Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Рабочая программа по химии 8 класса на 2018-2019 учебный год ориентирована на работу по учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_8_kl.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большеарбайская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета МКОУ Большеарбайской СОШ Протокол № _________ от «___» ___________ 20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Большеарбайской СОШ _____________ Петухова С.В. «____» ____________ 20___ г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Большеарбайской СОШ ______________ Цуканова Е.И. Приказ № ___________ от «___» ____________ 20___ г. | ||||
Рабочая программа
по химии
8 класс
на 2018-2019 учебный год
ФИО учителя:
Поддубская Екатерина Петровна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии, авторской программы О.С. Габриеляна, А.В. Купцовой (Рабочие программы.Химия. 7-9 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2012), базисного учебного плана. Программа ориентирована на работу по учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2015.
Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели обучения по химии.
Требования к результатам освоения учебного предмета
Изучение химии в основной школе планирует достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты обучения отражают уровень сформированной ценностной ориентации выпускников основной школы, их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства личностные качества. Личностные результаты свидетельствуют о превращении знаний и способов деятельности, приобретенных учащимися в образовательном процессе, в сущностные черты характера, мировоззрение, убеждения, нравственные принципы. Все это служит базисом для формирования системы ценностных ориентаций и отношения личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.
Предметные результаты обучения:
- овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; первоначальные систематизированные представления о веществах, их применении на практике;
- опыт наблюдения и описания изученных классов неорганических соединений, простых и сложных веществ, демонстрируемых и самостоятельно проводимых экспериментов, а также химических реакций, протекаемых в природе и в быту, используя для этого естественный язык и язык химии;
- умение классифицировать объекты и явления, делать выводы и умозаключения из наблюдений, химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- умение моделировать строение атомов и простейших молекул;
- умение структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
- умение анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
- умение планировать и проводить химический эксперимент;
- овладение основами химической грамотности; использовать вещества по назначению и свойствам согласно инструкции по применению; умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Метапредметные результаты обучения:
- владение универсальными естественно-научными способами деятельности – измерение, наблюдение, эксперимент, исследование; применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей реальности;
- использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций – формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирая средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации.
Личностные результаты обучения:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм;
- ответственное отношение к труду, целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, навыки самооценки и самоконтроля;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; понимание и принятие ценностей здорового и безопасного образа жизни;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике.
Содержание программы
Введение (4 часа)
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Химический элемент и формы его существования: свободный атом, простые и сложные вещества. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения из истории и возникновения и развития химии. Вклад в развитие химической науки М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Демонстрации.
Модели различных простых и сложных веществ. Коллекция стеклянной химической посуды. Коллекция материалов и изделий из их на основе алюминия. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.
Лабораторные опыты: 1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов. 2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.
Тема 1. Атомы химических элементов (8 часов)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов – физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов-неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов-неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов-металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации.
Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (различные формы).
Лабораторные опыты: 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. 4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений.
Тема 2. Простые вещества (6 часов)
Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов. Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – неметаллы. Молекулы простых веществ-неметаллов. Относительная молекулярная масса. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Химические свойства простых веществ. Число Авогадро. Количество вещества. Единицы измерения количества вещества. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».
Демонстрации.
Образцы металлов. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы с количеством вещества 1 моль.
Лабораторные опыты: 5. Ознакомление с коллекцией металлов. 6. Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Тема 3. Соединения химических элементов (14 часов)
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, способ их названий. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия, кальция. Понятия об индикаторах и качественных реакциях. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Шкала кислотности (шкала рН). Изменение окраски индикаторов. Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат, фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Чистые вещества и смеси. Примеры твердых, жидких и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Демонстрации.
Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток. Кислотно-щелоные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах. Шкала рН.
Лабораторные опыты: 7. Ознакомление с коллекцией оксидов. 8. Ознакомление со свойствами аммиака. 9. Качественные реакции на углекислый газ. 10. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды. 11. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов. 12. Ознакомление с коллекцией солей. 13. Ознакомление с коллекцией веществ с разными типами кристаллических решеток. Изготовление моделей кристаллических решеток. 14. Ознакомление с образцами горных пород.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12 часов)
Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света – реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля». Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения – электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена – гидролиз веществ.
Демонстрации.
Примеры физических явлений: плавление парафина; растворение окрашенных солей; диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; получение гидроксида меди (II) и его разложение при нагревании; растворение полученного гидроксида в кислотах; взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; разложение перманганата калия; разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови; взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
Лабораторные опыты: 15. Прокаливание меди в пламени спиртовки. 16. Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом.
Тема 5. Практикум 1. Простейшие операции с веществом (3 часа)
Практические работы: 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание (домашний эксперимент). 3. Анализ почвы и воды (домашний эксперимент). 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (17 часов)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца. Классификация ионов и их состава. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах. Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.
Демонстрации.
Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.
Лабораторные опыты: 17. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. 18. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. 19. Взаимодействие кислот с основаниями. 20. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 21. Взаимодействие кислот с металлами. 22. Взаимодействие кислот с солями. 23. Взаимодействие щелочей с кислотами. 24. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. 25. Взаимодействие щелочей с солями. 26. Получение и свойства нерастворимых оснований. 27. Взаимодействие основных оксидов с кислотами. 28. Взаимодействие основных оксидов с водой. 29. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами. 30. Взаимодействие кислотных оксидов с водой. 31. Взаимодействие солей с кислотами. 32. Взаимодействие солей с щелочами. 33. Взаимодействие солей с солями. 34. Взаимодействие растворов солей с металлами.
Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов электролитов (4 часа)
Практические работы: 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 7. Решение экспериментальных задач.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Форма занятия | Характеристика основных видов деятельности | ||
План | Факт | План | Факт | |||
Введение | ||||||
1 | Химия – часть естествознания. Предмет химии. Вещества | Дают определения понятиям: «атом», «молекула», «химический элемент», «вещество», «свойства веществ». Описывают и сравнивают предметы изучения естественно-научных дисциплин, химии в том числе. Классифицируют вещества по составу (простые и сложные). Характеризуют основные методы изучения естественно-научных дисциплин; различают тела и вещества, химический элемент и простое вещество; описывают формы существования химических элементов, свойства веществ. Выполняют наблюдения и анализ свойств веществ и явлений, происходящих с веществами, соблюдая правила техники безопасности | ||||
2 | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. История развития химии | Урок-лекция | Дают определения понятиям: «химические явления» и «физические явления». Объясняют сущность химических явлений и их отличия от физических явлений. Характеризуют роль химии в жизни человека; роль основоположников отечественной химии | |||
3 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов | Урок-исследование | Дают определения понятиям: «химический знак, или символ», «коэффициент», «индекс». Описывают табличную форму Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева (ПСХЭ); положение элемента в таблице Д.И. Менделеева | |||
4 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении | Дают определения понятиям: «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента». Вычисляют относительную молекулярную массу вещества и массовую долю химического элемента в соединениях. Определяют информацию о веществе из его формулы | ||||
Тема 1. Атомы химических элементов (8 часов) | ||||||
5 | Основные сведения о строении атомов. Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы | Дают определения понятиям: «протон», «нейтрон», «электрон», «массовое число», «изотоп». Описывают состав атомов элементов № 1-20 в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Получают химическую информацию из различных источников | ||||
6 | Строение электронных оболочек атомов | Дают определения понятиям: «электронный слой», «энергетический уровень». Составляют схемы распределения электронов по электронным слоям в электронной оболочке атомов | ||||
7 | Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов | Урок-путешествие | Дают определения понятиям: «элементы-металлы», «элементы-неметаллы». Объясняют закономерности изменения свойств химических элементов в периодах и группах (главных подгруппах) ПСХЭ с точки зрения теории строения атома. Определяют понятия «ионная связь», «ионы». Составляют схемы образования ионной связи; определяют тип химической связи по формуле вещества; приводят примеры веществ с ионной связью. Характеризуют механизм образования ионной связи. Устанавливают причинно-следственные связи: состав вещества – тип химической связи | |||
8 | Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой | Дают определение понятию «ковалентная неполярная связь». Составляют схемы образования ковалентной неполярной связи; используют знаковое моделирование; определяют тип химической связи по формуле вещества; приводят примеры веществ с ковалентной неполярной связью. Характеризуют механизм образования ковалентной неполярной связи. Устанавливают причинно-следственные связи: состав вещества – тип химической связи | ||||
9 | Ковалентная полярная химическая связь | Дают определения понятиям: «ковалентная полярная связь», «электроотрицательность», «валентность». Составляют схемы образования ковалентной полярной связи; используют знаковое моделирование; определяют тип химической связи по формуле вещества; приводят примеры веществ с ковалентной полярной связью. Характеризуют механизм образования ковалентной полярной связи. Устанавливают причинно-следственные связи: состав вещества – тип химической связи. Составляют формулы бинарных соединений по валентности и определяют валентности по формуле соединения | ||||
10 | Металлическая химическая связь | Урок-лекция | Дают определение понятию «металлическая связь». Составляют схемы образования металлической связи; определяют тип химической связи по формуле вещества; приводят примеры веществ с металлической связью. Характеризуют механизм образования металлической связи. Устанавливают причинно-следственные связи: состав вещества – тип химической связи | |||
11 | Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи | Применяют знания, полученные при изучении темы, при выполнении лабораторных опытов; раскрывают смысл важнейших изученных понятий; составляют формулы бинарных соединений по валентности; рассчитывают относительную молекулярную массу по формуле вещества; массовую долю химических элементов в сложном веществе; определяют тип химической связи по формуле вещества; составляют схемы образования химических связей разных типов | ||||
12 | Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов» | |||||
Тема 2. Простые вещества (6 часов) | ||||||
13 | Простые вещества - металлы | Урок-лекция | Дают определения понятиям: «металлы», «пластичность», «теплопроводность», «электропроводность». Описывают положение элементов-металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева; классифицируют простые вещества на металлы и неметаллы. Устанавливают причинно-следственные связи между строением атома и химической связью в простых веществах-металлах | |||
14 | Простые вещества – неметаллы | Дают определения понятиям: «неметаллы», «аллотропия», «аллотропные видоизменения (модификации)». Описывают положение элементов-металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева; определяют принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов: металлы и неметаллы. Устанавливают причинно-следственные связи между строением атома и химической связью в простых веществах-неметаллах; объясняют многообразие простых веществ таким фактором, как аллотропия | ||||
15 | Количество вещества. Молярная масса | Дают определения понятиям: «количество вещества», «моль», «постоянная Авогадро», «молярная масса». Решают задачи с использованием этих понятий. | ||||
16 | Молярный объем газов. Закон Авогадро | Дают определения понятиям: «молярный объем газов», «нормальные условия». Решают задачи с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро», «молярная масса». | ||||
17 | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро» | Решают задачи с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем газов», «молярная масса», «постоянная Авогадро» | ||||
18 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества» | Урок-игра | Применяют полученные знания в соответствии с решаемой задачей; классифицируют простые вещества на металлы и неметаллы; дают характеристику общим физическим свойствам металлов; решают задачи по теме | |||
Тема 3. Соединения химических элементов | ||||||
19 | Степень окисления | Дают определения понятиям: «степень окисления», «валентность». Сравнивают валентность и степень окисления; составляют формулы бинарных соединений; называют бинарные соединения по формулам | ||||
20 | Классы бинарных соединений: оксиды | Дают определения понятию «оксиды». Определяют принадлежность неорганических веществ к классу оксидов по формуле; валентность и степень окисления элементов в оксидах. Описывают свойства представителей оксидов; составляют формулы и названия оксидов | ||||
21 | Классы бинарных соединений: гидриды металлов и неметаллов | Дают определения понятиям: «гидриды», «летучие водородные соединения». Описывают свойства отдельных представителей гидридов; составляют формулы и названия гидридов | ||||
22 | Основания | Дают определения понятиям: «основания», «щелочи», «качественная реакция», «индикатор». Классифицируют основания по растворимости в воде; определяют принадлежность неорганических веществ к классу оснований по формуле и степени окисления элементов в основаниях. Описывают свойства представителей оснований; составляют формулы и названия оснований. Определяют растворимость оснований, используя таблицу растворимости. Устанавливают генетическую связь между оксидом и основанием и наоборот | ||||
23 | Основания | |||||
24 | Кислоты | Дают определения понятиям: «кислоты», «кислородсодержащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная среда», «щелочная среда», «нейтральная среда», «шкала рН». Классифицируют кислоты по основности и содержанию кислорода. Определяют принадлежность неорганических веществ к классу кислот по формуле; степень окисления элементов в кислотах. Описывают свойства представителей кислот; составляют формулы и названия кислот. Определяют растворимость кислот, используя таблицу растворимости. Устанавливают генетическую связь между оксидом и гидроксидом и наоборот; исследуют среду раствора с помощью индикаторов; экспериментально различают кислоты и щелочи с помощью индикаторов | ||||
25 | Кислоты | |||||
26 | Соли | Дают определение понятию «соли». Определяют принадлежность неорганических веществ к классу солей по формуле; степень окисления элементов в солях. Описывают свойства представителей солей; составляют формулы и названия солей. Используя таблицу растворимости, определяют растворимость солей | ||||
27 | Соли | |||||
28 | Аморфные и кристаллические вещества | Урок-исследование | Дают определения понятиям: «аморфные вещества», «кристаллические вещества», «кристаллическая решетка», «ионная кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка», «металлическая кристаллическая решетка». Устанавливают причинно-следственные связи между строением атома, химической связью и типом кристаллической решетки соединений. Дают характеристику атомным, молекулярным, ионным и металлическим кристаллическим решеткам. Приводят примеры веществ с разными типами кристаллической решетки | |||
29 | Чистые вещества и смеси | Урок-беседа | Дают определения понятиям: «чистые вещества», «смеси», «химический анализ». Определяют способы разделения различных смесей в зависимости от свойств их компонентов | |||
30 | Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора) | Дают определения понятиям: «массовая доля растворенного вещества», «объемная доля вещества в смеси». Решают задачи с использованием этих понятий | ||||
31 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | Урок-игра | Применяют знания, полученные при изучении темы, при выполнении лабораторных опытов; раскрывают смысл важнейших изученных понятий; классифицируют неорганические вещества. Составляют формулы оксидов, кислот и солей; названия изученных классов веществ. Дают характеристику атомным, молекулярным, ионным и металлическим кристаллическим решеткам. Проводят вычисления с использованием понятия «доля» | |||
32 | Контрольная работа № 2 по теме «Соединения химических элементов» | |||||
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами | ||||||
33 | Физические явления в химии | Урок-исследование | Дают определения понятиям: «дистилляция (перегонка)», «кристаллизация», «выпаривание», «фильтрование», «возгонка (сублимация)», «отстаивание», «центрифугирование». Устанавливают причинно-следственные связи между физическими свойствами веществ и способами разделения смесей | |||
34 | Химические реакции | Урок-беседа | Дают определения понятиям: «химическая реакция», «реакция горения», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции». Наблюдают и описывают признаки и условия течения химических реакций; делают выводы на основании наблюдений | |||
35 | Химические уравнения | Дают определение понятия «химические уравнения». Объясняют закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения. Составляют уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ; классифицируют химические реакции по тепловому эффекту | ||||
36 | Расчеты по химическим уравнениям | Выполняют расчеты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества с использованием понятия «доля» | ||||
37 | Расчеты по химическим уравнениям | |||||
38 | Реакции разложения | Дают определения понятиям: «реакции разложения», «скорость химической реакции», «катализаторы», «ферменты». Классифицируют химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Наблюдают и описывают признаки и условия течения химических реакций; делают выводы на основании наблюдений | ||||
39 | Реакции соединения | Дают определения понятиям: «реакции соединения», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции». Классифицируют химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, направлению протекания реакции, присутствию катализатора. Наблюдают и описывают признаки и условия течения химических реакций; делают выводы на основании наблюдений | ||||
40 | Реакции замещения | Дают определения понятиям: «реакции замещения», «ряд активности металлов». Классифицируют химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; используют электрохимический ряд напряжений (активности) металлов для определения возможности протекания реакций между металлами и водными растворами кислот и солей. Наблюдают и описывают признаки и условия течения химических реакций; делают выводы на основании наблюдений | ||||
41 | Реакции обмена | Дают определения понятиям: «реакции обмена», «реакции нейтрализации». Классифицируют химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; используют таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена. Наблюдают и описывают признаки и условия течения химических реакций; делают выводы на основании наблюдений | ||||
42 | Типы химических реакций на примере свойств воды | Урок-конференция | Дают определение понятию «гидролиз». Классифицируют химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции | |||
43 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» | Применяют знания, полученные при изучении темы, при выполнении лабораторных опытов; раскрывают смысл важнейших изученных понятий; составляют уравнения химических реакций; классифицируют химические реакции по различным признакам; выполняют расчеты по химическим уравнениям реакций. | ||||
44 | Контрольная работа № 3 по теме «Изменения, происходящие с веществами» | |||||
Тема 5. Практикум 1. Простейшие операции с веществом | ||||||
45 | Практическая работа № 1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами». Практическая работа № 2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание» (дом. экс-т) | Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; выполняют простейшие приемы обращения с лабораторным оборудованием: с лабораторным штативом, со спиртовкой, с воронкой, с фильтром. Наблюдают за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; описывают химический эксперимент с помощью родного (русского) языка и языка химии; формулируют выводы по результату проведенного эксперимента | ||||
46 | Практическая работа № 3 «Анализ почвы и воды» (дом. экс-т) Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций» | |||||
47 | Практическая работа № 5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» | Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; выполняют простейшие приемы обращения с лабораторным оборудованием: с мерным цилиндром, с весами. Наблюдают за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; описывают химический эксперимент с помощью родного (русского) языка и языка химии; формулируют выводы по результату проведенного эксперимента. Готовят растворы с определенной массовой долей растворенного вещества в растворе | ||||
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | ||||||
48 | Растворение, Растворимость веществ в воде | Урок-конференция | Дают определения понятиям: «раствор», «гидрат», «кристаллогидрат», «насыщенный раствор», «ненасыщенный раствор», «пересыщенный раствор», «растворимость». Определяют растворимости веществ , используя кривые растворимости; характеризуют растворение в точки зрения атомно-молекулярного учения; используют таблицы растворимости для определения растворимости веществ в воде | |||
49 | Электролитическая диссоциация | Дают определения понятиям: «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты», «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты». | ||||
50 | Основные положения теории электролитической диссоциации | Урок-лекция | Дают определения понятиям: «катионы», «анионы», «кислоты», «основания», «соли». Составляют уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей; иллюстрируют примерами основные положения теории электролитической диссоциации, генетическую взаимосвязь между веществами (простое вещество – оксид – гидроксид - соль) | |||
51 | Ионные уравнения | Дают определение понятию «ионные уравнения». Составляют молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов. Наблюдают и описывают реакции между электролитами эксперимент с помощью родного (русского) языка и языка химии | ||||
52 | Кислоты, их классификация и свойства | Составляют характеристики общих химических свойств кислот с позиции теории электролитической диссоциации. Составляют молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием кислот. Наблюдают и описывают реакции с участием кислот с помощью родного (русского) языка и языка химии; проводят опыты, подтверждающие химические свойства кислот, с соблюдением правил техники безопасности | ||||
53 | Кислоты, их классификация и свойства | |||||
54 | Основания, их классификация и свойства | Составляют характеристики общих химических свойств оснований с позиции теории электролитической диссоциации. Составляют молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием оснований. Наблюдают и описывают реакции с участием оснований с помощью родного (русского) языка и языка химии; проводят опыты, подтверждающие химические свойства оснований, с соблюдением правил техники безопасности | ||||
55 | Основания, их классификация и свойства | |||||
56 | Оксиды, их классификация и свойства | Дают определения понятиям: «несолеобразующие оксиды», «солеобразующие оксиды», «основные оксиды», «кислотные оксиды». Составляют характеристики общих химических свойств оксидов с позиции теории электролитической диссоциации. Составляют молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием оксидов. Наблюдают и описывают реакции с участием оксидов с помощью родного (русского) языка и языка химии; проводят опыты, подтверждающие химические свойства оксидов, с соблюдением правил техники безопасности | ||||
57 | Оксиды, их классификация и свойства | |||||
58 | Соли, их классификация и свойства | Урок-конференция | Дают определения понятиям: «средние соли», «кислые соли», «основные соли». Составляют характеристики общих химических свойств солей с позиции теории электролитической диссоциации. Составляют молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием солей. Наблюдают и описывают реакции с участием солей с помощью родного (русского) языка и языка химии; проводят опыты, подтверждающие химические свойства солей, с соблюдением правил техники безопасности | |||
59 | Соли, их классификация и свойства | |||||
60 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | Урок-исследование | Дают определение понятию «генетический ряд». Иллюстрируют примерами основные положения теории электролитической диссоциации; генетическую взаимосвязь между веществами (простое вещество – оксид – гидроксид - соль). Составляют молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; уравнения реакций, соответствующие последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов | |||
61 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | Урок-беседа | Применяют знания, полученные при изучении темы, при выполнении лабораторных опытов; раскрывают смысл важнейших изученных понятий. Составляют характеристики общих химических свойств оксидов, кислот, оснований и солей с позиции теории электролитической диссоциации. Используют таблицу растворимости для решения учебно-познавательныхзадач. Составляют уравнения реакций, соответствующие последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов | |||
62 | Контрольная работа № 4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | |||||
63 | Окислительно-восстановительные реакции | Урок-лекция | Дают определения понятиям: «окислительно-восстановительные реакции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Классифицируют химические реакции по признаку «изменение степеней окисления элементов»; определяют окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составляют уравнения окислительно-восстановительных реакций, используя метод электронного баланса | |||
64 | Окислительно-восстановительные реакции | |||||
Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов электролитов | ||||||
65 | Практическая работа № 6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» | Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; распознают некоторые анионы и катионы. Наблюдают за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; описывают химический эксперимент с помощью родного (русского) языка и языка химии; формулируют выводы по результату проведенного эксперимента | ||||
66 | Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач» | |||||
67 | Обобщение и систематизация знаний по курсу | Урок-игра | Самостоятельно применяют знания, полученные при изучении курса химии, при выполнении лабораторных опытов | |||
68 | Промежуточная аттестация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...