Рабочая программа к курсу А. Е. Гуревича "Введение в естественно-научные предметы. Химия.Физика." 5-6 класс
рабочая программа по химии (5, 6 класс) на тему

Сидоренко Анжелика Алексеевна

Аннотация к рабочей программе по предмету

«Введение в естественнонаучные предметы. Химия. Физика.» 5-6 класс

 

1.Место предмета в структуре основной образовательной программы школы.

Данная рабочая программа для 5-6 класса реализуется в общеобразовательном классе, исходя из особенностей развития и индивидуальных возможностей учащихся, и составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на основе авторской программы А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л. С. Понтак, включенной в перечень программ для общеобразовательных учреждений, а так же методического пособия «Физика.Химия.5-6 классы» с опорой на учебник «Естествознание. Введение в естественнонаучные предметы. 5-6»  А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С. Понтак . – Дрофа. - 2018 г. Для организации самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала, а также для закрепления и проверки полученных знаний в курс входит рабочая тетрадь, которая является составной частью учебно-методического комплекта авторов А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак. В тетрадь включены вопросы и расчетные задачи, экспериментальные задания и лабораторные работы. Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1раз в неделю).

 

2.Цель курса            :

Способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их  к систематическому изучению курсов физики и химии на последующих этапах обучения.

 

Задачи курса:

  • осуществить первоначальное ознакомление учащихся с теми физическими и химическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире;
  • привить интерес к изучению физики и химии;

·       развить мышление учащихся, сформировть у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические и химические явления;

·       овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической и химической науки;

·       формирование познавательного интереса к физике, химии, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения.

 

3. Структура программы:

Введение. Тело и вещество. Взаимодействие тел. Физические и химические явления.

 

4.Содержание программы:

Курс является принципиально новым, ориентированным, прежде всего, на развитие личности ребёнка. С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления, что позволит при изучении основных курсов физики и химии выдвигать гипотезы, предлагать её модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира, превращения веществ. Для формирования интереса учащихся к изучению предмета и стремления к его пониманию предполагается использование рисунков различных явлений, опытов и измерительных приборов, качественное мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ,   использование игровых ситуаций, а также  большое количество качественных вопросов, экспериментальных заданий и лабораторных работ.

Особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в преподавании должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремление к его пониманию.

        

5.Основные образовательные технологии

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин, подтверждения теоретических выводов  - систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.

 

6. Требования к результатам усвоения

Иметь представление: о физических и химических явлениях; понятии массы (обозначение, эталон килограмма), способах измерения (рычажные весы), плотности вещества (обозначение, формула расчёта, единицы плотности), молекулярно - кинетической теории строения вещества, строении атома, расположении химических элементов в периодической таблице, понятии силы как характери­стики действия одного тела на другое, обозначении силы, единице си­лы (ньютон), прибора для измерения силы (динамометр), многообразии сил (сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения, архимедова сила), понятии «давление» (его обозначение, формулу расчёта, единицу измерения – паскаль, прибор для измерения давления – барометр), механическом движении, скорости, относительности механического движения.

Уметь: обращаться с простейшим физическим и химическим оборудованием; производить простейшие измерения; снимать показания со шкалы прибора;  пользоваться измерительными приборами (линейкой, рычажны­ми весами, термометром, мензуркой, динамометром), определять плотность вещества по таблице, пользоваться динамометром, определять силу, давление, приводить примеры учёта, проявления или применения физических явлений в природе, технике и быту; описывать опыты, иллюстрирующие притяжение тел к Земле, трение, выталкивание тел из жидкости и газа; приводить примеры проявления, использования, учёта в быту.

 

7. Формы контроля:

Контроль знаний проводится в форме письменных работ, экспресс контроля, химических диктантов, тестов, взаимоконтроля, выполнения лабораторных, самостоятельных и контрольных работ. Содержание программы предусматривает проведение 30 лабораторных и 3 контрольных работ, включая итоговую контрольную работу.

 

При этом используется традиционная 5 бальная система оценивания:

оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов;

оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов;

оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов;

оценка «2» ставится, если выполнено менее 2/3 всей работы;

оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

 

Аннотацию составила учитель химии

Высшей квалификационной категории

Сидоренко Анжелика Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vvedenie_v_en_predmety_sidorenko_a.a.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Предмет

Введение в ЕНД

Класс

5м класс

Образовательная область

Естествознание

МО (кафедра)

Естественнонаучный цикл

Учебный год

2017-2018

Учителя

А.А.Сидоренко

Согласовано

Зав. МО (кафедрой)

Председатель НМС

Т.Ю. Дьякова

Утверждаю

Директор МБОУ № 1363

Е.В. Лавриненко

г. Москва

2017 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа для 5м класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на основе авторской программы А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С.Понтак, включенной в перечень программ для общеобразовательных учреждений, и методического пособия «Физика. Химия. 5-6 классы» с опорой на учебник «Физика. Химия. 5-6 класс» А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С. Понтак . – Дрофа. - 2010 г.

Профильное обучение предполагает углублённое изучение курса физики, поэтому возникает необходимость предварительного ознакомления учащихся с понятийным аппаратом данного курса. Это позволит сформировать у учащихся более чёткие представления о физике как науке о природе, усилить физические представления о явлениях природы и её законах. Данный курс ориентирован на детей, проявляющих повышенный интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно - научного профиля.

Цель курса – способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их  к систематическому изучению курсов физики и химии на последующих этапах обучения.

Реализация данного курса позволит решить следующие практические задачи:

  • осуществить первоначальное ознакомление учащихся с теми физическими и химическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире;
  • привить интерес к изучению физики и химии;
  • развить мышление учащихся, сформировть у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические и химические явления;
  • овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической и химической науки;
  • формирование познавательного интереса к физике, химии, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения.

Курс является принципиально новым, ориентированным, прежде всего, на развитие личности ребёнка.

С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления, что позволит при изучении основных курсов физики и химии выдвигать гипотезы, предлагать е модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира, превращения веществ. Для формирования интереса учащихся к изучению предмета и стремления к его пониманию предполагается использование рисунков различных явлений, опытов и измерительных приборов, качественное мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ,   использование игровых ситуаций, а также  большое количество качественных вопросов, экспериментальных заданий и лабораторных работ.

Особое внимание в программе удалено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в преподавании должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремление к его пониманию.

       Курс рассчитан на 35 часов (1раз в неделю). Содержание программы предусматривает проведение 30 лабораторных и 3 контрольных работ, включая итоговую контрольную работу.

Для организации самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала, а также для закрепления и проверки полученных знаний в курс входит рабочая тетрадь, которая является составной частью учебно-методического комплекта авторов А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак. В тетрадь включены вопросы и расчетные задачи, экспериментальные задания и лабораторные работы.

Система оценки достижений обучающихся включает: выполнение лабораторных, самостоятельных и контрольных работ. При этом используется традиционная 5 бальная система оценивания:

оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов;

оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов;

оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов;

оценка «2» ставится, если выполнено менее 2/3 всей работы;

оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ.

При изучении физики в 7-11 классах данный курс позволит облегчить понимание физических терминов, формирование устойчивых навыков решения задач, теоретических и математических выводов законов природы, различных теорий и исследовательских проектов.

Учебно-методический комплект для реализации содержания программы включает:

  • Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С Физика. Химия. 5-6 класс. - М.: Дрофа, 2010.-191;
  • Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 кл.: рабочая тетрадь / Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.-М.: Дрофа, 2012.-64 с.


1.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

Нормативные документы

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Авторская программа А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С.Понтак. Физика. Химия. 5-6 классы.

Федеральный перечень учебников (Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» от 27 декабря 2011 г. N 2885 г.)


2.Цели изучения курса

Компетенции

Общеучебные

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для физической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
  • формирование представлений об идеях и методах изучения природы, о физике как форме её описания и методе познания действительности;
  • формирование представлений о физике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости физики для общественного прогресса;
  • пробуждение интереса к самостоятельному творческому мышлению;
  • формирование у учащихся рациональных умений и приёмов умственной деятельности;
  • воспитание культуры мышления, мировоззренческой культуры учащихся.

Предметно-ориентированные

  • овладение конкретными физическими понятиями, необходимыми для изучения курса физики, для продолжения образования;
  • представлять практическое применение законов физики и химии, явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире.


3.Структура курса.

Модуль (глава)

Количество часов

1

Введение

3

2

Тело и вещество

11

3

Взаимодействие тел

13

4

Физические и химические явления

8

Общее количество часов

35

Содержание учебного предмета.

Наименование разделов программы

Количество часов

Основные содержательные линии

Введение

3

Физика – наука о природе. Физические явления.

Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория.

Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование. Измерительные приборы. Простейшие измерения.

Тело и вещество

11

Характеристики тел и веществ.

Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества.

Масса тела. Эталон массы. Измерение массы тела с помощью весов.

Температура. Термометр.

Строение вещества. Молекулы и атомы.

Движение молекул. Диффузия.

Взаимодействие частиц вещества. Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Строение атома.

Плотность вещества.

Взаимодействие тел

13

Сила как характеристика взаимодействия.

Явление тяготения. Сила тяжести.

Вес тела. Невесомость.

Деформация. Виды деформаций. Сила упругости.

Измерение сил. Динамометр.

Сила трения. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

Давление твёрдых тел. Зависимость давления от площади опоры.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды.

Действие жидкости на погруженное в них тело. Архимедова сила. Условия плавания тел.

Физические и химические явления

8

Механическое движение. Виды механических движений. Скорость. Относительность механического движения.

Звук. Источники звука. Эхолот.

Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел.

Плавление и отвердевание.

Испарение и конденсация.

Теплопередача.

Планируемые результаты по разделам программы.

Модуль №1

«Введение»

Иметь представление о: о физических и химических явлениях;

уметь: обращаться с простейшим физическим и химическим оборудованием; производить простейшие измерения; снимать показания со шкалы прибора;

Модуль №2

«Тела и вещества»

Иметь представление о: понятия массы (обозначение, эталон килограмма, способ измерения - рычажные весы), плотность вещества (обозначение, формула расчёта, единицы плотности) молекулярно - кинетической теории строения вещества; строение атома; расположение химических элементов в периодической таблице.

уметь: уметь пользоваться измерительными приборами (линейкой, рычажными весами, термометром, мензуркой, динамометром), определять плотность вещества по таблице.

Модуль №3

«Взаимодействие тел»

Иметь представление о: понятие силы как характеристики действия одного тела на другое, обозначение силы, единицу силы (ньютон), прибор для измерения силы (динамометр), многообразие сил (сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения, архимедова сила), понятие «давление» (его обозначение, формулу расчёта, единицу измерения – паскаль, прибор для измерения давления – барометр).

уметь: пользоваться динамометром, определять силу, давление.

Модуль №4

«Физические и химические явления»

Иметь представление о: механичеком движении, скорости, относительности механического движения

уметь: приводить примеры учёта, проявления или применения физических явлений в природе, технике и быту; описывать опыты, иллюстрирующие притяжение тел к Земле, трение, выталкивание тел из жидкости и газа; приводить примеры проявления, использования, учёта в быту


4. Контроль реализации программы

Контрольные работы

Тема

Контрольная работа № 1 по теме «Тело и вещество».

Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел».

Контрольная работа № 3 по теме «Физические и химические явления».

Лабораторные работы

Тема

Лабораторная работа № 1 по теме «Определение размеров физического тела».

Лабораторная работа № 2 по теме «Измерение объёма жидкости».

Лабораторная работа № 3 по теме «Измерение объёма твёрдого тела».

Лабораторная работа № 4 по теме «Сравнение характеристик физических тел».

Лабораторная работа № 5 по теме «Наблюдение различных состояний вещества»

Лабораторная работа № 6 по теме «Измерение массы тела на рычажных весах»

Лабораторная работа № 7 по теме «Измерение температуры воды и воздуха»

Лабораторная работа № 8 по теме «Наблюдение делимости вещества»

Лабораторная работа № 9 по теме «Наблюдение явления диффузии»

Лабораторная работа № 10 по теме «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ»

Лабораторная работа № 11 по теме «Наблюдение горения»

Лабораторная работа № 12 по теме «Разделение растворимых и нерастворимых в воде веществ фильтрованием»

Лабораторная работа № 13 по теме «Измерение плотности вещества»

Лабораторная работа № 14 по теме «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации»

Лабораторная работа № 15 по теме «Измерение силы»

Лабораторная работа № 16 по теме «Измерение силы трения»

Лабораторная работа № 17 по теме «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел»

Лабораторная работа № 18 по теме «Наблюдение магнитного взаимодействия»

Контрольная работа № 19 по теме «Определение давления тела на опору»

Лабораторная работа №20 по теме «Определение выталкивающей силы»

Лабораторная работа № 21 по теме «От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила?»

Лабораторная работа № 22 по теме «Выяснение условия плавания тел»

Лабораторная работа № 23 по теме «Вычисление скорости движения бруска»

Лабораторная работа № 24 по теме «Наблюдение относительности движения»

Лабораторная работа № 25 по теме «Наблюдение источников звука»

Лабораторная работа № 26 по теме «Наблюдение измерения длины тела при нагревании и охлаждении»

Лабораторная работа № 27 по теме «Нагревание стеклянной трубки»

Лабораторная работа № 28 по теме «От чего зависит скорость испарения жидкости»

Лабораторная работа № 29 по теме «Наблюдение охлаждении жидкости при испарении»

Лабораторная работа № 30 по теме «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха»

 


5.Календарно-тематическое планирование курса 5 м класс

Тема урока

Лаб. работы

Контрольные

работы

1

Природа. Тела и вещества.

2

Что изучает физика. Что изучает химия. Научный метод. Лабораторное оборудование. Измерительные приборы. Измерения.

3

Лабораторная работа №1 «Определение размеров физического тела»Лабораторная работа №2 «Измерение объёма жидкости». Лабораторная работа №3 «Измерение объёма твёрдого тела».

№1, №2, №3

4

Форма, объём, цвет, запах. Лабораторная работа №4 «Сравнение характеристик физических тел». Состояния вещества. Лабораторная работа №5 «Наблюдение различных состояний вещества».

№4

5

Масса. Правила измерения массы тела с помощью рычажных весов. Лабораторная работа №6 «Измерение массы тела на рычажных весах».

№5, №6

6

Температура. Лабораторная работа №7 «Измерение температуры воды и воздуха».

№7

7

Строение вещества. Лабораторная работа №8 «Наблюдение делимости вещества».

№8

8

Движение частиц вещества. Лабораторная работа №9 «Наблюдение явления диффузии».

№9

9

Взаимодействие частиц вещества. Лабораторная работа№10 «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ»

№10

10

Частицы вещества и состояния вещества. Строение атома. Химические элементы.

11

Вещества простые и сложные. Кислород. Лабораторная работа№11 «Наблюдение горения». Водород.

№11

12

Вода. Раствор и взвесь. Лабораторная работа №12 «Разделение растворимых и не растворимых веществ фильтрованием».

№12

13

Плотность. Лабораторная работа №13 «Измерение плотности вещества».

№13

14

Контрольная работа№1 «Тело и вещество»

№1

15

К чему приводит действие одного тела на другое? Сила. Действие рождает противодействие..

16

Всемирное тяготение

17

Деформация – изменение формы. Сила упругости. Лабораторная работа №14 «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации»

№14

18

Условие равновесия тел.

19

Измерение силы. Лабораторная работа №15 «Измерение силы».

№15

20

Трение. Лабораторная работа №16 «Измерение силы трения»

№16

21

Электрические силы. Лабораторная работа №17 «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел».

№17

22

Магнитное взаимодействие. Лабораторная работа №18 «Наблюдение магнитного взаимодействия».

№18

23

Давление. Лабораторная работа №19 «Определение давление тела на опору».

№19

24

Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды.

25

Действие жидкостей на погружённое в них тело. Лабораторные работы №20 «Измерение выталкивающей силы», №21 «От чего зависит выталкивающая сила?»

№20-21

26

№22 «Выяснение условия плавания тел».

№22

27

Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел».

№2

28

Механические явления. Механическое движение. Путь и время. Скорость. Лабораторная работа №23 «Вычисление скорости движения бруска». Решение задач.

№23

29

Всегда ли движущееся тело движется? Лабораторная работа № 24 «Наблюдение относительности движения». Относительность механического движения.

№24

30

Звук. Лабораторная работа №25 «Наблюдение источников звука». Распространение звука.

№25

31

Тепловое расширение. Лабораторная работа №26 «Наблюдение измерения длины тела при нагревании и охлаждении»

№26

32

Плавление и отвердевание. Лабораторная работа №27 «Нагревание стеклянной трубки».

№27

33

Испарение и конденсация. Лабораторная работа №28 «От чего зависит скорость испарения жидкости», лабораторная работа №29 «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении»

№28,29

34

Теплопередача. Лабораторная работа №30 «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха»

№30

35

Контрольная работа №3 «физические и химические явления»

№3

6. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Модуль №1

Введение

Обязательный минимум содержания

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

Физика и химия – науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок). Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.

Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Модуль №2

Тело и вещество

Обязательный минимум содержания

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества.

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.

Температура. Термометры.

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона.

Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.

Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).

Кислород. Горение в кислороде.

Фотосинтез.

Водород.
Растворы и взвеси.
Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.
Воздух – смесь газов.
Плотность вещества.

Модуль №3

Взаимодействие тел

Обязательный минимум содержания

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.

Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.

Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.

Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.

Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюсы магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов.

Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.

Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Артериальное давление.

Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.

Модуль №4

Физические и химические явления

Обязательный минимум содержания

Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике.

Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения.

Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание – необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использование его в технике.

Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой. Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация. Теплопередача.

 

7. Материально-техническое обеспечение.

Рабочая программа предусматривает следующее материально-технологическое обеспечение учебного процесса:

Печатные пособия:

  • раздаточный материал для контрольных работ,
  • рабочая тетрадь Физика. Химия. 5 кл.,

Экранно-звуковые пособия:

  • Фото и видео-коллекция физических экспериментов.

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
  • ноутбук.

Учебно-лабораторное оборудование.

Комплекты лабораторного оборудования «TESS», PHYWE, Германия: Механика, Статика, Электродинамика.


8. Список литературы.

Основная литература:

  1. Галилео. Наука опытным путем. Научно-популярное периодическое издание. – ООО «Де Агостини. Россия»;
  2. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С Физика. Химия. 5-6 класс. - М.: Дрофа, 2010.-191;
  3. Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 кл.: рабочая тетрадь / Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.-М.: Дрофа, 2012.-64 с.

Дополнительная литература:

  1. Уокер Дж. Физический фейерверк. - М.: Мир, 1979.
  2. Смирнов А.П., Захаров О.В. Весёлый бал и вдумчивый урок: Физические задачи с лирическими условиями. - М.: Кругозор, 1994.
  3. Леонович А.А. Физический калейдоскоп. - М.: Бюро Кван тум, 1994.
  4. Усольцев А.П. Задачи по физике на основании литературных сюжетов. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
  5. Гальперштейн Л. Здравствуй, физика! - М.: Детская литература, 1973.
  6. Гальперштейн Л. Занимательная физика». - М.: Росмэн, 1998.
  7. СД диск «Кирилл и Мефодий», Уроки физики 5-6 класс (начала физики).
  8. СД диск «Хочу все знать».

Приложение №1

                                                   Нормы оценок по химии 

Устный ответ:

Отметка «5»:

· дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,

· материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,

· ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

· дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,

· материал изложен в определенной последовательности,

· допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.

Отметка «3»:

·дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка
или ответ неполный, построен несвязно.

Отметка «2»:

· ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла,

· допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка умений решать задачи:

Отметка «5»:

· в логическом рассуждении и решении нет ошибок,

· задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

· в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом,

· допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

· в логическом рассуждении нет существенных ошибок,

· допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

· имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Оценка экспериментальных умений

(в процессе выполнения практических работ по инструкции)

Оценку ставят тем учащимся, за которыми было организовано наблюдение.

Отметка «5»:

· работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы,

·эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и приборами,

·проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места , порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

·работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.

Отметка «3»:

·ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя.

Отметка «2»:

·допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить.

Отметка «1»:

· работа не выполнена,

· полное отсутствие экспериментальных умений.

Оценка за письменную контрольную работу

При оценивании ответа учащегося необходимо читывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.

Отметка «5»:

· дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

· допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: 

· работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.

Отметка «2»:

· работа выполнена меньше чем наполовину,

· имеется несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

· работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

Приложение № 2.

Контрольно - измерительные материалы

Контрольная работа № 1 по теме «Тело и вещество».

1-й вариант

  1. Приведите примеры трёх любых тел. Укажите вещества, из которых они выполнены.
  2. Вещество сохраняет объём, но изменяет форму. В каком состоянии оно находится?
  3. Дан стакан с водой. Измерьте объём, массу и температуру воды.
  4. Нарисуйте, как устроен атом. Назовите частицы из которых он состоит.

2-й вариант

  1. Приведите пример тел одинаковой формы, но разного объёма. Назовите вещества, из которых эти тела состоят.
  2. Каким образом можно сталь перевести в жидкое состояние?
  3. Дан стакан с водой. Измерьте объём, массу и температуру воды.
  4. Назовите мельчайшие частицы вещества, из которых состоит вода. Какие химические элементы входят в состав воды? Укажите их место в периодической системе Д.И.Менделеева.

Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел».

1-й вариант

  1. Сделайте рисунок опыта, показывающего, как жидкость передает оказываемое на неё давление.
  2. Нарисуёте сообщающиеся сосуды и покажите, как располагается в них вода.
  3. Тело погружают сначала в чистую воду, а затем в подсоленную воду. В какой воде на тело будет действовать большая выталкивающая сила?
  4. Плотность керосина ρ=0,8 г/см3. Утонет ли в нём шарик из стеарина (ρ=0,9 г/см3)?

2-й вариант

  1. Сделайте рисунок опыта, показывающего, что на глубине жидкости существует давление.
  2. Приведите примеры сообщающихся сосудов.
  3. Измерьте выталкивающую силу, действующую на тело при его погружении в воду. Запишите результаты измерений в тетрадь.
  4. Плотность ртути ρ=13,6 г/см3. Утонет ли в ней шарик из стали (ρ=7,8 г/см3)?

Контрольная работа № 3 по теме «Физические и химические явления».

1-й вариант

  1. Какие физические явления происходят вокруг вас сейчас, когда вы пишете контрольную работу?
  2. Приведите примеры прямолинейного и колебательного движения.
  3. Когда провода линии электропередач провисают сильнее: зимой или летом? Почему?
  4. От чего зависит скорость испарения жидкости?

2-й вариант

  1. Приведите примеры химических явлений, с которыми вы сталкиваетесь в быту.
  2. Приведите примеры движения по окружности и криволинейного движения.
  3. Почему, когда мы выдыхаем воздух на морозе, идёт пар?
  4. Всегда ли движущееся тело движется?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу «Россия и мир. История с древнейших времён до конца XIX века». 10 класс

Календарно-тематическое планирование уроков истории в 10 классе составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Автор: Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Единый экзамен по математике: теория и практика решения задач».11 класс

     Изучение данного курса позволит  повторить школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии, подготовить учащихся к сдаче экзамена .Поэтому в содержание курса вкл...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс

Рабочая  программа  по  элективному  курсу  «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся»  для  9    класса  составлена  н...

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...

Рабочая программа элективного курса «Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам» (7 класс)

Элективный курс «Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам» (7 класс)...

Рабочая программа элективного курса «Черчение с элементами моделирования и проектирование на ПК» (для учащихся 8-9 классов) Адаптированная.

Рабочая программа элективного курса «Черчение  с элементами моделирования и проектирование на ПК» для общеобразовательных классов общеобразовательных школ.  Разработана на основе типовы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 04 ИСТОРИЯ для специальности естественно-научного профиля 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Программа учебной дисциплины ОДБ. 01.05 История является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, ...