Конспект урока «Кремний и его соединения»
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
ЦЕЛЬ: продолжить работу над формированием учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций обучающихся на основе изучения информации о кремнии и его соединениях.
ЗАДАЧИ:
1. Выяснить положение кремния в ПСЭМ, строение атома, особенности физических и химических свойств кремния как простого вещества; изучить особенности свойств и применения соединений кремния.
2. Развитие учебно-познавательных умений: целеполагание, планирование, анализ-синтез, сравнение, наблюдение, умение выделять главное, моделировать, проектно-исследовательские умения.
Развитее регулятивных умений: самооценивания, взаимооценивания, регуляция темпа деятельности, самокритичность.
Развитие информационно- коммуникативных умений: сотрудничество в группе, с учителем; умение осуществлять поиск информации из разных источников, в т. ч. Сети Интернет, выступать перед классом, развитие речи с использованием химического языка.
3. Формирование личностных результатов: смыслообразование, развитие познавательной самостоятельности в любой деятельности.
Тип урока: комбинированный
Технологии: проблемно-поисковый, ИКТ-технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_word.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Урлукская СОШ
Открытый урок
«Кремний и его соединения»
Учитель: Шелопугина
Наталья Сергеевна
Тема: «Кремний и его соединения»
ЦЕЛЬ: продолжить работу над формированием учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций обучающихся на основе изучения информации о кремнии и его соединениях.
ЗАДАЧИ:
- Выяснить положение кремния в ПСЭМ, строение атома, особенности физических и химических свойств кремния как простого вещества; изучить особенности свойств и применения соединений кремния.
- Развитие учебно-познавательных умений: целеполагание, планирование, анализ-синтез, сравнение, наблюдение, умение выделять главное, моделировать, проектно-исследовательские умения.
Развитее регулятивных умений: самооценивания, взаимооценивания, регуляция темпа деятельности, самокритичность.
Развитие информационно- коммуникативных умений: сотрудничество в группе, с учителем; умение осуществлять поиск информации из разных источников, в т. ч. Сети Интернет, выступать перед классом, развитие речи с использованием химического языка.
- Формирование личностных результатов: смыслообразование, развитие познавательной самостоятельности в любой деятельности.
Тип урока: комбинированный
Технологии: проблемно-поисковый, ИКТ-технологии.
Конспект открытого урока по теме «Кремний и его соединения», 9 класс
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | УУД |
I. 1. | Актуализация 1. Какие группы веществ мы уже изучили по ПСЭМ? 2. Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? |
| ПСЭМ | |
2. | Дифференцированный опрос 1. Работа с тестом – 1 ученик
игра «Мозговой штурм». 5. МОИ ЗАТРУДНЕНИЯ |
5. ВЫЯвление места и причины затруднения. | Интерактивная доска Черная доска (прилож 1) Карточки Устно Квадрат затруднений | Анализ-синтез-сравнение, самооценивание Классифи-кация с\оц Умение формулировать вопросы Умение формулировать конкретную фразу конкртеного затруднения |
3. | Мотивация 1.Даны предметы: калькулятор, кисть из осоки, асбестовая сетка, силикатный клей, песок, образцы глин из музея – рассмотрите предметы, зачем я выставила их демонстрацию? Что их объединяет? 2. Какова цель, план? Какие действия необходимо совершить чтобы добиться поставленной цели? Какими средствами можно воспользоваться? |
2. Определяют тему, цель, план-действия-средства. | Предметы На доске: план (пишет один из учеников) | Целеполагание Планирование, выбор действий и средств. |
II 1
2. | Операционально-деятельностный этап
4. Формирование групп. I группа: II группа: (напомнить о межпредметных связях) III группа (Напомнить о ТБ) IV группа (спросить, почему потребовался еще один источник информации) V группа * | 1. Принимают условия деятельности. 2. Определяют темп работы – работать нужно в темпе, чтобы исчерпать всю информацию до конца.
Изучает по плану информацию о кремнии. Изучает по плану информацию об оксиде кремния. Изучает по плану информацию о кремниевой кислоте. Изучает по плану информацию о солях – силикатах. * Данная группа из двух человек готовит мини – проект (определяет противоречие, проблему, задачи, план исследований, методы эксперимента), продукт (презентация) представляется на следующий урок. | Стенд, который был до этого скрыт. Распечатки на бумажном носителе; Интерактивная доска CD-ROM -\\- плюс + Д. З. Сообщения о кварце, горном хрустале, идр. Из Интернета. Распечатка, виртуальная лаборатория, эксперимент, лабораторная работа. Сеть Интернет Образцы силикатов; Распечатки Ноутбук, Документ-камера, ЦОР | Умение слушать, воспринимать. Выделение главного; аналитко-синтезируемое мышление; ИКТ-компетентность -\\- Умение проводить эксперимент, наблюдать, делать выводы, соблюдать ТБ. Умение осуществлять поиск информации в сети Интернет Проектно-исследовательские умения |
3. | Представление результатов работы с последующим заполнением «Карты эмпирического расследования» | Обучающиеся записывают в заранее подготовленные карты информацию от каждой группы | Черная доска Приложение 2 | Умение выслушивать товарищей; знаково-символическое моделирование |
III. | Подведение итога работы | Заполнить Круг Эйлера | Приложение 3 Черная доска | Умение обобщать |
IV | Рефлексия | Протокол оценки и умений | Протоколы | Само- и взаимооценивание |
Приложение 1
Задание: Заполнить схему «Химические свойства углерода»
Приложение 2
I группа
Тема: «Кремний. Строение атома. Простое вещество»
- Добрый день!
- Распределите роли для работы в группе (см. стенд).
- Подготовьте информацию о положении кремния в ПСЭМ, строении атома, физических и химических свойствах, примения кремния.
- Заполните соответствующую колонку в «Карте эмпирического расследования».
- Подготовьтесь к выступлению перед классом.
- Оцените свою работу в «Протоколе оценок и умений».
- Подготовьтесь к оцениванию выступлений других групп.
II группа
Тема: «Оксид кремния»
- Добрый день!
- Распределите роли для работы в группе (см. стенд).
- Подготовьте информацию о физических и химических свойствах оксида кремния, применения оксида кремния.
- Вспомните домашнее задание: сообщения с использованием сети Интернет.
- Заполните соответствующую колонку в «Карте эмпирического расследования».
- Подготовьтесь к выступлению перед классом.
- Оцените свою работу в «Протоколе оценок и умений».
- Подготовьтесь к оцениванию выступлений других групп.
III группа
Тема: «Кремниевая кислота»
- Добрый день!
- Распределите роли для работы в группе (см. стенд).
- Подготовьте информацию о физических и химических свойствах кремниевой кислоты, применения кремниевой кислоты..
- Подготовьтесь к проведению демонстрационного эксперимента, лабораторного эксперимента с одновременным применением виртуальной лаборатории. Тема лабораторной работы «Качественное определение карбонат- и силикат ионов».
- Заполните соответствующую колонку в «Карте эмпирического расследования».
- Подготовьтесь к выступлению перед классом.
- Оцените свою работу в «Протоколе оценок и умений».
- Подготовьтесь к оцениванию выступлений других групп.
IV группа
Тема: «Соли кремниевой кислоты - силикаты»
- Добрый день!
- Распределите роли для работы в группе (см. стенд).
- Подготовьте информацию о физических и химических свойствах силикатов, применения силикатов.
- Найдите недостающую информацию с использованием сети Интернет.
- Заполните соответствующую колонку в «Карте эмпирического расследования».
- Подготовьтесь к выступлению перед классом.
- Оцените свою работу в «Протоколе оценок и умений».
- Подготовьтесь к оцениванию выступлений других групп.
V группа *
Тема: «Вытеснение оксидом углерода (IV) кремниевой кислоты»
- Добрый день!
- Ваша задача – оформить мини- проект и создать презентацию.
- Ниже находится текст практической работы. Выполните данную практическую работу.
- Сфотографируйте этапы проведения работы, необходимые реактивы и участников мини-проекта (себя).
- Сформулируйте противоречие, проблему, поставьте цель и определите задачи.
- Оформите результаты деятельности в виде презентации.
- Подготовьтесь к выступлению перед классом (возможно на следующий урок).
- Оцените свою работу в «Протоколе оценок и умений».
- Подготовьтесь к оцениванию выступлений других групп.
Практическая работа:
Вытеснение оксидом углерода (IV) кремниевой кислоты
Цель: сравнение силы угольной и кремниевой кислот.
Оборудование: пробирка (2 шт), газоотводная трубка.
Реактивы: соляная кислота HCl, мрамор (карбонат кальция – CaCO3), раствор силиката натрия.
Ход работы:
- в пробирку помещают 1-2 кусочка карбоната кальция (мрамора) и добавляют соляной кислоты так, чтобы она покрыла мрамор. Закрывают пробирку газоотводной трубкой, стеклянный наконечник которой опускают в пробирку с 1 мл раствора силиката натрия.
- Пропускают углекислый газ через раствор силиката натрия. Через 2-3 мин происходит запустевание раствора, выпадает гель кремниевой кислоты.
- Сделайте вывод о силе кислот (угольной и кремниевой).
Приложение 4
Задание: Обобщите изученный материал
Круг Эйлера
Приложение 3
Карта эмпирического расследования
Карта эмпирического расследования | ПРОТОКОЛ оценок умений | ||||||
Вещество | Распрост- ранение | Физические свойства | Химические свойства | Получение | Применение Значение | самооценка | взаимооценка |
Si | |||||||
SIO2 |
Карта эмпирического расследования
Карта эмпирического расследования | ПРОТОКОЛ оценок умений | ||||||
Вещество | Распрост- ранение | Физические свойства | Химические свойства | Получение | Применение Значение | самооценка | взаимооценка |
H2SiO3 | |||||||
Na2SiO3 |
Экспериментатор
Соискатель информации
Секретарь
Выступающие
РОЛИ В ГРУППЕ
Правила работы в группах
- Делай быстро!
- Умей выслушать!
- Работают все!
- Не бойся ошибаться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Кремний и его соединения"
Полное описание химического элемента,история его происхождения, использование,химические и физические свойства...
Разработка урока "Кремний и его соединения"
Разработка урока "Кремний и его соединения" составлен с учетом использования электронных образовательных ресурсов"....
урок "Кремний и его соединения" 9класс
Урок с использованием презентации....
Презентация к уроку "Кремний и его соединения"
Презентация к уроку "Кремний и его соединения" используется на всех этапах урока и позволяет сделать урок более наглядным и познавательным....
Приложения к уроку "Кремний и его соединения"
Приложения содержат задания для групповой работы, инструкции по выполнению лабораторных и демонстрационных опытов, тесты для проверки полученных знаний, текст физкультминутки....
Презентация к уроку "Кремний и его соединения. Силикатная промышленность"
Презентация к уроку "Кремний и его соединения. Силикатная промышленность". 9 класс. Дать общую характеристику элементу кремний. Рассмотреть природные соединения кремния. Провести сравнительный анал...
Технологическая карта урока "Кремний и его соединения"
Технологическая карта урока по химии для 9 класса на тему "Кремний и его соединения"...