ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
статья по химии по теме
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ»
Научно-технический прогресс требует глубоких качественных изменений в образовании. Он обуславливает переход на новое содержание обучения, прогрессивные формы и методы проведения занятий, вызывает необходимость оснастить учебные заведения современными техническими средствами обучения, наглядными пособиями и оборудованием. В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин, рост «хемофобии» в обществе привело к тому, что интерес к химии снизился у учащихся школы. Отсюда - нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это повлекло за собой низкую мотивацию к изучению химии в школе. И, как результат, слабые знания по химии, а в дальнейшем появляются трудности в усвоении дисциплин, связанных с химией. Поэтому в школе вопросу повышения эффективности урока и формированию учебной мотивации школьников должно уделяться особое внимание, т. к. высокая учебная мотивация повышает эффективность урока, что является основным компонентом системы обеспечения качества образования.
В формировании учебной мотивации одно из первостепенных значений имеет познавательный интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой успешного обучения. С первых дней появления на свет ребенок начинает интересоваться окружающим его миром.
У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации. Заинтересованный школьник учиться лучше. Задачей учителя является поддержание этого интереса на должном уровне.
Решению этой задачи помогут: четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала, умелое использование разнообразных учебных стимулов (оценка, устная похвала, индивидуальное домашнее задание, назначение консультантом и другие).
В организации познавательной деятельности учащихся учитель играет ведущую роль. Деятельность его должна быть направлена на то, чтобы вызвать у учащихся активность самостоятельность и инициативу в процессе усвоения новых знаний, умений и навыков. Необходимо поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество, ставить перед учащимися увлекательные цели, вызывать у них потребность, как в самостоятельной, так и в коллективной деятельности. А для этого необходимо, чтобы уроки были занимательными
Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Оценивая результат, учитель не должен сравнивать достижения одних учеников с достижениями других, необходимо сравнивать сегодняшние собственные результаты ребенка с предыдущими и только затем с общим нормативом, Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.
В подростковом возрасте часто наблюдается спад учебной мотивации с одной стороны (что приводит к появлению относительно большого числа «неуспевающих» детей), и формирование новых познавательных интересов с другой (не случайно в этот период всплывают одаренные дети). Задачей учителя на данном этапе является полнейшее удовлетворение познавательных потребностей учащихся, использование меж предметных связей (так как через интерес к другой области можно создать интерес к своему предмету). Необходимым является применение тех учебных стимулов, которые помогли бы поддерживать высокий уровень познавательной активности не только классного коллектива в целом, но и каждого учащегося в отдельности.
Но все усилия учителя заранее обречены на неудачу, если проводимые им уроки не будут занимательными для учащихся. Занимательность создает заинтересованность, рождает чувство ожидания. А от заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность, творческий подъем, степень утомляемости, радостное или наоборот подавленное настроение, зарождение потребности творчески применять свои знания или, наоборот, нежелание это делать.
Современная система образования переживает сейчас очередной этап поиска эффективных способов организации учебного процесса, соответствующих запросам общества.
Сегодня ведущей целью образования является направленность на личностно-ориентированное обучение, развитие способностей ребенка и его последующую самореализацию.
Поэтому сегодня требуется пересмотреть традиционные подходы, ориентированные на транслирующую роль учителя и репродуктивную деятельность учеников .
Новые подходы в образовании:
Деятельностный подход - ориентирует на формирование личности и ее способностей через активную деятельность самого школьника.
Компетентностный подход – направлен на формирование в процессе освоения программных знаний комплекса надпредметных, универсальных, общеучебных знаний, умений, различных видов деятельности и развитие способностей ученика.
Хотя выше названные подходы носят инновационный характер, их элементы уже давно использовались на разных уроках, поэтому необходимость обновления учебного процесса вовсе не означает полного отказа от традиционных форм и методов обучения.
В связи с этим следует отметить, что урок еще долго будет оставаться главной формой учебного занятия.
Поэтому одной из основных задач учителя на уроке является не столько использование этих методов, сколько развитие с их помощью у учащихся знаний, умений и навыков, которые помогут им активнее включиться в будущую взрослую жизнь после окончания школы.
То есть учащимся необходимо объяснить, для чего им это надо, какую пользу принесет им овладение тем или иным методом и как это умение пригодиться им в будущем.
Создание условий для мотивации учебной деятельности школьников - важнейшее требование в организации современного урока. Только такой подход превращает ученика в субъект познавательной деятельности (субъект – тот кто осуществляет деятельность) т.е надо создать такие условия, чтобы ребенок захотел учиться сам.
Показать практическую значимость изучаемого материала, необходимость формируемых компетенций в дальнейшей жизни – вот что учитель должен стараться делать на каждом уроке.
Конечно, гораздо проще мотивировать учеников в ходе изучения актуальных для сегодняшнего дня разделов экономики и права, чем при исследовании проблемам философского уровня. В данном случае учитель должен, например, помочь ученикам осознать тот факт, что именно способность отвлеченно мыслить отличает развитую личность и позволяет добиваться высоких результатов в различных видах деятельности, вырабатывая нестандартные решения различных жизненных и производственных ситуаций.
Ученик должен увидеть, что универсальные компетенции (умения, навыки), формируемые в процессе обучения, позволят ему применять имеющиеся знания в новых, изменяющихся условиях на любом жизненном этапе.
В конечном итоге ученик должен понять, что то, чему он учиться в школе поможет ему вступить во взрослый мир (социализироваться), а вот насколько это вступление будет успешным, зависит от него самого
Но каким должен быть сам урок, чтобы ученик получил от него максимум полезной информации?
В основе успешного обучения лежит познавательная мотивация.
Какие методы работают на развитие познавательной мотивации, а значит и на успешное обучение
Решение вышеназванных задач (успешность обучения, его практическая направленность и последующая социализация) осуществляется прежде всего через применение технологии развития критического мышления. Уметь критически мыслить – это уметь работать с разнообразной информацией: находить и отбирать ее в контексте решаемых задач, анализировать и оценивать ее, формулировать обоснованные выводы и принимать решения
Развитию критического мышления на уроке помогает работа с текстом, документами, таблицами, картами, статистическими данными…
Современный урок немыслим без активного применения информационных технологий. Мультимедийное оборудование, позволяющее использовать текст, графику, видеоматериалы, значительно расширяет возможности применения компьютера в учебном процессе. Использование компьютерных презентаций при объяснении нового материала, подготовка учащимися домашних заданий с использованием ресурсов сети Интернет – вот только некоторые варианты применения ИКТ. Это не только способствует активизации познавательного интереса учащихся и позволяет использовать на уроках новейший фактический материал, отсутствующий в учебниках, но и формирует крайне необходимые в информационном обществе компетенции.
Интенсивной социализации учащихся способствует применение интегральной образовательной технологии, которая основана на организации групповой деятельности учащихся по решению определенных задач: изучение и анализ документов, статистических данных, произведений искусства, составление структурно-логических схем, таблиц, выполнение творческих заданий.
Такая деятельность не только ведет к осознанному и прочному усвоению знаний, но и развивает его способности к самообразованию, самоорганизации, обогащает коммуникативным опытом, дает навыки.
Занятия должны быть организованы так, чтобы большую часть времени на уроке говорили, рассуждали, спорили ученики, а не учитель. В результате систематического участия в уроках-дискуссиях старшеклассники овладевают способностями участвовать в принятии групповых решений, разрешать спорные проблемы, принимать и уважать иную точку зрения.
Большую пользу для включения подростков в ситуации реальной жизни приносят различные деловые игры.
Красной нитью через все уроки должно проходить выполнение следующего условия - анализ любого явления (особенно явления общественной жизни) не должен быть односторонним.
Очень нежелательны категоричные бескомпромиссные ответы. Ученики должны учиться находить в каждом явлении и положительные, и отрицательные моменты.
Это будет способствовать выработке у них толерантности, терпимости к чужому мнению и готовности к сотрудничеству, партнерству – качествам, так необходимым в современном мире.
Чтобы все вышеперечисленные и другие методы и приемы «работали» на формирование познавательной мотивации ребенка, его интереса к учебе, необходимо учитывать такой важный фактор, как психологическая комфортность.
Создание благоприятной эмоциональной среды в школе, на уроке является одним из важнейших условий формирования высокой познавательной мотивации учащихся.
Эмоциональное благополучие в школе является одним из наиболее важных критериев отношения к школе и к учению в целом.
Под термином «эмоциональное благополучие» в данном случае следует понимать "удовлетворенность ребенка своей деятельностью, взаимоотношениями с учителями, одноклассниками, защищенность в данном коллективе, внутреннее спокойствие"
Ребенку может быть некомфортно, неуютно, плохо в школе из-за:
Плохих взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выливающимися в постоянную критику отдельного ученика и приводящую к отчужденности его от классного коллектива.
Плохой успеваемости из-за сложности предмета и как следствие, негативной оценке со стороны учителей и более успешных одноклассников.
Отсутствия поощрения со стороны учителя маленьких (и не очень) личных достижений отдельного ученика, что очень важно для его личностного роста и состояния удовлетворенности проделанной работой.
Неудовлетворительной общей дисциплины в классе.
Грязи, мусора, беспорядка в классе и других школьных помещениях.
Негативной оценке школы и учителей со стороны родителей
Личным наблюдением за ребенком и общей ситуацией в классе.
Анкетированием и различными видами опросов с последующим анализом.
Доверительной беседой с определенным учеником или его товарищами , что возможно не всегда.
Психологическая комфортность и все вышеперечисленные методы ведения современного урока должны привести к тому, что ученик, приходя в школу, должен попадать в большую семью, где ему будет интересно, где его каждый день будут учить чему-то новому и полезному.
В этой семье он будет чувствовать себя спокойно, в безопасности, будет уверен в том, что его достижения не останутся без внимания, а его ошибки не будут осмеяны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"
Доклад на городсекое МО по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"...
Повышение познавательного интереса и формирование предметной мотивации учащихся на уроках химии с помощью современных ИКТ-технологий
Обобщение опыта работы по заявленной теме...
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебной мотивации учащихся на уроках информатики
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебной мотивации учащихся на уроках информатики...
Методическая система учителя химии ГБОУ Гимназии №261 г.Санкт-Петербурга Сечиной Н.Н."Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии"
Химия - предмет, который позволяет формировать мировоззрение и научную картину мира на протяжении всех четырех лет обучения. Вместе с этим в своей педагогической деятельности я занимаюсь формированием...
Формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимым, увлекательным? Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитие...
«Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии» (2020-2021 учебный год)
В современном мире количество информации нарастает колоссальными темпами. Очевидно, что ученик со временем забудет специфические знания, полученные на уроках химии, но сформированное мировоззрение и к...
"Формирование положительной учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы"
в данной статье рассматриваются вопросы организации учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы, предложены методические пути их решения....