Рабочая программа внеурочной деятельности « Химия для самых маленьких»
рабочая программа по химии (6 класс) на тему

Калмычина Наталья Викторовна

Программа   предназначена для учащихся 6 классов. Программа дополнительного образования детей имеет естественно – научную направленность и рассчитана на 34 часа. Содержание программы знакомит учащихся со свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, поэтому уровень освоения дополнительной  образовательной программы можно определить как общекультурный. Освоение содержания образования дополнительной образовательной программы осуществляется на эвристическом уровне.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_vneurochka.docx42.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

Утверждаю

Директор  МКОУ СОШ №8  .  ________ Подлесная В. А.

 «_____» ___________2017г

Рассмотрено

Методическим советом МКОУ СОШ № 8

Протокол № ___ от  «___»  _____________  2017 г.

Руководитель МС ______________ Жигульская А.Я.

Согласовано

Зам. директора по ВР______________ Путинцева Л. А.

 «___»  _____________  2017 г

Рабочая программа

внеурочной деятельности

« Химия для самых маленьких»

( естественно- научное  направление)

для учащихся 6 класса

на  2017 -  2018 учебный год

Составитель: Калмычина Н.В,  учитель  химии    высшей классификационной категории

2017 год

2.Пояснительная записка

Программа   предназначена для учащихся 6 классов. Программа дополнительного образования детей имеет естественно – научную направленность и рассчитана на 34 часа. Содержание программы знакомит учащихся со свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, поэтому уровень освоения дополнительной  образовательной программы можно определить как общекультурный. Освоение содержания образования дополнительной образовательной программы осуществляется на эвристическом уровне. 

 Содержание программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с ними.  Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть  взаимосвязь человека и веществ в среде его обитания.

   Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей детей; но в то же время  содержит большой развивающий потенциал. На занятиях ребята знакомятся с  лабораторным  оборудованием, приобретают навыки работы с химической посудой и учатся проводить простейшие химические опыты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д.

  Цель программы «Химия для самых маленьких»: развитие наблюдательности, творческого потенциала и индивидуальных способностей обучающихся.

Формы контроля усвоения материала: отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, презентации по теме в программе MS Power Point и т. д. Подготовка слайд-презентации предусматривает приобретение умений и навыков работы с данной  программой. Учащиеся выполняют задания индивидуально, под руководством учителя. Работа над проектами создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью это становится сильнейшим стимулом познавательного интереса. Одновременно занятия в кружке способствуют развитию у учащихся выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Срок реализации программы: 1 год

        Формы работы

  1. индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов).
  2. парная (выполнение более сложных практических работ).
  3. коллективная (обсуждение проблем, возникающих в ходе занятий, просмотр демонстраций химических опытов).

                               

         

Виды и формы контроля:

Вид контроля

Форма контроля

устный

индивидуальный опрос

фронтальный опрос

письменный

тест    

практический

практическая работа

графический

таблица  

наблюдение

самоконтроль

                                             3.  Содержание программы

Введение (3ч). Химия  - наука о веществах. Ознакомление с лабораторным оборудованием, химической посудой. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории.

Практическая работа 1.  Простейшие операции с веществом. Выполнение операций наливания, насыпания, взвешивания, очистки воды: фильтрование, выпаривание, отстаивание.

Тема 1. Химия на кухне (12ч.) Поваренная соль и ее свойства. Сахар и его свойства. Что такое сода? Из чего сделан мел?  Белки, жиры, углеводы: значение для организма. Какую опасность представляют из себя пищевые добавки?

Практические работы: Очистка соли. Конфетная фабрика. Превращение воды в кока-колу. Фабрика лимонада. Обнаружение крахмала в хлебе, крупах. Обнаружение жира в чипсах, орехах, семенах подсолнечника. Исследования сухариков, чипсов, газированной воды на наличие пищевых добавок (исследование этикеток).

Тема 2. Индикаторы(4ч.) Что такое индикаторы? Немного о кислом, уксусная кислота и ее свойства.

Практические работы: Испытание индикаторами различных сред: лимонад, раствор стирального порошка, минеральная вода. Обнаружение кислот в лимоне и яблоке.

Тема 3. Вода(2ч.) Вода и ее свойства. Растворы насыщенные и ненасыщенные.

Практические работы: Приготовление насыщенного раствора соли.

Тема 4. Витамины и минеральные вещества(6ч.) Витамины, история открытия. Минеральные вещества.

Практические работы: Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок). Обнаружение кальция в яичной скорлупе. Удаление минеральных веществ из косточки. Приготовление зубной пасты в домашних условиях.

Тема 5. Аптечка(2ч.) Многообразие лекарственных веществ.

Практические работы: Опыты с иодом, перекисью водорода.

Тема 6. Химия в быту(5ч.) Стиральные порошки и другие моющие средства. Мыло или мыла? Химия – повсюду; связь химии с другими науками.

Практические работы: Варение мыла.

           4.   Планирование результатов освоения программы «Химия  для самых маленьких». 

 Изучив данный курс образовательной дополнительной программы школьники должны знать состав и свойства веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.

уметь:

  • проводить химический эксперимент;
  •  соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными препаратами, средствами гигиены, препаратами бытовой химии;
  • готовить растворы.

Личностными результатами являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

-  вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.  

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться  выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать  правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты),  гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения являются следующие умения:

- различать экспериментальный и  теоретический способ познания природы;

-  оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, протекающие в природе и быту;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений;

- исследовать свойства изучаемых веществ;

- проводить простейшие операции с веществом;

- определять тип среды у различных веществ;

- работать с лабораторным оборудованием;

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

- знать нахождение воды в природе, свойства воды,  способы очистки воды;

- знать значение минеральных веществ, витаминов, содержащихся в пище;

- уметь обнаруживать углеводы, жиры, органические кислоты в продуктах питания;

- уметь использовать препараты бытовой химии, соблюдая правила техники безопасности.

                6. Литература для дополнительного чтения и творческих работ учащихся:

  1. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
  2. Химия. Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007
  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост.Л.А. Савина, 1997
  4. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002
  5. Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995
  6. Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995

Литература  и электронные ресурсы для учителя:

  1. Алексинский В.Н. «Занимательные опыты по химии»
  2. Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. М.: Дрофа, 2005
  3. Предметная неделя химии в школе. Э.Б. Дмитренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2006
  4. Химия. 8-11: внеклассные мероприятия/ авт.-сост. Е.П. Ким.-Волгоград: Учитель, 2012
  5. Книга для чтения по неорганической химии. Кн. Для учащихся. В 2 ч.М.: просвещение. 1993
  6. Шкурко Д. Забавная химия. Ленинград «Детская литература», 1976
  7. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии.
  8. http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
  9. http://www.en.edu.ru/ – Естественно-научный образовательный портал.
  10. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
  11. http://easyen.ru/load/khimija/ - Учительский портал.



5.Учебно-тематический план

№ п/п

Дата проведения

Наименование раздела, темы

всего

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся (УУД)

Формы контроля

план

факт

всего

теория

практика

Введение (3ч.)

1

Химия – наука о веществах

1

1

Регулятивные УУД:

Работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять  информацию в виде  конспекта, рисунка, схемы.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2

Ознакомление с лабораторным оборудованием

1

1

Фронтальный опрос

3

Простейшие операции с веществом

1

1

Фронтальный опрос

 Химия на кухне (12ч.)

4

Поваренная соль и ее свойства

1

1

Регулятивные УУД:

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, лабораторное оборудование.  Давать оценку своим личностным качествам.

 Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Различать в устной речи мнение, доказательства,  гипотезы, теории

5

Очистка соли

1

1

Фронтальный опрос

6

Сахар и его свойства

1

1

Фронтальный опрос

7

     

                 Конфетная фабрика

1

1

Фронтальный, групповой

8

 Превращение воды в кока-колу

1

1

Фронтальный, групповой

9

Что такое сода?

1

1

фронтальный

10

            Фабрика лимонада

1

1

Фронтальный, групповой

11

Белки, жиры, углеводы: значение для организма

1

1

Индивидуальный, групповой

12

 Обнаружение крахмала в хлебе, крупах

1

1

Фронтальный, групповой

13

Обнаружение жира в чипсах, орехах, семенах подсолнечника

1

1

Фронтальный, групповой

14

Какую опасность представляют из себя пищевые добавки?

1

1

Фронтальный, групповой

15

Исследование сухариков, чипсов, газированной воды на наличие пищевых добавок

1

1

Фронтальный, групповой

Индикаторы (4ч.)

16

Что такое индикаторы?

1

1

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты),  гипотезы, аксиомы, теории.

17

Испытание индикаторами различных сред: лимонад, раствор стирального порошка, минеральная вода

1

1

Фронтальный, групповой

18

Немного о кислом. Уксусная кислота

1

1

Фронтальный

19

 Обнаружение кислот в лимоне и яблоке

1

1

Фронтальный

Вода (2ч.)

20

Вода и ее свойства

1

1

Регулятивные УУД:

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Фронтальный, групповой

21

Растворы насыщенные и ненасыщенные.

 Приготовление насыщенного раствора соли и выращивание кристаллов

1

1

Фронтальный, групповой

Витамины и минеральные вещества (6ч.)

22

Витамины. История открытия

1

1

Регулятивные УУД:

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, лабораторное оборудование.

Давать оценку своим личностным качествам.

 Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Различать в устной речи мнение, доказательства,  гипотезы, теории.

Фронтальный, групповой

23

 Изучение содержания витаминов в продуктах питания

1

1

Фронтальный, групповой

24

Минеральные вещества

1

1

индивидуальный

25

Обнаружение кальция в яичной скорлупе

1

1

Фронтальный, групповой

26

 Удаление минеральных веществ из косточки

1

1

Фронтальный, групповой

27

Приготовление зубной пасты в домашних условиях

1

1

Фронтальный, групповой

Аптечка (2ч.)

28

Многообразие лекарственных веществ

1

1

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Фронтальный, групповой

29

 

Опыты с йодом, перекисью водорода

1

1

Фронтальный, групповой

Химия в быту (5ч.)

30

Из чего сделан мел?

1

1

Регулятивные УУД:

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, компьютер.

Познавательные УУД:

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

индивидуальный

31

Стиральные порошки и другие моющие

          Средства

1

1

индивидуальный

32

Мыло или мыла?

1

1

Фронтальный, групповой

33

Варение мыла

1

1

Фронтальный, групповой

34

Обобщение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "В согласии с миром и самим собой"

Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. Одна из очевидных задач школьного образования — помочь уче...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....

Методическая разработка. Рабочая программа внеурочной деятельности учебного предмета «Немецкий язык» для 5 класса «Маленькими шагами по Германии» на 2019-2020 учебный год.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Химия. Первые шаги"

Программа носит пропедевтический характер. Предназначен для учащихся 6-7 классов. Способствует расширению кругозора, формированию естественно-научной картины мира, готовит к изучению программы курса Х...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Химия за пределами дома"

Программа предназначена для повышения интереса к предмету, развития естественнонаучной грамотности...

рабочая программа внеурочной деятельности Химия в задачах и упражнениях 9 класс

программа разработанана основе  Программы элективного курса «Экспериментальное решение задач по химии» О.Г. Габлиелян, Т.Е. Деглина...