рабочая программа по химии
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Хуажева Нафисет Каплановна

Рабочая программа с пояснительной запиской, тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx84.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Мамхегская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева»

Рабочая программа

по химии

степень обучения 9 класс

количество часов 68

уровень базовый

Составитель:

Хуажева Нафисет Каплановна

учитель химии/биологии

а. Мамхег

2017 – 2018 уч. год

Пояснительная записка

Программа по химии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (ФГОС ООО), и примерной программы основного общего образования по химии, программы развития универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности а так же авторской программы Н.Е. Кузнековой Н.Н. Гара «Химия» 8-11 классы (Москва, Вентана – граф, 2014 год).

В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №4» а.Мамхег на 2017-2018 учебный год на изучение  химии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год соответственно.

Учебник: Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.  - М.: Вентана-Граф, 2015.-320с.

Цель курса - вооружение учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации и поведении в окружающей среде, внесение существенного вклада в развитие научного миропонимания учащихся.      

В данной программе выражена гуманистическая и химико-экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности.

Задачи курса:

  • вооружить учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их    добывания, переработки и применения;
  • раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки;
  • внести вклад в развитие научного миропонимания ученика;
  • развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;
  • развить экологическую культуру учащихся.


Планируемые результаты

 ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих  личностных  результатов:

- в ценностно-ориентационной сфере : чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; воспитание  ответственного отношения к природе; стремление к здоровому образу жизни; формирование химико- эколгической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировозрения;

- в трудовой сфере : готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности; развитие готовности к решению творческих задач, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решенияв различных продуктивных видах деятельности ( учебная,поисково-исследовательская,проекторная,кружковая и др);

           - в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью,формирование познавательноу и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами,доступными современными информационными технологиями.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование,наблюдение,) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения химической информации;

-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, стуктурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

- умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

- умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

-умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- способность организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни;

-выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

В познавательной сфере:

- давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления); химическая реакция (химическое уравнение, окисление, восстановление), генетическая связь, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции, гидролиз, аллотропия,

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;

- описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

- классифицировать изученные объекты и явления;

- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

- моделировать строение атомов элементов первого – третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

-понимать значение научных знаний для адаптации человека в современном динамично изменяющемся и развивающемся мире, возможность разумного использования достижений науки и современных технологий для дальнейшего развития человеческого общества.

В трудовой сфере:

- проводить химический эксперимент, обращаться с веществами, используемыми в экспериментальном познании химии и в повседневной жизни, в соответствии с правилами техники безопастности.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

 химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

 важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

 основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;

уметь:

 называть химические элементы, соединения изученных классов;

 объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

 характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

 определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

 составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

 обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

 вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для безопасного обращения с веществами и материалами;

 экологически грамотного поведения в окружающей среде;

 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

 критической  оценки  информации о веществах, используемых в быту;

 приготовления растворов заданной концентрации.

Информационно – методическое обеспечение                                                                         Основная литература:

1. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа,2009.

2. .Настольная книга учителя. Химия. 9 класс / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2002.

3.. Химия. 9 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.9» / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2004.

4. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2005.

5. Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по химии за курс основной школы: для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / М.Г. Снастина. – М.: Новый учебник, 2008.

6. Дидактические карточки –задания по химии 8класс. Н.С.Павлова «Экзамен»2006г

Дополнительная литература:

  1. Изучаем химию в 9 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.  
  2. Дидактические карточки-задания по химии: 9класс: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 9класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  3. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005.  
  4. Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979

Измерители – контрольные и проверочные работы составлены с использованием пособия:

         Химия. 9класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010  Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания, разбор - решения задач.   Олимпиады  по химии  9 класс,  с 2006 года, школьный муниципальный уровень.

                       Материально – техническое  обеспечение уроков химии

Ресурсы Интернета

1.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).

2. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».

3.. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

4.. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

5.  http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека

6.  http://www.alhimik.ru/room.html - Алхимик


Содержание учебного предмета

Раздел I. Теоретические основы химии (20 ч)

Тема 1. Химические реакции (6 ч)

Энергетика химических реакций. Энергия активации. Понятие о промежуточных активированных комплексах. Тепловой эффект. Термохимическое уравнение. Химическая кинетика. Скорость химической реакции. Закон действия масс. Зависимость скорости от условий протекания реакции. Катализ и катализаторы. Общие сведения о гомогенном и гетерогенном катализе. Химическое равновесие, влияние различных факторов на смещение равновесия. Метод определения скорости химических реакций. Энергетика и пища. Калорийность белков, жиров, углеводов.

Лабораторная работа. №1. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами), от площади поверхности соприкосновения (взаимодействие порошка и гранул цинка с соляной кислотой).

Практическая работа. №1. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Тема 2. Растворы. Теория электролитической диссоциации (14 ч)

Сведения о растворах; определение растворов, растворители, растворимость, классификация растворов. Предпосылки возникновения теории электролитической диссоциации. Идеи С. Аррениуса, Д. И. Менделеева, И. А. Каблукова и других учёных. Электролиты и неэлектролиты. Дипольное строение молекулы воды. Процессы, происходящие с электролитами при расплавлении и растворении веществ в воде. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Диссоциация электролитов с разным типом химической связи. Свойства ионов. Кристаллогидраты. Тепловые явления, сопровождающие процессы растворения. Краткие сведения о неводных растворах. Основные положения теории растворов. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Индикаторы. Реакции ионного обмена. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации. Гидролиз солей. Химические реакции в свете трёх теорий: атомно-молекулярного учения, электронного строения атома, теории электролитической диссоциации.

Лабораторная работа. №2. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа. №2. Экспериментальное решение задач по теме ≪Электролитическая

диссоциация≫.

Раздел II. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения (32 ч)

Тема 3. Общая характеристика элементов-неметаллов (4 ч)

Химические элементы-неметаллы. Положение элементов неметаллов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Неметаллические p-элементы. Особенности строения их атомов: общие черты и различия. Относительная электроотрицательность. Степени окисления, валентные состояния атомов неметаллов. Закономерности изменения значений этих величин в периодах и группах периодической системы. Типичные формы водородных и кислородных соединений неметаллов. Распространение неметаллических элементов в природе. Простые вещества-неметаллы. Особенности их строения. Физические свойства (агрегатное состояние, температура плавления, кипения, растворимость в воде). Понятие аллотропии. Аллотропия углерода, фосфора, серы. Обусловленность свойств аллотропов особенностями их строения; применение аллотропов. Химические свойства простых веществ-неметаллов. Причины химической инертности благородных газов, низкой активности азота, окислительных свойств и двойственного поведения серы, азота, углерода и кремния в окислительно-восстановительных реакциях. Общие свойства неметаллов и способы их получения. Водородные соединения неметаллов. Формы водородных соединений. Закономерности изменения физических и химических свойств водородных соединений в зависимости от особенностей строения атомов образующих их элементов. Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов. Кислотно-основная характеристика их растворов.

Высшие кислородные соединения неметаллов. Оксиды и гидроксиды. Их состав, строение, свойства.

Тема 4. Общая характеристика элементов подгруппы кислорода (6 ч)

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода. Закономерные изменения в подгруппе. Физические и химические свойства халькогенов — простых веществ. Халькогениды, характер их водных растворов. Биологические функции халькогенов. Кислород и озон. Круговорот кислорода в природе. Сера как простое вещество. Аллотропия серы. Переход аллотропных форм друг в друга. Химические свойства серы. Применение серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Восстановительные свойства сероводорода. Качественная реакция на сероводород и сульфиды. Сероводород и сульфиды в природе. Воздействие сероводорода на организм человека. Получение сероводорода в лаборатории.

Кислородсодержащие соединения серы. Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Состав, строение, свойства. Окислительно-восстановительные свойства кислородсодержащий соединений серы (IV). Сульфиты. Гидросульфиты. Качественная реакция на сернистую кислоту и её соли. Применение кислородсодержащих соединений серы (IV). Оксид серы (VI), состав, строение, свойства. Получение оксида серы (VI). Серная кислота, состав, строение, физические свойства. Особенности её растворения в воде. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Окислительные свойства серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. Применение серной кислоты. Круговорот серы в природе. Экологические проблемы, связанные с кислородсодержащими соединениями серы.

Лабораторная работа. №3. Качественная реакция на сульфат-анион.

Тема 5. Подгруппа азота и ее типичные представители (8 ч)

Общая характеристика элементов подгруппы азота. Свойства простых веществ элементов подгруппы азота. Важнейшие водородные и кислородные соединения элементов подгруппы азота, их закономерные изменения. История открытия и исследования элементов подгруппы азота. Азот как элемент и как простое вещество. Химические свойства азота. Аммиак. Строение, свойства, водородная связь между молекулами аммиака. Механизм

образования иона аммония. Соли аммония, их химические свойства. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония. Оксиды азота. Строение оксида азота (II), оксида азота (IV). Физические и химические свойства оксидов азота (II), (IV). Азотная кислота, её состав и строение. Физические и химические свойства азотной кислоты. Окислительные свойства азотной кислоты. Составление уравнений реакций взаимодействия азотной кислоты с металлами методом электронного баланса. Соли азотной кислоты — нитраты. Качественная реакция на азотную кислоту и её соли. Получение и применение азотной кислоты и её солей. Круговорот азота в природе. Фосфор как элемент и как простое вещество. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Применение фосфора. Водородные и кислородные соединения фосфора, их свойства. Фосфорная кислота и её соли. Качественная реакция на фосфат-ион. Круговорот фосфора в природе.

Практическая работа. №3. Ознакомление с минеральными удобрениями.

Тема 6. Подгруппа углерода (7 ч)

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Электронное строение атомов элементов подгруппы углерода, их распространение в природе. Углерод как простое вещество. Аллотропия углерода: алмаз, графит, фуллерены. Адсорбция. Химические свойства углерода. Кислородные соединения углерода. Оксиды углерода, строение, свойства, получение. Угольная кислота и её соли. Качественная реакция на карбонат-ион. Кремний и его свойства. Кислородные соединения кремния: оксид кремния (IV). Кремниевая кислота, состав, строение, свойства. Силикаты. Силикатная промышленность. Краткие сведения о стекле, керамике, цементе.

Лабораторные работы. №4. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонат-иона. №5. Ознакомление с видами стекол (работа с коллекцией).

Практическая работа. №4. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.

Распознавание карбонатов.

Тема 7. Общие сведения об органических соединениях (7 ч)

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Некоторые положения и роль теории А. М. Бутлерова в развитии этой науки. Понятие о гомологии и изомерии. Основные классы углеводородов. Алканы. Электронное и пространственное строение предельных углеводородов (алканов). Изомерия и номенклатура предельных углеводородов. Физические и химические свойства алканов. Способность алканов к реакции замещения и

изомеризации. Непредельные углеводороды — алкены и алкины. Электронное и пространственное строение алкенов и алкинов. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Физические и химические свойства алкенов. Способность алкенов к реакции присоединения и полимеризации. Понятие о полимерных химических соединениях: мономер, полимер, степень полимеризации. Полиэтилен. Алкины, номенклатура, свойства. Циклические углеводороды. Распространение углеводородов в природе. Состав нефти и характеристика основных продуктов,  получаемых из нефти. Кислородсодержащие органические соединения. Понятие о функциональной группе. Гомологические ряды спиртов и карбоновых кислот. Общие формулы классов этих соединений. Физиологическое действие спиртов на организм. Химические свойства спиртов: горение,б  гидрогалогенирование, дегидратация. Понятие о многоатомных спиртах (глицерин). Общие свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Биологически важные соединения. Химия и пища: жиры, белки, углеводы — важнейшие составные части пищевого рациона человека и животных. Свойства жиров и углеводов. Роль белков в природе и их химические свойства: гидролиз, денатурация.

Раздел III. Металлы (13 ч)

Тема 8. Общие свойства металлов (6 ч)

Положение металлов в периодической системе. Особенности строения атомов металлов: s-, p- и d- элементов. Значение энергии ионизации. Металлическая связь. Кристаллические решётки. Общие и специфические физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. Использование электрохимического ряда напряжения металлов при выполнении самостоятельных работ. Общие сведения о сплавах. Понятие о коррозии металлов. Коррозия металлов — общепланетарный геохимический процесс;

виды коррозии — химическая и электрохимическая и способы защиты от неё.

Лабораторные работы. №6. Рассмотрение образцов металлов. №7. Ознакомление с образцами алюминия и его сплавов. №8. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и исследование их свойств.

Качественная реакция на ионы железа (II) и (III).

Практическая работа. №5. Экспериментальное решение задач по теме ≪Металлы≫.

Тема 9. Металлы главных и побочных подгрупп (7 ч)

Металлы — элементы IА-, IIА-групп. Строение атомов химических элементов IА- и IIА-групп, их сравнительная характеристика. Физические и химические свойства простых веществ, оксидов и гидроксидов, солей. Применение щелочных и щёлочноземельных металлов. Закономерности распространения щелочных и щёлочноземельных металлов в природе, их получение. Минералы кальция, их состав, свойства, области практического применения. Жёсткость воды и способы её устранения. Роль металлов IА- и IIА-групп в живой природе. Алюминий: химический элемент, простое вещество. Физические и химические свойства. Распространение в природе. Основные минералы. Применение в современной технике. Важнейшие соединения алюминия: оксиды и гидроксиды; амфотерный характер их свойств. Металлы IVА-группы — p-элементы. Свинец и олово: строение атомов, физико-химические свойства простых веществ; оксиды и гидроксиды олова и свинца. Исторический очерк о применении этих металлов. Токсичность свинца и его соединений, основные источники загрязнения ими

окружающей среды. Железо, марганец, хром как представители d-элементов. Строение атомов, свойства химических элементов. Железо как простое вещество. Физические и химические свойства. Состав, особенности свойств и применение чугуна и стали как важнейших сплавов железа. О способах химической антикоррозийной защиты сплавов железа. Краткие сведения о важнейших соединениях металлов (оксиды и гидроксиды), их поведение в окислительно-восстановительных реакциях. Соединения железа — Fe2+, Fe3+. Качественные реакции на ионы железа. Биологическая роль металлов.

Раздел IV (3 ч)

Тема 10. Производство неорганических веществ и их применение (3 ч)

Химическая технология как наука. Взаимосвязь науки химии с химической технологией (значение учений о кинетике, катализе, энергетике химических реакций в химической технологии).понятие о химико-технологическом процессе. Понятие о системном подходе к организации химического производства; необходимость взаимосвязи экономических, экологических, технологических требований. Химико-технологический процесс на примере производства серной кислоты контактным способом. Различные виды сырья для производства серной кислоты. Принципы химической технологии. Научные способы организации и оптимизации производства в современных условиях. Понятие о взаимосвязи: сырьё → химико-технологический процесс → продукт. Металлургия. Химико-технологические основы получения металлов из руд. Производство чугуна. Различные способы производства стали. Легированные стали. Проблема рационального использования сырья. Перспективные технологии получения металлов.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 часа в неделю 68 часов

Наименование темы/раздела

Всего часов

лабораторные  работы

Практические  работы

Контрольные работы

Повторение

2

Химические реакции

3

1

1

Растворы. Теория электролитической диссоциации

10

1

1

1

Общая характеристика неметаллов

3

Подгруппа кислорода и ее типичные представители

6

1

3

Подгруппа азота и ее типичные представители

7

1

1

Подгруппа углерода

7

2

1

Общие свойства металлов

3

2

Металлы главных и побочных подгрупп

6

1

1

1

Углеводороды

6

1

Кислородсодержащие органические соединения  

2

Биологически важные органические соединения    

4

1

Человек в мире веществ

4

1

1

Производство неорганических веществ и их применение

5

Всего

68

10

8

5


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Основные виды деятельности на уроке и формируемые УУД

(личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

Кол-во часов

Дата

Д/З

Химический эксперимент, контроль

9 класс

Повторение — 2 часа

1

Химия как часть естествознания. Правила безопасности

Химия как часть естествознания. Правила безопасности.

1

карточки

2

Вычисления по химическим уравнениям

Уметь проводить вычисления по химическим формулам, по уравнению реакции, решать различные типы задач

1

задачи

Раздел 1. Теоретические основы химии

Тема 1. Химические реакции - 3 часа

3

Энергетика химических реакций

Знать: определение энергии активации, энергетический барьер. Уметь определять по тепловому эффекту экзотермические и эндотермические, -оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений , мотивировать свои действия; выражать готов-

16.09

1

§1, упр. 3,4

4

Понятие о скорости химических реакций.

Знать определение скорости химических реакций, зависимости скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, площади соприкосновения концентрации, температуры, катализатора. Уметь объяснять влияние различных условий на скорость химических реакций, решать задачи, проводить эксперимент

1

§2 , упр.4,5

Л/о 1. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора

5

Химическое равновесие.

Знать определение химического равновесия, понятие прямой и обратной реакции, определение принципа Ле-Шателье.

Уметь объяснять на примерах условия смещения равновесия в зависимости от условий химических реакций

1

§2,  с.12-14

П. Р  №1 «Влияние факторов на скорость химической реакции»

Тема 2. Растворы. Теория электролитической диссоциации - 10 часов

6

Сведения о растворах.

Уметь объяснять процесс растворения с точки зрения атомно - молекулярного учения. проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов

1

§3, упр.3

7

Сведения о растворах.

Знать сущность электролитической диссоциации электролитов с разным

типом химической связи; катионы и анионы

1

§4, упр. 3, 4, 5

8

Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.

Электролитическая диссоциация кислот. Уметь объяснять механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью; записывать уравнения реакций диссоциации кислот, оснований и солей; составлять процессы ассоциации.

1

§ 5, упр.2

9

Свойства ионов

Знание определения ионов. Катионы и анионы. Качественные реакции на ионы в растворе. Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

1

§6, упр.4-6

10

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации.

Умение различать сильные и слабые электролиты. Умение самостоятельно ставить и формулировать новые задачи в обучении и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

1

§ 7, упр.1-2

11

Реакции ионного обмена.

Знать определение реакций ионного обмена, условия осуществления данных реакций. Уметь составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения, необратимые реакции, объяснить их сущность в свете ТЭД, выполнить лабораторные опыты по проведению реакций ионного обмена, делать выводы.

1

§ 8, упр.1-5

Л/о 2. Реакции обмена между растворами электролитов

12

Кислоты как электролиты.

Знать определение кислот в свете ТЭД. Уметь записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства кислот в молекулярном и ионном

1

§ 9, упр1-3

13

Основания как электролиты

Знать определение оснований в свете ТЭД. Уметь записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде, определять рН среды, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности

1

§ 10, упр.3-4

14

Соли как электролиты

Качественные реакции на ионы в растворе

1

§ 11, упр.5-6

П.Р.  №2 «Решение экспериментальных задач. Растворы»

15

Контрольная работа № 1 по темам «Химические реакции и закономерности их протекания. Теория электролитической диссоциации»

Знать солей в свете ТЭД, гидролиз солей. Уметь записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства солей в молекулярном и ионном виде, записывать уравнения гидролиза солей, определять рН среды.

1

Раздел 2. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения

Тема 3. Общая характеристика неметаллов - 3 часа

16

Элементы-неметаллы   в   ПСХЭ   и   в природе

Знать положение неметаллов в П.С. Д.И.Менделеева; атомные характеристики элементов-неметаллов, причины и закономерности их изменения в периодах и группах; особенности кристаллического строения неметаллов.

1

§12, упр. 4-6

17

Простые вещества - неметаллы

Уметь составлять схемы строения атомов химиче-ских элементов -неметаллов; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

1

§13, упр4-6

18

Водородные и кислородные соединения неметаллов

Водородные соединения неметаллов. Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

1

§14, упр. 1-4

Тема 4. Подгруппа кислорода и ее типичные представители -6 часов

19

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода

уметь извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения; уметь свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

1

§15, упр.3-5

20

Кислород. Озон.

Кислород. Озон. Знать определение аллотропии и аллотропных видоизменений. Причины аллотропии. Уметь давать характеристику кислорода, отличия от озона по химическим и физическим свойствам

1

§16, упр.2-5

21

Сера.

Сера. Знать физические свойства серы. Области ее применения. Уметь доказывать химические свойства серы, записывать уравнение реакций в молекулярном и окислительно-восстановительном виде

1

§17, упр. 3-5

Л/о 3. Ознакомление с образцами серы

22

Сероводород. Сульфиды

Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественные реакции на ионы в растворе. Знать строение и свойства сероводорода, области применения, качественную реакцию на сульфид ион. Уметь доказывать свойства сероводорода, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и в окислительно-восстановительном виде

1

§18, упр5-7

23

Кислородосодержащие соединения серы (IV)

Оксиды серы. Сернистая кислота и ее соли. Качественные реакции на ионы в растворе. Знать строение и свойства оксидов серы, сероводорода, сернистой и серной кислот, области их применения, качественную реакцию на сульфат-ион

1

§19, упр.3-5

24

Кислородосодержащие соединения серы (VI)

Оксиды серы. Серная кислота и ее соли. Качественные реакции на ионы в растворе. Уметь доказывать свойства оксидов серы, сероводорода, сернистой кислоты, серной кислоты, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и в окислительно-восстановительном виде

1

§20, упр4-5

Тема 5. Подгруппа азота и ее типичные представители - 7 часов

25

Общая характеристика элементов подгруппы азота

Уметь давать характеристику подгруппы элементов по плану, исходя из положения в ПС и строения атома, доказывать химические свойства азота, записывать уравнение реакций в молекулярном и ионном виде, учитывая закономерности протекания окислительно-восстановительных реакций

1

§21, 4-6

26

Азот как элемент и простое вещество

Азот. Знать химические и физические свойства азота

1

§22, упр.2-5

27

Аммиак. Соли аммония.

Аммиак. Знать строение молекулы аммиака. Химические и физические свойства, производство. Уметь доказывать химические свойства аммиака, записывать реакции в молекулярном ионном и в окислительно-восстановительном виде

1

§23, упр.3-5

П. Р.   № 3 «Получение аммиака и опыты с ним».

28

Оксиды азота.

Оксиды азота, сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный);

1

§24, упр.4-7

Л/о 4. Хими-ческие свой-ства водного раство-ра ам-миака

29

Азотная кислота и её соли.

Азотная кислота и её соли. Знать строение, свойства, применение, особые свойства азотной кислоты, химизм производства.

1

§25, упр. 3-5

30

Фосфор как элемент и простое вещество

Уметь доказывать химические свойства фосфора как простого вещества и его соединений, записывать уравнения химических реакций в молекулярном ионном и в окислительно-восстановительном виде

1

§26, упр.3-4

31

Соединения фосфора

Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли. Знать характеристику фосфора как химического элемента и простого вещества, строение и свойства соединений фосфора(оксида, кислот, солей), применение минеральных удобрений

1

§27, упр.3-5

Тема 6. Подгруппа углерода - 7 часов

32

Положение элементов подгруппы углерода в ПСХЭ, строение их атомов

Знать общую характеристику главной подгруппы IV – А группы исходя из положения в ПС и строения атома; понятие адсорбции, применение углерода и кремния.

1

§28, упр2-4

33

Аллотропные модификации углерода. Химические свойства

Углерод. Алмаз, графит. Уметь сравнивать по строению и свойствам углерод и кремний, записывать уравнения реакций

1

§29, §30

 Упр.2-5

34

Оксиды углерода

Угарный и углекислый газы. Качественные реакции на газообразные вещества. Знать состав, строение, свойства, применение оксидов углерода. Уметь сравнивать состав и строение оксидов углерода. Доказывать химические свойства оксидов углерода(II)

1

§31, упр2-4. Таблица № 7

Л/о 5. Получение углекислого газа и изучение его свойств

35

Угольная кислота и её соли.

Угольная кислота и её соли. Качественные реакции на ионы. Знать состав, свойства, применение угольной кислоты и ее солей. Уметь доказывать химические свойства угольной кислоты, записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде

1

§32 , упр4-5

Л/о 6. Получение угольной кислоты из оксида углеро-да (IV)

36

Практическая работа № 4 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе.

1

37

Кремний и его свойства. Соединения кремнния

Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.

Знать состав, строение, свойства, применение кремния и его соединений

Уметь доказывать химические свойства кремния и его соединений

1

§33, упр2, 4-5

38

Контрольная работа № 2 по теме «Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения»

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

1

Раздел 3. Металлы

Тема 7. Общие свойства металлов - 3 часа

39

Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строение их атомов

Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (металлическая). Металлическая связь. Знать: положение металлов в П.С.; термины металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка

1

§34, упр.2-4

40

Химические свойства металлов

Свойства простых веществ (металлов). Уметь: объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов;

характеризовать строение и общие свойства металлов; описывать реакции восстановления

1

§35

 упр.2-4

41

Сплавы. Коррозия металлов и сплавов

Характеризовать условия и способы предупреждения коррозии металлов; характеризовать свойства и области применения металлических сплавов

1

§36

упр.1

Л/о 7-8. Ознакомление с образцами сплавов. Взаимодействие металлов с растворами солей

Тема 8. Металлы главных и побочных подгрупп - 6 часов

42

Щелочные металлы и их соединения.

Щелочные металлы и их соединения. Знать: положение металлов в П.С.; строение, свойства, применение щелочных металлов и их соединений

Уметь доказывать химические свойства щелочных металлов и их соединений, записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде

1

§37, упр4

43

Щелочноземельные металлы и их соединения.

Знать: положение металлов в П.С.; строение, свойства, применение щелочноземельных металлов и их соединений . Уметь доказывать химические свойства щелочноземельных металлов и их соединений, записывать

29.02

1

§38, упр2-5

44

Распространение и роль щелочноземельных металлов в природе. Жесткость воды.

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

1

§39, упр2

45

Алюминий и его соединения

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида. Знать: положение в П.С; строение, свойства, применение алюминия и их соединений

Уметь доказывать амфотерность химических свойств алюминия и их соединений, записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.

1

§40, упр.2-5

Л/о 9. Свойства оксидов и гидроксидов алюминия

46

Железо и его соединения

Знать положение железа в ПС, состав и характер его оксидов и гидроксидов. Уметь характеризовать элемент на основании его положения в ПС, химические свойства простого вещества и соединений железа, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном виде и с точки зрения учения об окислительно-восстановительных реакциях

1

§41, упр.3-6

П.Р.  № 5

 Решение экспериментальных задач по теме«Металлы»

47

Контрольная работа  № 3 по теме «Металлы»

Уметь применять полученные навыки при изучении тем 7,8 при выполнении контрольной работы.

1

Раздел 4. Общие сведения об органических соединениях

Тема 9. Углеводороды  - 6 часов

48

Возникновение и развитие органической химии

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

1

§42, упр.1-3

49

Классификация углеводородов.

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

1

§43 , упр.2-3

50

Физические и химические свойства предельных углеводородов (алканов)

Углеводороды: метан, этан. Знать: гомологический ряд, изомерию алканов, химические свойства и области применения Уметь: записывать уравнения реакций

1

§44 , упр.3-6

51

Непредельные углеводороды (алкены).

Знать: гомологический ряд, изомерию непредельных УВ, химические свойства и области применения Уметь: записывать уравнения реакций

1

§45, упр.2-4

52

Непредельные углеводороды (алкины)

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

1

§46 , упр. 2-4

53

Контрольная работа  № 4 по теме «Органические соединения»

Уметь применять полученные навыки при выполнении контрольной работы

1

Тема 10. Кислородсодержащие органические соединения  2 часа

54

Спирты

Знать: гомологический ряд, классификацию спиртов, химические свойства и области применения. Уметь: записывать уравнения реакций описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта.

1

§47 , упр. 2-4

55

Предельные одноосновные карбоновые кислоты

Знать: гомологический ряд карбоновых кислот, химические свойства и области применения . Уметь: записывать уравнения реакций

1

§48 , упр1-3

Тема 11. Биологически важные органические соединения    4 часа

56

Жиры

Знать: особенности строения жиров. Уметь: характеризовать биологически важные соединения; характеризовать состав, свойства и применение жиров

1

§49 , упр2-4

57

Углеводы

Знать: особенности строения углеводов. Уметь: характеризовать биологически важные соединения; характеризовать состав, свойства и применение углеводов;

1

§50 , упр2-5

58

Белки. Энергетика и пища.

Знать: особенности строения белков. Уметь: характеризовать биологически важные соединения; характеризовать состав, свойства и применение жиров, углеводов.

1

§51 , упр2-5

59

Контрольная работа №5 по теме «Общие сведения об органических соединениях»

Уметь применять полученные навыки при выполнении контрольной работы.

1

Раздел 5. Химия и жизнь

Тема 12. Человек в мире веществ - 4 часа

60

Вещества, вредные для здоровья человека и окружающей среды

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение

1

§52, упр.2

61

Полимеры и жизнь.

Полимеры и жизнь. Токсичные горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность, различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче; уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей;

1

§53, упр. 2-3

Л/о 10. Ознакомление с образцами полимеров и изучение их свойств

62

Химия   и   здоровье человека

Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. Знать: вещества, вредные для здоровья человека.

Уметь: выбирать продукты, полезные для здоровья

1

§54, сообщения

63

Минеральные   удобрения.  

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

1

§55 , упр.1-4

П. Р. №6

 «Минеральные удобрения

Тема 13. Производство неорганических веществ и их применение – 5 часов

64

Химическая технология как наука.

Уметь объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве; определять возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценивать их последствия

Знать способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием

1

§56

65

Производство серной кислоты

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

1

§57

66

Металлургия

составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану; Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

1

§58

67

Промежуточная аттестационная работа

1

68

Итоговый урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...