Учебное пособие для выравнивания знаний студентов 1 курса
план-конспект занятия по химии (9 класс) на тему
На 1 курс колледжа поступают студенты с разным уровнем подготовки. Многие не умеют писать формулы, составлять и уравнивать уравнения химических реакций. Данное пособие позволяет ликвидировать пробелы в знаниях. В каждом разделе даны задания для тренировки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
likvidatsiya_probelov_v_znaniyah.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБП ОУ «Савеловский колледж»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ВЫРАВНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПО ХИМИИ
ХОРЬКОВА Г.В.
2018 год
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА.
Все вещества делятся на 2 группы:
- состоящие из одного вида атомов, называются простыми,
- состоящие из атомов разных видов, называются сложными.
Простое вещество твердое – обозначается просто знаком, например Zn – цинк, С – углерод, если неметалл (газы) - то приписывается индекс H2 – водород.
ЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ.
Название элемента | Знак | Относительная атомная масса |
Азот | N | 14 |
Алюминий | Al | 27 |
Барий | Ba | 137 |
Бром | Br | 80 |
Водород | H | 1 |
Железо | Fe | 56 |
Йод | I | 127 |
Калий | K | 39 |
Кальций | Ca | 40 |
Кислород | O | 16 |
Кремний | Si | 28 |
Магний | Mg | 24 |
Марганец | Mn | 55 |
Медь | Cu | 64 |
Натрий | Na | 23 |
Никель | Ni | 59 |
Олово | Sn | 119 |
Платина | Pt | 195 |
Ртуть | Hg | 201 |
Свинец | Pb | 207 |
Сера | S | 32 |
Серебро | Ag | 108 |
Углерод | C | 12 |
Фосфор | P | 31 |
Фтор | F | 19 |
Хлор | Cl | 35,5 |
Хром | Cr | 52 |
Цинк | Zn | 65 |
СОСТАВЛЕНИЕ ФОРМУЛ ПО ВАЛЕНТНОСТИ
Чтобы составить химическую формулу вещества по валентности элементов составляющих вещество, надо:
- написать химические знаки элементов и отметить валентность каждого элемента римской цифрой;
- найти наименьшее общее кратное чисел, выражающих валентность;
- разделить наименьшее общее кратное на валентность каждого элемента и полученное число (индекс) приписать снизу справа к знаку элемента.
ВАЛЕНТНОСТЬ АТОМОВ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СОЕДИНЕНИЯХ.
Величина валентности | Металлы | Неметаллы |
Одновалентные | Na, K, Ag, Cu, Hg | H, Cl |
Двухвалентные | Mg, Ca, Ba, Cu, Hg, Fe, Zn, Sn, Pb, Cr | O, S |
Трехвалентные | Al, Cr, Fe | N |
Четырехвалентные |
| Si, C |
Пятивалентные |
| N, P |
Шестивалентные |
| S |
Примечание. Шрифтом выделены элементы с постоянной валентностью.
КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.
I Кислоты.
Название кислоты | Формула | Кислотный остаток |
Соляная кислота | HCl | Cl |
Азотная кислота | HNO3 | NO3 |
Серная кислота | H2SO4 | SO4 |
Фосфорная кислота | H3PO4 | PO4 |
В состав молекул всех кислот входят атомы водорода. Кроме атомов водорода, в молекулах кислот содержатся атомы или группы атомов, называемые кислотными остатками.
Кислота – это сложное вещество, в каждой молекуле которого имеются один или несколько атомов водорода, способных замещаться атомами металлов, и кислотный остаток.
Валентность проявляют не только атомы, но и группы атомов, например кислотные остатки. Если кислотный остаток в молекуле кислоты соединен с одним атомом водорода, то он одновалентен, если с двумя-двух – валентен, с тремя – трехвалентен и т.д. Валентность кислотных остатков обозначена в таблице римскими цифрами.
При замещении водорода в кислотах металлами кислотные остатки переходят в неизменном виде в состав образующихся новых веществ – солей.
Свойства кислот:
- растворы кислот кислые на вкус.
- изменяют окраску индикаторов: лакмус – в красный, метиловый оранжевый – в розовую.
- выделяют водород при действии на них металлов.
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ
Взаимодействие кислот с основаниями. Кислоты вступают в реакции с основаниями с образованием соли и воды:
HCl + NaOH = NaCl + H2O
хлорид натрия
3H2SO4 + 2Fe(OH)3 = Fe2(SO4)3 +6H2O
сульфат железа (III)
Эта реакция кислот с основаниями, как вам известно, называется реакцией нейтрализации.
Взаимодействие кислот с основными оксидами. Кислоты вступают в реакции с основными оксидами с образованием соли и воды:
2HCl + CuO = CuCl2 + H2O
хлорид меди (II)
H2SO4 + MgO = MgSO4 + H2O
сульфат магния
Реакция кислот с основными оксидами используется в производстве некоторых солей, а также для очистки металлов, не растворяющихся в кислотах, от оксидов.
Взаимодействие кислот с металлами.
Растворы некоторых кислот (серной, соляной, фосфорной и др.) вступают в реакции с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода, с образованием соли и водорода:
2HCl + Zn = ZnCl2 + H2↑
хлорид цинка
H2SO4 + Fe = FeSO4 + H2↑
сульфат железа (II)
При реакциях азотной кислоты с металлами также образуются соли, но водород не выделяется.
Из известных вам химических свойств кислот не все свойства являются общими для всех веществ этого класса. Кислоты нерастворимые в воде, не взаимодействуют с металлами и не действуют на индикаторы.
II Оксиды.
Сложные вещества, состоящие из 2-х элементов, один из которых кислород.
Классификация оксидов:
Химические свойства оксидов положены в основу их классификации.
1) Оксиды, которые взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды, называются основными.
Это название им дано потому, что каждому кислотному оксиду соответствует кислота: СuO – Сu(OH)2; Mg – Mg(OH)2; Fe2O3 – Fe(OH)3
Основные оксиды образуются только металлами, например: оксид магния MgO, оксид кальция CaO, оксид бария BaO.
2) Оксиды, которые взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды, называются кислотными. Это название им дано потому, что каждому кислотному оксиду соответствует кислота: СO2 – H2SO3; SO2 – H2SO3; SiO2 – H2SiO3; P2O5 – H3PO4
Кислотные оксиды образуются неметаллами и некоторыми металлами, например: СO2 - оксид серы (IY), SO3 – оксид серы (YI), P2O5 – оксид фосфора (Y), CrO3 – оксид хрома (YI), Mn2O7 – оксид марганца (YII).
Некоторые металлы образуют как основные, так и кислотные оксиды. Такими металлами являются, например, хром и марганец. Они обладают переменной валентностью. Оксиды, в которых хром и марганец имеют низшую валентность, равную двум, являются основными: CrO – оксид хрома (II), MnO – оксид марганца(II). Им соответствуют основания: Cr(OH)2 – гидроксид хрома (II) и Mn(OH)2 – гидроксид марганца (II). Оксиды, в которых хром и марганец имеют высшую валентность, являются кислотными: CrO3 – оксид хрома (YI), Mn2O7 – оксид марганца (YII). Им соответствуют кислоты: H2CrO4 – хромовая, HMnO4 – марганцевая.
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОКСИДОВ.
Взаимодействие основных оксидов с водой. Некоторые основные оксиды, например образованные металлами калием, натрием, барием, кальцием, взаимодействуют с водой и образуют основания (щелочи), например:
CaO + H2O = Ca(OH)2
гидроксид кальция
Многие основные оксиды, например оксид меди (II), оксид железа (II) и др., с водой не взаимодействуют, но им также соответствуют основания.
Взаимодействие основных оксидов с кислотами. Все основные оксиды взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды, например:
MgO + H2SO4 = MgSO4 + H2O
сульфат магния
Взаимодействие кислотных оксидов с водой. Кислотные оксиды, взаимодействуя с водой, образуют кислоты, например:
SO3 + H2O = H2SO4
серная кислота
Некоторые кислотные оксиды, например оксид кремния (XY) с водой не взаимодействуют, но им также соответствуют кислоты.
Взаимодействие кислотных оксидов с основаниями. Все кислотные оксиды взаимодействуют со щелочами с образованием соли и воды, например:
Ва(ОН) 2 + CO2 = ВаCO3 + H2O
карбонат бария
III Основания
Сложные вещества, в которых один атом металла связан с одной или несколькими гидрооксогруппами.
I I II III
KOH; Ca(OH)2; Al(OH) 3
Число гидрооксогрупп равно валентности металла.
Все основания делятся на две группы:
- Растворимые в воде-щелочи
KOH; Ca(OH)2; NaOH; LiOH
- Нерастворимые в воде
Cu(OH)2; Fe(OH)3; Zn(OH)2
Основания изменяют окраску индикаторов:
лакмус → в синий
фенофталеин → в малиновый
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВАНИЙ.
- Взаимодействие оснований с кислотами. Все основания взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды:
2HCl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2H2O
хлорид кальция
2HCl + Cu(OH)2 = CuCl2 + 2H2O
хлорид меди (II)
- Взаимодействие оснований с кислотными оксидами. Растворимые основания взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием соли и воды:
2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O
карбонат натрия
- Разложение оснований при нагревании. Нерастворимые в воде основания при нагревании легко разлагаются на оксид и воду, например:
Cu(OH)2 = CuO + H2O
Щелочи разлагаются только при очень высоких температурах.
IY Соли.
Сложные вещества, в которых атомы металла связаны с кислотными остатками.
Формулы солей составляют так же как формулы соединений из 2-х элементов, если нам известна валентность металла и валентность кислотного остатка. Составим, например, формулу сульфата алюминия, зная, что алюминий трёхвалентен.
- Запишем знаки, проставим валентность
III II
Al SO4
- Найдем наименьшее общее кратное чисел, выражающих валентность алюминия и валентность кислотного остатка. Наименьшее общее кратное этих чисел – 6.
- Найдем число атомов алюминия и число кислотных остатков в формуле соли. Для этого разделим найденное наименьшее общее кратное (6) на валентность алюминия: 6:3=2. Значит в молекуле соли содержится два атома алюминия. Разделим наименьшее общее кратное на валентность кислотного остатка серной кислоты: 6:2=3.
Значит, в молекуле соли содержится три кислотных остатка.
Формула соли Al2(SO4)3
Названия солей по международной номенклатуре образуются от латинских названий кислотных остатков. Так, например, кислотный остаток соляной кислоты – Cl - называется хлоридом, серной = SO4 - сульфатом, азотной – NO3 - нитратом, фосфорной - PO4 - фосфатом.
В связи с этим и соли называются: NaCl - хлорид натрия, Na2SO4 - нитрат натрия, Na3PO4 - фосфат натрия (табл.4).
Таблица 4
Кислоты | Название солей | |
Название | Химическая формула | |
Фтороводородная (плавиковая) | HF | Фториды |
Хлороводородная (соляная) | HCl | Хлориды |
Бромоводородная | HBr | Бромиды |
Йодоводородная | HI | Йодиды |
Серная | H2SO4 | Сульфаты |
Сероводородная | H2S | Сульфиды |
Азотная | HNO3 | Нитраты |
Фосфорная | H3PO4 | Фосфаты |
Угольная | H2CO3 | Карбонаты |
Кремниевая | H2SiO3 | Силикаты |
К названием солей металлов, имеющих переменную валентность, добавляется число, обозначающее валентность металла, например: FeCl3 - хлорид железа (III), FeCl2 - хлорид железа (II), Fe(SO4)3 - сульфат железа (III), FeSO4 - сульфат железа (II).
Потренируйся:
1) Из следующего перечня выпиши отдельно формулы: а) оксидов, б) оснований, в) кислот, г) солей
CaO; H2SO4; Fe(OH)3; FeSO4; CaSO4; HCl; LiOH; MgO; CuCl2; Mg(OH) 2; SO2; CaCl2; HNO3; CO3; BaCl2; Cu(NO3)2; NaOH; Fe2O3; Cu3(PO4)2.
2) Составьте формулы следующих солей:
а) хлорида железа (III)
б) сульфат железа (II)
в) нитрата кальция
г) сульфата алюминия
д) фосфат натрия
е) хлорида цинка
ж) нитрата бария
з) сульфата железа (II)
и) нитрата меди
к) фосфата лития
3) Какие из веществ, формулы которых перечислены ниже, взаимодействуют с гидроксидом натрия, а какие с соляной кислотой. Напиши уравнения возможных реакций.
H2SO3; CuO; H2S; Mg(OH)2; KOH; SO2; H3PO4; Cu(OH)2; CO2.
4) Осуществить превращения:
Ba → BaO → Ba(OH)2 → BaCl2
P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4
Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaSO4
S → SO2 → SO3 → H2SO4 → Na2SO4
Na →NaOH → NaSO3
K → K2O → KOH → KCl
МОЛЯРНАЯ МАССА.
При решении задач нужно уметь производить расчеты, в первую очередь рассчитывать молярную массу (М).
Молярная масса – М – вещества представляет собой отношение его массы к количеству вещества. Молярную массу выражают в граммах на моль (г/моль)
М = м / n , где
м – масса в граммах
n– количество вещества в молях
Молярная масса – постоянная величина для каждого данного вещества.
M H2O = 18г / 1 моль = 18 г/моль
M H2SO4 = 1*2+32+16*4 / 1 моль = 98г / 1 моль = 98 г/моль
У сложных веществ масса в граммах определяется путем суммирования атомных масс. Например:
M СаСO3 = 40 + 12 + 16*3 = 100 г/моль
Са С О
Атомные массы: Са – 40; С – 12; О – 16.
Если у какого либо элемента стоит индекс, значит атомная масса умножается на него.
Задание: определи молярные массы для следующих веществ:
NaNO3; CuSO4; BaCl2; Al2(SO4)3; Na3PO4; CaO; Ba(OH)2; KOH.
ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д.И.МЕНДЕЛЕВА.
Д.И.Менделеев распределил известные при его жизни 63 химических элемента в периодическую систему в порядке возрастания атомных масс. Каждый период начинается щелочным металлом и заканчивается инертным газом. Сходные по свойствам элементы образуют группы. В каждом периоде прослеживаются одинаковые закономерности:
1) ослабляются металлические свойства;
2) усиливаются неметаллические свойства;
3) возрастает высшая валентность в оксидах;
4) убывает валентность в водородных соединениях (у неметаллов);
5) изменяются свойства соединений элементов: от основных через амфотерные к кислотным.
Таким образом, с возрастанием относительной атомной массы химические свойства элементов изменяются периодически. Это значит, что через определенное число элементов свойства у последующих элементов в основном повторяются.
Свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от заряда атомных ядер.
По периодической системе можно дать характеристику любому атому например Са – находится в 4-ом периоде, 2-ой группе, порядковый номер 20.
Порядковый номер показывает заряд ядра атома и числа электронов на всех оболочках.
+20 электроны вокруг ядра
-20
Номер периода показывает число электронных оболочек – 4.
+20 ) ) ) )
-20
На 1 оболочке не может быть больше 2 электронов, на 2 и 3-ей не больше 8, на 4-ой и последующих не более 18. Номер группы показывает число электронов на последней оболочке, у кальция на последней оболочке 2 электрона.
+20 ) ) ) )
2 8 8 2
-20
Составь схемы строения атомов следующих элементов:
P; Cl; K; Na; Ne; O; N; S; B; F; Ar.
ВИДЫ ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ.
Какими силами удерживаются в молекулах атомы?
Как возникают химические связи между ними?
Существует несколько разновидностей химических связей. Мы познакомимся с двумя.
I Ковалентная связь.
Возникает между атомами неметаллов за счет общих электронных пар.
H2 H : H
.. ..
Cl2 : Cl : Cl :
. . . .
Если вещество простое, состоит из одинаковых атомов, электронная пара в равной степени принадлежит обоим атомам, такая разновидность ковалентной связи называется неполярной.
Если же электронная пара связывает два разных атома, она всегда оказывается оттянутой от одного атома к другому с большей электроотрицательностью. Такая разновидность ковалентной связи называется полярной.
. .
H | : Cl :
. .
II Ионная связь.
Возникает между металлом и неметаллом.
Металлы отдают электроны, превращаются в положительно заряженные ионы.
-11 -10
+11 ) ) ) отдает электрон +11 ) )
2 8 1-1-e 2 8
Na0 – 1e → Na+
Неметаллы принимают электроны, превращаются в отрицательно заряженные ионы.
-17 -18
+17 ) ) ) принимает электрон +17 ) ) )
2 8 7-1-e 2 8 8
Сl0 + 1e → Сl-
Два разноименно заряженных иона Na+ и Сl- притягиваются, образуя соединение NaCl с ионным типом связи.
Определи тип химической связи в следующих соединениях:
HBr; H2O; O2; Na2O; KCl; LiBr; CuCl2; F2; N2; NH3; CO2; BaCl2; H2S.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
Анализ базовых знаний учащихся по химии для 1 курса.
1) Запиши известные тебе знаки химических элементов (не менее20). Подчерки неметаллы одной чертой, металлы двумя. Сверху проставь валентность каждого элемента (если валентность переменная, проставь все ее значения).
2) Какие элементы смогут образовывать простые вещества - приведи примеры. Приведи примеры сложных веществ.
3) Обозначь 5 атомов водорода, 5 молекул водорода, 5 атомов магния, 5 молекул азотной кислоты.
4) Какие вещества называются оксидами. Приведи примеры оксидов. На какие 3 группы делятся все оксиды – приведи примеры.
5) Какие вещества называются кислотами. Приведи примеры односотавных, 2-х основных, 3-х основных кислот, подчеркни его кислотный остаток определи его валентность.
6) Какие вещества называются гидрооксидами? Что такое щелочи? Приведи примеры щелочей.
7) Что такое соли? Напиши формулы следующих солей: нитрат бария, фосфат кальция, хлорид железа (II), нитрат серебра, сульфат алюминия, сульфат натрия, хлорид калия, фосфат магния, хлорид меди (II), нитрат свинца, сульфат лития, нитрат ртути (II).
8) Какие ты знаешь типы химической связи? Приведи примеры соединений с различными типами связей.
9) Дай характеристику любому элементу периодической системы по следующему плану: порядковый номер; заряд ядра атома; номер периода; номер группы. Составь схему строения атома этого элемента.
10) Какие ты знаешь типы химических реакций? Приведи примеры реакций: замещения, соединения, разложения, обмена.
11) Закончи следующие реакции, если сможешь напиши их в молекулярной и ионной форме: H2SO4 + BaCl2 →; Na2CO3 + HCl →; Fe(OH)3 + HNO3 →.
12) Пользуясь периодической системой посчитай молекулярную массу следующих соединений: CuSO4; BaCl2; Na2SO4; Al (NO3)3.
13) Проставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:
2Zn + O2 = ?ZnO
?Fe + 3Cl2 = ?FeCl3
2Ag + S = Ag2S
?Na + Cl2 = 2NaCl
?Al + ?O2 = 2Al2O3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие "Лабораторный практикум по химии" для студентов 1 курса (специальности технического профиля)
Учебное пособие «Лабораторный практикум по химии» соответствует образовательному стандарту дисциплины «Химия» для специальностей технического профиля. «Практикум по химии» предназначен для закре...
Учебное пособие по информатике для студентов заочного отделения колледжа
В данном учебном пособии всё содержание дисциплины «Информатика и ИКТ» разбито на смысловые блоки (разделы), которые, в свою очередь, разделяются на темы. Их последовательное изучение сформирует у сту...
Методическое пособие по математике для контроля знаний студентов 1 курса СПО
Методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой, утвержденной на заседании Методического совета. В данное методическое пособие включены проверочные работы, самостоятельные работы, ...
"Introduction to Great Britain. Part I" Учебное пособие по английскому языку для студентов I-II курсов
Учебное пособие составлено для проведения практических занятий по английскому языку с использовнием аутентичного видеокурса " Window on Britain I". Это восьмисерийный видеокурс для знакомств...
Финансовая грамотность. Учебное пособие для студентов 1 курса
Учебное пособие для обучающихся на 1 курсе медицинского колледжа №1. Ссылка на полный текст учебно-методического пособия: https://disk.yandex.ru/i/a20XvHQIgqdPdw...
Учебное пособие по биологии для учащихся 10-11 классов (студентов 1 курса) ТЕОРИЯ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ+ ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Пособие предназначено в основном для студентов, длительное время отсутствующих на уроках из-за сборов, соревнований или по болезни для самостоятельной подготовки и допуска экзаменационной сессии...
ИСТОРИЯ Учебное пособие для студентов 2 курса очной формы обучения специальностей среднего профессионального образования
В учебном пособии рассматриваются методологические основы и понятийный аппарат дисциплины «История». Представленный материал соответствует требованиям ФГОС специальностей среднего професси...