Рабочая программа по химии 11 класс
рабочая программа по химии (11 класс) на тему
Рабочая программа по химии 11 класса на 2018-2019 учебный год ориентирована на работу по учебнику Габриеляна О.С. Химия. Базовый уровень. 11 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_11_kl.docx | 63.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большеарбайская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета МКОУ Большеарбайская СОШ Протокол №_________ От «___» _____________ 20___г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Большеарбайской СОШ _________________ Петухова С.В. «____»____________20___ г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Большеарбайской СОШ ________________ Цуканова Е.И. Приказ № __________ от «___» ____________20___ г. |
Рабочая программа
по химии
11 класс
на 2018-2019 учебный год
ФИО учителя:
Поддубская Екатерина Петровна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии и Рабочий программы к УМК О. С. Габриеляна (Учебно-методическое пособие / сост. Т. Д. Гамбурцева. — М.: Дрофа, 2013), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Изучение химии на ступени общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде, экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
Учебно-методический комплекс
Основная литература:
- Гамбурцева Т. Д. Рабочие программы к УМК О. С. Габриеляна: учебно-методическое пособие / сост. Т. Д. Гамбурцева. — М.: Дрофа, 2013.
- Габриелян О. С.. Химия 11 класс. - М., Дрофа, 2014.
Дополнительная литература:
- Грибанова О. В. Алгоритмы выполнения заданий по общей и неорганической химии. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
- Несвижский С. Н. Формулы по химии. – М.: Эксмо, 2012.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать / понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание (68 ч.)
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (8 ч)
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Лабораторные работы. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
Тема 2. Строение вещества (26 ч)
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Твёрдое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Понятие «доля» и её разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные работы: 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Распознавание пластмасс и волокон. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
Практические работы: 1. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3. Химические реакции (16 ч)
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные работы: 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.
Тема 4. Вещества и их свойства (18 ч)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные работы: 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практические работы: 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Что пройдено на уроке | Элементы содержания учебного материала | Требования к уровню подготовки учащихся | Примечание. Домашнее задание | ||
План | Факт | План | Факт | ||||
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (8 ч) | |||||||
1 | Атом – сложная частица | Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Макромир и микромир. Дуализм частиц микромира. | Знать современные представления о строении атомов. Знать важнейшие химические понятия: «химический элемент», «изотопы». Уметь определять состав и строение атома элемента по положению в ПС. | П. 1, упр.1-4. | |||
2 | Состояние электронов в атоме | П. 1, упр.5-7. | |||||
3 | Электронные конфигурации атомов | Электронные конфигурации атомов химических элементов. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов. | Знать основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами. Уметь составлять электронные формулы атомов. | П. 1. упр. 8 | |||
4 | Валентные возможности атомов химических элементов | Валентность. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. | Знать понятия «валентность» и «степень окисления», уметь сравнивать эти понятия. | Инд. зад., конспект. | |||
5 | Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона | Предпосылки открытия Периодического закона. Первые попытки классификации химических элементов. Периодический закон в формулировке Д. И. Менделеева. | Уметь характеризовать элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева. Знать понятия «вещество», «химический элемент», «атом», «относительная атомная масса», «изотопы». | П. 2, упр. 1-3. | |||
6 | Периодический закон в свете учения о строении атома | Периодический закон и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента и современное определение периодического закона. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и в группах. | Знать физический смысл порядкового номера, номеров периодов и группы. | П. 2, упр. 4,5. | |||
7 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Лабораторная работа № 1 «Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек» | Периодическая система химических элементов как графическое отображение Периодического закона. Структура периодической таблицы короткого варианта. Периоды и группы. | Уметь определять виды классификации: естественную и искусственную. Уметь конструировать периодическую таблицу элементов с использованием карточек. | П. 2, упр. 7,8. | |||
8 | Значение Периодического закона Д.И. Менделеева | Прогностическая сила и значение Периодического закона и Периодической системы. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | П. 2, упр. 10. | ||||
Тема 2. Строение вещества (26 ч) | |||||||
9 | Химическая связь. Ионная химическая связь | Ионы и их классификация: по заряду, по составу. Схема образования ионной связи. | Уметь характеризовать ионную связь как связь, возникающую путем отдачи или приема электронов; свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип кристаллической решетки. | П.3, упр. 3-5. | |||
10 | Ионная кристаллическая решетка | Ионные кристаллические решетки. Зависимость между типом химической связи, типом кристаллической решетки и физическими свойствами веществ. | П.3, упр. 7-9. | ||||
11 | Свойства ковалентной химической связи | Свойства ковалентной химической связи: насыщаемость, полярность, направленность в пространстве. Ковалентная связь как связь, возникающая за счет образования общих электронных пар путем перекрывания электронных орбиталей. Кратность ковалентной связи. Механизмы образования ковалентной связи. Классификация ковалентных связей по ЭО. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. | Уметь характеризовать свойства вещества по типу его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип кристаллической решетки. Уметь определять геометрию молекулы по характеристике химических связей. | П. 4, упр. 1-4. | |||
12 | Молекулярные и атомные кристаллические решетки | П. 4, упр. 7,8. | |||||
13 | Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. | Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с данным типом связи. | Знать классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них. Уметь характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип кристаллической решетки. | П. 5, упр. 1-4, сообщение (упр. 8,9). | |||
14 | Водородная химическая связь. | Межмолекулярная водородная связь. Механизм ее образования на примере воды и спиртов. Свойства веществ с этим типом связи. Аномальные свойства воды, обусловленные межмолекулярной водородной связью. Внутримолекулярная водородная связь. Ее значение в организации структуры жизненно важных органических веществ. | Уметь характеризовать особенности агрегатного состояния веществ на основе молекулярно-кинетических представлений. Знать понятия «водородная связь», «денатурация». | П. 6, упр. 1-5. | |||
15 | Типы кристаллических решеток. Лабораторная работа № 2 «Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств» | Понятие о кристаллических решетках. Типы кристаллических решеток: ионная, молекулярная, атомная, металлическая. Характерные физические свойства веществ, обусловленные типом кристаллической решетки. Аллотропия, обусловленная типом кристаллической решетки. | Уметь классифицировать твердые вещества на кристаллические и аморфные; устанавливать зависимость между типом химической связи, типом кристаллической решетки и физическими свойствами веществ. | Инд. зад., конспект. | |||
16 | Полимеры органические: пластмассы | Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Способы получения полимеров. Свойства особых групп полимеров: пластмасс, эластомеров и волокон. Классификация полимеров. | Знать: основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. | П.7, сообщения о полимерах, конспект. | |||
17 | Полимеры органические: волокна | П.7, упр. 6. | |||||
18 | Полимеры неорганические. Обзор важнейших полимеров | П.7, упр. 10. | |||||
19 | Лабораторная работа № 3 «Распознавание пластмасс и волокон». | Правила техники безопасности при выполнении данной работы. | Знать основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Уметь определять наиболее широко распространенные полимеры по их свойствам. | Инд. зад. | |||
20 | Газообразное состояние вещества | Три агрегатных состояния веществ. Особенности строения газов. | Знать особенности строения газов; закон Авогадро и вытекаемое из него следствие. | П. 8, упр. 1,2, сообщения об агрегатных состояниях воды. | |||
21 | Воздух и природный газ - природные газообразные смеси | Строение, физические и химические свойства, получение, распознавание и применение газообразных веществ: природных газообразных смесей, водорода, кислорода, озона, углекислого газа, аммиака, этилена. | Знать состав газообразных смесей, их нахождение в природе; понятия «кислотные дожди», «парниковый эффект». Уметь по запаху распознавать газообразные вещества; рассчитывать молярный объем газов. | П. 8, упр. 3,4. | |||
22 | Особенности строения газов: водород, кислород, озон | П. 8, упр. 10. | |||||
23 | Особенности строения газов: углекислый газ, аммиак, этилен | П. 8, упр. 11,12. | |||||
24 | Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов» | Правила техники безопасности при выполнении данной работы. | Уметь получать, собирать и распознавать газообразные вещества. | Инд. зад. | |||
25 | Решение задач по теме «Молярный объем газообразных веществ». | Решение задач на вычисление молярного объема газообразных веществ. | Уметь решать задачи с использованием понятия «молярный объем газообразных веществ». | Инд. зад. | |||
26 | Жидкое состояние вещества. | Жидкое состояние вещества. Вода и ее биологическая роль. Жесткость воды и ее виды. Жидкие кристаллы и их применение. | Знать особенности строения жидкостей; виды жесткости воды и способы ее устранения. | П. 9, упр. 7,8. | |||
27 | Жидкие кристаллы и их применение | П. 9, упр. 11. | |||||
28 | Твердое состояние вещества. | Твердое состояние вещества. | Знать особенности строения твердых веществ. Уметь классифицировать твердые вещества по типу кристаллической решетки. | П. 10, конспект. | |||
29 | Аморфные вещества. Кристаллические вещества. | Аморфные вещества. Кристаллические вещества. | П. 10, упр. 3,5. | ||||
30 | Дисперсные системы и растворы. | Определение и классификация дисперсных систем. Истинные и коллоидные растворы. Взвеси, золи, гели. Специфические свойства коллоидных систем, эффект Тиндаля. Значение коллоидных систем в жизни человека. | Знать: определение и классификацию дисперсных систем, понятия «истинные и коллоидные растворы», «дисперсионная среда», «дисперсная фаза», «коагуляция», «синерезис»; способы выражения концетрации растворов. | П. 11, упр.1-4, сообщения по теме. | |||
31 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава вещества | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава. Массовая доля элемента в соединении. Массовая доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. Молярная концентрация. | Знать особенности веществ молекулярного и немолекулярного строения. | П. 12, упр. 5,6. | |||
32 | Решение задач по теме «Вычисление массовой и объемной доли вещества в соединении и растворе». | Решение задач на нахождение массовой и объемной доли вещества в соединении и растворе. | Уметь решать задачи на нахождение массовой и объемной доли вещества в соединении и растворе. Уметь применять знания для решения задач. | Инд. зад. | |||
33 | Обобщающий урок по теме «Строение вещества» | Основные понятия пройденной темы. Строение газообразных, жидких и твердых веществ. | Повторить П. 1-11. | ||||
34 | Контрольная работа № 1 по темам «Строение атома. Строение вещества». | Контроль и учет знаний по изученным темам. | |||||
Тема 3. Химические реакции (16 ч) | |||||||
35 | Реакции, идущие без изменения состава веществ в неорганической химии. Аллотропия | Реакции, идущие без изменения состава вещества. Аллотропные модификации химических элементов в неорганической химии. Изомерия в органической химии. | Знать, какие процессы называются химическими реакциями, в чем их суть. Уметь устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации. | П. 13, упр. 1-4. | |||
36 | Реакции, идущие без изменения состава веществ в органической химии. Изомерия | П. 13, инд. зад. | |||||
37 | Реакции, идущие с изменением состава веществ Лабораторная работа № 4 «Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса». | Реакции, идущие с изменением состава вещества. Реакции разложения, соединения, замещения и обмена в неорганической химии. Реакции присоединения, отщепления, замещения и изомеризации в органической химии. Реакции полимеризации как частный случай реакции присоединения. | П. 14, упр. 1-3. | ||||
38 | Тепловой эффект химических реакций | Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчет количества теплоты по термохимическим уравнениям. | Уметь характеризовать тепловой эффект химических реакций и на его основе различать экзо- и эндотермические реакции; отражать тепловой эффект химических реакций на письме с помощью термохимических уравнений. | П. 14, упр. 6,7. | |||
39 | Решение задач и упражнений по термохимии. | Инд. зад. | |||||
40 | Скорость химических реакций | Скорость гомогенных и гетерогенных химических реакций. Энергия активации. Влияние различных факторов на скорость химической реакции: природы и концентрации реагирующих веществ, площади соприкосновения реагирующих веществ, температуры, катализаторов. Закон действующих масс. | Знать понятие «скорость химической реакции». Знать факторы, влияющие на скорость химических реакций. Уметь проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии. | П. 15, упр. 1, конспект. | |||
41 | Факторы, влияющие на скорость химической реакции | П. 15, упр. 2,4,5. | |||||
42 | Катализ. Лабораторная работа № 5 «Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля» | Катализаторы. Катализ. Гомогенный и гетерогенный катализ. Примеры каталитических процессов в промышленности, технике, быту. Ферменты – биокализаторы. Ингибиторы и каталитические яды. | Знать понятия «катализ», «катализатор». Гомогенный и гетерогенный катализ. Уметь сравнивать ферменты с неорганическими катализаторами; раскрывать их роль в организации жизни на Земле, а также в промышленности. | П. 15, сообщения о катализаторах и ферментах. | |||
43 | Обратимость химической реакции | Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения на примере получения аммиака. Синтез аммиака в промышленности. | Уметь характеризовать состояния химического равновесия и способы его смещения; предсказывать направление смещения химического равновесия. | П. 16, упр. 1,2. | |||
44 | Химическое равновесие и способы его смещения | П. 16, упр. 6. | |||||
45 | Реакции, протекающие в водных растворах. Роль воды в химических реакциях | Растворы как гомогенные системы. Растворение как физико-химический процесс. Роль воды в процессе растворения веществ. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые. | Знать понятия «растворы» и «растворимость». Уметь классифицировать вещества по признаку растворимости; | П. 17, упр. 1-3. | |||
46 | Электролиты и неэлектролиты | Понятие об электролитах и неэлектролитах. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли в свете теории электролитической диссоциации. Реакции гидратации. | Знать понятия «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация»; основные положения теории электролитической диссоциации. Уметь характеризовать способность электролита к диссоциации на основе степени электролитической диссоциации. | П. 17, упр. 7,8. | |||
47 | Гидролиз органических и неорганических соединений | Гидролиз как обменное взаимодействие веществ с водой. Обратимый и необратимый гидролиз солей. Гидролиз по катиону и аниону. Гидролиз органических соединений как основа обмена веществ в живых организмах. Гидролиз АТФ как основа энергетического обмена в живых организмах. | Уметь характеризовать гидролиз как обменное взаимодействие веществ с водой; различать гидролиз по катиону и аниону; раскрывать роль обратимого гидролиза органических соединений как основы обмена веществ в живых организмах и гидролиза АТФ как основы энергетического обмена в живых организмах. | П. 18, 1-3. | |||
48 | Лабораторная работа № 6 «Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов» | П. 18, упр. 8. | |||||
49 | Окислительно-восстановительные реакции. Лабораторная работа № 7 «Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком» | ОВР. Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Составление реакций ОВР методом электронного баланса. Метод полуреакций. Влияние среды на протекание ОВР. ОВР в органической химии. | Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»; отличия ОВР от реакций ионного обмена. Уметь составлять уравнения ОВР методом электронного баланса и полуреакций. | П. 19, упр. 1,2. | |||
50 | Электролиз | Электролиз растворов и расплавов электролитов на примере хлорида натрия. Электролитическое получение алюминия. Практическое значение электролиза. Гальванопластика и гальваностегия. | Уметь характеризовать электролиз как окислительно-восстановительный процесс; предсказывать катодные и анодные процессы для расплавов и водных растворов электролитов. | П. 19, упр. 7,8. | |||
51 | Обобщающий урок по теме «Химические реакции» | Основные понятия пройденной темы. Строение газообразных, жидких и твердых веществ. | Повторить П. 13-18. | ||||
52 | Контрольная работа № 2 по теме «Химические реакции» | Контроль и учет знаний по изученной теме. | |||||
Тема 4. Вещества и их свойства (18 ч) | |||||||
53 | Металлы: физические и химические свойства, значение, способы получения. | Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов. Взаимодействие с простыми и сложными веществами. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие способы получения металлов. Значение металлов в природе и жизни организмов. | Знать основные металлы, их общие свойства. Уметь характеризовать свойства металлов, опираясь на их положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов. | П.20, упр. 5. | |||
54 | Коррозия металлов и способы защиты от нее | Понятие о коррозии металлов как окислительно-восстановительном процессе. Способы защиты от коррозии. | Уметь характеризовать и описывать коррозии металлов как окислительно-восстановительный процесс и способы защиты металлов от коррозии. | П.20, упр. 6-8. | |||
55 | Неметаллы: физические и химические свойства, значение, способы получения | Положение неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Конфигурация внешнего электронного слоя неметаллов. Простые вещества – неметаллы: строение, физические свойства. Аллотропия. Химические свойства неметаллов как окислителей и восстановителей. Общая характеристика галогенов. | Знать основные неметаллы, их окислительные и восстановительные свойства. Уметь характеризовать свойства неметаллов, опираясь на их положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. | П.21, упр. 6,7. | |||
56 | Кислоты органические и неорганические. | Кислоты в свете протолитической теории. Строение, номенклатура, классификация и общие химические свойства органических и неорганических кислот. Важнейшие представители этого класса. | Знать классификацию, номенклатуру кислот, уметь характеризовать их свойства. Знать особенности свойств серной и азотной кислот, муравьиной и уксусной кислот. | П. 22, упр. 4,5. | |||
57 | Основания органические и неорганические | Строение, номенклатура, классификация и свойства органических и неорганических оснований. Растворимые и нерастворимые основания. Важнейшие представители класса. | Знать классификацию и номенклатуру оснований, особенности органических оснований, уметь характеризовать их свойства. | П. 23, упр. 5,6. | |||
58 | Соли. | Классификация солей: средние, кислые, основные. Общие химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение: хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция. | Уметь классифицировать соли; различать свойства средних и кислых солей. | П. 24, упр. 5. | |||
59 | Лабораторная работа № 8 «Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами», № 9 «Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями» | Правила техники безопасности при выполнении данной работы. | Знать основные правила техники безопасности. Уметь проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии. | Инд. зад. | |||
60 | Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений» | Правила техники безопасности при выполнении данной работы. | Знать основные правила техники безопасности. Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | Инд. зад. | |||
61 | Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений | Понятие о генетической связи и генетическом ряде. Генетический ряд металла и неметалла. Особенности генетического ряда и генетической связи в органической химии. | Уметь характеризовать генетическую связь между классами органических и неорганических соединений и отражать ее на письме с помощью обобщенной записи «цепочки переходов». | П. 25, упр. 7. | |||
62 | Обобщающий урок по теме «Вещества и их свойства» | Систематизация материала по теме «Вещества и их свойства». Отработка теоретического материала в рамках данной темы. | Знать основы классификации и номенклатуры неорганических и органических веществ. Знать важнейшие свойства изученных классов соединений. | Повторить П. 20-24, тест. | |||
63 | Контрольная работа № 3 по теме «Вещества и их свойства» | Контроль и учет знаний по изученной теме. | |||||
64 | Решение расчетных задач | Решение задач на вычисление молярного объема газообразных веществ и нахождение массовой и объемной доли вещества в соединении и растворе. | Уметь решать задачи на вычисление молярного объема газообразных веществ и нахождение массовой и объемной доли вещества в соединении и растворе. | Инд. зад. | |||
65 | Решение расчетных задач | Решение задач на расчеты по химическому уравнению, на избыток одного из реагирующих веществ и с участием веществ, содержащих примеси. | Уметь решать задачи на расчеты по химическому уравнению, на избыток одного из реагирующих веществ и с участием веществ, содержащих примеси. | Инд. зад. | |||
66 | Промежуточная аттестация | ||||||
67 | Химия и производство. Химия и сельское хозяйство | Использование химии в производстве и сельском хозяйстве. Положительные и отрицательные стороны этого. Значение химии в жизни человека. Влияние химии на окружающую среду; проблемы окружающей среды. | Уметь определять источники информации, получать и анализировать информацию по вопросам семинара. | Сообщения по теме. | |||
68 | Химии в жизни человека. Химия и проблемы окружающей среды | Сообщения по теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...