Рабочая программа по химии 9 класс
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_himiya.docx | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО учителей биологии, географии, химии от 26.08.16 протокол № 1 Руководитель МО ________/С.А.Карташова/ | Согласовано на заседании методического совета от 29.08.16 протокол № 143 Руководитель МС ______/Н. Д. Покачалова/ | Утверждено Приказ от29.08.16 протокол №143 Директор МАОУ СШ №51 ________/С. В. Бедрова/ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа №51 г. Липецка
Рабочая программа
по химии
(наименование учебного предмета (курса), уровень изучения)
основное общее образование, 9 класс
(уровень образования/класс)
2016-2017 учебный год
(срок реализации программы)
Программу составила Землянская Нелли Евгеньевна, стаж работы 21 лет,
1 квалификационная категория
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж, квалификационная категория)
Липецк
2016г.
Пояснительная записка
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Настоящая рабочая программа по химии для 8 класса разработана на основании следующих документов:
- Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004 г. № 1089);
- Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Образовательной программы МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2016-2017 учебный год;
- Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 51 г.Липецка протокол от 30.08.2013 № 3, утверждено приказом по МБОУ СОШ №51 г. Липецка от 31.08.2013 № 232).
Программа предназначена для изучения химии в 9 классе , составлена на 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2016-2017 учебный год, календарным учебным графиком).
Организация обучения
Основной формой организации образовательного процесса в 9 классе является урок.
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная. Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
Виды и формы контроля
Устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Реализация рабочей программы осуществляется на основе учебника: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян 2-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2010 г
Учебник построен по концентрическому принципу и содержат весь необходимый теоретический и практический материал, предусмотренный федеральным компонентом государственного стандарта по химии основного общего образования. В основу курса положено ключевое понятие «химический элемент» в виде трех форм его существования (атомы, простые вещества, соединения с другими элементами).
Ведущая идея курса — знания не заучиваются, а выводятся на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений. Пользуясь необычным приемом художественного образа при описании химического объекта, автор приводит многочисленные яркие, своеобразные примеры из литературы и истории.
Содержание рабочей программы
Методы познания веществ и химических явлений
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Элементарные основы неорганической химии
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.
Первоначальные представления об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах на примере полиэтилена
Экспериментальные основы химии
Получение газообразных веществ.
Химия и жизнь
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии ученик должен:
знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Литература.
Основная литература :
- Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н. и др. Учебник для общеобразовательных учреждений. Химия 9 класс – М.: Дрофа, 2010г.
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2011.
- Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8-9 кл. — М.: Дрофа, 2011 г.
- Программа О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М.: «Дрофа», 2010г.
Дополнительная литература.
- Радецкий А.М. Дидактический материал по химии. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2010.
- Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2011.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения М.: Дрофа, 2010;
Медиаресурсы:
- Единые образовательные ресурсы с сайта www. School-coolection.edu.ru
(единой коллекции образовательных ресурсов)
- CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»
- CD «Органическая химия», издательство «Учитель»
- CD «Общая химия», издательство «Учитель»
- CD «Химия элементов», издательство «Учитель»
- Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (на 2-х дисках)
- Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата прохождения темы | |
по плану | фактически | |||
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса | 4 | |||
1-2 | Основные классы неорганических веществ. | 2 | ||
3 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | ||
4 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
Тема 1. Элементарные основы неорганической химии | 44 | |||
5 | Положение элементов металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева. | 1 | ||
6 | Свойства простых веществ металлов . | 1 | ||
7 | Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). | 1 | ||
8-9 | Способы получения металлов. | 2 | ||
10 | Щелочные металлы | 1 | ||
11 | Щелочные металлы и их соединения. | 1 | ||
12 | Щелочно-земельные металлы . | 1 | ||
13-14 | Щелочно-земельные металлы и их соединения. | 2 | ||
15 | Алюминий | 1 | ||
16 | Амфотерность оксида и гидроксида. | 1 | ||
17 | Железо . | 1 | ||
18 | Оксиды, гидроксиды и соли железа. | 1 | ||
19 | Практическая работа № 1 ″Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств». ″. Правила ТБ. | 1 | ||
20 | Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: массовой доли растворенного вещества в растворе. | 1 | ||
21 | Обобщение и систематизация знаний по теме: ″Металлы″. | 1 | ||
22 | Контрольная работа № 1по теме: ″Металлы″. | 1 | ||
23 | Свойства простых веществ неметаллов . | 1 | ||
24 | Водород. Водородные соединения неметаллов. | 1 | ||
25 | Галогены. | 1 | ||
26 | Галогеноводородные кислоты и их соли. | 1 | ||
27 | Кислород. Озон. Вода. | 1 | ||
28 | Сера. | 1 | ||
29 | Оксиды серы. | 1 | ||
30 | Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. | 1 | ||
31 | Практическая работа №2 «Получение, собирание и распознавание газов (кислорода)». | 1 | ||
32 | Азот . | 1 | ||
33 | Аммиак . | 1 | ||
34 | Соли аммония. | 1 | ||
35 | Оксиды азота. | 1 | ||
36-37 | Азотная кислота и ее соли. | 2 | ||
38 | Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли. | 1 | ||
39 | Углерод. Алмаз, графит. | 1 | ||
40 | Угарный и углекислый газы. | 1 | ||
41 | Угольная кислота и ее соли. | 1 | ||
42 | Кремний. Оксид кремния. | 1 | ||
43 | Кремниевая кислота. Силикаты. | 1 | ||
44 | Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств». Правила ТБ. | 1 | ||
45 | Практическая работа № 4. «Получение, собирание и распознавание газов». Правила ТБ. | 1 | ||
46 | Решение задач по уравнениям реакций с учетом примесей. | 1 | ||
47 | Обобщение и систематизация знаний по теме: ″Неметаллы″. Тестирование по теме: «Неметаллы» | 1 | ||
48 | Контрольная работа №2 по теме: ″Неметаллы″. | 1 | ||
Тема 2. Первоначальные представления об органических веществах | 12 | |||
49-50 | Первоначальные сведения о строении органических веществ. | 2 | ||
51-53 | Углеводороды: метан, этан, этилен. | 3 | ||
54 | Представления о полимерах на примере полиэтилена. | 1 | ||
55-56 | Спирты (метанол, этанол, глицерин) как представители кислородсодержащих органических соединений. | 2 | ||
57-58 | Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. | 2 | ||
59 | Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы. | 1 | ||
60 | Обобщение и систематизация знаний по теме: ″ Органические вещества.» | 1 | ||
61 | Контрольная работа №3 по теме: «Органические вещества.» | 1 | ||
Повторение и обобщение знаний по химии за курс основной школы. | 5 | |||
62 | Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | 1 | ||
63 | Строение вещества. | 1 | ||
64 | Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. | 1 | ||
65 | Классификация веществ. | 1 | ||
66 | Контрольная работа №4 по теме: «Итоговая контрольная работа за курс основной школы» | 1 | ||
Тема 3. Химия и жизнь | 4 | |||
67 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 | ||
68 | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. | 1 | ||
69--70 | Резерв | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...