Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа по химии 10 класса на 2017-2018 учебный год ориентирована на работу по учебнику Габриеляна О.С. Химия. Базовый уровень. 10 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_10_kl.docx | 64.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большеарбайская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета МКОУ Большеарбайская СОШ Протокол № ____________ от «___»______________ 20___г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Большеарбайской СОШ _________________ Петухова С.В. «___»____________20___ г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Большеарбайской СОШ ________________ Цуканова Е.И. Приказ № _____________ от «___» ____________20___ г. |
Рабочая программа
по химии
10 класс
на 2017-2018 учебный год
ФИО учителя:
Поддубская Екатерина Петровна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии и Программы основного общего образования по химии для 10 класса автора О.С. Габриеляна (Программы для общеобразовательных учреждений Химия 8-11 классы. – М.: Дрофа,2011), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Изучение химии на ступени общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
Задачи:
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 10 классе отводится 2 часа в неделю.Исходя из расписания уроков и каникул календарно - тематическое планирование составлено на 68 часов в год.
Учебно-методический комплекс
Основная литература:
- Габриелян О.С. Программы общеобразовательных учреждений. Химия 8-11 классы. –М.: Просвещение, 2011.
- Габриелян О.С.Химия. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений базовый уровень. Просвещение, 2013.
Дополнительная литература:
- Габриелян О.С. Методическое пособие к учебнику «Химия. 10 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2015.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание курса(68 часов)
Введение (1ч.)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема 1. Теория строения органических соединений (4 ч.)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (18 ч.)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из циклогексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки».
Лабораторные работы: 1. Отношение каучука и резины к органическим растворителям. 2. Исследование свойств термопластичных полимеров.
Практические работы: 1. Качественный анализ органических соединений.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (20 ч.)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства формальдегида. 8. Свойства глицерина. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Лабораторные работы: 3. Свойства глицерина. 4. Окисление муравьиного альдегида оксидом серебра и гидроксидом меди (II). 5. Взаимодействие альдегида с фуксинсернистой кислотой. 6. Получение уксусной кислоты из соли, опыты с ней. 7. Отношение жиров к воде и органически растворителям. 8. Доказательство непредельного характера жиров.Омыление жиров. 9. Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II).
Практические работы: 2. Химические свойства альдегидов и кетонов. 3. Химические свойства углеводов.
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (11 ч.)
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол →этилен→этиленгликоль→этиленгликолят меди (II); этанол→этаналь→этановая кислота.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практические работы: 4. Свойства белков. 5. Идентификация органических соединений.
Тема 5. Биологически активные органические соединения (4ч.)
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (10 ч.)
Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шёлк, вискоза), их свойства и применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных волокон и изделий из них. Распознавание волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практические работы: 6. Распознавание пластмасс и волокон.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Элементы содержания учебного материала | Требования к уровню подготовки учащихся | Примечание (демонстрации и эксперименты) Домашнее задание. | ||
План | Факт | План | Факт | ||||
Введение | |||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Предмет органической химии. | Предмет органической химии.Особенности строения органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Свойство атомов углерода образовывать прямые, разветвленные и замкнутые цепи, одинарные и кратные связи. Основные этапы в истории развития органической химии. | Знать понятия: пространственное строение молекул, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, гомология. Уметь: составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ. | Д. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. П. 1, упр. 1, 2, 4. | |||
Тема 1. Теория строения органических соединений | |||||||
2 | Строение атома углерода. Валентные состояния атома углерода | Электронное облако и орбиталь, их формы: S, P. Электронные и электронно-графические формулы атомов углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная связь и ее разновидности (сигма и пи- связь). Валентные состояния атомов углерода. Геометрия молекул. | Знать понятия: валентность, степень окисления, углеродный скелет. Уметь определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; валентность и степень окисления химических элементов, изомеры и гомологи. | Д. 1. Шаростержневые и объемные модели этанола и диэтилового эфира Д. 2. «Круговорот углерода в природе». П. 2, упр. 1-3. | |||
3 | Основные положения теории химического строения органических соединений. | Основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Предпосылки создания теории строения веществ. | Знать теорию строения органических соединений.Называть основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.Определять гомологи и изомеры; принадлежность веществ к соответствующему классу. Объяснять сущность основных положений теории химического строения А.М. Бутлерова. | Д. 1. Образцы органических соединений различных классов. П. 2, упр. упр. 6, 7. | |||
4 | Понятие о гомологии и гомологах. Изомерия и ее виды. | Понятие о гомологии и гомологах, гомологические ряды разных классов органических соединений. Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения кратной связи и функциональных групп, межклассовая изомерия, пространственная изомерия (геометрическая и оптическая). | Знать понятия: валентность, функциональная группа, углеродный скелет. Уметь определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; валентность и степень окисления химических элементов, изомеры и гомологи. | Д. 1. Образцы органических соединений различных классов. П. 2, упр. 4, 5, 8. | |||
5 | Решение задач по органической химии | Решение задач. Выполнение тестов. | Повторить П. 1, 2. Инд. зад. | ||||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники | |||||||
6 | Природные источники углеводородов | Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. | Знать: -природные источники углеводородов и способы их переработки; -вещества и материалы, широко используемые в практике – углеводороды; - понятия: радикал, атомные эси пэ орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул алканов, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия; -классификацию и номенклатуру алканов. Уметь: называть алканы, определять валетность, степень окисления, тип химической связи, пространственное строение, изомеры и гомологи;проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; выполнять химический эксперимент по получению веществ или распознавать органические вещества. | Д. 1. Модели молекул углеводородов. Д. 2. Определение элементарного состава метана по продуктам сгорания. П.3, упр. 1-5. | |||
7 | Предельные углеводороды. Алканы: гомологический ряд, номенклатура и изомерия. | Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. | Практическая работа № 1 «Качественный анализ органических соединений». П. 3, упр. 6-8. | ||||
8 | Предельные углеводороды. Алканы: свойства, получение и применение.Циклоалканы | Промышленные и лабораторные способы получения алканов.Химические свойства алканов: реакцииции замещение, горения, изомеризации, термического разложения. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Химические свойства: горение, разложение, радикальное разложение, изомеризация | П. 3, упр. 9, 10. | ||||
9 | Этиленовые углеводороды или алкены: гомологический ряд, изомерия. | Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомеризация алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Физические свойства | Знать понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы этилена, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия. Уметь характеризовать строение и свойства алкенов; выполнять химический эксперимент по получению этилена и изучению его свойств;определять типы реакций алкенов.Называть по международной номенклатуреалкены с помощью родного языка и языка химии. | Д. Модели молекул углеводородов. П. 4, упр. 1, 2. | |||
10 | Этиленовые углеводороды или алкены: свойства, получение, применение. | Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Химические свойства: реакции присоединения- галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование; реакции окисления и полимеризации. | Д. 1. Качественная реакция на кратную связь. Д. 2. Получение этилена деполимеризацией полиэтилена. П. 4, упр. 3-5. | ||||
11 | Решение задач на вывод формулы вещества | Решение задач на вывод формул | Уметьназывать изученные вещества;определять пространственное строение молекулы, изомеры и гомологи, тип реакций;определять тип химической реакции. | П. 3, 4, инд. зад. | |||
12 | Диеновые углеводороды. Алкадиены: гомологический ряд, изомерия. | Гомологический ряд и общая формула алкадиенов. Строение молекулы. Изомеризация алкадиенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Физические свойства | Знать понятия: индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, гомология, структурная изомерия, электрофил;основные типы химических реакций. Определять изомеры и гомологи;экологических, сырьевых, энергетических. Уметь осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;объяснять природу и способы образования химической связи. | П. 5, упр. 1,2. | |||
13 | Диеновые углеводороды. Алкадиены: свойства, получение, применение. | Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. | Д. Применение резины в народном хозяйстве. П. 5, упр. 3, 4. | ||||
14 | Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Лабораторная работа № 1. Отношение каучука и резины к органическим растворителям. | Общие понятия химии высокомолекулярных соединений. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений – полимеризация, поликонденсация. Зависимость свойств полимеров от строения. Термопластичные и термореактивные полимеры. Проблема синтеза каучука и ее решение. Многообразие видов синтетических каучуков, их специфические свойства и применение. Стереорегулярные каучуки. | Знать вещества и материалы, широко используемые в практике: каучуки, пластмассы, волокна. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством; распознавание и идентификация важнейших веществ и материалов; характеризовать строение и свойства полимеров. | Сделать выводы по лабораторной работе. | |||
15 | Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Лабораторная работа № 2. Исследование свойств термопластичных полимеров. | ||||||
16 | Ацетиленовые углеводороды или алкины: гомологический ряд, изомерия. | Гомологический ряд и общая формула алкинов. Строение молекулы. Изомеризация алкинов.Гомологический ряд. Номенклатура. Физические свойства | Знать природные источники углеводородов и способы их переработки; вещества и материалы, широко используемые в практике (ацетилен). Уметь называть изученные вещества;определять пространственное строение молекулы, изомеры и гомологи, тип реакций;характеризовать строение и свойства органических соединений. | Д. Модели молекул углеводородов. П. 6, упр. 1-3. | |||
17 | Ацетиленовые углеводороды или алкины: свойства, получение, применение. | Получение ацетиленовых углеводородов.Химические свойства - реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование; реакции окисления, тримеризация ацетилена. | Д. Применение ацетилена. П. 6, упр. 4-6. | ||||
18 | Ароматические углеводороды или арены: гомологический ряд, изомерия. | Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение П-связей. Получение аренов. Изомерия и номенклатура аренов. Гомологи бензола. | Знать важнейшие химические понятия: s-, p- орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул. Уметьназывать изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством. | П. 7, упр. 1. | |||
19 | Ароматические углеводороды или арены: свойства, получение, применение. | Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенированеи, нитрование, алкилирование. | Д. Применение бензола. П. 7, упр. 2, 4. | ||||
20 | Нефть и способы ее переработки. | Нефть, ее состав, физические свойства и происхождение. Экологические последствия разлива нефти и способы борьбы с ними. Процессы переработки нефти. Продукты переработки нефти и их использование. Понятие об октановом числе. | Характеризовать состав и основные направления использования и переработки нефти. Устанавливать зависимость между объемами добычи нефти в России и бюджетом государства. Соблюдать правила экологически грамотного поведения. | Д. Схема установки (ректификационной колонны) для непрерывной перегонки нефти. П. 8, упр. 1-5, 8. | |||
21 | Генетическая связь между классами углеводородов | Выполнение упражнений на генетическую связь между классами углеводородов, получение распознавание углеводородов. | Повторить П. 3-8, инд. зад. | ||||
22 | Подготовка к контрольной работе | Упражнения по составлению уравнений реакций с участием углеводородов, реакций, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами углеводородов. Составление формул и названий углеводородов, их гомологов и изомеров. Решение расчетных задач, выполнение тестирования. | Повторить П. 3-8, инд. зад. | ||||
23 | Контрольная работа по теме: «Углеводороды и их природные источники» | Контроль и учет знаний по изученной теме: «Углеводороды и их природные источники» | |||||
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники | |||||||
24 | Спирты: строение, свойства, получение. | Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положения гидроксогруппы, межклассовая, углеродного скелета) Физические свойства спиртов. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекуле гидроксо-группы: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. | Знать важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, функциональная группа, структрурная изомерия, индуктивный эффект;классификацию и номенклатуру органических соединений;вещества и материалы, широко используемые в практике: этанол, метанол. Уметь называть изученные вещества; определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, характер взаимного влияния атомов в молекулах; объяснять природу и способы образования химической связи, зависимость реакционной способности органических соединений от строения молекул. | Д. 1. Модели молекул спиртов. Д. 2. Сравнение свойств в гомологическом ряду (растворимость в воде). П. 9, упр. 2, 4, 5. | |||
25 | Многоатомные спирты: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение. | Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественные реакции на многоатомные спирты. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Применение глицерина на основе его свойств: растворение глицерина в воде, его гигроскопичность, взаимодействие с гидроксидом меди (II). | Знать важнейшие химические понятия: пространственное строение молекул, функциональная группа, гомология, структурная изомерия; физические и химические свойства спиртов; способы получения; основные типы реакций. Уметь называть изученные вещества; определять характеристику среды в водном растворе, изомеры, гомологи, характер взаимного влияния атомов в молекуле, типы химических реакций; составлять уравнения химических реакций. | Д. Модели молекул спиртов. П. 9, упр. 11-13. | |||
26 | Свойства многоатомных спиртов. Лабораторная работа № 3. Свойства глицерина. | Д. Качественная реакция на многоатомные спирты. Сделать выводы по лабораторной работе. П. 9, инд. зад. | |||||
27 | Фенол: строение, свойства, получение, применение. Каменный уголь. | Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола, кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение. | Знать важнейшие химические понятия: функциональная группа, гомология, основные типы реакции; классификацию и номенклатуру фенолов. Уметьхарактеризовать строение и свойства фенолов, объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения молекул; объяснять природу и способы образования химической связи. | Д. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. П. упр. 1-4. | |||
28 | Альдегиды и кетоны: гомологический ряд, изомерия, применение. Лабораторная работа № 4. Окисление муравьиного альдегида оксидом серебра и гидроксидом меди (II). | Альдегиды и кетоны. Строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства. Гомологи и изомеры. | Знать важнейшие химические понятия: функциональная группа, гомология, основные типы реакции; классификацию и номенклатуру органических соединений; вещества и материалы, широко используемые в практике: ацетон, формальдегид, ацетальдегид. Уметь характеризовать изученные вещества; характеризовать строение и свойства альдегидов и кетонов; объяснять природу и способы образования химической связи; составлять уравнения химических реакций. | Сделать выводы по лабораторной работе. П. 11, упр. 1, 2. | |||
29 | Альдегиды и кетоны: свойства, получение. Лабораторная работа № 5. Взаимодействие альдегида с фуксинсернистой кислотой. | Химические свойства, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов: гидрирование, окисление аммиачным раствором оксида серебра и гидроксида меди II (качественные реакции). Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. | Сделать выводы по лабораторной работе. П. 11, упр. 6. | ||||
30 | Практическая работа № 2 «Химические свойства альдегидов и кетонов». | Альдегиды, их строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд альдегидов. Строение кетонов. | П. 11, инд. зад. | ||||
31 | Карбоновые кислоты: гомологический ряд, изомерия, применение. | Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура. Физические свойства. Карбоновые кислоты в природе, их биологическая роль. | Знать важнейшие химические понятия: гидролиз, типы реакций; вещества и материалы, широко используемые в практике – органические кислоты. Уметь называть изученные вещества; определять характер взаимного влияния атомов в молекулах; характеризовать строение и свойства органических соединений. | Д. Модели молекул спиртов. П. 12, упр. 1-4. | |||
32 | Карбоновые кислоты: свойства, получение. Лабораторная работа № 6. Получение уксусной кислоты из соли, опыты с ней. | Общие свойства неорганических и органических кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями. Влияние углеродного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакции этерификации. | Сделать выводы по лабораторной работе. П. 12, упр. 6. | ||||
33 | Сложные эфиры. | Изомерия сложных эфиров: межклассовая и углеродного скелета. Номенклатура. Обратимость реакций этерификации, гидролиз сложных эфиров. | Знать важнейшие химические понятия: гидролиз, типы реакций; вещества и материалы, широко используемые в практике –сложные эфиры. | Д. Сложные эфиры в природе. П. 13, упр. 2, 3. | |||
34 | Жиры.Лабораторная работа № 7. Отношение жиров к воде и органически растворителям. | Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Омыление жиров. Получение мыла. | Знать важнейшие химические понятия: гидролиз, типы реакций; вещества и материалы, широко используемые в практике –жиры. Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводов, получению веществ, относящихся к изученным классам (углеводам); объяснять природу и способы образования химической связи; составлять уравнения химических реакций. | Сделать выводы по лабораторной работе. П.13, упр. 7-10. | |||
35 | Жиры.Лабораторная работа № 8. Доказательство непредельного характера жиров. Омыление жиров. | Сделать выводы по лабораторной работе. П.13, упр. 12. | |||||
36 | Генетическая связь между классами кислородосодержащих соединений. | Выполнение упражнений на генетическую связь между классами органических веществ | Уметь устанавливать связи между составом, строением и свойствами представителей классов углеводородов и кислородсодержащих соединений. | Инд. зад. | |||
37 | Решение расчетных задач | Решение расчетных задач | Инд. зад. | ||||
38 | Углеводы: моносахариды. Важнейшие представители. | Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза и фруктоза Их биологическая роль, значение для человека. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Зависимость химических свойств от строения глюкозы: взаимодействие с гидроксидом меди II, этерификация, реакция серебряного зеркала, гидрирование, реакция брожения. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение с глюкозой. | Знать классификацию и номенклатуру углеводов;вещества и материалы, широко используемые в практике: глюкозу, сахарозу, крахмал и клетчатку; понятия: пространственное строение молекулы, пространственная изомерия, основные типы реакций; основные теории химии; строение органических соединений. Уметьназывать углеводы; определять пространственное строение молекулы, изомеры и гомологи; характеризовать строение и свойства углеводов по международной номенклатуре. | Д. 1. Образцы моносахаридов. Д. 2. Образцами природных и искусственных волокон. П. 14, упр. 1-5 | |||
39 | Лабораторная работа № 9. Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди(II). | Сделать выводы по лабораторной работе. П. 14, упр. 9. | |||||
40 | Углеводы: дисахариды и полисахариды. Важнейшие представители. | Строение дисахаридов. Сахароза, лактоза, мальтоза: строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Крахмал и целлюлоза. Сравнительная характеристика. Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Гидролиз полисахаридов. Полисахариды в природе, их биологическая роль. | Д. 1. Взаимодействие крахмала с йодом, гидролиз крахмала. Д. 2. Образцы дисахаридов и полисахаридов. П. 15, упр. 1-3. | ||||
41 | Практическая работа № 3 «Химические свойства углеводов». | Классификация углеводов. Строение углеводов. Физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства углеводов, применение. | Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводов, получению веществ, относящихся к изученным классам (углеводам);составлять уравнения химических реакций. | Повторить П. 9-15. | |||
42 | Подготовка к контрольной работе | Упражнения в составлении уравнений реакций с участием кислородсодержащих органических веществ, генетическая связь между ними | Повторить П. 9-15, инд. зад. | ||||
43 | Контрольная работа по теме: «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники» | Контроль и учет знаний по изученной теме: «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники» | |||||
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе | |||||||
44 | Работа над ошибками. Амины: классификация, изомерия, гомология. | Строение аминов. Аминогруппа, ее электронное строение. Классификация, изомерия, номенклатура аминов. | Знатьпонятия: радикал, функциональная группа, гомология; классификацию и номенклатуру аминов; вещества и материалы, широко используемые в практике – анилин. Уметьназывать изученные вещества по международной номенклатуре; определять характер взаимного влияния атомов в молекуле. | П. 16, упр. 1-4. | |||
45 | Амины: свойства, получения. Анилин. | Свойства первичных аминов на примере метиламина. Анилин. Получение аминов. Применение. | П. 16, упр. 5, 6. | ||||
46 | Аминокислоты: строение молекулы, изомерия, получение. Белки как полимеры. | Строение аминокислот, их физические свойства. Изомерия аминокислот. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Синтез пептидов, их строение. Биологическое значение аминокислот. Белки как биополимеры. Основные аминокислоты, образующие белки. Первичная, вторичная и третичная структура белков. | Знать понятия: ион, кислотно-основные реакции в водных растворах, функциональная группа, гомология, структурная изомерия, типы химических реакций; вещества и материалы, широко используемые в практике – аминокислоты. Уметь называть аминокислоты по «тривиальной» и международной номенклатуре; определять заряд иона, характер среды в водных растворах, изомеры, гомологи, тип реакций; характеризовать строение и свойства аминокислот; определять тип химической связи, пространственное строение молекул;выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению органических веществ. | Д.О. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. П.17, упр.1, 4, 5. | |||
47 | Свойства белков. Биологические функции белков. | Свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные реакции. Превращение белков пищи в организме. Успехи в изучении строения и синтеза белков. | П. 17, упр. 7, 8,10. | ||||
48 | Практическая работа № 4 «Свойства белков». | Свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные реакции. | Инд. зад. | ||||
49 | Нуклеиновые кислоты. | Состав нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Строение нуклеотидов. Принцип комплементарности в построении двойной спирали ДНК. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организма. | Знать: -понятия: гидролиз, пространственное строение молекул; определять строение молекул, типы химических реакций (гидролиз). | П. 18, упр. 1-4. | |||
50 | Генетическая связь между классами органических соединений. | Понятие о генетической связи и генетическом ряде на примере взаимопереходов между классами углеводородов и азотсодержащих соединений. | Уметь устанавливать связи между составом, строением и свойствами представителей классов углеводородов и азотсодержащих соединений. | Д. Переход: этанол-> этилен->этиленгликоль. Инд. зад. | |||
51 | Решение расчетных задач | Решение расчетных задач. | Повторить П. 16-18. | ||||
52 | Практическая работа № 5 «Идентификация органических соединений». | Решение экспериментальных задач поидентификации органических соединений. | Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению органических веществ. | Инд. зад. | |||
53 | Подготовка к контрольной работе. | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Повторить П. 16-18. | ||||
54 | Контрольная работа по теме: «Азотсодержащие органические соединенияи их нахождение в живой природе» | Контроль и учет знаний по изученной теме: «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» | |||||
Тема 5. Биологически активные органические соединения | |||||||
55 | Биологически активные вещества: ферменты. | Химические процессы в живых организмах. Биологические вещества. | Уметьиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасной работы с веществами в быту, в лаборатории, на производстве, определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий, распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов, критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников. | Д. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (4) и фермента (каталаза). П.19, упр. 1-5, презентаций. | |||
56 | Биологически активные вещества: витамины. | Биологически активные вещества. Химия и здоровье. | Д. Образцы витаминов. П. 20, упр. 1-5, презентация. | ||||
57 | Биологически активные вещества: гормоны. | Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. | П. 20, упр. 10, 11, презентация. | ||||
58 | Биологически активные вещества: лекарства. | Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. | Д. Образцов лекарственных препаратов. П.20, упр.7-9, презентация. | ||||
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры | |||||||
59 | Искусственные полимеры. | Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. | Уметьиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасной работы с веществами в быту, в лаборатории, на производстве, определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий, распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов, критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников. | П. 21, упр. 1-4. | |||
60 | Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение. | Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение | Д.Образцы искусственныхволокон. П. 21, упр. 5-7. | ||||
61 | Синтетические полимеры. | Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. | Уметьиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасной работы с веществами в быту, в лаборатории, на производстве, определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий, распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов, критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников. | П. 22, упр. 1-4. | |||
62 | Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон. | Д. применение синтетических волокон. П. 22, упр. 5-8 (по выбору). | |||||
63 | Практическая работа № 6 «Распознавание пластмасс и волокон» | Решение экспериментальных задач на распознавание пластмасс (полиэтилена, поливинилхлорида, фенолформальдегидной) и волокон (хлопчатобумажного, вискозного, ацетатного, капронового, из натуральных шерсти и шелка). | Уметь проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент для идентификации пластмасс и волокон с помощью качественных реакций. | Инд. зад. | |||
64 | Решение задач по органической химии. | Повторение и обобщение материала за курс органической химии. Решение задач на вывод формулы органического вещества по продуктам сгорания и массовым долям элементов. | Уметь рассматривать химические реакции качественно и количественно с помощью расчетов; решать задач на вывод формулы органического вещества по продуктам сгорания и массовым долям элементов. | Повторить П. 1-8. | |||
65 | Решение задач по органической химии. | Повторить П. 9-18. | |||||
66 | Решение задач по органической химии. | Повторить П. 19-22. | |||||
67 | Подготовка к контрольной работе. | Обобщение и систематизация знаний материала за курс органической химии. | |||||
68 | Итоговая контрольная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...