рабочая программа по химии
рабочая программа по химии (11 класс) на тему

Хуажева Нафисет Каплановна

Рабочая программа с пояснительной запиской, тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass.docx47.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Мамхегская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева»

Рабочая программа

по химии

степень обучения 11 класс

количество часов 68

уровень базовый

Составитель:

Хуажева Нафисет Каплановна

учитель химии/биологии

а. Мамхег

2017 – 2018 уч. год


Пояснительная записка

Данная рабочая программа по курсу «Химия, 11 класс базовый уровень» разработана в соответствии с авторской программой для общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации

Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №4» а.Мамхег на 2017 – 2018 учебный год на изучение химии в 11 классе отводится 68 учебных часов, 2 часа в неделю.

Учебник: Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян, - 7-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2012.- 223, (1) с.: ил.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи учебного предмета «Химия» 11 класс:

Курс общей химии 11 класса направлен на решение задач   интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Содержание учебного предмета.

Глава 1. Строение вещества (31 ч).

Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Понятие об орбиталях. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
          Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.  Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. Электроотрицательность.  Ковалентная химическая связь. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
              Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные и химические, их представители и применение. Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Жесткость воды и способы ее устранения. Жидкие кристаллы и их применение. Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества. Дисперсные системы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи. Состав вещества и смесей. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная.

        Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
 
Лабораторные опыты. 

 Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств.  Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.

Ознакомление с минеральными водами.

Контрольная работа.

Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.

Глава 2. Химические реакции (12 ч).

Реакции, идущие без изменения  состава веществ. Аллотропия  и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия. Реакции, идущие с изменение состава вещества. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.  Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. Обратимость химических реакций.  Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
           Химические свойства воды; взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Окислительно –восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза.
            Демонстрации. 

Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера.
Лабораторные опыты. 

Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды.

 Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля.

 Различные случаи гидролиза солей.

Контрольная работа.

Глава 3. Вещества и их свойства (21 ч).

Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии. Неметаллы. Окислительные свойства неметаллов. Восстановительные свойства неметаллов. Кислоты неорганические и органические. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями. Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III). Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.

Демонстрации. 

Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 

Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями.

Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.

Контрольная работа.

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

Повторение (3 ч)

Итоговое занятие  (1 ч).

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:

 В результате обучения химии учащиеся научатся понимать:  

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Учащиеся получат возможность:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 часа в неделю 68 часов

Наименование темы/раздела

Всего часов

В том числе

Практические работы

Лабораторные работы, демонстрации

Контрольные работы

1

Строение вещества

31

1

3

2

2

Химические реакции

12

3

1

3

Вещества и их свойства

21

1

2

1

4

Повторение.

3

Итоговое занятие.

1

6

Всего

68

2

6

4



Тематическое планирование

п/п

Глава, тема

Кол-во часов

Дата проведения

Практическая часть

Домашнее задание

11 класс

Глава 1. Строение вещества.

Основные сведения о строении атома.

31

1

§1, упр.1-3.

Состояние электронов в атоме.

1

Записи в тетради

Электронные конфигурации атомов химических элементов.

1

Дидактические карточки

Валентные возможности атомов химических элементов. Степень окисления.

1

Дидактические карточки

Периодический закон и строение атома.

1

Л.о. №1.  Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

§2, упр.1, 4, 7, 8.

Ионная химическая связь.

1

§3, упр.2, 6-10.

Ковалентная химическая связь.

1

Л.о. №2.  Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств.  

§4, упр.3-9.

Металлическая химическая  связь.

1

§5, упр.3-5, 7.

Водородная химическая связь.

1

§6, упр.3-6.

Единая природа химической связи. Типы кристаллических решеток.

1

Записи в тетради

Полимеры.

1

Д.о. №1.  Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них.

§7, упр.2, 5, 7.

Обобщение и систематизация знаний.

1

§1-7

Контрольная работа №1 по теме «ПСХЭ. Виды химической связи».

1

Анализ контрольной работы.

1

Газовое состояние вещества.

1

§8, упр.2-4.

Представители газообразных веществ.

1

§8, упр.11-13.

Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.

1

Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.

1

Подготовить презентацию

Жидкие вещества.

1

§9, упр.3, 5, 7,10.

Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.

1

Подготовить сообщения

Твердые вещества.

1

§10, упр.2-4.

Дисперсные системы.

1

§11 , стр. 95-97, упр.6-9

Грубодисперсные и коллоидные системы.

1

§11 , стр. 97-104, упр.10, 11

Состав вещества. Смеси.

1

§12, стр. 105-106, упр. 4-7.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава вещества.

1

Дидактические карточки

Понятие «доля» и ее разновидности: массовая и объемная.

1

§12, стр.106-109,  упр. 8-10

Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.

1

§12, стр.109-111, упр. 11-13

Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества». Подготовка к к/р.

1

§1-12

Контрольная работа №2 «Строение вещества».

1

Анализ контрольной работы.

1

Выполнение упражнений и решение задач.

1

Дидактические карточки

Глава 2. Химические реакции.

Понятие о химической реакции и классификация.

12

1

Л.о. №3. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды.

§13, упр.5-7.

Классификация химических реакций, протекающих с изменением состава веществ.

1

§14, упр.7-8.

Скорость химической реакции.

1

Л.о. №4. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью катализатора (MnO2) и каталазы сырого картофеля.

§15, упр.6-9

Обратимость химической реакции.

Химическое равновесие.

1

§16, упр.3, 4, 6, 7.

Роль воды в химических реакциях.

1

§17, упр.3-5.

Гидролиз органический и неорганический..

1

Л.о. №5. Различные случаи гидролиза солей.

§18, упр.3, 7, 8.

Окислительно-восстановительные реакции.

1

§19, стр.155-158, упр.2-4.

Электролиз расплавов и растворов.

1

§19, стр.158-163, упр.7, 8.

Выполнение упражнений и решение задач.

1

Дидактические карточки

Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции». Подготовка к к/р.

1

§13-19

Контрольная работа №3 «Химические реакции».

1

Анализ контрольной работы.

1

Глава 3. Вещества и их свойства.

Классификация неорганических  веществ.

21

1

Д.о. №2.  Коллекция образцов металлов.

Записи в тетради

Металлы – простые вещества и химические элементы. Электрохимический ряд напряжений.

1

§20, стр. 164,

упр. 1-4.

Общие химические свойства металлов.

1

§20, стр. 165-169,  упр.5

Способы получения металлов.

1

Дидактические карточки

Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

1

§20, стр. 170-174,  упр.6-8.

Обобщение  знаний по теме «Металлы»

1

Неметаллы в органической и неорганической химии. Естественные группы неметаллов.

1

Д.о. №3. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями.

§21, упр.3-5.

Окислительные и восстановительные свойства неметаллов.

1

§21, стр.176-180упр.6-8.

Кислоты органические и неорганические

1

§22, стр.180-182,  упр.1-4.

Специфические свойства неорганических и органических кислот.

1

§22, стр.183-188,  упр5-7.

Основания органические и неорганические

1

§23, упр.5-7.

Амфотерные органические и неорганические соединения.

1

 

Дидактические карточки

Соли органических и неорганических кислот.

1

Л.о. №6. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.

§24, упр.3-6.

Представители солей и их практическое значение.

1

§24, стр198-199

Качественные реакции на некоторые катионы и анионы.

1

Дидактические картоцки

Генетическая связь в органической и неорганической химии.

§25, упр.1-3.

Генетическая связь в органической и неорганической химии.

1

§25, упр.4-7.

Подготовка к контрольной работе.

1

§20-25.

Контрольная работа №4  «Вещества и их свойства».

1

Анализ контрольной работы.

1

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

1

Задания по карточкам.

Повторение.

Обобщение знаний. Химия и человек.

3

1

Подготовить презентацию

Промежуточная аттестационная работа

1

Тестовые задания в форме ЕГЭ.

1

Задания ЕГЭ

Итоговое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...