Конспект урока по ФГОС "Основания " 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Урок разработан с учетом требований ФГОС, по учебнику О,С. Габриэляна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovaniya.docx | 36.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Пасынкова Ульяна Ивановна |
Район | Богородский |
Место работы | МБОУ СОШ |
Должность | Учитель химии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Химия |
Класс | 8 класс |
Учебно-методический комплект | 1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшунова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003. |
Тема учебного занятия | |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Основания |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Изучаемая тема «Соединения химических элементов»
|
Учебная задача | Познакомить учащихся с понятием «основания», дать знания о составе данного класса соединений, классификации, физических и химических свойствах а так же практическом применении и получении оснований. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | |||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | ||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся: определять основания среди соединений других классов, , указывать связь оснований с другими классами неорганических соединений на основе их химических свойств, рассматривать практическую значимость данного класса соединений в жизни человека | ||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют умениями: работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и рабочей тетради; готовить презентации и сообщения; осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач и выполнении заданий тестового характера; организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы; продуктивно участвовать в эвристической беседе, дискуссии. осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий. | ||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся убедятся в осознании ценности формирования экологической культуры и экологического типа мышления на примере анализа проблем, связанных с производством, применением данного класса соединений в промышленных масштабах | ||
Исходное состояние обучающихся: | - имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях; - владеют техникой публичного выступления - знают формы существования химического элемента, - могут осуществлять интеграцию химических, биологических и экологических знаний, и субъектного опыта для решения контекстных заданий; -обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением - владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия); - могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их; - могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности | ||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
|
|
|
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | ||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет ресурсы | ЭОРы |
1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003. |
| http://www.hemi.nsu.ru/ucheb184.htm - Основы химии. Интернет-учебник.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru | Установление соответствия: основание - оксид металла Состав и классификация оснований http://fcior.edu.ru/card/10935/sostav-i-klassifikaciya-osnovaniy.html Химические формулы оснований http://fcior.edu.ru/card/13431/himicheskie-formuly-osnovaniy.html Правила техники безопасности при работе со щелочами Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей Типичные свойства нерастворимых в воде основанийhttp://fcior.edu.ru/card/8236/laboratornaya-rabota-tipichnye-svoystva-nerastvorimyh-v-vode-osnovaniy.html Лабораторная работа химические свойства нерастворимых в воде оснований | |
Техническое обеспечение | Мультимедийный проектор, персональный компьютер |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия | Психолого – педагогическое обоснование | |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Подготовка учащихся к учебной деятельности Фасилитативный подход По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем | Создание комфортной психологической атмосферы урока | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой, заполнение таблицы) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа (выполнение письменных заданий) Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале | Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курсов химии, биологии и экологии. | ||
1.3. Создание проблемной ситуации | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности | В старшей школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций с акцентированием практического и общественно - социального значения полученных знаний. | ||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) 1. Организационный этап - 2 мин. 2. Целеполагание – 1 мин. 3. Актуализация знаний – 4 мин. 4. Введение новых знаний - 23 мин. 5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 12 мин 6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 3 мин. | Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока. | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный (работа с книгой) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире | У старших подростков продолжают развиваться различные виды мышления
| ||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой) По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха | В старшем подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:
| ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача), продуктивные (проблемный и частично-поисковый-ситуационная задача) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль) Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий. Контекстное обучение, компетентностный подход (использование компетентностно-ориентированных заданий -ситуационная задача) Тестовый контроль | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости. Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу. | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль | ||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся | Для старшеклассников характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю, что?), владение действиями (знаю, как?), понимание смысла изученного (знаю зачем?) и понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся(Примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку | Учащиеся готовятся к учебной деятельности |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | На прошлом уроке мы познакомились важнейшими классами бинарных соединений оксидами и летучими водородными соединениями,предлагаю вам выплнить следующее задание :http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce99-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31 | Коментируют выполненное задание. В процессе беседы отвечают на вопросы, поставленные учителем. | |
1.3. Создание проблемной ситуации | Скажите, сколько элементов может входить в состав химического соединения? Приведите примеры | Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленной проблемы. Для решения проблемы у учащихся имеется определённый минимум исходных знаний.из курса химии, Из курса химии основной школы они различают понятия «химический элемент» и «простое вещество». | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности Сегодня предлагаю вам рассмотеть на сегодняшнем уроке соединения состоящие из тре элементв: металла, кислорода и водорода, Они называются основаниями http://fcior.edu.ru/card/13431/himicheskie-formuly-osnovaniy.html http://fcior.edu.ru/card/10935/sostav-i-klassifikaciya-osnovaniy.html | Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Правила техники безопасности при работе с щелочами Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей Типичные свойства нерастворимых в воде оснований http://fcior.edu.ru/card/8236/laboratornaya-rabota-tipichnyesvoystva-nerastvorimyh-v-vode-osnovaniy.html | Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы. Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению химическим и биологическим языком Используются материализированные образы химических объектов. (рисунки пособия, ЭОР, таблицы) записывают в тетрадях комментарии и уравнения химических реакций | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Лабораторная работа химические свойства нерастворимых в воде оснований | Самостоятельно выполняют предложенную ситуационную задачу и тестовые задания. Как правило, это не вызывает затруднения. | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | См. презентацию к уроку | На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность. Обсуждение заданий в тестовой форме. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки обучающихся | Подведение итогов урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе
Цель: познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Английский язык в мире» по УМК В.П.Кузовлева "Английский язык 6 класс"
Урок построен в увлекательной форме с использованием групповой работы...
Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight
Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...