Рабочая программа по химии
рабочая программа по химии на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по спциальности 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по химии | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский политехнический техникум»
(ГБПОУ ВО «ВПТ»)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор
по учебной работе ГБПОУ ВО «ВПТ»
_____________ Т.И. Агафонова ____________М.Г. Поташников
«_____» ____________ 20___г. «_____» ____________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОО. 06 ХИМИЯ
для специальности 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством
Воронеж 2017
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 (ред. от 23.06. 2015 г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» для специальности 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский политехнический техникум»
Разработчик: Бакланова А.В., преподаватель ГБПОУ ВО «Воронежский политехнический техникум», г. Воронежа
РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол от «_____»___________20______г. №______
Председатель предметно-цикловой комиссии_____________В.В. Солманова
Содержание
стр. | ||
1 | Паспорт программы учебной дисциплины | 4 |
2 | Структура и содержание учебной дисциплины | 7 |
3 | Условия реализации программы учебной дисциплины | 15 |
4 | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 19 |
1 Паспорт программы учебной дисциплины «Химия»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном).
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):
учебная дисциплина «Химия» относится к общеобразовательному циклу .
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Данная программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
- проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
- решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и не электролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
- основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы. *
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 39 часа.
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 20 |
практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: |
- изучение главы учебника, работа с конспектом лекции - самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, ресурсов Интернета) для расширения представления о теме занятий;
- решение задач; - подготовка к практическим и лабораторным работам; | 10 6 10 13 |
Аттестация в форме дифференцированного зачёта | 2 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | |
2 | 3 | ||
1 | Содержание учебного материала | ||
Методы познания в химии | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. | 1 | |
Раздел 1 | Общая и неорганическая химия | 43 | |
Тема 1.1 Теоретические основы химии | Содержание учебного материала | 37 | |
1 | Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. | 1 | |
2 | Основные законы химии. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. | 2 | |
3 | Периодический закон Д.И. Менделеева и периодическая система Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Современные представления о строении атома Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Современные представления о строении атома. Атом. Изотопы. Атомные орбитали. S-, р-элементы. особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. | 2 | |
4 | Химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Вещество. Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | 2 | |
5 | Вода. Растворы. Растворение. Электролитическая диссоциация. Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Золи, гели, понятие о коллоидах. | 2 | |
6 | Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (pH) раствора. | 2 | |
7 | Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. | 2 | |
8 | Электролиз растворов и расплавов. | 2 | |
9 | Скорость химических реакций, ее зависимость от различных факторов. Катализ. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. | 2 | |
Лабораторная работа | |||
1 | Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. | 2 | |
2 | Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований. Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом | 2 | |
3 | Решение экспериментальных задач на распознание хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы. Составление уравнений реакций в молекулярных и ионных формах | 2 | |
4 | Гидролиз солей различного типа | 2 | |
Практические занятия | |||
1 | Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. | 2 | |
2 | Характеристика элементов с учётом нахождения их в периодической системе. | 2 | |
3 | Решение задач на примеси и выход от теоретически возможного | 2 | |
4 | Составление уравнений ОВР, расстановка коэффициентов методом электронного баланса | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 14 | ||
Изучение главы учебника, работа с конспектом лекции; самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, ресурсов Интернета) для расширения представления о теме занятий Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, массы, количества вещества, относительной плотности газов, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. Решение задач на примеси и выход от теоретически возможного. | 4 5 5 | ||
Тема 1.2 Неорганическая химия | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Классификация неорганических соединений. Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов. Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов | 2 | |
Лабораторная работа | |||
5 | Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. | 2 | |
6 | Решение экспериментальных задач по неорганической химии | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Изучение главы учебника, работа с конспектом лекции; самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, ресурсов Интернета) для расширения представления о теме занятий | 6 | ||
Раздел 2 | Органическая химия | 38 | |
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Предмет органической химии. Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Классификация и номенклатура органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. | 2 | |
Лабораторная работа | |||
7 | Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических соединениях | 2 | |
8 | Изготовление моделей молекул органических веществ. | 2 | |
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники | Содержание учебного материала | 12 | |
1 | Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. | 2 | |
2 | Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. | 2 | |
3 | Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. | 2 | |
Практические занятия | 2 | ||
5 | Выполнение упражнений на составление структурных формул и названий алканов. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органических веществ. | ||
6 | Выполнение упражнений на составление структурных формул исходя из названия алкенов и алкадиеновых углеводородов | 2 | |
7 | Алкины. Арены. Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Изучение главы учебника, работа с конспектом лекции; самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, ресурсов Интернета) для расширения представления о теме занятий | 3 | ||
Подготовка к практическим и лабораторным занятиям | 3 | ||
Тема 2.3 Кислородсодержа-щие органические соединения | Содержание учебного материала | 10 | |
1 | Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. | 2 | |
2 | Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. | 2 | |
3 | Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Качественная реакция на крахмал | 2 | |
Лабораторная работа | |||
9 | Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений спиртов, фенолов, карбоновых кислот | 2 | |
Практическое занятие | |||
8 | Составление структурных формул спиртов и фенолов, альдегидов, карбоновых кислот | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Изучение главы учебника, работа с конспектом лекции; самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, ресурсов Интернета) для расширения представления о теме занятий | 3 | ||
Подготовка к практическим и лабораторным занятиям | 3 | ||
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. | 2 | |
Лабораторная работа | |||
10 | Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
Чтение текста учебника, работа с конспектом лекции; самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, ресурсов Интернета) для расширения представления о теме занятий | 3 | ||
Подготовка к практическим и лабораторным занятиям | 4 | ||
Тема 2.5 Химия и жизнь | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. | 2 | |
2 | Общие представления о промышленных способах получения химических веществ .Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 2 | |
Дифференцированный зачёт. | 2 | ||
Всего Максимальная нагрузка Учебная нагрузка Самостоятельная работа | 117 78 39 |
3 Условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии; лаборатории, оборудованной сейфом, вытяжкой, централизованным водопроводом, канализационным сливом, соответствовать технике безопасности и пожарной безопасности.
Оборудование учебного кабинета и учебных мест
Для кабинета необходимо иметь два смежных помещения: лабораторию площадью из расчета 2,5 кв. м. на одного обучающегося при фронтальных формах занятий и лаборантское помещение площадью
15-23 кв. м.
Лаборантское помещение должно иметь два выхода (запирающиеся двери): в лабораторию обязательный дополнительный выход в коридор (рекреацию).
На расстоянии не менее 1 м от доски должен стоять демонстрационный химический стол. Для обеспечения лучшей видимости опытов и демонстрационных средств обучения стол рекомендуется устанавливать на подиум.
3.1.1 Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования (8-ми или 18-ти секционный в зависимости от площади.
В лаборатории должна быть предусмотрена тележка для проекционной аппаратуры.
3.1.2 Лаборантское помещение предназначено для подготовки демонстрационного и ученического эксперимента и других видов занятий, а также для хранения учебного оборудования.
3.1.3 Для подготовки химического эксперимента предназначен стол препараторский с полкой для реактивов, который обычно размещают в лаборантском помещении у стены, смежной с лабораторией. У противоположной стены - шкаф из набора секций (из 8-ми или 18-ти секций в зависимости от площади помещения). Кроме того, в лаборантском помещении должны быть размещены: пристенный вытяжной шкаф, стол для учителя со стулом, стенд с комплектом противопожарного инвентаря, углекислотным огнетушителем и аптечкой скорой помощи, стол для нагревательных приборов.
3.1.4 В лаборантском помещении обязательна мойка. Над мойкой должна быть расположена доска для сушки химической посуды, рядом с мойкой (на стене) - аппарат для дистилляции воды. Для подключения дистиллятора в месте его установки (около раковины в лаборантской) должна быть электророзетка.
3.1.5 Для проведения работ, сопровождающихся выделением вредно действующих паров и газов, лаборантское помещение должно быть оборудовано вытяжным шкафом. Вытяжной шкаф должен иметь верхний и нижний отсосы. Включение отсосов должно регулироваться в зависимости от плотности выделяющихся газов и паров.
3.1.6 К вытяжному шкафу должны быть подведены вода со сливом, переменный электрический ток (220 В). Электрическое освещение шкафа должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении. Электропроводку к светильникам подводят в соответствии с правилами устройства электропроводок во взрывобезопасных помещениях. Переключатели и электрические розетки должны быть установлены вне шкафа.
а) рабочие места обучающихся должны быть оснащены одной специализированной электророзеткой с напряжением 42 В переменного тока;
б) демонстрационный стол преподавателя должен быть оснащен двумя розетками - на 42В и 220В переменного тока;
г) подводка электрического тока к рабочим столам должна быть стационарной и скрытой. Столы должны быть прикреплены к полу.
3.1. 7 В кабинете должно быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна - в лаборатории, другая - в лаборантском помещении. Сливы канализации должны быть выполнены из материалов, стойких к химическим реактивам.
Организация кабинета химии предусматривает оснащение его полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими «Перечнями учебного оборудования по химии для общеобразовательных учреждений России», утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.
3.1.8 Учебное оборудование по химии должно включает следующие виды:
- натуральные объекты (коллекции, химические реактивы и материалы);
- модели кристаллических решеток, модели для составления структуры различных веществ, модели химических производств;
- приборы (демонстрационные и лабораторные - для самостоятельной работы обучающихся);
- лабораторные принадлежности (демонстрационные и для самостоятельной работы обучающихся);
- химическая посуда (для демонстрационных и ученических опытов);
- пособия на печатной основе (таблицы, карты, портреты ученых, дидактические материалы, альбомы и т.д.);
- методическая литература для преподавателя и обучающихся.
3.1.9 В кабинете химии должен быть полный комплект учебных книг для курса химии по программе учебного заведения.
3.1.10 Лаборантские помещения должны иметь мебель:
- для организации работы лаборанта (подготовки демонстрационного и ученического эксперимента);
- для хранения средств обучения (главным образом, химических реактивов);
- для хранения аппаратуры.
3.1.11 Мебель для организации рабочего места преподавателя:
- стол демонстрационный химический по ГОСТ 18607-93, состоящий из двух сблокированных секций: демонстрационной и препараторской.
- Препараторская часть - с бортиком;
- стол для преподавателя (L=800 мм).
- стул для преподавателя.
3.1.12 Мебель для подготовки химического эксперимента размещается в лаборантском помещении:
- стол препараторский с полкой для реактивов;
- шкаф вытяжной лабораторный (пристенный).
Технические средства обучения
3.1 Использование экранных средств обучения: учебных транспарантов, мультимедийных средств и т.д., проецирование опытов на экран требуют оснащения кабинетов проекционной аппаратурой, компьютер для работы учителя с выходом в Интернет.
3.2 Для проекции транспарантов, опытов, моделей необходим экран с регулируемым углом наклон
3.3 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: 2014.
- Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М.: 2009.
- Ерохин Ю.М. Химия. – М.: 2009.
Дополнительные источники:
1. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – М.: 2009.
2. Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. – М.: 2009.
3. Каталог электронных образовательных ресурсов fcior.edu.ru .
4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать: - важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; - основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; - основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений; - важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; уметь: - называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре; - определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; - характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений; - объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; - проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; - безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; - приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников; - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. | Устные опросы, тематическое тестирование, рубежный контроль, написание практических, лабораторных, проверочных работ, решение задач Написание формул, уравнений реакций, расстановка коэффициентов. Устные опросы, тематический, рубежный контроль. Написание формул, уравнений реакций, расстановка коэффициентов. Устные опросы. Тематический, рубежный контроль. Написание практических, лабораторных, контрольных работ, решение задач, записи формул под диктовку. Оценка практических работ № 5,6,7,8 Оценка самостоятельной работы, практических работ № 1,4,5 Оценка лабораторных работ № 2,3,4 Оценка самостоятельной работы, лабораторной работы №1 практической работы № 2 Устный опрос, решении практических работ, лабораторных, тематический, рубежный контроль. Оценка лабораторных работ № 3,5,6,7,9,10 Устное сообщение, беседа, анализ рефератов, творческих отчётов, устный опрос, решение практических работ, лабораторных, тематический, рубежный контроль Устное сообщение, беседа, анализ рефератов, творческих отчётов Оценка лабораторных работ Устный опрос, оценка практических работ, лабораторных, контрольных работ, тематический, рубежный контроль, устные сообщения Решение ситуационных задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...