рабочая программа по химии
рабочая программа по химии (11 класс) на тему
Рабочая программа с пояснительной запиской, тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass.docx | 47.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Мамхегская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева»
Рабочая программа
по химии
степень обучения 11 класс
количество часов 68
уровень базовый
Составитель:
Хуажева Нафисет Каплановна
учитель химии/биологии
а. Мамхег
2017 – 2018 уч. год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу «Химия, 11 класс базовый уровень» разработана в соответствии с авторской программой для общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №4» а.Мамхег на 2017 – 2018 учебный год на изучение химии в 11 классе отводится 68 учебных часов, 2 часа в неделю.
Учебник: Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян, - 7-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2012.- 223, (1) с.: ил.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи учебного предмета «Химия» 11 класс:
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задач интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Содержание учебного предмета.
Глава 1. Строение вещества (31 ч).
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Понятие об орбиталях. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. Электроотрицательность. Ковалентная химическая связь. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные и химические, их представители и применение. Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Жесткость воды и способы ее устранения. Жидкие кристаллы и их применение. Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества. Дисперсные системы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи. Состав вещества и смесей. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты.
Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.
Ознакомление с минеральными водами.
Контрольная работа.
Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.
Глава 2. Химические реакции (12 ч).
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия. Реакции, идущие с изменение состава вещества. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. Обратимость химических реакций. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды; взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Окислительно –восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза.
Демонстрации.
Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера.
Лабораторные опыты.
Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды.
Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля.
Различные случаи гидролиза солей.
Контрольная работа.
Глава 3. Вещества и их свойства (21 ч).
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии. Неметаллы. Окислительные свойства неметаллов. Восстановительные свойства неметаллов. Кислоты неорганические и органические. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями. Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III). Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации.
Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты.
Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями.
Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.
Контрольная работа.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
Повторение (3 ч)
Итоговое занятие (1 ч).
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:
В результате обучения химии учащиеся научатся понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Учащиеся получат возможность:
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 часа в неделю 68 часов
№ | Наименование темы/раздела | Всего часов | В том числе | ||
Практические работы | Лабораторные работы, демонстрации | Контрольные работы | |||
1 | Строение вещества | 31 | 1 | 3 | 2 |
2 | Химические реакции | 12 | 3 | 1 | |
3 | Вещества и их свойства | 21 | 1 | 2 | 1 |
4 | Повторение. | 3 | |||
Итоговое занятие. | 1 | ||||
6 | Всего | 68 | 2 | 6 | 4 |
Тематическое планирование
№ п/п | Глава, тема | Кол-во часов | Дата проведения | Практическая часть | Домашнее задание |
11 класс | |||||
Глава 1. Строение вещества. Основные сведения о строении атома. | 31 1 | §1, упр.1-3. | |||
Состояние электронов в атоме. | 1 | Записи в тетради | |||
Электронные конфигурации атомов химических элементов. | 1 | Дидактические карточки | |||
Валентные возможности атомов химических элементов. Степень окисления. | 1 | Дидактические карточки | |||
Периодический закон и строение атома. | 1 | Л.о. №1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек. | §2, упр.1, 4, 7, 8. | ||
Ионная химическая связь. | 1 | §3, упр.2, 6-10. | |||
Ковалентная химическая связь. | 1 | Л.о. №2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. | §4, упр.3-9. | ||
Металлическая химическая связь. | 1 | §5, упр.3-5, 7. | |||
Водородная химическая связь. | 1 | §6, упр.3-6. | |||
Единая природа химической связи. Типы кристаллических решеток. | 1 | Записи в тетради | |||
Полимеры. | 1 | Д.о. №1. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. | §7, упр.2, 5, 7. | ||
Обобщение и систематизация знаний. | 1 | §1-7 | |||
Контрольная работа №1 по теме «ПСХЭ. Виды химической связи». | 1 | ||||
Анализ контрольной работы. | 1 | ||||
Газовое состояние вещества. | 1 | §8, упр.2-4. | |||
Представители газообразных веществ. | 1 | §8, упр.11-13. | |||
Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов. | 1 | ||||
Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. | 1 | Подготовить презентацию | |||
Жидкие вещества. | 1 | §9, упр.3, 5, 7,10. | |||
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. | 1 | Подготовить сообщения | |||
Твердые вещества. | 1 | §10, упр.2-4. | |||
Дисперсные системы. | 1 | §11 , стр. 95-97, упр.6-9 | |||
Грубодисперсные и коллоидные системы. | 1 | §11 , стр. 97-104, упр.10, 11 | |||
Состав вещества. Смеси. | 1 | §12, стр. 105-106, упр. 4-7. | |||
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава вещества. | 1 | Дидактические карточки | |||
Понятие «доля» и ее разновидности: массовая и объемная. | 1 | §12, стр.106-109, упр. 8-10 | |||
Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. | 1 | §12, стр.109-111, упр. 11-13 | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества». Подготовка к к/р. | 1 | §1-12 | |||
Контрольная работа №2 «Строение вещества». | 1 | ||||
Анализ контрольной работы. | 1 | ||||
Выполнение упражнений и решение задач. | 1 | Дидактические карточки | |||
Глава 2. Химические реакции. Понятие о химической реакции и классификация. | 12 1 | Л.о. №3. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. | §13, упр.5-7. | ||
Классификация химических реакций, протекающих с изменением состава веществ. | 1 | §14, упр.7-8. | |||
Скорость химической реакции. | 1 | Л.о. №4. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью катализатора (MnO2) и каталазы сырого картофеля. | §15, упр.6-9 | ||
Обратимость химической реакции. Химическое равновесие. | 1 | §16, упр.3, 4, 6, 7. | |||
Роль воды в химических реакциях. | 1 | §17, упр.3-5. | |||
Гидролиз органический и неорганический.. | 1 | Л.о. №5. Различные случаи гидролиза солей. | §18, упр.3, 7, 8. | ||
Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | §19, стр.155-158, упр.2-4. | |||
Электролиз расплавов и растворов. | 1 | §19, стр.158-163, упр.7, 8. | |||
Выполнение упражнений и решение задач. | 1 | Дидактические карточки | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции». Подготовка к к/р. | 1 | §13-19 | |||
Контрольная работа №3 «Химические реакции». | 1 | ||||
Анализ контрольной работы. | 1 | ||||
Глава 3. Вещества и их свойства. Классификация неорганических веществ. | 21 1 | Д.о. №2. Коллекция образцов металлов. | Записи в тетради | ||
Металлы – простые вещества и химические элементы. Электрохимический ряд напряжений. | 1 | §20, стр. 164, упр. 1-4. | |||
Общие химические свойства металлов. | 1 | §20, стр. 165-169, упр.5 | |||
Способы получения металлов. | 1 | Дидактические карточки | |||
Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии. | 1 | §20, стр. 170-174, упр.6-8. | |||
Обобщение знаний по теме «Металлы» | 1 | ||||
Неметаллы в органической и неорганической химии. Естественные группы неметаллов. | 1 | Д.о. №3. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями. | §21, упр.3-5. | ||
Окислительные и восстановительные свойства неметаллов. | 1 | §21, стр.176-180упр.6-8. | |||
Кислоты органические и неорганические | 1 | §22, стр.180-182, упр.1-4. | |||
Специфические свойства неорганических и органических кислот. | 1 | §22, стр.183-188, упр5-7. | |||
Основания органические и неорганические | 1 | §23, упр.5-7. | |||
Амфотерные органические и неорганические соединения. | 1 |
Дидактические карточки | |||
Соли органических и неорганических кислот. | 1 | Л.о. №6. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. | §24, упр.3-6. | ||
Представители солей и их практическое значение. | 1 | §24, стр198-199 | |||
Качественные реакции на некоторые катионы и анионы. | 1 | Дидактические картоцки | |||
Генетическая связь в органической и неорганической химии. | §25, упр.1-3. | ||||
Генетическая связь в органической и неорганической химии. | 1 | §25, упр.4-7. | |||
Подготовка к контрольной работе. | 1 | §20-25. | |||
Контрольная работа №4 «Вещества и их свойства». | 1 | ||||
Анализ контрольной работы. | 1 | ||||
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений. | 1 | Задания по карточкам. | |||
Повторение. Обобщение знаний. Химия и человек. | 3 1 | Подготовить презентацию | |||
Промежуточная аттестационная работа | 1 | ||||
Тестовые задания в форме ЕГЭ. | 1 | Задания ЕГЭ | |||
Итоговое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...