Вместе с вулканическими газами в тропосферу попадают оксид серы (IV), сернистый водород (H2S), различные сульфаты и элементарная сера.
- Грозовые разряды дают порядка 8 млн. тонн оксида NO, азота (II) в год;
- Горение древесины и другой биомассы – CO2
Антропогенные кислотные дожди.
Основной причиной образования антропогенных кислотных дождей является загрязнение атмосферы.
Теплоэлектростанции и металлургические предприятия «дарят» природе около 255 млн. тонн оксидов серы и азота.
Твердотопливные ракеты также внесли и вносят немалый вклад: запуск одного комплекса «Шаттл» приводит к выбросу в атмосферу более 200 тонн хлороводорода, около 90 тонн оксидов азота.
Антропогенными источниками оксидов серы являются предприятия, производящие серную кислоту и перерабатывающие нефть.
Выхлопные газы автомобильного транспорта выделяют 40% оксидов азота, попадающего в атмосферу.
Итоговый результат следующий: человеческая деятельность поставляет в атмосферу более 60% соединений серы, около 40-50% соединений азота.
Как образуются кислотные дожди?
В атмосфере оксид серы (IV), под действием солнечной энергии окисляется до газообразного оксида серы(VI), а при взаимодействии последнего с водяным паром образуются капельки серной кислоты:
Свет +О2
SO2 → SO3 →H2SO4:
1) 2SO2 + O2 = 2SO3
2) SO3 + H2О = H2SO4
Процесс образования азотной кислоты в природе:
2NO + O2 = 2NO2
4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3
Угольная кислота:
СO2 + H2O → угольная кислота
Оксиды, попадая в атмосферу, реагируют с молекулами воды, образуя кислоты. Оксиды серы, попадая в воздух, образуют серную кислоту, оксиды азота – азотную. Следует учитывать и такой факт, что в атмосфере над крупными городами всегда содержатся частицы железа и марганца, выступающие катализаторами реакций. Поскольку в природе существует круговорот воды, то вода в виде осадков рано или поздно попадает на землю. Вместе с водой попадает и кислота.
Последствия кислотных дождей.
Кислотные дожди заметно повышают кислотность озер, прудов, водохранилищ, в результате чего там постепенно вымирает их естественная флора и фауна. Наиболее чувствительными оказываются реки и озера. В результате изменения экосистемы водоемов, происходит их заболачивание, засорение, повышенная илистость. Кроме того, в результате таких процессов вода становится непригодной для использования человеком. В ней повышается содержание солей тяжелых металлов и различных токсичных соединений, которые в нормальной ситуации поглощаются микрофлорой водоема.
Вредное воздействие на животный мир водоёмов.
Происходит гибель рыб. В водоёмах, где уровень рН менее 5,1, не было поймано ни одной рыбы. Объясняется это не только тем, что погибают взрослые экземпляры рыб при рН равном 5.0, а также и тем, что большинство рыб не может вывести мальков из икринок. В результате происходит сокращение числового и видового состава популяций рыб. Так же углекислый газ, растворяясь в воде, влияет на поведение рыб. У них нарушается координация и исчезает чувство опасности. Нервные клетки находятся в состоянии постоянного возбуждения. Так создается эффект, подобный опьянению.
Серная и азотная кислоты, попадая в моря, озёра, реки, могут вызвать гибель водных обитателей – моллюсков. Объясняется это тем, что раковина моллюсков состоит из вещества карбоната кальция. При попадании кислот в воду, происходит реакция между карбонатом кальция и кислотой:
СaCO3 + 2HCI → CaCI2 + CO2 + H2O
При длительном воздействии кислоты на раковину моллюска, происходит её разрушение.
Вредное воздействие на растительность.
Кислотные дожди действуют на растительный покров. Воздействие происходит в высокогорных районах, где кроны деревьев оказываются в прямом смысле погруженными в кислотные облака. Излишне кислая вода разрушает листья и ослабляет растения. Это происходит и за счёт снижения уровня питательных веществ в почве и, как следствие, увеличение доли токсичных веществ. Особенно страдают хвойные деревья, так как медленное обновление листвы не дает им возможности самостоятельно устранять последствия кислотных дождей. Очень подвержены таким осадкам и молодые леса, качество которых стремительно падает.
Влияние кислотных дождей на здоровье человека.
Сами по себе кислотные дожди не оказывают непосредственного воздействия на здоровье человека – попав под такой дождь или поплавав в водоеме с подкисленной водой, человек ничем не рискует. Угрозу для здоровья представляют соединения, которые образуются в атмосфере из-за попадания в нее оксидов серы и азота. Образующиеся сульфаты переносятся воздушными потоками на значительные расстояния, вдыхаются многими людьми, и, как показывают исследования, провоцируют развитие бронхитов и астмы.
Разрушение творений рук человека.
Под влиянием воздействия кислотных дождей, медленно разрушаются фасады зданий, памятники культуры и архитектуры, трубопроводы. Было проведено много исследований, и все они говорят об одном: за последние три десятилетия процесс воздействия кислотных дождей значительно вырос. В результате под угрозой оказываются не только мраморные скульптуры, витражные стекла старинных зданий, но и изделия из кожи и бумаги, имеющие историческую ценность.
Воздействию кислотных дождей подвергаются также машины.
Кислотные дожди влияют на земную кору.
Вода и углекислый газ, просачиваясь через почву, растворяют известняки (CaCO3), образуя за сотни тысяч лет карстовые пещеры, так как в ходе химической реакции:
CaCO3 +CO2 +H2O →Ca(HCO3)2, образуется растворимый в воде гидрокарбонат кальция Ca(HCO3)2, который вымывается водой и образуются пустоты (пещеры).
В пещерах часто образуются известковые отложения: сталактиты и сталагмиты. Сталактиты – отложения в карстовых пещерах, свисающих с потолка (сосульки, соломинки и т.д). Сталагмиты – отложения, растущие навстречу сталагмитам в виде конусов, столбов со дна пещер и других подземных карстовых полостей навстречу сталактитам, иногда смешиваясь с ними, образуя сталагнат.
Механизм образования сталактитов и сталагмитов:
Вода, проникая в пещеру, растворяет известняк:
CaCO3 +CO2 +H2O →Ca(HCO3)2
CaCO3 +CO2 +H2O →Ca2+ + 2HCO32-
При определённых условиях, реакция идёт в, обратную сторону, происходит разложение гидрокарбоната кальция, образуется карбонат кальция, который образует отложения в виде сталактитов и сталагмитов.
Методы борьбы с кислотными дождями:
1) сокращение выбросов деятельности предприятий, как в атмосферу, так и в воду;
2) строго соблюдение правил утилизации растворителей и других веществ, содержащих токсичные и вредные химические соединения.
3) поиск альтернативных источников добычи энергии;
4) экологически безопасный автотранспорт;
4) новые технологии производства и технологии очистки выбросов в атмосферу.
Повлиять на установку фильтров, внедрение альтернативных способов производства может далеко не каждый, но вот соблюдение экологической культуры и воспитание подрастающего поколения экологически грамотным и культурным – не только возможно, это должно стать нормой поведения каждого человека.
Думая о будущем планеты Земля, стоит думать не о том, что ждет человечество, а о том, в каком мире будут жить дети, внуки и правнуки. Только личная заинтересованность может подвигнуть человека на реальные шаги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по экологии "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"
Презентация к уроку по экологии "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"...
Урок английского языка в 8 классе на тему: "Проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения"
Данный материал - разработка урока английского языка в 8 классе на тему: "Проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения". ( по УМК "Enjoy English", авторы М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева...
экологическая игра "Проблемы загрязнения окружающей среды"
Материал может быть полезен учителям экологии, внеклассной работе...
Суд-игра на тему «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества»
Суд-игра на тему «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества»...
Урок-суд «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества» 10 класс
Интегрированный урок «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества» основывается на содержании трёх учебных предметов: биологии, географии и право. Урок проводится в 10-ом ...
Технологическая карта урока по теме: "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"
Наша Земля – уникальная планета Солнечной системы. Она подобна космическому кораблю со своей системой жизнеобеспечения, который летит по космическим просторам. И если в работе этой системы происходит ...
Конспект урока в 8 классе Тема урока: « Формирование умений написания эссе: решение проблемы загрязнения окружающей среды»
Цели:Формирование языковой, речевой и социокультурной компетенции в устной и письменной речи;Развитие рецептивных умений и навыков речевого слуха и памяти, извлечение информации при аудировании текста...