конспекты уроков
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
конспекты уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Химия 11 класс | 115.4 КБ |
Биология 11 класс | 29.9 КБ |
Химия 11 класс | 30.5 КБ |
Химия 9 класс | 18.38 КБ |
protsessy_zhiznideyatelnosti_kletki_5_klass_biologiya.docx | 29.08 КБ |
Химия 8 класс | 26.26 КБ |
География 9 класс | 33.7 КБ |
Биология 8 класс | 49.7 КБ |
Биология 9 класс | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок-лекция по теме «Виды химических связей. Типы кристаллических решеток»
11 класс
Цели урока: углубить и расширить знания о причинах возникновения разных видов химической связи и механизмах их образования; научить характеризовать химическую связи по определенному плану; дать более полное представление о всех типах кристаллических решеток; научить соотносить зависимость физических и химических свойств веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки.
Основные понятия: химическая связь; виды химической связи; ковалентная, ионная, механизмы образования связи: обменный, донорно-акцепторный; электроотрицательность, степень ионности, кристаллические решетки: атомные, ионные, молекулярные; дипольный момент; σ- и π-связи; кратность связи.
Оборудование: таблица «Химическая связь»; кодотранспорант «Шкала ЭО по Полингу»; модели кристаллических решеток; эбонитовая палочка; бюретка с водой, карточки-задания (для закрепления).
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель сообщает учащимся результаты контрольной работы; делает анализ выполнения заданий, разбирает типичные ошибки; можно предложить учащимся сделать работу над ошибками.
II. Изучение нового материала
План изложения
1. Определение химической связи. Причины образования химической связи.
2. Ионная связь. Тип кристаллической решетки соединений с ионной связью. Физические свойства веществ.
3. Ковалентная связь. Механизмы образования ковалентной связи по МВС: а) обменный; б) донорно-акцепторный.
4. Разновидности ковалентной связи; а) неполярная; б) полярная.
5. σ- и π-связи. Кратность связи.
6. Типы кристаллических решеток соединений с ковалентной связью. Физические свойства веществ.
7. Понятия «полярность связи» и «полярность молекулы».
Вопрос. Какие виды химической связи известны? А какие типы кристаллических решеток?
Ответ. Известны ковалентная связь, ионная связь, металлическая связь, водородная связь. Типы кристаллических решеток — ионная, атомная, молекулярная.
Главными задачами урока являются выяснение причин возникновения различных видов химической связи и изучение механизмов образования связи.
Вопрос. Что такое химическая связь?
Ответ. Под химической связью понимаются электрические силы притяжения, удерживающие частицы друг около друга. Частицами могут быть атомы, ионы, молекулы.
Причиной образования химической связи между частицами является стремление системы к минимуму энергии. Энергия образующейся системы — химической связи — меньше энергии, которой обладают изолированные частицы. Идет выигрыш в энергии.
Среди частиц самые устойчивые те, у которых внешний энергетический уровень завершен. Благородные газы на внешнем энергетическом уровне имеют октет электронов, у Не — 2е-. Таким образом, атомы, имеющие на внешнем энергетическом уровне меньше 8 электронов, стремятся приобрести структуру инертных газов, т. е. иметь октет электронов на внешнем энергетическом уровне.
Образование такой устойчивости может идти несколькими способами и приводит к образованию соединений с разными видами химической связи: ковалентной, ионной, металлической, водородной.
Любая химическая связь образуется только тогда, когда сближение частиц (двух или более) приводит к понижению полной энергии системы. Определяющими являются энергия взаимодействия — Е и межъядерное расстояние — r.
Важнейшим фактором характеристики атома при образовании химической связи является его электроотрицательность (ЭО) — способность притягивать электроны.
Далее необходима работа с таблицей «Шкала ЭО по Полингу» (кодотранспорант). ЭО усиливается к концу периода, к концу группы главной подгруппы.
Определение типа связи:
— если атомы обладают одинаковой ЭО, возникает ковалентная связь;
— если атомы обладают ЭО разной, но не резко отличаются, разность в ЭО < 1,7 — возникает ковалентная полярная связь;
— если атомы обладают ЭО разной, резко отличаются, разность в ЭО > 1,7 — возникает ионная связь.
По шкале ЭО по Полингу можно определить степень ионности — полярность связи: чем больше разность в ЭО, тем больше степень ионности, тем полярнее связь.
Разность в ЭО | Степень ионности, % |
0 | 0 |
0,5 | 6 |
1,0 | 22 |
1,5 | 44 |
2,0 | 63 |
2,5 | 79 |
3,0 | 89 |
Таким образом, при разности в ЭО больше, чем 1,7, возникает ионная связь.
Ионная связь — связь за счет электростатического притяжения противоположно заряженных частиц (катионов — положительно заряженных и анионов — отрицательно заряженных). Ионная связь возникает между атомами, резко отличающимися в ЭО — типичные металлы и типичные неметаллы. Рассмотрим механизм образования ионной связи в соединении NaCl.
Это соединение образовалось между атомом Na — типичный металл, ЭОNa = 0,9, и атомом Сl — типичный неметалл, ЭОCl = 3,2.
Разность в ЭО = 2,3, следовательно, возникает ионная связь.
При взаимодействии Na с Сl2:
2Na + Cl2 = 2NaCl
в результате окислительно-восстановительной реакции образуются катионы сильно электроположительного элемента (металла) и анионы сильно электроотрицательного элемента.
Наблюдается отдача одного s-электрона атома Na:
Возникает устойчивая частица с октетом электронов на внешнем энергетическом уровне: 1s22s22p6 — Na+, катион натрия. Атом хлора присоединяет электрон на р-подуровень:
Возникает устойчивая частица, так же с октетом электронов на внешнем энергетическом уровне — аннон хлора. Между образовавшимися ионами возникают силы электростатического притяжения, которые будут удерживать их друг около друга, осуществляется тем самым ионная связь. Она характерна для бинарных, образованных металлами и неметаллами, а также более, сложных — трехэлементных — соединений: щелочи, соли. В этом случае катионы и анионы могут быть не только простыми, но и сложными.
Пример: катион аммония — NH4+; сульфат — анион SO42-; гидроксид — анион ОН-.
Катионы и анионы, взаимодействуя друг с другом, образуют вещества в твердом состоянии с ионной кристаллической решеткой. В пространстве катионы и анионы упорядоченно располагаются. Чем меньше размер иона и чем больше его заряд, тем сильнее его электростатическое поле и тем прочнее химическая связь.
Так, энергия кристаллической решетки LiF — 1004 кДж/моль, а у NaCl— 755 кДж/моль. Все вещества с ионной кристаллической решеткой малолетучие, твердые, тугоплавкие, проводят электрический ток в растворах и расплавах. Однако кристаллы с ионной связью — ионы — очень хрупкие, т.к. при незначительном сдвиге плоскостей в кристалле наблюдается близкое приближение одноименно заряженных ионов, которые, отталкиваясь друг от друга, вызывают разрыв, появляется трещина в кристалле.
При высоких температурах многие вещества с ионной связью, например галогениды, переходят в газообразные соединения. В газовой фазе могут находиться молекулы NaCl и их агрегаты (NaCl)2 с непрочными ковалентными связями, а также ионы Na+ и Сl-.
Следует знать, что соединений с ионной связью — ограниченное количество, чисто ионная связь в соединениях не существует. В этих случаях следует говорить о степени ионности. Чем она выше, тем связь более ионная.
По мере увеличения количества электронов на внешнем энергетическом уровне атома металла усиливается прочность их связи с ядром атома, уменьшается способность к образованию ионной связи. У алюминия с галогенами возникают ковалентные связи, однако под влиянием, например, полярных растворителей эти связи становятся ионными.
Ионная связь — крайний случай ковалентной полярной связи. Что же такое ковалентная связь?
Связь посредством общих электронных пар называется ковалентной. Она возникает в случае разности в ЭО меньше 1,7, приближающейся к нулю. Если атомы обладают одинаковой ЭО — возникает ковалентная неполярная связь; если атомы обладают разной ЭО — возникает ковалентная полярная связь.
Существует два механизма возникновения ковалентной связи: обменный и донорно-акцепторный. Для обменного механизма необходимы следующие условия:
1) взаимодействующие атомы должны иметь неспаренные электроны, характеризующиеся различными спиновыми квантовыми числами:
2) в системе должна находиться частица с низким запасом энергии, которая поглощала бы энергию, выделяющуюся при образовании химической связи, т. к. образование связи — эндотермический процесс:
Частица X может быть либо А либо В с низким запасом энергии. Получив энергию, она может сама участвовать в образовании химической связи.
Данный механизм образования химической связи объясним методом валентных связей (МВС).
Пример: образование молекулы водорода Н2:
атом водорода —
атом водорода —
радиус атома Н — rн = 0,053 нм
При образовании химической связи идет перекрывание АО (атомных орбиталей).
Если бы не было перекрывания орбиталей, то межъядерное расстояние было бы равно 2r = 0,053 х 2 = 0,106 (нм).
Однако в молекуле водорода это расстояние равно 0,074 нм, т.е. меньше. Следовательно, идет перекрывание орбиталей.
При сближении атомов водорода Н' и Н" силы электростатического притяжения электрона атома Н' к ядру атома Н" и электрона атома Н" к ядру атома Н' будут возрастать, начнут притягиваться друг к другу. Одновременно будут возрастать силы отталкивания между одноименно заряженными ядрами атомов Н' и Н". Это приводит к тому, что атомы могут сблизиться между собой настолько, что силы притяжения будут уравновешены полностью силами отталкивания и электронные облака начнут перекрываться между собой, что обеспечивает перемещение электрона одного атома Н' в поле притяжения ядра атома Н" и наоборот, и каждый атом в какой-то момент будет иметь завершенный внешний энергетический уровень, как у благородных газов.
Связь, осуществленная за счет образования общих электронных пар, в одинаковой мере принадлежащих обоим атомам, называется ковалентной.
Разновидности ковалентной связи:
а) неполярная ковалентная связь возникает между атомами, обладающими одинаковой ЭО.
Пример: O2; O3; N2; Сl2; Н2 и т.д.
б) полярная ковалентная связь возникает между атомами, которые различаются не резко в ЭО.
Пример: НСl, NH3, Н2O и т. д. (если позволяет время урока в классах, где учащиеся воспринимают материал более осознанно, можно объяснить понятие «дипольный момент» для объяснения полярности связи).
Дипольный момент μ есть произведение длины диполя / (расстояние между двумя равными по величине и противоположными по знаку зарядов + q и -q) на абсолютную величину заряда: μ = lq.
Дипольный момент — величина векторная и направлен по оси диполя от отрицательного заряда к положительному.
Пример:
HF, μ = 6,4 · 10-30
НСl, μ = 3,5 · 10-30
НВr, μ = 2,6 · 10-30
HI, μ = 1,3 · 10-30
Наибольший дипольный момент у фтороводорода, где F обладает большей ЭО.
Молекула Н2O μ = 6,1 · 10-30.
Угловое строение молекулы
Молекула СO2,
Каждая связь полярна и μ = 9 · 10-30, однако молекула неполярна, μ = 0, т. к. связи С=0 расположены на одной прямой и компенсируют дипольные моменты друг друга. Почему такое строение в пространстве имеют молекулы СO2 и Н2O, это вопрос следующих уроков темы.
Из вышесказанного, следует различать понятия «полярность связи» и «полярность молекулы» в целом (опыт демонстрационный). В простых двухатомных молекулах дипольный момент и полярность связи равны, а в сложных соединениях Н2O, NH3, НСl, СO2 — не равны.
В случаях трудности понимания дипольного момента возможно объяснение полярности связи нахождением разности в ЭО атомов, образующих соединение, а затем сделать вывод, какая связь более полярна.
Пример: HF и HI
Полярнее связь в соединении HF, т. к. разность в ЭО 1,9 больше 0,4.
Полярная ковалентная связь есть промежуточная между ковалентной неполярной и ионной связью.
Кроме обменного механизма образования ковалентной связи возможен и донорно-акцепторный механизм.
Для осуществления такого механизма необходимы следующие условия:
1. В системе должны находиться две частицы. Одна — донор, имеющий неподеленную пару электронов. другая — акцептор, имеющий свободную орбиталь
Такие частицы образуются в результате обменного механизма, при перераспределении электронов.
Пример:
— свободная орбиталь, акцептор (Н+Сl)
— неподеленная пара электронов, донор (К+Н-)
2. В системе должна находиться частица, поглощающая энергию (как и при обменном механизме).
Пример: образование иона аммония.
[NН4]+; аммиак NH3, N +7.
1s22s22p3
- три связи образованы по обменному механизму: у атома азота есть неподеленная пара электронов 2s2, атом азота — донор, катион водорода - акцептор
Кратность связи соответствует числу общих электронных пар. Одинарная связь — одна общая электронная пара, двойная связь — две общих электронных пары, тройная — три общих электронных пары.
При осевом перекрывании орбиталей возникает прочная, неполяризуемая трудноразрываемая σ-связь (сигма-связь).
При осевом перекрывании s-орбиталей σ-связь s—s:
При осевом перекрывании р-орбиталей σ-связь р—р:
При осевом перекрывании s-орбитали и р-орбитали; σ-связь s—р:
В случае двойной или тройной связи кроме образования σ-связи (осевого перекрывания орбиталей) образуется и π-связь (пи-связь). В этом случае идет боковое перекрывание орбиталей.
π-связь
В случае двойной связи — одна σ-связь, другая π-связь; тройной связи — одна σ-связь и 2 π-связи.
В некоторых случаях возможно нахождение связи в динамическом состоянии, т. е. электронные облака «размазаны» между двумя, тремя, четырьмя и т.д. атомами, тогда кратность связи дробная, полуторная. В бензоле С6Н6 6е- — π-облако, связь полуторная, если одинарная связь имеет длина 0,154 нм, двойная связь — 0,134 нм, то в ароматическом кольце ее длина — 0,140 нм.
Все вещества с ковалентной связью как правило при обычных условиях могут быть жидкостями, газами, твердыми по агрегатному состоянию; низкоплавкие, летучие. Они могут образовывать два типа кристаллических решеток.
Атомные кристаллические решетки — в узлах кристаллической решетки — атомы, между которыми ковалентные связи.
Пример: алмаз, графит, бор, кремний,
SiC — карборунд; SiO2 — кварц; некоторые силициды, карбиды, оксиды: Аl2О3; Сr2O3; физические свойства веществ с атомной кристаллической решеткой — твердые, тугоплавкие, нелетучие, в воде нерастворимые.
Молекулярные кристаллические решетки — в узлах находятся молекулы, между которыми слабые силы межмолекулярного взаимодействия. Большинство веществ с такой решеткой — газыO2; N2; СO2; Сl2, жидкости — вода, спирт, кислоты, Вr2; твердые вещества — нафталин, I2, нефть, глюкоза, сахароза. Они обладают летучестью, хрупки в кристаллическом виде, имеют низкуюt ° кипения и t ° плавления. В зависимости от полярности молекул они могут быть растворимы в воде, диссоциировать, проводить электрический ток.
III. Обобщения и выводы по узловым вопросам темы
Таким образом, мы выяснили причины и механизмы образования ионной и ковалентной связи no МВС, а также отметили зависимость физических свойств веществ от вида химической связи, типа кристаллической решетки.
Учащимся можно показать демонстрационный опыт, подтверждающий способность поляризованных молекул ориентироваться в электрическом поле и перемещаться в область высокого напряжения.
Мехом натирается эбонитовая палочка, которая приближается к тонкой струе воды, вытекающей из бюретки. Струя притягивается к палочке. Струя бензола или эфира не притянется к наэлектризованной палочке.
IV. Закрепление
1. Определить вид химической связи в соединениях. Обосновать ответ:
ВаСl2; SO2; С2Н6; F2; КВr; I2.
2. В каком из указанных соединений наиболее полярная связь? Расположить соединения в порядке возрастания полярности:
HCl; F2; Н2O; NH3; H2S
3. В чем причина резкого отличия в физических свойствах СО2 иSiO2?
4. Как образуется σ-связь и π-связь?
Ответы на вопросы закрепления
1. Ионная связь: КВr; ВаСl2. Элементы, образующие соединения, резко отличаются в ЭО. Ковалентная полярная связь.
SO2; C2H6 — элементы, образующие соединения, отличаются в ЭО не резко. Ковалентная неполярная связь.
F2; I2 — элементы, образующие соединения, одинаковы по ЭО.
2. Наиболее полярная связь в соединении Н2O.
ЭОн = 2,1; Э0O = 3,5, разность в ЭО 3,5 - 2,1 = 1,4.
3. СO2 — ковалентная полярная связь: газ. Твердое вещество — молекулярная кристаллическая решетка, легкоплавкое, летучее;
SiO2 — ковалентная полярная связь, твердое вещество, тугоплавкое; атомная кристаллическая решетка.
4. σ-связь возникает при осевом перекрывании орбиталей, прочная, труднополяризуемая.
π-связь возникает при боковом перекрывании орбиталей, подвижная, легко поляризуемая, непрочная.
IV. Домашнее задание
1) § 6 с. 44-51. № 3
2) составить схемы образования химической связи в соединениях КН,NH3, HF; указать вид химической связи, механизм, образования, тип кристаллической решетки, физические свойства веществ, (домашнее задание выполнить на отдельном листе).
Предварительный просмотр:
Тема: Размножение организмов. 11 класс биология
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с особенностями бесполого размножения, его разнообразием.
- Сформировать научное мировоззрение у школьников на основе знаний бесполого размножения, используя уже известные детям, а также полученные на уроках сведения, прививать навыки самостоятельной работы, чувство коллективизма.
- Развивать умение работать с рисунками, таблицами, сравнивая, анализируя их и делая выводы, развивать память, интерес.
Тип урока:комбинированный урок с использованием ИКТ
Оборудование:компьютер, презентация, учебник
Ход урока
1. Постановка проблемного вопроса.
Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время
( К.Г. Паустовский)
Как вы думаете, о каком процессе идет речь?
- о размножении
Дайте определение размножению
. Размножение – воспроизведение себе подобных
В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, нить жизни не прерывается
Какую тему сегодня мы будем изучать на уроке?
Тема урока.
-Размножение, его виды. Бесполое размножение
Сегодня мы поговорим о различных видах размножения в природе…..
Видеоролик:
Отрывок из фильма «Шестой день»
Что произошло?
-созданы клоны человека и собаки
Английскому ученому Гёрдону в 1962г. впервые удалось получить клон позвоночного животного – лягушки. Он использовал клетки кишечника земноводного.
Долли, появившаяся на свет 5 декабря 1996 года, стала самой известной овцой в истории науки, произведя на свет 6 здоровых ягнят. Она прожила 6,5 лет и была усыплена из-за инфекции легких и артрита 14 февраля 2003 года. А уже 9 апреля того же года чучело Долли было выставлено в Эдинбургском королевском музее.
Ученые мечтают клонировать динозавров и других вымерших животных. Профессор Киотского университета Акани Иритани уверен, что уже в ближайшие годы он сумеет клонировать мамонта из замороженных останков доисторического животного
С помощью репродуктивного клонирования удаётся сохранять редкие виды животных. Например, в 2001 году был клонирован находящийся под угрозой исчезновения гаур, - новорожденный по кличке Ной появился на свет в Массачусетсе, но, к сожалению умер от дизентерии через 48 часов после рождения.
В 2004 г. удалось восстановить считавшихся вымершими быков-бантенгов, а в данный момент японские учёные твёрдо намерены клонировать мамонта.
Клонирование сегодня – это очень деликатная тема, особенно, если это касается человека.
Что такое клон?
-Клон - генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения.
Клонирование - искусственный способ бесполого размножения
Может ли в природе новый организм появиться от одного родителя, без участия половых клеток?
Проблемный вопрос:Могут ли в природе естественным путем появиться клоны организмов?
- чтобы ответить на этот вопрос, сначала вспомним способы размножения.
2. Изучение нового материала.
В природе существует много способов размножения, но все их можно объединить в два основных типа:
Размножение
Формы бесполого размножения организмов
Митотическое деление (бинарное деление )
Рассмотрим подробнее особенности бесполого размножения:
Наиболее простая форма бесполого размножения – деление
- Это когда родительское тело расщепляется на две одинаковые части. (как клоны)
Анимация – деление бактерий
Анимация – деление амебы
Анимация – деление эвглены зеленой
- И мы посмотрим на примере амебы, как же происходит процесс?...(делением)
- Процесс деления начинается с ядра, оно вытягивается, принимает продолговатую форму.
Продольное деление эвглены
-Затем что происходит? (появляется жгутик)
- Затем? (разделяется пополам)
- В цитоплазме образуется перегородка, которая постоянно углубляется, делит материнскую особь на две дочерние, новые эвглены.
- Посмотрите они одинаковые?
(Они совершенно одинаковые и похожи друг на друга).
- Кто ещё размножается таким способом?
Митотическое деление (бинарное деление )
Так размножаются бактерии, многие простейшие (амёба, эвглена), одноклеточные водоросли.
- образуются клоны
Что объединяет эти рисунки? (шляпочные грибы, плесень на хлебе, плесень на клубнике)
Что общего между этими рисунками?
- Это грибы.
- Чем размножаются? (спорой и грибницей)
Споруляция (спорообразование)
Анимация Споруляция
Анимация спорообразование мукора
Сообщение учащихся: «Споруляция»
Спора – это особый тип клетки с очень плотными оболочками. Когда они созревают, то высыпаются из-под шляпки и разлетаются, некоторые падают рядом.
Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя, не прорастать, пережидать холод, жару, засуху, а когда наступают благоприятные условия, они прорастают, делятся и из них образуется новые особи.
Споруляция (спорообразование)
Так размножаются некоторые животные, грибы, множество растений, мхи, водоросли, папоротники.
У многоклеточных растений – таких, как многоклеточные водоросли, мхи, папоротники, высшие грибы, споры образуются в специальных органах – спорангиях.
- Сравните способы размножения: бинарное деление и споруляцию
Множественное деление (шизогония)
Сообщение учащихся: «Шизогония»
- Материнская клетка распадается на большое количество
более или менее одинаковых дочерних клеток
- Сравните способы размножения: споруляция и шизогония
Полиэмбриония (однояйцовые близнецы)
. видеоролик «Дрожжи»
Что находится в черном ящике?
После просмотра видеоролика (без звука), дети дают ответ
- Дрожжи
видеоролик «Почкование дрожжей»
видеоролик «Почкование гидры»
- Сравните способы размножения: шизогония и почкование
Почкование.
У кого встречается такой способ размножения? приведите примеры (почкованием размножаются: дрожжи, гидра, бриофиллум, каланхоэ).
Фрагментация (Регенерация)
Когда мы вскапываем землю, то иногда случайно разрезаем дождевых червей лопатой. Что произойдет червем, если его разрезать на 2 части?.
Регенерация - способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани, а иногда и целые потерянные органы.
Так размножаются гидры, плоские черви, морские звезды.
- Сравните способы размножения: почкование и фрагментация
анимация «Вегетативное размножение»
- Образование особей из частей материнского растения (коня, стебля, листа, клубня, луковицы)
- Сравните способы размножения: фрагментацию и вегетативное размножение.
физминутка (под песню В.Высоцкого)
3. Закрепление нового материала
Лото
Учащимся раздаются карточки –лото (найдите соответствие рисунков и формы бесполого размножения)
заполнить на интерактивной доске таблицу «Виды бесполого размножения»
В чем преимущество бесполого размножения перед половым?
- быстрый рост, развитие.
- сохраняет свойства материнского организма
- не нужно находить партнёра
Сравните бесполое размножения в природе и клонирования? В чем сходство и отличие?
Учащиеся отвечают на проблемный вопрос
4. Вывод:
Могут ли в природе естественным путем появиться клоны организмов?
- бесполое размножение в природе приводит к тому, что появляется потомство идентично родительской особи – его клон.
Клонирование человека – этические аспекты
Учащиеся выступают с докладами «За клонирование человека», «Против клонирование человека»
Размножение – это свойство, присуще всем живым организмам
В чем биологическое значение размножения?
- Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением.
5. Домашнее задание
Домашнее задание:
с.146 -149 прочитать, ответить на вопросы 1-5
Предварительный просмотр:
Тема: Типы кристаллических решеток
Задачи:
Образовательная: сформировать понятия о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел, ознакомить учащихся с различными типами кристаллических решеток, установить зависимость физических свойств кристалла от характера химической связи в кристалле и типа кристаллической решетки, дать учащимся основные представления о влиянии природы химической связи и типов кристаллических решеток на свойства вещества, дать учащимся представление о законе постоянства состава.
Воспитательная: продолжить формирование мировоззрения учащихся, рассмотреть взаимное влияние компонентов целого- структурных частиц веществ, в результате которого появляются новые свойства, воспитывать умения организовать свой учебный труд, соблюдать правила работы в коллективе.
Развивающая: развивать познавательный интерес школьников, используя проблемные ситуации; совершенствовать умения учащихся устанавливать причинно-следственную зависимость физических свойств веществ от химической связи и типа кристаллической решетки, предсказывать тип кристаллической решетки на основе физических свойств вещества.
Оборудование: Периодическая система Д.И.Менделеева, коллекция “Металлы”, неметаллы: сера, поваренная соль, пластилин; Презентация “Кристаллические решетки”, модели кристаллических решеток разных типов (поваренной соли, алмаза и графита, углекислого газа и йода, металлов), образцы пластмасс и изделий из них, стекло, пластилин, смолы, воск, жевательная резинка, шоколад, компьютер, мультимедийная установка, видеопыт “Возгонка бензойной кислоты”.
Ход урока
I.Опрос учащихся
1.Для того, чтобы познакомиться с кристаллическими решетками мы должны вспомнить, что такое: физическое тело, химическая связь, виды связей: ковалентная( полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная
2.Составить схемы образования связи в веществах: N2, H2S, CaBr2
3.Выполните тест (проверка теста)
II. Изучение нового материала
1.Вещества находятся в различных агрегатных состояниях. Приведите примеры веществ, которые при различных температурах могут существовать во всех трех агрегатных состояниях.
Ответ: Вода. При обычных условиях вода находится в жидком состоянии, при понижении температуры ниже 00С вода переходит в твердое состояние - лед, а при повышении температуры до 1000С мы получим водяной пар (газообразное состояние).
Учитель (дополнение): Любое вещество можно получить в твердом, жидком и газообразном виде. Кроме воды – это металлы, которые при нормальных условиях находятся в твердом состоянии, при нагревании начинают размягчаться, и при определенной температуре(tпл) переходят в жидкое состояние - плавятся. При дальнейшем нагревании, до температуры кипения, металлы начинают испаряться, т.е. переходить в газообразное состояние. Любой газ можно перевести в жидкое и твердое состояние, понижая температуру: например, кислород, который при температуре (-1940С) превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре (-218,80С) затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета. Сегодня на уроке мы будем рассматривать твердое состояние вещества.
Проблемный вопрос: металлы, пластилин, соль, шоколад, жевательная резинка, сера, образцы пластмасс, воск. Что общего в строении этих веществ, чем они отличаются?
Делаются предположения. Если ученики затрудняются, то с помощью учителя приходят к выводу, что пластилин в отличие от металлов и хлорида натрия не имеет определенной температуры плавления - он (пластилин) постепенно размягчается и переходит в текучее состояние. Таков, например, шоколад, который тает во рту, или жевательная резинка, а также стекло, пластмассы, смолы, воск (при объяснении учитель демонстрирует классу образцы этих веществ). Такие вещества называют аморфными, а металлы и хлорид натрия - кристаллические.
Таким образом, различают два вида твердых веществ: аморфные и кристаллические
У аморфных веществ нет определенной температуры плавления, и расположение частиц в них строго не упорядочено.
Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены.(слайд 7)
Кристаллическая решетка – пространственный каркас вещества.(слайд8)
Свойства веществ в твердом состоянии зависят от типа кристаллической решетки (прежде всего от того, какие частицы находятся в ее узлах), что, в свою очередь, обусловлено типом химической связи в данном веществе.
Вывод: Прослеживается логическая последовательность, взаимосвязь явлений в природе: Строение атома—ЭО—Виды химической связи—Тип кристаллической решетки—Свойства веществ.
В зависимости от вида частиц и от характера связи между ними различают четыре типа кристаллических решеток: ионные, молекулярные, атомные и металлические.
1. Молекулярная кристаллическая решетка (работа с таблицей и текстом параграфа)
1. Характеристика
У веществ с молекулярным строением в узлах кристаллической решетки находятся молекулы с прочными ковалентными связями между атомами. В то же время отдельные молекулы взаимосвязаны гораздо слабее, что делает молекулярный кристалл довольно непрочным.
2. Ионная кристаллическая решетка
1. Характеристика
У веществ с ионной решеткой в узлах расположены разноименно заряженные ионы, удерживаемые силами электростатического притяжения.
3. Атомная кристаллическая решетка
1. Характеристика
В узлах атомной кристаллической решетки находятся атомы, связанные прочными ковалентными связями в протяженную пространственную сеть. В этом случае структура отличается таким внутренним единством, что можно сказать, что весь кристалл представляет одну молекулу.
4. Металлическая кристаллическая решетка
1. Характеристика
Этим типом кристаллической решетки обладают металлы с металлической химической связью.
Вывод: Существует следующая закономерность: если известно строение веществ,
то можно предсказать их свойства, или наоборот: если известны свойства
веществ, то можно определить строение.
Работа с текстом параграфа, таблицами «Типы кристаллических решеток», «Зависимость свойств веществ от вида химической связи»
Задание для работы в группе:
1 группа
1. Какие должны быть отличительные свойства веществ с молекулярной решеткой?
2. Каково их агрегатное состояние?
3. Приведите примеры веществ с молекулярной кристаллической решеткой?
2 группа
1. Какие должны быть отличительные свойства веществ с ионной решеткой?
2. Каково их агрегатное состояние?
3. Приведите примеры веществ с ионной кристаллической решеткой?
3 группа
1. Какие должны быть отличительные свойства веществ с атомной решеткой?
2. Каково их агрегатное состояние?
3. Приведите примеры веществ с атомной кристаллической решеткой?
4 группа
1. Какие должны быть отличительные свойства веществ с металлической решеткой?
2. Каково их агрегатное состояние?
3. Приведите примеры веществ с металлической решеткой?
(слайд 22,23,24)
Зачеркните по вертикали, горизонтали, диагонали вещества, имеющие одинаковую кристаллическую решетку.
Закрепление:
1. Вид частиц в ионной решетке:
а) ионы | в) молекулы |
б) атомы | г) атом-ионы |
2. Характер химической связи в атомной решетке:
а) металлическая | в) ионная |
б) ковалентная | г) сила межмолекул. взаимодействия |
3. Прочность связи в молекулярной решетке
а) очень прочная | в) слабая |
б) прочная | г) разной прочности |
4. Агрегатное состояние у веществ с ионной решеткой:
а) твердое | в) жидкое |
б) газообразное |
5. Очень тугоплавкими являются вещества с решеткой:
а) металлической | в) атомной |
б) молекулярной | г) ионной |
6. Пластичностью обладают вещества с:
а) металлической | в) молекулярной |
б) ионной | г) атомной |
7. Кремний имеет решетку:
а) молекулярную | в) ионную |
б) атомную | б) металлическую |
8. Щелочи имеют решетку:
а) молекулярную | в) ионную |
б) металлическую
9. Вода имеет решетку:
а) молекулярную | в) ионную |
б) атомную | б) металлическую |
III.Подведение итогов урока |
Какие классификации веществ вы узнали?
Как вы понимаете термин кристаллическая решетка.
В каком агрегатном состоянии вещества имеют кристаллические решетки?
Какие типы кристаллических решеток вы теперь знаете?
О какой закономерности строения и свойств веществ вы узнали?
Д/З§11, упр 1-3
Приложение № 1
Задание для работы в группе:
1 группа
1. Какие должны быть отличительные свойства веществ с молекулярной решеткой?
2. Каково их агрегатное состояние?
3. Приведите примеры веществ с молекулярной кристаллической решеткой?
__________________________________________________________________________
Задание для работы в группе:
2 группа
1. Какие должны быть отличительные свойства веществ с ионной решеткой?
2. Каково их агрегатное состояние?
3. Приведите примеры веществ с ионной кристаллической решеткой?
___________________________________________________________________________
Задание для работы в группе:
3 группа
1. Какие должны быть отличительные свойства веществ с атомной решеткой?
2. Каково их агрегатное состояние?
3. Приведите примеры веществ с атомной кристаллической решеткой?
___________________________________________________________________________
Задание для работы в группе:
4 группа
1. Какие должны быть отличительные свойства веществ с металлической решеткой?
2. Каково их агрегатное состояние?
3. Приведите примеры веществ с металлической решеткой?
Приложение № 2
Тест № 1
Вариант 1
1.Вещество, образованное ионной связью:
а) NH3, б) Li3N в) N2 г)NO2
2.Формула вещества, образованного ковалентной полярной связью:
а)Br2, б)SO2 , в)Al, г)P4
3.Формула, вещества образованного металлической связью:
а)O3 б)S8 в)C г)Ca
4.Соединениями с ковалентной неполярной и ковалентной полярной связью являются соответственно:
а)метан и хлорметан;
б)азот и аммиак;
б)метан и графит;
г)алмаз и графит.
5.Ионной связью образовано каждое из двух веществ:
а)HCl , CO2 б)Ba, Co
в)Mg3N2 ,BaS, г)NaCl, PH3
6.Установите соответствие между названием элемента и общей формулой его высшего оксида:
а) кремний; 1)Э2О5;
б)хром; 2)Э2О7;
в)фосфор; 3)ЭО2;
г) бром; 4)ЭО;
5)ЭО3;
6)Э2О3.
Вариант 2
1. Вещество, образованное ковалентной неполярной связью:
а) NH3, б) Li3N в) N2 г)NO2
2. Формула вещества, образованного ионной связью:
а)Br2, б)SO2 , в)AlСL3, г)P4
3. Формула, вещества образованного ковалентной полярной связью:
а)O3 б)S8 в)CО г)Ca
4. Соединениями с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связью являются соответственно:
а)метан и хлорметан;
б)азот и аммиак;
б)метан и хлор;
г)алмаз и графит.
5.Металлической связью образовано каждое из двух веществ:
а)HCl , CO2 б)Ba, Co
в)Mg3N2 ,BaS, г)NaCl, PH3
6.Установите соответствие между формулой частицы и числом общих электронных пар в ней:
а)H2O, 1)одна;
б) NH4+, 2)две;
в)N2, 3)три;
г)CO2 4)четыре.
Приложение 3
Тест № 2
1. Вид частиц в ионной решетке:
а) ионы | в) молекулы |
б) атомы | г) атом-ионы |
2. Характер химической связи в атомной решетке:
а) металлическая | в) ионная |
б) ковалентная | г) сила межмолекул. взаимодействия |
3. Прочность связи в молекулярной решетке
а) очень прочная | в) слабая |
б) прочная | г) разной прочности |
4. Агрегатное состояние у веществ с ионной решеткой:
а) твердое | в) жидкое |
б) газообразное |
5. Очень тугоплавкими являются вещества с решеткой:
а) металлической | в) атомной |
б) молекулярной | г) ионной |
6. Пластичностью обладают вещества с:
а) металлической | в) молекулярной |
б) ионной | г) атомной |
7. Кремний имеет решетку:
а) молекулярную | в) ионную |
б) атомную | б) металлическую |
8. Щелочи имеют решетку:
а) молекулярную | в) ионную |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Ионная связь
Цели урока: сформировать понятие об ионной связи, изучить механизм образования ионной химической связи
Задачи:
Образовательные:
Повторить и закрепить знания по теме «Строение атомов»;
Ввести понятия «ионы», «ионная связь»;
Научить составлять схемы образования и электронные формулы ионных соединений, уравнения реакций с обозначением перехода электронов
Развивающие:
Закрепить знания учащихся о строении атома, об изменении свойств металлов и неметаллов в группах и периодах
Развивать логическое мышление.
Формировать умения определять вид ионной химической связи.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в группах, оказывать взаимопомощь.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: таблицы: «Ионная связь», коллекция природных соединений с ионным типом связи.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Работа учащихся у доски.
Задание:
1) написать схемы строения атомов кальция и серы.
2) написать электронные формулы атомов калия и фтора.
3) определить число протонов, нейтронов и электронов в атомах алюминия и брома.
Фронтальный опрос.
1. Как изменяется радиус атома в периоде слева направо?
(уменьшается)
2. Как изменяются свойства химических элементов с увеличением порядкового номера в периодах? Почему?
(слева направо в периодах с увеличением порядкового номера элемента металлические свойства ослабевают, неметаллические усиливаются, т.к. радиус ядра атома уменьшается, количество энергетических уровней не изменяется, число электронов на последнем энергетическом уровне возрастает.)
3. Как изменяются свойства химических элементов с увеличением порядкового номера в группах (главных подгруппах)? Почему?
(Сверху вниз металлические свойства в группах с увеличением порядкового номера элемента усиливаются, неметаллические ослабевают, т.к. радиус ядра атома увеличивается, количество энергетических уровней увеличивается, число электронов на последнем энергетическом уровне не изменяется.)
4. Что представляет собой электрон?
(Сгусток отрицательного заряда, непрерывно движутся вокруг ядра с огромной скоростью, обладают разным запасом энергии).
5. Чем же отличаются наружные электронные слои металлов и неметаллов?
(у металлов на внешнем электронном слое один, два, реже три электронов, их валентный слой далек до завершения; электронный слой неметаллов стремится к завершению)
6. С какими простыми веществами могут взаимодействовать металлы?
(Металлы взаимодействуют с неметаллами).
Проверка заданий, выполненных у доски.
- Изучение нового материала
Задание для всех учащихся: нарисовать схемы строения атомов натрия и хлора.
Как известно, при образовании химической связи каждый атом стремится к завершению внешнего электронного слоя (как у инертных газов).
У атома натрия один валентный электрон, до завершения недостает семи электронов. У атома хлора семь валентных электронов, до завершения недостает одного электрона. Поэтому атому натрия легче отдать один электрон хлору и тогда его внешний электронный слой станет завершенным. Атому хлора легче принять электрон и тогда его внешний слой тоже будет завершенным. Смещение электронов происходит от атомов с меньшей электроотрицательностью к атомам с большей электроотрицательностью. При этом атомы превращаются в ионы,
Ионы — это заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов. Атомы натрия превращаются в положительные ионы Na+, а атомы хлора в отрицательные ионы Cl-. Из курса физики известно, что положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются. Связь между разноименно заряженными ионами в результате электростатических сил притяжения называется ионной.
IV. Рефлексия
1. Между какими элементами возникает ионная связь?
2. Составить схему образования ионной связи между литием и фтором.
3. Определить вид химической связи между атомами в соединениях.
4. Чем отличается ионная связь от ковалентной.
Демонстрация коллекции природных соединений с ионным типом связи. В узлах кристаллической решетки веществ с ионной связью находятся ионы.
- Домашнее задание:
§ 41 (стр. 144 – 145), упр 4, 5, 6 (письменно).
Предварительный просмотр:
Тема урока: Процессы жизнедеятельности клетки
Тип урока: комбинированный урок
Цели по содержанию:
- Образовательная: способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки;
- Развивающая: продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- Воспитательная: создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с проявлениями жизнедеятельности клетки;
- показать изменения, происходящие в клетке при её росте;
- охарактеризовать деление клетки как способ размножения;
- систематизировать знания учащихся о жизнедеятельности клетки
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения:
- Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.П. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.П. Пономаревой. – М.: Вентана – Граф, 2014.
- Таблица «Строение растительной и животной клетки»
- Дидактические карточки для работы в группах.
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8 классе
Тема: Атомно-молекулярное учение
Цели урока:
Образовательные:
- Ознакомить учащихся с основными положениями атомно-молекулярного учения;
- Ознакомить с ролью М.В.Ломоносова и Д.Дальтона в его создании;
- Систематизировать знания по теме «Первоначальные химические понятия»;
- Умение самостоятельно работать с источниками знаний.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, чувство ответственности, стремление добиваться победы;
2. Формирование основ научного мировоззрения;
3. Формировать интерес к предмету.
Развивающие:
1. Развитие выделения главного в тексте учебника;
2. Развивать творческие способности учащихся (творческие домашние задания);
3. Развитие памяти, внимания.
Оборудование:
1. Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;
2. Опорные таблицы;
3. Карточки-задания;
4. Тест
Ход урока
1. Организационная часть
Для активизации деятельности на уроке учащиеся на каждом этапе урока за правильный ответ набирают фишки. В конце урока подведут самооценку деятельности по набранным фишкам:
- 14-16 фишек – «5»;
- 10-13 фишек – «4»;
- 8-12 фишек – «3»;
2. Актуализация знаний
В течение семи уроков мы изучали тему «Первоначальные химические понятия». Оказалась ли она для вас интересной? Как вы считаете, смогут ли они вам пригодиться полученные знания в предыдущем? А сейчас мы с вами закрепим знания по данной теме.
Блиц-турнир
- Наука о веществах и их превращениях. (химия)
- Служит для проведения опытов. (пробирка)
- Определенный вид атомов. (химический элемент)
- Условная символика химического элемента, где берется начальная буква с латинского названия элемента. (химический знак)
- Вещества, состоящие из атомов одного вида (простые).
- Вещества, состоящие из атомов разных видов (сложные).
- Явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие (физические).
- Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие (химические).
- Всякое чистое вещество имеет постоянный состав, независимо от способа получения и местонахождения. (закон постоянства состава вещества)
- Кто сформулировал этот закон? (Пруст)
- Что такое индекс? (цифра, обозначающая число атомов в молекуле)
- Условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов (химическая формула)
- Свойство атомов присоединять определенное число других атомов (валентность).
- Материал, из которого изготовлена лабораторная посуда (стекло).
- Единица количества вещества (моль).
3. Изучение новой темы
Переходим к изучению новой темы. Тема связана с именем великого русского ученого М.В.Ломоносова. Заслушаем сообщение о жизни и деятельности замечательного ученого «Слово о Ломоносове».
Что мы можем сказать о М.В.Ломоносове? Кем он был?
Вывод: М.В.Ломоносов был естествоиспытателем, философом, поэтом, историком, географом, политическим деятелем, успешно работал с мозаикой.
Пушкин писал: «Он создал первый университет, он лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Фундамент научной химии был заложен в 17-18 вв. усилиями ученых разных стран: англичанина Р.Бойля, француза А.Лавуазье, русского М.В.Ломоносова. Первые представления о том, что вещество состоит из отдельных частиц, появились еще в глубокой древности. Некоторые философские школы древней Индии (1 тыс. до н.э.) признавали не только существование первичных неделимых частиц вещества, но и их способность соединяться друг с другом, образуя новые частицы.
В 19 в. развивали химическую атомистику труды Д.Дальтона (Англия), Ж.Пруста (Франция), А.Авогадро (Италия), Я.Берцелиуса (Швеция), А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева (Россия). Как и другие науки, химия интернациональна.
Основной теорией химии, сохранившей свое значение и до наших дней является атомно-молекулярное учение. Атомно-молекулярное учение – это учение, в основу которого положено представление о том, что наименьшими структурными единицами веществ являются атомы, молекулы и ионы.
Из атомов состоят:
- все металлы;
- многие неметаллы (инертные газы, С, Si, B, Se, As, Te).
Из молекул состоят:
- все органические вещества;
- некоторые неорганические: простые газы (N2, H2, Cl2, F2), сложные (CO2, NO2, SO3, SO2).
Из ионов состоят:
- все соли;
- многие основания, кислоты.
В 1741 г. в одной из своих первых работ М.В.Ломоносов «Элементы математической химии» сформулировал важнейшие положения атомно-молекулярной теории.
- Теперь прочитайте §13;
- Изложите сущность основных положений атомно-молекулярного учения.
Давайте сделаем краткий вывод этих положений и запишем в тетради:
- Все вещества состоят молекул.
- Молекулы состоят из атомов.
- Молекулы и атомы находятся в постоянном движении.
- Молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, молекулы сложных – из разных.
Дополнили атомно-молекулярное учение открытия Гей-Люссака, А.Авогадро. Окончательно утвердилось лишь в 1860 г. в г.Карсруэ на Международном съезде химиков, где было дано определение атома и молекулы.
Атом – наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его свойства.
Молекула – наименьшая частица простого и сложного вещества, обладающая его химическими свойствами.
4. Выяснение степени понимания новой темы
Для закрепления новой темы проведем игру «Найди ошибку», где вы должны указать формулу вещества, отличающуюся от других.
- N2, О2, Cl2, Р (даны формулы молекул, лишнее – атом).
- H2О, HCl, H2, HNO3 (формулы сложных веществ, лишнее – молекула простого вещества).
- Al, SO3, Zn, S (формулы атомов, лишнее – молекула сложного вещества).
- P, Al, Zn, Cu (все атомы металлов, лишнее – неметалл).
В целях закрепления пройденного материала проведем тестирование.
Тест
- Высшую валентность азот проявляет в оксиде:
1) NО2, 2) N2О5, 3) NО, 4) N2О.
- О простом веществе медь идет речь в выражении:
а) проволока сделана из меди;
б) медь входит в состав малахита;
в) медь входит в состав оксида меди;
г) медь входит в состав бронзы.
- Найдите химическое явление:
а) замерзание воды;
б) плавление олова;
в) горение керосина;
г) измельчение стекла в порошок.
- Какая из записей означает «пять молекул кислорода»:
- 5H2О; 2) 5О; 3) Р2О5; 4) 5О2.
- Чему равна относительная молекулярная масса метана СН4:
- 26; 2) 16; 3) 20; 4) 30.
5. Подведение итогов урока
А теперь каждый по набранным фишкам подводит самооценку деятельности на уроке и ставит себе отметку.
6. Защита домашних творческих заданий
Были даны групповые творческие задания:
- составить химические загадки в форме стиха, используя химическое явление или какие-либо свойства вещества;
- составить тест по изученным темам;
- сочинить сказку на основе изученных тем, в основе сказки должны быть достоверные факты, химические явления, свойства веществ и т.д.
7. Домашнее задание: §13
Творческие задания учащихся
- Сказка Алексеевой Али
Жили-были Железо и Сера. Они жили в маленьком острове. У них не было друзей. И однажды они построили корабль и отправились в путешествие. по пути им встречались островки, на которых жили Золото и Хлор, Медь и Фосфор. Железо и Сера пригласили их с собой в путешествие. Они нашли себе много друзей. Вскоре они пришли в большой город Химия. Добрый человек Менделеев построил им дом. Мы этот дом называем таблицей. И теперь они живут в каждой книге химии до сих пор.
- Загадки Петровой Дианы
- Мы мельчайшие частицы,
Но роль у нас большая,
Отгадайте-ка ребята,
А отгадка это – (атом).
- Это желтое вещество
Неметалл и твердое,
Оно в воде не растворится
А выйдет как гусь сухим. (сера)
- Этот газ везде и всюду,
Всем нам он необходим
Без него мы никуда. (кислород)
- Тест Константинова Толи и Иванова Алика
1. Какой из этих элементов правильно записан:
а) Nа – азот; б) Ca – калий; в) Сr – хром; г) Hg – неон; д) C – йод; е) W – ванадий;
2. В каком году учение о молекулах и атомах окончательно было признано:
а) 1855; б) 1871; в) 1862; г) 1860.
3. Какие из веществ простые:
а) MgCl2; б) HCl; в) Cl2; г) Br2O7; д) Р2О5; е) Ar.
4. Найдите правильный ответ:
а) тела: стул, сода, жир, мел, железо; б) вещества: вода, льдина, медь, свеча, ручка.
5. Найдите правильный ответ:
а) физическое явление: свечение солнца, образование накипи, проявление фотопленки, свечение звезд; б) химическое явление: горение газа, таянье снега, растворение сахара, смешение серы и железа.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Химическая промышленность России. (9 класс)
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока.
Образовательные: Дать характеристику химической промышленности России. Сформировать представление об отраслевом составе химической промышленности и размещении по территории страны. Описать базы химической промышленности.
Развивающие: Продолжить формирование умений работы с учебником, с картами атласа , картосхемами и таблицами, развивать умение делать выводы и обобщения.
Воспитательные: Формировать убеждение о необходимости бережного отношения к окружающей среде.
Тип урока: Комбинированный
Методы обучения: частично-поисковый, сопоставление и наложение карт атласа, картографический, проблемный.
Материально – техническое обеспечение.
Карта «Химическая промышленность», учебник «География России. Население и хозяйство» 9 класс В. П. Дронов В. Я. Ром, Атлас для 9 класса «Дрофа», презентация.
Ход урока:
1.Оргмомент -1мин.
Учитель здоровается с классом. Дежурные отмечают отсутствующих. Учитель напоминает о теме «Цветная металлургия», изученной на предыдущем уроке.
2.Проверка домашнего задания. – 8 мин.
Учащиеся получают карточки с вопросами (одна карточка на парту). На обдумывание вопроса даётся две минуты. Затем в быстром темпе учащиеся отвечают. При неправильном ответе остальные вносят поправку в ответ. Первым исправить ошибку имеет сосед по парте.
(Через две минуты начать опрос.)
Вопросы на карточках:
- Почему в Липецке находится центр чёрной металлургии?
( Липецк находится в районе добычи железной руды КМА).
- Около города Череповца отсутствуют запасы коксующихся углей и железной руды. Однако здесь построен металлургический комбинат полного цикла. Почему?
(Череповец расположен посередине между месторождениями железной руды Кольского полуострова ( Ковдор) и Карелии (Костомукша) и коксующихся углей Печорского бассейна. Комбинат построен на потоках руды и угля
.
- Почему в Волгограде построен алюминиевый завод?
( Алюминиевое производство энергоёмкое, поэтому размещается у источника дешёвой энергии – Волгоградской ГЭС).
4.Укажите основные цеха завода чёрной металлургии полного цикла.
(Доменный – сталеплавильный – прокатный).
- Почему в г. Норильске (за северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырьё и отправляется из Норильска готовая продукция?
( В Норильске медно-никелевое производство работает на местной руде. От Норильска до порта на Енисее – Дудинка проложена железная дорога. Отправка готовой продукции по Северному морскому пути в период навигации).
- Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске?
(Алюминиевое производство - энергоёмкое. Чем крупнее завод, тем больше потребление энергии В Красноярске и Братске работают крупные ГЭС, энергия которых дешевле, чем энергия небольших ГЭС,)
7.Почему заводы металлургической базы Урала привозят уголь из Кузбасса и Казахстана, а не с Печорского бассейна, расположенного гораздо ближе к Уралу?
( На Урал от центра Печорского бассейна – Воркуты нет железной дороги.)
8.Почему в Москве работают два металлургических завода?
(Это заводы малой металлургии, работающие на металлоломе и на отходах машиностроительных заводов Москвы, ориентируются на потребителя.)
9. Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш – это центры какого производства? Назовите ещё пример центра этой отрасли, расположенного в той же металлургической базе.
(Это центры медной промышленности, примером может служить г. Медногорск на Урале, т. к .это города Уральской металлургической базы.)
10.Укажите металлургическое производство, соответствующее промышленному центру и факторы, влияющие на размещение данного производства.
(Норильск – медно-никелевое, у сырья; Старый Оскол –электрометаллургическое, у сырья; Ревда – медеплавильное, у сырья; Шелехов – алюминиевое, у ГЭС; Надвойцы – алюминиевое, у ГЭС и у сырья; Новотроицк – чёрная металлургия, у сырья,)
3.Изучение нового материала. - 24 минуты.
Объявляется тема урока. В тетради записываем тему урока «Химическая промышленность».
Объяснение:
Химко – лесной комплекс состоит из двух отраслей: химической и лесной промышленности.(слайд 3,4)
Химическая промышленность выпускает разнообразные изделия.
По производству серной кислоты Россия занимает второе место в мире; по производству минеральных удобрений – пятое место; по производству синтетических смол – четырнадцатое место.
Химическая промышленность наряду с машиностроением и электроэнергетикой влияет на развитие НТР путём химизации.
По учебнику « География. Население и хозяйство» для 9 класса В. П. Дронов и В. Я. Ром параграф 7, стр. 33 определите, что такое химизация?
( Химизация – широкое применение технологий и химических материалов во всех хозяйственных отраслях.) (слайд 5)
Химическая промышленность имеет три особенности, которые влияют на размещение предприятий.
Используя 33 страницу учебника, перечислите их. (слайд 6)
- Создаёт новые материалы, которых нет в природе. По своим качествам они часто превосходят натуральные продукты. Их применение экономит труд людей и сырьё. Поэтому предприятия химической промышленности часто создают уже в сложившихся районах, центрах производства и потребления традиционных конструкционных материалов ( машиностроительных центрах и металлургических базах).
- У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база: нефть, газ, древесина, вода, воздух и пр. При этом один и тот же продукт можно получить из разных видов сырья. Например, азотные удобрения можно производить на основе коксования угля, электролиза воды, переработки нефти и природного газа. Поэтому теоретически предприятия химической промышленности можно создавать повсеместно. Но на сегодняшний день основным химическим сырьём являются продукты нефте- и газопереработки, т. е. специально подготовленное сырьё. В результате современная химия в значительной мере тяготеет к районам добычи и переработки этих видов сырья ( Поволжье, Европейский Центр).
- Химические технологии очень разнообразны. Это открываетвозможности для комплексной переработки сырья.
В тетради учащиеся записывают основные особенности химической промышленности. (слайд 7)
В химической промышленности и, при её взаимодействии с
другими отраслями широко развито комбинирование. Оно способствует формированию разнообразных комбинатов: химических, нефтехимических, коксохимических, лесохимических и др.
Некоторые особенности химической промышленности ограничивают потенциальную повсеместность её размещения. К ним относятся высокая энерго – и водоёмкость многих её отраслей, особенно современных. В последние годы нарастает влияние экологического фактора, так как большая часть химических производств является сильным загрязнителем окружающей среды.
- Релакс (зарядка для глаз) – 1 минута (слайд 8)
Запишите в тетрадь:
Отраслевой состав и факторы размещения химической промышленности.
- Используя рис. 9 «Состав химической промышленности России» на стр.35, определить отраслевой состав химической промышленности. Какую продукцию производит каждая из этих отраслей?
- Используя таблицу 6 « Факторы размещения важнейших производств химической промышленности», стр. 36 определите факторы размещения этих отраслей. (слайд 9-10)
Составить таблицу:
Базы химической промышленности. (слайд 11)
В России существуют 4 базы химической промышленности:
1. Северо – Европейская
2. Центральная
3. Урало – Поволжская
4. Сибирская
4.Закрепление изученного материала – 7 мин (слайд 12- 13)
Разбейте города А) Череповец, Б) Кемерово, В) Ангарск, Г) Липецк, Д) Соликамск, Е) Брянск, Ж) Дзержинск, З) Тольятти, И) Воскресенск,
К) Великий Новгород - на группы в зависимости от их производства минеральных удобрений:
1.комплексные
2.азотные
3.калийные
4.фосфорные
Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам.
После 2-3 минут подготовки желающие приглашаются к доске (к карте) для выполнения задания.
1. а, з, и
2. б, в, г, ж, к
3. д
4. е, и
5. Итоги урока -2 мин
Выставляются оценки за работу на уроке наиболее активным учащимся.
6.Домашнее задание – 2мин. (слайд 14)
Задание на дом дается дифференцированно:
- Для основной группы учеников - Составить таблицу «Крупнейшие химические компании России» (приложение 1.), п.7
- Для учащихся с заниженными учебными возможностями – п.7 учебника В.П. Дронова, И.И.Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе «География России», М., Дрофа, 2011 год
(слайд 15)
Предварительный просмотр:
Конкурс: «Лучшая методическая разработка урока с использованием ИКТ»
НОМИНАЦИЯ: Физика, математика, химия, биология, информатика
Учебный предмет: «Биология»
Тема урока: «Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц»
Класс: 8
Название образовательного учреждения с указанием территории:
Краснодарский край, г. Сочи, ул. Парковая, 19
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 8
Учитель биологии: Данилова Ирина Николаевна
Предмет: Биология
Класс: 8
Тема: «Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц»
Цель:
1.Ознакомить учащихся со строением скелета поясов и свободных конечностей;
2. Выявить соответствие между особенностями строения скелета человека и с приспособлением человека к труду;
3. Развить представление о различных видах травм скелета человека, их физиологических особенностях и дифференцированном подходе к оказанию доврачебной помощи каждого вида травмы;
4. Сформировать чувство ответственности при оказании первой доврачебной помощи при травмах скелета человека.
Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.
Оборудование: скелеты рыбы, земноводного, птицы, кролика, человека; череп человека, мультимедийная установка, программная среда Power Point.
Ход урока
1.Организационный момент 1 – 2 мин
2.Повторение пройденного материала по теме:
Слайд №1
«Скелет головы и туловища» 17 – 18 мин
- «Правильно - неправильно» 5 - 7 мин (Приложение №1 )
(у доски в паре работают два ученика, которым предлагаются роли «ученик – учитель)
- «Лови ошибку» 11 – 12 мин (Приложение № 2)
(работая в группах, ученики выбирают правильные утверждения, спикеры выступают от каждой группы, объясняя правильность выбранного ответа)
Слайд №2, №3, №4, №5
3. Изучение нового материала 20 мин (Приложение№3 )
- Эволюция скелета позвоночных животных.
Слайд №6
- Строение скелета поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.
Слайд №7, №8, №9
- Определить соответствие между особенностями строения скелета человека и приспособлением человека к труду, прямохождению и развитию мозга.
Слайд № 10,№11, №12, №13,№14
4. Домашнее задание 1 мин
Параграф 8,9, практическая работа на стр. 45,46
конспект по параграфу 9 по плану: определение, симптомы, первая доврачебная помощь.
Приложение №1
Повторение пройденного материала по теме:
«Скелет головы и туловища»
«Правильно - неправильно»
Работа в паре
Раскладываются 11 карточек, на которых записаны названия костей черепа (мозговой отдел черепа, лицевой отдел черепа, лобная кость, затылочная кость, теменные кости, височные кости, скуловые кости, носовые кости, непарная верхнечелюстная кость, нижнечелюстная кость, большое затылочное отверстие).
Вызываются два ученика, одному из них предлагается роль «ученика», другому – «учителя». Задание «ученику»: вытащить карточку, прочитать вслух название кости черепа и показать её. Задание «учителю»: оценить правильность ответа. Первая пара учеников вытаскивает 5 карточек, за каждый ответ правильный ответ + 1 балл, неправильный ответ – 1 балл.
Учитель оценивает правильность ответа «ученика» и «учителя», сложив полученные баллы. Учитель оценивает сразу обоих учеников. В течение 5 – 7 минут можно оценить две пары учеников.
Приложение № 2
«Лови ошибку»
Класс делится на 4 группы по 6 человек. Каждой группе предлагаются утверждения. Учащиеся выбирают правильные утверждения, при этом спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера, который оглашает ответ. На экране мультимедийной доски спроецированы верные утверждения.
Работа в группах.
Слайд №2
Задание группы №1.
- Кости черепа плоские, соединены друг с другом полуподвижно (неподвижно)
- Лишь одна кость - нижняя челюсть – с остальными костями соединена подвижно.
- У человека лучше развит лицевой отдел черепа (мозговой)
- Мозговой отдел черепа состоит из лобной, затылочной, двух теменных костей (двух височных)
- К лицевому отделу относятся парные скуловые, носовые кости, непарные верхнечелюстная и нижнечелюстная кости.
Слайд №3
Задание группе №2.
- В нижней части черепа есть несколько мелких и одно крупное отверстие – большое затылочное отверстие.
- Позвоночник образован 31 – 32 позвонками, каждый из которых состоит тела, дуги с несколькими отростками (33 – 34)
- Дуги позвонков совпадают и образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.
- Позвонки соединяются подвижно (полуподвижно), так как между ними имеются межпозвоночные хрящевые диски.
- Человек утром ниже (выше), чем вечером, так как хрящевая ткань эластична и может растягиваться и уплотняться ( когда мы спим, ее толщина увеличивается , а когда ходим – уменьшается)
Слайд №4
Задание группе № 3.
- У всех млекопитающих 7 шейных позвонков.
- Грудные позвонки имеют суставные поверхности для сочленения их с ребрами.
- Самые мощные позвонки – поясничные.
- Позвонки соединены только межпозвоночными хрящевыми дисками (связками и мышцами)
- Позвоночник человека образует 4 изгиба шейный и спинной кифозы, грудной и крестцовый лордозы (шейный и спинной лордозы, грудной и крестцовый кифозы), появление которых связано с прямохождением.
Слайд №5
Задание группе №4.
- Грудная клетка состоит из грудины, 10 (12) пар ребер, грудного отдела позвоночника.
- Грудная клетка защищает от повреждений расположенные в ней желудок (сердце) и легкие.
- Две нижние пары ребер с грудиной не связаны (сочленены только с позвонками), что позволяет всем ребрам при вдохе подниматься и раздвигаться в стороны, а при выдохе – опускаться и выталкивать воздух из них.
- Десять пар ребер полуподвижно (подвижно) соединены с позвонками и подвижно (полуподвижно) с грудиной.
- Развитию грудной клетки способствует физический труд, занятия физкультурой, спортом.
Приложение №3
Изучение нового материала
«Строение скелета поясов и свободных конечностей»
Работа в группах
Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. Выбранные спикеры от каждой группы показывают на скелете человека кости поясов и свободных конечностей, заполняют на мультимедийной доске таблицу «Скелет поясов и свободных конечностей» (слайд № 9)
В ходе выступлений спикеров ученики заполняют таблицы в тетрадях.
Задание группы №1.
1.Определите кости, составляющие скелет плечевого пояса человека.
2. .Определите кости, составляющие скелет тазового пояса человека.
Задание группы №2.
1.Определите кости, составляющие каждый отдел верхней конечности.
2. У шимпанзе большой палец может противостоять остальным, но он не может дотянуться до остальных, например, образовывать кольцо. Позволяет ли такое строение кисти удерживать мелкие предметы и совершать тонкую работу? Сравните строение кисти шимпанзе и человека.
Задание группы №3.
1.Определите кости, составляющие каждый отдел нижней конечности.
2. Отличается ли форма таза у мужчин и женщин, с чем это связано?
Задание №4 (сообщение)
1. Вывих. Определение, симптомы, первая доврачебная помощь.
2. Переломы. Определение, симптомы, первая доврачебная помощь.
Предварительный просмотр:
Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цель урока: напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме.
Задачи урока:
1. Сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена веществ в клетке.
2. Показать учащимся, что ассимиляция и диссимиляция – две стороны единого процесса – метаболизма.
Оборудование: Таблицы, иллюстрирующие стадии метаболизма. Схема “Пути метаболизма в клетке”. АРМ.
План урока:
№ п/п | Этапы урока. | Время (мин) | Приемы урока. |
1 | Актуализация знаний. | 2 мин. | Беседа. Включение учащихся в ритм работы, полная готовность класса к уроку. |
2 | Усвоение новых знаний. | 23 мин. | Сочетание словесных методов с показом слайдов с 1 по 9. |
3 | Первичная проверка усвоения новых знаний. Рефлексия. | 7+5 мин. | Устные ответы. Методы учебного поощрения. Мини –тестирование на компьютере. Слайд с 10–14. |
4 | Информация о домашнем задании и инструктаже о его выполнении. | 3 мин. | Запись на доске. |
1. Актуализация опорных знаний:
- Повторение и закрепление материала.
- Проверка правильности заполнения таблицы “Сравнение строения клеток эукариот и прокариот”. (Ответ учащегося у доски.)
- Фронтальная беседа по вопросам:
- Какую роль выполняет спора у прокариот? Чем она отличается от спор у эукариот?
- Сравнивая строение и процессы жизнедеятельности у эукариот и прокариот, выделите признаки, позволяющие предположить, какие клетки исторически более древние, а какие – более молодые.
- Что такое ферменты ? Какова их роль в организме ?
- Что такое обмен веществ ? Приведите примеры обмена веществ в организме.
2. Объяснение нового материала.
- Вводное слово учителя. Сохранение гомеостаза – одно из главных условий жизни любой биологической системы.
- Формирование понятия “Метаболизм” (Учащиеся пишут конспект в тетради.)
- Роль ферментов в метаболизме и об условиях их функционирования. (Рассказ учителя с использованием мультимедиа. Слайд 3. (Учащиеся пишут конспект в тетради.)
- АТФ аккумулятор энергии, Универсальный источник Энергии. Формирование понятия “ассимиляция”.Рассказ учителя с использованием мультимедиа. (Учащиеся пишут конспект в тетради.)
- Формирование понятия “диссимиляция” (Учащиеся пишут конспект в тетради.).
3. Первичная проверка новых знаний. Рефлексия – взаимопроверка, сверка с образцом.
Тест.
1. Определение гомеостаз характеризует:
А. процесс разрушения клеток путем их растворения;
Б. состояние динамического равновесия клетки, обеспеченное деятельностью регуляторных систем;
В. процесс расщепления углеводородов в отсутствие кислорода;
Г. общее расщепление углеводов в отсутствии кислорода.
2. Метаболизм заключается в протекании двух взаимосвязанных и противоположно направленных процессов:
А. возбуждения и торможения;
Б. жизни и смерти;
В. синтеза и расщепления органических веществ;
Г. поглощения кислорода и выделения углекислого газа.
3. Генетический код един для всех существ, обитающих на Земле, и представляет собой:
А. Систему “записи” наследственной информации в молекулах ДНК.
Б. Способность воспроизводить себе подобных.
В. Процесс образования живых организмов органических молекул из неорганических веществ.
Г. Доклеточные образования, обладающие некоторыми свойствами клетки.
Проверь себя
1.Ассимиляция_______________________________________________________
Диссимиляция ___________________________________________________________
Метаболизм_____________________________________________________________
Ниже перечисленные процессы, протекающие в клетках организмов:
- Испарение воды;
- гликолиз;
- расщепление жиров;
- биосинтез белков;
- фотосинтез;
- расщетление жиров ;
- расщепление полисахаридов;
- брожение;
- дыхание;
- биосинтез жиров.
Впишите номера, которыми они обозначены, в соответствии с принадлежностью их к ассимиляции и диссимиляции.
Процессы ассимиляции:___________________________________
Процессы диссимиляции: __________________________________
Вывод:
Задание на дом:
Изучить параграф 2.8 “Ассимиляция и диссимиляция “. “Метаболизм”, ответить на вопросы в конце параграфа, повторить параграф 1.7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....