Программа элективного курса для 9 класса " Алгоритмы решения качественных и расчётных задач по химии"
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Сидоренко Анжелика Алексеевна

Аннотация к рабочей программе

внеурочной деятельности по химии для

9 класса «Алгоритмы решения качественных и расчётных задач по химии».

 

1.Место предмета в структуре основной образовательной программы школы.

Программа курса «Алгоритмы решения задач по общей и неорганической химии» предназначена для учащихся 9 классов и  направлена на углубление и расширение знаний по химии. Согласно типологии И.К. Журавлёва и Л.Я. Зориной, химия относится к группе учебных предметов, ведущий компонент  дидактической модели которого - «способы деятельности». В связи с этим программа курса предусматривает усиление этого компонента на учебном материале, развивающем специфические способы деятельности через решение расчётных и расчётно-экспериментальных задач. Особенностью содержания данного курса является расширение границ базового предмета, не дублируя его, а восполняя знания школьников, переводя их на более высокий уровень. Это позволяет подготовить учащихся  к успешной сдаче ОГ по химии. Важно, что в курсе не только формируются  новые знания и умения, но и закрепляется учебный материал базовой программы, тем самым способствуя развитию понятий на более высоком уровне. В целом программа курса «Алгоритмы решения задач по общей и неорганической химии» дополняет и обогащает не только рамки школьной дисциплины химия, но и устанавливает межпредметные связи через интегрированные задачи, позволяя раскрывать сущность логических, методологических знаний, способствуя формированию оценочных суждений.

 

2.Цель курса:

Привлечение обучающихся к профильному изучению химии через  развитие интереса  к предмету путём решения задач, имеющих практическое значение.

 

Задачи курса:

·       Развитие общехимических знаний и умений на профильном уровне;

·       Развитие умения использовать знания в практической деятельности: это позволит подойти к решению проблемы мотивации обучения и возможности осмысленного выбора профиля обучения на старшей ступени обучения, затронуть вопросы профессионального самоопределения;

·       Формирование творческого мышления, проявляющегося в умении применять знания, в том числе и в нестандартных ситуациях, умении критически перерабатывать информацию и аргументировать свою точку зрения;

·       Формирование научной картины мира у учащихся;

·       Подготовка учащихся к успешной сдаче ОГЭ;

 

3. Структура программы:

 

Вычисления по химическим уравнениям. Методы познания веществ и химических явлений. Закономерности протекания химических реакций. Задания для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

 

4.Содержание программы:

 

Логика изложения курса – блочно-модульная, что объясняется приближением к профильному уровню изучения темы, её последовательным усложнением с опорой на знания и умения, сформированные раннее. Кроме того, в связи с практической направленностью элективного курса, рассмотрение отдельных дидактических единиц имеет существенные преимущества, например, это предоставляет возможность освоить содержание  курса учащимся разного уровня подготовленности в результате выделения наиболее значимых модулей, соответствующих определённому уровню, т. е. предполагает уровневую дифференциацию учеников. Внутри самих модулей возможна вариативность, что, по усмотрению учителя, позволяет встраивать элементы модулей в календарно-тематическое планирование базовой рабочей программы, способствуя закреплению и углублению базовых знаний и умений учащихся. Расширение знаний и умений учащихся осуществляется за счёт привлечения разнообразных форм заданий и рассмотрения алгоритмов решения задач, которые не предусматриваются программой базового уровня обучения.

            Спецификой курса является рассмотрение сущности логических и методологических знаний, овладение общими и специфическими способами деятельности (анализ ситуации, осознание и формирование проблемы, определение путей её решения) на основе решения разного рода расчётных и расчётно-экспериментальных задач.  Материал курса предполагает активное использование логических структур и схем: объяснение нового в форме задач облегчает процесс усвоения в классах с профильным изучением естественных наук. При отборе содержания задач, учитывалась необходимость использования  в них сюжетов, отражающих межпредметные связи, а так же содержащих историко-биографические факты, способствующие формированию историко-научных, философских, оценочных знаний, содействуя пониманию ценности природы во всех её проявлениях. Т. о. в программе курса реализуется комплекс  вспомогательных знаний (логических, методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных), позволяющий адаптировать составляющие модулей в соответствии с особенностями учащихся, привлекая их внимание к более глубокому изучению химии.

            Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: лекции, практикумы по  решению задач, текущий контроль знаний, зачётные мероприятия.

 

 5.Основные образовательные технологии

 

Для организации процесса обучения используются: личностно-ориентированные технологии, интерактивные технологии обучения, исследовательские  и проектные методы, игровые технологии.

 

6. Требования к результатам усвоения

 

1.     Повышение уровня общих и специальных знаний и умений по химии;

2.     Развитие навыков решения познавательных задач повышенной сложности по неорганической  химии;

3.     Осознание роли и специфики научных знаний, а так же её вклада в создание интегрированной картины мира.

4.     Осознание собственных возможностей в выборе профиля на старшей ступени обучения;

 

7. Формы контроля:

1.     Работа с личным портфолио;

2.     Зачёты по темам курса.

3.     Личный рейтинг учащегося.

Аннотацию составила учитель химии

Высшей квалификационной категории

Сидоренко Анжелика Алексеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ЛИЦЕЙ № 11 «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для 9 класса

Алгоритмы решения задач

по общей и неорганической химии

АВТОР:      учитель химии

                                                                                              высшей категории

                                                    Сидоренко А. А.

Ростов-на-Дону

2011

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Алгоритмы решения задач по общей и неорганической химии» предназначена школьникам 9 класса, обучающимся по программе О. С. Габриеляна и  направлена на углубление и расширение знаний по профильному предмету химия. Согласно типологии И.К. Журавлёва и Л.Я. Зориной, химия относится к группе учебных предметов, ведущий компонент  дидактической модели которого - «способы деятельности». В связи с этим программа курса предусматривает усиление этого компонента на учебном материале, развивающем специфические способы деятельности через решение расчётных и расчётно-экспериментальных задач. Особенностью содержания данного элективного курса является расширение границ базового предмета, не дублируя его, а восполняя знания школьников, переводя их на более высокий уровень. Это позволяет подготовить учащихся  к успешной сдаче ГИА. Важно, что в курсе не только формируются  новые знания и умения, но и закрепляется учебный материал базовой программы, тем самым способствуя развитию понятий на более высоком уровне. В целом программа элективного курса «Алгоритмы решения задач по общей и неорганической химии» дополняет и обогащает не только рамки школьной дисциплины химия, но и устанавливает межпредметные связи через интегрированные задачи, позволяя раскрывать сущность логических, методологических знаний, способствуя формированию оценочных суждений.

Значимость курса определяется практической направленностью знаний и умений, существенную роль играет новизна подобранного дидактического материала, включающего практико-ориентированные, познавательные и компетентностные задачи, знакомящие учащихся с широким кругом способов деятельности  в области химии и смежных дисциплин.

Вид курса: повышение уровня изучения химии для подготовки школьников к восприятию учебного предмета на профильном уровне.

Цели и задачи изучения дисциплины

Основная цель курса: ориентация на создание профильного класса химии через увеличение объёма знаний и умений, имеющих практическое значение.

Задачи:

  • Развитие общехимических знаний и умений на профильном уровне;
  • Развитие умения использовать знания в практической деятельности: это позволит подойти к решению проблемы мотивации обучения и возможности осмысленного выбора профиля обучения на старшей ступени обучения, затронуть вопросы профессионального самоопределения;
  • Формирование творческого мышления, проявляющегося в умении применять знания, в том числе и в нестандартных ситуациях, умении критически перерабатывать информацию и аргументировать свою точку зрения;
  • Формирование научной картины мира у учащихся;
  • Подготовка учащихся к успешной сдаче ГИА;

Логика изложения курса – блочно-модульная, что объясняется приближением к профильному уровню изучения темы, её последовательным усложнением с опорой на знания и умения, сформированные раннее. Кроме того, в связи с практической направленностью элективного курса, рассмотрение отдельных дидактических единиц имеет существенные преимущества, например, это предоставляет возможность освоить содержание  курса учащимся разного уровня подготовленности в результате выделения наиболее значимых модулей, соответствующих определённому уровню, т. е. предполагает уровневую дифференциацию учеников. Внутри самих модулей возможна вариативность, что, по усмотрению учителя, позволяет встраивать элементы модулей в календарно-тематическое планирование базовой рабочей программы, способствуя закреплению и углублению базовых знаний и умений учащихся. Расширение знаний и умений учащихся осуществляется за счёт привлечения разнообразных форм заданий и рассмотрения алгоритмов решения задач, которые не предусматриваются программой базового уровня обучения.

        Спецификой элективного курса является рассмотрение сущности логических и методологических знаний, овладение общими и специфическими способами деятельности (анализ ситуации, осознание и формирование проблемы, определение путей её решения) на основе решения разного рода расчётных и расчётно-экспериментальных задач.  Материал курса предполагает активное использование логических структур и схем: объяснение нового в форме задач облегчает процесс усвоения в классах с профильным изучением естественных наук. При отборе содержания задач, учитывалась необходимость использования  в них сюжетов, отражающих межпредметные связи, а так же содержащих историко-биографические факты, способствующие формированию историко-научных, философских, оценочных знаний, содействуя пониманию ценности природы во всех её проявлениях. Т. о. в программе курса реализуется комплекс  вспомогательных знаний (логических, методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных), позволяющий адаптировать составляющие модулей в соответствии с особенностями учащихся, привлекая их внимание к более глубокому изучению химии.

        Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: лекции, практикумы по  решению задач, текущий контроль знаний, зачётные мероприятия.

Планируемые результаты

В ходе учебного процесса школьники должны достичь следующих результатов:

  1. Повысить уровень общих и специальных знаний и умений по химии;
  2. Развить навыки решения познавательных задач повышенной сложности по неорганической  химии;
  3. Осознать роль и специфику научных знаний, а так же её вклад в создание интегрированной картины мира.
  4. Осознать собственные возможности в выборе профиля на старшей ступени обучения;

Объём дисциплины

Объём дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Количество часов

Лекции

16

Практикум

44

Зачётные занятия

4

Всего по плану

64

Распределение часов по темам и видам учебной работы:

п/п

Наименование модулей

Всего

Виды учебных занятий

лекции

практикумы

зачеты

1.

Введение

1

1

2.

М 1

Вычисления по химическим уравнениям.

29

9

20

3.

М 2

Методы познания веществ и химических явлений.

10

3

  7

4.

М 3

Закономерности протекания химических реакций.

10

3

7

5.

М 4

Задания для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

10

10

6.

Подведение итогов

4

4

Всего по плану

64

16

44

4

Содержание курса

Модуль 1. ВЫЧИСЛЕНИЯ ПО ХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ.

Блок 1. М.1.1. Задачи, связанные с определением массы раствора;

Блок 2. М.1.2. Вычисление массы продукта реакции, если одно из реагирующих

              веществ дано в избытке (если вещество, взятое в избытке, не реагирует  

                с продуктом реакции);

 М.1.2. Вычисление объёма продукта реакции, если одно из реагирующих     веществ дано в избытке (если вещество, взятое в избытке, не реагирует с    продуктом реакции);

М.1.2. Вычисление количества продукта реакции, если одно из реагирующих  веществ дано в избытке (если вещество, взятое в избытке, не реагирует с продуктом реакции);

М.1.2. Вычисление массы продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке (если вещество, взятое в избытке, взаимодействует с продуктом реакции);

М.1.2. Вычисление объёма продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке (если вещество, взятое в избытке, взаимодействует с продуктом реакции);

М.1.2. Вычисление количества продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке (если вещество, взятое в избытке, взаимодействует с продуктом реакции);

Блок 3. М.1.3. Задачи на погружение металлической пластинки в раствор соли;

  М.1.3. Комбинированные задачи;

Модуль 2. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

М.2.1. Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Разделение смесей и очистка веществ.

М. 2.2. Определение характера среды с помощью индикаторов. Качественные реакции.

        М. 2.3. Решение комбинированных задач на растворы

Модуль 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.

М.3.1 Расчёты по термохимическим уравнениям;

М.3.2 Скорость химической реакции;

М.3.2 Химическое равновесие.

Модуль 4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.

М.4.1. Решение расчётно-экспериментальных задач.

М.4.2. Решение качественно-количественных задач.

Оценка знаний

Достижение учащимися планируемых результатов выражается в следующих формах:

  1. Ведение портфолио работ, выполненных в учебном процессе;
  2. Зачёты по темам курса.
  3. Личный рейтинг учащегося.

Ресурсное обеспечение курса:

  • Методическое пособие для учителей «Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя», Г.А. Воронина. -2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 128 с. – (Профильное обучение);
  • Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.; Учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений/ И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. Химический эксперимент в школе. 9 класс: учебно-методическое пособие/ О.С. Габриелян, Н.Н Рунов, В.И. Толкунов, - М.:Дрофа, 2005. – 304 с.
  • Задачник к учебнику по химии «Мир Веществ», 9 кл. – М.: Баласс, 2006. – 64 с.
  • Лабораторный журнал к учебнику по химии «Мир Веществ», 9 кл. – М.: Баласс, 2006. – 48 с.
  • ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Химия. 2011./ФИПИ. - -М.: «Интеллект-Центр», 2011.-160.
  • Интернет-ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»(10-11 класс)

Рабочая программа по физике "Методы решения физических задач" для 10-11 классов. Курс расчитан на 2 года обучения (68 часов). Программа включает разделы:пояснительная записка, общая характеристика кур...

Рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения задач по физике"

Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач» рассчитана на два учебных года для учащихся 10- 11 классов,  составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Про...

Программа элективного курса по физике "Методы решения нестандартных задач по физике"

Элективный курс "Методы решения нестандартых задач по физике" рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, где физика преподается по базовому уровню. Его основная направле...

Рабочая программа элективного курса по физике "Практикум решения нестандартных задач по физике" 10 класс

Я размещаю рабочую программу элективного курса для учащихся 10 класса "Практикум решения нестандартных задач по физике". Программа содержит восемь раделов:.Пояснительная записка. 2.Общая характеристик...

Программа элективного курса (11 класс) «Методика решение химических задач с использованием знаний математики и физики»

Элективный курс рассчитан  на 35 часов, рекомендован для учащихся 11 классов, проявляющих интерес к химии.В системе школьного образования и воспитания определенную  роль отводиться химии, Ее...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по физике «Методы решения физических задач при подготовке к сдаче ЕГЭ» 10-11 класс 2019

Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний  по тому или иному  учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают дейс...

Авторская программа элективного курса по математике «Нестандартное решение стандартных задач» для 9 класса

Данная программа направлена на предпрофильное обучение математической направленности. Данный курс ориентирован на развитие познавательных интересов, углубление знаний, самоопределения учащихся в выбор...