Рабочая программа по химии 11 класс
рабочая программа по химии (11 класс) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа учебного курса по химии 11 класса (двухчасовая) составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного Стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089), на основе программы авторского курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, с учетом Учебного плана Муниципального бюджетного образовательного учреждения Азевская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района РТ.

            Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах).  Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах. Такое построение курса позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин их многообразия, всеобщей связи явлений.

            Данная программа построена по учебнику Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень.- М.: Дрофа 2009 г

            Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и  мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционально анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

      

Цели курса:

·                освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

·                овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

·                развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

·                воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

·               применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

 

При оформлении рабочей программы были использованы условные обозначения:

ДМ – дидактический материал;  Д – демонстрация, Л – лабораторные опыты;

ПСХЭ – периодическая система химических элементов; ТБ – техника безопасности.

 

Программа по предмету «Химия» 11 класс выполняется в полном объеме. Уроки, приходящиеся на праздничные дни, проводятся за счет объединения часов, отведенных на обобщение и закрепление изученного.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

 

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:

1.      важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы,  ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

2.      основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

3.      основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

4.      важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

 

уметь:

1.      называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

2.      определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

3.      характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

4.      объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

5.      выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

6.      проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;

 

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.      объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

2.      определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

3.      экологически грамотного поведения в окружающей среде;

4.      оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

5.      безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

6.      приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

7.      критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА
Тема 1
   Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (6ч)

                О с н о в н ы е  с в е д е н и я  о  с т р о е н и и  а т о м а. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
                П е р и о д и ч е с к и й  з а к о н  Д. И. М е н д е л е е в а  в  с в е т е  у ч е н и я  о  с т р о е н и и  а т о м а. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
                Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
                Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
                Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

                Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.


   Тема 2
   Строение вещества (26ч)

                И о н н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
                К о в а л е н т н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
                 М е т а л л и ч е с к а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

              С  т е п е н ь      о к и с л е н и я  и    в а л е н т но с т ь
                 В о д о р о д н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химической связи.            
                П о л и м е р ы. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
                 Г а з о о б р а з н о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
   Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.

   Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
                Ж и д к о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
   Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
   Жидкие кристаллы и их применение. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества
                 Т в е р д о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
                 Д и с п е р с н ы е  с и с т е м ы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
   Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
   Тонкодисперсные системы: гели и золи.
                С о с т а в    в е щ е с т в а  и  с м е с е й. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.    Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия
                Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
                Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

Контрольная работа №1 «Строение вещества»  

  

Тема 3

 Химические реакции (16ч)

                Р е а к ц и и,  и д у щ и е  б е з  и з м е н е н и я  с о с т а в а  в е щ е с т в. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
   Изомеры и изомерия.
                Р е а к ц и и,  и д у щ и е  с  и з м е н е н и е м  с о с т а в а  в е щ е с т в. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических  реакций.
                С к о р о с т ь  х и м и ч е с к о й  р е а к ц и и.
Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
                О б р а т и м о с т ь  х и м и ч е с к и х  р е а к ц и й. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере серной кислоты.
                Р о л ь  в о д ы  в  х и м и ч е с к о й  р е а к ц и и. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
 Химические свойства воды; взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
                Г и д р о л и з  о р г а н и ч е с к и х  и  н е о р г а н и ч е с к и х  с о е д и н е н и й. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Среда водных растворов. Водородный показатель (pH) раствора
                О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и т е л ь н ы е  р е а к ц и и. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
                Э л е к т р о л и з. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
                Демонстрации. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие натрия с водой. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II).                Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 10. Различные случаи гидролиза солей.

Контрольная работа №2 «Химические реакции»
  

Тема 4
Вещества и их свойства (16ч)

                   М е т а л л ы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
                Н е м е т а л л ы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
                К и с л о т ы  н е о р г а н и ч е с к и е  и  о р г а н и ч е с к и е. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
                О с н о в а н и я  н е о р г а н и ч е с к и е  и  о р г а н и ч е с к и е. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
                С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
                Г е н е т и ч е с к а я  с в я з ь  м е ж д у  к л а с с а м и  н е о р г а н и ч е с к и х  и  о р г а н и ч е с к и х  с о е д и н е н и й. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
                Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Коллекция природных органических кислот. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
                Лабораторные опыты. 11. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 12. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 15. Получение и свойства нерастворимых оснований. 16. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 17. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

Контрольная работа №3. «Вещества и их свойства»        

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  по химии 11 класс

темы

уро-ка

Тема урока

Кол-во час

Элементы содержания

Дата урока

Примечание

      План

    Факт

1

Правила техники безопасности в химической лаборатории   Строение  атома.  Изотопы.  Электронная  оболочка.

1 ч

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны Основные правила заполнения электронами энергетических уровней.

 

 

 

2

Периодический закон

1 ч

Периодический закон и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента и современное определение ПЗ.

 

 

 

3

ПСХЭ

1 ч

Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Положение водорода в ПСХЭ.

 

 

 

4

Ионная   связь. Катионы и анионы

1 ч

Ионная связь. Ионы. Катионы, анионы

 

 

 

5

 

Ковалентная связь, ее разновидности, 

1 ч

Ковалентная связь и ее виды: полярная, неполярная.

 

 

 

6

Механизм образования ковалентной связи

1 ч

Механизм образования ковалентной связи

 

 

 

7

Металлическая  химическая связь

1 ч

Металлическая связь

 

 

 

8

Водородная химическая связь

1 ч

Водородная связь

 

 

 

9

Полимеры. Пластмассы

1 ч

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты

 

 

 

 

10

Газообразные вещества. Химическое загрязнение окружающей среды  и его последствия

1 ч

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Газовые смеси: воздух, природный газ Водород, кислород, аммиак, этилен. Способы их получения. Парниковый эффект

 

 

 

11

Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

1 ч

Правила техники безопасности при выполнении данной работы. Способы получения и собирания газов в лаборатории. Распознавание водорода, углекислого газа, кислорода, аммиака.

 

 

 

12

Жидкие вещества

1 ч

Вода, ее биологическая роль. Жесткость воды, ее виды и способы устранения. Минеральные воды

 

 

 

13

 

Твердые вещества

1 ч

Кристаллические и аморфные вещества. Аморфность – качество полимеров. Применение аморфных веществ.

 

 

 

14

Дисперсные системы. Золи, гели, понятия о коллоидах. Истинные растворы

1 ч

Определение и классификация дисперсных систем. Истинные и коллоидные растворы. Значение коллоидных систем в жизни человека

 

 

 

15

Состав вещества. Чистые вещества и смеси.

1 ч

Химический состав вещества. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

 

 

 

16

Контрольная работа №1 «Строение вещества»

1 ч

 

 

 

 

 

17

Классификация химических реакций в неорганической химии. Тепловой эффект химической реакции

1 ч

Классификация химических реакций в  неорганической химии. Тепловой эффект химической реакции

 

 

 

 

 

 

 

18

Классификация химических реакций в органической химии.

1 ч

Классификация химических реакций в органической химии

 

 

19

Скорость химической реакции

1 ч

Скорость гомогенных и гетерогенных реакций. Энергия активации.

 

 

 

20

 

Обратимость химических реакций.

1 ч

Обратимые и необратимые хим. реакции.

 

 

 

21

Химическое равновесие и способы его смещения.

1 ч

Химическое равновесие. Условия смещения равновесия. Принцип Ле Шателье

 

 

 

 

22

Роль воды в химических реакциях

1 ч

Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку. Химические свойства воды. Реакции гидратации в органической химии.

 

 

 

23

Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты  Гидролиз.

1 ч

Электролиты, неэлектролиты. ЭЛД

 

 

 

24

 

Окислительно-восстановительные реакции

1 ч

ОВР. Окисление, восстановление. Окислители, восстановители.

 

 

 

 

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса

1 ч

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса

 

 

 

25

 

Контрольная работа №2 «Химические реакции»

1 ч

 

 

 

 

26

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов.

1 ч

Положение Ме в ПСХЭ. Металлическая связь. Общие физ. и хим. свойства Ме. Взаимодествие с прстыми и сложными веществами.

 

 

 

27

Общие способы получения металлов.

1 ч

Основные способы получения Ме. Электролиз.

 

 

 

28

Неметаллы и их свойства.

1 ч

Положение НеМе в ПСХЭ. Конфигурация внешнего электронного слоя неметаллов.

 

 

 

29

 

 Кислоты, их классификация

1 ч

Строение, номенклатура и классификация кислот. Важнейшие представители этого класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

Основания, их классификация                                                                                                                                                 

Строение, номенклатура, классификация 

 

 

 

31

 

Соли, их классификация

1 ч

Строение, номенклатура, классификация. Кислые, средние, основные соли. Важнейшие представители класса

 

 

 

 

32

Генетическая связь между классами соединений

1 ч

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической химии. Ген. Ряды  Ме и НеМе. Генетические ряды органических соединений

 

 

 

33

Практическая работа №2»Химические  свойства  кислот»

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ч

Правила ТБ при выполнении данной работы. Качественные реакции на неорганические

 

 

 

 

 

 

 

 

34

Обобщение и закрепление изученного

1 ч

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО  -  МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

 

  1. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2009. - 223с.

Методическая литература:

  1. Химия.  11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 220с.
  2. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2005;
  3. - Химия. Задачник с «помощником». 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2009;
  4. - Химия. 11 класс: базовый уровень. Рабочая тетрадь к учебнику. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010

 

Дополнительная литература:

  1. Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
  2. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
  3. Энциклопедия  для  детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 20

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_11_klass_himiya.docx43.38 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

по химии

11  класс        

Учитель   Харина Валентина Ивановна

Количество часов   68

Всего   68  часов,  в неделю    2 часа

Плановых контрольных работ__3_,

практических работ____2_____

Административных контрольных работ____-______

Планирование составлено на  основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (05.03.2004);
  • Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004);
  • авторской программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2007),
  • с учетом Учебного плана Муниципального образовательного учреждения Азевская средняя общеобразовательная школа.

Учебник. Химия. 11 класс. Базовый уровень. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009год

Дополнительная литература:

 - Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2005;

- Химия. Задачник с «помощником». 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2009;

- Химия. 11 класс: базовый уровень. Рабочая тетрадь к учебнику. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа учебного курса по химии 11 класса (двухчасовая) составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного Стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089), на основе программы авторского курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, с учетом Учебного плана Муниципального бюджетного образовательного учреждения Азевская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района РТ.

        Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах).  Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах. Такое построение курса позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин их многообразия, всеобщей связи явлений.

        Данная программа построена по учебнику Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень.- М.: Дрофа 2009 г

        Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и  мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционально анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

       

Цели курса:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

При оформлении рабочей программы были использованы условные обозначения:

ДМ – дидактический материал;  Д – демонстрация, Л – лабораторные опыты;

ПСХЭ – периодическая система химических элементов; ТБ – техника безопасности.

Программа по предмету «Химия» 11 класс выполняется в полном объеме. Уроки, приходящиеся на праздничные дни, проводятся за счет объединения часов, отведенных на обобщение и закрепление изученного.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:

  1. важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы,  ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  2. основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  3. основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  4. важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  1. называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
  2. определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  3. характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  4. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  5. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  6. проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  2. определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  3. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  4. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  5. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  6. приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  7. критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА
Тема 1
  Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева
(6ч)

            О с н о в н ы е  с в е д е н и я  о  с т р о е н и и  а т о м а. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
          П е р и о д и ч е с к и й  з а к о н  Д. И.
 М е н д е л е е в а  в  с в е т е  у ч е н и я  о  с т р о е н и и  а т о м а. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
          Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
          Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И.
 Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
          
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

           Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.


 
Тема 2
  Строение вещества
(26ч)

           И о н н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
          К о в а л е н т н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
          М е т а л л и ч е с к а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

              С  т е п е н ь      о к и с л е н и я  и    в а л е н т но с т ь
         
 В о д о р о д н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химической связи.            
          П о л и м е р ы. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
          Г а з о о б р а з н о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
  Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.

   Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
          Ж и д к о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
  Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
  Жидкие кристаллы и их применение. Явления, происходящие при растворении веществ –
 разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества
          Т в е р д о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
          Д и с п е р с н ы е  с и с т е м ы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
  Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
  Тонкодисперсные системы: гели и золи.
          С о с т а в    в е щ е с т в а  и  с м е с е й. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.    Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия
          
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
          
Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

Контрольная работа №1 «Строение вещества»         

   

Тема 3

 Химические реакции (16ч)

            Р е а к ц и и,  и д у щ и е  б е з  и з м е н е н и я  с о с т а в а  в е щ е с т в. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
  Изомеры и изомерия.
          Р е а к ц и и,  и д у щ и е  с  и з м е н е н и е м  с о с т а в а  в е щ е с т в. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических  реакций.
          С к о р о с т ь  х и м и ч е с к о й  р е а к ц и и.
Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
          О б р а т и м о с т ь  х и м и ч е с к и х  р е а к ц и й. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере серной кислоты.
          Р о л ь  в о д ы  в  х и м и ч е с к о й  р е а к ц и и. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды; взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
         Г и д р о л и з  о р г а н и ч е с к и х  и  н е о р г а н и ч е с к и х  с о е д и н е н и й. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Среда водных растворов.
Водородный показатель (pH) раствора
          О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и т е л ь н ы е  р е а к ц и и. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
          Э л е к т р о л и з. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
          
Демонстрации. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие натрия с водой. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II).          Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 10. Различные случаи гидролиза солей.

Контрольная работа №2 «Химические реакции»
 

Тема 4
Вещества и их свойства
(16ч)

           М е т а л л ы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
          Н е м е т а л л ы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
          К и с л о т ы  н е о р г а н и ч е с к и е  и  о р г а н и ч е с к и е. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
          О с н о в а н и я  н е о р г а н и ч е с к и е  и  о р г а н и ч е с к и е. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
          С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
          Г е н е т и ч е с к а я  с в я з ь  м е ж д у  к л а с с а м и  н е о р г а н и ч е с к и х  и  о р г а н и ч е с к и х  с о е д и н е н и й. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
          
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Коллекция природных органических кислот. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
          
Лабораторные опыты. 11. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 12. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 15. Получение и свойства нерастворимых оснований. 16. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 17. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли. 
Практическая работа №2.
 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

Контрольная работа №3. «Вещества и их свойства»          

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  по химии 11 класс

темы

уро-ка

Тема урока

Кол-во час

Элементы содержания

Дата урока

Примечание

      План

    Факт

1

Правила техники безопасности в химической лаборатории   Строение  атома.  Изотопы.  Электронная  оболочка.

1 ч

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны Основные правила заполнения электронами энергетических уровней.

2

Периодический закон

1 ч

Периодический закон и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента и современное определение ПЗ.

3

ПСХЭ

1 ч

Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Положение водорода в ПСХЭ.

4

Ионная   связь. Катионы и анионы

1 ч

Ионная связь. Ионы. Катионы, анионы

5

Ковалентная связь, ее разновидности,  

1 ч

Ковалентная связь и ее виды: полярная, неполярная.

6

Механизм образования ковалентной связи

1 ч

Механизм образования ковалентной связи

7

Металлическая  химическая связь

1 ч

Металлическая связь

8

Водородная химическая связь

1 ч

Водородная связь

9

Полимеры. Пластмассы

1 ч

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты

10

Газообразные вещества. Химическое загрязнение окружающей среды  и его последствия

1 ч

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Газовые смеси: воздух, природный газ Водород, кислород, аммиак, этилен. Способы их получения. Парниковый эффект

11

Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

1 ч

Правила техники безопасности при выполнении данной работы. Способы получения и собирания газов в лаборатории. Распознавание водорода, углекислого газа, кислорода, аммиака.

12

Жидкие вещества

1 ч

Вода, ее биологическая роль. Жесткость воды, ее виды и способы устранения. Минеральные воды

13

Твердые вещества

1 ч

Кристаллические и аморфные вещества. Аморфность – качество полимеров. Применение аморфных веществ.

14

Дисперсные системы. Золи, гели, понятия о коллоидах. Истинные растворы

1 ч

Определение и классификация дисперсных систем. Истинные и коллоидные растворы. Значение коллоидных систем в жизни человека 

15

Состав вещества. Чистые вещества и смеси.

1 ч

Химический состав вещества. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

16

Контрольная работа №1 «Строение вещества»

1 ч

17

Классификация химических реакций в неорганической химии. Тепловой эффект химической реакции

1 ч

Классификация химических реакций в  неорганической химии. Тепловой эффект химической реакции

18

Классификация химических реакций в органической химии.

1 ч

Классификация химических реакций в органической химии

19

Скорость химической реакции

1 ч

Скорость гомогенных и гетерогенных реакций. Энергия активации.

20

Обратимость химических реакций.

1 ч

Обратимые и необратимые хим. реакции.

21

Химическое равновесие и способы его смещения.

1 ч

Химическое равновесие. Условия смещения равновесия. Принцип Ле Шателье

22

Роль воды в химических реакциях

1 ч

Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку. Химические свойства воды. Реакции гидратации в органической химии.

23

Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты  Гидролиз.

1 ч

Электролиты, неэлектролиты. ЭЛД

24

Окислительно-восстановительные реакции

1 ч

ОВР. Окисление, восстановление. Окислители, восстановители.

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса

1 ч

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса

25

Контрольная работа №2 «Химические реакции»

1 ч

26

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов.

1 ч

Положение Ме в ПСХЭ. Металлическая связь. Общие физ. и хим. свойства Ме. Взаимодествие с прстыми и сложными веществами.

27

Общие способы получения металлов.

1 ч

Основные способы получения Ме. Электролиз.

28

Неметаллы и их свойства.

1 ч

Положение НеМе в ПСХЭ. Конфигурация внешнего электронного слоя неметаллов.

29

 Кислоты, их классификация

1 ч

Строение, номенклатура и классификация кислот. Важнейшие представители этого класса.

30

Основания, их классификация                                                                                                                                                  

Строение, номенклатура, классификация  

31

Соли, их классификация

1 ч

Строение, номенклатура, классификация. Кислые, средние, основные соли. Важнейшие представители класса

32

Генетическая связь между классами соединений

1 ч

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической химии. Ген. Ряды  Ме и НеМе. Генетические ряды органических соединений

33

Практическая работа №2»Химические  свойства  кислот»

1 ч

Правила ТБ при выполнении данной работы. Качественные реакции на неорганические

 

34

Обобщение и закрепление изученного

1 ч

УЧЕБНО  -  МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2009. - 223с.

Методическая литература:

  1. Химия.  11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 220с.
  2. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2005;
  3. - Химия. Задачник с «помощником». 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2009;
  4. - Химия. 11 класс: базовый уровень. Рабочая тетрадь к учебнику. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010

Дополнительная литература:

  1. Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
  2. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
  3. Энциклопедия  для  детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...