Открытый урок по химии в 8 классе
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Жукова Наталия Геннадьевна

Данный урок был проведен в 2015 году в 8 В классе, нашей гимназии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе

Тема: Генетическая связь между классами неорганической химии.

Цель урока:         Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде.

Задачи:

  1. Обобщить знания об основных классах неорганических веществ.
  2. Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.
  3. Продолжить формирование навыков проведения  химического эксперимента.

Ожидаемые результаты

По обучению

По развитию

По воспитанию

  • Называть классы неорганической химии и характеризовать их свойства
  • Объяснять сущность понятий генетическая связь и генетический ряд
  • Развитие монологической и диалоговой речи с использованием химических терминов и понятий
  • Развитие логического мышления  и внимания

  • Ответственное отношение к работе
  • Коммуникативность

Ход урока.

I.Организационный этап:

учащиеся на своих рабочих местах, приветствуют учителя.

II. Фронтальный опрос:

  1. Дайте определения оксидов, кислот, оснований, солей, реакции нейтрализации.
  2. Что общего у всех кислот; оснований?
  3. Что такое индикаторы?

III. Работа в парах.

  Из приведенных формул веществ: Al(OH)3, CO2,  Mn2O7,  HNO3, H2SiO3, NaОH, V2O5, Mg(OH)2, CaCO3, RbOH, CuO, Fe(OH)3,  HBr,  FeO, CuOHCl, H2SO3, K2NaPO4, CuOH Al(OH)2NO3, NaHCO3, SO2, H2B4O7, KClO3, H2Se – выпишите:

1 вариант – формулы оксидов и подчеркните кислотные оксиды;

2 вариант – формулы кислот и подчеркните двухосновные кислоты;

3 вариант – формулы оснований и подчеркните щелочи;

4 вариант – формулы солей и подчеркните основные соли.

После выполнения осуществляется взаимопроверка: 1 ↔ 2; 3 ↔ 4.

Выставляются набранные баллы: от 1до 6 за каждый правильный ответ.

IV. Химический эксперимент.  Работа в группах. Различите между собой соляную кислоту, гидроксид натрия и воду при помощи лакмуса и фенолфталеина.

 V. Взаимосвязь,   между классами неорганических веществ.

Ребята, как вы можете уже сами предположить между оксидами, кислотами, основаниями и солями имеется глубокая связь. Зная свойства веществ, можно перейти от одного класса соединений к другому. И такая связь называется генетической.

Далее формулируем тему нашего урока.

Запишем в тетрадях тему и определение генетической связи.

Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т. е. генезис веществ.

Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один неметалл.

Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл

 

Рассмотрим признаки генетического ряда веществ:

  1. Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом.
  2. Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам (т.е. отражать разные формы существования химического элемента)
  3. Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.

           Физкультминутка.

Комплекс упражнений:

  1. Смотря на свой нос,  закрываем глаза. Начинаем считать до 10, представляя, что нос увеличивается в длину.
  2. Рисование носом так же можно проводить на школьных занятиях. Закрываем глаза, говорим про себя формулы и рисуем: углекислый газ, аммиак, вода.
  3. Рисуем мысленно большой квадрат и глазами проводим диагонали из каждого угла фигуры.
  4. Рисуем мысленно круг. Затем обводим его по часовой стрелке и наоборот.
  5. Смотрим слева на право и сверху вниз .
  6. Массаж глаз - подушечками пальцев, едва прикасаясь, водим по глазным яблокам.
  7. После окончания физминутки на 10 секунд закрываем глаза ладонями так, что бы не проходил свет, тем самым давая отдых глазным яблокам.

Продолжаем дальше.

Взаимную  связь между классами неорганических веществ можно изобразить с помощью следующей схемы.

Генетический  ряд   металла

Mg    MgO   Mg (OH)2   Mg3( PO4)2  

Металл→оксид металла→ основание→соль

Генетический ряд неметалла

              P      P2O5   H3 PO4 →   Мg3 (PO4)2

             Неметалл →оксид неметалла→кислота → соль

Два ученика выполняют  задание у доски; записывают уравнения химических реакций, необходимых для осуществления превращений.

VI. Закрепление материала:

   Из приведенного перечня веществ: K, H2SO3, P2O5, AlCl3, S, Ba, H3PO4, N2, BaO,  Na3PO4, Ba(OH)2, MgO, SO2, P, KOH, BaCl2, K2SO3, K2O – выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд:

1 вариант – Ва, 2 вариант – S,  3 вариант – K, 4 вариант – P.

    После выполнения осуществляется взаимопроверка. Выставляются баллы максимум- 3 балла.

Ребята, можно составить различные генетические ряды, прямые и обратные.

Генетический ряд нерастворимого основания:

    Cu  →  CuO  → CuSO4  → Cu(OH)2  → CuO→ Cu

    Медь         оксид          сульфат          гидроксид          оксид         медь

                      меди(II)       меди (II)        меди(II)               меди(II)

Самостоятельная работа в тетрадях.

Итоги работы в классе, оценивание.

За письменную работу в классе ученики набрали:

Максимум 9 баллов-«5»,

7-8 баллов - оценка «4»,

6-4 баллов  – оценка «3»,

3-0 баллов  – оценка «2»

VII. Домашнее задание: с. 261   №  1, 2 на «5».

 На «4»:

      Cu     CuO    Cu (OH)2 Cu Cl2

      Ca     Ca (OH)2   Ca Cl2  Ca SO4 

VIII. Рефлексия

Ученики выбирают свой вариант  ответа  в мини-анкете.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

интересным / неинтересным

Инструктивная карта работы на уроке: Генетическая связь между классами неорганической химии.

1. Работа в парах.  Из приведенных формул веществ: Al(OH)3, CO2,  Mn2O7,  HNO3, H2SiO3, NaОH, V2O5, Mg(OH)2, CaCO3, RbOH, CuO, Fe(OH)3,  HBr,  FeO, CuOHCl, H2SO3, K2NaPO4, CuOH,  Al(OH)2NO3, NaHCO3, SO2, H2B4O7, KClO3, H2Se  выпишите:

1 вариант – формулы оксидов и подчеркните кислотные оксиды;

2 вариант – формулы кислот и подчеркните двухосновные кислоты;

3 вариант – формулы оснований и подчеркните щелочи;

4 вариант – формулы солей и подчеркните основные соли.

После выполнения осуществляется взаимопроверка: 1 ↔ 2; 3 ↔ 4.

        

2. Химический эксперимент.  Работа в группах. Различите между собой соляную кислоту, гидроксид натрия и воду при помощи лакмуса и фенолфталеина.

Индикатор

Соляная кислота

Щелочь

Вода

Фенолфталеин

Лакмус

Вывод: пробирка № 1-

              пробирка № 2-

              пробирка № 3 -

3.Закрепление материала:

  Из приведенного перечня веществ: K, H2SO3, P2O5, AlCl3, S, Ba, H3PO4, N2, BaO,  Na3PO4, Ba(OH)2, MgO, SO2, P, KOH, BaCl2, K2SO3, K2O – выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд: 1 вариант – Ва, 2 вариант – S,  3 вариант – K, 4 вариант – P.

 После выполнения осуществляется взаимопроверка.

За письменную работу в классе ученики набрали:

Максимум 9 баллов-«5»,

7-8 баллов - оценка «4»,

6-4 баллов  – оценка «3»,

3-0 баллов  – оценка «2»

4. Рефлексия. Ученики выбирают свой вариант  ответа  в мини-анкете.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

интересным / неинтересным


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неорганическая химия 8 класс

Слайд 2

Задание №1 Из приведенных формул веществ: Al(OH)3, CO2, Mn2O7, HNO3, H2SiO3, NaОH, V2O5, Mg(OH)2, CaCO3, RbOH, CuO, Fe(OH)3, HBr, FeO, CuOHCl, H2SO3, K2NaPO4, CuOH Al(OH)2NO3, NaHCO3, SO2, H2B4O7, KClO3, H2Se – выпишите: 1 вариант – формулы оксидов и подчеркните кислотные оксиды; 2 вариант – формулы кислот и подчеркните двухосновные кислоты; 3 вариант – формулы оснований и подчеркните щелочи; 4 вариант – формулы солей и подчеркните основные соли. После выполнения осуществляется взаимопроверка: 1 ↔ 2; 3 ↔ 4. Выставляются набранные баллы: от 1до 6 за каждый правильный ответ.

Слайд 3

Задание №2 Химический эксперимент. Работа в группах. Различите между собой соляную кислоту, гидроксид натрия и воду при помощи лакмуса и фенолфталеина.

Слайд 4

Тема урока: Генетическая связь между классами неорганической химии. Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т. е. генезис веществ.

Слайд 5

Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один неметалл. Генетический ряд Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл

Слайд 6

Признаки генетического ряда 1. Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом. 2. Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам (т.е. отражать разные формы существования химического элемента) 3. Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.

Слайд 7

Cвязь между классами неорганических веществ Генетический ряд металла Mg → MgO → Mg (OH)2 → Mg3( PO4)2 Металл→оксид металла→ основание→соль

Слайд 8

Cвязь между классами неорганических веществ Генетический ряд неметалла P → P2O5 → H3 PO4 → Мg3 (PO4)2 Неметалл →оксид неметалла→кислота → соль

Слайд 9

Задание №3 Из приведенного перечня веществ: K, H2SO3, P2O5, AlCl3, S, Ba, H3PO4, N2, BaO, Na3PO4, Ba(OH)2, MgO, SO2, P, KOH, BaCl2, K2SO3, K2O – выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд: 1 вариант – Ва, 2 вариант – S, 3 вариант – K, 4 вариант – P. После выполнения осуществляется взаимопроверка. Выставляются баллы максимум- 3 балла.

Слайд 10

Подведение итогов. Оценивание За письменную работу в классе ученики набрали: Максимум 9 баллов-«5», 7-8 баллов - оценка «4», 6-4 баллов – оценка «3», 3-0 баллов – оценка «2»

Слайд 11

Рефлексия Ученики выбирают свой вариант ответа в мини-анкете. 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен 7. Домашнее задание мне кажется интересным / неинтересным

Слайд 12

Домашнее задание На «5». : с. 261 № 1, 2 На «4»: Cu → CuO → Cu (OH)2 → Cu Cl2 Ca → Ca (OH)2 → Ca Cl2 → Ca SO4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по химии 9 класс

Урок по химии 9класс. Тема урока : "Факторы, влияющие на скорость химических реакций"...

открытый урок по химии 8 класс

На уроке ученики познакомились с понятием кислоты, классификациии др....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХИМИИ 8 КЛАСС

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХИМИИ НА ТЕМУ : РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ" КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА. МОЛЬ. "...

Открытый урок по химии. 9 класс. тема "Алюминий"

Открытый урок по химии. 9 класс. тема "Алюминий"...

Открытый урок по химии 8 класс " Характеристика элементов по Периодической системе Д.И. Менделеева".

Открытый урок по химии 8 класс " Характеристика элементов по Периодической системе Д.И. Менделеева"....

Открытый урок по химии 9 класс "Углерод"

Углерод известен с глубокой древности. Древесный уголь служил для восстановления металлов из руд, алмаз - как драгоценный камень. Значительно позднее стали применять графит для изготовления тиглей и к...