"Современный урок географии в свете внедрения ФГОС"
методическая разработка по географии (5 класс) по теме

Горячева Ирина Анатольевна

участие в экспериментальной работе на кафедре методики обучения географии РГПУ имени А.И.Герцена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Применение ИКТ на  современных  уроках географии, как способ развития познавательной активности  учащихся».

                                                                           Учитель географии:

Горячева Ирина Анатольевна

                                  2011-2012

                                           

Информационная справка

        Предмет географии в 6 – 11 классах общеобразовательной школы изучается курсами «Начальный курс географии» в 6 классе (1 час в неделю), «География материков и океанов» в 7 классе (2 часа в неделю), «Природа России» в 8 классе (2 часа в неделю), «География населения и хозяйство России» в 9 классе (2 часа в неделю), «Экономическая и социальная география мира»  (по 1 часу в неделю в 10 классе и в 11 классе).

        Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по программе Сиротина В.И. и примерной программы.  

п/п

классы

Учебный курс, авторы

1

6

Начальный курс географии

Т. П. Герасимова,  Н.П. Неклюева.

ДРОФА, Москва 2008

2

7

География материков и океанов

В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев ДРОФА, Москва 2009

3

8

География «Природа России»,

И.И. Баринова, ДРОФА, Москва 2009

4

9

География населения и хозяйство России В.П. Дронов., В.Я. Ром. ДРОФА, Москва 2009

5

10

Экономическая и социальная география мира,

В.П. Максаковский, ДРОФА, Москва 2008

Раздел I.  Обоснование значимости темы, её актуальность.

        Под средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) понимают аппаратные и программные средства, предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий.  Прежде всего, это электронные средства образовательного назначения, которые являются подмножеством программных средств ИКТ.  К ним относят прикладное программное обеспечение (в настоящее время это приложения под Windows Microsoft Office) и электронные средства, специально предназначенные для использования в системе общего образования: системы поддержки процесса обучения (электронные учебники и энциклопедии (в том числе сетевые), тренажеры, электронные лаборатории и пр.)

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических фактов - он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.

        Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения географии направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их географической культуры. Рассматривая географию в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами, можно назвать общедидактические методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, исследовательские, коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения и др. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока.

Раздел II.   Применение ИКТ на уроках географии, как способ развития познавательной активности обучающихся.

2.1.  Цели и задачи обучения, воспитания и развития образовательной области «География».

Основная цель географического образования заключается в овладении обучающимися законченной системой знаний и умений. А также с возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Школьное образование ориентируется на формирование всесторонне образованной и инициативной личности обучающихся. Доведя до ее сознания систему взглядов идейно - нравственных, культурных и этических принципов норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса.

         В соответствии с основной целью географического образования  необходимо:

  1. ориентировать обучающихся на приобретение фундаментальных знаний, составляющих основу миропонимания, на развитие их мышления
  2. формировать практические знания и умения прикладного характера

 Исходя из охарактеризованной выше цели необходимо

 поставить следующие задачи:

  1.  усилить личностную направленность географического образования;
  2.  использовать дифференцированное и индивидуальное обучение;
  3.  развивать познавательный интерес и творческую активность к урокам географии;
  4.  обеспечивать единство содержательной и процессуальной сторон  обучения;
  5.  совершенствовать работу, направленную на укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни;
  6. развивать умения применять на практике,  в повседневной жизни полученные знания.

Одной из задач современной школы является коренное качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту задачу школа может решить только на основе существенного повышения педагогического мастерства учителей и применения новых методов и форм их решения.

        

2.2.  Использование ИКТ на уроках географии.

        Проблему качества обучения на уроках географии эффективно помогают решить и информационные и коммуникационные технологии. Итак, какие плюсы:

  1. Оперативность информации: только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию
  2. Динамичность хранения. Позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. В последнее время перед учителями географии стоит проблема обеспечения учебного процесса географическими картами. Благодаря информационным технологиям мы любую карту можем, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе.
  3. Коммуникативность (дает возможность организации электронных конференций, проектной деятельности, участию в методических объединениях).

Эти свойства информационных технологий позволяют  использовать новые формы в педагогической деятельности:

  1. Электронные учебники. 
  2. Презентации.

Также учитель должен учитывать уровень технических навыков обучающихся, планируя темп урока и количество выносимого на занятия материала.

Компьютер – это величайшее достижение современной технологии - должен стать незаменимым помощником учителя. Школа должна готовить конкурентоспособных учеников, готовых свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве.

Вопрос не в том, хотим ли мы или нет жить в информационном обществе.

Будучи открытой страной и играя заметную роль в международной жизни, мы уже являемся его частью.

В последнее время в педагогических кругах стало складываться правильное понимание той роли, которую могут сыграть информационные технологии в организации учебного процесса.

Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

Использование ИКТ на уроках географии имеет ряд преимуществ:

  1. Во-первых, это экономит время.
  2. Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
  3. В-третьих, повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам.
  4. В-четвертых, работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с компьютером происходит индивидуально.

Можно назвать и ряд других преимуществ, почему мы должны использовать компьютер на уроках географии.

Использование ИКТ на уроках необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями.

Ученик должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать, описывать, а для этого ему нужно уметь говорить. Поэтому только машинный контроль знаний учащихся для школы не подходит. Конечно, никакая даже самая умная программа не способна заменить наблюдения в природе, использование отрывков из художественных произведений при описании природы. А вот, например, спустится на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса, доведется далеко не каждому. Вот именно в познании этих уголков Земли компьютер станет ученику и учителю верным помощником.

Использование мультимедийных средств при выводе изображения на большой экран существенно повышает наглядность обучения.

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии следует помнить, что:

  1. на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
  2. на уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;
  3. на контрольном уроке, используя ПК, учитель может тщательно проверить, насколько ученик усвоил большой объем пройденного материала;
  4. на уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы, работать со статистическими таблицами.

Несомненным новшеством педагогической практики географического образования последнего времени признано внедрение в учебный процесс мультимедиа электронных учебников.

По географии имеются электронные версии трех учебников:

  1. Начальный курс географии, 6 класс, автор Петрова Н.Н.;
  2. География. Наш дом – Земля, 7 класс, автор Душина И.В. и др.;
  3. География. Природа России, 8 класс, автор Раковская Э.М.

На уроках изучения нового материала или при закреплении пройденного материала можно использовать:

  1. мультимедийные путеводители – интерактивная справочная информация по какому-либо объекту природы с красочными фотографиями, видеороликами;
  2. мультимедийные энциклопедии - интерактивная справочная информация с включением красочной графики, анимации, звуковых эффектов.

Для каждой работы определены цели, разработаны задания. Учащимся предлагается сопоставить карты, заполнить таблицы, сделать выводы. Все практические работы имеют справочный материал. После выполнения работы предлагается выполнить контролирующие оценочные тесты. Для активизации знаний можно включать в программу игровые моменты, что оживляет восприятие учащимися материала, прививает интерес к изучению предмета, совершенствует творческие способности. Например, можно использовать кроссворды.

2.3.  Применение интерактивных карт на уроках географии 

В образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. Среди них особую роль занимает использование на уроках географии интерактивных карт. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям. 

Изображение — это лишь один из инструментов передачи информации. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.

Опыт применения интерактивных карт в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения, особенно при изучении материала, требующего большого количества наглядных пособий. 

Более эффективное в сравнении с имеющейся практикой использование карты на уроках географии осуществляется при соблюдении следующих условий:

  1. учащиеся привлекаются к отбору и структурированию учебной информации;
  2. учащимся предоставляется возможность выступать в качестве лекторов на уроке.

Во время ведения урока учитель не устраняет ученика из учебного процесса. Интерактивный диалог, когда учитель отвечает на вопросы учащихся, является важной составляющей успеха. 

Существует три основных вида работы с электронной картой:

  1. работа со слоями карты;
  2. работа с дополнительным материалом;
  3. использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).

2.4.  Работа со слоями карты 

Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты "Электроэнергетика России", "Топливные ресурсы" и "Плотность населения", ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны. 

        Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке. Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты. 

2.5.   Работа с дополнительным материалом 

        Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д. 

        Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты. 

        Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии). 

2.6.  Использование дополнительных возможностей программы 

Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т. д. 

Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты). 

Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты). 

2.7.   Достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения

  1. концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала;
  2. сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, видео и звуковой информации, делает лекцию интересной, наглядной и убедительной за счет использования современных мультимедийных технологий;
  3. использование интерактивной карты во время внеучебной деятельности для самостоятельной работы, для дополнительных занятий, для выполнения домашнего задания;
  4. удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для учащихся: справочного материала, памяток и т. п.;
  5. позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе лекции, составлять опорные схемы, проводить сравнение и т. д.;
  6. позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, изображения

2.8.    Особенности форм обучения на основе медиатехнологий

     Цель педагогической деятельности создать условия для развития коммуникативной компетенции, что позволит ребятам выстроить адекватные отношения с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой. Для достижения этой цели целесообразно использовать интерактивные формы организации учебного процесса. Интерактивные формы обучения позволяют решить задачи: активизации учащихся, социализации, повышения внутренней мотивации.

Привлекается личный опыт учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению методологическими знаниями.

     Презентация как средство подачи материала, как дополнительное наглядное пособие к уроку достаточно широко используется в школах. Главной причиной является то, что освоение программы PowerPoint относительно несложно как для ребенка, так и для учителя, притом, что такой вид подачи материала эффектен и красочен.

Что же отличает мультимедийную презентацию от, например, доклада, написанного в тетради? Основным отличием является возможность использования в презентации звука, анимации, гиперссылок, макросов. Материал становится динамичнее, ярче, в нем можно выбирать порядок изучения подтем, тестировать знания по уроку.

      Когда стоит «нагружать» себя и своих учеников дополнительной работой? Когда необходим хороший наглядный материал для раскрытия темы, когда нужно сгруппировать определенным образом разрозненную информацию, когда есть необходимость сделать общедоступными редкие материалы и т. п.

      Условно учебные презентации можно разделить на

  1. «лекционные» (сопровождающие теоретический материал),
  2. «исследовательские» (выполненные в результате работы над проектом как итоговые работы),
  3. «игровые» (интерактивные, дополняющие учебную программу),
  4. «для самостоятельной работы» (презентации, позволяющие ребенку, пропустившему тему, наверстать упущенное самостоятельно).

        На сегодня далеко не каждый учитель может похвастаться наличием у него коллекции презентаций, иллюстрирующих курс. Ведь это дополнительное время и силы, которые есть не у всех. Кто же может помочь учителю? Конечно, ученики!

       Умелое использование обучающих презентаций на уроках - безусловно, положительный момент, который влияет на познавательную активность ребят.

     Мультимедийные компьютерные технологии позволяют дополнить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такое дополнение  оказывается более эффективным, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала его. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными и динамичными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися,   помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Подготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования школьников. При этом необходимо учитывать: соответствие презентации целям и задачам данного урока, время и место каждого отдельного слайда; информация должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

     Владение мультимедиа технологией важнейшая особенность, которой в том, что она помогает учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. А для современного ученика применение мультимедиа в учебной деятельности выглядит вполне естественным. Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями:

  1.  источник информации;
  2.  повышают степень наглядности;
  3. организуют и направляют восприятие;
  4. наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся;
  5.  создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации, положительную мотивацию;
  6. это и дополнительный материал, выводящий за пределы                          обязательного уровня.

       Информационные технологии, открывают не только дополнительные возможности обучения и развития моих учеников, но помогают организовать работу  детей в проектном режиме. Тем более что приоритетной педагогической задачей для учителя является развитие способностей ребёнка. Учебная среда с интегрированными в неё информационными технологиями создаёт для учеников высокую мотивацию и условия для реализации их собственных идей, подготавливает их к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс рассматривается:

  1.  Не как цель, а как еще один способ постижения мира учащимися;
  2.  Как источник дополнительной информации по географии;
  3.  Как способ самообразования учителя и учащихся;                                                                                      
  4. Как возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

          Урок — прежде всего встреча, общение, а потом уже предмет, методика. Встреча живого с живым. Ведь ребенок — самый думающий человек на земле, если ему не мешать. Сколько вопросов себе и нам задает, когда раскован, свободен.

   Жизнь современного ученика не менее динамична чем жизнь общества, и откладывать на потом все то, что нужно сейчас — вроде как оттолкнуть руку, протянутую за помощью.

       Каждый ребенок талантлив, индивидуален, но в то же время, способности разные, поэтому очень важно это учитывать и дать возможность ребенку усвоить основной материал программы в соответствии с его индивидуальностью. Заданное наизусть стихотворение один запоминает с урока, а другому и недели недостаточно. Учитывать временные рамки усвоения материала очень важно это позволяет ученику не потерять веру в себя, вселяет в него уверенность, что он тоже способный ученик, помогает его самоутверждению. А в конечном итоге формирует умственную личность.

    Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он «путешествует» по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

     В нашей школе появилась возможность проведения уроков с использование интерактивной доски. Я считаю, что при использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет следующих возможностей:

  1. инновационная наглядность изучаемого  материала;
  2. возможность показа сложных процессов и объектов в динамике их  виртуального    изменения;
  3. возможность развивать креативные способности детей  за счет моделирования, конструирования и виртуального эксперимента;
  4. повышение интереса и учебной мотивации, учащихся к изучению  учебных предметов;
  5. повышение качества усвоения материала        ;

    Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Каждому интересно потрогать «умную» доску, перетащить рисунок с места на место, закрыть пальчиком файл, провести линию. А сделать это можно, только отвечая на вопрос учителя, решая ту или иную учебную задачу, поэтому все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя.                                                                                                                              

        Применение компьютера для обучения школьников — это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя.

   Но, используя компьютер на уроке нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье.

   По нормам СанПина непрерывная работа за компьютером обучающихся  школы не должна превышать 20 минут за урок. Об этом нужно помнить при подготовке и планировании уроков.

   Ещё Демократ говорил: «Всё есть лекарство и всё есть яд. Нужно знать меру!»

Раздел III.  Заключение

В заключении следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

        Подводя итог, отмечу, что применение средств ИКТ в системе общего образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, особенно в домашних условиях, требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание учителям и родителям. Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок географии в свете внедрения ФГОС"

рекомендации по составлению интегрированных уроков по географии...

Особенности современного урока экономики в условиях внедрения ФГОС второго поколения

Моя же задача – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках....

Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего образования.

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Статья : Современный урок физики в свете требований ФГОС второго поколения.

Основной формой организации обучения был и остается урок,поэтому свою статью я решила посвятить именно тому,каким должен быть современный урок!...

Доклад для семинара учителей физики и математики на тему: Современный урок физики в свете требований ФГОС .

              Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок....

Статья "Дифференцированное обучение учащихся на уроках географии в условиях внедрения ФГОС"

В статье "Дифференцированное обучение учащихся на уроках географии в условиях внедрения ФГОС"приводятся фрагменты уроков, примеры заданий,которые может использовать учитель на уроках.Особое ...

"Современный урок музыки в свете внедрения ФГОС"

В данной статье раскрывается использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий на уроках музыки, так как внедрение ФГОС требует от педагогов поиска инновационных ср...