Урок в 8 классе (с презентацией)
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Свердлова Елена Давидовна

Химические и физические явления. Признаки химических реакций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Тема урока: Химические и физические явления. Признаки химических реакций. 8 класс.

Цель урока: Экспериментальным путем научиться различать физические и химические явления, узнать признаки химических реакций.

  Задачи урока: 1. Сформировать знания  о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать физические процессы от химических.

2. Развивать умения и навыки  работы с лабораторным оборудованием, химическими реактивами. Продолжить формирование умения наблюдать.

 3. Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.

      Средства урока: проектор, компьютер, презентация к уроку, ученическая микролаборатория или набор реактивов (упомянутых в конспекте) для проведения эксперимента.

      Тип урока: урок получения новых знаний, урок – практикум.

Ход урока.

Организационный момент.

    Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со слов великого русского учёного М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции».

Этап получения новых знаний.

   Ежеминутно в мире протекает  миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет? (СЛАЙДЫ 2-11)

    При химических процессах происходит превращение одних  веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти наглядные изменения называются признаки.

Какова же тема нашего урока? Дети формулируют тему урока.

  - Химические и физические явления. Признаки химических реакций. Запишите себе в тетрадь.

Правильно, а цель нашего урока изучить на практике признаки химических реакций.

Инструктаж по технике безопасности.

Я предлагаю провести первый лабораторный опыт – плавление парафина (СЛАЙД 12)

Предлагаю провести следующий лабораторный опыт – испарение воды (СЛАЙД 13).

Еще один эксперимент- растворение сахара (СЛАЙД 14)

Какой вывод можно сделать на основе проведенных экспериментов? (СЛАЙД 15)

Произведем растворение мела в соляной кислоте. Каковы признаки данной реакции? (СЛАЙД 16)

В раствор хлористого железа добавим гидроксид натрия. Что вы наблюдаете?  ( СЛАЙД 17)

Произведем опыт, который вы, наверное, проводили в домашних условиях. (СЛАЙД 18)

Сделайте вывод, о том, что называется химическими реакциями. (СЛАЙД 19)

Какие признаки реакции вы наблюдали. Запишите себе в тетрадь признаки химических реакций (СЛАЙД 20).

 Почему дрожжевое  тесто «пыхтит» в кастрюле? А когда его обминают, то появляется писк?  Это тоже признак того, что протекает химическая реакция.  При брожении дрожжей образуется углекислый газ, происходит образование нового вещества.

 Изменение окраски, это тоже признак химической реакции. Наглядный тому пример – листья на деревьях. Летом они зелёные, а осенью жёлтые и красные.

      На нашей планете ежедневно происходят извержения вулканов.  Огромное количество энергии в виде тепла и света выделяется при этом. Я считаю, что это тоже будет признаком химической реакции.

                                                  ПРОВЕРЬ СЕБЯ!  (СЛАЙДЫ 21-22) 

И ТАК МЫ С ВАМИ исследовали признаки химических реакций, доказали опытным путём происхождение многих явлений природы – изменение окраски листьев, растворение и образование осадка.                                      

Рефлексия: А теперь, как бы вы ответили на следующие вопросы? (Слайд  23)

 Домашнее задание: § 26 упр. 1,2

 Я благодарю вас за сотрудничество, все свободны, до свидания. (Слайд 24)

Список используемых источников:

1. А. Смит, Ф. Кларк, К. Хендерсон Изучаем химию. Смеси и соединения.

    Москва  «Росмэн» 2003 г.

2. Габриелян О. С. Химия 8 класс «Дрофа» 20016 г

3. Материалы Microsoft Internet Explorer


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Х имические и ф изические явления. Признаки химических реакций. Учитель химии Свердлова Е. Д.

Слайд 2

Извержение вулкана

Слайд 3

Образование инея

Слайд 4

Гниение листьев, фруктов

Слайд 5

Образование тумана

Слайд 6

Горение древесины

Слайд 7

Таяние льда

Слайд 8

Горение бумаги

Слайд 9

Скисание молока

Слайд 10

Квашение капусты

Слайд 11

Явления Физические Химические явление, которое не сопровождается образованием новых веществ, оно проявляется в изменении агрегатного состояния вещества или его формы. явление, в результате которого происходит образование нового вещества. Примеры – таяние льда, образование инея, образование тумана. Примеры – горение бумаги, скисание молока, гниение осенних листьев.

Слайд 12

Лабораторная работа Опыт 1. Плавание парафина. Поместите в фарфоровую чашечку небольшой кусочек парафина и чашечку с парафином поместите в пламя. После расплавления парафина потушите пламя. Когда чашечка остынет, рассмотрите парафин. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление? Наблюдения. При нагревании парафина, он ________, переходит в ____________состояние . Вывод: Это _____________явление .

Слайд 13

Лабораторная работа Опыт 2. Испарение воды. Возьмите фарфоровую чашечку, налейте в нее немного воды, поместите чашечку в пламя. Наблюдения: При нагревании вода закипела, при этом изменяется ее _________________ Вывод: Это _________________ явление .

Слайд 14

Лабораторная работа Опыт 6. Растворение сахара. Растворите сахар в воде. Наблюдайте, что происходит с сахаром. Запишите свои наблюдения. Какое это явление? Теряет ли свой вкус сахар? Остается ли сладким или нет? Наблюдения. Сахар в воде растворяется и сохраняет свойства сахара (его сладкость ). Вывод. Это физическое явление.

Слайд 15

Вывод На основании выполненных опытов, скажите, какое явление называется физическим? Физическими называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние или форма.

Слайд 16

Лабораторная работа Опыт 3. «Растворение мела». К белому кристаллическому веществу (мелу) добавим кислоту (соляную). Запишите наблюдения. Какое это явление? Наблюдения. При этом наблюдается бурное выделение _______. Призрак превращения – выделение _______. Вывод. Это ____________________явление.

Слайд 17

Лабораторная работа Опыт 4. «Взаимодействие растворов». Возьмите пробирку и прилейте в нее раствор желтого цвета (хлорида железа( III ),) затем добавьте бесцветный раствор ( гидроксид натрия). Запишите наблюдения. Какое это явление? Наблюдения. К раствору _________цвета добавили _______ раствор. Выпал _______ цвета. Признак превращения выпадение _________ Вывод: это__________________ явление.

Слайд 18

Лабораторная работа Опыт 5. «Взаимодействие растворов». Добавьте к пищевой соде раствор уксусной кислоты. Определите признак, сопровождающий этот процесс. Запишите наблюдения. Какое это явление? Наблюдения. При добавлении к пищевой соде раствора уксусной кислоты наблюдается бурное выделение газа с шипением. Вывод. Это химическое явление.

Слайд 19

Вывод На основании выполненных опытов, скажите, какое явление называется химическим ? Х имическими называют такие явления, при которых данные вещества превращаются в другие.

Слайд 20

Признаки химических реакций Изменение запаха Выделение газа Выделение или поглощение тепла и иногда света Изменение цвета Выпадение или растворение осадка

Слайд 21

Физические и химические явления. 1. Какие из перечисленных явлений являются химическими ( химическими реакциями)? А) замерзание воды Б) горение серы В) разложение оксида ртути при нагревании Г) плавление металлов Д) горение свечи Е) сжижение воздуха Ж) горение природного газа 2. Какие из перечисленных явлений относятся к физическим? А) кипение воды Б) разложение воды электрическим током В) взаимодействие цинка с соляной кислотой Г) плавление металла Д) таяние снега Е) разложение угольной кислоты на углекислый газ и воду Ж) замерзание воды .

Слайд 22

Значение явлений Пример Явление Значение круговорот воды сгорание топлива работа доменной печи молочно-кислые продукты образование накипи

Слайд 23

Химическое лото ЗАГАДКА

Слайд 24

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Презентации интегрированных к уроков курса географии и химии в 8 -9 классах и презентация урока курса Экономическая и социальная геограия мира

Размещенные материалы являются примерами интегрированных уроков по географии и химии. На современном эпате этот тип уроков позволяет решить ряд актуальных проблем современного обученияИнтегрированный ...

Цикл презентаций к урокам в 6 классе (8 презентаций)

Презентации к урокам: Искусство - память человека; Обобщающий урок первой четверти; В начале был ритм; О чем рассказывает музыкальный ритм; Жанр - оперетта, мюзикл; Диалог метра и ритма; От адажио к п...

Урок 6 класс и презентация

Урок  в 6 классе. Тема урока"Чи уыдысты нæ рагфыдæлтæ"...