Урок химии в 8 классе по теме «Молярный объем газов. Закон Авогадро».
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок химии в 8 классе по теме
«Молярный объем газов. Закон Авогадро».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8 классе по теме
«Молярный объем газов. Закон Авогадро».
Тема урока: Молярный объем газов. Закон Авогадро.
Цели: образовательная – систематизировать знания учащихся о понятиях количество вещества, число Авогадро, молярная масса, на их основе сформировать представление о молярном объеме газообразных веществ; раскрыть сущность закона Авогадро и его практического применения;
развивающая – формировать способность к адекватному самоконтролю и самооценке; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.
Тип урока: комбинированный
Метод проведения: коллективно-групповая деятельность.
Характер деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, с элементами исследования.
Оформление: портрет А. Авогадро, «Долина пирамид», использована авторская презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверьте готовность, все в порядке?
Готов ли учебник, дневник и тетрадка?
Своим одноклассникам ты улыбнись,
И к знаниям стойким, дружочек, стремись!
2.Объявление темы и целей урока.
3.Актуализация опорных знаний.
3.1. Беседа с учащимися:
- В теме нашего урока фигурирует фамилия ученого А.Авогадро.
При изучении какого понятия мы уже встречались с этой фамилией?
- Какой физический смысл имеет число Авогадро и его числовое значение?
- В какой из изученных формул применяется эта величина?
Давайте совершим прогулку по «Долине пирамид»
N m
n NA n M
«Долина пирамид» (целесообразнее использовать в оформлении доски)
Отработка вывода производных величин из базовых формул
V
m
n Vm
ρ V
3.2.Решение задач
3.2.1. Давайте освежим на практике применение формулы показывающей взаимосвязь числа Авогадро, числа структурных единиц и количества вещества, заполнив пропуски в таблице (работа в парах, задание по вариантам распространяется на всех учащихся одного ряда парт).
Таблица 1. Выводится на слайд.
Число частиц | Число Авогадро | Количество вещества | |
1. | 6.02 * 1023 1/моль | 2 моль | |
24.08 * 1023 | |||
2. | 3 моль | ||
6.02* 1023 | |||
3. | 1.5 моль | ||
60.2* 1023 |
(после выполнения задания осуществляется самопроверка, обратная связь, сверка с таблицей на следующем слайде, на котором появились правильные ответы)
3.2.2. В теме сегодняшнего урока проговаривается новое понятие – «молярный объем», а мы уже знакомы с понятием «молярная масса», давайте вспомним, какое принято обозначение для массы 1 моль вещества, в каких единицах измеряется, с какой величиной совпадает численное значение? (В ходе «Мозгового щтурма» составляется на доске «Ассоциативный куст» к понятию «молярная масса»).
Теория не разделима с практикой, чтобы нам было немного легче при изучении нового материала, предлагаю вычислить молярные массы веществ в различных агрегатных состояниях (групповая работа –при формировании групп осуществляется небольшая динамическая пауза)
Задание для групп представлено в таблице 2 на слайде:
1 группа – рассчитывает молярную массу твердых веществ,
2 группа – жидких,
3 группа – газообразных
(после выполнения взаимопроверка, сверка с данными таблицы на следующем слайде)
3.2.3. Подведем итоги актуализации знаний материала:
C помощью каких физических величин можно охарактеризовать порцию вещества?
4.Изучение нового материала.
4.1.Дорогие ребята, на уроке у вас появится возможность повторить то, что в 1811 году удалось итальянскому ученому Амедео Авогадро – сформулировать один из газовых законов. Сегодня вы – исследователи в области химии, физики, а расчеты поможет провести нам «царица наук» - математика.
4.1.1.Сегодня мы повторили многие количественные характеристики вещества – масса, молярная масса, количество вещества, число структурных единиц, объем, из курса физики - плотность.
Плотность = масса / объем (переводим запись в символическую).
Выразим из базовой формулы, чему равен объем – V = m/ρ
4.1.2.Обратите внимание на рисунок 1, он демонстрирует нам расстояние между молекулами в веществах разных по агрегатному состоянию, давайте вместе выясним, какова зависимость плотности и объема (подвести учащихся к выводу, что зависимость обратно пропорциональная)
Рисунок 1.(на слайде)
4.1.3.Допустим, что мы имеем дело с веществами количеством вещества 1 моль, тогда возможно заменить m на М, а объем будет определяться, как молярный (который занимает 1 моль вещества).
Вернемся к уже составленному «Ассоциативному кусту» к понятию «молярная масса», работаем по аналогии, составляем «Ассоциативный куст» к понятию «молярный объем»
4.1.4. Давайте вместе вычислим значение молярного объема для соединений в различных агрегатных состояниях, взятых при одинаковых условиях:
Р = 1 атм = 760 мм рт.ст.
t = 0 С, эти условия мы будем называть НОРМАЛЬНЫМИ
1 группа – молярный объем газообразных веществ,
2 группа – твердых,
3 группа – жидких (из таблицы 2)
(групповая работа - группы нового состава, небольшая динамическая пауза)
Таблица 2.
Формула вещества | Агрегатное состояние | Молярная масса, г/моль | Плотность, г/л | Молярный объем, л/моль |
Na2CO3 | Твердое | 106 г/моль | 2500 г/л | 0.04 л/моль |
Al | Твердое | 27 г/моль | 2700 г/л | 0.01 л/моль |
H2SO4 | Жидкое | 98 г/моль | 1860 г/л | 0.053 л/моль |
H2O | Жидкое | 18 г/моль | 1000 г/л | 0.018 л/моль |
CO2 | Газообразное | 44 г/моль | 1.98 г/л | 22.2 л/моль |
H2 | Газообразное | 2 г/моль | 0.09 г/л | 22.2 л/моль |
O2 | Газообразное | 32 г/моль | 1.43 г/л | 22.4 л/моль |
( данные последней графы таблицы не заполнены, открываются на следующем слайде в ходе проверки выполнения задания)
4.1.5. Можем ли мы сравнить значение объемов 1 моль вещества в разных агрегатных состояниях.
Подводим учащихся к выводу, что значения этой величины для твердых и жидких веществ - малые и разные. А для газообразных соединений – величины большие и практически одинаковые.
Вывод о значении молярного объема для газообразных веществ - При одинаковых условиях газообразные вещества количеством 1 моль занимают одинаковый объем – 22.4 л/моль.
(демонстрируем вещества количеством 1 моль – вода, сода, модель фигуры объемом 22.4 л)
4.1.6. Единица измерения молярного объема нам поможет вывести формулу для расчета этой величины (обращаемся к «Долине пирамид» отрабатываем составление производных формул).
4.2.Промежуточное закрепление.
Заполним недостающие данные в таблице 3 (работа в парах по рядам)
Таблица 3-выводится на слайды – как задание и с результатами для самопроверки
Объем, л | Объем молярный, л/моль | Количество вещества, моль |
22.4 л/моль | 1 моль | |
3 моль | ||
44.8 л | ||
2.24 л |
4.3.В теме нашего урока фигурирует название закона. Я предлагаю вам почувствовать себя учеными и самостоятельно сформулировать закон Авогадро.
Этапы рассуждения:
1.Выразим из формул 1, 4 «Долины пирамид» величину - количество вещества
2.Приравняем правые части полученных выражений
3.Выразим, используя правило пропорции, чему будет равно N
4.Используем полученное выражение для расчета N для двух газов
5.В формулах есть две постоянные величины – молярный объем и число Авогадро
Графическое отображение рассуждения:
1. n = N/NA n = V/Vm
2. N/NA = V/Vm
3. N = V*NA/ Vm
4. N1 = V1*NA/ Vm - для газа 1.
N2 = V2*NA/ Vm – для газа 2.
5. Постоянные величины в обоих формулах – NA , Vm. ,
отсюда, если N1 = N2, то V1 = V2
Вывод – если брать одинаковые объемы газов при одинаковых условиях (Р и t), то они будут содержать одинаковое число молекул.
Следствие – при одинаковых условиях 1 моль любого газа занимает одинаковый объем (22.4 л/моль).
Обращаемся к учебнику, сверим полученные выводы с формулировкой А.Авогадро.
5. Домашнее задание (разноуровневое).
Достаточный уровень – аналогичное таблице 3 задание.
Высокий уровень – на отработку взаимосвязи величин, например – решите задачи и заполните пустые графы таблицы.
Формула вещества | Количество вещества, моль | Масса, г | Число молекул | Объем, л |
N2О | 44.8 л |
6.Подведение итогов урока. Оценивание учащихся. Рефлексия.
Отмечаем наиболее активных учащихся в обсуждении теоретического материала урока, выборочно собираем тетради для оценивания работы на уроке учащихся при решении расчетных.
Для этапа рефлексии можно использовать различные методики, в зависимости от количества оставшегося времени.
7. Позитивное завершение урока
В завершении урока мне хочется подарить вам солнышко, оно будет согревать вашу душу, передавайте тепло своих душ через улыбку другим людям и мир станет светлей!
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в 8 классе по теме «Молярный объем газов. Закон Авогадро».
Цели: образовательная – систематизировать знания учащихся о понятиях количество вещества, число Авогадро, молярная масса, на их основе сформировать представление о молярном объеме газообразных в...
Презентация по физике в 7 классе "передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля"
презентация используется как сопровождение урока по физике в 7 классе, целью которого является изучение закона Паскаля, который объясняет процесс передачи давления жидкостям и газам....
Методическая разработка урока химии 8 класс по теме: "Периодический закон Д.И. Менделеева"
Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач...
Презентация к уроку в 5 классе "Площадь поверхности и объем прямоугольного параллелепипеда"
Презентация в виде слайд-шоу к уроку математики в 5 классе по обобщению и повторению: "Площадь поверхности и объём прямоугольного параллелепипеда". ...
Технологическая карта урока химии 8 класс "Периодический закон Д.И. Менделеева"
Цель урока: Дать представление о формировании знаний о периодическом законе и установить периодическую зависимость свойств химических элементов....
Презентация к уроку химия 8 класс "Периодический закон Д.И. Менделеева"
Презентация к уроку химии 8 класс "Периодический закон Д.И. Менделеева"...
Урок химии 8 класс. ФГОС. Рудзитис. Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева
Урок химии 8 класс ФГОС на тему: Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Содержит презентацию к уроку и конспект урока, приложение и дополнительные материалы....