Современный урок химии и биологии в свете внедрения ФГОС
статья по химии на тему

Шаркова Галина Михайловна

Современный урок химии и биологии в свете внедрения ФГОС 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок химии и биологии в свете внедрения ФГОС

Шаркова Галина Михайловна,

учитель высшей категории

химии и биологии
МАОУ «СОШ №1»

Советского района г.Улан-Удэ

Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра

Джон Дью

В последнее время система образования претерпевает глобальные изменения, возрастают требования к учителям и ученикам, каждый год все новые и новые требования лихорадят всех участников образовательного процесса. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Современный урок - урок, отвечающий требованиям ФГОС, в котором в концентрированной форме нашли отражение запросы и потребности семьи, общества и государства.

Современный выпускник должен проложить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определенным способам действий.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

во - первых, это профессионал, во - вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии, в-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно - деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД)

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности: Цель этапа. Содержание педагогического взаимодействия. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия. Построение ориентированной основы нового способа действия. Организует учебное исследование для выделения понятия. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию.Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль. Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий осуществляют пошаговый контроль по результату

урок по химии в 8 классе по теме

«Химические свойства оснований»

Цель урока: создать условия для развития навыков исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оснований.

Этапы урока: организационно - мотивационный, актуализация опорных знаний и умений, целеполагание, изучение нового, обмен информацией, оценивание результатов самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия, домашнее задание.

На этих этапах развивают познавательные, личностные, регулятивные, предметные, коммуникативные УУД.

Развитию этих УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.

Новый материал учащиеся изучают выполняя лабораторную работу при помощи инструкционных карт.Класс делится на группы. Каждая группа выполняет своё задание, заполняет карточку и выступает с отчетом перед классом.

Например, инструкционная карта №1 «Действие индикаторов на основания»

Цель: выяснить отношение щелочей к индикаторам.

Порядок действий:

1. Прочитайте предложенную информацию.

2. В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метилоранж.

Ответы занесите в таблицу:

1 лакмус

фенолфталеин

метилоранж

вода

щелочь

3. Подготовьте отчет, опираясь на вопросы:

Как индикаторы действуют на основания?

Реактивы (формула и название вещества)

Наблюдения

Вывод

Актуализация опорных знаний и умений реализуется через выполнение теста, помогающего организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке.

Задания для повторения и закрепления:

1. Найдите химическую формулу основания: НСl, ВаО, SO3, Са(ОН)2.

2. Лакмус в щелочной среде: синяя, красная, желтая, зеленая.

3. Фенолфталеин в щелочной среде: синий, красный, желтый, зеленый.

4. Метилоранж в щелочной среде: малиновый, синий, красный, жёлтый.

5. Продолжить реакцию: 1) HCl + Сu(OН)2 =

На этапе рефлексии учащиеся заполняют оценочную карту, где они общаясь с одноклассниками высказывают своё отношение к уроку при помощи, например, таких вопросов: понравился ли тебе урок? Что понравилось?  Чем обогатил тебя урок? Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке?

С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите карточку соответствующего цвета: с отличным - зеленый цвет; хорошим – желтый цвет; с плохим – красный цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок географии в свете внедрения ФГОС"

рекомендации по составлению интегрированных уроков по географии...

"Современный урок географии в свете внедрения ФГОС"

участие в экспериментальной работе на кафедре методики обучения географии РГПУ имени А.И.Герцена...

Современный урок в свете внедрения ФГОС

Обзор УМК по математике, продолжающих учебные программы "Школа России" и "Школа XXI век" на средней ступени обучения....

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения...

Презентация "Современный урок в свете внедрения ФГОС"

Презентация "Современный урок в свете  внедрения ФГОС"...

Сообщение "Технологии обучения на уроках химии и биологии в условиях реализации ФГОС общего образования"

В данной статье рассматриваются современные базовыми педтехнологии, соответствующие  системно-деятельностному  подходу и описан опыт освоения приемов проблемного обучения, уровневой дифферен...

Современный урок истории и обществознания в свете внедрения ФГОС

Каким должен быть современный урок истории и обществознания в свете внедрения ФГОС...