Оценочная деятельность на уроках химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
В работе показана роль оценочной деятельности на уроке в современный период обучения и воспитания учащихся., даны примеры оценочной деятельности учителя и учащихся из опыта работы:"Критерии оценивания практической работы", "Лист учебной деятельности", "Рейтинговая карта оценки видов учебной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Раскрыта роль оценки деятельности ученика и учителя на уроке с примерами из опыта работы | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Непеина Т.А.,учитель химии
МБОУ «Вилегодская СОШ»
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ХИМИИ
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности.
Главными в оценочной деятельности являются три вопроса: что оценивать, как оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке. Для успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть: умением определять предмет оценивания; умением воспринимать предмет оценки; умением сопоставлять предмет оценки с определенными критериями; умением выбирать форму оценки и умением сообщать оценку ученику и др.
Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся.
Итак,5-балльная система: является не внутренним, а внешним мотивом учебной деятельности; оценивает только результат, но не отмечает усилия, прилагаемые учениками, особенно слабыми, которым приходится трудиться намного больше сильных; ученик в ней полностью отстранен от оценочной деятельности; субъективна, так как оценочную деятельность осуществляет только учитель; не учит ученика самооценке и самокоррекции.
Следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и, прежде всего, успехи. При этом мы разводим оценку на конкретном, текущем уроке и оценку итоговую по отдельной теме, за четверть, полугодие и т. п. Оценивать может учитель, ученик ученика, ученик сам себя. Оцениванию учителя всегда предшествует самооценка ученика. Это наиважнейшая задача на современном уроке – учить ребенка самооценке.
Осуществлять самооценку необходимо как можно чаще. Учительская оценка должна следовать за самооценкой или взаимооценкой. Учительская оценка должна быть понятна ученику, и восприниматься им как объективная. Оценка должна быть содержательной, тогда она будет понятна ученику. Оценка должна постоянно давать ему надежду ученику на то, что у него всё получится!
Для этого учащийся должен иметь четкое представление о цели учебной деятельности, познавательных результатах своей учебной деятельности. Он должен четко представлять, какими навыками и умениями должен владеть в том или ином классе. Учащийся должен понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а, следовательно, более эффективным.
Для развития навыков самооценки следует посвятить учащихся в механизм оценивания, объяснить им критерии оценивания различных видов учебной деятельности, можно выработать целую систему параметров и критериев: познавательная деятельность на уроке в момент проверки домашнего задания; познавательная деятельность на уроке в момент изучения нового материала; работа в тетради; развернутый ответ у доски или с места; проверочный тест; физический диктант; работа с текстом; решение качественных задач; решение расчетных задач; выполнение лабораторных задач и эксперимента.
Общие критерии оценки формируются на основе овладения содержанием общего среднего образования.
Знания ученика оцениваются на основании:
характеристики его ответов - элементарная, фрагментарная, неполная, полная, логическая, доказательная, обоснованная творческая;
качества ответов - правильность, полнота, осмысленность, глубина, гибкость, действенность, системность, обобщенность, прочность;
уровня овладения мыслительными операциями - умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, делать выводы и т.п.
Умения и навыки оцениваются по степени сформированности общеобразовательных учебных и предметных умений и навыков - выполнение задания по образцу, в стандартных ситуациях, в нестандартных условиях.
Опыт творческой деятельности - наличием умение выявлять проблемы, формулировать гипотезы, решать проблемы.
Опыт эмоционально-ценностных отношений - полнотой, самостоятельностью, стабильностью и т.д.
На уроках химии применяю разработанные критерии оценивания лабораторных опытов и практических работ, листы учебных достижений, рейтинговые карты по теме урока (Приложения 1,2,3).
Систематическая оценка достижений это основа для дальнейших духовных соприкосновений ученика и учителя.
Систематическая оценка достижений это трамплин для дальнейших духовных соприкосновений ученика и учителя.
Критериальность оценки - это плацдарм для самооценки, саморегуляции самосовершенствования учителя и ученика
Отсутствие субъективизма в оценке – это исчезновение страха на уроках у учителя и ученика. Это мощное воспитательное средство.
Критериальность в оценке это независимость ученика и рост авторитета учителя.
Это мотивационная основа любой деятельности учителя и ученика.
Приложение 1
Критерии оценивания различных видов учебной деятельности при проведении практической работы по химии.
Тема: 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием
- Определение цели работы.
- верно определяет главную и второстепенные цели работы-1 б.
-определяет гипотезу – 1б.
- верно определяет этапы деятельности-1б.
- верно предсказывает результаты практической работы-1б.
- Правила по технике безопасности при проведении работы.
-верно зажигает и тушит спиртовку- 1 б.
-верно нагревает и укрепляет в штативе пробирку с газоотводной трубкой-1 б.
- верно проверяет герметичность прибора для получения газов -1 б.
- знает правила обращения с веществами-1 б.
-соблюдает порядок сливания жидкостей-1б.
- знает как определять запах веществ-1б
- верно нагревает пробирку с веществом – 1б
- Выполнение работы.
- верно работает со штативом -1б
- верно работает со спиртовкой -1б
- верно сливает вещества-1б.
- правильно нагревает вещество-1б
- убрано рабочее место чисто и аккуратно-1б.
4. Вывод по работе.
- верно сформулирован вывод как доказательство гипотезы-2 б.
5. Оформление отчета о практической работе.
- Работа выполнена аккуратно и чисто -1б.
- отсутствуют орфографические ошибки-1б.
-прописаны действия всех этапов работы-1б.
- сделаны рисунки к основным этапам работы-1б
Итого 22 б.
Оценка «5» - 20-22б
Оценка «4» -16-20б
Оценка «3»- 11-16 б
Приложение 2
Лист учебных достижений по конкретной учебной теме « Типы химических реакций» 8 класс.
№ | Перечень требований к учебным достижениям | самооценка | оценка |
1. | Знать определение уравнения реакции. | ||
2. | Знать особенности различных типов реакции: Замещения, разложения, обмена, соединения | ||
3. | Уметь различать типы реакций. | ||
4. | Умет самостоятельно проводить реакции разных типов | ||
5. | Соблюдать технику безопасности при проведении опытов. | ||
6. | Уметь работать в паре. | ||
7. | Уметь приводить свои примеры разных типов реакций. | ||
8. | Уметь находить сходство и отличие реакций замещения и обмена | ||
9. | Правильно расставлять коэффициенты в уравнениях хим. реакций |
Приложение 3
Рейтинговая карта по теме: « Алкены». 10 класс
№ | Виды деятельности | Кол-во баллов | Кол-во видов деят-ти. | Сумма баллов | Мои достижения: планируемые | Мои достижения: полученные |
1. | Написание общей формулы алкинов | 1 | 1 | 1 | ||
2. | Определение вида гибридизации | 1 | 1 | 1 | ||
3. | Определение пространственной формы молекул алкенов | 2 | 1 | 2 | ||
4. | Написание трёх молекулярных и структурных формул гомологического ряда алкенов с названиями | 2 | 1 | 2 | ||
5. | Определение видов изомерии у алкенов | 2 | 3 | 6 | ||
6. | Составление формул изомеров алкенов различных видов | 3 | 3 | 9 | ||
7. | Написание уравнений реакций, отражающих химические свойства алкенов. (Формулы веществ в молекулярном и структурном виде.) | 2 | 10 | 20 | ||
8. | Написание уравнений реакций, отражающих способы получения алкенов в лаборатории и промышленности с указанием условий проведения.(формулы веществ в молекулярном и структурном виде) | 2 | 2 | 6 | ||
9. | Раскрытие областей применения алкенов | 1 | 3 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-оценочная деятельность на уроке математики
Применение различных видов контрольно-оценочной деятельности на уроках математики...
ПРОЕКТ «Контрольно – оценочная деятельность на уроках английского языка по теме:«Защита окружающей среды» 7 класс
Основные задачи модернизации российского образования – формирование УУД и создание единой системы контроля. Регулятивные УУД предполагают выработку умений: ц...
Приёмы и методы оценочной деятельности на уроках русского языка и литературы
Презентация к выступлению на НПК....
Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках изобразительного искусства.
В работе рассматриваются вопросы:В чём разница между оценкой и отметкой?Что такое "самооценка" школьника?Что является ядром учебной самостоятельности ребёнка?В чём заключается контрольно-оценочная дея...
Контрольно-оценочная деятельность на уроках иностранного языка"
Предназначено в качестве пособия учителю иностранного языка при выставлении оценок....
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССЕ
В работе представлены разнообразные технологии по оценочной деятельности в 5-6 классах по ФГОС....
Синквейн как один из методических приемов контрольно – оценочной деятельности на уроках английского языка
Обеспечить новый подход к оцениванию знаний и повысить эффективность уроков английского языка позволяет применение технологии развития критического мышления. Синквейн является одним из методичес...