«Теория электролитической диссоциации».
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Обобщающий урок по теие "Теория электролитической диссоциации".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ted.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: «Теория электролитической диссоциации».
Учитель химии высшей квалификационной категории Горбатова Ирина Всеволодовна
Цель: Обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «Теория электролитической диссоциации».
Задачи:
1. Закрепить и углубить знания учащихся об основных понятиях теории электролитической диссоциации, совершенствовать умение учащихся составлять уравнения диссоциации и реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.
3. Воспитывать целеустремленность, культуру речи и общения.
Реактивы: растворы сахара, спирта, H2SO4, HCl, NaOH, CuSO4, Na2CO3, АlCl3, NaCl, BaCl2, мраморная крошка, универсальная индикаторная бумага.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка посещаемости, наличие дежурных, журнала, готовность к уроку.
II. Разминка.
Блиц – турнир:
- Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток, называются ….
- Процесс распада электролита на ионы называется….
- Основоположником теории электролитической диссоциации является …
- Положительно заряженные ионы называются ….
- Отрицательно заряженные ионы называются ….
- Процесс растворения это…..процесс.
- Электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только ионы водорода называются….
- Взаимодействие ионов слабого электролита, входящего в раствор соли, с водой называется…
- Не гидролизуются соли….
- Накопление ионов водорода дает ….среду.
- Накопление гидроксид ионов дает… среду.
III. Актуализация знаний учащихся.
Ребята, с какой темой связаны все эти вопросы?...
Открываем тетради, пишем дату.
Мы на поезде «Экспериментальный» отправимся в небольшое путешествие. Итак, в добрый путь!
Поезд «Экспериментальный»
1. Станция «Электролиты»
А) Перечисленные вещества: NaCl, NaHCO3, C6H12O6, H2SO4, O2, Al2(SO4)3,CH4 распределите в два столбика. Обоснуйте свой ответ. Напишите уравнения диссоциации. Определите вид химической связи в электролитах.
Б) Обнаружены следующие виды ионов: Na+ Ag+ Cu2+ NO3- OH- Cl-
Напишите формулы веществ, при диссоциации которых могли образоваться такие ионы. Какие ионы вместе не могли находиться в растворе? Почему?
Всегда ли в растворах электролитов содержатся только ионы? (Наряду с ионами могут находиться молекулы, если раствор слабого электролита). Отсюда вытекает вопрос:
Какие бывают электролиты? (сильные и слабые)
Классифицируют электролиты по способности диссоцировать.
Степень диссоциации слабых электролитов зависит от концентрации, природы электролита, температуры.
В) Если склянки без этикеток, как можно определить те или иные растворы? (Качественной реакцией.)
Опыты с ионами железа (II) и (III)
FeCl3 + 3 NaOH = Fe(OH)3 ↓+ 3 NaCl
Fe(OH)3 ↓ - бурого цвета.
FeCl3 + 3 КCNS = Fe(CNS)3 + 3 KCl
Fe(CNS)3 – роданит железа, красного цвета
2 К3[Fe(CN)6 ] +3 Fe SO4 = KFe[Fe(CN)6])↓ + 3K2SO4
KFe[Fe(CN)6])↓- темно-синий осадок
Fe SO4 +2 NaOH = Fe(OH)2 ↓ + Na2 SO4
Fe(OH)2 ↓ - серо-зеленого цвета,
2. Станция «Ионного обмена»
А)В каких случаях обменные реакции протекают до конца:
- нерастворимые вещества, выпадающие в осадок,
- газообразные вещества,
- малодиссоциированные вещества ( слабые электролиты)
Провести опыты и написать уравнения реакций.
Б) Восстановите запись:
Сu2+ + 2OH- → Cu(OH)2
Напишите молекулярное уравнение реакции. (Проделать практически)
В) Местные жители не верят в то, что кислотные дожди могут разрушающе действовать на памятники. Как можно это доказать? (Нам необходимо показать опытным путем превращение мрамора в гипс).
Напишите уравнение реакции ионного обмена между карбонатом кальция и раствором серной (соляной) кислоты.
3. Станция «…..лиз»
С помощью универсального индикатора определите, какая среда в растворах солей (Na2CO3, AlCl3) . Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Какие соли подвергаются гидролизу?
При сливании растворов карбоната натрия и хлорида алюминия выделяется газ и выпадает осадок. Как вы думаете, почему так происходит?( В таблице растворимости в клетке, соответствующей карбонату алюминия, стоит прочерк. В данном случае это означает, что сольразлогается водой, т.е. протекает ее необратимый гидролиз.
При сливании двух растворов за счет связывания ионов H+ и OH- происходит смещение равновеаия обоих процессов вправо вплодь до необратимого протекания гидролиза:
Al3+ + H2O→AlOH2+ +H+
CO32-+ H2O→HCO3-+OH-
2Al3+ + 3CO32-+ 6H2O→ Аl(OH)3 + H2CO3→ CO2↑
↓ H2O
Подобным образом полностью гидролизуются сульфиды алюминия и хрома (III), карбонат железа(III) и некоторые другие соли кислородсодержащих кислот. Их нельзя получить реакцией обмена между водными растворами двух солей, содержащих соответствующие ионы.
4. Станция «Контрольный пункт»
1 вариант
1. Электролитом является:
а) сахар в) оксид железа (II)
б) оксид углерода (IV) г) хлороводородная кислота
2. В неэлектролитах вид связи:
а) ионная в) ковалентная неполярная
б) ковалентная слабополярная г) ковалентная сильнополярная
3. Из данного перечня выберите сильные электролиты:
а) нитрат натрия б) угольная кислота
в) сероводородная кислота г) гидроксид бария
4. Выберите соли, водные растворы которых подвергаются гидролизу:
а) фосфат калия в) сульфат калия
б) хлорид железа (III) г) сульфит натрия
5. Ступенчато диссоциируют:
а) гидроксид калия в) гидроксид бария
б) гидроксид лития г) гидроксид натрия
6. Все ионы являются анионами в ряду:
а) Cl¯, SO4 2¯ , NO3¯ в) Н+, Na + , Ca 2+
б) Сl¯ , H+, K+ г) CO3 2¯ ,Ca 2+ , NO3¯
7. Уравнению реакции Zn(ОН)2 + Н2SО4 = ZnSО4 + 2Н2О соответствует сокращенное ионное уравнение
а) H+ + OH– = H2O в) Zn2+ + SО42– = ZnSО4
б) Н2SО4 + Zn2+ = ZnSО4 + Н2О г) Zn (ОН)2 + 2Н+ = Zn2+ + 2Н2O
2 вариант
1. Неэлектролитом является:
а) сахар в) хлорид натрия
б) гидроксид натрия г) хлороводородная кислота
2. В электролитах вид связи:
а) ионная в) ковалентная неполярная
б) ковалентная сильнополярная г) ковалентная слабополярная
3. Из данного перечня выберите слабые электролиты:
а) уксусная кислота в) нитрат калия
б) азотная кислота г) угольная кислота
4.Выберите соли, водные растворы которых подвергаются гидролизу:
а) нитрат натрия в) хлорид алюминия
б) карбонат калия г) сульфид калия
5. Ступенчато диссоциируют:
а) азотная кислота в) хлороводородная кислота
б) серная кислота г) бромоводородная кислота
6. Все ионы являются катионами в ряду:
а) Cl¯, SO4 2¯ , NO3¯ в) Н+, Na + , Ca 2+
б) Сl¯ , H+, K+ г) CO3 2¯ ,Ca 2+ , NO3¯
7.Какая реакция соответствует сокращенному ионному уравнению Н+ + ОН– = Н2О
а) ZnСl2 + 2NаОН = Zn (ОН)2 + 2NaCl б) Н2SO4 + Сu(ОН)2 = СuSO4 + 2Н2О
в) NаОН + НNО3 = NаNО3 + Н2О г) Н2SO4 + Ва(ОН)2 = ВаSО4 + 2Н2О
IV. Итак, наше с вами путешествие заканчивается.
(Дополнительный материал: Растворы имеют важное значение в жизни и практической деятельности человека. Так, процессы усвоения пищи человеком и животными связаны с переводом питательных веществ в раствор. Растворами являются все важнейшие физиологические жидкости (кровь, лимфа и т.д.). Производства, в основе которых лежат химические процессы, обычно связаны с использованием растворов)
Я рада нашей совместной работе. Следующая станция у вас «Решение задач», где вы получите домашнее задание. В конце я бы хотела, чтобы вы ответили на 5 вопросов, которые записаны на ваших листочках.
V. Рефлексия.
А я прощаюсь с вами. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации", 9 класс
Контрольная работа в двух вариантах, разработана с учётом индивидуально - дифференцированного подхода....
Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации"
К/р для 9 класса по учебнику Кузнецовой Н.Е....
Тестовые задания по теме « Основные положения теории электролитической диссоциации».
Задания составлены в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по химии. Работа состоит из ...
Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации". (химия, 8 класс, прогормма О.С.Габриеляна)....
Соли в свете теории электролитической диссоциации
Цель урока: систематизировать знания учащихся по классу солей. Получить представление о химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации;продолжить формирование навык...
Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"
В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....
.Тема: «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»
Урок химии, 8 класс...