Рабочая программа по химии 10 класс(базовый уровень) УМК О.С. Габриелян
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа по химии 10 класс(базовый уровень: 1 час в неделю) УМК О.С. Габриелян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_himii_10_.doc | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс базовый уровень (1 час в неделю, всего 34 часа) УМК О.С.Габриелян
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные цели учебного курса:
формирование у учащихся единой целостной химической картины мира, обеспечение преемственности между основной и старшей ступенями обучения
Основные задачи учебного курса:
Повторение важнейших химических понятий органической химии. Изучение строения и классификации органических соединений. Ознакомление с классификацией химических реакций в органической химии и механизмах их протекания. Закрепление и развитие знаний на богатом фактическом материале химии классов органических соединений от более простых углеводородов до сложных - биополимеров.
Методические особенности изучения предмета:
В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки - с их получения. Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически - на предмет их практического применения.
Программа направлена на формирование учебно-управленческих, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков; Информационных компетентностей, компетентностей разрешения проблем; способов деятельности: сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ, синтез, обобщение, выделение главного.
Отличительные особенности рабочей программы
На раздел «Биологически активные органические соединения» вместо 4 часов будет отведено 2часа.
Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная
Методы обучения:
-По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
-По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
-По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения: (формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения: Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
- Приказ Минобрнауки от 17.12. 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»
- Приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего( полного) общего образования»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011г. №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 7 июня 2012 г. № 24480 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
Пример рабочей программы разработан на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.),а также на основе примерной программы из сборника (Примерные программы по учебным предметам. Химия, 10-11 классы.М.:Просвещение,2010)
В авторскую программу внесены следующие изменения:
- Увеличено число часов на изучение тем:
- Тема № 2 «Углеводороды и их природные источники» до 10 часов вместо 8;
- Тема № 3 «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» до 11 часов вместо 10, так как эти темы являются наиболее важными в курсе органической химии.
- Уменьшено число часов на изучение тем:
- Тема № 1 « Строение и классификация органических соединений» с 2 часов до 1, т.к. в курсе 9 класса были изучены явления изомерии и гомологии.
-Тема № 4 «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» до 5 вместо 6 часов за счет исключения раздела «Нуклеиновые кислоты», так как этот раздел отсутствует в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ;
- Тема № 5 «Биологически активные органические соединения» до 2 часов вместо 4, так как эта тема в Обязательном минимуме содержания прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.
- Тема № 6 «Искусственные и синтетические органические соединения» с 3 часов до 4 часов в связи с итоговым годовым контролем.
- Из авторской программы исключены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты из-за недостатка времени на их выполнение при 1 часе в неделю, так как авторская программа предусматривает 1 / 2 часа в неделю.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ.
В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, в результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема (глава) | Количество часов | Из них | ||
Уроки | Практич.раб. | Контр.раб. | |||
Введение. | 1 | 1 | |||
1 | Строение и классификация органических соединений. | 1 | 1 | ||
2 | Углеводороды и их природные источники | 10 | 9 | К.р.№1 | |
3 | Кислородсодержащие органические соединения | 11 | 10 | К.р.№2 | |
4 | Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе | 5 | 4 | П.р. №1 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» | |
5 | Биологически активные органические соединения | 2 | 2 | ||
6 | Искусственные и синтетические органические соединения | 4 | 2 | П.р №2 «Распознавание пластмасс и волокон» | К.р.№3 |
Итого: | 34 | 30 | 2 | 3 |
Содержание программы.
Введение. (1 час).
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.
Ученик должен знать и понимать:
- химические понятия: углеродный скелет, радикалы, функциональные группы, гомология, изомерия;
-теорию строения органических соединений;
Уметь:
-объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Тема 1. Строение органических соединений. (1час).
Углеродный скелет. Функциональная группа. Гомологи и гомологический ряд. Структурная и пространственная изомерия.
Реакции органических соединений. Типы реакций в органической химии.
Ученик должен знать и понимать:
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
Уметь:
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических
Тема 2. Углеводороды и их природные источники.(10 часов).
Алканы. Алкены, алкадиены, алкины. Бензол. Качественный анализ веществ.
Ученик должен знать и понимать:
- химические понятия: строение органических соединений;
-важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, пластмассы.
Уметь:
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства органических соединений; - объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводородов.
Контрольная работа №1 по теме: «Углеводороды»
Тема 3. Кислородосодержащие органические соединения. (11 часов).
Одноатомные и многоатомные спирты. Фенолы. Простые эфиры. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.
Ученик должен знать и понимать:
- химические понятия: функциональная группа;
-важнейшие вещества и материалы: этанол, уксусная кислота, жиры, мыла;
Уметь:
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства органических соединений; - объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды.
Ученик должен знать и понимать:
- важнейшие вещества и материалы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка.
Уметь:
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства органических соединений; - объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
Контрольная работа №2 по теме: Кислородосодержащие органические соединения.
Тема 4. Азотсодержащие соединения.(5 часов).
Нитросоединения. Амины. Анилин. Белки.
Идентификация органических соединений.
Ученик должен знать и понимать:
- важнейшие вещества и материалы: белки, искусственные и синтетические волокна.
Уметь:
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства органических соединений; - объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
Пр.р.№1. «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.»
Тема 5. Биологически активные вещества.(2часа)
Основные понятия: Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения.(4часа)
Основные понятия: Полимеры. Пластмассы, волокна.
Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»
Итоговая Контрольная работа № 3.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
(дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников)
В результате изучения курса ученик должен:
1.Требования к усвоению теоретического учебного материала.
- Знать/понимать:основные положения теории химического строения веществ, гомологию, структурную изомерию, важнейшие функциональные группы органических веществ, виды связей (одинарную, двойную, ароматическую, водородную), их электронную трактовку и влияние на свойства веществ. Знать основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации линейная, разветвлённая и пространственные структуры, влияние строения на свойства полимеров.
- Уметь: разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство органических и неорганических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ, развитие познания от явления ко всё более глубокой сущности.
2.Требования к усвоению фактов.
- Знать строение, свойства, практическое значение предельных, непредельных и ароматических углеводородов, одноатомных и многоатомных спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, глюкозы и сахарозы, крахмала и целлюлозы, аминови аминокислот, белков. Знать особенности строения, свойства, применения важнейших представителей пластмасс, каучуков, промышленную переработку нефти, природного газа.
- Уметь пользоваться строением, анализом и синтезом, систематизацией и обобщением на учебном материале органической химии; высказывать суждения о свойствах вещества на основе их строения и о строении вещества по их свойствам.
3.Требования к усвоению химического языка.
Знать и уметь разъяснять смысл структурных и электронных формул органических веществ и обозначать распределение электронной плотности в молекулах, называть ве5щества по современной номенклатуре, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства органических веществ, их генетическую связь.
4.Требования к выполнению химического эксперимента.
Знать правила работы с изученными органическими веществами и оборудованием, токсичность и пожарную опасность органических соединений.
Уметь практически определять наличие углерода, водорода и хлора в органических веществах; определять по характерным реакциям непредельные соединения, одноатомные и многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, амины, аминокислоты и белки.
Календарно-тематическое планирование.
№ ур | Колич. часов | Тема урока | Изучаемые вопросы | Требования к выпускнику, виды деятельности. Демонстрации, ЛР, ПР | Виды и формы контроля | Дом.зад,вопросы ГИА | дата | |
Тема 1. Введение -1 час | ||||||||
1 | 1 | Предмет органической химии. Инструктаж по ТБ. | Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения | Знать/понимать -химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения. | Коллекция органических веществ и изделий из них. | Фронт.контроль | §1,в5,6(п) | |
Тема 2. Строение и классификация органических соединений. Реакции в органической химии-1 часа | ||||||||
2 | 1 | Теория строения органических соединений. | Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. | Знать/понимать -химические понятия: валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи; теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова. | Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. | Фронтальный,тестирование | §2,в2,8, 10(п) | |
Тема 3. Углеводороды-10 часов | ||||||||
3-4 | 2 | Алканы. | Природный газ. Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств. | Знать/понимать химическое понятие: углеродный скелет; -важнейшие вещества: метан и его применение. Уметь -называть алканы по «тривиальной» или международной номенклатуре -определять принадлежность органических веществ к классу алканов -характеризовать строение и химические свойства метана и этана -объяснять зависимость свойств метана и этана от их состава и строения. | Горение метана, отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде. Лабораторный опыт. Изготовление моделей молекул алканов. | Текущий,тестирование | §3,в7,8, 12(п) | |
5-6 | 2 | Алкены | Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация. Применение этилена и полиэтилена на основе их свойств | Знать/понимать - строение алкенов (наличие двойной связи); -важнейшие вещества: этилен, полиэтилен, их применение. Уметь -называть алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу алкенов; -характеризовать строение и химические свойства этилена; -объяснять зависимость свойств этилена от его состава и строения. | . Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия. Лабораторный опыт . Изготовление моделей молекул алкенов. | Фронтальный,тестирование | §4,в4,7,8(п) | |
7 | 1 | Алкадие ны.Каучуки. | Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина. | -важнейшие вещества и материалы: каучуки и их применение | Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельность. Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами каучуков. | Фронтальный,тестирование | §5,в3,4(п) | |
8 | 1 | Алкины.Ацетилен | Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. | Знать/понимать - строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи); - важнейшие вещества: ацетилен и его применение. Уметь - называть ацетилен по международной номенклатуре; - характеризовать строение и химические свойства ацетилена; - объяснять зависимость свойств ацетилена от строения. | Получение и свойства ацетилена. Лабораторный опыт. Изготовление модели молекулы ацетилена. | Фронтальный текущий,тестирование | §6,в3,4(а),5(в),7(п) | |
9 | 1 | Нефть. | Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе. | Знать/понимать -способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами. Уметь - объяснять явления, происходящие при переработке нефти; - оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды; - выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов | Коллекция «Нефть и продукты ее переработки». Лаборатор ный опыт. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефте продуктах | Фронтальный текущий,тестирование | §8,в 6,7(п) | |
10 | 1 | Арены. Бензол. | Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола. Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств. | Знать/понимать -строение молекулы бензола. Уметь -характеризовать химические свойства бензола; -объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения. | Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. | Фронтальный текущий,тестирование | §7,в3,4(а) | |
11 | 1 | Система тизация и обобще ние знаний по теме «Углеводороды и их природные источники».. | Решение задач | Подгот. к контрольной работе | ||||
12 | 1 | Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды и их природные источники». | «Углеводороды и их природные источники». | Контроль знаний | Провести РНО | |||
Тема 4. Кислородсодержащие органические соединения-11часов. | ||||||||
13 | 1 | Спирты. | Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. | Знать/понимать - химическое понятие: функциональная группа спиртов; - вещества: этанол, глицерин. Уметь - называть спирты по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять принадлежность веществ к классу спиртов. | Фронтальный текущий,тестирование | §9,в13(а),14 | ||
14 | 1 | Химические свойства спиртов и их применение. | Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение этанола и глицерина на основе их свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. | Уметь -характеризовать строение и химические свойства спиртов; -объяснять зависимость свойств спиртов от их состава и строения; -выполнять химический эксперимент по распознаванию многотомных спиртов. | Демонстра ции. Окисление этанола в альдегид.Лабораторный опыт. Свойства глицерина. | Фронтальный текущий,тестирование | §9,в12,13(б) | |
15 | 1 | Фенол. | Состав и строение молекулы фенола. Получение фенола коксованием каменного угля. Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, реакция поликонденсации. Применение фенола на основе свойств. | Использовать приобретенные знания и умения: - для безопасного обращения с фенолом; - для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы. | Демонстрации: коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»; качественные реакции на фенол. | Фронтальный текущий,тестирование | §10,в5,6(п) | |
16 | 1 | Альде гиды. | Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства; химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение альдегидов на основе их свойств. | Знать/понимать -химическое понятие: функциональная группа альдегидов Уметь -называть альдегиды по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу альдегидов; -характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида; -объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения; -выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов. | Демонстрации: реакция «серебряного зеркала»; окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (||). | Фронтальный текущий,тестирование | §11,в6,7(п) | |
17 | 1 | Карбоновые кислоты. | Уксусная кислота: состав и строение молекулы, получение окислением ацетальдегида, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая и стеариновая кислоты – представители высших жирных карбоновых кислот. | Знать/понимать -химическое понятие: функциональная группа карбоновых кислот; - состав мыла. Уметь -называть уксусную кислоту по международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот; -характеризовать строение и химические свойства уксусной кислоты; -объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения; -выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот. | Лаборатор ный опыт. Свойства уксусной кислоты.
| Фронтальный текущий,тестирование | §12,в6,8,10(п) | |
18 | 1 | Сложные эфиры. | Получение сложных эфиров реакцией этерификации; нахождение в природе. Применение сложных эфиров на основе их свойств. | Уметь -называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров. | Демонстра ция. Коллекция эфирных масел. | Фронтальный текущий,тестирование | §13,в11(п) | |
19 | 1 | Жиры. | Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств. Мыла. Лабораторный опыт. Свойства жиров. | Уметь -определять принадлежность веществ к классу жиров; -характеризовать строение и химические свойства жиров. | Лабораторный опыт. Свойства жиров. | Фронтальный текущий,тестирование,отчет по ЛР | §13,в12(п) | |
20 | 1 | Углеводы | Единство химической организации живых организмов. Углеводы, их классификация. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкозы в полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарида в глюкозу). Значение углеводов в живой природе и жизни человека. | Знать/понимать -важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка. Уметь -объяснять химические явления, происходящие с углеводами в природе; -выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала. | Демонстра ции. Ознакомление с образцами углеводов. Лабораторный опыт. Свойства крахмала. | Фронтальный текущий,тестирование | §14,15,в7(п) | |
21 | 1 | Глюкоза. | Глюкоза – вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе ее свойств. | Уметь -характеризовать химические свойства глюкозы; -объяснять зависимость свойств глюкозы от состава и строения; -выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы. | Лаборатор ный опыт. Свойства глюкозы. | Фронтальный текущий,тестирование,отчет по ЛР | §14,в9(б,в), 10 | |
22 | 1 | Система-тизация и обобще-ние знаний по теме «Кислородсодержащие органичсекие соединения». | Решение задач и упражнений | Подгот.к контрольной работе | ||||
23 | 1 | Контрольная работа № 2 по теме: «Кислородсодержащие органичсекие соединения». | «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе». | Контроль знаний | Провести РНО | |||
Тема 5. Азотсодержащие органические соединения-5часов. | ||||||||
24 | 1 | Амины.Анилин. | Понятие об аминах как органических основаниях. Анилин – ароматический амин: состав и строение; получение реакцией Зинина, применение анилина. | Уметь -определять принадлежность веществ к классу аминов | Демонстра-ции. Реакция анилина с бромной водой. | Фронтальный текущий,тестирование, | §16,в5,7(п) | |
25 | 1 | Аминокислоты. | Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств. | Уметь -называть аминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу аминокислот; - характеризовать строение и химические свойства аминокислот. | §17,в11(п) | |||
26 | 1 | Белки. | Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. | Уметь: -характеризовать строение и химические свойства белков; -выполнять химический эксперимент по распознаванию белков. | Демонстра-ции. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Лабораторный опыт. Свойства белков. | Фронтальный текущий,тестирование, | §17,с128-133,в9,10(п) | |
27 | 1 | Генетическая связь между классами органических соединений. | Составление уравнений химических реакций к схемам превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ. | Уметь -характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений. | Демонстра-ции. Превращения: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (//); этанол – этаналь – этановая кислота. | Фронтальный текущий, | Записать уравн.р-й согл.схеме превращ. | |
28 | 1 | Практическая работа № 1на тему: «Идентификация органических соединений» | Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. | Уметь: -выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ. | Фронтальный текущий, ,отчет по ПР | Подгото вить отчет по практич.раб. | ||
Тема 6. Биологически активные вещества-2часа | ||||||||
29 | 1 | Фермен-ты. | Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. | Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса, картофеля;коллекция СМС, содержащих энзимы. | §19,подгот. сообщ. по теме | |||
30 | 1 | Витамины. Гормоны. Лекарства. | Понятие о витаминах. Витамины С и А. Авитаминозы. Понятие о гормонах. Инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Лекарства. Проблемы ,связанные с применением лекарственных препаратов. Наркотические вещества. Наркомания, профилактика и борьба с ней., | Уметь: Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами. | Демонстра-ции. Коллекция витаминных препаратов; домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки. | Раб.с учебником | §20,подгот. сообщ.по теме | |
Тема 7. Искусственные и синтетические органические соединения-3часа. | ||||||||
31 | 1 | Искусственные полиме ры. | Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах. Ацетатный шелк и вискоза, их свойства и применение. | Знать/понимать - важнейшие материалы: искусственные волокна и пластмассы. | Фронтальный текущий, | §21,подг. сообщ.по теме | ||
32 | 1 | Синтетические полиме-ры. Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон» | Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках; их классификация, получение и применение. | Знать/понимать - важнейшие материалы: синтетические волокна, пластмассы и каучуки. | Лаборатор-ный опыт. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков | Фронтальный текущий, ,отчет по ПР | §22,в5-8(сообщ) | |
33 | 1 | К.р.№3 | Органические соединения | Итоговый | Провести РНО | |||
34 | 1 | Анализ итоговой к.р., подведение итогов года | Обобщение и систематизация знаний по органической химии |
Учебно-методический комплект:
1. О.С.Габриелян. Химия.10 класс. Базовый уровень.Учебник. М.:Дрофа,2013г;
2. О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов.Настольная книга для учителя.М.:Дрофа,2004;
3. И.Г. Хомченко. Сборник задач по химии для средней школы..М.Новая Волна.2002
4. О.С. Габриелян,И.Г.Остроумов.Методическое пособие для учителя.Химия-10.М.:Дрофа,2003
5. В.Б. Воловик, Е.Д. Крутецкая. Органическая химия. Упражнения и задачи. СПб.: Изд-во А.Кардакова,2004
6. О.С. Габриелян,И.Г.Остроумов,Е.Е.Остроумова. Органическая химия в тестах,задачах, упражнениях.10 класс.М.:Дрофа,2003;
7. Контрольно-измерительные материалы.Химия:10 класс/Сост. Н.П. Троегубова.М.:ВАКО,2011
Оснащение учебного процесса
Натуральные объекты:
Коллекции минералов и горных пород;
Металлов и сплавов;
Минеральных удобрений;
Пластмасс, каучуков, волокон.
Химические реактивы и материалы:
Наиболее часто используемые :
1)Простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк;
2)оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния;
3)кислоты: серная, соляная, азотная;
4)основания - гидроксиды: натрия,кальция,25%-ный водный раствор аммиака;
5)соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия;
6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:
1)Приборы для работы с газами;
2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;
3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;
4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.
Модели:
Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;
Кристаллические решетки солей.
Учебные пособия на печатной основе:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
Таблица растворимости кислот, оснований солей;
Электрохимический ряд напряжений металлов;
Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;
Дидактические материалы:рабочие тетради на печатной основе, инструкции, карточки с заданиями,таблицы.
Экранно-звуковые средства обучения:CD, DVD-диски, видеофильмы, диафильмы и диапозитивы, компьютерные презентации в формате Ppt.
ТСО:
Компьютер;
Мультимедиапроектор;
Экран;
Кодоскоп
Список полезных образовательных сайтов |
|
Химия
Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus
Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»
ChemNet: портал фундаментального химического образования
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов
Химия в Открытом колледже
WebElements: онлайн-справочник химических элементов
Белок и все о нем в биологии и химии
Виртуальная химическая школа
Занимательная химия: все о металлах
Мир химии
Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия
Органическая химия: электронный учебник для средней школы
http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии
http://school-sector.relarn.ru/nsm/
Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова
Школьная химия
Электронная библиотека по химии и технике
http://rushim.ru/books/books.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по химии 7 класс 1 час в неделю Габриелян
это рабочая программа ,составленная на основе Примерной программы О.С.Габриеляна для изечения предмета "Химия" в 7 классе ,расчитанная на 1 час в неделю....
рабочая программа по химии в 8 классе ( УМК О.С.Габриелян)
Рабочая программа и КТП по химии 8 класс (УМК О.С.Габриелян)...
Рабочая программа по химии для 8 класса (по О.С. Габриеляну)
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образовани...
Рабочая программа по химии 8-9 класс УМК О.С.Габриелян
Рабочая программа по химии для 8-9 класса по УМК Габриелян О.С....
рабочая программа по химии 8-9 классы учебник О С Габриелян
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 8-9 классов, в неделю 2 часа...
Рабочая программа по химии 10-11 классы учебник О С Габриелян
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 10-11 классы учебник О С Габриелян...
Рабочая программа по химии 10 класс к учебнику О.С. Габриелян (базовый уровень)
Рабочая программа включает следующие разделы: Пояснительная запискаТематическое планированиеСодержание дисциплиныТребования к уровню подготовки обучающихсяКалендарно-тематическое планированиПереч...