Внеклассное мероприятие по химии "Турнир эрудитов"
методическая разработка по химии по теме
Предварительный просмотр:
«Турнир эрудитов»
Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс
Составила: Перевезенцева Екатерина Сергеевна
учитель химии и биологии.
2016-2017 уч.год
Введение
Проблема формирования устойчивого интереса к предмету химия может реализовываться через уроки, внеклассные мероприятия, элективные курсы, кружки, научно-исследовательскую деятельность.
Внеклассные мероприятия, помимо общеучебных умений, активизируют познавательную деятельность обучающихся, систематизируют знания учащихся по химии, доказывают практическую значимость химии, знание законов и закономерностей в жизни человека, воспитывают самостоятельность в приобретении новых знаний, расширяют кругозор, в ходе таких мероприятий школьники учатся нестандартно мыслить, проверяют свою эрудицию. Форма внеклассных мероприятий может быть различной: заседания кружка, научно-исследовательская работа, КВН, ролевые игры, турниры и др. В силу психо- возрастных особенностей обучающихся наибольший интерес в 8-9 классах вызывает мероприятия состязательного характера.
Согласно словарю С. И. Ожегова, слово «турнир» - 1) в Западной Европе в средние века: состязание рыцарей; 2) спортивное соревнование по круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной (иногда более) встрече. В словаре русских синонимов понятию «турнир» соответствуют термины: соревнование, первенство, состязание, матч, встреча.
Предлагаемое для конкурса методических разработок внеклассное мероприятие «Турнир эрудитов» разработано на основе материалов методических пособий под редакцией Алексинского В.Н., Брейгера Л.М., Кузнецовой В.И., Макарова К.А. В конкурсной методической разработке представлен турнир по химии для обучающихся 9 классов. Работа составлена в соответствии с современными требованиями, в том числе с рекомендациями по разработке программы перехода основной школы на ФГОС.
В разработке, наряду с увлекательными заданиями, развивающими познавательный интерес, использованы приемы современной педагогической технологии РКМ (развитие критического мышления).
Опыт проведения данного турнира эрудитов на базе школы показал практическую значимость знаний по химии, свидетельствовал о заинтересованности обучающихся в данном предмете, позволил обобщить знания о веществе и химической реакции.
Внеклассное мероприятие по химии
«Турнир эрудитов»
(9 класс)
Цель: формирование познавательного интереса к изучению химии через обобщение знаний о веществе и химической реакции.
Задачи:
Образовательная: закрепить навыки составления химических формул и уравнений реакций, определять их тип; совершенствовать умения работы с реактивами с соблюдением всех правил по технике безопасности.
Развивающая: формировать познавательный интерес к химии, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная: формировать безопасный образ жизни.
Данное мероприятие можно провести после изучения блоков тем «Металлы» и «Неметаллы».
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Правила. В турнире эрудитов принимают участие команды 9 классов. Участвует 2 команды. Вопросы в турнире выходят за рамки школьной программы. Объявление о турнире должно быть помещено в кабинете химии за 3-4 недели до его проведения. В объявлении надо указать список литературы, по которой будут составлены вопросы турнира. За каждый правильный ответ 1 балл. В начале турнира выбирается жюри (это могут быть отдельные учащиеся).
Оборудование: карточки с химическими элементами, текст для четвертого тура игры, химические стаканы, стеклянные палочки, пробирки, проектор. Слайды к мероприятию используются как оформление кабинета.
Реактивы: хлорид натрия, хлорид железа (III) и карбонат кальция. карбонат калия, хлорид бария, сульфат меди (II), щелочь фенолфталеин, раствор Na2CO3, раствор BaCl2, соляная кислота.
II. Конкурсная программа
Тур 1 - «Разминка»
1. Выберите ответ
1. Название какого элемента означает «разрушитель»?
1 - хлор, 2 - фосфор, 3 - азот,
4 - фтор, 5 - кислород, 6 - кремний.
2. Какие вещества можно использовать при выпечке кондитерских изделий?
1 - серная кислота, 2 - уксусная кислота, 3 - винный камень,
4 - известковое молоко, 5 - хлорид аммония, 6 - питьевая сода.
3. Название какого элемента в переводе с латинского означает «камень»?
1 - хром, 2 - литий, 3 - железо,
4 - фосфор, 5 - марганец, 6 - никель.
4. Какое вещество называют угарным газом?
1 - оксид углерода (IV), 2 - сероводород, 3 - метан,
4 - сернистый газ, 5 - оксид углерода (II), 6 – аммиак.
2. Географические названия в химии.
1. Какой химический элемент назван в честь европейского континента? (№ 63 - европий, открыт в 1901 году.)
2. Этот элемент, выделенный в 1898 году супругами Кюри, назван в честь родины Марии Склодовской-Кюри. (№ 84 - полоний.)
3. Какой элемент назван в честь России? (№ 44 - рутений. Выделен в 1844 году профессором Казанского университета К. К. Клаусом.)
4. Верно ли утверждение, что индий назван в честь Индии? (Название элемента № 49 произошло от синей (индиговой) линии в спектре этого элемента.)
Тур 2 –« Составь название города»
Выдаются карточки с символами химических элементов нужно назвать их и по первым буквам составить название города Кемеровской области. Элементы: Nb-ниобий, Os-осмий, W-вольфрам, Sn-олово, Cm-кюрий, U-уран, Au-золото, Ni-никель, Eu-европий, Ce-церий, Cd-кадмий. (Новокузнецк).
Тур 3 - «Составь формулу»
Даны 8 символов химических элементов. За минуту надо составить как можно больше формул из знаков, изображенных на карточке; индексы использовать можно. (Элементы: H, O, K, S, Fe, C, Na, N).
Тур 4 – «Исправь ошибку» (прием РКМ – «лови ошибку»)
Как часто ответы учащихся на уроках пестрят всевозможными ошибками, и учителю приходится исправлять их. Сейчас исправлять ошибки придется командам, которым предлагается рассказ, содержащий химические ошибки.
«В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Потом ребята снова вышли к реке и запели веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н2О2». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. Сварили ужин и легли спать. Хорошим был этот день, ясным, в воздухе пахло озоном».
Для проверки ошибки обозначены курсивом.
Тур 5 - «Конкурс капитанов»
А. Вопросы капитанам
Вопросы первому капитану
- Что в переводе с латинского означает «астат».
- Элемент, предотвращающий развитие кариеса.
- Жидкий металл.
- Соли сернистой кислоты.
- Реакция, протекающая с выделением теплоты.
- Сколько нейтронов в ядре водорода.
- Формула алмаза.
- Какой элемент придает красный цвет крови.
- Формула плавиковой кислоты.
- Цвет лакмуса в кислой среде.
Вопросы второму капитану
- Заряд ядра водорода.
- Латинское название химического элемента мышьяка.
- Формула воды.
- Самый активный металл.
- Агрегатное состояние брома.
- Цвет лакмуса в щелочи.
- Мельчайшая частица вещества.
- Название реакции между кислотой и щелочью.
- Чугун - это сплав, каких элементов.
- Соли угольной кислоты.
Б. Конкурс пословиц и крылатых выражений для болельщиков.
Кто из вас знает крылатые выражения, пословицы, поговорки со словом «золото»? Назовите их.
Примеры:
1. Не все то золото, что блестит.
2. Мал золотник, да дорог.
3. Дружба дороже золота.
4. Мастер - золотые руки.
5. Золотая голова, золотой человек...
Ту р 6 – «Эксперимент — источник знаний»
А. Распознавание вещества
Химия — наука экспериментальная. Многие ее законы открыты на основе опытов. Каждой команде необходимо распознать вещества в трех пробирках:
1 команда: хлорид натрия, хлорид железа (III) и карбонат кальция.
2 команда: карбонат калия, хлорид бария, сульфат меди (II).
Б. «Объясните опыты»
Учитель: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес. Смотрите!
Опыт 1: учитель ставит стакан на стол, чтобы всем его было видно, и делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино. Объяснить опыт (в стакане налита щелочь, а перед выходом учитель смачивает палочку фенолфталеином).
Учитель: Лучше мы сейчас приготовим из воды молоко.
Опыт 2: Учитель берет 2 стакана, наполненных на 2/3 прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в молоко. Объясненить опыт (в стакане № 1 находится раствор Na2CO3 , а в стакане № 2 – раствор BaCl2, при их соединении получается осадок: Na2CO3 + BaCl2 → BaCO3↓ + 2NaCl).
Белый осадок
Учитель: А теперь можно опять превратить «молоко» в воду.
Опыт 3: Учитель берет третий стакан с прозрачной жидкостью, наполненный на 2/3 стакана, и выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» опять превратилось в воду, жидкость стала прозрачной, выделился газ. Объяснить опыт (к осадку BaCO3 приливают раствор соляной кислоты, при этом осадок растворяется и выделяется газ: BaCO3 + 2HCl → BaCl2 + H2O + CO2↑).
Учитель. Но все запомните друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.
Тур 7 - «Уравнения и типы реакций»
А. Написать уравнения реакций, определить их типы
1 команда | 2 команда |
Mg + HCl →? +? H2O →? +? Al + H2SO4 →Al2(SO4)3 +? | HCl →? +? CH4 → C +? Ca +HCl →? +? |
Б. Тайм-аут – метаграммы (вопросы задаются по очереди двум командам)
1. Корабли меня обходят,
Лоцман знает наизусть.
Если Л на Д заменят,
То металлом окажусь.
(Мель - медь.)
2. Два элемента химических
В метаграмме я вам задам:
С X - элемент металлический,
Ну а с Б - уже неметалл.
(Хром - бром.)
3. Элемент четвертой группы
Перед вами на виду.
Если Т на Р исправить,
Будет деспот наяву.
(Титан - тиран.)
4. С КА - активный я металл,
С ГЕ - я очень легкий газ.
Чтобы ты нас разгадал,
Глянь в систему еще раз.
(Калий - гелий.)
5.Прославлен всеми.
Металл, испытанный огнем
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил в мечте о нем.
(Золото).
III. Заключительная часть
Жюри объявляет итоги конкурсов. Ведущий награждает победителей.
Литература
1. Алексинский, В.Н. Занимательные опыты по химии [Текст]: Пособие для учителя / В.Н. Алексинский. - М.: Просвещение, 1980. – 96 с.
2. Кузнецов, В.И. Химия на пороге тысячелетия [Текст] / В.И. Кузнецов // Химия в школе. - 1999. - №1. - С. 5-9.
3. Макаров, К.А. Химия и здоровье [Текст]: книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов средней школы / К.А. Макаров. - М.: Просвещение, 1985. – 120 с.
4. Брейгер, Л.М., Предметные недели в школе. Химия. Физика [Текст] / Л.М. Брейгер., П.В. Глинская. – М. : Учитель, 2005. – 46 с.
«Турнир эрудитов». 9 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по химии "Турнир эрудитов"
В данной разработке представлены задания разного типа для проведения внеклассного мероприятия в 9 классе....
Внеклассное мероприятие "Бой эрудитов" для 5-11 классов
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Бой эрудитов" для учащихся 5-11 классов+презентация...
Внеклассное мероприятие "конкурс эрудитов".
Одним из методических средств, которые способны активизироватьпознавательную деятельность обучающихся является учебная игра. Именно игры, конкурсы дают возможность наиболее полно раскрыться обучающему...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и математике для младших школьников «Эрудиты»
Развлекательная программа для детей начальных классов по русскому языку и математике...
"Эрудиты, вперёд!" внеклассное мероприятие для учащихся 6 - 7 классов.
Проводится по аналогии с передачей "Счастливый случай" между командами двух классов, в состав которых входят по 3 семьи от каждого класса....
Внеклассное мероприятие по истории "Конкурс эрудитов - знатоков истории" 7 класс
Данное мероприятие поможет углубить и развить знания учащихся по истории России. Способствует осуществлению патриотического, нравственного воспитания учащихся. Помогает социализации учащихся, формируе...
Внеклассное мероприятие по математике «Эрудиты, вперед!»
Цели и задачи: Прививать интерес к предмету. Развивать интеллектуальную культуру средствами математики. Уметь переносить знания в новые условия. Формировать эмоционально- целостное...
- Мне нравится (2)