Характерные химические свойства металлов
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Открытый урок по химии в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_himii_v_9_klasse.doc | 51.5 КБ |
otkrytyy_urok_po_himii_v_9_klasse.ppt | 2.58 МБ |
prilozhenie_1.docx | 10.7 КБ |
prilozhenie_2.docx | 10.88 КБ |
opyt12.rar | 2.59 МБ |
opyt_3.rar | 1.95 МБ |
opyt_4.rar | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Характерные химические свойства металлов
Цели урока:
Образовательные: сформировать знания о способности металлов взаимодействовать с простыми и сложными веществами;
Развивающие: совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы; Воспитательные: воспитывать умение высказывать собственное мнение.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, набор реактивов для проведения опытов ( Zn, Cu, Fe, HCl , раствор хлорида меди (II)), химическая посуда.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный этап (1-2 мин).
Учитель: Приветствую учащихся, настраиваю на работу, проверяю готовность учащихся. Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям. Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули. Я желаю вам успехов на уроке, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.
II. Мотивация познавательной деятельности (7 мин.)
Учитель: Какую большую группу веществ мы сейчас изучаем?
Ученик: Металлы
Учитель: Твердость, пластичность, ковкость, сделали их незаменимым материалом для изготовления орудий труда и производства. В нашей повседневной практике мы ежеминутно встречаемся с металлами. Мы нажимаем кнопку выключателя, и электроны начинают бег по металлическим проводникам, попадая в металлические детали лампочки, или плитки, или электромотора. Электроны пришли в движение потому, что где то на электростанции работает генератор, в котором металлический ротор вращается в магнитном поле, усиленном за счет удивительных свойств металла – железа. Выглянув на улицу, мы видим сотни автомашин, каждая из которых сделана из металла. Мы видим стальные мосты, стальные рельсы, мачты электропередач, трамваи, самолеты, в конструкциях которых использованы алюминий, железо, медь, хром, ванадий и титан. Везде металлы!
Учитель: Какие вопросы темы мы уже изучили?
Ученик: Положение металлов в периодической системе, строение их атомов, нахождение металлов в природе, общие способы получения, физические свойства металлов.
Учитель: Расскажите о положении металлов в периодической системе
Ученик: Металлы располагаются в 1-3 группах (иск. бор), и в побочных подгруппах остальных групп
Учитель: Охарактеризуйте строение атомов металлов
Ученик: Металлы содержат на внешнем уровне от 1 до 3 электронов, имеют большой радиус. Поэтому металлы легко отдают электроны, проявляя при этом восстановительные свойства
Учитель: Какой вид химической связи, и какой тип кристаллической решетки характерны для металлов?
Ученик: Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка
Учитель: Оцените свою работу и поставьте отметку в оценочный лист за теоретический опрос.
Учитель: А теперь давайте повторим физические свойства, для этого мы напишем химический диктант.
У вас на столах лежат таблицы ответов(приложение 1), подпишите их. Я буду читать вопросы, а вы в графе ответов будите ставить «+», если согласны с предположением, и «-», если не согласны.
Если относится к металлу, то ставим знак «+», если нет – то знак «-»
Вопросы: 1. Имеют металлический блеск
2. Газообразное состояние веществ
3. Ковкость
4. Резкий запах
5. Теплопроводность
Поменяйтесь таблицами с соседом и проверьте работу, выставите соответствующие отметки.
Те, кто выполнили работу на хорошо и отлично – молодцы, остальным дома надо будет еще раз вернуться к этой теме
Учащиеся пишут, проверяют и анализируют диктант
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ответ | + | - | + | - | + |
Учитель: Выставление отметок в оценочный лист за химический диктант
III. Актуализация знаний (1-2 мин.)
Учитель: «Однажды Роберт Вуд возвращался домой из лаборатории. Дорога шла через негритянский квартал. Посреди дороги стояла большая лужа, а неподалеку стояли негры. Проходя мимо них, Вуд кинул в лужу кусочек натрия. Произошел большой взрыв, большое пламя поднялось над водой. Люди испугались, стали кричать». О каких свойствах натрия идет речь в этом отрывке?
Ученик: О химических
Учитель: Следовательно, тема нашего урока… (характерные химические свойства металлов)
Ученики озвучивают тему урока, ставят задачи, открывают тетради - записывают число, классная работа, тему урока.
IV. Организация познавательной деятельности (20-25 мин.)
Учитель: От чего зависят химические свойства металлов?
Ученик: Химические свойства металлов зависят от их активности
Учитель: Как делятся металлы по активности? Приведите примеры
Ученик: По активности металлы делятся на активные (натрий, кальций) и неактивные (медь, ртуть)
Учитель: Где и как можно узнать о активности металла?
Ученик: В электрохимическом ряду активности металлов. Если металл стоит в ряду активности до водорода, то это активный металл. Если после водорода, то это неактивный металл
Li K Ca Na Mg Al |Zn Cr Fe Ni Pb (H2) Cu Hg Ag Pt Au
Активные малоактивные неактивные
Учитель: Рассмотрим взаимодействие металлов с простыми веществами и дополним их соответствующими уравнениями реакций. (из простых веществ металлы взаимодействуют с кислородом, образуются оксиды; с серой – образуются сульфиды; с галогенами – образуются галогениды.) Просмотр опытов.
2Mg + O2 → 2MgO (Mg - восстановитель)
Fe + S → FeS ( Fe – восстановитель)
Cu + Cl2 → CuCl2 ( Cu – восстановитель)
Давайте сделаем вывод о взаимодействии металлов с простыми веществами
Ученик: Вывод: при взаимодействии металлов с простыми веществами образуются бинарные соединения – оксиды, сульфиды, галогениды. Металлы в этих реакциях являются восстановителями
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Учитель: Теперь рассмотрим взаимодействие металлов со сложными веществами.
При взаимодействии активных металлов с водой, могут образовываться гидроксид металла (если металл очень активный) или оксид металла (если металл менее активен) и всегда выделяется водород. При этом надо помнить несколько правил: 1. Более активный металл вытесняет менее активный; 2. Обе соли должны быть растворимыми; 3. Для таких реакций нельзя брать щелочные металлы. Просмотр опытов.
2Na + 2H2O → 2 NaOH + H2↑ (Na - восстановитель)
Активные металлы взаимодействуют с растворами кислот с образованием соли и водорода. Проведение инструктажа. Выполнение демонстрационных опытов детьми.
Zn + 2HCl → 2ZnCl2 + H2↑(Zn - восстановитель)
Cu + HCl ≠ реакция не идёт.
Металлы так же взаимодействуют с растворами солей с образованием новой соли и нового металла.
Fe + CuSO4 → FeSO4 +Cu (Fe - восстановитель)
Давайте сделаем вывод о взаимодействии металлов cо сложными веществами
Ученик: Вывод: активные металлы взаимодействуют с водой, растворами кислот и солей согласно ряду активности. В этих реакциях металлы являются восстановителями
V. Первичное закрепление (5 мин.)
Учитель помогает уточнить основные понятия, записать уравнения реакций.
Закончить уравнения возможных реакций. Работа с перфокартами
2Li + S = Li₂S
2Li + 2H₂O = 2LiOH + H₂
Mg + 2HCl = MgCl₂ + H₂
Ag + H3PO4 реакция не идет
Cu + ZnCl2 реакция не идет
Zn + 2AgNO3 = Zn(NO3)2 + Ag
а) Al2O3+6HNO3=2Al(NO3)3+3H2O
Al2O3+6H(+)=2Al(+)+3H2O
б)Zn(OH)2+2HCl=ZnCl2+2H2O
Zn(OH)2+2H(+)=Zn(+2)+2H2O
в)H2SO4(разб)+Сu=реакция не идет(Cu стоит после водорода)
г)Mg+H2SO4(разб)=MgSO4+H2^
Mg(0)+2H(+)=Mg(+2)+H2
Учитель: проверяем по слайду задание и выставляем отметку в оценочный лист
VI. Домашнее задание (2 мин.)
Изучить § 37 учебника Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман стр. 107 -110. Выучить химические свойства металлов. Разноуровневое задание: Упр. 2,3 - 1 уровень, упр. 7 -2 уровень
VII. Подведение итогов урока (Рефлексия) (2-3 мин.). Выставление отметок.
Синквейн в изучении темы «Химические свойства металлов»
1.Металлы
2.Активные, щелочные
3.Отдают, реагируют, окисляются
4.Образуют положительные ионы
5.Восстановители.
1. Металлы
2. Активный, пассивный
3. Реагирует, восстанавливает, окисляется
4. Сопровождается в повседневной жизни
5. Восстановитель
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Теоретический опрос | Химический диктант | Первичное закрепление |
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Номер вопроса 1 2 3 4 5 Ответ + - + - +
Роберт Вильямс Вуд - американский физик (02.05.1868 г. – 11.08.1955 г.) «Однажды Роберт Вуд возвращался домой из лаборатории. Дорога шла через негритянский квартал. Посреди дороги стояла большая лужа, а неподалеку стояли негры. Проходя мимо них, Вуд кинул в лужу кусочек натрия. Произошел большой взрыв, большое пламя поднялось над водой. Люди испугались, стали кричать»
Цели урока: Образовательные: сформировать знания о способности металлов взаимодействовать с простыми и сложными веществами; Развивающие: совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы; Воспитательные: воспитывать умение высказывать собственное мнение.
Li K Ca Na Mg Al | Zn Cr Fe Ni Pb ( H 2 ) Cu Hg Ag Pt Au активные малоактивные неактивные
Металлы реагируют с неметаллами. Наиболее энергично с кислородом, хлором, серой (галогенами). Cu + Cl 2 = CuCl 2 3. Cu + Cl 2 = CuCl 2
А теперь, ребята, встали, Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
Взаимодействия натрия с водой. Взаимодействие цинка с водой. Из опытов видно, что металлы реагируют с водой неоднозначно.
Металлы способны реагировать с кислотами.
2Li + S = Li₂S Mg + 2HCl = MgCl₂ + H₂ Ag + H 3 PO 4 реакция не идет 2Li + 2H₂O = 2LiOH + H₂ Cu + ZnCl 2 реакция не идет Mg+H 2 SO 4 =MgSO 4 +H 2
Изучить § 37 учебника Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман стр. 107 -110. Выучить химические свойства металлов. Разноуровневое задание: Упр. 2,3 - 1 уровень, упр. 7 -2 уровень
Синквейн в изучении темы «Характерные химические свойства металлов»: 1.Металлы 2.Активные, неактивные 3.Отдают, реагируют, окисляются 4. Материал для изготовления орудий труда 5.Восстановители.
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Общие химические свойства металлов"
Разработка урока содержит подробный конспект урока, слайды к проведению урока, рабочую тетрадь по изучаемой теме, инструктивные карты для проведения эксперимента и другой дидактический материал....
Уравнения по теме "Химические свойства металлов"
Большое количество уравнений, требующих детальной проработки теоретического материала....
Урок по теме "Химические свойства металлов"
Урок химии в 9 классе по теме "Химические свойства металлов"...
Общие химические свойства металлов
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока химии в 9 классев условиях реализации переходана ФГОС нового поколения...
ЕГЭ тест по теме «Классификация, номенклатура и характерные химические свойства неорганических веществ»
Тематический тест для подготовке к ЕГЭ...
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...
Материал по химии для подготовки к ЕГЭ - 2018. Характерные химические свойства оксидов.
Материал по химии для подготовки к ЕГЭ - 2018. Характерные химические свойства оксидов....