Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа по химии 10 класс, 35 часов к учебнику О.С. Габриелян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: химия
Класс: 10 (базовый уровень)
Уровень общего образования: среднего общее образование
Срок реализации программы: 2017-2018 уч.год
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов, 1 час в неделю
Планирование составлено на основе программы: рабочая программа к линии УМК О.С. Габриеляна. Химия 10-11 класс,
базовый уровень. М.: Дрофа 2017г
Учебник: Химия 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян изд., стереотип. - М.:
Дрофа, 2017.
Рабочую программу составил: учитель высшей категории Шагдалеева Ольга Константиновна
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
— в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
— в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или трудовой деятельности;
— в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
— в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие
вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и нарко-тических веществ.
Метапредметные результаты освоения выпускниками сред ней (полной) школы курса химии:
— использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследова-
тельская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;
— владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и система-тизация, обобщение и конкретизация, выявление причинно- следственных связей и поиск аналогов;
— познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
— умение генерировать идеи и определять средства, не обходимые для их реализации;
— умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
— использование различных источников для получения хи ми ческой информации, понимание зависимости содержания
и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориен-
тироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
— умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
— владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего общего образования являются:
1) в познавательной сфере:
— знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
— умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный
(русский,) язык и язык химии;
— умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения,
химические реакции по разным основаниям;
— умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
— готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы;
— умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свой-
ствами изученных;
— поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;
— владение обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева,
таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательной —для характеристики строения, состава и свойств атомов элементов химических элементов I–IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ;
— установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения,
в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных
групп;
— моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;
— понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира;
2) в ценностно-ориентационной сфере — анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов;
3) в трудовой сфере — проведение химического эксперимента;
развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;
4) в сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
- Содержание учебного предмета
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент. Вывод.
Теория строения органических соединений
Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Валентность. Химическое строение. Основные положения теории строения органических соединений. Углеродный скелет органической молекулы.
Кратность химической связи. Изомерия и изомеры.
Углеводороды и их природные источники
А л к а н ы. Природный газ, его состав и применение как источника энергии и химического сырья. Гомологический ряд
предельных углеводородов. Изомерия и номенклатура алканов. Метан и этан как представители алканов. Свойства (горение, реакции замещения, пиролиз, дегидрирование). Применение.
Крекинг и изомеризация алканов. Алкильные радикалы. Механизм свободнорадикального галогенирования алканов.
А л к е н ы. Этилен как представитель алкенов. Получение этилена в промышленности (дегидрирование этана) и в лабора-
тории (дегидратация этанола). Свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором KМnO4)
и применение этилена. Полиэтилен. Пропилен. Стерео регулярность полимера. Основные понятия химии высокомолекуляр-
ных соединений. Реакции полимеризации. Д и е н ы. Бутадиен и изопрен как представители диенов. Реакции присоединения с участием сопряженных диенов (бромирование, полимеризация, гидрогалогенирование, гидрирование). Натуральный и синтетический каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетиленкак представитель алкинов. Получение ацетилена карбидным и метановым способами. Получение карбидакальция. Свойства (горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и применение ацетилена.
А р е н ы. Бензол как представитель аренов. Современные представления о строении бензола. Свойства бензола (горение,
нитрование, бромирование) и его применение.
Неф т ь и с п о со б ы е е п е р е р а б о т к и. Состав нефти.
Переработка нефти: перегонка и крекинг. Риформинг низкосортных нефтепродуктов. Понятие об октановом числе.
Кислородсодержащие
органические соединения С п и р т ы. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Свойства этанола (горение,окисление в альдегид, дегидратация). Получение (брожением глюкозы и гидратацией этилена) и применение этанола. Этиленгликоль. Глицерин как еще один представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Фе н о л. Получение фенола из каменного угля. Каменный уголь и его использование. Коксование каменного угля, важней-
шие продукты коксохимического производства. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола (взаимодей ствие с бромной водой и гидроксидом натрия). Получение и применение фенола.
А л ь д е г и д ы. Формальдегид и ацетальдегид как представили восстановления в спирт, реакция поликонденсации формальдегида с фенолом). Получение (окислением спиртов) и применение формальдегида и ацетальдегида. Фено-лоформаль дегидные пластмассы. Термопластичность и термореактивность.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства
уксусной кислоты (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов и солями; реакция этерифика-
ции). Применение уксусной кислоты.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами. Значение сложных эфиров в природе и жизни человека. Отдельные представители кислот иного строения: олеиновая, линолевая, линоленовая,
акриловая, щавелевая, бензойная. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Гидролиз или омыление жиров. Мыла́. Синтетические моющие средства
(СМС ). Применение жиров. Замена жиров в технике непищевым сырьем.
У г л е в о д ы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. Понятие о двойственной функции органи-
ческого соединения на примере свойств глюкозы как альдегида и многоатомного спирта — альдегидоспирта. Брожение глюкозы. Значение и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Сахароза как представитель дисахаридов. Производство сахара. Крахмал и целлюлоза как представители полисахаридов.
Сравнение их свойств и биологическая роль. Применение этих полисахаридов.
Азотсодержащие органические соединения
Амины. Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин — как ароматических. Основность аминов в
сравнении с основными свойствами аммиака. Анилин и его свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой).
Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примере анилина. Получение анилина по реакции
Н. Н. Зинина. Применение анилина.
А м и н о к и с л о т ы. Глицин и аланин как представители природных аминокислот. Свойства аминокислот как амфотер-
ных органических соединений (взаимодействие с щелочами и кислотами). Особенности диссоциации аминокислот в водных
растворах. Биполярные ионы. Образование полипептидов. Аминокапроновая кислота как представитель синтетических
аминокислот. Понятие о синтетических волокнах на примере капрона. Аминокислоты в природе, их биологическая роль. Незаменимые аминокислоты.
Б ел к и. Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции).
Биологическая роль белков.
Ну к л е и н о в ы е к и с л о т ы. Нуклеиновые кислоты как полинуклеотиды. Строение нуклеотида. РНК и ДНК в сравне-
нии. Их роль в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о генной инженерии и биотехнологии.
3. Тематическое планирование
Тема урока | |
1 | Введение 1ч Место научного познания |
Тема 1 Теория строения органических соединений 3 час | |
2 | Предмет органической химии |
3 | Теория строения органических соединений |
4 | Теория строения органических соединений |
Тема 2 Углеводороды и их природные источники 9 часов | |
5 | Природный газ как источник Углеводородов. |
6 | Предельные углеводороды. Алканы |
7 | Этиленовые углеводороды |
8 | Диеновые углеводороды. Каучуки |
9 | Ацетиленовые углеводороды. |
10 | Нефть и способы переработки |
11 | Систематизация знаний об углеводородах |
12 | Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды» |
13 | Итоговый урок по теме углеводороды |
Тема 3 «Кислородосодержащие органические соединения» 8 часов | |
14 | Спирты |
15 | Многоатомные спирты |
16 | Уголь |
17 | Фенолы |
18 | Фенолы |
19 | Альдегиды |
20 | Карбоновые кислоты |
21 | Сложные эфиры |
Темы 4 Азотосодержащие органические соединения 8 ч | |
22 | Амин. Анилины |
23 | Аминокислоты |
24 | Белки |
25 | Понятие о нуклеиновых кислотах |
26 | Генетическая связь между классами органических соединений |
27 | Практическая работа №1 «»Идентификация органических соединений |
28 | Обобщений знаний о кислород и азотосодержащих соединениях |
29 | Контрольная работа №2 по теме «»Кислородосодержащие и азотосодержащие органические соединения» |
Тема 5 Химия и жизнь 4 часа | |
30 | Пластмассы и волокна |
31 | Ферменты |
32 | Витамины |
33 | Гормоны |
34 | Лекарства |
35 | Практическая работа №2 Распознавание пластмасс и волокон |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...