Использование дистанционных форм работы с учащимися во внеурочное время
статья по химии на тему

Мир вокруг нас меняется стремительно. Перед учительством стоят новые задачи, мы должны дать учащимся не просто набор знаний и умений, мы должны сформировать желание, потребность  «Учиться всю жизнь». И здесь, будущее за дистанционными образовательными технологиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дистанционных форм работы

с учащимися во внеурочное время

                                         

                                                                     

Мир вокруг нас меняется стремительно. Перед учительством стоят новые задачи, мы должны дать учащимся не просто набор знаний и умений, мы должны сформировать желание, потребность  «Учиться всю жизнь». И здесь, будущее за дистанционными образовательными технологиями.

В Законе РФ «Об образовании», дано следующее определение этому понятию: «Дистанционные образовательные технологии, реализуются в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

Уже из данного определения, можно выделить основные дистанционные технологии:

  • телекоммуникационные технологии;
  • Интернет-технологии.

Остается дополнить

  • комплексные кейс-технологии;
  • технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды.

Сложно вплести в урок использование данных технологий по разным причинам:

- недостаток времени и большой объем учебного материала,

- недостаточное техническое оснащение учебных кабинетов.

Внеклассная работа по предмету решает эти вопросы, так как имеет ряд особенностей:

- учащиеся, включенные в данный вид работы, обладают высоким уровнем мотивации;

- имеется широкое поле деятельности для индивидуальной работы с учащимися;

-учитель не ограничен временем.

Внеклассная работа это работа кружков и творческих групп, для работы над проектами. Начало работы над проектами совпадает по времени с организацией и проведением I Районной ученической конференцией «Шаг в будущее». В  работе над проектом используем современные технологии, в первую очередь, технологии глобальной сети Интернет. Удобство и гибкость представленного материала, оперативный доступ к информации, высокая оперативность связи, все эти свойства Интернет, к сожалению, вытесняют из обращения книги в их бумажном варианте, но все, же именно за электронными книгами будущее.

Итоги работы приведу в таблице:

период

проект

результат

2006 – 2007  

« Внимание кристалл» (8 класс),

1 место Районная конференция «Шаг в будущее»

«Пруд нашего детства» (8 класс)

2 место Районная экологическая конференция

2007 – 2008

«Что поднимает тесто» (10 класс)

3 место Районная конференция «Шаг в будущее»

 «Водород топливо будущего» (11класс)

3 место Районная конференция «Шаг в будущее»

2008 -2009

«О мыле, грязи и волшебниках СМС» (9класс)

1 место Районная конференция «Шаг в будущее»

«Секреты школьного мела», (10 класс)

2 место Районная конференция «Шаг в будущее»

2009-2010

«Витамин жизни» (10 класс)

3 место Районная конференция «Шаг в будущее»

«Что таится в чашке чая», (11 класс)

2 место Районная конференция «Шаг в будущее»

2010-2011

«Скрининговые исследования некоторых физико-химических характеристик почв на территории селитебной железной дороги» (9 класс)

выступление на конференции СГАУ

I место Районная конференция «Потенциал России»

 Биоиндикация территории железной дороги по флуктуирующей асимметрии листьев тополя и акации» (9 класс)

выступление на конференции СГАУ

Iместо Районная онлайн-конференция «Шаг в будущее»

«Получение цветного стекла в условиях школьной лаборатории» (9 класс)

выступление на конференции СГАУ

диплом III степени в Всероссийском дистанционном конкурсе на сайте «Творческих учителей»

«Проект парка отдыха в городе Ершове» (10 класс)

II место в конкурсе СГАУ «Мой прекрасный сад»

«Именем Ломоносова названы…»(улица Ломоносова в нашем городе)

диплом II степени в Всероссийском дистанционном конкурсе на сайте «Творческих учителей»

«Многогранность дарований гения»

диплом III степени в Всероссийском дистанционном конкурсе на сайте «Творческих учителей»

Таким образом, первый этап моей работы - использование, информационных, телекоммуникационных технологий. Работа над проектом подразумевает общение, именно, это привело к использованию возможностей электронной почты и Skype. Если учащийся не имел электронной почты, регистрацию проводили на компьютере кабинета химии. Теперь ребята могут задать мне вопрос, попросить совета в любое время.

Начало участия в дистанционных проектах учениками нашей школы было положено конкурсами по разным предметам такие как «Медвежонок», «Кенгуру» и т.д., но данным конкурсам, считаю, не хватает оперативности.

Поиск  в сети Интернет дал адреса разнообразных конкурсов:

  1. Центр дистанционного обучения «Эйдос» http://eidos.ru/conf/pupil/2010-1/index.htm 
  2. Центр творческих инициатив «Snail» (г. Обнинск) http://www.nic-snail.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=180&Itemid=5
  3.  Интеллектуально творческий потенциал России http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=50&Itemid=59
  4. Центр развития одаренностей http://talant.perm.ru/newsarhiv_2010_0.html
  5. Познание и творчество http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1366&Itemid=773
  6. Детская творческая олимпиада "KID OLIMP http://kidolimp.ru/konkurs.php?kid=6015
  7. Сеть творческих учителей, сообщество «Химоза» http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4605&tmpl=com

Вот далеко не полный список сайтов, где можно вместе с ребятами принять участие в дистанционных мероприятиях.

Участие в дистанционных конкурсах началось в Сети творческих учителей в сообществе «Химоза», оно выражалось лично в моем участии в «I турнире решения задач». В октябре 2009 года на сайте образована творческая группа «Менделеевские чтения – 2009», где условием участия была сформированная  команда из учеников. Работа в творческой группе, подразумевала участие учеников в нескольких конкурсах, логично связанных между собой «Визитка», «Викторина», «Курьезные случаи из жизни Менделеева», «Заслуги Менделеева» (в одной из отраслей). От конкурса к конкурсу оттачивались умения мои и моих учеников.

В октябре 2010 начал свою работу Всероссийский дистанционный конкурс «Ломоносовские чтения – 2010», результат нашего участия отражен в таблице:

конкурс

умения, полученные учащимися

результат

Конкурс I «Визитная карточка».

визитная карточку в форме буклета (программа Publisher)

II место

Конкурс II «Викторина по биографии М.В.Ломоносова».

выбирать гласное, работать в поисковых системах

II место

Конкурс III «Краеведческое исследование «Именем Ломоносова названы».

исследовательская работа, ставить цель, анализировать

II место

Конкурс IV «Закон сохранения массы веществ».

работа с программой Flash

III место

Конкурс V Практическая работа  «Получение цветных легкоплавких стёкол».

использование программы: Movie Maker

II место

Конкурс VI  «Многогранность дарований Ломоносова».

составление интерактивного плаката основные направления и достижения научной деятельности М.В.Ломоносова

участие

Конкурс VII  «Невероятные истории и легенды о Ломоносове».

оформление файла Word

II место

Конкурс VIII «Публичное выступление».

подготовка презентации для публичного выступления по одному из писем (посланий) Ломоносова

незавершен

 Другой вид дистанционного участия это мастер-класс. В январе 2011 года начал работу мастер-класс «Химические свойства веществ в заданиях ЕГЭ». Поразил темп работы и оперативность. В понедельник публикуется задание, с разъяснениями, в следующий понедельник выслать выполненную работу, к среде результат. Время  работы совпало с каникулами, карантином, морозами и наши ученики профильного 11 класса активно, вместе со мной проработали все занятия мастер-класса. Общение осуществляли по электронной почте и в Skype. Итогом явились хорошие результаты на ЕГЭ (от 70 до 56 баллов). Но хотелось, чтобы ребята были официальными участниками работы. В октябре 2011 года стартовал мастер-класс «Решаем вместе», условие участие – команда, собрать ее мне не составило труда. Решаем, каким будет результат, посмотрим…

Есть опыт участия в Центре дистанционного обучения «Эйдос». В марте 2011, года мы стали участниками Всероссийского дистанционного конкурс-проекта «Предметная неделя по химии», программа которой включала: целеполагание, рассказ о первом химическом опыте, заявку на Шнобелевскую премию по химии (как оказалась такая премия существует), критику рекламы с позиции химика, рефлексию, общение на форуме. Наша участница получила I место и приобрела опыт в общении на форуме, умение ставить перед собой цель и видеть результат.

В 2011 году Районная ученическая конференция «Шаг в будущее» прошла в дистанционном режиме. Работа конференции, проводимой в обычном режиме должна уложиться в определенные  временные рамки,  поэтому наши ученики не имели возможность подробно ознакомиться с работами конкурсантов, обсудить оформление и содержание работ. Условия проведения конференции в дистанционном режиме позволили решить данные проблемы. Участник выставлял свою работу на одном из сайтов, доступном для обозрения, участвовал на форуме, задавая вопросы, отвечая на вопросы сверстников. Работа нашей ученицы, получила высокую оценку жюри - I место, сама ученица была отмечена, как самый активный участник форума.

Считаю, что много возможностей взаимодействия учитель-ученик открывает наличие персонального сайта, это и  более четкую организация проектной деятельности, подготовку к олимпиадам, к ЕГЭ и ГИА, здесь можно размещать электронные книги или ссылки на них, для подготовки учащимися сообщений для уроков. Уже посмотрела, как создаются электронные книги, планирую поработать сама и увлечь этим ребят. Но сайт мало запустить, с ним необходимо работать, прошла курс построения сайта на Народе, создала несколько страниц, но так и не приступила к работе. Пока довольствуюсь тем, что для общего обозрения выставляю материал на сервис интернет закладок и хранения файлов МОЕ МЕСТО http://moemesto.ru/

Подведу итоги.

Дистанционное образование имеет главное преимущество индивидуализация содержания, темпов деятельности учащихся, что позволяет достигать более высоких результатов в развитии личности.

В результате применения в педагогической деятельности дистанционных форм обучения, выделяю следующие умения, которые развиваются у учащихся.

Учебно-творческие умения:

  • Умение анализировать, выделять существенный признак, переносить общий способ действий на другие учебные задачи;
  • Формирование умения создавать творческий продукт с использованием средств телекоммуникаций;
  • Развитие фантазии и воображения;
  • Навыки и умения исследовательской работы: наблюдение, анализ, аргументация.

 Организационно-технические умения:

  • Умение ставить цели, намечать пути их достижения;
  • Умение осуществлять рефлексию своей деятельности;
  • Умение применять и использовать различные технические средства;

Коммуникативные умения:

  • Умение уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы;
  • Умение задавать содержательные вопросы.

Я убедилась, что использование дистанционных эвристических форм обучения действительно помогает воспитывать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных нестандартных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время – залог оптимальных условий жизнедеятельности учащихся с ОВЗ.

О необходимости формирования здорового образа жизни на уроках и во внеурочное время учащихся с ОВЗ....

ТЕМА: "ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ".

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания....

Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время

О развитии познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка  на примере организации работы драматического кружка "Английский театр" ....

Использование дистанционных форм обучения во внеурочной деятельности как ресурса повышения качества образования учащихся

Использование дистанционных форм обученияво внеурочной деятельности как ресурса повышения качества образования учащихся...

Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время

Мотивация - это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.Особую роль в формировани...

Использование инновационных форм работы с учащимися на уроках истории

В разные периоды развития школы цели обучения менялись и дополнялись в соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрением.На современном этапе, в наиболее последовательной форме &nda...

Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного решения поставленной на занятии учебно-познав...