Приложения к уроку "Кремний и его соединения"
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Беликова Галина Александровна

Приложения  содержат задания для групповой работы, инструкции по выполнению лабораторных и демонстрационных опытов,  тесты для проверки полученных знаний, текст физкультминутки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                       Приложение 2

Таблицы – схемы для работы в группах

Задание для первой группы. Работая с текстом учебника, заполните таблицу и сравните аллотропные  видоизменения кремния и углерода.

Простые вещества, образованные углеродом

Простые вещества, образованные кремнием

Физические свойства

Алмаз – твердый, очень прочный,                      прозрачный, электропроводностью и теплопроводностью не обладает.

Графит – Твердый, серого цвета, имеет металлический блеск, мягкий, проводит тепло и электрический ток.

Строение

Имеют атомную кристаллическую решетку.

Физические свойства

Кристаллический кремний ….

Задание для второй группы. Работая с текстом учебника, сравните лабораторный и промышленный способы  получения кремния.

Промышленный способ получения кремния

Лабораторный способ получения кремния

Задание для третьей группы. Работая с текстом учебника, определите, какие уравнения химических реакций отражают  восстановительные, а какие окислительные свойства кремния.

Восстановительные  свойства кремния

Окислительные  свойства кремния

Задание для четвертой группы. Работая с текстом учебника, и на основании свойств оксида углерода (IV) СО2 , напишите свойства оксида кремния (IV).

Оксид углерода (IV) СО2

Оксид кремния (IV) ….

Физические свойства

Газ, при обычных условиях легко снижается и затвердевает, в воде растворяется.

Строение

Молекулярная кристаллическая решетка

Химические свойства - кислотный оксид

1) 2КОН + СО2   =            К2СО3  + Н2О

2) СаО + СО2   =   СаСО3

3) СО2 + Н2О  =  Н2СО3

Физические свойства

Строение

Химические свойства -

1)

2)

3)

Задание для пятой группы. Работая с текстом учебника, и на основании свойств угольной кислоты , напишите свойства кремниевой кислоты.

Угольная кислота Н2СО3

Кремниевая кислота………

Двухосновная, кислородсодержащая, слабая, непрочная, т.к. летучая. Существует только в растворе.

 

Получение: 

СО2 + Н2О = Н2СО3

 Нестойкая, непрочная, при стоянии или нагревании разлагается:

Н2СО3 = СО2  + Н2О

Незначительное выделение газа

 Zn + H2CO3 = ZnCO3  + H2

Получение:



Предварительный просмотр:

        Приложение 3

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Потянули руки,

Распрямили плечи,

Поразмяли мышцы,

Сразу стало легче.

Шеей покрутили

Что-то захрустело.

Обо всем забыли,

Отдыхает тело.

Пальцы очень сильно

В кулаках сожмите,

После свои пальцы

Резко распрямите.

Кисти рук устали?

Тоже им поможем.

Ну-ка, повращаем,

Кто насколько сможет.

Повернулись влево,

Повернулись вправо.

Руки же вдоль тела,

И начнем сначала.

Потянули руки.

Распрямили плечи,

Поразмяли мышцы,

Чувствуем – нам легче.

Полной грудью все вздохнули:

«Что ж немного отдохнули!»

А сейчас, мои друзья,

Дальше двигаться пора.



Предварительный просмотр:

                                                                                                       Приложение 4

Инструктивная карта к уроку «Кремний и его соединения»

                                                                                                 Учись наблюдать.

Взаимодействие карбоната натрия и силиката натрия с соляной кислотой

В пробирки под номерами №1 и №2 с растворами карбоната натрия и силиката натрия приливаем по каплям раствор соляной кислоты.

  • Что наблюдаете?
  • Что происходит?
  • Каковы признаки данных реакций?
  • К какому типу относятся эти реакции?
  • Результаты опытов оформите в виде таблицы.

Реактивы

№1

№2

Раствор соляной кислоты

HCl

Выделился газ

Выпал студенистый осадок

Вывод

Карбонат натрия

Na2CO3

Силикат натрия

Na2SiO3

Запишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения        реакций. Как называются реакции, позволяющие  по характерному признаку определять состав исследуемого вещества?



Предварительный просмотр:

                                                                                                       Приложение 5

Методические рекомендации для проведения демонстрационного опыта «Горение ткани, пропитанной жидким стеклом»

             Готовим два кусочка хлопчатобумажной ткани размером 5x5 см.

Один кусочек ткани помещаем в фарфоровую чашку с раствором силикатного клея, оставляем на несколько минут, чтобы ткань пропиталась клеем. Вынимаем с помощью пинцета кусочек ткани, расправляем и закрепляем его с помощью зажимов (можно использовать разогнутые канцелярские скрепки в виде крючков) в кольце штатива. Ткань должна висеть вертикально в расправленном виде. Чтобы не испачкать подставку, подставляем под ткань фарфоровую чашку. Когда клей подсохнет (через 2 часа) ткань готова для опыта.

            На демонстрационный столик ставим спиртовку, поджигаем её. Берем пинцетом кусочек необработанной ткани и вносим его  в пламя. ( Ткань быстро сгорает). Берем пинцетом кусочек обработанной ткани и вносим его  в пламя. ( Ткань не горит). Как вы думаете, где это свойство находит свое применение?



Предварительный просмотр:

                                                                                                       Приложение 6

ТЕСТ  «КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»

1 вариант

1. Число электронов на внешнем энергетическом  уровне атома кремния

1) 14                            2) 2                                  3) 3                         4) 4

2. Высшую степень окисления атом кремния проявляет в  

1) SiH4                        2) SiO              3) SiO2                     4) Mg2Si

3.По характеру  оксид кремния (IV)

1) несолеобразующий   2) кислотный          3) амфотерный    4) основный

4. Оксид кремния (IV) реагирует с  каждым из двух веществ

1) H2O и C           2)    H2SO4    и  Mg      3) HCI и CaO          4) Mg и NaOH

5. Укажите неверное утверждение. Кремниевая кислота-

1) слабая                    2) сильная      3) твердая                4) нерастворима в воде      

ТЕСТ  «КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»

2 вариант

1. Электронное строение внешнего энергетического уровня атома кремния

1) 2s22p2                    2) Зs23p2                  3) 2s22p4                  4) Зs23p4

2. Низшую степень окисления атом кремния проявляет в  

1) Ca2Si                    2) H2SiO3              3) SiC               4) SiO2

3.В реакцию с кремнием не вступает

1) Ca                        2) H2O                   3) NaOH               4) O2

4. Кристаллическая решетка оксида кремния (IV)

1) металлическая       2) ионная           3) молекулярная     4) атомная

5. Кремниевая кислота может быть получена при взаимодействии

1) SiO2 с H2O            2) Si c HCI      3) Na2SiO3 с HCI       4) CaSiO3 с H2O

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

        

1 вариант:  43242

2 вариант:  21243

                

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

три задания – оценка «3»;

четыре задания – оценка «4»;

пять заданий – оценка «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарные соединения – оксиды и летучие водородные соединения

урок знакомит более подробно с оксидами, их применением, физическими и химическими свойствами. также даётся основное правило современной международной номенклатуры ...

Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...

важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения

презентация по данной теме может быть использована для проведения урока химии в 8 классе по программе Габриеляна О.С. Содержит 12 слайдов, позволяющие актуализировать знания обучающихся по ранее изуче...

Соединение приложений Delphi с БД Access

Соединение приложений Delphi с БД Acce...

Открытый урок русского языка ."Правописание приставок пре-, при- " в 6 классе Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3

Конспект урока открытия новых знаний "Правописание приставок пре-, при-" 6 класс. Для отработки навыков правописания приставок используются  следующие  задания : создание самоинстр...

Приложение к Уроку "Важнейшие классы неорганических соединений.

Слайды к уроку.Приложение к Уроку "Важнейшие классы неорганических соединений.(Обобщение знаний по классам неорганических соединений.)"...