«Теория электролитической диссоциации».
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Горбатова Ирина Всеволодовна

Обобщающий урок по теие "Теория электролитической диссоциации".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ted.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Теория электролитической диссоциации».

Учитель химии высшей квалификационной категории Горбатова Ирина Всеволодовна

Цель: Обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «Теория электролитической диссоциации».

Задачи:

1. Закрепить и углубить знания учащихся об основных понятиях теории электролитической диссоциации, совершенствовать умение учащихся составлять уравнения диссоциации и реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде.

2. Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.

3. Воспитывать целеустремленность, культуру речи и общения.

Реактивы: растворы сахара, спирта, H2SO4, HCl, NaOH, CuSO4, Na2CO3, АlCl3, NaCl, BaCl2, мраморная крошка, универсальная индикаторная бумага.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверка посещаемости, наличие дежурных, журнала, готовность к уроку.

II. Разминка.

Блиц – турнир:

  1. Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток, называются ….
  2. Процесс распада электролита на ионы называется….
  3. Основоположником теории электролитической диссоциации является …
  4. Положительно заряженные ионы называются ….
  5. Отрицательно заряженные ионы называются ….
  6. Процесс растворения это…..процесс.
  7. Электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только ионы водорода называются….
  8. Взаимодействие ионов слабого электролита, входящего в раствор соли, с водой называется…
  9. Не гидролизуются соли….
  10. Накопление ионов водорода дает ….среду.
  11. Накопление гидроксид ионов дает… среду.

III. Актуализация знаний учащихся.

Ребята, с какой темой связаны все эти вопросы?...

Открываем тетради, пишем дату.

Мы на поезде «Экспериментальный» отправимся в небольшое путешествие. Итак, в добрый путь!

Поезд «Экспериментальный»

1. Станция «Электролиты»

А) Перечисленные вещества:  NaCl, NaHCO3, C6H12O6, H2SO4, O2, Al2(SO4)3,CH4 распределите в два столбика. Обоснуйте свой ответ. Напишите уравнения диссоциации. Определите вид химической связи в электролитах.

Б) Обнаружены следующие виды ионов: Na+  Ag+   Cu2+   NO3-    OH-  Cl-

Напишите формулы веществ, при диссоциации которых могли образоваться такие ионы. Какие ионы вместе не могли  находиться в растворе? Почему?

Всегда ли в растворах электролитов содержатся только ионы? (Наряду с ионами могут находиться молекулы, если раствор слабого электролита). Отсюда вытекает вопрос:

Какие бывают электролиты? (сильные и слабые)

Классифицируют электролиты по способности диссоцировать.

Степень диссоциации слабых электролитов зависит от концентрации, природы электролита, температуры.

В) Если склянки без этикеток, как можно определить те или иные  растворы? (Качественной реакцией.)

Опыты с ионами железа (II) и (III)

FeCl3 + 3 NaOH = Fe(OH)3 ↓+ 3 NaCl

 Fe(OH)3 ↓ - бурого цвета.

FeCl3 + 3 КCNS  = Fe(CNS)3  + 3 KCl

Fe(CNS)3 – роданит железа,  красного цвета

2 К3[Fe(CN)6 ]  +3 Fe SO4 = KFe[Fe(CN)6])↓ + 3K2SO4

KFe[Fe(CN)6])↓- темно-синий осадок

Fe SO4 +2 NaOH = Fe(OH)2 ↓ +  Na2 SO4

Fe(OH)2 ↓ - серо-зеленого цвета,

2. Станция «Ионного обмена»

А)В каких случаях обменные реакции протекают до конца:

- нерастворимые вещества, выпадающие в осадок,

- газообразные вещества,

- малодиссоциированные вещества ( слабые электролиты)

Провести опыты и написать уравнения реакций.

Б) Восстановите запись:

       Сu2+ + 2OH- → Cu(OH)2

Напишите молекулярное уравнение реакции. (Проделать практически)

В) Местные жители не верят в то, что кислотные дожди могут разрушающе действовать на памятники. Как можно это доказать? (Нам необходимо показать опытным путем превращение мрамора в гипс).

Напишите уравнение реакции ионного обмена между карбонатом кальция и раствором серной (соляной) кислоты.

3. Станция «…..лиз»

С помощью универсального индикатора определите, какая среда в растворах солей (Na2CO3, AlCl3) . Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Какие соли подвергаются гидролизу?

При сливании  растворов карбоната натрия и хлорида алюминия выделяется газ и выпадает осадок. Как вы думаете, почему так происходит?( В таблице растворимости в клетке, соответствующей карбонату алюминия, стоит прочерк. В данном случае это означает, что сольразлогается водой, т.е. протекает ее необратимый гидролиз.

При сливании двух растворов за счет связывания ионов H+  и OH- происходит смещение равновеаия обоих процессов вправо вплодь до необратимого протекания гидролиза:

Al3+ +  H2O→AlOH2+ +H+

CO32-+  H2O→HCO3-+OH-

2Al3+ +  3CO32-+  6H2O→ Аl(OH)3 + H2CO3→ CO2

                                                             ↓ H2O

Подобным образом полностью гидролизуются сульфиды алюминия и хрома (III), карбонат железа(III) и некоторые другие соли кислородсодержащих кислот. Их нельзя получить реакцией обмена между водными растворами двух солей, содержащих соответствующие ионы.

4. Станция «Контрольный пункт»

1 вариант

                                     1.  Электролитом является:

а) сахар                                                                  в) оксид железа (II)

б) оксид углерода (IV)                                         г) хлороводородная кислота

                                    2. В неэлектролитах вид связи:

а) ионная                                                                в) ковалентная неполярная

      б) ковалентная слабополярная                            г) ковалентная сильнополярная

                                    3. Из данного перечня выберите сильные электролиты:

а) нитрат натрия                                                              б) угольная кислота

в) сероводородная кислота                                             г) гидроксид бария

4. Выберите соли, водные растворы которых подвергаются гидролизу:

а) фосфат калия                                                            в) сульфат калия

б)  хлорид железа (III)                                                 г) сульфит натрия

                                    5. Ступенчато диссоциируют:

а) гидроксид калия                                                в) гидроксид бария

б) гидроксид лития                                                г) гидроксид натрия

                                    6. Все ионы являются анионами в ряду:

а) Cl¯, SO4  , NO3¯                                                в) Н+, Na + , Ca 2+

б) Сl¯ , H+,   K+                                                        г) CO3  ,Ca 2+  , NO3¯ 

7. Уравнению реакции Zn(ОН)2 + Н24 = ZnSО4 + 2Н2О соответствует сокращенное ионное уравнение

а) H+ + OH= H2O                                                в) Zn2+ + SО42– = ZnSО4

б) Н24 + Zn2+ = ZnSО4 + Н2О                         г) Zn (ОН)2 + 2Н+ = Zn2+ + 2Н2O

2 вариант

                                    1. Неэлектролитом является:

а) сахар                                                                  в) хлорид натрия

б) гидроксид натрия                                             г) хлороводородная кислота

                                   2. В электролитах вид связи:

а) ионная                                                                в) ковалентная неполярная

б) ковалентная сильнополярная                          г)  ковалентная  слабополярная

                                   3. Из данного перечня выберите слабые электролиты:

а) уксусная кислота                                                     в) нитрат калия

б) азотная кислота                                                       г) угольная кислота

4.Выберите соли, водные растворы которых подвергаются гидролизу:

а) нитрат натрия                                                       в) хлорид алюминия

б) карбонат калия                                                     г) сульфид калия

                                   5. Ступенчато диссоциируют:

а) азотная кислота                                                 в) хлороводородная кислота

б) серная кислота                                                  г) бромоводородная кислота

                                   6. Все ионы являются катионами в ряду:

а) Cl¯, SO4  , NO3¯                                               в) Н+, Na + , Ca 2+

б) Сl¯ , H+,   K+                                                       г) CO3  ,Ca 2+  , NO3¯

7.Какая реакция соответствует сокращенному ионному уравнению Н+ + ОН = Н2О

а)  ZnСl2 + 2NаОН = Zn (ОН)2 + 2NaCl               б)  Н2SO4 + Сu(ОН)2 = СuSO4 + 2Н2О

в)  NаОН + НNО3 = NаNО3 + Н2О                        г)  Н2SO4 + Ва(ОН)2 = ВаSО4 + 2Н2О

IV. Итак, наше с вами путешествие заканчивается.

(Дополнительный материал: Растворы имеют важное значение в жизни и практической деятельности человека. Так, процессы усвоения пищи человеком и животными связаны с переводом питательных веществ в раствор. Растворами являются все важнейшие физиологические жидкости (кровь, лимфа и т.д.). Производства, в основе которых лежат химические процессы, обычно связаны с использованием растворов)

Я рада нашей совместной работе. Следующая станция у вас «Решение задач», где вы получите домашнее задание. В конце я бы хотела, чтобы вы ответили на 5 вопросов, которые записаны на  ваших листочках.

V. Рефлексия.

  А я прощаюсь с вами. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации", 9 класс

Контрольная работа  в двух вариантах, разработана с учётом индивидуально - дифференцированного подхода....

Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации"

К/р для 9 класса по учебнику Кузнецовой Н.Е....

Тестовые задания по теме « Основные положения теории электролитической диссоциации».

Задания составлены в  соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по химии. Работа состоит из ...

Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации".  (химия, 8 класс,  прогормма О.С.Габриеляна)....

Соли в свете теории электролитической диссоциации

Цель урока: систематизировать знания учащихся по классу солей. Получить представление о химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации;продолжить формирование навык...

Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....