Рабочая программа по химии 9 класс
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО учителей биологии, географии, химии от 26.08.16 протокол № 1 Руководитель МО ________/С.А.Карташова/ | Согласовано на заседании методического совета от 29.08.16 протокол № 143 Руководитель МС ______/Н. Д. Покачалова/ | Утверждено Приказ от29.08.16 протокол №143 Директор МАОУ СШ №51 ________/С. В. Бедрова/ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа №51 г. Липецка
Рабочая программа
по химии
(наименование учебного предмета (курса), уровень изучения)
основное общее образование, 9 класс
(уровень образования/класс)
2016-2017 учебный год
(срок реализации программы)
Программу составила Землянская Нелли Евгеньевна, стаж работы 21 лет,
1 квалификационная категория
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж, квалификационная категория)
Липецк
2016г.
Пояснительная записка
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Настоящая рабочая программа по химии для 8 класса разработана на основании следующих документов:
- Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004 г. № 1089);
- Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Образовательной программы МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2016-2017 учебный год;
- Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 51 г.Липецка протокол от 30.08.2013 № 3, утверждено приказом по МБОУ СОШ №51 г. Липецка от 31.08.2013 № 232).
Программа предназначена для изучения химии в 9 классе , составлена на 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2016-2017 учебный год, календарным учебным графиком).
Организация обучения
Основной формой организации образовательного процесса в 9 классе является урок.
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная. Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
Виды и формы контроля
Устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Реализация рабочей программы осуществляется на основе учебника: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян 2-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2010 г
Учебник построен по концентрическому принципу и содержат весь необходимый теоретический и практический материал, предусмотренный федеральным компонентом государственного стандарта по химии основного общего образования. В основу курса положено ключевое понятие «химический элемент» в виде трех форм его существования (атомы, простые вещества, соединения с другими элементами).
Ведущая идея курса — знания не заучиваются, а выводятся на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений. Пользуясь необычным приемом художественного образа при описании химического объекта, автор приводит многочисленные яркие, своеобразные примеры из литературы и истории.
Содержание рабочей программы
Методы познания веществ и химических явлений
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Элементарные основы неорганической химии
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.
Первоначальные представления об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах на примере полиэтилена
Экспериментальные основы химии
Получение газообразных веществ.
Химия и жизнь
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии ученик должен:
знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Литература.
Основная литература :
- Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н. и др. Учебник для общеобразовательных учреждений. Химия 9 класс – М.: Дрофа, 2010г.
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2011.
- Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8-9 кл. — М.: Дрофа, 2011 г.
- Программа О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М.: «Дрофа», 2010г.
Дополнительная литература.
- Радецкий А.М. Дидактический материал по химии. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2010.
- Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2011.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения М.: Дрофа, 2010;
Медиаресурсы:
- Единые образовательные ресурсы с сайта www. School-coolection.edu.ru
(единой коллекции образовательных ресурсов)
- CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»
- CD «Органическая химия», издательство «Учитель»
- CD «Общая химия», издательство «Учитель»
- CD «Химия элементов», издательство «Учитель»
- Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (на 2-х дисках)
- Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата прохождения темы | |
по плану | фактически | |||
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса | 4 | |||
1-2 | Основные классы неорганических веществ. | 2 | ||
3 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | ||
4 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
Тема 1. Элементарные основы неорганической химии | 44 | |||
5 | Положение элементов металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева. | 1 | ||
6 | Свойства простых веществ металлов . | 1 | ||
7 | Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). | 1 | ||
8-9 | Способы получения металлов. | 2 | ||
10 | Щелочные металлы | 1 | ||
11 | Щелочные металлы и их соединения. | 1 | ||
12 | Щелочно-земельные металлы . | 1 | ||
13-14 | Щелочно-земельные металлы и их соединения. | 2 | ||
15 | Алюминий | 1 | ||
16 | Амфотерность оксида и гидроксида. | 1 | ||
17 | Железо . | 1 | ||
18 | Оксиды, гидроксиды и соли железа. | 1 | ||
19 | Практическая работа № 1 ″Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств». ″. Правила ТБ. | 1 | ||
20 | Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: массовой доли растворенного вещества в растворе. | 1 | ||
21 | Обобщение и систематизация знаний по теме: ″Металлы″. | 1 | ||
22 | Контрольная работа № 1по теме: ″Металлы″. | 1 | ||
23 | Свойства простых веществ неметаллов . | 1 | ||
24 | Водород. Водородные соединения неметаллов. | 1 | ||
25 | Галогены. | 1 | ||
26 | Галогеноводородные кислоты и их соли. | 1 | ||
27 | Кислород. Озон. Вода. | 1 | ||
28 | Сера. | 1 | ||
29 | Оксиды серы. | 1 | ||
30 | Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. | 1 | ||
31 | Практическая работа №2 «Получение, собирание и распознавание газов (кислорода)». | 1 | ||
32 | Азот . | 1 | ||
33 | Аммиак . | 1 | ||
34 | Соли аммония. | 1 | ||
35 | Оксиды азота. | 1 | ||
36-37 | Азотная кислота и ее соли. | 2 | ||
38 | Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли. | 1 | ||
39 | Углерод. Алмаз, графит. | 1 | ||
40 | Угарный и углекислый газы. | 1 | ||
41 | Угольная кислота и ее соли. | 1 | ||
42 | Кремний. Оксид кремния. | 1 | ||
43 | Кремниевая кислота. Силикаты. | 1 | ||
44 | Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств». Правила ТБ. | 1 | ||
45 | Практическая работа № 4. «Получение, собирание и распознавание газов». Правила ТБ. | 1 | ||
46 | Решение задач по уравнениям реакций с учетом примесей. | 1 | ||
47 | Обобщение и систематизация знаний по теме: ″Неметаллы″. Тестирование по теме: «Неметаллы» | 1 | ||
48 | Контрольная работа №2 по теме: ″Неметаллы″. | 1 | ||
Тема 2. Первоначальные представления об органических веществах | 12 | |||
49-50 | Первоначальные сведения о строении органических веществ. | 2 | ||
51-53 | Углеводороды: метан, этан, этилен. | 3 | ||
54 | Представления о полимерах на примере полиэтилена. | 1 | ||
55-56 | Спирты (метанол, этанол, глицерин) как представители кислородсодержащих органических соединений. | 2 | ||
57-58 | Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. | 2 | ||
59 | Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы. | 1 | ||
60 | Обобщение и систематизация знаний по теме: ″ Органические вещества.» | 1 | ||
61 | Контрольная работа №3 по теме: «Органические вещества.» | 1 | ||
Повторение и обобщение знаний по химии за курс основной школы. | 5 | |||
62 | Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | 1 | ||
63 | Строение вещества. | 1 | ||
64 | Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. | 1 | ||
65 | Классификация веществ. | 1 | ||
66 | Контрольная работа №4 по теме: «Итоговая контрольная работа за курс основной школы» | 1 | ||
Тема 3. Химия и жизнь | 4 | |||
67 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 | ||
68 | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. | 1 | ||
69--70 | Резерв | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...