Конспект урока по теме "Путешествие по таблице химических элементов Д.И. Менделеева"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Конспект урока по теме "Путешествие по таблице химических элементов Д.И. Меделеева"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_puteshestvie_po_tablitse_d.i._mendeleeva.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Путешествие по таблице химических элементов Д.И. Менделеева"
Цель урока: 1) развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии.
2) обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических элементах, их номенклатурных названиях, строении атома, структуре периодической системы химических элементов, характеристике химических элементов на основе положения химических элементов в периодической системе химических элеменов Д.И. Менделеева;
3) развитие умений и навыков при работе с ПСХЭ Д.И.Менделеева, умений работать в группе.
Технологии, используемые на уроке: технология обучения на основе решения конкретных задач, личностно – ориентированное обучение, игровая технология.
Оборудование и материалы: доска, карточки, демонстрационный материал.
I Организационный момент
Вводное слово учителя
Учитель объявляет девиз урока:
«Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет простой девиз: «Хотим всё знать!»
И на вопрос: "Что? Где? Когда?, мы знания свои готовы применить всегда.
Химия - наука о веществах, которые окружают нас повсюду, а вещества состоят из атомов химических элементов.
Ребята, сегодня на уроке, отвечая на вопросы Что? Где? Когда? вы должны применить свои знания по теме: "Химические элементы. Строение периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева".
Тема урока: "Путешествие по таблице химических элементов Д.И. Менделеева"
Желаю Вам успеха.
Ход урока
Учитель:
Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Вопрос учащимся:
- Ребята, какие знания о химических элементах вы уже почерпнули из таблицы химических элементов?
Первый ученик:
Мы из таблицы знаем всё про элементы
И на металлы - неметаллы их распределим.
Число протонов, нейтронов, электронов
Мы чётко в атоме любом определим.
Второй ученик:
Мы из таблицы знаём про валентность элементов.
На низшую и высшую её распределим.
И формулы бинарных соединений
для разных элементов выведем.
Учитель:
Ребята, предлагаю применить ваши знания, которые вы выразили в стихах в следующих заданиях.
Задание 1.
Запишите правильные ответы - числа в строчку, ответив на вопросы:
1. Чему равен заряд нейтрона.
2. Число электронов в атоме элемента с латинским названием "Hydrogenium"
3.Число нейтронов в атоме самого лёгкого изотопа водорода.
4. Заряд ядра лития равен...
5. Масса протона в а.е.м.
6. Число протонов в ядре атома кислорода.
7. Число нейтронов в ядре атома углерода.
8. Порядковый номер самого сильного неметалла.
(Ответ: 01.03.1869 г - дата открытия периодического закона Д.И. Менделеевым. Сущность закона вы узнаете позже, в процессе изучения предмета химии.
Периодическая система является отражением сущности периодического закона.
- Какой элемент всегда рад? (Радон)
- Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
- Какой элемент является лесом? (Бор)
- Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
- Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)
- Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
- Название, какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)
- Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород)
Задание 2.
У меня в руках два тюбика с зубной пастой, на которых указано содержание химических элементов. Если вы внимательно читаете содержимое этикеток, вы можете назвать эти элементы.
О каких элементах идёт речь? Охарактеризуйте эти элементы на основе их положения в таблице Д.И. Менделеева. Составьте план характеристики элементов и три бинарных соединения для каждого элемента.
(Учащиеся называют элементы: кальций и фтор и характеризуют эти элементы по группам. Проверка задания - на доске. От каждой группы выходит по одному учащемуся и записывают характеристику и бинарные соединения элементов на доске.)
Пауза. Задание для всего класса:
- Ребята, при изучении иностранного языка (английского) вам приходится переводить фразы с английского языка на русский и наоборот.
Переведите с химического языка на общепринятые фразы:
"Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит).
"Белый как карбонат кальция" (Белый как мел).
"Феррумный характер" (Железный характер).
"Много оксида водорода утекло с тех пор" (Много воды утекло с тех пор).
"Слово аргентум, а молчание - аурум (
3. Какое из следующих свойств атомов химических элементов возрастает в группах по мере возрастания заряда ядра?
А) Число электронов на наружном слое;
Б) Атомный радиус;
В) Электроотрицательность.
4. Какое из следующих свойств атомов химических элементов не изменяется в периоде?
А) Число электронных слоёв в атоме;
Б) Число электронов в наружном электронном слое;
В) Атомные радиусы.
5. Побочные подгруппы составляют:
А) Только металлы;
Б) Только неметаллы;
В) Металлы и неметаллы.
Нам приходится читать книги на разных языках. Переведите с химического языка на общепринятые следующие фразы.
- Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит)
- Белый как карбонат кальция. (Белый, как мел)
- Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове. (Недосол на столе, пересол в голове).
- Феррумный характер. (Железный характер)
- Много оксида водорода (аш – два – о) утекло с тех пор. (Много воды утекло с тех пор.)
- Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, молчание – золото).
- За купрумный грош удавится. (За медный грош удавится).
- Уходит, как Аш – два – О в оксид кремния. (Уходит, как вода в песок).
- За купрумный грош удавится. (За медный грош удавится).
Уходи,т как Аш - два - О в оксид кремния. (Уходит кака вода в песок).
Проверка задания №2.
Задание 3
П | Р | У | С | Т |
№82 №88 №92 №14 №52
Впишите в каждую клетку первую букву латинского названия химического элемента.
Вопросы учащимся:
1) Пруст - это..... (фамилия французского учёного).
2)
используется этот закон на практике.
(Каждое вещество независимо от способа его получения и местонахождения в природе имеет один и тот же постоянный состав. Закон постоянства состава вещества используется в решении расчётных задач на вывод химической формулы).
Задание 5. Решение расчётных задач на вывод формулы вещества.
1. Двухвалентный металл реагирует с кислородом в отношении 5:2. О каком металле идёт речь?
2. Оксид трёхвалентного металла содержит по массе 70% металла. Укажите формулу оксида. (Оксид железа III).
3.Этот минерал используется в ювелирной промышленности, для производства химической посуды, кварцевых ламп. В состав этого минерала входят два элемента в отношении 7:16 по массе. Число протонов в атоме одного элемента -14, в нейтральном атоме другого элемента - 8 электронов. О каком минерале идёт речь? (Fe2O3).
4. Мрамор, раковина улитки, жемчуг, мел. Как вы думаете, что у них общего? (Формула вещества из которой они состоят).
В состав формулы этого вещества входят три химических элемента в массовом отношении: 10:3:12. Первый химический элемент находится в IV периоде, IIА группе, п/группы А. Второй химический элемент находится во II периоде, IV группы, А п/группы. Третий химический элемент входит в состав всех оксидов. Какова формула этого вещества?
5. Установите формулу минерала корунда, если известно, что он содержит 53% алюминия и 47% кислорода по массе. (Al2O3).
6. Вычислите формулу халькопирита, состоящую из 34,8% меди, 34,8 % серы, 30,4 % железа.
- Какой элемент всегда рад? (Радон)
- Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
- Какой элемент является лесом? (Бор)
- Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
- Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)
- Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
- Название, какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)
- Какой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии в 9 классе по теме: "Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева"
Познакомить с историей открытия периодического закона Д.И. Менделеева; закрепить знания о взаимосвязи между положением элемента в периодической системе и строением атома; дать понятие периодичности; р...
Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"
Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...
План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.
На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный челове...
План мероприятий по празднованию 150-летия Периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева
Данные мероприятия можно использовать как на уроках, так и во внеурочное время....
«Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов»
Разработка внеурочного мероприятия «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов» (химический марафон)....
Презентация по химии на тему: "Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов" (8 класс)
Презентация по химии на тему: "Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов" (8 класс)...
Методическая разработка «Союз периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева и географической карты»
Данная работа является попыткой подойти к изучению предметов естественно - научного цикла с альтернативной стороны: углубить познания в химии элементов через призму предмета географии....