разработка урока "Оксиды и кислородсодержащие кислоты неметаллов"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Урок в 11 классе по теме "Оксилы и кислородсодержащие кислоты неметаллов". Представлена презентация и конспект урока. В разработку входит свойства, и получение кислотных оксидов и кислот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока в 11 классе оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты | 23.18 КБ |
презентация | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
22.03.2018 11 класс
Тема: Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты.
Цель:
Образовательные-углубить, систематизировать, обобщить знания учащихся об оксидах неметаллов и соответствующих им кислородсодержащих кислотах.
Развивающие - развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать, обобщать, делать выводы, правильно и последовательно излагать свои мысли.
Воспитывающие - содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
Тип урока: урок обобщение и систематизация знаний
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Создание положительной психологической атмосферы: положите правую руку на голову вашего право стоящего товарища погладьте его по голове и улыбаясь говорите «Ты хороший», а теперь повернитесь налево и сделайте то же самое с лево стоящим соседом. А теперь погладьте свою голову и скажите с удовольствием «А я то лучше». Молодцы! Значит каждый из вас самый лучший. (присутствующие учителя повторяют).
Я желаю вам настроиться на плодотворную, успешную работу сегодня на уроке.
II. Актуализация опорных знаний
Их получают путем горения,
Или разложением сложных веществ
В них два элемента, один-кислород,
Я отнесу к ним и известь и лед
Что такое оксиды? К какой группе относятся оксиды неметаллов?
Дайте определения кислотным, основным и амфотерным оксидам, подтвердите схему примерами формул соответствующих оксидов. Для этого запишите правильно формулы оксидов: оксид серы6, оксид азота4, оксид магния, оксид натрия, оксид фосфора5,оксид кремния, оксид углерода4, оксид хрома6, оксид цинк.
III .Изучение новой темы.
Общая характеристика оксидов неметаллов.
Задание: Даны формулы кислотных оксидов:
А) N2O5 CO2 Cl2O7 SO3
Б)P2O5 As2O5 N2O5 Sb2O5
Расположите эти формулы в порядке усиления кислотных свойств оксидов. Объясните, какие закономерности наблюдаются в изменении кислотных свойств оксидов в периодах и группах.
3.2.Окислительные свойства серной и азотной кислоты.
Работа с текстом учебника, схемами (стр132):
Сравните химические свойства серной и азотной кислот. Допишите схемы реакций, объясните их в свете представлений об ОВР.
Ме + HNO3 конц. → соль + NO2↑ + H2O
Ме + HNO3 разб. → соль + NO↑ + H2O
А) Hq + H2SO4 конц.→ Б) Hq + HNO3 конц.→ В) Hq + HNO3 разб.→
IV. Первичный контроль
Выполните тестовые задания ( с взаимопроверкой по ключу)
Часть 1 ( с выбором одного ответа, по 1 б. за каждый правильный ответ)
1. Оксид серы (VI) взаимодействует с каждым из двух веществ:
1) вода и соляная кислота
2) кислород и оксид магния
3) вода и медь
4) оксид кальция и гидроксид натрия
2. Способны взаимодействовать между собой
1) SiO2 и Н2О 2) СО2 и H2SO4 3) CO2 и Са(ОН)2 4) Na2O и Са(ОН)2
3. Ни с водой, ни с раствором гидроксида натрия не реагирует
1) SiО2 2) SO3 3) ВаО 4) NО
4. Реагирует с гидроксидом натрия и оксидом бария, а с водой нет
1) CO2 2) SO3 3) SiО2 4) SO2
5. Верны ли следующие суждения?
А). В А-группах сверху вниз кислотные свойства высших оксидов неметаллов усиливаются.
Б). В периодах слева направо свойства высших оксидов постепенно изменяются от основных к кислотным.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между серебром и разбавленной азотной кислотой:
1) 6 2) 10 3) 13 4) 18
Часть 2 ( за правильный ответ -3 б., если есть одна ошибка – 1 б., 2 и более ошибки – 0 б.)
7. Установите соответствие между реагентами и продуктами реакций
1) Zn + HNO3 конц.→ А) Zn(NO3)2 + NO2↑ + H2O
2) Zn + HNO3 разб.→ Б) ) Zn(NO3)2 + H2↑
3) ZnO + HNO3 → В) Zn(NO3)2 + NO↑ + H2O
4) Zn(NO3)2 → Г) ZnO + NO2↑ + H2O
Д) Zn(NO3)2 + H2O
Ключ к взаимопроверке:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 1 – А; 2 – В; 3 – Д; 4 - Г |
Система перевода первичного балла в отметку:
«5» - 8 – 9 б. – Вы молодец!
«4» - 7 – 6 б. – Безусловно, вы хорошо потрудились! Но вам ещё есть к чему стремиться!
«3» - 5 - 4 б. – Вам ещё много предстоит потрудиться, чтобы приобрести прочные знания по данной теме и улучшить свой результат. Помните: дорогу осилит идущий!
V. Домашнее задание:
1) проработать §38, 39; используя электронное приложение к учебнику, выполните тесты к §38
2) Для тех, кто сдаёт ЕГЭ: выполните 1-2 задания на выбор: упр. 3 стр. 183; задачи № 5,6 стр. 179;
3) Творческие задания:
Подготовьте презентацию (по выбору) «Кислотные дожди», «Азотная кислота и её применение», «Серная кислота и её применение»
VI. Рефлексия
Продолжите предложения
Я могу… Я умею… Я пока затрудняюсь… Мне ещё необходимо…
Всем спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А З О Т У Г Л Е Р О Д
Их получают путем горения, Или разложением сложных веществ В них два элемента, один-кислород, Я отнесу к ним и известь и лед Отгадайте загадку
Тема урока: Оксиды и кислородсодержащие кислоты неметаллов Урок в 11 классе у читель химии Сат А.А.
SO CrO CO MgO NO ZnO SiO PO Оксиды неметаллов IV IV II V IV IV III II Составить формулы оксидов. Определить класс оксидов. NaO I
Закономерности изменения свойств оксидов по периоду Na Mg Al Si P S Cl С войства высших оксидов постепенно изменяются от основных к кислотным. Na 2 O MgO Al 2 O 3 SiO 2 P 2 O 5 SO 3 Cl 2 O 7 Na OH Mg(OH) 2 Al ( OH) 3 H 2 SiO 3 H 3 PO 4 H 2 SO 4 HClO 4
Закономерности изменения свойств оксидов по группе N- неМе N 2 O 5 HNO 3 P - неМе P 2 O 5 H 3 PO 4 As - Ме As 2 O 5 H 3 AsO 4 Sb - Ме Sb 2 O 5 H[ Sb (OH) 6 ] Bi - МЕ Bi 2 O 5 HBiO 5 По группе сверху вниз кислотные свойства высших оксидов постепенно ослабевают
А ) N 2 O 5 CO 2 Cl 2 O 7 SO 3 Б )P 2 O 5 As 2 O 5 N 2 O 5 Sb 2 O 5 Расположите эти формулы в порядке усиления кислотных свойств оксидов А) CO 2 N 2 O 5 SO 3 Cl 2 O 7 Б ) Sb 2 O 5 As 2 O 5 P 2 O 5 N 2 O 5
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ Реагируют с основаниями Реагируют с основными оксидами С водой С некоторыми солями Заполните пустые места: СО 2 +…..= СаСО 3 +Н 2 О CaO + …. = CaSiO 3 3. …. + SO 2 =H 2 SO 3 4. СаСО 3 + …. = CaSiO 3 + СО 2
СО 2 +Са(ОН) 2 =СаСО 3 +Н 2 О CaO+SiO 2 =CaSiO 3 3. H 2 O+SO 2 =H 2 SO 3 4. СаСО 3 + SiO 2 =CaSiO 3 + СО 2
Свойства кислородсодержащих кислот рассмотрим на примере с ерной и азотной кислот. H 2 SO 4 HNO 3 Конц . Разб . Конц . Разб . Восс-ся металлами (стоящими после Н) до SO 2 , с активными металлами до S и Н2 S с металлами стоящими до Н, выделяется Н 2 Независимо от активности металла выделяется NO 2 Взаимодействует с металлами по-разному в зависимости от разбавления 3Zn+4H 2 SO 4 = 3ZnSO 4 +S+4H 2 o Zn+H 2 SO 4 = ZnSO 4 +H 2 Mg+4HNO 3 =Mg(NO 3 ) 2 + 2NO 2 + H 2 O 3Mg+8HNO 3 =3Mg(NO 3 ) 2 + 2NO +4 H 2 O
1 2 3 4 5 6 7 4 3 4 3 2 3 1 – А; 2 – В; 3 – Д; 4 – Г;
Х И М И Я О С Н О В А Н И Я Х Л О Р С О Л И О К С И Д Ы Ц И Н К К И С Л О Т Ы 1 2 3 4 5 6 7
Домашнее задание: 1) Проработать с §38, 39; выполните тесты к § 38 стр.138 2) Для тех, кто сдаёт ЕГЭ: выполните 1-2 задания на выбор: упр. 13 стр. 138; задача № 1 стр. 138;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кислородные соединения неметаллов (кислоты) 10 класс
Презентация к уроку "Кислородные соединения неметаллов (кислоты)" 10 класс учебник И.И.Новошинского...
Кислородсодержащие углеводороды. Альдегиды и карбоновые кислоты.
В презентации рассмотрены основные теоретические вопросы по темам Альдегиды, Карбоновые кислоты. Для закрепления материала ученикам предлагаются задания, ссылки на видеофрагменты химических опытов, пр...
Взаимодействие неметаллов со щелочами и кислотами-окислителями
Представляю Вашему вниманию сводную таблицу, помогающую при подготовке к ЕГЭ-ОГЭ...
Тест по теме «Кислородсодержащие вещества: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры.
Тест составлен в соответствии с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ...
Методическая разработка теоретического занятия "Водородные соединения неметаллов. Оксиды. Кислоты органические и неорганические"
Предлагаемая методическая разработка предназначене для учащихся 11 - класса, а также для студентов I курса медицинских колледжей....
6. Свойства оксидов неметаллов. Свойства серной и азотной кислот.
Задание1. Законспектировать видеолекцию https://resh.edu.ru/subject/lesson/5913/main/151350/Выписать ВСЕ таблицы и схемы, представленные в ней.2. Дописать уравнения реакции, составить к ним схему элек...
Разработка урока "Кислородсодержащие кислоты"
Урок разработан для обучающихся 11 класса...