Рабочая программа по химии 8 класс
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl.himiya.docx | 43.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО учителей биологии, географии, химии от 26.08.16 протокол № 1 Руководитель МО ________/С.А.Карташова/ | Согласовано на заседании методического совета от 29.08.16 протокол № 143 Руководитель МС ______/Н. Д. Покачалова/ | Утверждено Приказ от29.08.16 протокол №143 Директор МАОУ СШ №51 ________/С. В. Бедрова/ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа №51 г. Липецка
Рабочая программа
по химии
(наименование учебного предмета (курса), уровень изучения)
основное общее образование, 8 класс
(уровень образования/класс)
2016-2017 учебный год
(срок реализации программы)
Программу составила Землянская Нелли Евгеньевна, стаж работы 21 лет,
1 квалификационная категория
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж, квалификационная категория)
Липецк
2016г.
Пояснительная записка.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Настоящая рабочая программа по химии для 8 класса разработана на основании следующих документов:
• Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004 г. № 1089);
•Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
• Образовательной программы МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2016-2017 учебный год;
•Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 51 г.Липецка протокол от 30.08.2013 № 3, утверждено приказом по МБОУ СОШ №51 г. Липецка от 31.08.2013 № 232).
Количество учебных часов
Программа предназначена для изучения химии в 8 классе, составлена на 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2016-2017 учебный год, календарным учебным графиком)
Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является урок
Виды и формы контроля
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки на уроках химии используются предварительный, текущий, тематический, итоговый виды контроля. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными (опрос) и письменными. Текущий контроль (контрольные работы – 5 часов). Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные и практические работы (отчеты о проделанных практических работах выносятся на контроль) в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
Информация об используемом учебнике.
Реализация рабочей программы осуществляется на основе учебника, созданного О.С.Габриеляном («Химия 8 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2011). Учебник построен по концентрическому принципу и содержат весь необходимый теоретический и практический материал, предусмотренный федеральным компонентом государственного стандарта по химии основного общего образования. В основу курса положено ключевое понятие «химический элемент» в виде трех форм его существования (атомы, простые вещества, соединения с другими элементами). Пользуясь необычным приемом художественного образа при описании химического объекта, автор приводит многочисленные яркие, своеобразные примеры из литературы и истории.
Учебник хорошо иллюстрирован. Основные правила и определения, ключевые слова и словосочетания специально выделены в тексте, так что их более прочному запоминанию будет способствовать и зрительная память ученика. В конце каждого параграфа приводится перечень интересных вопросов, направленных на демонстрацию связи химии с другими науками и повседневной жизнью.
Содержание рабочей программы.
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, МОДЕЛИРОВАНИЕ. ПОНЯТИЕ О ХИМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ И СИНТЕЗЕ.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Вещество
Атомы и молекулы. Химический элемент. ЯЗЫК ХИМИИ. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды Периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и АМОРФНЫЕ вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Элементарные основы неорганической химии
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
Экспериментальные основы химии
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Химия и жизнь
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Перечень контрольных мероприятий: контрольные работы – 5, практические работы – 6.
Требования к уровню знаний учащегося.
В результате изучения химии ученик должен:
знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Литература.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. О.С.Габриеляном «Химия 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2011.
2. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2011.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.
2. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.
3. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа, 2010 г.
Медиаресурсы:
1. Единые образовательные ресурсы с сайта www. School-coolection.edu.ru
(единой коллекции образовательных ресурсов)
2. CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»
3. CD «Органическая химия», издательство «Учитель»
4. CD «Общая химия», издательство «Учитель»
5. CD «Химия элементов», издательство «Учитель»
6. Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (на 2-х дисках)
7. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
8. СD «Химия 8-11 класс», Библиотека электронных наглядных пособий.
9. CD Самоучитель «Химия для всех» (8-11 класс)
10. CD «Химия в школе. Минеральные вещества», электронные тесты.
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата прохождения темы | |
по плану 8д | фактически | |||
Тема 1. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии | 5 | |||
1-2 | Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. | 2 | ||
3 | Знаки химических элементов, химические формулы. | 1 | ||
4 | Относительные атомная и молекулярная массы. | 1 | ||
5 | Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.» | 1 | ||
Тема 2. ВЕЩЕСТВО. | 31 | |||
6 | Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. | 1 | ||
7 | Изотопы | 1 | ||
8-9 | Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. | 2 | 26.09 30.09 | |
10-13 | Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. | 3 | 3.10 10.10 14.10 | |
14 | Обобщение об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи. | 1 | 26.10 | |
15 | Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов». | 1 | 17.10 | |
16-17 | Свойства простых веществ (металлов и неметаллов). | 24.10 28.10 | ||
18 | Количество вещества, моль. Молярная масса. | 1 | 31.10 | |
19 | Молярный объем. | 1 | 28.10 | |
20 | Решение задач по химическим формулам. | 1 | 7.11 | |
21 | Контрольная работа №2 по теме: «Простые вещества» | 1 | 11.11 | |
22 | Понятие о валентности и степени окисления. | 1 | 14.11 | |
23 | Сложные вещества (неорганические). | 1 | 21.11 | |
24-29 | Основные классы неорганических веществ. | 6 | 26.11,28.11,2.12,5.12, 9.12,12.12 | |
30 | Кристаллические вещества. | 1 | ||
31 | Чистые вещества. Смеси веществ. | 1 | ||
32 | Практическая работа №2 по теме: «Очистка загрязненной поваренной соли». Правила ТБ. | 1 | ||
33-34 | Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. | 2 | ||
35 | Практическая работа №3 « Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.». Правила ТБ. | 1 | ||
36 | Контрольная работа №3 по теме: «Соединения химических элементов» | 1 | ||
Тема 3. ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ | 30 | |||
37 | Химические реакции. | 1 | ||
38 | Практическая работа №4 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание». Правила ТБ. | 1 | ||
39 | Сохранение массы веществ при химических реакциях. | 1 | ||
40-42 | Классификация химических реакций по признаку: числу и составу исходных и полученных веществ. | |||
43-44 | Массовая доля компонента смеси. Объемная доля компонента. | 2 | ||
45 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществом» | 1 | ||
46 | Контрольная работа № 4 по теме: «Изменения, происходящие с веществом» | 1 | ||
47-48 | Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. | |||
49 | Электролиты и неэлектролиты. | 1 | ||
51 | Ионы. Катионы и анионы | |||
52-57 | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. | 6 | ||
58 | Основные классы неорганических веществ. | 1 | ||
59 | Практическая работа №5 по теме: «Ионные реакции» Правила ТБ. | |||
60 | Практическая работа №6 по теме: « Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными клас-сами неорганических соединений.» | 1 | ||
61 | Решение расчетных задач Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. | 1 | ||
62 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Растворение. Растворы» | 1 | ||
63 | Контрольная работа № 5 по теме: «Растворение. Растворы» | 1 | ||
64 | Классификация химических реакций признаку: изменение степеней окисления химических элементов. | 1 | ||
65 | Окислитель и восстановитель. | 1 | ||
66 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | ||
ТЕМА 4. Химия и жизнь. | 4 | |||
67 | Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). | 1 | ||
68 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 | ||
69-70 | Резервное время | 2 |
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата прохождения темы | |||
по плану | фактически | |||||
Тема 1. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии | 5 | |||||
1-2 | Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. | 2 | ||||
3 | Знаки химических элементов, химические формулы. | 1 | ||||
4 | Относительные атомная и молекулярная массы. | 1 | ||||
5 | Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.» | 1 | ||||
Тема 2. ВЕЩЕСТВО. | 31 | |||||
6 | Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. | 1 | ||||
7 | Изотопы | 1 | ||||
8-9 | Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. | 2 | 29.09 13.10 | |||
10-13 | Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. | 3 | 14.10 19.10 20.10 | 10.10,12.10,17.10 | ||
14 | Обобщение об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи. | 1 | 19.10 | |||
15 | Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов». | 1 | 26.10 | 24.10 | ||
16-17 | Свойства простых веществ (металлов и неметаллов). | 27.10 2.11 | 26.10 31.10 | |||
18 | Количество вещества, моль. Молярная масса. | 1 | 3.11 | 2.11 | ||
19 | Молярный объем. | 1 | 9.11 | 7.11 | ||
20 | Решение задач по химическим формулам. | 1 | 10.11 | 9.11 | ||
21 | Контрольная работа №2 по теме: «Простые вещества» | 1 | 23.11 | 14.11 | ||
22 | Понятие о валентности и степени окисления. | 1 | 24.11 | |||
23 | Сложные вещества (неорганические). | 1 | 30.11 | |||
24-29 | Основные классы неорганических веществ. | 6 | ||||
30 | Кристаллические вещества. | 1 | ||||
31 | Чистые вещества. Смеси веществ. | 1 | ||||
32 | Практическая работа №2 по теме: «Очистка загрязненной поваренной соли». Правила ТБ. | 1 | ||||
33-34 | Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. | 2 | ||||
35 | Практическая работа №3 « Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.». Правила ТБ. | 1 | ||||
36 | Контрольная работа №3 по теме: «Соединения химических элементов» | 1 | ||||
Тема 3. ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ | 30 | |||||
37 | Химические реакции. | 1 | ||||
38 | Практическая работа №4 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание». Правила ТБ. | 1 | ||||
39 | Сохранение массы веществ при химических реакциях. | 1 | ||||
40-42 | Классификация химических реакций по признаку: числу и составу исходных и полученных веществ. | |||||
43-44 | Массовая доля компонента смеси. Объемная доля компонента. | 2 | ||||
45 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществом» | 1 | ||||
46 | Контрольная работа № 4 по теме: «Изменения, происходящие с веществом» | 1 | ||||
47-48 | Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. | |||||
49 | Электролиты и неэлектролиты. | 1 | ||||
51 | Ионы. Катионы и анионы | |||||
52-57 | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. | 6 | ||||
58 | Основные классы неорганических веществ. | 1 | ||||
59 | Практическая работа №5 по теме: «Ионные реакции» Правила ТБ. | |||||
60 | Практическая работа №6 по теме: « Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными клас-сами неорганических соединений.» | 1 | ||||
61 | Решение расчетных задач Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. | 1 | ||||
62 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Растворение. Растворы» | 1 | ||||
63 | Контрольная работа № 5 по теме: «Растворение. Растворы» | 1 | ||||
64 | Классификация химических реакций признаку: изменение степеней окисления химических элементов. | 1 | ||||
65 | Окислитель и восстановитель. | 1 | ||||
66 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | ||||
ТЕМА 4. Химия и жизнь. | 4 | |||||
67 | Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). | 1 | ||||
68 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 | ||||
69-70 | Резервное время | 2 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...