Рабочая программа по химии 10 класс профильная программа
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа по химии 10 класс профильная программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_10_kl_profil.doc | 66.79 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии разработана на основании:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- ООП МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И»;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на _______ учебный год;
- авторской программы по химии, автор: Габриелян О.С.
Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
•освоение знаний о химической составляющей естественно - научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
•развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
•воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
•применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки – с их получения. Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически – на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю на протяжении учебного года, т.е. 102 часа в год.
Учебно-методический комплект
- Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С – М.: Дрофа, 2011.
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс: профильный уровень, учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа, 2013.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия: Задачи и упражнения. 10 класс. – М.: Просвещение, 2005.
Возможные риски: актированные дни (низкий температурный режим), карантин (повышенный уровень заболеваемости), больничный лист, курсовая переподготовка, семинары. В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездках на семинары, уроки согласно рабочей программы, будет проводить другой учитель соответствующего профиля. Возможен вариант переноса тем уроков во внеурочное время (элективные учебные предметы, факультативы, консультации, предметные недели). В случае карантина, актированных дней возможно внесение изменений в график годового календарного учебного года по продлению учебного года, либо перенос каникулярных периодов в другое время.
Специфика группы:
Содержание рабочей программы
Введение.(5 часов)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории. Представление о теории типов и радикалов. Работы А. Кекуле. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь, ее полярность и кратность. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации: sp3-гибридизация (на примере молекулы метана), sp2-гибридизация (на примере молекулы этилена), sp-гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
Тема 1. Строение и классификация органических соединений. (6 часов)
Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические, (циклоалканы и арены) и гетероциклические соединения. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Углеводы. Азотосодержащие соединения: нитросоединения, амины, аминокислоты.
Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК.
Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная. Разновидности структурной изомерии: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Разновидности пространственной изомерии. Геометрическая (цис-, транс-) изомерия на примере алкенов и циклоалканов. Оптическая изомерия на примере аминокислот.
Решение задач на вывод формул органических соединений.
Демонстрации. Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели изомеров разных видов изомерии. Лабораторный опыт. Изготовление моделей веществ-представителей различных классов органических соединений
Тема 2. Химические реакции в органической химии. (9 часов)
Типы химических реакций в органической химии. Понятие о реакциях замещения: галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения: гидратация, гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования): дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризация полимеров. Реакция изомеризации.
Гомолитический и гетеролитческий разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле.
Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Обесцвечивание этиленом и ацетиленом бромной воды и раствора перманганата калия. Взаимодействие спиртов с натрием и кислотами. Деполимеризация полиэтилена.
Тема 3. Углеводороды. (27 часов)
Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля.
Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические и химические свойства алканов: реакции замещения,
горение алканов в различных условиях, термическое разложение алканов, изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Реакции присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств
Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов.
Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова). Димеризация и тримеризация алкинов. Взаимодействие терминальных алкинов с основаниями. Окисление. Применение алкинов.
Диены. Строение молекул, изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства, взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение.
Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева, особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями.
Циклоалканы. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6 , С4Н8, С5Н10 , конформации С6Н12, изомерия циклоалканов («по скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана и циклобутана.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола, сопряжение пи-связей. Получение аренов. Физические свойства бензола. Реакции электрофильного замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Ориентация при электрофильном замещении. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Способы получения. Применение бензола и его гомологов.
Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовым долям и по продуктам сгорания.
Демонстрации. Горение метана, этилена, этина, бензола. Отношение этих веществ к растворам перманганата калия и бромной воде. Определение качественного состава метана и этилена по продуктам горения. Взрыв смеси метана с воздухом. Получение метана взаимодействием ацетата натрия с натронной известью; ацетилена карбидным способом; этилена - реакцией дегидратации этилового спирт; разложение каучука при нагревании испытание продуктов разложения. Бензол как растворитель. Нитрование бензола.
Лабораторные опыты. 1.Изготовление моделей углеводородов и их галогенпроизводных.2.Ознакомление с продуктами нефти, каменного угля и продуктами их переработки. 3.Обнаружение в керосине непредельных соединений. 4. Ознакомление с образцами каучуков, резины и эбонита.
Практические работы. 1.«Качественный анализ органических соединений»
2. «Углеводороды»
Тема 4. Спирты и фенолы. (6 часов)
Спирты. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала и по атомности), номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутри молекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Физиологическое действие метанола и этанола. Рассмотрение механизмов химических реакций.
Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Многоатомные фенолы. Демонстрации. Выделение водорода из этилового спирта. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). Взаимодействие глицерина с натрием. Получение сложных эфиров. Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественная реакция на фенол (с хлоридом железа (III), Растворимость фенола в воде при различной температуре. Вытеснение фенола из Фенолята натрия угольной кислотой.
Лабораторные опыты. 1. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II). Взаимодействие фенола с бромной водой и с раствором щёлочи.
Практические работы. 3. «Спирты»
Тема 5. Альдегиды и кетоны. (5 часов)
Альдегиды и кетоны. Классификация, строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Присоединение синильной кислоты и бисульфита натрия. Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.
Демонстрации. Коллекция альдегидов. Реакция «серебряного зеркала». Окисление бензальдегида на воздухе.
Лабораторные опыты. Качественные реакции на альдегиды (с аммиачными растворами оксида серебра и гидроксидом меди (II)). Окисление спирта в альдегид. Получение и свойства карбоновых кислот.
Практические работы 4 «Альдегиды и кетоны»
Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры. (13 часов)
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Одноосновные и многоосновные, непредельные карбоновые кислоты. Отдельные представители кислот.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров, изомерия (межклассовая и «углеродного скелета»). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции: этерификации- гидролиза; факторы влияющие на гидролиз.
Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС.
Демонстрации. Химические свойства уксусной и муравьиной кислот. Возгонка бензойной кислоты. Свойства непредельной олеиновой кислоты. Получение сложного эфира. Коллекция масел.
Лабораторные опыты. Растворимость жиров. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Омыление жиров. Сравнение свойств мыла и СМС.
Практические работы. 5. «Карбоновые кислоты»
Тема 7. Углеводы. (7 часов)
Этимология названия класса. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители. Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнения строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение, общая формула и представители. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья. Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины и гликоген, крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна). Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами - образование сложных эфиров.
Демонстрации. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) без нагревания и при нагревании. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Гидролиз сахарозы, целлюлозы и крахмала. Коллекция волокон.
Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие крахмала с йодом. Образцы природных и искусственных волокон.
Практические работы. 6 «Углеводы»
Тема 8. Азотосодержащие соединения. (12 часов)
Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами и водой. Основность аминов. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола. Аминокислоты. Состав и строение молекул аминокислот, изомерии. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.
Белки - природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.
Демонстрации. Опыты с метиламином: горение, щелочные свойства раствора. Образование солей. Взаимодействие анилина с соляной кислотой и с бромной водой. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Коллекция «Волокна».
Лабораторные опыты. 1.Образцы синтетических волокон. 2. Растворение белков в воде. Коагуляция желатина спиртом. 3.Цветные реакции белков. 4.Обнаружение белка в молоке.
Практические работы. 7 «Амины. Аминокислоты. Белки»
8. «Идентификация органических соединенй»
Тема 9. Биологически активные вещества. (6 часов)
Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Профилактика авитаминозов.
Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность.
Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляции, жизнедеятельности организмов.
Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные способы применения лекарственных форм.
Практические работы. 9. «Действие ферментов на различные вещества» 10. «Анализ лекарственных препаратов»
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Календарно-тематическое планирование | |||||||||||
№ п/п | № урока | Тема урока | Практические работы | Оборудование. | Требования к уровню подготовки. Знания, умения, навыки. | Дата /план | Дата / факт. | ||||
1. | 1. | Предмет органической химии | Коллекция органических веществ и изделий из них | Знать: - важнейшие химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения. | |||||||
2. | 2. | Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова | Модели молекул органических веществ. | Знать: - основные теории химии: теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова. | |||||||
3. | 3. | Электронное строение атома углерода | Знать: - важнейшие химические понятия: валентность. | ||||||||
4. 5 | 4. 5 | Валентные состояния атома углерода Вид гибридизации и форма молекул | Модели молекул органических веществ. | Знать: - сущность понятий: валентное состояние, гибридизация орбиталей. пространственное строение молекул | |||||||
Тема 1. Строение и классификация органических веществ-6 ч. | |||||||||||
6. | Классификация органических соединений | Модели молекул изомеров органических соединений. | Знать: - виды номенклатуры Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам; | ||||||||
7. | Номенклатура органических веществ | ||||||||||
8. | Решение задач и упражнений | ||||||||||
9 | 4 | Виды изомерии органических веществ | Модели молекул изомеров органических соединений. | Знать: - структурная и пространственная изомерия. Уметь: - составлять структурные формулы гомологов и изомеров. | |||||||
10 | 5 | Пространственная изомерия | |||||||||
11 | 6 | Решение задач и упражнений | |||||||||
Тема 2 Химические реакции в органической химии - 9 ч | |||||||||||
12 | Классификация реакций в органической химии | Знать: - основные типы реакций в неорганической и органической химии; - определять типы химических реакций | |||||||||
13 | Типы химических реакций в органической химии | ||||||||||
14 | Типы химических реакций в органической химии | ||||||||||
15 | Ковалентная химическая связь | ||||||||||
16 | 5 | Обменный и донорно – акцепторный механизм | Знать: индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил | ||||||||
17 18 | 6-7 | Решение задач на вывод формул органических соединений | |||||||||
19 | 8 | Повторение и обобщение темы | Знать:- виды номенклатуры, основные типы реакций в неорганической и органической химии; Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам; решать задачи на вывод формул органических соединений | ||||||||
20 | 9 | Контрольная работа №1 | |||||||||
Тема 3. Углеводороды (27 ч) | |||||||||||
21 | 1. | Природные источники углеводородов | Географический атлас. | Знать:- основные компоненты природного газа, преимущества природного газа перед другими видами топлива Уметь:- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников. | |||||||
22 | 2. | Алканы: состав, строение, изомерия и номенклатура. | Таблица «Алканы», парафин. | Знать:- что такое углеродный скелет; - важнейшее вещество – метан и его применение; Уметь:- называть алканы о тривиальной или международной номенклатуре,определять принадлежность органических веществ к классу алкнов. | |||||||
23 24 25 | 3. 4. 5. | Алканы: химические свойства. Алканы: получение, применение Решение задач и упражнений по теме «Аканы» | Уметь: - характеризовать строение и химические свойства метана и этана; - объяснять зависимость свойств метана и этана от их состава и строения. | ||||||||
26 | 6. | Практическая работа по теме: «Обнаружение углерода и водорода в органических веществах” | Практическая работа | Парафин, оксид меди, сульфат меди, известковая вода, штатив, пробирки, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой | Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; | ||||||
27 28 | 7. 8. | Алкены: состав, строение, изомерия, номенклатура. Получение, применение алкенов. | Таблица «Алкены». | Знать: - строение алкенов (наличие двойной связи); - важнейшие вещества – этилен. Уметь: - называть алканы по тривиальной международной номенклатуре; - определять принадлежность веществ к классу алканов. | |||||||
29 30 | 9. 10 | Химические свойства алкенов Решение задач и упражнений по теме «Алкены» | Этанол, серная кислота концентрированная, раствор перманганата калия. | Знать: - важнейшие вещества полиэтилен; - качественные реакции на кратную связь. Уметь: - характеризовать строение и химические свойства этилена - объяснять зависимость свойств этилена от его состава и строения. | |||||||
31 | 11 | Практическая работа 2 по теме: «Получение этилена и изучение его свойств» | Практическая работа | Этанол, серная кислота концентрированная, раствор перманганата калия, пробирки, спиртовка, штатив, газоотводная трубка | Уметь: выполнять химический эксперимент по получению важнейших органических веществ; | ||||||
32 33 34 | 12 13 14 | Алкины: состав, строение, изомерия, номенклатура Химические свойства алкинов. Решение задач и упражнений по теме: «алкины» | Знать: - правила составления названий алкинов Уметь: - называть алкины по международной номенклатуре. | ||||||||
35 36 37 | 15 16 17 | Алкадиены состав, строение, изомерия, номенклатура Химические свойства Алкадиены Получение, применение алкадиенов | Коллекция каучуков. | Знать: - правила составления названий алкадиенов Уметь: - называть алкадиены по международной номенклатуре. Знать: - важнейшие вещества и материалы – каучуки и их применение. Уметь: - проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников. | |||||||
38 39 | 18 19 | Решение задач на вывод формул органических веществ по продуктам сгорания Решение задач и упражнений по теме «Непредельные углеводороды» | Таблица «Ацетилен» | Знать: - строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи); Уметь: - называть алкины по международной номенклатуре. | |||||||
40 | 20. | Циклоалканы | Карбид кальция, вода, бромная вода, раствор перманганата калия. | Знать:- важнейшие химические свойства этилена Уметь:- характеризовать химические свойства ацетилена - объяснять зависимость свойств ацетилена о строения. | |||||||
41 | 21. | Бензол состав, строение, изомерия, номенклатура | Таблица «Бензол». | Знать строение молекулы бензола | |||||||
42 43 44 | 22 23 24. | Бензол. Химические свойства. Применение. Получение, применение бензола Решение задач по теме «Арены» | Бензол, раствор пермонганата калия, бромная вода. | Уметь: - характеризовать химические свойства бензола - объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения | |||||||
45 | 25. | Генетическая связь углеводородов | Географический аталас, коллекция «Нефть и продукты ее переработки». | Знать способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами Уметь:- объяснять явления происходящие при переработке нефти; - оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды; - выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных угл. | |||||||
46 | 26 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Углеводороды» | Знать:- важнейшие реакции метана, этана, этилена, ацетилена, бутадиена, бензола - основные способы получения и области их примененияУметь:- называть изучаемые вещества по международной номенклатуре-составлять структурные формулы органических соединений и их изомеров. | ||||||||
47 | 27 | Контрольная работа 3 по теме: «Углеводороды ». | Знать: - важнейшие реакции изученных классов органических соединений; -основные способы их получения и области применения; Уметь: - называть изученные вещества по международной номенклатуре; - составлять структурные формулы органических соединений. | ||||||||
Тема 4. Спирты и фенолы (6 ч). | |||||||||||
48. | 1. | Спирты. Состав. | Одноатомные спирты: метанол, этанол. Таблица «Спирты». | Знать: - важнейшие химические понятия: функциональная группа спиртов; - важнейшие вещества: этанол Уметь:- называть спирты по международной номенклатуре; - определять принадлежность веществ к классу спиртов. | |||||||
49 | 2. | Спирты. Гомологический ряд. Изомерия. Номенклатура. | Одноатомные: метанол, этанол. Таблица «Предельные одноатомные спирты». | Знать: - функциональную группу спиртов Уметь: - составлять структурные формулы изомеров. | |||||||
50. 51 | 3. 4. | Спирты. Химические свойства. Практическая работа 3 по теме: «Спирты» | практическая работа | Этанол, натрий, глицерин, гидроксид натрия, сульфат меди (II), медная проволока, спиртовка, пробирки | Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; - характеризовать строение и химические свойства спиртов; - объяснять зависимость свойств спиртов от их состава и строения - выполнять химический эксперимент по распознаванию многоатомных спиртов. | ||||||
52 | 5. | Фенол. | Фенол, гидроксид натрия. | Знать: - особенности строения молекулы фенола - основные способы получения, области применения фенола. Уметь: - использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с фенолом, оценки влияния фенола на организм человека и другие жизненные организмы | |||||||
53. | 6 | Решение задач по теме: «Спирты и фенолы» | . | ||||||||
Тема 5.Альдегиды и кетоны – 5 ч. | |||||||||||
54. | 1 | Строение молекул и физические свойства альдегидов и кетонов | Метанол, медная проволока, спиртовка | Знать:- важнейшие химические понятия: функциональная группа альдегидов Уметь:- называть альдегиды по международной номенклатуре - определять принадлежность веществ к классу альдегидов. | |||||||
55. 56 | 2 3. | Химические свойства, качественные реакции на альдегиды. Получение, применение альдегидов | Ацетальдегид, гидроксид меди (II), сульфат меди (II), спиртовка | Знать:- функциональную группу альдегидов Уметь:- характеризовать строение и химические свойства альдегидов; - объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения; - выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов. | |||||||
57. | 4. | Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях. | Уметь: - составлять уравнения, цепи превращений, решать задачи. | ||||||||
58 | 5 | Контрольная работа «Спирты. Фенолы. Альдегиды» | |||||||||
Тема 6.Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры – 13 ч | |||||||||||
59 | 1 | Карбоновые кислоты: классификация, номенклатура, изомерия | Муравьиная кислота уксусная кислота | Знать: - строение карбоксильной группы Уметь: - называть кислоты по международной номенклатуре - определять принадлежность веществ к классу кислот. | |||||||
60 61 62 63 | 2. 3 4 5 | Химические свойства карбоновых кислот. Получение, применение карбоновых кислот Решение задач по теме: «Кислородосодержащие соединения» Практическая работа 4 «Карбоновые кислоты» | Практическая работа | Уксусная кислота, гранулы цинка, оксид магния, гидроксид натрия, карбонат натрия, силикат натрия, этанол, пробирки, спиртовка | Знать: - важнейшие химические понятия, функциональная группа карбоновых кислот Уметь: - характеризовать строение и химические свойства уксусной кислоты - объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения - выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот. | ||||||
64 65 | 6. 7 | Сложные эфиры. Синтез сложного эфира и расчет его выхода от теоретически возможного | Коллекция эфирных масел | Знать: - строение сложных эфиров Уметь: - называть сложные эфиры по международной номенклатуре - определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров. | |||||||
66 67 68 | 8 9 10. | Жиры. Химические свойства Получение жиров | Растительное масло, маргарин, мыло. | Знать: - строение жиров Уметь: - определять принадлежность веществ к классу жиров; - характеризовать строение и химические свойства жиров. | |||||||
69 70 | 11 12 | Решение задач по теме: «Сложные эфиры и жиры» Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородосодержащие органические вещества» | Знать: - строение сложных эфиров Уметь: - называть сложные эфиры и жиры по международной номенклатуре - определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров и жиров | ||||||||
71 | 13 | Контрольная работа 5 по теме «Кислородосодержащие органические вещества» | |||||||||
Тема 7. «Углеводы» (7 час) | |||||||||||
72 | 1 | Понятие об углеводах. | Глюкоза, фруктоза | Знать: - важнейшие вещества углеводы - классификацию углеродов | |||||||
73 | 2. | Моносахариды. Глюкоза. | Глюкоза, гидроксид натря, сульфат меди (II), спиртовка | Знать:- важнейшие вещества глюкозу - важнейшие химические понятия функциональные группы глюкозы Уметь: - объяснять зависимость свойств глюкозы от состава и строения: - выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы. | |||||||
74. | 3. | Химические свойства глюкозы | Сахароза, гидроксид натрия, сульфат меди (II), соляная кислота. | Знать: химические свойства глюкозы; Уметь:- объяснять химические свойства на основе строения молекулы глюкозы; - объяснять значение в природе и жизни человека. | |||||||
75. | 4. | Полисахариды | Крахмал, целлюлоза, спиртовой раствор йода, серная кислота концентрированная. | Знать: - классификацию углеродов Уметь: - объяснять химические свойства на основе строения молекулы крахмала; - объяснять значение в природе и жизни человека. | |||||||
76 | 5 | Обобщение сведений об углеводах | Знать: - важнейшие вещества углеводы - классификацию углеродов - химические свойства углеводов | ||||||||
77 | 6. | Практическая работа 5 по теме: «Углеводы» | Практичская работа | Пробирки, глюкоза, гидроксид натрия, сульфат меди (II), спиртовка | Знать: - важнейшие реакции глюкозы Уметь: - определять возможности протекания химических превращений. | ||||||
78 | 7. | Решение расчетных задач | |||||||||
Тема 8. Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе (12 ч). | |||||||||||
79 | 1. | Амины. Строение. | Знать:- классификацию аминов Уметь:- называть вещества по международной номенклатуре - определять принадлежность веществ к классу. | ||||||||
80 | 2. | Амины. Свойства. | Анилин, аммиак, соляная кислота, фенолфталеин. | Знать:- классификацию аминов - важнейшие химические понятия: анилин, его применение. Уметь:- проводить сравнение свойств аминов и аммиака. | |||||||
81 82 | 3. 4. | Аминокислоты. Химические свойства аминокислот | Глицин | Знать:- классификацию, виды изомерии аминокислот Уметь:- называть аминокислоты по международной номенклатуре - определять принадлежность веществ к классу аминокислот - характеризовать строение и химические свойства аминокислот - объяснять применение и биологическую функцию аминокислот. | |||||||
83 | 5. | Белки. Структура белков. | Таблица «Белки» | Знать: - строение белков Уметь: - характеризовать белки как важнейшие составные части пищи. | |||||||
84 85 | 6. 7. | Белки. Свойства белков. Практическая работа 6: «Азотсодержащие органические соединения» | Практичская работа | Белок куриного яйца, молоко, шерстяная нить, гидроксид натрия, сульфат меди (II), азотная кислота концентрированная, водный раствор аммиака, спиртовка. | Знать: - важнейшие свойства белков - основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете Уметь: - характеризовать химические свойства белков на основе их строения - выполнять химический эксперимент по распознаванию белков. | ||||||
86 87 88 | 8. 9. 10 | Гетероциклические соединения
Нуклеиновые кислоты. Химические свойства Нуклеиновых кислот | Таблица «Нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК». | Знать: - составные части нуклеотидов ДНК и РНК Уметь: - проводить сравнение этих соединений, их биологические функции; - определять последовательность нуклеотидов на комплиментарном участке другой цепи. | |||||||
89 | 11. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотсодержащие органические соединения». | Знать: - строение, классификации, важнейшие свойства изученных азотосодержащих соединений, их биологические функции. Уметь: - характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений. | ||||||||
90. | 12. | Контрольная работа 6 по теме: «Углеводы. Азотосодержащие органические соединения.» | |||||||||
Тема 9. Биологические активные органические соединения (6ч). | |||||||||||
91 | 1 | Витамины. | Коллекция витаминных препаратов Сырой картофель, мясо, пероксид водорода. | Уметь: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с токсичными веществами. | |||||||
92 93 | 2 3 | Ферменты. Практическая работа 8 «Действие ферментов на различные вещества» | Практичская работа |
Сырой и варёный картофель, мясо, пероксид водорода, пробирки | Уметь: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с токсичными веществами. | ||||||
94 . | 4 | Гормоны. Лекарства. | Инсулин. | Уметь: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с токсичными веществами. | |||||||
95 96 | 5 6 . | Практическая работа 9 «Анализ лекарственных препаратов» | Практичская работа | Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки. | Уметь: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного применения лекарственных веществ. | ||||||
97 | 7 | Итоговая контрольная работа | |||||||||
98-102 | 8-12 | Повторение изученного за курс органической химии | |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии для профильного уровня 10 класс
рабочая программа по химии для профильного уровня 10 кл (Новошинский И.И. Новошинская Н.С.)...
Рабочая программа по химии для профильного уровня 11 класс
рабочая программа по химии профильный уровень 11 класс...
Рабочая программа по химии для профильного уровня 11 класс, Кузнецова Н.Е.
Образовательная ( рабочая) программа содержит пояснительную записку, содержание, тематическое планирование. Рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю...
Рабочая программа по химии 11 профильный класс.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образовани...
Рабочая программа по химии 11 профильный класс.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образовани...
Рабочая программа по химии 11класс ( профильный уровень) ( УМК Кузнецовой Н.Е.)
Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответству...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников потому, что отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школ...