Конспект урока на тему: "Спирты" 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«СПИРТЫ на примере метанола и этанола»
9 класс
Учитель химии:
Шумилова Любовь Сергеевна
2016г.
Тема урока: «Спирты»
Задачи урока:
1. Обучающая: добиться усвоения понятия «спирты»; сформировать знания о составе, строении, номенклатуре спиртов, физиологическом воздействии на организм, физических и химических свойствах, способах получения, областях применения.
2. Развивающая: формировать умение делать выводы, сравнивать, работать с источниками информации, высказывать суждения по изучаемым вопросам, работать в группах.
3.Воспитательные: формировать умение находить пути решения проблемных ситуаций, обосновывать свое решение адекватно поставленной проблеме.
Тип урока: изучения нового материала.
Методы: словесные, практические, наглядные.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Материалы и оборудование: инструктивные карты, дистиллированная вода, этиловый спирт, подсолнечное масло, пробирки, фильтр, пипетки, спички, спиртовка, держатель.
План урока:
- Понятие «спирты», их состав, строение, номенклатура.
- Физические и химические свойства спиртов (опыты)
- Способы получения и применение.
- Физиологическое действие спиртов на организм (фильм).
Примечание: класс делится на 5 групп по 5 человек.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала:
Вопросы каждой группе:
№1 Что такое углеводороды?
Ответ учащихся:
Углеводороды - органические соединения, состоящие из углерода и водорода.
№2 Какие вещества называются гомологами?
Ответ:
Гомологи - вещества, сходные по строению и химическим свойствам, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп СН2.
№3 Какие вещества называются изомерами?
Ответ:
Изомеры – вещества, имеющие одинаковый состав, но разное пространственное строение.
№4 Что такое функциональная группа?
Ответ:
Функциональная группа - атом или группа атомов, от которых зависят свойства вещества.
№5 Что такое радикал?
Ответ:
Радикал-группа атомов, содержащая углеводородный остаток в молекуле.
III. Изучение нового материала. Небольшой фрагмент фильма о вреде алкоголя.
- Давайте вместе определим задачи урока (фронтально). Составим кластер:
- У каждой группы на столах лежат карточки - задания, их 5. Каждый ученик выбирает себе 1 задание и выполняет его с помощью учебника.
Через 5 минут – обмен информацией в группе.
1.Найти и выписать определение «спирты».
2.Общая формула спиртов и формулы метанола и этанола.
3.Что общего в составе спиртов? Классификация спиртов.
4.Получение спиртов.
5.Применение метанола и этанола.
- Свойства этилового спирта мы изучаем тоже по группам. У каждой - свои свойства:
1 группа
Задание: Рассмотрите выданный вам образец этилового спирта. Понюхайте его. Опишите агрегатное состояние, запах, цвет, а также найдите в учебнике Ткип.0С.
2 группа
Задание: В пробирку налейте несколько капель спирта и 2-3 мл воды. Взболтайте. Что вы можете сказать о растворимости спирта?
3 группа
Задание: В пробирку налейте 1-2 мл воды, а во вторую - 1-2 мл спирта и добавьте по 2-3 капли растительного масла. Взболтайте. Что можно сказать о свойствах спирта как растворителя?
4 группа
Задание: На фильтровальную бумагу капните 1 каплю воды и 1 каплю этилового спирта. Какая капля быстрее испарится? Сделайте вывод о свойствах спирта на основе этого опыта.
5 группа
Задание: Зажгите спиртовку. Подумайте, какие вещества образуются при горении спирта, если поднести пробирку отверстием вниз. Составьте уравнение химической реакции (С2Н5ОН+О2=…+…).
Учащиеся выполняют задания, затем делают выводы для всего класса:
- Спирт имеет резкий запах, жидкий, прозрачный, Т кип.= 78,3 С
- Спирт растворим в воде
- Спирт – растворитель
- Спирт летуч
- Спирт горит С2Н5ОН+3О2=2СО2 + 3Н2О
IV. Закрепление.
тест с взаимопроверкой
V. Итоговый.
Выставление оценок.
Рефлекия: Существует много пословиц и поговорок об алкоголизме. Проведём акцию «Антипиво». Вам нужно составить пословицы, которые начинались бы словами: «Кто не курит и не пьет…».
Варианты пословиц:
…тот пойдет служить на флот; …того ждет везде почет.
…тот здоровье бережет; …радость людям он несет.
…счастье в жизни обретет; …много денег сбережет.
…в жизни далеко пойдет; …тому в жизни повезет.
…от бандитов удерет; …алкашей переживет.
…до больших чинов дойдет; …тот достигнет всех высот.
…в президенты попадет.
VI. Домашнее задание.
Учить конспект, сообщение о метаноле (свойства, применение, вред)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...