Конспект урока по ФГОС "Основания " 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Пасынкова Ульяна Ивановна

Урок разработан с учетом требований ФГОС, по учебнику О,С. Габриэляна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovaniya.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:


 Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Пасынкова Ульяна Ивановна

Район

Богородский

Место работы

МБОУ СОШ

Должность

Учитель химии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Химия

Класс

8 класс

Учебно-методический комплект 

1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшунова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003. 
2. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 кл.» О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
3. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004. 
4. Габриелян О. С., Яшунова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2005. . 
5. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа (выйдет в 2005 г.). 
6. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2005.

Тема учебного занятия

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Основания

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Изучаемая тема «Соединения химических элементов»

  1. Степень окисления
  2. Важнейшие классы бинарных соединений: оксиды и летучие бинарные соединения
  3. Основания
  4. Кислоты
  5. Соли
  6. Кристаллические решетки
  7. Чистые вещества и смеси
  8. Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)

Учебная задача

Познакомить учащихся с понятием «основания», дать знания о составе данного класса соединений, классификации, физических и химических свойствах а так же практическом применении и получении оснований.


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся: определять основания среди соединений других классов, , указывать связь оснований с другими классами неорганических соединений на основе их химических свойств, рассматривать практическую значимость данного класса соединений в жизни человека

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями:  работать с текстовой информацией при обращении к  учебному пособию и рабочей тетради; готовить презентации и сообщения; осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации,  решении ситуационных задач и выполнении заданий тестового характера; организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы; продуктивно участвовать в эвристической беседе, дискуссии. осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в осознании ценности формирования экологической культуры и экологического типа мышления на примере анализа проблем, связанных с производством, применением данного класса соединений в промышленных масштабах

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях;

- владеют техникой публичного выступления

- знают формы существования химического элемента,

- могут осуществлять интеграцию химических, биологических и экологических знаний, и субъектного опыта для решения контекстных заданий;

-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением

- владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);

- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

  • Заполнение таблицы в рабочей тетради
  • Фронтальная работа в эвристической беседе
  • Выполнение тестовых заданий и ситуационной задачи
  • Выполнение ситуационной задачи
  • Участие в разрешении проблемной ситуации
  • Выступление с презентацией
  • Участие в разрешении проблемной ситуации
  • Участие в дискуссии
  • Выполнение ситуационной задачи

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет ресурсы

ЭОРы

1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003. 
3. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004. 
4. Габриелян О. С., Яшу нова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2005. . 
5. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа 2005 г. 
6. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2005.

  1. Сгибнева Е.П., Скачков А.В., “Современные открытые уроки химии 8-9 классы”, Ростов-на-Дону, 2002 г.
  2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: книга для учителя – 2-е изд.– М.: Просвещение, 1995.

http://www.hemi.nsu.ru/ucheb184.htm - Основы химии. Интернет-учебник.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Установление соответствия: основание - оксид металла 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce99-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Состав и классификация оснований

http://fcior.edu.ru/card/10935/sostav-i-klassifikaciya-osnovaniy.html

Химические формулы оснований

http://fcior.edu.ru/card/13431/himicheskie-formuly-osnovaniy.html

Правила техники безопасности при работе со щелочами

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce9b-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb156370-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Типичные свойства нерастворимых в воде основанийhttp://fcior.edu.ru/card/8236/laboratornaya-rabota-tipichnye-svoystva-nerastvorimyh-v-vode-osnovaniy.html

Лабораторная работа  химические свойства нерастворимых в воде оснований

http://fcior.edu.ru/card/4816/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-nerastvorimyh-v-vode-osnovaniy.html

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока
Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого – педагогическое обоснование

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Фасилитативный подход 

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой, заполнение таблицы)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа (выполнение письменных заданий)

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курсов химии, биологии и экологии.

1.3. Создание проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

В старшей школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций с акцентированием практического и общественно - социального значения полученных знаний.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

        Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

1. Организационный этап - 2 мин.

2. Целеполагание – 1 мин.

3. Актуализация знаний – 4 мин.

4. Введение новых знаний  - 23 мин.

5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 12 мин

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 3 мин.

Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный (работа с книгой)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия

Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль

Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

У старших подростков продолжают развиваться различные виды мышления

  • Теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций)
  • Наглядно-образное (использование материализованных (рисунки, схемы, формулы, уравнения) образов
  • Словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой)

По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

В старшем подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:

  • Деятельность, связанная с формированием мировоззрения (в данном уроке-вопросы формирования аксиологической составляющей экологической культуры)
  • Деятельность по овладению системой научных понятий в контексте профессионального самоопределения

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача), продуктивные (проблемный и частично-поисковый-ситуационная задача)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль)

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

Контекстное обучение, компетентностный подход (использование компетентностно-ориентированных заданий -ситуационная задача)

Тестовый контроль

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости.

Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной  задачи, адекватной открытому способу.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

Для старшеклассников характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю, что?), владение действиями (знаю, как?), понимание смысла изученного (знаю зачем?) и понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)


Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(Примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся готовятся к учебной деятельности

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

На прошлом уроке мы познакомились важнейшими классами бинарных соединений оксидами и летучими водородными соединениями,предлагаю вам выплнить следующее задание :http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce99-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31 

Коментируют выполненное задание.

В процессе беседы отвечают на вопросы, поставленные учителем.

1.3. Создание проблемной ситуации

Скажите, сколько элементов может входить в состав химического соединения? Приведите примеры

Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют  логические операции. Самостоятельно создают  алгоритм  деятельности при решении поставленной проблемы.

Для решения проблемы у учащихся имеется определённый минимум исходных знаний.из курса химии, Из курса химии основной школы они различают понятия «химический элемент» и «простое вещество».

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

 Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности

Сегодня  предлагаю вам рассмотеть на сегодняшнем уроке соединения состоящие из тре элементв: металла, кислорода и водорода, Они называются основаниями

http://fcior.edu.ru/card/13431/himicheskie-formuly-osnovaniy.html

http://fcior.edu.ru/card/10935/sostav-i-klassifikaciya-osnovaniy.html

Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Правила техники безопасности при работе с щелочами 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce9b-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb156370-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Типичные свойства нерастворимых в воде оснований http://fcior.edu.ru/card/8236/laboratornaya-rabota-tipichnyesvoystva-nerastvorimyh-v-vode-osnovaniy.html

Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы. Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению химическим и биологическим языком

Используются материализированные образы химических объектов. (рисунки пособия, ЭОР, таблицы) записывают в тетрадях комментарии и уравнения химических реакций

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Лабораторная работа химические свойства нерастворимых в воде оснований

http://fcior.edu.ru/card/4816/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-nerastvorimyh-v-vode-osnovaniy.html

Самостоятельно выполняют предложенную ситуационную задачу и тестовые задания. Как правило, это не вызывает затруднения. 

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

См. презентацию к уроку

На основе  анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность. Обсуждение  заданий в тестовой форме.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки обучающихся

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...