Рабочая программа внеурочной деятельности « Химия для самых маленьких»
рабочая программа по химии (6 класс) на тему
Программа предназначена для учащихся 6 классов. Программа дополнительного образования детей имеет естественно – научную направленность и рассчитана на 34 часа. Содержание программы знакомит учащихся со свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, поэтому уровень освоения дополнительной образовательной программы можно определить как общекультурный. Освоение содержания образования дополнительной образовательной программы осуществляется на эвристическом уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_vneurochka.docx | 42.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
Утверждаю
Директор МКОУ СОШ №8 . ________ Подлесная В. А.
«_____» ___________2017г
Рассмотрено
Методическим советом МКОУ СОШ № 8
Протокол № ___ от «___» _____________ 2017 г.
Руководитель МС ______________ Жигульская А.Я.
Согласовано
Зам. директора по ВР______________ Путинцева Л. А.
«___» _____________ 2017 г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
« Химия для самых маленьких»
( естественно- научное направление)
для учащихся 6 класса
на 2017 - 2018 учебный год
Составитель: Калмычина Н.В, учитель химии высшей классификационной категории
2017 год
2.Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 6 классов. Программа дополнительного образования детей имеет естественно – научную направленность и рассчитана на 34 часа. Содержание программы знакомит учащихся со свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, поэтому уровень освоения дополнительной образовательной программы можно определить как общекультурный. Освоение содержания образования дополнительной образовательной программы осуществляется на эвристическом уровне.
Содержание программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть взаимосвязь человека и веществ в среде его обитания.
Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей детей; но в то же время содержит большой развивающий потенциал. На занятиях ребята знакомятся с лабораторным оборудованием, приобретают навыки работы с химической посудой и учатся проводить простейшие химические опыты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д.
Цель программы «Химия для самых маленьких»: развитие наблюдательности, творческого потенциала и индивидуальных способностей обучающихся.
Формы контроля усвоения материала: отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, презентации по теме в программе MS Power Point и т. д. Подготовка слайд-презентации предусматривает приобретение умений и навыков работы с данной программой. Учащиеся выполняют задания индивидуально, под руководством учителя. Работа над проектами создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью это становится сильнейшим стимулом познавательного интереса. Одновременно занятия в кружке способствуют развитию у учащихся выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.
Срок реализации программы: 1 год
Формы работы
- индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов).
- парная (выполнение более сложных практических работ).
- коллективная (обсуждение проблем, возникающих в ходе занятий, просмотр демонстраций химических опытов).
Виды и формы контроля:
Вид контроля | Форма контроля |
устный | индивидуальный опрос фронтальный опрос |
письменный | тест |
практический | практическая работа |
графический | таблица |
наблюдение | |
самоконтроль |
3. Содержание программы
Введение (3ч). Химия - наука о веществах. Ознакомление с лабораторным оборудованием, химической посудой. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории.
Практическая работа 1. Простейшие операции с веществом. Выполнение операций наливания, насыпания, взвешивания, очистки воды: фильтрование, выпаривание, отстаивание.
Тема 1. Химия на кухне (12ч.) Поваренная соль и ее свойства. Сахар и его свойства. Что такое сода? Из чего сделан мел? Белки, жиры, углеводы: значение для организма. Какую опасность представляют из себя пищевые добавки?
Практические работы: Очистка соли. Конфетная фабрика. Превращение воды в кока-колу. Фабрика лимонада. Обнаружение крахмала в хлебе, крупах. Обнаружение жира в чипсах, орехах, семенах подсолнечника. Исследования сухариков, чипсов, газированной воды на наличие пищевых добавок (исследование этикеток).
Тема 2. Индикаторы(4ч.) Что такое индикаторы? Немного о кислом, уксусная кислота и ее свойства.
Практические работы: Испытание индикаторами различных сред: лимонад, раствор стирального порошка, минеральная вода. Обнаружение кислот в лимоне и яблоке.
Тема 3. Вода(2ч.) Вода и ее свойства. Растворы насыщенные и ненасыщенные.
Практические работы: Приготовление насыщенного раствора соли.
Тема 4. Витамины и минеральные вещества(6ч.) Витамины, история открытия. Минеральные вещества.
Практические работы: Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок). Обнаружение кальция в яичной скорлупе. Удаление минеральных веществ из косточки. Приготовление зубной пасты в домашних условиях.
Тема 5. Аптечка(2ч.) Многообразие лекарственных веществ.
Практические работы: Опыты с иодом, перекисью водорода.
Тема 6. Химия в быту(5ч.) Стиральные порошки и другие моющие средства. Мыло или мыла? Химия – повсюду; связь химии с другими науками.
Практические работы: Варение мыла.
4. Планирование результатов освоения программы «Химия для самых маленьких».
Изучив данный курс образовательной дополнительной программы школьники должны знать состав и свойства веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.
уметь:
- проводить химический эксперимент;
- соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными препаратами, средствами гигиены, препаратами бытовой химии;
- готовить растворы.
Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения являются следующие умения:
- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, протекающие в природе и быту;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений;
- исследовать свойства изучаемых веществ;
- проводить простейшие операции с веществом;
- определять тип среды у различных веществ;
- работать с лабораторным оборудованием;
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
- знать нахождение воды в природе, свойства воды, способы очистки воды;
- знать значение минеральных веществ, витаминов, содержащихся в пище;
- уметь обнаруживать углеводы, жиры, органические кислоты в продуктах питания;
- уметь использовать препараты бытовой химии, соблюдая правила техники безопасности.
6. Литература для дополнительного чтения и творческих работ учащихся:
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
- Химия. Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост.Л.А. Савина, 1997
- Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002
- Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995
- Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995
Литература и электронные ресурсы для учителя:
- Алексинский В.Н. «Занимательные опыты по химии»
- Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. М.: Дрофа, 2005
- Предметная неделя химии в школе. Э.Б. Дмитренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2006
- Химия. 8-11: внеклассные мероприятия/ авт.-сост. Е.П. Ким.-Волгоград: Учитель, 2012
- Книга для чтения по неорганической химии. Кн. Для учащихся. В 2 ч.М.: просвещение. 1993
- Шкурко Д. Забавная химия. Ленинград «Детская литература», 1976
- Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии.
- http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
- http://www.en.edu.ru/ – Естественно-научный образовательный портал.
- http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
- http://easyen.ru/load/khimija/ - Учительский портал.
5.Учебно-тематический план
№ п/п | Дата проведения | Наименование раздела, темы всего | Количество часов | Основные виды деятельности учащихся (УУД) | Формы контроля | ||||
план | факт | всего | теория | практика | |||||
Введение (3ч.) | |||||||||
1 | Химия – наука о веществах | 1 | 1 | Регулятивные УУД: Работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства. Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Представлять информацию в виде конспекта, рисунка, схемы. Коммуникативные УУД: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | |||||
2 | Ознакомление с лабораторным оборудованием | 1 | 1 | Фронтальный опрос | |||||
3 | Простейшие операции с веществом | 1 | 1 | Фронтальный опрос | |||||
Химия на кухне (12ч.) | |||||||||
4 | Поваренная соль и ее свойства | 1 | 1 | Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, лабораторное оборудование. Давать оценку своим личностным качествам. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Коммуникативные УУД: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории | |||||
5 | Очистка соли | 1 | 1 | Фронтальный опрос | |||||
6 | Сахар и его свойства | 1 | 1 | Фронтальный опрос | |||||
7 |
Конфетная фабрика | 1 | 1 | Фронтальный, групповой | |||||
8 | Превращение воды в кока-колу | 1 | 1 | Фронтальный, групповой | |||||
9 | Что такое сода? | 1 | 1 | фронтальный | |||||
10 | Фабрика лимонада | 1 | 1 | Фронтальный, групповой | |||||
11 | Белки, жиры, углеводы: значение для организма | 1 | 1 | Индивидуальный, групповой | |||||
12 | Обнаружение крахмала в хлебе, крупах | 1 | 1 | Фронтальный, групповой | |||||
13 | Обнаружение жира в чипсах, орехах, семенах подсолнечника | 1 | 1 | Фронтальный, групповой | |||||
14 | Какую опасность представляют из себя пищевые добавки? | 1 | 1 | Фронтальный, групповой | |||||
15 | Исследование сухариков, чипсов, газированной воды на наличие пищевых добавок | 1 | 1 | Фронтальный, групповой | |||||
Индикаторы (4ч.) | |||||||||
16 | Что такое индикаторы? | 1 | 1 | Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории. | |||||
17 | Испытание индикаторами различных сред: лимонад, раствор стирального порошка, минеральная вода | 1 | 1 | Фронтальный, групповой | |||||
18 | Немного о кислом. Уксусная кислота | 1 | 1 | Фронтальный | |||||
19 | Обнаружение кислот в лимоне и яблоке | 1 | 1 | Фронтальный | |||||
Вода (2ч.) | |||||||||
20 | Вода и ее свойства | 1 | 1 | Регулятивные УУД: Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Фронтальный, групповой | ||||
21 | Растворы насыщенные и ненасыщенные. Приготовление насыщенного раствора соли и выращивание кристаллов | 1 | 1 | Фронтальный, групповой | |||||
Витамины и минеральные вещества (6ч.) | |||||||||
22 | Витамины. История открытия | 1 | 1 | Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, лабораторное оборудование. Давать оценку своим личностным качествам. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Коммуникативные УУД: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории. | Фронтальный, групповой | ||||
23 | Изучение содержания витаминов в продуктах питания | 1 | 1 | Фронтальный, групповой | |||||
24 | Минеральные вещества | 1 | 1 | индивидуальный | |||||
25 | Обнаружение кальция в яичной скорлупе | 1 | 1 | Фронтальный, групповой | |||||
26 | Удаление минеральных веществ из косточки | 1 | 1 | Фронтальный, групповой | |||||
27 | Приготовление зубной пасты в домашних условиях | 1 | 1 | Фронтальный, групповой | |||||
Аптечка (2ч.) | |||||||||
28 | Многообразие лекарственных веществ | 1 | 1 | Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия. Коммуникативные УУД: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Фронтальный, групповой | ||||
29 |
Опыты с йодом, перекисью водорода | 1 | 1 | Фронтальный, групповой | |||||
Химия в быту (5ч.) | |||||||||
30 | Из чего сделан мел? | 1 | 1 | Регулятивные УУД: Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер. Познавательные УУД: Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Коммуникативные УУД: Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | индивидуальный | ||||
31 | Стиральные порошки и другие моющие Средства | 1 | 1 | индивидуальный | |||||
32 | Мыло или мыла? | 1 | 1 | Фронтальный, групповой | |||||
33 | Варение мыла | 1 | 1 | Фронтальный, групповой | |||||
34 | Обобщение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "В согласии с миром и самим собой"
Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. Одна из очевидных задач школьного образования — помочь уче...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....
Методическая разработка. Рабочая программа внеурочной деятельности учебного предмета «Немецкий язык» для 5 класса «Маленькими шагами по Германии» на 2019-2020 учебный год.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Химия. Первые шаги"
Программа носит пропедевтический характер. Предназначен для учащихся 6-7 классов. Способствует расширению кругозора, формированию естественно-научной картины мира, готовит к изучению программы курса Х...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Химия за пределами дома"
Программа предназначена для повышения интереса к предмету, развития естественнонаучной грамотности...
рабочая программа внеурочной деятельности Химия в задачах и упражнениях 9 класс
программа разработанана основе Программы элективного курса «Экспериментальное решение задач по химии» О.Г. Габлиелян, Т.Е. Деглина...