Викторина на тему «Применение химии в сельском хозяйстве»
материал по химии (9, 10, 11 класс) на тему

Погребняк Анна Николаевна

Вопросы и ответы по теме "Химия в сельском хозяйстве".

Разделы:

1. Значение элементов.

2.Почва и удобрения.

3. Химческая защита растений и животных.

4. Применение физиологически активных веществ.

5. Применение химии в животноводстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina2.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина на тему «Применение химии в сельском хозяйстве»

Значение химических элементов в жизни растений и животных.

1.По какому принципу химические элементы подразделяются на микроэлементы,         макроэлементы и ультрамикроэлементы?

2.Какой элемент можно назвать миллионером из-за огромного числа образуемых им соединений?

3.Какой элемент является самым распространенным на Земле? Каково его значение в жизни растений и животных?

4.При недостатке какого элемента плохо развивается корневая система растений?

5.Какой элемент назван А. Е. Ферсманом «элементом жизни и мысли»?

6.Какие растения накапливают йод?

7.Название какого элемента не соответствует его роли в живой природе?

8.Что называют «зелеными химическими лабораториями»?

9.Недостаток какого элемента вызывает болезнь «сердечка» у сахарной свеклы?

10.Какую «пищу» из воздуха получают растения?

11.Кто из русских ученых впервые указал на воздушное питание растений?

12.Кто впервые разгадал тайну фотосинтеза?

13.Находясь в океане какого газа растения страдают от его недостатка?

14.Какого ученого по праву называют «биографом азота»?

15.Корни каких растений могут усваивать для питания атмосферный азот?

16.Какое растение было названо «альфой и омегой» обмена азотистых веществ в организме?

Почва и удобрения.

1.Какой элемент является основой земной коры?

2.Какие составные части почвы образуются из камня?

3.Можно ли вырастить растение без почвы?

4.Какие соли натрия используются в сельском хозяйстве?

5.Какие агроприемы относятся к химической мелиорации почв?

6.Какие реакции происходят при известковании почв?

7.Народная мудрость гласит: «Мергель делает богатыми  отцов, но  бедными сыновей. » Объясните, почему.

8. Какую почву знаменитый русский почвовед В. В. Докучаев назвал «царём почв»?

9.В каком случае горную породу называют материнской?

10.Какая составная часть почвы может быть названа «кладом плодородия»?

11.Какие почвы считаются ядовитыми так как на них не растут многие растения?

12.Кого бы вы назвали невидимыми «поварами кухни» для растений?

13.Какие минералы и горные породы относятся к «агрономическим рудам»?

14.Кто из учёных впервые издал «Сельскохозяйственную химию»?

15.Какое удобрение можно получить из костей животных?

16.Какое применение находят металлургические шлаки в сельском хозяйстве?

17.Какие удобрения «от моря и солнца родились»?

18.Какие вещества в земледелии и животноводстве называют «чудесными миллиграммами»?

19.Какое вещество, раньше считавшееся отбросом  животного организма, теперь является ценным удобрением и применяется для подкормки жвачных животных? Как его получают на заводах?

20.Какие химические удобрения ,применяемые в  сельском хозяйстве, называются односторонними и многосторонними, сложными и  смешанными, прямыми и косвенными?

21. На каких почвах и почему лучше усваивается фосфоритная мука?

22.Что такое фритты?

23.В грозу в дождевой воде можно обнаружить азотную кислоту. Как  она появилась в дождевой воде?

24.Какой зелёный камень называют «другом урожая»?

25.Какие вы знаете жидкие удобрения?

26.Какие вы знаете «живые» удобрения?

27.Какое удобрение получают в промышленности из воздуха  и воды?

28.Какой газ применяется как жидкое удобрение?

29.Что означает в переводе название «апатит»?

30.Каким великим русским химиком была создана книга «Работы по сельскому хозяйству и лесоводству»?

31.Почему зола является хорошим удобрением?

32.Исследуя раствор сульфата аммония лакмусом ,учащиеся обнаружили ,что индикатор  краснеет. Значит , сульфат аммония имеет кислую среду и, находясь в почве подкисляет  её. Чтобы избежать этого, один из учеников предложил вносить сульфат аммония в смеси с известью, другой возразил ему и предложил смешивать удобрение с известняком. Кто из учеников был прав?

33.В каком фосфорном удобрении находится много балласта?

34.Чем отличаются простой и двойной суперфосфат? В чём сходство между ними?

35.Кто из русских учёных ещё в 1925 г. назвал ближайшей очередной задачей «химификацию земледелия»?

Химическая защита растений и животных.

1.Что такое пестициды ,инсектициды ,фунгициды ,зооциды ,гербициды?

2.Какие существуют методы борьбы с ржавчиной?

3.Какие веществ называют репеллентами?

Применение физиологически активных веществ.

1.Как ростовые вещества влияют на растение в зависимости от концентрации?

2.Какие агрохимические приёмы носят название «дефолиация» и «десикация»?

3.Что такое гиббереллины? С какой целью они применяются в сельском хозяйстве?

4.Как химики могут разбудить растение и помочь ему «заснуть»?

5.Какой газ ускоряет созревание плодов?

Применение химии в животноводстве.

1.Какими способами химики «облагораживают» грубые корма?

2.Какие удобрения применяются в животноводстве в качестве добавок к кормам?

3.Каким животным дают мочевину (карбамид) в качестве «азотной» подкормки?

Ответы на вопросы викторины.

Значение химических элементов в жизни растений и животных.

1.Это подразделение основано на количественном содержании этих элементов в организме и на потребностях растений и животных в тех или иных элементах: макроэлементы содержатся в количестве 10-1,10-2% (N,P,K  и др.) ; микроэлементы -10-3-10-5% (Cu, B, Mn и др.) ; ультрамикроэлементы необходимы в количестве,  меньшем 10-6% (Se, Te ,Au,Ag  и др.).

2.Углерод.

3.Кислород. Его содержится 47,2%(весовых) в земной коре, включая твёрдую, жидкую и газообразную оболочки Земли. Примерно 42% кислорода находится во всей массе растений. Используется он для дыхания  животных, синтеза и окисления органических  веществ растений.

4.Кальция.

5.Фосфор.

6.Морские водоросли, например, ламинария (морская капуста).

7.Название элемента азота (в переводе означает безжизненный).Но он входит в состав белков-носителей жизни.

8.Зелёные пластиды клеток растений. В них под влиянием солнечных лучей синтезируются углеводы, белки  и жиры.

9.Недостаток бора. Сахарную свеклу подкармливают борной кислотой.

10.Углекислый газ.

11.М. В. Ломоносов (1711-1765).

12.К. А. Тимирязев (1843-1920).

14.Д. Н. Прянишников (1865-1948).

15.Корни бобовых растений, у которых имеются клубеньки с бактериями, усваивающими азот почвенного воздуха.

16.Аммиак.

Почва и удобрения.

1.Кремний. Его содержание в земной коре 27,6% (весовых).

2.При химическом выветривании силикатных горных пород образуются песок, глина и минеральные соли.

3.Можно. Выращивание растений на питательном растворе (гидропоника) и распыление такого раствора в воздухе, в  зоне корней (аэропоника) осуществляется  в теплицах.

4.Из солей натрия применяются: натриевая селитра-азотное удобрение-для растений и поваренная соль-для животных.

5.Известкование и гипсование почв.

6.Реакции нейтрализации:

2H+ +Ca (OH)2=2H2O+Ca2+

2H++CaCO3=Ca2++H2O+CO2

7.Мергель состоит из 50-80% углекислого кальция и 20-50% глины. В первые годы получают хорошие урожаи, так как улучшаются структура и свойства почвы (нейтрализуется её кислотность). Но, так как внесение мергеля не увеличивает запасов питательных веществ, со временем всё хуже и хуже. Почва  истощается. Поэтому «потомству» достаются истощённые почвы.

8.Чернозём.

9.В том случае если она является почвообразующей, т. е. при выветривании даёт составные части почвы.

10.Перегной.

11.Солончаковые.

12.Бактерии, минерализующие органическое вещество.

13. «Агрономическими рудами» считаются те, из которых получают минеральные удобрения. Это фосфорит, апатит, сильвинит, карналлит.

14.Немецкий химик Ю. Либих в 1840 г.

15.Фосфорное удобрение-костяную муку. При обработке костей серной кислотой раньше получали суперфосфат.

16.Металлургические шлаки используют для известкования почв. Томасов шлак  мартеновских печей и конвертеров применяется как фосфорное удобрение. Кроме того , шлаки содержат микроэлементы.

17.Сильвинит, карналлит и другие калийные удобрения, образовавшиеся при медленном высыхании древнего Пермского моря.

18.Соли микроэлементов бора, цинка, меди, марганца, кобальта и др.

19.Мочевина. На заводах её получают из углекислого газа и аммиака (при температуре 1800-2000 и двлении 200ат ) : 2NH3+CO2=(NH2)2CO+H2O

20.В односторонних удобрениях имеется всего один питательный элемент ,в  многосторонних- два и больше. Сложные содержат чаще всего два питательных элемента в составе молекул одного вещества, например  (NH4)H2PO4, KNO3  и т.д. Смешанные удобрения представляют смеси солей различного состава, например хлористого калия, аммиачной селитры и суперфосфата. Прямые удобрения служат непосредственно для питания растений, косвенные улучшают свойства почвы (например, известняк.)

21.Фосфоритная мука не растворима в воде, но растворима в кислой среде, поэтому она лучше усваивается на кислых почвах.

22.Фритты - это сплавы стеклянных или силикатных остатков с окислами или солями микроэлементов. Расплав выливается в холодную воду и застывает в виде гранул. Эта операция носит название «фриттинг». Фритты относятся к долгодействующим удобрениям.

23.Во время гроз кислород  и азот воздуха реагируют между собой, образуя окись азота. Затем идёт процесс:  NO-NO2-HNO3

24.Апатит.

25.Жидкий аммиак, аммиачная вода, аммиакаты (растворы селитр, насыщенные аммиаком) .

26.Бактериальные удобрения – нитрагин, азотобактерии, фосфоробактерии . и др., представляющие собой культуру определённых бактерий. Зелёные  удобрения – сидераты  (живые бобовые растения), накапливающие связанный азот.

27.Аммиачную селитру. Сжижением воздуха при высоком давлении и низкой температуре и последующей фракционной перегонкой его получают азот. При электролизе воды образуется водород. Из водорода и азота синтезируются аммиак, окисляя который получают азотную кислоту. Нейтрализация кислоты аммиаком приводит к образованию аммиачной селитры.

28.Сжиженный аммиак.

29.Название «апатит» происходит от слова «апате» (в перевод  с греческого – «обманываю» ). Название это возникло потому, что апатит часто путали с другими минералами.

30.Д. И. Менделеевым.

31.Потому что она содержит в своём составе поташ и известь.

32.Прав был ученик , который предложил вносить сульфат аммония в почву с известняком. Сульфат аммония нельзя смешивать с известью ,так как при этом происходит реакция ,приводящая к потерям азота в виде аммиака:(NH4)2SO4+Ca(OH)2=CaSO4+2NH3+2H2O.Смешение же с известняком не приводит к потерям азота.

33.В простом суперфосфате. В нём балластом является гипс.

34.Простой суперфосфат имеет в своём составе две соли. Двойной суперфосфат – одну. Кроме того в двойном суперфосфате отсутствует балласт. Сходство – содержание первичного фосфата кальция.

35.Д. Н. Прянишников.

Химическая защита растений и животных.

1.Пестициды – общее название ядохимикатов. Инсектициды – ядохимикаты для уничтожения насекомых  - вредителей. Фунгициды – химические средства борьбы с грибковыми заболеваниями. Зооциды – яды, уничтожающие грызунов. Гербициды – средства химической прополки сорняков.

2.Ржавчина – заболевание растений  вызванное грибком-паразитом. Меры борьбы: культура устойчивых сортов ,подкормка растений калийными удобрениями ,применение фунгицидов.

3.Репелленты – это вещества, отпугивающие кровососущих  насекомых. Например,  диметилфталат ,  который входит в состав крема «Тайга». Последний отпугивает комаров в течении 2-4 часов.

Применение физиологически активных веществ.

1.Препараты 2,4-Д (2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота и её калиевая соль) , 2,4. 5-ТУ (2,4- трихлорфеноксиуксусная кислота) в зависимости от концентрации могут то стимулировать рост растений, то, вызывать их гибель. Концентрации до 0,01% оказывают стимулирующее действие, выше 0,01% - вызывают гибель растений.

2.Дефолиация-опадение листьев, вызванное  химическими средствами (цианамидом кальция, хлоратом магния и др.). Её проводят например во время машинной уборки хлопчатника. Десикация – подсушивание наземных частей растений опрыскиванием растворами химикатов, например перед уборкой картофеля или семенников клевера машинами.

3.Гиббереллины – это продукты жизнедеятельности одного из видов грибка, паразитирующего на рисе и вызывающего болезнь «дурных» побегов (рис вырастает обычно высотой 60-70 см, а при поражении грибком до 2 м). Открыты в Японии. Применяются ,например, для ускорения роста конопли, получения крупноплодных сортов винограда и т. д.

4.Применяя стимуляторы роста, химики добиваются раннего распускания листовых почек и побегов, заставляют растение раньше срока цвести и плодоносить. Используя другие вещества,  химики удлиняют у растений (клубней, луковиц и т.д.) период покоя.

5.Этилен.

Применение химии в животноводстве.

1.Облагораживание грубых кормов заключается в применении азотных добавок(мочевины, кормовых дрожжей) к безбелковым кормам; в осахаривании кормов в слабокислой среде; в химической обработке грубых кормов 1-2% раствором едкого натра или соды.

2.Фосфоритная мука, молотый известняк, соли микроэлементов.

3.Жвачным животным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа спецкурса по химии для 9 класса по теме:"Химия и сельское хозяйство"

Пояснительная запискаХимизация – это одно из направлений научно-технического прогресса, основанное на широком применении химических веществ, процессов и методов в различных отраслях, например, в...

Химия в сельском хозяйстве. 9 кл.

Презентация учеников 9 класа...

химия и сельское хозяйство

химия в сельском хозяйстве...

Презентация "Химия и сельское хозяйство"

Химизация сельского хозяйства — одно из направлений научно-технического прогресса, основанное на широком применении химических веществ, процессов и методов в сельском хозяйстве....

Исследовательская работа Тема: «Кукуруза -зерновая культура сельского хозяйства»

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что в последние годы  широкое распространение в условиях Восточной Сибири получила кукуруза. По питательности она одна из ведущих овощных куль...

Интегрированный элективный курс «Применение квадрокоптеров в сельском хозяйстве»

Рабочая программа интегрированного элективного курса «Применение квадрокоптеров в сельском хозяйстве»  составлена на основе программы межпредметного элективного курса для 10-11 классо...