Характерные химические свойства металлов
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Шалапинина Татьяна Ивановна

Открытый урок по химии в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_himii_v_9_klasse.doc51.5 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok_po_himii_v_9_klasse.ppt2.58 МБ
Файл prilozhenie_1.docx10.7 КБ
Файл prilozhenie_2.docx10.88 КБ
Файл opyt12.rar2.59 МБ
Файл opyt_3.rar1.95 МБ
Файл opyt_4.rar2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Характерные химические свойства металлов

 Цели урока:

Образовательные: сформировать знания о способности металлов взаимодействовать с простыми и сложными веществами;
Развивающие: совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы;                                                                                                                                         Воспитательные:  воспитывать умение высказывать собственное мнение.

Оборудование урока: компьютер,  мультимедийный проектор, набор реактивов для проведения опытов ( Zn, Cu, Fe, HCl , раствор хлорида меди (II)), химическая посуда.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный этап (1-2 мин).

Учитель: Приветствую учащихся, настраиваю на работу, проверяю готовность учащихся.                                                                                                                              Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям. Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.  Я желаю вам успехов на уроке, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

II. Мотивация познавательной деятельности  (7 мин.)

Учитель: Какую  большую группу веществ мы сейчас изучаем?

Ученик: Металлы

Учитель: Твердость, пластичность, ковкость, сделали их незаменимым материалом для изготовления орудий труда и производства. В нашей повседневной практике мы ежеминутно встречаемся с металлами. Мы нажимаем кнопку  выключателя, и электроны начинают бег по металлическим проводникам, попадая в металлические детали лампочки, или плитки, или электромотора. Электроны пришли в движение потому, что где то на электростанции работает генератор, в котором металлический ротор вращается в магнитном поле, усиленном за счет удивительных свойств металла – железа. Выглянув на улицу, мы видим сотни автомашин, каждая из которых сделана из металла. Мы видим стальные мосты, стальные рельсы, мачты электропередач, трамваи, самолеты, в конструкциях которых использованы алюминий, железо, медь, хром, ванадий и титан. Везде металлы!    

Учитель: Какие вопросы темы мы уже изучили?

Ученик: Положение металлов в периодической системе, строение их атомов, нахождение металлов в природе, общие способы получения,  физические свойства металлов.

Учитель: Расскажите о положении металлов в периодической системе

Ученик: Металлы располагаются в 1-3 группах (иск. бор), и в побочных подгруппах остальных групп

Учитель: Охарактеризуйте строение атомов металлов

Ученик: Металлы содержат на внешнем уровне от 1 до 3 электронов, имеют большой радиус. Поэтому металлы легко отдают электроны, проявляя при этом восстановительные свойства

Учитель: Какой вид химической связи, и какой тип кристаллической решетки характерны для металлов?

Ученик: Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка

Учитель: Оцените свою работу и поставьте  отметку в оценочный лист за теоретический опрос.

Учитель: А теперь давайте повторим физические свойства, для этого мы напишем химический диктант.

У  вас на столах лежат таблицы ответов(приложение 1),   подпишите их. Я буду читать вопросы, а вы в графе ответов будите ставить «+», если согласны с предположением,  и «-», если не согласны.

Если относится к металлу, то ставим знак «+», если нет – то знак «-»

Вопросы: 1. Имеют металлический блеск

                  2. Газообразное  состояние веществ

                  3.  Ковкость

                  4. Резкий запах

                  5. Теплопроводность    

Поменяйтесь таблицами с соседом и проверьте  работу, выставите соответствующие отметки.

Те, кто выполнили работу на хорошо и отлично – молодцы, остальным дома надо будет еще раз вернуться к этой теме

 Учащиеся пишут, проверяют и анализируют диктант

Номер вопроса

1

2

3

4

5

ответ

+

-

+

-

+

Учитель: Выставление отметок в оценочный лист за химический диктант

III. Актуализация знаний (1-2 мин.)

Учитель: «Однажды Роберт Вуд возвращался домой из лаборатории. Дорога шла через негритянский квартал. Посреди дороги стояла большая лужа, а неподалеку стояли негры. Проходя мимо них, Вуд кинул в лужу кусочек натрия. Произошел большой взрыв, большое пламя поднялось над водой. Люди испугались, стали кричать». О каких свойствах натрия идет речь в этом отрывке?

Ученик: О химических

Учитель: Следовательно, тема нашего урока… (характерные химические свойства металлов)

Ученики  озвучивают  тему урока, ставят задачи, открывают тетради  - записывают число, классная работа, тему урока.

IV. Организация познавательной деятельности (20-25 мин.)

Учитель: От чего зависят химические свойства металлов?

Ученик: Химические свойства металлов зависят от их активности

Учитель: Как делятся металлы по активности? Приведите примеры

Ученик: По активности металлы делятся на активные (натрий, кальций) и неактивные (медь, ртуть)

Учитель: Где  и как можно узнать о  активности металла?

Ученик: В электрохимическом ряду активности металлов. Если металл стоит в ряду активности до водорода, то это активный металл. Если после водорода, то это неактивный металл

 Li K Ca Na Mg Al |Zn Cr Fe Ni Pb (H2) Cu Hg Ag Pt Au

 Активные               малоактивные         неактивные

Учитель: Рассмотрим взаимодействие металлов с простыми веществами и дополним их соответствующими уравнениями реакций. (из простых веществ металлы взаимодействуют с кислородом, образуются оксиды; с серой – образуются сульфиды; с галогенами – образуются галогениды.)  Просмотр опытов.

2Mg + O2 → 2MgO (Mg - восстановитель)

Fe + S → FeS ( Fe – восстановитель)

Cu + Cl2 → CuCl2 ( Cu – восстановитель)

Давайте сделаем вывод о взаимодействии металлов с простыми веществами

Ученик: Вывод: при взаимодействии металлов с простыми веществами образуются бинарные соединения – оксиды, сульфиды, галогениды. Металлы в этих реакциях являются восстановителями

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Учитель:  Теперь рассмотрим взаимодействие металлов со сложными веществами.

При взаимодействии активных металлов с водой,  могут  образовываться гидроксид металла (если металл очень активный) или оксид металла (если металл менее активен) и всегда выделяется водород.  При этом надо помнить несколько правил: 1. Более активный металл вытесняет менее активный; 2.  Обе соли должны быть растворимыми; 3. Для  таких реакций нельзя брать щелочные металлы. Просмотр опытов.

2Na + 2H2O  → 2 NaOH + H2↑ (Na - восстановитель)

Активные металлы взаимодействуют с растворами кислот с образованием соли и водорода. Проведение инструктажа.  Выполнение демонстрационных опытов детьми.

Zn + 2HCl → 2ZnCl2 + H2↑(Zn - восстановитель)

 Cu + HCl ≠ реакция не идёт.

Металлы так же взаимодействуют с растворами солей с образованием новой соли и нового металла.

 Fe + CuSO4 → FeSO4 +Cu (Fe - восстановитель)

Давайте сделаем вывод о взаимодействии металлов cо сложными веществами

Ученик: Вывод: активные металлы взаимодействуют с водой, растворами кислот и солей согласно ряду активности. В этих реакциях металлы являются восстановителями

V. Первичное закрепление (5 мин.)

Учитель помогает уточнить основные понятия, записать уравнения реакций.

Закончить уравнения возможных реакций. Работа с перфокартами

2Li + S = LiS
2Li + 2H
O = 2LiOH + H
Mg + 2HCl = MgCl
 + H
Ag + H
3PO4 реакция не идет
Cu + ZnCl
2 реакция не идет
Zn + 2AgNO
3 = Zn(NO3)2 + Ag

а) Al2O3+6HNO3=2Al(NO3)3+3H2O
Al
2O3+6H(+)=2Al(+)+3H2O
б)Zn(OH)
2+2HCl=ZnCl2+2H2O
Zn(OH)
2+2H(+)=Zn(+2)+2H2O
в)H
2SO4(разб)+Сu=реакция не идет(Cu стоит после водорода)
г)Mg+H
2SO4(разб)=MgSO4+H2^
Mg(0)+2H(+)=Mg(+2)+H
2

Учитель: проверяем по слайду задание и выставляем отметку в оценочный лист
VI. Домашнее задание (2 мин.)

Изучить § 37 учебника Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман стр. 107 -110.  Выучить химические свойства металлов. Разноуровневое задание:  Упр. 2,3 - 1 уровень, упр. 7 -2 уровень

VII. Подведение итогов урока (Рефлексия) (2-3 мин.). Выставление отметок.

Синквейн в изучении темы «Химические свойства металлов»

1.Металлы

2.Активные, щелочные

3.Отдают, реагируют, окисляются

4.Образуют положительные ионы

5.Восстановители.

1. Металлы

2. Активный, пассивный

3. Реагирует, восстанавливает, окисляется

4. Сопровождается в повседневной жизни

5. Восстановитель

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Теоретический опрос

Химический диктант

Первичное закрепление

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Номер вопроса 1 2 3 4 5 Ответ + - + - +

Слайд 3

Роберт Вильямс Вуд - американский физик (02.05.1868 г. – 11.08.1955 г.) «Однажды Роберт Вуд возвращался домой из лаборатории. Дорога шла через негритянский квартал. Посреди дороги стояла большая лужа, а неподалеку стояли негры. Проходя мимо них, Вуд кинул в лужу кусочек натрия. Произошел большой взрыв, большое пламя поднялось над водой. Люди испугались, стали кричать»

Слайд 5

Цели урока: Образовательные: сформировать знания о способности металлов взаимодействовать с простыми и сложными веществами; Развивающие: совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы; Воспитательные: воспитывать умение высказывать собственное мнение.

Слайд 6

Li K Ca Na Mg Al | Zn Cr Fe Ni Pb ( H 2 ) Cu Hg Ag Pt Au активные малоактивные неактивные

Слайд 7

Металлы реагируют с неметаллами. Наиболее энергично с кислородом, хлором, серой (галогенами). Cu + Cl 2 = CuCl 2 3. Cu + Cl 2 = CuCl 2

Слайд 8

А теперь, ребята, встали, Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.

Слайд 9

Взаимодействия натрия с водой. Взаимодействие цинка с водой. Из опытов видно, что металлы реагируют с водой неоднозначно.

Слайд 11

Металлы способны реагировать с кислотами.

Слайд 13

2Li + S = Li₂S Mg + 2HCl = MgCl₂ + H₂ Ag + H 3 PO 4 реакция не идет 2Li + 2H₂O = 2LiOH + H₂ Cu + ZnCl 2 реакция не идет Mg+H 2 SO 4 =MgSO 4 +H 2

Слайд 14

Изучить § 37 учебника Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман стр. 107 -110. Выучить химические свойства металлов. Разноуровневое задание: Упр. 2,3 - 1 уровень, упр. 7 -2 уровень

Слайд 16

Синквейн в изучении темы «Характерные химические свойства металлов»: 1.Металлы 2.Активные, неактивные 3.Отдают, реагируют, окисляются 4. Материал для изготовления орудий труда 5.Восстановители.

Слайд 17

Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

Фамилия ____________________________

Номер вопроса

1

2

3

4

5

ответ

Фамилия ____________________________

Номер вопроса

1

2

3

4

5

ответ



Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Теоретический опрос

Химический диктант

Первичное закрепление

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Теоретический опрос

Химический диктант

Первичное закрепление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Общие химические свойства металлов"

Разработка урока содержит подробный конспект урока, слайды к проведению урока, рабочую тетрадь по изучаемой теме, инструктивные карты для проведения эксперимента и другой дидактический материал....

Уравнения по теме "Химические свойства металлов"

Большое количество уравнений,  требующих детальной проработки теоретического материала....

Урок по теме "Химические свойства металлов"

Урок химии в 9 классе по теме "Химические свойства металлов"...

Общие химические свойства металлов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока химии в 9 классев условиях реализации переходана ФГОС нового поколения...

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...

Материал по химии для подготовки к ЕГЭ - 2018. Характерные химические свойства оксидов.

Материал по химии для подготовки к ЕГЭ - 2018. Характерные химические свойства оксидов....