Рабочая программа по химии 9 класс с УУД
рабочая программа по химии (9 класс) по теме

Сурина Ольга Юрьевна

Рабочая программа составлена на основе:

·           Примерной программы основного общего образования по химии.

·           Авторской программы О.С. Габриеляна, А.В. Купцовой.

 

Указаны УУД  для каждого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

                                                                                                           9 класс

Количество часов в соответствии с учебным планом                68 часов 

1. Пояснительная записка.

  Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2);
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Закона Московской области от 28.11.2014 № 157/2014-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счёт средств бюджета Московской области в 2015 году».
  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5);
  • Приказа министра образования Московской области от 26.05.2015 № 2758  «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2015-2016 учебный год».
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3).
  • Примерной программы основного общего образования по химии.
  • Авторской программы О.С. Габриеляна.

Рабочая программа  ориентирована на работу по учебнику и рабочей тетради:

  • Габриелян О. С.,  Химия:9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ О. С. Габриелян. -  М.: Дрофа, 2014.
  • Габриелян О. С.,  Химия:9 класс: рабочая тетрадь к учебнику/ О. С. Габриеляна/. О. С. Габриелян, С.А. Сладков. -  М.: Дрофа, 2015.

    Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент» и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества), следования строгой логике принципов развивающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождения ее от избытка конкретного материала.
  Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
• материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
• причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
• познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
• объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
• конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
• законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
• наука и практика взаимосвязаны; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
• развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
  Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
  Практические работы сгруппированы в блоки -  химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал -  химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
  Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
     В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ -  металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

2. Общая характеристика учебного предмета.

     Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами.

Программа курса химии ООО раскрывает вклад учебного предмета химия в достижение целей ООО и определяет важнейшие содержательные линии предмета:

  • «вещество» - знание о составе и строении веществ, их свойствах и биологическом значении;
  •  «химическая реакция» - знание о превращениях одних веществ в другие, условия протекания таких превращений и способах управления реакциями;
  • «применение веществ» - знание и опыт безопасного обращения с веществами, материалами, процессами, необходимыми в быту и на производстве;
  • «язык химии» - оперирование системой важнейших химических понятий, знание химической номенклатуры, а также владение химической символикой (формулами, уравнениями); правилами перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

3. Описание места учебного предмета «химия» в учебном плане.

        В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного общего  образования  и в соответствии с учебным планом МОУ «Дашковская СОШ» программа рассчитана на преподавание курса химии в 8 классе в объеме 70 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.

 Количество контрольных работ за год – 3

 Количество практических работ за год –  6

4. Содержание учебного предмета.

9 КЛАСС

(2 часа в неделю; всего 68 часов)

   Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (7 ч)

   Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
  Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
  Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
 
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

 
   Тема 1
  Металлы
(15 ч)
   Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
  О б щ а я  х а р а к т е р и с т и к а  щ е л о ч н ы х  м е т а л л о в.  Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
  О б щ а я  х а р а к т е р и с т и к а  э л е м е н т о в  г л а в н о й  п о д г р у п п ы II  г р у п п ы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
  А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
  Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe
2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
 
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гкдроксидов железа (II) и (III).
 
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. З. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fе3+.
 
Тема 2
  Практикум №1
  Свойства металлов и их соединений
(3 ч)
   1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. З. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
 
Тема 3
  Неметаллы
(23ч)

 
   Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
  В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
  О б щ а я  х а р а к т е р и с т и к а  г а л о г е н о в. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений
в народном хозяйстве.
  С е р а. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
  А з о т. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
  Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

   У г л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
  К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
 
Демонстрации. Образцы галогенов - простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

   Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

   Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
  Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
 
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

   Тема 4
  Практикум № 2
  Свойства неметаллов и их соединений
(3 ч) 
 
4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.

   Тема 5
  Органические соединения
(10ч)
  Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
  Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
  Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин.
  Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
  Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
  Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
  Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
  Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
 
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
 
Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.

   Тема 6
  Обобщение знаний по химии за курс основной школы
(7 ч)
   Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
  Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
  Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
  Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

5. Описание учебно-методического и материально-технического

 обеспечения образовательной деятельности

Учебно-методический комплекс

            1. Габриелян О. С., Программа курса химии для 8-11 классов ОУ. — М.: Дрофа, 2012

            2. Габриелян О. С.,  Химия. 9 класс. Химия. 9 к л.: Учебник. — М.: Дрофа, 2014

3. Габриелян О. С.,  Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.

4. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2013.

5. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 9кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.

6.  Габриелян О. С., Сладков С. А. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2015.

7. Габриелян О. С., Рунов Н. Н.,  Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 9 кл. — М.: Дрофа , 2006 .

8. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия  в  тестах,   задачах,   упражнениях.   8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2005.

Литература для учителя:

  1. Химия. Настольная книга учителя. 9 класс: методическое пособие / О.С. Габриелян, 3 изд., перераб.- М.: Дрофа, 2009.
  2. Дидактические карточки-задания по химии: 9 класс: К учебнику О.С. Габриеляна  « Химия-9»/ Н.С.Павлова - М.: «Экзамен»,2010.
  3. Алгоритмика при изучении химии. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.
  4. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 кл. Метод. пособие. – М.: Дрофа,2011.
  5. Химия. 8-9кл.: Учебное пособие / Р.А. Лидин, В.Б. Маргулис. – М.: Дрофа, 2002.
  6.  Сборник задач и упражнений по химии для средней школы./ И.Г. Хомченко.- М.: ООО «Издательство новая Волна», 2004.

Литература для ученика

  1. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. -3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2014.
  2. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003-2004.
  5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2010.

Цифровые образовательные ресурсы

       Коллекция открытых электронных ресурсов

       Видео-лекции (InternetUrok.ru) 
     
Ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов 

       Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов 
     
Архив учебных программ и презентаций 

      Электронное приложение к учебнику.
 

6. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

 химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярные массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

 называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного ( порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• безопасного обращения с веществами и материалами;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

• приготовления растворов заданной концентрации.

7. Тематическое планирование.

9 класс.

68 часов

урока

Планируемые сроки.

Скорректированные сроки.

Тема урока

Количество

часов

Примечание Эксперимент

(Д. - демонстрационный,

Л. – лабораторный

-использование авторских мультимедийных презентаций по теме урока, интерактивной доски

ЭП – электронное приложение к учебнику)

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (7 часов)

1

сентябрь

Вводный инструктаж.  Первичный инструктаж на рабочем   месте. Характеристика химического элемента на основании его положения в таблице Д.И.Менделеева.

1

        

2

Характеристика химического элемента на основании его положения в таблице Д.И.Менделеева.

1

Д. Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов; основания и кислоты (CaO и SO2; Ca(OH)2 и H2SO4).

3

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

4

Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И.Менделеевав свете учения о строении атома.

1

Л. Реакции получения и свойства гидроксидов цинка или алюминия.

5

Классификация химических реакций по различным основаниям.

1

6

Понятие о скорости химической реакции.

1

7

Катализаторы.

1

Тема 1. Металлы (15 часов).

8

Положение элементов-металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов.

1

Л. Ознакомление с коллекцией образцов металлов. 

9

Химические свойства металлов.

1

Д.1. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой.

   2. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

   3. Горение Mg , Fe.

10

октябрь

Общие понятия о коррозии металлов.

1

Д. Опыты, демонстрирующие коррозию металлов и способы защиты их от коррозии.

11

Сплавы.

1

Л. Ознакомление с коллекцией сплавов.

12

Металлы в природе. Общие способы получения металлов.

1

Д. Восстановление металлов углем, водородом.

Л. Ознакомление с образцами руд.

13

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы.

1

Д. Образцы оксидов и гидроксидов щелочных металлов, их растворимость в воде.

14

Соединения щелочных металлов.

1

Д. Распознавание солей K+ и Na+ по окраске пламени.

Л. Образцы природных соединений щелочных металлов. 

15

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

1

Д.1. Образцы щелочноземельных металлов.

   2. Взаимодействие  с водой, кислородом, неметаллами.

   3. Образцы оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов, их растворимость в воде.

16

ноябрь

Соединения щелочноземельных металлов.

1

Л.1. Образцы природных соединений кальция.

    2. Свойства негашеной извести. 

17

Алюминий, его физические и химические свойства.

1

Д. Демонстрация механической прочности оксидной пленки алюминия.

Л.1. Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия и его сплавов.

    2. Взаимодействие алюминия с растворами солей, кислот и щелочей.

18

Соединения алюминия.

1

Л.1. Получение Al(OH)3  и доказательство его амфотерности.

   2. Образцы природных соединений алюминия. 

19

Железо, его физические и химические свойства.

1

Д.1. Образцы сплавов железа.

    2. Горение железа в кислороде и хлоре.

   3. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей.

    4. Опыты, показывающие отношение железа к концентрированным кислотам.

20

Генетические ряды Fe2+ и Fe3+  .

1

Л.1. Получение и свойства гидроксидов железа (II) и (II).

     2. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+ 

21

Обобщение по теме «Металлы».

1

22

  Контрольная работа №1 по теме «Металлы».

1

Тема 2. Практикум №1 Свойства металлов и их соединений. (3 часа)

23

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов»

1

24

Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов»

1

25

декабрь

Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ»

1

Тема 3. Неметаллы (23 часа).

26

Общая характеристика неметаллов.

1

Д.1. Ряд ЭО.

    2. Модели атомных кристаллических решеток (на примере модификаций углерода алмаза и графита) и молекулярных (на примере озона и кислорода).

   3. Состав воздуха. 

27

Водород.

28

Общая характеристика галогенов.

1

Д.1. Образцы галогенов – простых веществ.

2. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием.

    3. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

29

Соединения галогенов.

1

Д. Получение и свойства HCl .

Л.1. Образцы природных хлоридов.

    2. Качественная реакция на галогенид-ионы.

30

Биологическое значение и применение галогенов и их соединений

1

31

Сера, ее физические и химические свойства.

1

Д.1. Получение пластической серы.

     2. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

32

январь

Оксиды серы (IV) и (VI).

1

Д.1. Получение SO2 горением серы и взаимодействием меди с  H2SO4 (конц.).

    2. Взаимодействие SO2 с водой и щелочью.

    3. Обесцвечивание красок с помощью  SO2.

33

Серная кислота и ее соли.

1

Д.1. Разбавление H2SO4 (конц.).

     2. Свойства  H2SO4 (разб.) как типичной кислоты.

    3. Взаимодействие H2SO4 (конц.) с Cu .

Л.1. Качественная реакция на сульфат-ион.

    2. Ознакомление с образцами сульфатов.

34

Азот и его свойства.

1

Д. Корни бобовых растений с клубеньками.

35

Аммиак и его свойства.

1

Д.1. Получение, собирание и распознавание аммиака.

    2. Растворение аммиака в воде.

    3. Взаимодействие аммиака с хлороводородом.

36

Соли аммония.

1

Д.1. Получение солей аммония.

    2. Химическая возгонка хлорида аммония.

Л. Качественная реакция на NH4+ .

37

Оксиды азота (II) и (VI)

1

38

февраль

Азотная кислота и ее свойства.

1

Д.1. Химические свойства HNO3 как электролита.

   2. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 

39

Соли азотной и азотистой кислот. Азотные удобрения.

1

Л.1. Знакомство с образцами нитритов и нитратов.

    2.Знакомство с коллекцией азотных удобрений.

    3. Качественное обнаружение NO3- и NO2-, в т. ч. и в с/х продукции.

40

Фосфор.

1

Д.1. Получение белого фосфора.

    2. Воспламенение белого фосфора. 

41

Соединения фосфора.

1

Д.1. Получение оксида фосфора (V) горением.

    2. Растворение  в воде.

Л.1. Свойства H3PO4 как электролита.

    2. Качественная реакция на PO43-  .

    3. Знакомство с образцами природных соединений фосфора и коллекцией фосфорных удобрений.

42

Углерод.

1

Д.1. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

    2. Адсорбционные свойства активированного угля: поглощение им растворенных или газообразных веществ.

    3. Горение угля в кислороде.

    4. Восстановление меди из ее оксида углем.

43

Оксиды углерода (II) и (IV).

1

Л. Получение, собирание и распознавание CO2 .

44

Карбонаты.

1

Л.1. Знакомство с коллекцией карбонатов.

    2. Качественная реакция на CO32- .

    3. Переход карбонатов кальция в гидрокарбонат и обратно.

45

Кремний.

1

Л. Знакомство с коллекцией природных соединений кремния.

46

Силикатная промышленность.

1

Л. Знакомство с коллекцией изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента.

47

март

Обобщение по теме «Неметаллы».

1

48

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».

1

Тема 4. Практикум №2 по неорганической химии (3 часа).

49

Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»».

1

50

Практическая работа№5 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»».

1

51

Практическая работа № 6 «Получение, собирание и распознавание газов».

Тема 5. Органические вещества (10 часов).

52

Предмет органической химии. Органические вещества.

1

Д. Образцы природных и синтетических веществ.

53

Метан и этан.

1

Д.1. Шаростержневые и масштабные модели молекул алканов.

    2. Горение метана и др. углеводородов, обнаружение продуктов горения.

    3. Отношение алканов к бромной воде и раствору перманганата калия.

54

апрель

Этилен.

1

Д.1. Модели молекул этилена.

    2. Получение этилена.

    3. Горение этилена.

    4. Взаимодействие C2H4 с бромной водой и раствором перманганата калия.

55

Понятие о спиртах.

1

Д.1. Образцы метанола, этанола, этиленгликоля, глицерина.

    2. Качественная реакция на многоатомные спирты.

56

Понятие об альдегидах.

1

Д. Типичные кислотные свойства уксусной кислоты: взаимодействие ее с металлом, оксидом металла, основанием и солью (карбонатом).

57

Предельные карбоновые кислоты.

1

Д.1. Получение сложных эфиров: синтез этилового эфира уксусной кислоты.

    2. Образцы твердых и жидких жиров.

    3. Растворимость жиров.

    4. Доказательство непредельности у жидких жиров.

58

Понятие о сложных эфирах. Жиры.

1

Д. Доказательство наличия функциональных групп -COOH  и –NH2  в молекулах аминокислот.

59

Понятие об аминокислотах. Белки

1

Д.1. Цветные реакции белков.

    2. Растворение и осаждение белков.

    3. Денатурация белков.

60

Углеводы.

1

Д. Образцы углеводов. 

61

май

Обобщение знаний учащихся по органической химии.

1

Д.1. Образцы природных и химических полимеров: пластмасс и волокон.

    2. Распознавание пластмасс и волокон.

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 часов).

62

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

1

63

Строение вещества (типы химических связей и типы кристаллических решеток).

1

64

Химические реакции.

1

65

Простые и сложные вещества

1

66

Классы химических соединений в свете ТЭД.

1

67

Итоговая контрольная работа

1

68

Анализ контрольной работы

1

8. Контрольно-измерительные материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...