Рабочие программы по химии
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) на тему
Рабочие программы по химии базового уровня 8 класс по Рудзитису Г.Е.;
Рабочие программы имеют приложения: тексты контрольных и практических работ, лабораторные опыты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp8h.docx | 156.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Светлинская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «____»_________2017г
Заместитель директора по УВР
____________/Т.К.Кребенштеин/
Рабочая программа по химии в 8 классе
учителя биологии и химии Белоусовой Ирины Ивановны
на основе авторской программы по химии для 8-11кл. под ред. Н.Н.Гара– М.: Просвещение, 2009г.
Рассмотрено на заседании МО.
Протокол № 1
от « »_____________ 2017 г.
Руководитель ШМО
_________________/ И.И.Белоусова/
2017-2018учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а так же правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Весь теоретический материал курса химии для основной школы структурирован по шести блокам:
- Методы познания веществ и химических явлений;
- Экспериментальные основы химии;
- Вещество;
- Химическая реакция;
- Элементарные основы неорганической химии;
- Первоначальные представления об органических веществах;
- Химия и жизнь.
Содержание этих учебных блоков направлено на достижение целей химического образования.
В курсе 8 класса учащиеся знакомятся с первоначальными понятиями: атом, молекула, простое и сложное вещество, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества. На примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, периодический закон, виды химической связи.
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Химия» в 8 классе общеобразовательных учреждений .
При составлении планирования уроков химии в 8 классе использовано содержание «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» автор Н.Н.Гара (2009г), « Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений» / Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман. - М.: Просвещение, 2008, место предмета В Базисном учебном плане МБОУ «Светлинская СОШ»; предусмотрены в рамках отведенного времени часы для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 6 часов.
Практические работы:
.ПР№1.Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
ПР№2. Очистка загрязненной поваренной соли.
ПР№3. Получение и свойства кислорода.
ПР№4. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
ПР№5. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
ПР № 6 . Получение соляной кислоты и ее свойства.
Программой предусмотрено проведение на уроках кратковременных (10-15 минут от урока) демонстраций и лабораторных опытов.
Демонстрации:
Дем 1. Примеры тел и веществ из школьной лаборатории.
Дем 2.Разделение смеси древесных опилок и речного песка отстаиванием.
Дем 3.Разделение сахара и речного песка фильтрованием с последующим упариванием раствора сахара.
Дем 4. Разделение смеси воды и растительного масла при помощи делительной воронки.
Дем 5. Примеры физических и химических явлений: изменения, происходящие при растворении сахара в воде, при нагревании сахара, при плавлении и горении свечи.
Дем 6. Примеры веществ молекулярного (сахароза и иод) и немолекулярного (поваренная соль, железо) строения.
Дем 7.Взаимодействие серы с железом (образование сульфида железа (II).
Дем 8. Синтез воды в эвдиометре.
Дем 9. Прокаливание медной пластинки, горение магния.
Дем 10.Получение кислорода из перманганата калия, пероксида водорода. Собирание кислорода методом воздуха и методом вытеснения воды.
Дем11. Горение спирта в фарфоровой чашке. Тушение пламени.
Дем12. Взрыв смеси водорода с воздухом.
Дем 13.Газометр, аппарат Киппа, детали для сборки простейшего прибора для получения газа.
Дем 14. Растворение в воде сахара (соли), глины, керосина.
Дем 15. Растворение серной кислоты в воде.
Дем 16. Приготовление ненасыщенных и насыщенных растворов.
Дем 17. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Дем 18. Взаимодействие воды с натрием, магнием, оксидом кальция.
Дем 19. Образцы оксидов.
Дем 20. Взаимодействие кислотных и основных оксидов с водой.
Дем 21. Взаимодействие основных оксидов с кислотами
Дем 22. Взаимодействие кислотных оксидов с основаниями.
Дем 23.Получение нерастворимых оснований.
Дем 24. Реакция нейтрализации.
Дем 25. Действие растворов кислот на индикаторы (фенолфталеин, лакмус.метиловый оранжевый), взаимодействие кислот с металлами.
Дем 26. Образцы щелочных металлов и галогенов.
Дем 27. Взаимодействие оксидов с водой, исследования свойств полученных продуктов.
Дем 28. Модели кристаллических решеток поваренной соли, алмаза, оксида углерода(IV) или иода.
Дем 29. Получение хлороводорода и растворение его в воде.
Дем 30.Качественная реакция на соляную кислоту и ее соли.
Дем 31. Качественная реакция на иод, бромиды, иодиды.
Лабораторные опыты :
ЛО№1.Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
ЛО№2.Разделение смеси состоящей из порошков железа и серы.
ЛО№3.Примеры физических явлений.
ЛО№4. Примеры химических явлений.
ЛО№5. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов.
ЛО№6. Разложение основного карбоната меди (II)
ЛО№7. Реакции замещения меди железом.
ЛО№8.Ознакомление с образцами оксидов.
ЛО№9.Получение и свойства водорода
ЛО№10. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
ЛО№11. Свойства растворимых и нерастворимых оснований.
ЛО№12. Взаимодействие щелочей с кислотами.
ЛО№13. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.
ЛО№14. Разложение гидроксида меди (II) при нагревании.
ЛО№ 15.Действие кислот на индикаторы.
ЛО№16. Отношения кислот к металлам.
ЛО№17. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
ЛО№18. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
ЛО№19. Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей.
ЛО№20.Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля .При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Неорганическая химия.
Тема 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений.)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания химии: наблюдения, эксперимент, измерения. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решётки ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки. Простые и сложные вещества. Химический элемент.Металлы и неметаллы.Атомная единица массы. Относительная атомная масса.Язык химии.Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса.Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений.Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Лабораторные опыты.
1.Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
2.Разделение смеси с помощью магнита.
3.Примеры физических явлений.
4.Примеры химических явлений.
5.Ознакомление с образцами простых и и сложных веществ.
6.Разложение основного карбоната меди (II).
7.Реакция замещения меди железом.
Практические работы.
1.Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием и посудой.
2.Очистка загрязненной поваренной соли
Демонстрации.
1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.
2. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция.
3. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
4. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) разложение нитрата
калия; в) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; г) разложение пероксида водорода.
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 2. Кислород.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации.
Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды.
Определение состава воздуха.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Лабораторный опыт 8. Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород - восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты:
9. Получение водорода и изучение его свойств.
10.Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Расчетные задачи. Решение задач различных типов.
Тема 4. Растворы. Вода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды.Вода в природе и способы ее очистки. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Практическая работа 4.Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Демонстрации.
Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).
Тема 5. Основные классы неорганических соединений.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты.
11.Свойства растворимых и нерастворимых оснований.
12.Взаимодействие щелочей с кислотами
13.Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.
14.Разложение гидроксида меди(II) при нагревании.
15.Действие кислот на индикаторы.
16. Отношение кислот к металлам
17. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Практическая работа 5. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Демонстрации.
Реакции, характерные для оксида кальция
Реакции, характерные для углекислого газа
Образцы оксидов
Знакомство с образцами кислот.
Реакции, иллюстрирующие основные свойства характерные для кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями и солями
Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных для солей реакций: вытеснение одного металла другим из раствора соли; взаимодействие с кислотами, щелочами, солями.
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Понятие о группах сходных элементов.Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.
Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б – группы, периоды. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоёв у атомов элементов первого-третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И.Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
Лабораторный опыт 18. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь.
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.
Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Лабораторный опыт 19: Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химической связи.
Демонстрации. Ознакомления с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов.
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 9. Галогены
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрации.
Получение хлороводорода и растворение его в воде.
Качественная реакция на соляную кислоту и её соли.
Качественная реакция на иод, бромиды, иодиды.
Знакомство с образцами природных хлоридов.
Знакомство с физическими свойствами галогенов (брома, йода).
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.
Лабораторный опыт 20. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода.
Практическая работа 6. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения химии в 8 классе учащиеся должны
знать/понимать
важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.
уметь
называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент.
использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тема 1 Первоначальные химические понятия - 18 часов
Учащиеся должны знать:
1.определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула; различать понятия вещество и тело, простое вещество и химический элемент, физические явления и химические явления;
2.определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава;
3.знаки первых 20 химических элементов;
4.понимать и записывать химические формулы веществ;
5.правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Уметь:
1.отличать химические реакции от физических явлений;
2.использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
3.называть химические элементы;
4.определять валентность важнейших элементов по формуле и составлять формулы бинарных соединений по валентности;
5.определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам;
6.вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
7.классифицировать химические реакции по типу;
8.расставлять коэффициенты в уравнениях реакций;
9.проводить расчеты по уравнению реакции;
10.применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 2 Кислород - 5 часов
Учащиеся должны знать:
1.условия горения и способы его прекращения; понятие тепловой эффект химической реакции;
2.строение, свойства, способы получения и области применения кислорода;
3.состав, свойства, способы получения оксидов;
4.круговорот кислорода в природе;
5.состав воздуха
Уметь:
1.записывать уравнения реакции окисления;
2.вести расчеты по термохимическим уравнениям;
3.получать и собирать кислород методом вытеснения воздуха и воды;
4.записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислорода;
5.применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 3 Водород - 3 часа
Учащиеся должны знать:
1.состав молекулы водорода;
2. определение восстановителя;
3.области применения водорода и способы получения его в лаборатории и промышленности.
Уметь:
1.получать водород в лабораторных условиях методом вытеснения воздуха; доказывать его наличие, проверять на чистоту.
2.давать характеристику водорода как элемента и как простого вещества, описывать физические и химические свойства водорода, записывать уравнения реакций;
3.применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 4 Растворы. Вода - 6 часов
Учащиеся должны знать:
1.способы очистки воды;
2.понятия растворы, растворитель, дистиллированная вода;
3.меры по охране воды от загрязнений;
4.определение растворимости, массовой доли растворенного вещества;
5.количественный и качественный состав воды;
6.химические и физические свойства воды;
7.понятие об анализе и синтезе как методах определения состава вещества.
Уметь:
1.объяснять процесс растворения с точки зрения атомно молекулярного учения;
2.вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
3.составлять уравнения реакций, доказывать химические свойства воды;
4.приготавливать раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества;
5.решать задачи на определение массовой доли и массы растворенного вещества;
6.применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 5 Основные классы неорганических соединений - 9 часов
Учащиеся должны знать:
1.классификацию неорганических соединений;
2.определение и классификацию оксидов, оснований, кислот и солей;
3.понятие генетической связи.
Уметь:
1.классифицировать по составу и свойствам неорганические вещества;
2.доказывать химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей, записывать уравнения реакций;
3.осуществлять схемы превращений, доказывающих генетическую связь между классами соединений;
4.применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 6 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома - 8 часов.
Учащиеся должны знать:
1.определение амфотерности оксида и гидроксида;
2.основные признаки классификации химических элементов на примере естественных семейств щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов, инертных газов;
3.определение периодического закона, периода, группы;
4.строение атома, состав атома, определение изотопов;
5.расположение электронов по слоям, формы электронных орбиталей;
6.причину периодического изменения химических свойств в зависимости от числа электронов в наружном слое;
7.роль периодического закона для развития науки и техники;
8.основные этапы жизни и деятельности Д.И.Менделеева.
Уметь:
1.объяснять общие и отличительные признаки в свойствах элементов каждого семейства;
2.объяснять изменения свойств элементов и их соединений, причину этого;
3.описывать химический элемент с точки зрения строения атома;
4.находить черты сходства и отличия у изотопов;
5.записывать строение атомов элементов первых четырех периодов;
6.записывать электронные и электронно графические формулы для первых 20 элементов;
7.давать характеристику по плану данного химического элемента главной подгруппы по его положению в ПС и строению его атома;
8.применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 7 Строение вещества. Химическая связь - 9 часов.
Учащиеся должны знать:
1.определение химической связи, электроотрицательности, ковалентной и ионной связи;
2.механизм образования связи;
3.определение кристаллической решетки, типы.
Уметь:
1.определять ковалентную и ионную связи в различных веществах, записывать схемы образования связи;
2.определять тип кристаллической решетки;
3.применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 8 Закон Авогадро. Молярный объем газов 3 часа
Учащиеся должны знать:
1.определение понятия молярный объем, сущность закона Авогадро;
2.определение понятия относительная плотность газов.
Уметь:
1.вычислять относительную плотность газов;
2.проводить расчеты на основе уравнений реакций, уметь вычислять: количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов и продуктов реакции (находить объем газа по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции).
Тема 9 Галогены - 6 часов
Учащиеся должны знать:
1.положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов; свойства хлора;
2.свойства хлороводорода, соляной кислоты и хлоридов; понимать значение качественных реакций;
3.положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов.
Уметь:
1.характеризовать галогены как химические элементы; обосновывать их свойства как типичных неметаллов;
2. составлять уравнения характерных для хлора реакций;
3.уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ - распознавать хлориды;
4.составлять уравнения химических реакций (характерных для соляной кислоты реакций).
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При составлении рабочей программы использовался учебно- методический комплект:
Программа:
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. М.: Просвещение, 2009. -53с.
Учебник:
Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.
Методические пособия:
- Сборник задач и упражнений по химии: 8-9 классы /М.А.Рябов – М.: Издательство «Экзамен», 2010
- Добротин, М.Г.Снастина. Химия.8 класс, Контрольные работы в новом формате. Учебное пособие. М: Интеллект –Центр, 2011.
- Химия. Планируемые результаты. Система заданий ,8-9 классы: пособие для учителей общеоразоват. учреждений/А.А.Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин.- М.: Просвещение, 2013.
- Химия в формулах .8-11кл.: справочные материалы/ В.Г. Иванов, О.Н.Гева._М.: Дрофа, 2013.
- Тетрадь для лабораторных работ по химии: 8 класс к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана «Химия. 8 класс»/А.Д.Микитюк.- М.: Издательство «Экзамен», 2013
- Повторение и контроль знаний . Неорганическая химия . 8 класс. Тесты, теория, задачи, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением. Авт. –сост. Е.И.Воронина-М.:Планета, 2014.
- Поурочные разработки по химии. 8 класс.- М.: ВАКО, 2014.
- Химия. Дидактический материал. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений А.М. Радецкий. – М.: Просвещение, 2016
- Химия: Новый полный спраочник для подготовки к ОГЭ/ Ю.Н. Медведев.- М.: Издательство АСТ, 2016.
- Предметные олимпиады .8-11классы. Химия/авт.-сост. Л.П. Бойко, Е.А.Иванова, Н.П. Пильникова. - Волгоград: Учитель, 2017
- Интегрированные уроки химии с применением ИКТ .8-11классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / И.И.Березенцева, Н.И.Дубинина. -М.:Планета, 2017.
MULTIMEDIA поддержка предмета:
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. М.: ООО Кирилл и Мефодий, 2004
2.Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Кислоты и основания. Екатеринбург: ООО «Уральский электронный завод», 2005
3. Электронные уроки и тесты. Вещества и их превращения. Екатеринбург: ООО «Уральский электронный завод», 2005
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:
1. | Министерство образования и науки РФ | |
2. | Федеральное агентство по образованию | |
3. | Российское образование (Федеральный портал) | |
4. | Российский общеобразовательный портал | |
5. | Дополнительное образование детей (Федеральный портал) | |
6. | Сервер информационной поддержки единого государственного экзамена | |
7. | Профильное обучение в старшей школе | |
8. | Информационно-коммуникационные технологии в образовании (система федеральных образовательных порталов) | |
9. | Федерация Интернет-образования | |
10. | Всероссийский Интернет-педсовет | |
11. | Сервер ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций | |
12. | Вестник образования (сайт журнала) | |
13. | Учительская газета | |
14. | Первое сентября (газета) | |
15. | Я иду на урок химии | |
16. | ХиМиК.ру | |
17. | Школьная химия | |
18. | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | |
19. | Федеральный центр информационных образовательных ресурсов ФЦИОР | |
20. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
21. | Единое окно доступа к образовательным ресурсам |
http://school-colltction.edu.ru
http://papa-vlad.narod,ru
http:// flashsait.com
http://viki.rdf.ru
http://uroki.net
Для самостоятельной работы школьников по химии предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
chemworld.narod.ru: школьные опыты, эксперименты и мн. др.; "Химия для любознательных" (1,6 Мб - это 224стр. в Worde со схемами и рисунками); Олимпиады; Справочные материалы, Словарь терминов ; Программы, электронный учебник "Химия" и др.; Ссылки; Обзоры и пр.
http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
№ главы, темы | Название | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Первоначальные химические понятия | 18 | 2 | 1 |
2 | Кислород | 5 | 1 | - |
3 | Водород | 3 | - | - |
4 | Растворы. Вода. | 6 | 1 | 1 |
5 | Основные классы неорганических соединений | 9 | 1 | 1 |
6 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. | 8 | - | - |
7 | Строение веществ. Химическая связь. | 9 | - | 1 |
8 | Закон Авогадро. Молярный объём газов. | 3 | - | - |
9 | Галогены | 6 | 1 | 1 |
Итого | 68 | 6 | 5 |
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема контрольной работы | Время проведения | |||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия». | ||||
Контрольная работа по темам «Кислород», «Водород», «Растворы. Вода». | ||||
Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических соединений». | ||||
Контрольная работа по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов». «Строение атома». «Строение веществ. Химическая связь». | ||||
Контрольная работа по темам: «Закон Авогадро», «Молярный объем газов», «Галогены». |
Календарно-тематическое планирование уроков химии в 8 классе 2017-2018 уч.г
№ урока | Тема занятия | Вид работы | Д/з | Дата по плану | Дата по факту |
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18ч) | |||||
1. | 1.Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. | Дем 1 ЛО№1 | §1 (с.5-6), упр.1-5 (с.13) | ||
2. | 2.ПР№1.Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. | ПР№1 | |||
3. | 3. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | Дем 2-4 ЛО№2 | §2, упр.6-9 (с.13) | ||
4. | 4. ПР№2. Очистка загрязненной поваренной соли. | ПР№2 | |||
5. | 5. Физические и химические явления. | Дем 5 ЛО№3,4 | §3, упр.10-13 (с.13) | ||
6. | 6. Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | Дем 6 | §4, упр.1-10 (с.25), §13, упр.8-12 (с.37) | ||
7. | 7. Простые и сложные вещества. Химический элемент. | Дем 7 ЛО№5 | §5, упр.11-13 (с.25), §6, упр.14-15 (с.25) | ||
8. | 8. Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса химических элементов. | §7, упр.16, 17 (с.25), §8, упр.18, 19 (с.25) | |||
9. | 9. Закон постоянства состава веществ. | Дем 8 | §9, упр.1-3 (с.31) | ||
10. | 10. Относительная молекулярная масса. Химические формулы. | §10 (примеры задач 1,2), упр.4-9, 11,12 (с.32) | |||
11. | 11. Массовая доля химического элемента в соединении. | §10, упр.10 (с.32) | |||
12. | 12. Валентность химических элементов. | §11,12, упр.1-4 (с.37) | |||
13. | 13. Составление химических формул по валентности. | §12, упр.5-7, задачи 1,2 (с.37) | |||
14. | 14. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | §14,15, упр.1-4 (с.47) | |||
15. | 15. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ | Дем 9 ЛО№6,7 | §16, упр.5,6 (с.47) | ||
16. | 16. Моль – единица количества вещества. Молярная масса. | §17, упр.7-10 (с.47) | |||
17. | 17. Решения расчетных задач по химическим уравнениям реакций. | §17, задачи 1,2 (с.48) | |||
18. | 18. Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия». | КР№1 | |||
Тема 2. Кислород (5 ч) | |||||
19. | 1. Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства. | Дем 10 | §18-20, упр.1-3, задача 1 (с.59-60) | ||
20. | 2. Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе. | ЛО№8 | §20-21, упр.4-12, задачи 2,3 (с.60) | ||
21. | 3. ПР№3. Получение и свойства кислорода. | ПР№3 | Повторить §18-21 | ||
22. | 4. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. | §22(с.60-62),§24 (с.68), упр.1-4 (с.69).сообщение «Воздушная среда нашей местности» | |||
23. | 5. Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. | Дем 11 | §22 (с.62-64), §23, упр.5-13, задачи 1,2 (с.69) | ||
Тема 3. Водород (3 ч) | |||||
24. | 1. Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. | Дем 13 ЛО№9 | §25-27, упр.1-7 (с.76-77) | ||
25. | 2. Химические свойства водорода. Применение. | Дем 12 ЛО№10 | §27, упр.8-11 (с.77) | ||
26. | 3. Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород». | ||||
Тема 4. Растворы. Вода (6 ч) | |||||
27. | 1. Вода – растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. | Дем 14-16 | §28 (с.78-79), упр.1-4, задача 1 (с.81), сообщения. | ||
28. | 2. Массовая доля растворенного вещества. | Дем 17 | §28 (с.80-81), упр.5-6, задачи 2-4 (с.81) | ||
29. | 3. ПР№4. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества. | ПР№4 | |||
30. | 4. Вода. Анализ и синтез воды. Вода в природе и способы ее очистки. | §29 (с.82-84), упр.1-4 (с.87), задача (с.88) | |||
31. | 5. Физические и химические свойства воды. | Дем 18 | §29 (с.84-87), упр.5-7 (с.87) | ||
32. | 6. Контрольная работа по темам «Кислород», «Водород», «Растворы. Вода». | КР№2 | |||
Тема 5. Основные классы неорганических соединений (9 ч) | |||||
33. | 1. Оксиды: классификация, номенклатура, свойства оксидов, получение, применение. | Дем 19-22 | §30, упр.1-7 (с.92-93), задачи 1,2 (с.93) | ||
34. | 2. Основания: классификация, номенклатура, получение. | Дем 23 ЛО№11 | §31 (с.93-95), упр.2,3, задачи 3,4 (с.99) | ||
35. | 3. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. | Дем 24 ЛО№12-14 | §31 (с.95-99), упр.1,5-9, задачи 1,2 (с.99) | ||
36. | 4. Кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства. | Дем 25 ЛО№15-17 | §32, упр.5-9 (с.104-105), задачи 1-4 (с.105) | ||
37. | 5. Соли: классификация, номенклатура, способы получения. | §33 (с.105-108), упр.1-6,8 (с.112) | |||
38. | 6. Физические и химические свойства солей. | §33 (с.108-110), упр.7,9,10 (а,б,в), задачи 1,2 (с.112) | |||
39. | 7. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | §33 (с.110-111), упр.10 (г-к) | |||
40. | 8. ПР№5. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». | ПР№5 | |||
41. | 9. Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических соединений». | КР№3 | |||
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома (8 ч) | |||||
42. | 1. Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. | Дем 26 ЛО№18 | §34, упр.1-3 (с.122) | ||
43. | 2. Периодический закон Д.И.Менделеева. | Дем 27 | §35, упр.4,5, задача (с.122) | ||
44. | 3. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. | §36, упр.1-4 | |||
45. | 4. Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент. | §37 (с.125-129), упр.1-3 (с.138), сообщения | |||
46. | 5. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Современная формулировка периодического закона. | §37 (с.129-132), упр.4-6 (с.138) | |||
47. | 6. Состояния электронов в атомах. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах. | §37 (с.132-135). Сообщения | |||
48. | 7. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. | §38,39, упр.7 (с.158) | |||
49. | 8. Повторение и обобщение по теме Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. | ||||
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (9 ч) | |||||
50. | 1. Электроотрицательность химических элементов. | §40, упр.1,5 (с.145) | |||
51. | 2. Ковалентная связь. | §41 (с.141-144), упр.3(б,в) (с.145) | |||
52. | 3. Полярная и неполярная ковалентные связи. | §41 (с.141-144), упр.3(б,в) (с.145) | |||
53. | 4. Ионная связь. | §41, упр.3(а), 4,6,7 (с.145) | |||
54. | 5. Кристаллические решетки. | Дем 28 ЛО№19 | §42 (с.146-148), упр.1-4, задачи 1,2 (с.152) | ||
55. | 6. Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. | §42 (с.148-149), §43 (с.150-152), упр.5,6,8 (с.152) | |||
56. | 7. Окислительно-восстановительные реакции. | §43 (с.149-150), упр.7,9 (с.152).повторить §40-43 | |||
57. | 8. Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь». | ||||
58. | 9. Контрольная работа по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов». «Строение атома». «Строение веществ. Химическая связь». | КР№4 | |||
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч) | |||||
59. | 1. Закон Авогадро. Молярный объем газов. | §44 (с.153-154), упр.1,2 (с.156) | |||
60. | 2. Относительная плотность газов. | §44, упр.3, задача 3 (с.156) | |||
61. | 3. Объемные отношения газов при химических реакциях. | §45, упр.4, задачи 2,4 (с.156) | |||
Тема 9. Галогены (6ч) | |||||
62. | 1. Положение галогенов в периодической системе, строение их атомов. Хлор. | §46-47, упр.1-9, задачи 1-2 (с.164) | |||
63. | 2. Хлороводород. | Дем 29 | §48, упр.1-3, задачи 1-3 (с.169) | ||
64. | 3. Соляная кислота и её свойства. | Дем 30 | §49, упр.4,5, задачи 4,5 (с.169) | ||
65. | 4. Сравнительная характеристика галогенов. | Дем31 ЛО№20 | §50, упр.1-6, задача (с.172) | ||
66. | 5. ПР № 6 . Получение соляной кислоты и ее свойства. | ПР№6 | |||
67. | 6.Контрольная работа по темам: «Закон Авогадро»,«Молярный объем газов»,«Галогены». | КР№5 | |||
68. | 7.Повторение |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ:
Контрольная работа по теме: Первоначальные химические понятия
Вариант I.
Выберите один правильный ответ в заданиях № 1-6
1. Смесью является
1).сероводород 2) воздух 3) фосфор 4)хлорид натрия
2. Сложным веществом является
1).сульфид железа 2)кислород 3)белое олово 4)алюминий
3. Поваренную соль из её раствора можно выделить с помощью
1)фильтрования 2)отстаивания 3)выпаривания 4)перегонки
4.Верны ли суждения о правилах техники безопасности?
А. В лаборатории разрешено исследовать запах веществ.
Б. В лаборатории разрешается пробовать вещества на вкус.
1) верно только А 3)верны оба суждения
2) верно только Б 4)оба суждения неверны
5. «Три молекулы кислорода» означает запись
- О3 2) 3О2 3)2О3 4)3О
6. Значения высшей и низшей валентности серы соответственно равны
1) V и III 2) VII и I 3) IV и II 4)VI и II
Ответом к заданию № 7является последовательность цифр , которая соответствует номерам правильных ответов.
7. К физическим явлениям относят процессы
1)фотосинтеза
2)ржавления
3)горения
4)диффузии
5)испарения
8. Определите относительную молекулярную массу веществ
1)NH3 2)Cu(OH)2
При выполнении заданий №9-10 подробно запишите ход их решения и полученные результаты.
9. Составьте уравнения реакций: допишите формулу образующегося вещества, расставьте коэффициенты, определите тип реакции.
1) Мg + О2 =……
2) Fe2O3 + Н2= Fe+…….
10. Рассчитайте массовую долю кислорода в Н3PO4
Контрольная работа по теме: Первоначальные химические понятия
Вариант II.
Выберите один правильный ответ в заданиях № 1-6
1. Смесью является
1). Нитрат натрия 2) водород 3) гранит 4)хлор
2. Сложным веществом является
1). Поваренная соль 2)железо 3)серебро 4)красный фосфор
3. Растительное масло от воды можно отделить с помощью
1)фильтра 2)делительной воронки 3)выпаривательной чашки 4)дистиллятора
4.Верны ли суждения о правилах техники безопасности?
А. В лаборатории разрешается находиться без защитных очков.
Б. В лаборатории разрешается принимать пищу.
1) верно только А 3)верны оба суждения
2) верно только Б 4)оба суждения неверны
5. «Четыре атома серы» означает запись
- 2S22) S4 3)4S 4)2S4
6. Валентность фосфора в соединениях PH3 и P2О5
1)VIII и II 2) III и II 3) I и V 4) III и V
Ответом к заданию № 7 является последовательность цифр , которая соответствует номерам правильных ответов.
7. К физическим явлениям относят процессы
1) брожения сока
2)гниения листьев
3)скисания молока
4)образования льда
5)плавления олова
8. Определите относительную молекулярную массу веществ
1)СH4 2)Zn(NO3)2
При выполнении заданий №9-10 подробно запишите ход их решения и полученные результаты.
9. Составьте уравнения реакций: допишите формулу образующегося вещества, расставьте коэффициенты, определите тип реакции.
1) Р + О2 =……
2) НCI + Mg= H2 +…….
10. Рассчитайте массовую долю кислорода в Cа(ОН)2
Контрольная работа№2 (8 класс).
Тема: Кислород. Газообразное состояние вещества. Водород.
Вариант №1.
- Напишите уравнение реакций кислорода с:
А) литием; Б) водородом; В) метаном (CH4).
2. Осуществите превращения:
H2 → H2O → H2 → HCl → хлорид железа(II) + ?
3. Допишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты, назовите вещества:
А) H2SO4 + Zn → ? + H2;
Б) KMnO4 → K2MnО4 + MnО2 + ?
В) Соляная кислота + алюминий→
4. Чему равна масса магния, вступившего в реакцию с 16 г кислорода?
Контрольная работа№2 (8 класс).
Тема: Кислород. Газообразное состояние вещества. Водород.
Вариант №2
- Напишите уравнение реакций водорода с:
А) кислородом; Б) хлором; В) оксидом меди(II).
2. Осуществите превращения:
? + CO2 ← О2 → CuО → хлорид меди(II)+ ?
SО2
3. Допишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты, назовите вещества:
А) Zn + НСL → Zn СL2 + ?
Б) H2O → ? + ?
В) Серная кислота + магний→
4. Чему равна масса кальция, вступившего в реакцию с 4,48л кислорода?
Контрольная работа №3. Вода. Водные растворы. Основные классы неорганических веществ. Типы химических реакций.
Вариант I.
1. С какими из перечисленных веществ будет реагировать вода:
а)ZnOб) SO3 в) Znг) К д) Nа2O
Напишите соответствующие уравнения реакций.
2. Осуществите превращения:
а) Сu(OH)2→ CuO
↓
CuSO4
б) SO3→H2 SO4→ CaSO4
↓+КОН
ВаSO4
3.Определите массу воды и соли, которые потребуются для приготовления 250 г 12% раствора.
Контрольная работа №3. Вода. Водные растворы. Основные классы неорганических веществ. Типы химических реакций.
Вариант II.
1. С какими из перечисленных веществ будет реагировать вода:
а)СO2б)AL2O3 в)Feг) К2O д) Nа
Напишите соответствующие уравнения реакций.
2. Осуществите превращения, назовите полученные вещества:
а) Zn (OH)2→Zn O б) SO3→H2 SO4→ CuSO4
↓ ↓+NaОН K2SO4
ZnCL2
3. Определите массу воды и соли, которые потребуются для приготовления 200 г 5% раствора.
Контрольная работа № 3(8кл)
Тема: Вода. Водные растворы. Основные классы неорганических веществ. Типы химических реакций.
Вариант III.
- Назовите вещества, распределите их по классам: К2О; Мg(OH)2; ZnCL2; N2O5; СаSО4; Н2SО4; AL(OH)3; НСL.
- С какими из перечисленных веществ будет реагировать вода: а).К
б). Zn в). Аu г). Nа2О д). СО2
3. Осуществите превращения, укажите типы химических реакций.
Са →СаО→Са(OH)2→СаSО4
4.Определите массу соли которая необходима для приготовления 400г 10% раствора.
Контрольная работа № 5 по темам «Закон Авогадро. Молярный объем газов». «Галогены»
Вариант I
1.Жидким галогеном является
1)хлор 2)фтор 3)бром 4)иод
2. Составь схему строения атома хлора. Укажите общее число и число неспаренных электронов. Запишите формулы типичных соединений.
3.Наиболее сильный окислитель – это
1)хлор 2)фтор 3)бром 4)иод
4.Составьте уравнение реакции, расставьте коэффициенты с помощью электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.
КВr +СI2 → КСI+ Вr2
5. Степень окисления в хлорной кислоте(НСIО)
1) +5 2) +1 3) – 1 4) +7 5) 0
6. Составьте два уравнения реакций, в которых участвуют галогены :
А) соединения Б) замещения
7. Наиболее прочная галогеноводородная кислота - это
1) HCI 2) HBr 3) HI 4)HF
8. Составьте 4 уравнения реакций характеризующих свойства соляной кислоты или других галогеноводородных кислот
9. Вычислите объёмы хлора и водорода (н.у.), необходимых для получения 20 м3 хлороводорода.
Контрольная работа № 5 по темам «Закон Авогадро. Молярный объем газов». «Галогены»
Вариант II
1. Твердым галогеном является
1)хлор 2)фтор 3)бром 4)иод
2. Составь схему строения атома фтора. Укажите общее число электронов, вращающихся вокруг ядра атома, и число электронов, находящихся на наружном электронном слое.
3.Галоген, который способен возгоняться, - это
1)хлор 2)фтор 3)бром 4)иод
4.Составьте уравнение реакции, расставьте коэффициенты с помощью электронного баланса. Укажите какое вещество окисляется, а какое восстанавливается.
МnO2 +HСI→ МnСI2+ CI2 +Н2О
5. Степень окисления в бертолетовой соли (КСIО3)
1) +5 2) +1 3) – 1 4) +7 5) 0
6. Составьте два уравнения реакций, в которых один галоген вытесняет другой из соли.
7. Различить галогеноводородные кислоты и их соли можно с помощью одного реактива
1)хлорной воды 2) АgNO3 3) крахмального клейстера 4)Cu
8. С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота: ртуть, оксид меди (II), алюминий, гидроксид калия, карбонат калия? Напишите уравнения возможных реакций.
9. Для реакции взяли 5л хлора и 2л водорода (н.у.). Смесь взорвали. Каков объем полученногохлороводорода? Какой газ остался в избытке?
Итоговая контрольная работа по химии за курс 8 класса
Вариант I
- К сложным веществам относиться
- сера 2)железо 3)вода 4) графит
- Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +14 равно
1)2 2)4 3)6 4)8
3. Низшую валентность атомы фосфора имеют в соединении
1)РН3 2) Р2О3 3)РCI3 4) Р2О5
4. Ионная связь характерна для каждого из двух веществ
1) Н2S и К2О 2)NO и НСI 3)S и СО2 4)NaFи СаО
5. С водой взаимодействует каждое из двух веществ
1) СаО и SО2 2) FеО и СО2 3)АI2О3 и Р2О5 4)Nа2О и SiО2
6. Верны ли суждения о правилах техники безопасности в школьной лаборатории?
А. В лаборатории запрещается трогать реактивы руками.
Б. Использованные реактивы выливают в специальную ёмкость.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2)верно только Б 4)оба суждения неверны
7. Установите соответствие между формулой и названием вещества.
ФОРМУЛА | НАЗВАНИЕ |
А) СО2 Б)Н2 СО3 В)Ва(ОН)2 Г) Ва СО3 | 1)гидроксид бария 2)угольная кислота 3)оксид бария 4)оксид углерода (IV) 5) карбонат бария 6)кремневая кислота |
Запишите цифры ответа, соответствующие буквам, в таблицу
А | Б | В | Г |
8. Установите соответствие между уравнением химической реакции и её типом
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ | ТИП РЕАКЦИИ |
А) Fe + СuSO4=Сu + Fe SO4 Б) NaCI + AgNO3 = NaNO3 + Ag CI B) Nа2О + Н2O =2NаОH Г) 2NaNO3= 2NaNO2 +O2 | 1) соединения 2)разложения 3)замещения 4)обмена |
Запишите цифры ответа, соответствующие буквам, в таблицу
А | Б | В | Г |
9. В ряду химических элементов Si→AI→Мg
1)возрастают заряды ядер атомов
2)возрастает число электронов во внешнем электронном слое атомов
3)уменьшается электроотрицательность
4)уменьшаются радиусы атомов
5)усиливаются металлические свойства, соответствующих им простых веществ
10. Из предложенного перечня веществ в реакцию с раствором гидроксида калия вступают
1)Н2 2)СО2 3)СuО 4)ZnCI2 5)H3РО4 6)Na2SO4
Ответ:______
11.Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений.
Сu SO4→ Сu (OН)2→Сu(NO3)2 →Сu
12. Какой объём водорода(н.у.) выделиться при взаимодействии магния с соляной кислотой массой 7,3г?
Итоговая контрольная работа по химии за курс 8 класса
Вариант II
- Выберите нужную последовательность действий при разделении смеси древесных опилок и поваренной соли.
1)фильтрование, перегонка, конденсация
2)отстаивание, применение делительной воронки, перегонка
3)растворение, фильтрование, выпаривание
4)применение делительной воронки, фильтрование, перегонка
2. Во 2-м периоде IVгруппе расположен химический элемент, заряд ядра атома которого равен
1)+12 2)+ 6 3) +4 4)+2
3.Значение высшей и низшей валентности азота соответственно равно
1)V и III2) VII и I 3)IV и II4) VI и II
4. Ковалентная полярная связь характерна для каждого из двух веществ
1)Na2S и NО2 2)CO и СI2 3) О2 и РН3 4)НF и SiО2
5. С водой взаимодействует каждое из двух веществ
1) СаО и SiО22) ZnО и СО23)Fe2О3 и Р2О5 4)Nа2О и CО2
6. Верны ли суждения о правилах техники безопасности в школьной лаборатории?
А.Запрещается переливать излишек взятого вещества обратно в исходную склянку
Б. Чтобы погасить пламя спиртовки , следует его задуть.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2)верно только Б 4)оба суждения неверны
7. Установите соответствие между формулой и классом вещества.
ФОРМУЛА | КЛАСС |
А) SО3 Б)Н2SО4 В)CaSO4 Г)Ca(OH)2 | 1)основание 2)соль 3)оксид основной 4)кислота 5) оксид кислотный |
Запишите цифры ответа, соответствующие буквам, в таблицу
А | Б | В | Г |
8. Установите соответствие между уравнением химической реакции и её типом
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ | ТИП РЕАКЦИИ |
А) Zn + Fe SO4= Fe + Zn SO4 Б) Na 2CO3 + Ca(NO3)2 = 2NaNO3 + CaCO3 B) CaО + Н2O =Ca(О H)2 Г)CaCO3= CaО +CO2 | 1) соединения 2)разложения 3)замещения 4)обмена |
Запишите цифры ответа, соответствующие буквам, в таблицу
А | Б | В | Г |
9. В
9. В ряду химических элементов Li→Na→K
1)возрастает число протонов в ядере атомов
2)уменьшается число электронов во внешнем электронном слое атомов
3)увеличивается электроотрицательность
4)увеличиваются радиусы атомов
5)увеличивается максимальная степень окисления в оксидах
10. Из предложенного перечня веществ в реакцию с раствором хлорида меди(II) вступают
1)Fe 2)SiО2 3)HCI 4)Ca(OH)2 5) К2SO4 6) AgNO3
Ответ:______
11.Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений.
Fe(OH)3→ Fe 2O3 → Fe → FeCI2
12. Какой объём углекислого газа выделиться (н.у) при взаимодействии карбоната натрия массой 21,2г с избытком раствора соляной кислоты?
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа №1: «Правила техники безопасности. Ознакомление с лабораторным оборудованием»
Цели: Изучить приемы обращения с простейшим лабораторным оборудованием: лабораторным штативом, спиртовкой, пробирками, колбами и т.д. Изучить строение пламени. Изучить правила техники безопасности, которые требуется соблюдать при работе в школьном химическом кабинете.
Оборудование:учебник, пробирки, спиртовка, сухое горючее, спички, ящик для мусора, тетрадь для практических работ, ящики с химическим оборудованием.
Ход работы
При работе в химическом кабинете необходимо соблюдать правила техники безопасности.
1.Работа с учебником (стр.48-49)
Прочесть (вместе) правила техники безопасности.
Подробно разобрать, что не понятно. Обсудить ситуации при которых необходимо оказывать помощь.
2.Приемы обращения с лабораторным штативом. Зарисовать лабораторный штатив, подписать составные части. Уметь закреплять в штативе: а)пробирку б)стакан в)фарфоровую чашечку
3. Спиртовка. Зарисовать, подписать составные части.
Научиться работать со спиртовкой.
Уметь зажигать и тушить спиртовку.
Нагреть на спиртовке пробирку с водой.
На какой части пламени стоит производить нагревание?
ПР№2 «Очистка загрязненной поваренной соли.
Цель урока: Научить простейшим способам очистки веществ: фильтрованию и выпариванию. Научить выполнять практическую работу по инструкции и оформлять отчет о химическом эксперименте.
Оборудование: учебник, тетрадь для практических работ, лоток с химическим оборудованием на котором (штатив, сухое горючее, спички, ящик для мусора, 2 хим. стакана, фарфоровая чашка, стеклянная палочка, ложечка-шпатель, пипетки, воронка, ножницы, фильтровальная бумага.
Вещества: загрязненная поваренная соль, вода
Ход работы
Перед выполнением практической работы следует провести беседу с классом.
Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
1. Какими физическими свойствами (агрегатное состояние при обычных условиях, запах, цвет, растворимость в воде) оббладают поваренная соль и речной песок?
2. Как разделить компоненты смеси, используя различия в их физических свойствах? Составьте план действий.
3. Какое оборудование вам потребуется для очистки поваренной соли?
Затем учащиеся приступают к выполнению практической работы (с. 52 учебника).
Отчет оформляется в тетрадях для практ. работ в виде таблицы
Ход работы.
Что сделали (названия опытов, рисунки приборов) | Что наблюдали (признаки хим. реакций) | Выводы. |
Пр№3 Получение и свойства кислорода
Цель: Ознакомить с одним из способов получения кислорода в лаборатории и его свойствами
Оборудование: пробирки, штатив, пробка с газоотводной трубкой, вата, стакан, металлическая ложечка, сухое горючее, спички.
Вещества: перманганат калия, уголь, сера, известковая вода.
Ход работы
Работу выполнять строго по инструкции
Отчет о проделанной работе оформить в форме таблицы
Действия | Наблюдения | Вывод |
ИНСТРУКЦИЯ:
ПР№4. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Цель: Сформировать практическое умение готовить растворы с указанной массовой долей растворенного вещества
Оборудование и вещества: инструкция по проведению практической работы,весы с разновесами, колба, мерный цилиндр, химическая ложечка;поваренная соль, вода
Ход работы
-Выполнить работу четко следуя инструкции
-Оформить отчет
-Убрать рабочее место
ИНСТРУКЦИЯ:
- Решите задачу: Какую массу воды и соли необходимо взять, чтобы приготовить 25г 20% раствора соли.
- ответ: mв=…..г V(Н2О)=….. мл
- 1.На весах взвешиваем ………гсоли, высыпаем в колбу
2. С помощью мерного цилиндра отмеряем ……мл воды
3.Воду выливаем в колбу с солью, перемешиваем.
4. Вывод: Чтобы приготовить 25г 20% раствора соли, необходимо в …….мл воды растворить ……г соли.
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме«Основные классы неорганических соединений»
Цель: применить знания, полученные при изучении классификации и химических свойств оксидов, кислот, оснований и солей.
Оборудование: штатив с пробирками, пробирочные зажимы, спиртовка.
Вещества: оксид меди (ΙΙ), хлорид натрия, лакмус, гидрокид меди(ΙΙ), серная кислота, соляная кислота, фенолфталеин, гидрокид натрия, хлорид меди (ΙΙ), смесь цинка (порошок) с медными опилками.
Ход работы:
- Проведите реакции, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO
Напишите уравнения реакций.
- Получите реакцию нейтрализации в результате взаимодействия серной кислоты с гидроксидом натрия, использовав фенолфталеин.
- В трех склянках № 1, № 2, № 3 находятся растворы кислоты, щелочи и хлорида натрия. Экспериментально установите, какое вещество в какой склянке находится.
- Химическим путем выделите медь из смеси медных опилок с порошком цинка.
№ п\п | название опыта | что делаю | что наблюдаю | уравнения реакции | вывод |
Практическая работа №6 Получение соляной кислоты и опыты с ней.
Цель работы: Получить соляную кислоту. Изучить ее свойства, научиться отличать соляную кислоту и ее соли от других кислот и солей.
Оборудование: лабораторный штатив с лапкой, спиртовка, спички, пробирки, газоотводная трубка, вата.
Реактивы: NaCl (крист.), H2SO4 (конц.), AgNO3 (р-р), Zn, NaCl (р-р), CaCl2 (р-р), вода, лакмус.
Ход работы:
Инструктаж по технике безопасности перед началом работы.
Инструкция по выполнению работы.
- Получение соляной кислоты
В пробирку насыпать немного поваренной соли и прилить концентрированную серную кислоту так , чтобы кислота смочила соль. Закрыть пробирку газоотводной трубкой. Укрепить пробирку в лапке штатива (смотри рисунок). Конец газоотводной трубки опустить в пробирку с водой так чтобы он был на расстоянии 0,5 – 1 см от поверхности воды. Затем смесь соли и кислоты осторожно нагреть. Наблюдайте за происходящим в пробирке с водой.
- Исследование полученной соляной кислоты.
Полученную соляную кислоту разлить в 3 пробирки.
Провести доказательства:
а) Доказать, используя лакмус, что получили кислоту
б) Доказать , что получили сильную кислоту, используя цинк.
в) Доказать , что получили именно соляную кислоту действуя раствором нитрата серебра.
3. Провести качественную реакцию на хлориды, используя растворы солей: хлорида натрия и хлорида кальция. Реактив на хлориды – раствор нитрата серебра.
Результаты исследования занести в таблицу. Сделайте выводы.
Название опыта | Ход опыта | Наблюдения | Выводы и уравнения реакций |
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
№п/п | Название лабораторного опыта | Оборудование и вещества | Страница в учебнике с инструкцией по проведению |
1 | ЛО №1 Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами | Учебник, справочник химика, поваренная соль, сахар, алюминий, цинк, железо, медь, вода, сера | Учебник Стр 49 |
2 | ЛО№2.Разделение смеси состоящей из порошков железа и серы. | Учебник, 2листка бумаги, стакан с водой, магнит, 2 пробирки с водой, сера, железо. | Учебник Стр 49 |
3 | ЛО№3.Примеры физических явлений. | Учебник, фарфоровая чашечка, стеклянная трубочка, спиртовка, спички, парафин | Учебник Стр50 |
4 | ЛО№4. Примеры химических явлений | Учебник, спиртовка, спички, нож, медная проволока,пробирки, лучинка, пероксид водорода, оксид марганца(IV). | Учебник стр 50 |
5 | ЛО№5. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов. | Учебник, коллекции «Минералы и горные породы», цинк, алюминий, хлорид натрия, оксид фосфора (V), оксид кальция | Учебник стр 50 |
6 | ЛО№6. Разложение основного карбоната меди (II) | Учебник, пробирки, пробка с газоотводной трубкой, основной карбонат меди (II), | Учебник стр 50 |
7 | ЛО№7. Реакции замещения меди железом. | Учебник, пробирки, железный гвоздь, раствор хлорида меди (II), железные опилки | Учебник стр 51 |
8 | ЛО№8.Ознакомление с образцами оксидов. | Учебник, оксид кальция, оксид меди(II), оксид железа (III), оксид калия, оксид марганца (IV) | Учебник стр 69 |
9 | ЛО№9.Получение и свойства водорода | Учебник, прибор для получения газа, пробирки, стеклянная пластинка, держатель, штатив, спиртовка, спички, раствор соляной кислоты, цинк. | Учебник стр 77 |
10 | ЛО№10. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II). | Учебник, прибор для получения газа, пробирки, стеклянная пластинка, держатель,2 штатива, спиртовка, спички, фарфоровая чашечка, раствор соляной кислоты, цинк, оксид меди (II) | Учебник стр 77 |
11 | ЛО№11. Свойства растворимых и нерастворимых оснований. | Учебник, пробирки, вода, гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид меди, фенолфталеин. | Учебник стр 113 |
12 | ЛО№12. Взаимодействие щелочей с кислотами. | Учебник, пробирки, , стеклянная пластинка, спиртовка, спички | Учебник стр 113 |
13 | ЛО№13. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами. | Учебник, пробирки, гидроксид натрия, сульфат меди(II), соляная кислота. | Учебник стр 114 |
14 | ЛО№14. Разложение гидроксида меди (II) при нагревании. | Учебник, пробирки, гидроксид меди(II), спиртовка, спички. | Учебник стр 114 |
15 | ЛО№ 15.Действие кислот на индикаторы. | Учебник, пробирки, раствор серной кислоты, раствор соляной кислоты, раствор азотной кислоты, лакмусовая бумажка, фенолфталеин, метиловый оранжевый. | Учебник стр 113 |
16 | ЛО№16. Отношения кислот к металлам. | Учебник, пробирки, цинк, железные опилки, медные стружки, раствор серной кислоты, раствор соляной кислоты. | Учебник стр 113 |
17 | ЛО№17. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. | Учебник, пробирки, оксид меди (II), раствор серной кислоты, раствор соляной кислоты. | Учебник стр 113 |
18 | ЛО№18. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. | Учебник, пробирки, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата цинка, раствор соляной кислоты. | Учебник стр 138 |
19 | ЛО№19. Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей. | Учебник, набор моделей атомов для составления молекул | Учебник стр 152 |
20 | ЛО№20.Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. | Учебник, пробирки, раствор соляной кислоты, раствор хлорида натрия, раствор бромида натрия, раствор иодида калия. | Учебник стр 172 |
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ В ПРЕДМЕТЕ
В текущем, промежуточном, итоговом контроле возможно использование следующей системы оценивания предметных результатов.
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за
работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом
две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого
материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ.
Учащимся 8 класса предлагается примерный перечень исследовательских и проектных работ.
- Чипсы польза или вред?
- Удивительный мир кристаллов (выращивание кристаллов).
- Универсальные свойства воды.
- Химия и в шутку и в серьёз (стихи, проза, сказки, оды……..).
- Вода, вода, кругом вода.
- Домашняя химчистка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...