Рабочая программа по химии. 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «химия» (10 класс)
Пояснительная записка.
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
- Закон РФ от от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании»;
- - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 03 июня 2008 года № 164; от 31 августа 2009 года № 320; от 19 октября 2009 года № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643; от 24 января 2012 года № 39; от 31 января 2012 года № 69 (для 3-11 классов);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября
2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017-2018 учебный год».
- Республиканский базисный учебный план.
- Учебный план РСОШ на 2017/2018 учебный год.
Учебно-методический комплекс
Рабочая программа учебного курса по химии для 10 класса составлена на основе составлена на основе авторской программы Гара Н.Н для общеобразовательных учреждений курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (базовый курс).
УМК:
- учебник «Химия. Органическая химия.10 класс», Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М., Просвещение, 2009г.
- пособие для учителя «Уроки химии 10 класс», Н.Н.Гара, М., Просвещение, 2008г;
- Программы общеобразовательных учреждений, Химия, М, Просвещение,2008г.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, федеральному базисному учебному плану, и учебному плану образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год.
Обоснование выбора данной программы:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Данная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по химии для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки выпускников этой школы, что явилось главным принципом ее структурирования.
Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.
Курс включает в себя основы органической химии. Нормативная продолжительность его изучения определены в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 1 учебному часу в неделю.
В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент (демонстрации, лабораторные опыты, практические работы,). Химический эксперимент в процессе обучения сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными.
Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих
целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественно- научной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи программы обучения:
- освоение теории химических элементов и их соединений;
- овладение умением устанавливать причинно-следственные связи между
- составом, свойствами и применением веществ;
- применение на практике теории химических элементов и их соединений для
объяснения и прогнозирования протекания химических процессов
Общая характеристика учебного предмета.
В курсе 10 класса закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и других органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенности их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. В конце курса даются некоторые сведения о прикладном значении органической химии.
Объектами особого внимания являются факты взаимного влияния атомов в молекуле и вопросы, касающиеся механизмов химических реакций.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы.
Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний. В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно- научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.
Место предмета в базисном учебном плане
Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования.
Учебный предмет изучается в 10 классе, рассчитан на 35 часов (1ч в неделю), в том числе на контрольные работы – 3 часа ,практические работы 7 часов, лабораторные работы – 14 часов.
Рабочая программа является составной частью учебного плана школы, реализующей программы среднего (полного) общего образования и ставит перед собой следующую задачу:
раскрыть роль химии в жизни современного общества и в жизни каждого отдельно взятого человека, показать ее вклад в формирование естественнонаучной картины мира и целостной научной картины мира.
Курс «Химия» имеет комплексный характер, включает основы общей, неорганической химии, органической. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся.
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на контрольные, лабораторные и практические работы. |
1 | Раздел. Введение. Предмет органической химии , органические вещества 1час.) Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии Моделирование химических процессов. | 1 час | |
2 | Раздел. Органическая химия. (31 час.) Тема: « Теория строения органических соединений. Электронная природа химических связей. Классификация и номенклатура органических соединений, теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Структурная изомерия. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений. Правила безопасности при работе с горючими и токсичными веществами. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. | 31 час
2 часа | |
3 | Тема Предельные углеводороды Строение, номенклатура, свойства, применение | 3 часа | Лабораторные опыты. Лаб./опыт. Изготовление моделей органических соединений. Практические работы: Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях. |
4 | Тема Циклопарафины. Строение, свойства, применение. | 1 час | |
5 | Тема Непредельные углеводороды. Строение, свойства, применение | 6 часов | Лабораторные опыты. Лаб./опыт. Изготовление моделей органических соединений. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле. Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки. Работа с коллекциями. Знакомство с образцами каучуков. Практическая работа Получение и свойства этилена. Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. |
6 | Тема Ароматические углеводороды Строение, свойства, применение Правила безопасности при работе с горючими и токсичными веществами. | 3 часа | Контрольная работа №1 Углеводороды. |
7 | Тема Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их переработка. Способы переработки, применение, источники. | 2 часа | Демонстрации. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан –бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).Получение этилена и ацетилена Качественные реакции на кратные связи. |
8 | Спирты и фенолы. Одно и многоатомные спирты. Номенклатура. Получение. Химические свойства одно и многоатомных спиртов. Применение. Фенол. Химические свойства. Применение. Правила безопасности при работе с токсичными веществами. | 4 часа | Лабораторные опыты. Лаб./опыт. Изготовление моделей органических соединений. Практическая работа Качественные реакции на многоатомные спирты. |
9 | Тема Альдегиды и карбоновые кислоты. Альдегиды. Номенклатура. Получение. Правила безопасности при работе с токсичными веществами. Химические свойства альдегидов. Одноосновные карбоновые кислоты. Отдельные представители карбоновых кислот. | 3 часа | Лабораторные опыты. Качественные реакции на альдегиды Практическая работа Получение и свойства карбоновых кислот. |
10 | Тема Эфиры и жиры. Строение, свойства, применение, генетические взаимосвязи | 1 час | Практическая работа: Синтез этилового эфира уксусной кислоты |
11 | Тема Углеводы. Строение, свойства, применение, генетические взаимосвязи. Классификация: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Номенклатура. | 3 часа. | Лабораторные опыты Качественные реакции на крахмал. Контрольная работа №2 Спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры, углеводы. Кислородосодержащие органические соединения. Практическая работа Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.(Идентификация органических веществ) |
12 | Тема Азотосодержащие соединения. Амины. Аминокислоты. Белки. Роль белков. Строение. Свойства белков. | 2 часа | Лабораторные опыты Качественные реакции на белки Расчетные задачи: Решение задачи по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. |
13 | Тема Полимеры. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Их свойства. Применение. Качественный и количественный анализ веществ. Качественные реакции на отдельные классы органических соединений. | 2 часа | Практическая работа Распознавание пластмасс и волокон. Контрольная работа № 3 Азотосодержащие органические соединения Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон. Расчетные задачи. Решение расчетных задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. |
14 | Тема Химия и жизнь Применение знаний в повседневной жизни. Лекарства, ферменты витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственны х препаратов. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Химия в повседневной жизни, Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Бытовая химическая грамотность. Химическое загрязнение окружающей среды. Последствия химического загрязнения окружающей среды. | 2 часа | Лабораторные опыты Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней аптечки. Знакомство с образцами косметических, биологических золей и гелей. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств и изучение инструкций по их составу и применению. Демонстрации. Образцы лекарственных препаратов и витаминов. Образцы средств гигиены косметики. |
Предполагаемый результат по итогам года
В результате изучения химии ученик должен:
Знать, понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: вещество, атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатное состояние, классификация веществ, химический элемент, электролитическая диссоциация, химическая реакция, относительная атомная и молекулярные массы, ион, молярная массы, молярный объем, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, постоянства состава периодический закон;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; соляная, серная, азотная, уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Уметь:
Называть: знаки химических элементов, типы химических реакций, соединения изученных классов, вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
Объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, сущность реакций ионного обмена, зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
Характеризовать: химические элементы на основе их положения в ПС, закономерности изменения свойств элементов, общие свойства неорганических и органических веществ;
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединении, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
Безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием;
Приготовлением растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков.
Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимся. К ним относятся:
определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение различными формами самоконтроля;
оценивание своей учебной деятельности;
постановка целей самообразовательной деятельности.
Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
работа с основными компонентами учебника;
использование справочной и дополнительной литературы;
подбор и группировка материалов по определенной теме;
составление планов различных видов;
владение разными формами изложения текста;
составление на основе текста таблицы, схемы, графика, тезисов; конспектирование;
подготовка доклада, реферата;
использование различных видов наблюдения и моделирования;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
проведение эксперимента.
Учебно-логические общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся: определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
выявление существенных признаков объекта; проведение разных видов сравнения; установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения.
Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся: выслушивание мнения других; владение различными формами устных и публичных выступлений; оценка разных точек зрения; владение приемами риторики. знаний выпускников».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Химия. Органическая химия. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.- М.: Просвещение, 2009.- 192 с.
а также методических пособий для учителя:
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.
Радецкий А.М. Контрольные работы по химии в 10-11 классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006. – 96 с.
Гара Н.Н. Химия: уроки в 10 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 11 с.
Тематическое планирование уроков химии в 10 классе
№ | Кол-во часов | Тема урока | дата | Планируемые результаты освоения материала | Контрольно-измерительные материалы | |
план | факт | |||||
1час | Введение | |||||
1 | 1 | Введение. Предмет органической химии, органические вещества. |
| Знать отличия химии соединений углерода от неорганической химии, знать технику безопасности. Знать теорию строения органических соединений, порядок соединения атомов в молекулах, углеродный скелет. | ||
31 час | Органическая химия | |||||
2 часа | Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей | |||||
2 | 1 | Возникновение теории химического строения органических веществ. Основные положения теории химического строения органических веществ. Значение теории строения органических веществ А.М. Бутлерова. | Знать причины возникновения теории химического строения органических веществ. Знать основные положения теории химического строения органических веществ, уметь определять валентность и степень. Знать значение работ Бутлерова для развития органической химии. | |||
3 | 2 | Электронная природа химических связей в органических соединениях. | Знать понятия атом, атомные орбитали, радикал, уметь определять тип химической связи, объяснять природу и способы образования химической связи. | |||
3 часа | Предельные углеводороды (алканы, или парафины) | |||||
4 | 1 | Предельные углеводороды. Алканы Л.О.№1 Изготовление моделей молекул органических соединений | Знать строение алканов, гомологический ряд, уметь изготавливать модели молекул из пластилина. | Л.О.№1 Изготовление моделей молекул органических соединений | ||
5 | 2 | Практическая работа №1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах. | Знать как практическим путем про вести качественные реакции , уметь использовать приобретенные знания на практике. | Практическая работа №1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах | ||
6 | 3 | Химические и физические свойства алканов, применение алканов. | Знать вещество метан, понятия изомерия, гомология, углеродный скелет, уметь характеризовать химические и физические свойства алканов, объяснять зависимость свойств от состава и строения. | |||
Знать области применения предельных углеводородов, уметь объяснять зависимость использования алканов от их свойств | ||||||
1 час | Циклопарафины (циклоалканы) | |||||
7 | 1 | Получение, изомерия, химические и физические свойства, применение. | Знать строение, получение, изомерию циклопарафинов, уметь их называть. Уметь характеризовать свойства циклопарафинов, объяснять зависимость свойств от состава. | |||
6 часов | Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены и алкины) | |||||
8 | 1 | Непредельные углеводороды (алкены) Л. О.№2 Изготовление моделей молекул органических соединений. | Знать понятия, уметь называть алкеныи изготавливать молекулы (модели) из пластилина. | Л. О.№2 Изготовление моделей молекул органических соединений. | ||
9 | 2 | Этилен. Гомологи этилена Л.О.№3 Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле. Химические и физические свойства этилена. | Знать гомологи этилена, уметь выполнять практическую часть. Характеризовать свойства алкенов, объяснять зависимость свойств от состава и строения. | Л.О.№3 Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле. | ||
10 | 3 | Непредельные углеводороды (алкадиены), природный каучук. | Знать строение, свойства алкадиенов, уметь называть, характеризовать. Знать важнейшее вещество-каучук, уметь характеризовать его свойства | |||
11 | 4 | Ацетилен и его гомологи | Уметь называть алкины, определять принадлежность к классу алкинов, характеризовать химические свойства. | |||
12 | 5 | Применение и генетическая связь ацетилена с другими классами Л.О.№4,5 Знакомство с образцами каучуков. Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки. | Знать применение ацетилена и его связь с другими классами органических соединений, уметь записывать схемы | Л.О.№4, 5 Знакомство с образцами каучуков. Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки. | ||
13 | 6 | Практическая работа №2 Получение и свойства этилена. | Знать правила безопасности при выполнении практической работы | Практическая работа №2 Получение и свойства этилена | ||
3 часа | Ароматические углеводороды | |||||
14 | 1 | Ароматические углеводороды, бензол и его гомологи, свойства бензола и его гомологов, применение ароматических углеводородов. | Уметь определять принадлежность веществ к классу аренов, знать классификацию и номенклатуру. Уметь характеризовать химические и физические свойства бензола, знать зависимость свойств от строения. Знать области применения ароматических углеводородов | |||
15 | 2 | Генетическая связь предельных, непредельных, ароматических углеводородов и циклопарафинов | Знать генетическую связь между различными классами органических соединений | |||
16 | 3 | Контрольная работа №1Углеводороды. | Уметь применить полученные знания, умения, навыки при решении контрольной работы. Уметь самостоятельно организовать познавательную деятельность. | Контрольная работа №1Углеводороды | ||
2 часа | Природные источники углеводородов и их переработка | |||||
17 | 1 | Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть. Л.О.№6 Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. | Знать природные источники углеводородов и способы их переработки, уметь использовать знания и умения в практической деятельности. | Л.О.№6 Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. | ||
18 | 2 | Коксохимическое производство. Развитие энергетики и проблемы изменения структуры использования углеводородного сырья. | Знать особенности коксохимического производства. Знать рациональные способы использования углеводородного сырья. | |||
4 часа | Спирты и фенолы | |||||
19 | 1 | Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, изомерия и номенклатура, физические и химические свойства, применение и получение. | Уметь называть спирты, определять принадлежность веществ к классу спиртов, характеризовать свойства. Уметь характеризовать химические свойства на примере этанола, осуществлять основные превращения | |||
20 | 2 | Многоатомные спирты. | Знать вещества используемые на практике -глицерин, этиленгликоль, уметь распознавать многоатомные спирты. | |||
21 | 3 | Фенолы. Л.О.№ 7 «Изготовление моделей молекул органических соединений» | Знать вещества используемые на практике Уметь изготавливать модели органических соединений . | Л.О.№ 7 «Изготовление моделей молекул органических соединений» | ||
22 | 4 | Практическая работа № 3 Качественные реакции на многоатомные спирты. | Уметь распознавать многоатомные спирты, выполнять эксперимент. | Практическая работа № 3 Качественные реакции на многоатомные спирты. | ||
3 часа | Альдегиды и карбоновые кислоты | . | ||||
23 | 1 | Карбонильные соединения- альдегиды и кетоны. Свойства и применение. Л.О.№8 И 9 «Качественные реакции на альдегиды». | Уметь называть альдегиды, определять принадлежность веществ к классу альдегиды Уметь характеризовать химические свойства, объяснять зависимость свойств от строения | Л.О.№8 И 9 «Качественные реакции на альдегиды». | ||
24 | 2 | Карбоновые кислоты. Изомерия, физические и химические свойства, применение. | Уметь называть карбоновые кислоты, определять принадлежность к классу карбоновые кислоты Уметь объяснять зависимость свойств карбоновых кислот от строения. Знать основные области применения карбоновых кислот. Уметь распознавать альдегиды, знать качественные реакции на альдегиды. | |||
25 | 3 | Практическая работа № 4 Получение и свойства карбоновых кислот. | Уметь применять полученные знания на практике. | Практическая работа № 4 Получение и свойства карбоновых кислот. | ||
1 час | Эфиры и жиры | |||||
26 | 1 | Сложные эфиры и жиры. Практическая работа №5 Синтез этилового эфира уксусной кислоты. | Уметь называть сложные эфиры и жиры, определять принадлежность веществ к классу сложные эфиры и жиры. Знать технику безопасности, уметь выполнять практическую часть | Практическая работа №5 Синтез этилового эфира уксусной кислоты. | ||
3 часа | Углеводы. | |||||
27 | 1 | Углеводы. Общая классификация. Л.О.№ 10 «Качественные реакции на крахмал» | Знать важнейшие вещества- глюкозу и сахарозу. Уметь называть углеводы, характеризовать химические свойства. Знать важнейшие вещества- крахмал, клетчатку, уметь называть , и определять принадлежность веществ к классу углеводов | Л.О.№ 10 «Качественные реакции на крахмал» | ||
28 | 2 | Контрольная работа №2 Спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры, углеводы. Кислородосодержащие органические соединения. | Уметь применять знания, умения и навыки при решении контрольной работы. | Контрольная работа №2 Спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры, углеводы. Кислородосодержащие органические соединения. | ||
29 | 3 | Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.(Идентификация органических веществ) | Знать правила безопасности при работе, уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ. | Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.(Идентификация органических веществ) | ||
2 часа | Азотосодержащие соединения | |||||
30 | 1 | Амины, анилин, аминокислоты. | Уметь называть амины, аминокислоты, определять принадлежность к классу аминов, характеризовать химические свойства. | |||
Знать важнейшие вещества и материалы- белки, уметь выполнять эксперимент по распознаванию белков | ||||||
31 | 2 | Белки и нуклеиновые кислоты. Л.О.№ 11«Качественные реакции на белки». | Знать строение и свойства белков, функции белков в организме, их биологическую роль. Знать важнейшие вещества и материалы- белки, уметь выполнять эксперимент по распознаванию белков | Л.О.№ 11 «Качественные реакции на белки». | ||
2 часа | Полимеры | |||||
32 | 1 | Синтетические каучуки, синтетические волокна, пластмассы. Практическая работа № 7 Распознавание пластмасс и волокон. | Знать важнейшие искусственные волокна, уметь их определять. | Практическая работа № 7 Распознавание пластмасс и волокон. | ||
33 | 2 | Контрольная работа № 3 Азотосодержащие органические соединения. | Уметь самостоятельно организовать свою познавательную деятельность, применять полученные знания. | Контрольная работа № 3 Азотосодержащие органические соединения | ||
2 часа | Химия и жизнь. | |||||
34 | 1 | Химия и здоровье. Химия и пища, калорийность белков, жиров и углеводов. Л.О. №12 И 13 Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней аптечки. Знакомство с образцами косметических, биологических золей и гелей. | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для безопасной работы. | Л.О. №12 И 13 Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней аптечки. Знакомство с образцами косметических, биологических золей и гелей. | ||
35 | 2 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Л.О.№14 Знакомство с образцами моющих и чистящих средств и изучение инструкций по их составу и применению. Органическая химия, человек и природа. | Знать вещества и материалы широко используемые на практике - мыло и моющие средства, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни. Уметь оценивать влияние химического загрязнения на природу и организм человека. | .Л.О.№14 Знакомство с образцами моющих и чистящих средств и изучение инструкций по их составу и применению. |
Дополнительная литература для учителя
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2004.- 304с.
Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2005. – 79 с.
Дополнительная литература для учащихся
Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Просвещение, 2004 – 384 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2006. – 324 с.
ЕГЭ-2008: Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ:Астрель, 2008.-94с. – (Федеральный институт педагогических измерений).
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.
Используемые интернет ресурсы:
1.Интерактивная таблица Менделеева.
2. Электронная библиотека по химии.
3. Журнал "Химия и жизнь".
4. Химия вокруг нас.
5. Популярная библиотека химических элементов.
6. Яды вчера и сегодня.
7. Энциклопедия по химии.
8. Открытая химия 2.5
9. Химия в Интернете.
10.Газета "Химия".
11.Полезные сведения и советы по химии.
12.Химическая энциклопедия.
13."Википедия"- химический портал.
14.Наглядные пособия по всем предметам.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены
две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных
ошибок.
Отметка «1»: работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Для самостоятельной работы школьников по химии предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
chemworld.narod.ru: школьные опыты, эксперименты и мн. др.; "Химия для любознательных" (1,6 Мб - это 224стр. в Worde со схемами и рисунками); Олимпиады; Справочные материалы, Словарь терминов ; Программы, электронный учебник "Химия" и др.; Ссылки; Обзоры и пр.
Химия 10 класс, Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г., 1999г.
Химия 10 класс, Гузей Л. С., Суровцева Р. П., Сорокин В. В.
Сборник задач и упражнений по химии 8-11 класс, Хомченко И. Г.
Химия 10 класс, Минченкова Е. Е., Цветкова Л. А., Зазнобина Л. С., 2000г.
Химия. Учебник для 10 класс общеобразовательных учреждений Габриелян О. С.
Дидактические материалы по химии для 10 класса. Радецкий А. М., Горшкова В. П.
http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
- Мне нравится (2)