Проблемное обучение на уроках химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Примеры проблемного обучения на уроках химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация на тему Проблемное обучение на уроках химии | 973 КБ |
problemnoe_obuchenie_na_urokah_himii.docx | 39.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Джон Дьюи (1859-1952) 1895 год- экспериментальная школа в Чикаго. Основной вклад в теорию обучения -разработанная им концепция «полного акта мышления». Согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями.
Проблемное обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению . Цель: при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся
Способы решения проблемной ситуации Учитель сам сообщает проблему Усвоение новых понятий и способов Формирование умений Создание проблемных ситуаций ( и постановка проблем) Доказательство гипотез Выдвижение и обоснование гипотез Ученики осознают противоречие, формулируют проблему Проверка правильности раскрытия проблем Известные способы
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ Побуждающий диалог Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? -Какая будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
11 класс. Гидролиз . Опыт № 1 НС l NaOH NaCl + лакмус краснеет синеет не изменяется Опыт № 2 А lCl 3 Na 2 CO 3 BaCl 2 + лакмус Проблема
При прямой перегонке нефти получается бензин с октановым числом 42 – 58 10 класс. Переработка нефти. В автомобилях используется 92, 95, 98 бензин проблема решение
8 класс. Типы кристаллических решеток. H 2 , O 2 газы, H 2 O – жидкость , NaOH – твердое вещество Как влияет состав на свойства ? предположение проверка гипотезы
9 класс. Электролитическая диссоциация. Вопросы ? эксперимент проблема пути ее решения строение Кристаллическая решетка Вид связи
8 кл. Амфотерность. свойства оснований кислот док-во + кислота + щелочь = + основание + кислота = Al ( OH ) 3 Вопрос характер? + кислота + щелочь Проблема? Что утверждали? Какие знания применили? А что на самом деле? (осознание ситуации). Что неизвестно? Какова будет цель урока?
http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/ispolzovanie-metodov-problemnogo-obucheniya-na-urokakh-khimii zavuch.info him.1september.ru Интернет-ресурсы
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение на уроках химии
Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы… Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял…
Жан-Жак Руссо
Джон Дьюи (1859-1952)
1895 год- экспериментальная школа в Чикаго. Основной вклад в теорию обучения - разработанная им концепция «полного акта мышления». Согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями.
Проблемное обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению.
Цель: при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся.
Способы решения проблемной ситуации:
Методы постановки учебной проблемы - побуждающий диалог
Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию проблемы |
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. | Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? | Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока? |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал | Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? Почему так получилось? Чего мы не знаем? | |
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. | Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? |
Примеры создания проблемных ситуаций:
11 класс. Тема «Гидролиз»
Опыт № 1. Определение среды раствора с помощью лакмуса | ||
HCl = H+ + Cl- лакмус красный, среда кислотная | NaOH = Na+ + OH- лакмус синий, среда щелочная | NaCl = Na+ + Cl- лакмус фиолетовый, среда нейтральная |
Опыт № 2. Определение среды раствора солей с помощью лакмуса | ||
АlCl3 - лакмус красный, среда кислотная | Na2CO3 - лакмус синий, среда щелочная | BaCl2 - лакмус фиолетовый, среда нейтральная |
Постановка проблемы, выдвижение гипотез |
10 класс. Тема «Переработка нефти»
Факты:
1.При прямой перегонке нефти получается бензин с октановым числом 42 – 58.
2.В автомобилях используется бензин с октановым числом 92, 95, 98.
Обсуждение проблемы, поиск путей решения.
8 класс. Тема «Типы кристаллических решеток»
Даны примеры веществ:
H2 , O2 газы,
H2O – жидкость,
NaOH – твердое вещество
Проблема - как влияет состав на свойства?
8 класс «Амфотерность»
| ||
основания | Гидроксид алюминия | кислоты |
|
|
|
Какой характер проявляет? |
Что утверждали? Какие знания применили? А что на самом деле? (осознание ситуации). Что неизвестно? Какова будет цель урока?
9 класс. Тема «Электролитическая диссоциация»
Опрос по проводимости электрического тока - что является проводниками, почему.
Демонстрация проводимости тока: опускаем электроды в чистую воду, в кристаллический хлорид натрия, в раствор хлорида натрия. Обсуждаем результаты, формулируем проблему и ищем пути решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов проблемного обучения на уроках химии
Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Высоки...
Проблемное обучение на уроках химии
Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разреше...
Проблемное обучение на уроках химии
при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся...
Проблемное обучение на уроках химии
В данной презентации представлены элементы проблемного обучения на уроках химии....
Проблемное обучение на уроках химии
Методические рекомендации. Проблемное обучение....
Реализация технологии проблемного обучения на уроках химии (на примере 9 классов)
В работе описывается актуальность проблемного обучения в современной школе, мотивация выбора, соотношение личного опыта с достижениями педагогической науки и практики, противоречия, возникающие на сов...
Применение технологии проблемного обучения на уроках химии
Проблемные вопросы при постановке химического эксперимента заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы, прогнозировать свойства веществ. Ясность и ч...