Интеллектуальная игра "Знатоки химии"
материал по химии (7 класс) по теме
Интеллектуальная игра "Знатоки химии" для 8 класса
Экскурсия в кабинет химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий знатоки химии | 50.78 КБ |
ekskursiya_v_kabinet_himii.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СОШ №1
Интеллектуальная игра
«Знатоки химии»
Подготовила учитель первой
квалификационной категории
Заболотских Вера Петровна
Когалым, 2015г.
Цель: развитие познавательного интереса к предмету химия
Задачи:
-научить ориентироваться в различных ситуациях;
-создать эмоциональные условия для самоутверждения личности;
- укрепить веру учащихся в свои знания и силы;
- воспитывать навыки работы в коллективе и чувство ответственности;
- в игровой форме развивать устойчивый интерес к химии, положительное отношение к знаниям.
ХОД ИГРЫ
Ведущий 1: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Начинаем интеллектуальную игру знатоков химии между 8 А, 8 Б и 8 В. Члены команд, пройдите на сцену. Члены команд выходят под аплодисменты зала; в каждой команде 5 человек. Звучит музыка из фильма «Джентльмены удачи»
Ведущий 2: Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Всё – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой, Строй менделеевской системы строгий. Вокруг тебя творится мир живой, Входи в него, вдыхай, руками трогай! | Ведущий 1: Без химии жизни, поверьте, нет Без химии стал бы тусклым весь свет. С химией ездим, живём и летаем, В разных точках земли обитаем, Чистим, стираем, пятна выводим, Едим, спим и с причёсками ходим. Химией лечимся, клеим и шьём, С химией мы бок о бок живём! Так что вы без неё пропадёте, Если значение её не поймёте! А чтобы больше и лучше всё знать, Надо химию понять. |
Ведущий 2: А сейчас разрешите представить членов команд.
8А класс: Кинджагалимов Айдар, Галаветдинова Елена,
8Б класс: Рахимкулова Рузиля, Виту Валерия, Литвиненко Виктория, Заболотских Мария, Глухова Екатерина
8В класс: Амирова Динара,
И, наконец, разрешите представить вам уважаемое жюри (называет фамилию и имя каждого члена жюри, тот раскланивается).
Ведущий 1: Теперь, когда мы познакомились друг с другом, можно наконец-то заняться тем, для чего мы здесь собрались: объявляю первый конкурс турнира знатоков: “Приветствие ”
Ведущий 1: Молодцы команды. Не знаю как жюри, а мне понравилось выступление всех команд. Звучит музыка Для конкурсов.
Ведущий 2: Как известно, что успех в выполнении лабораторной или практической работ зависит от соблюдения правил техники безопасности в кабинете химии. В химической лаборатории и в повседневной жизни возможны случаи поражения организма едкими веществами. Каждый из вас должен знать правила поведения в химическом кабинете. Объявляется конкурс «Жизнь моя в опасности без правил безопасности»
Ведущий 1: Перед вами на слайде Правила техники безопасности. Вам надо рассказать о каком правиле идёт речь на рисунке. За правильно отгаданное правило команда получает 1 балл. Время на обдумывание 1 мин.
Ведущий 2: Пока команды отвечают вопрос к вам болельщики. Принимается ответ только по поднятой руке. Выкрики не оцениваются. «Какие правила ТБ в кабинете химии вы знаете?»
Ведущий 1: Конкурс “Смотри в оба”. Настоящим химиком можно считать только того, кто хорошо знает химическое оборудование и может успешно им пользоваться. Кого же из вас можно считать успешным химиком? На столе под салфеткой разложена химическая посуда. Вам необходимо, посмотрев несколько секунд, записать названия посуды на листке и отдать членам жюри.
Ведущий 2: настало время объявить конкурс капитанов. Время на обдумывание 1 мин. Просим болельщиков и членов команды не подсказывать капитану правильный ответ, иначе он не будет засчитан. Вопросы для капитанов команд на слайде
1 вопрос: Что вы предпримите, если на кожу попала кислота из автомобильного аккумулятора?
2 вопрос: Какая кислота находится в желудке здорового человека, а при недостатке её употребляют как лекарство?
3 вопрос: Что вы предпримите, если в глаз попал известковый раствор?
Музыка.
Ведущий 1: Следующий конкурс «Отгадай загадку». Хватит ли вам знаний и смекалки узнать вещества и элементы по описанию их свойств?
1. Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух. (Кислород)
2. Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (Медь)
3. Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный. (Алюминий)
4. Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете.
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю Солнце в небе. (Водород)
5. Разглядев мой спектр в оконце,
Нашли меня на Солнце.
Я с благородностью дружу,
В семейство газов я вхожу. (Гелий)
6. Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (Магний)
7. Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает. (Хлор)
8. Чаще черный я по цвету,
Могу и быть прозрачным.
Мною пишут и рисуют
Бываю я и мрачным. (Углерод)
Звучит музыка.
Ведущий 2: настало время конкурса «Химия + Математика» Задача: Сколько молекул содержит стакан воды (250г).
Ведущий 1: Пока команды решают задачу, предлагаем конкурс для болельщиков «Черный ящик»! Звучит музыка «Что? Где? Когда?» Черный ящик.
Выносится «черный ящик». Ведущий описывает предмет, лежащий в черном ящике. Он сообщает все более подробные сведения, пока кто-либо из участников игры не отгадает, что находится в черном ящике.
1.светло-желтый порошок.
2.порошок не смачивается водой.
3.вещество, которое в расплавленном виде растягивается как резина.
4.проявляет и окислительные и восстановительные свойства.
5.легко плавится.
6.проявляет степень окисления -2,+4,+6.
7.хороший диэлектрик.
8.встречается в природе, в составе гипса.
9.входит в состав черного пороха.
Составьте существительные из слова «неэлектролит».
Смог снаружи показать
Электронов целых пять.
И судьбою не обижен,
Аллотропии привычен:
Красный, белый, чёрный цвет,
В рыбе главный элемент.
Пока жюри подводят итоги игры, мы предлагаем зрителям поучаствовать в конкурсе “Пантомима”
Изобразите реакцию соединения, реакцию разложения, взрыв, выделение газа, выпадение осадка, спиртовку, царицу - химии, инертные газы.
ведущий 2: просим, уважаемое жюри, ознакомить нас с результатами команд
ведущие: Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались баллы добывать,
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!
- Команда “Химики”;
2. Девиз: “Нам не представляет муки грызть гранит химической науки”;
3. Обращение к соперникам: “Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы “химичим” с малых лет, в этом наш большой секрет!”;
4. Обращение к жюри: “Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, поверьте нет! Это знает целый свет!”.
1. Команда “Алмаз”;
2. Девиз: “Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз”;
3. Обращение к соперникам: “Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам”;
4. Обращение к жюри: “Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!”. - Команда «Водород»
Я самый легкий,
Я самый первый,
Я — половина целой Вселенной!
Жизнь даю звездам,
Родится вода.
Клич Водорода —
«Готов будь всегда!» - Обращение к соперникам: «Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы химичим с малых лет, в этом наш большой секрет!»
- Обращение к жюри: «Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, поверьте, нет! Это знает целый свет!»
- Команда «Кислород»
Ой, кто-то к вам с небес спустился,
То кислород — я к вам спешу.
И за собой друзей по группе
Я на турнир их всех веду.
Я очень важен для природы:
Дышать не сможешь без меня.
Гореть костру я помогаю,
Вот как полезна жизнь моя! - Обращение к соперникам: «Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам!»
3. Обращение к жюри: «Спорить мы не будем с вами: место первое за нами!»
Подведение итогов конкурса, вручение грамот
Награждается команда 8 « » класса МАОУ СОШ №1,
занявшая III место,
в интеллектуальной игре «Знатоки химии»
Директор школы И.Р. Шарафутдинова
г. Когалым, 2015г.
Предварительный просмотр:
1. Какое вы знаете самое распространенное вещество на Земле? (Ученики отвечают.)
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности - только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А все это - только вода.
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
Как пухом зимой одевает
Снег белый родные поля.
Но время придет, все растает,
И будет простая вода.
Формула этого удивительного вещества -
2. Какие металлы вы знаете?
Я вам расскажу немножко о золоте, которое является самым пластичным металлом. Кусочек золота величиной со спичечную головку можно вытянуть в проволоку длиной 3 км или расплющить в прозрачный голубовато-зеленого цвета лист площадью 50м. В 19-м столетии русские мастера научились делать тонкую золотую фольгу толщиной 0,1мкм. Пластинками золота, изготовленными по современной технологии, в 70-х гг.20-го столетия заново покрыли 72-метровый шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Если все израсходованное при этом золото сплавить, то получится шарик диаметром всего 6см!
3. Назовите жидкий при комнатной температуре металл и скажите, где он применяется.
Перемена, перемена!
Заливается звонок.
Наконец-то он закончен,
Надоедливый урок!
Дернув серу за косичку,
Мимо магний пробежал.
Йод из класса испарился,
Будто вовсе не бывал.
Фтор поджег случайно воду,
Хлор чужую книжку съел.
Углерод вдруг с водородом
Невидимкой стать успел.
Калий, бром в углу дерутся:
Не поделят электрон.
Кислород-шалун на боре
Мимо проскакал верхом.
А сейчас мы вам покажем небольшие фокусы с веществами.
У химиков есть одно очень важное правило: в химическом кабинете нельзя ничего пробовать на вкус. Алхимики это правило не соблюдали, и многие из них отравлялись ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ "по вкусу": кислые - кислоты, соленые - соли.
1. Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получали для них золото.
Я покажу вам опыт " Превращение воды в золото ".
В одном стакане находится свежеприготовленный раствор йодида калия, в другом - раствор ацетата свинца. Оба раствора выливают в стакан большей вместимости. Происходит выпадение осадка йодида свинца ярко-желтого цвета.
Я покажу вам опыт " Превращение воды в малиновый сироп".
В кувшине из темного стекла находится обыкновенная вода, нальем ее в четыре стакана.
Затем воду из стаканов, кроме последнего, перельем обратно в кувшин. Последний стакан оставим в качестве контрольного.
Нальем опять воду из кувшина в стаканы. Посмотрите: раствор стал ярко-малиновый, как сироп!
Выльем "сироп" в кувшин, разбавим "водичкой" из последнего стакана. Последний раз выливаем воду из кувшина в стаканы. Посмотрите, "сироп" опять превратился в воду.
Для проведения опыта используют четыре стакана и кувшин из темного стекла. В первом стакане находится фенолфталеин, во втором - сода, карбонат натрия, в четвертом - гидросульфат натрия, в кувшине - вода. Третий стакан ничего не содержит.
Кажется, что это чудо! Нет, просто в одном стакане был фенолфталеин, в другом - щелочь. При их смешении образуется раствор малинового цвета. Запомните: фенолфталеин в щелочных растворах всегда малиновый. Для того чтобы окраска исчезла, я добавил немного кислоты из четвертого стакана. Кислота нейтрализовала щелочь, и раствор обесцветился.
Следующий опыт " Дым без огня "
В один чисто вымытый цилиндр наливают несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой - раствор аммиака. Оба цилиндра закрывают крышками и ставят друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показывают, что цилиндры пусты. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой переворачивают вверх дном и ставят на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку убирают : образуется белый дым.
Очень интересный опыт " Золотой нож ".
К 200 мл насыщенного раствора медного купороса добавляют 1 мл серной кислоты. Берут нож, почищенный наждачной бумагой. Опускают нож на несколько минут в раствор медного купороса, вынимают, ополаскивают его и сейчас же насухо протирают полотенцем. Нож становится "золотым".
Оказывается можно получить лед без низкой температуры " Примерзание стакана ".
В стакан с водой всыпают аммиачную селитру и ставят ее на влажную фанерку, которая примерзает к стакану.
8. " Кровь без раны ".
Для проведения опыта используют 100 мл 3%-го раствора хлорида железа и 100 мл 3%-го раствора родонита калия. Для демонстрации опыта используют детский меч. Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают ладонь раствором хлорида железа, а раствором родонита калия смачивают меч. Далее мечом проводят по ладони: на бумагу обильно течет "кровь".
9. " Минеральный хамелеон ".
В пробирку наливают 3 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл 10%-го раствора гидроксида калия. К полученной смеси при взбалтывании добавляют 10-15 капель раствора сульфита натрия до появления темно-зеленого цвета. При перемешивании цвет раствора становится синим, затем фиолетовым и, наконец, малиновым.
10. " Химические водоросли ".
В стакан наливают разбавленный равным объемом воды раствор силикатного клея. На дно стакана бросают кристаллы хлоридов кальция, марганца(II) , кобальта (II) , никеля (II) и других металлов. Через некоторое время в стакане начинают расти кристаллы соответствующих трудно растворимых силикатов, напоминающие водоросли.
11. " Буран в стакане ".
В химический стакан емкостью 500 мл насыпают бензойной кислоты и кладут веточку сосны. Закрывают стакан фарфоровой чашкой с холодной водой и нагревают над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар, и стакан заполняется белым "снегом", который покрывает веточку.
12. " Фараоновы змеи ".
На стеклянную пластинку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре конуса делают отверстие и помещают туда смесь из 2г пищевой соды и 13г сахарной пудры. Поджигают спирт. Сахар превращается в карамель, а сода разлагается с выделением оксида углерода (IV). Из песка выползает толстая темно-серая "змея". Чем дольше горит спирт, тем длиннее "змея".
13. " Вулкан на столе ".
На подставку насыпают дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием (в центре холмик смачивают спиртом). Зажигают "вулкан" горящей лучиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "Химия и..."
Цель игры "Химия и ..." - поддержание интереса к предмету, развитие навыков самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой. В игре принимают участие две команды, которые по очереди в...
Межпредметная интеллектуальная викторина "Химия и..."
Разработка внеклассного мероприятия по химии "Межпредметная интеллектуальная викторина " Химия и..."...
Интеллектуальный марафон "Химия и искусство"для 8-11 классов
Разработка мероприятия "Химия и искусство" для 8-11 классов. Мероприятие проводилось в рамках интеллектуального марафона. Разработка включает в себя конспект, презентацию и приложение (ребусы). В конс...
Интеллектуальный марафон химия и физика
интеллектуальная игра для учащихся 9 классов...
интеллектуальная игра «Химия вокруг нас»
Цель: повысить познавательный интерес к науке химии; обогатить кругозор и интеллект студентов дополнительными знаниями; ознакомить с деятельностью ученых-химиков в годы Великой Отечественной вой...
Внеклассное мероприятие по химии в 10 классе "Интеллектуальный марафон "Химия+Физика"
В данной публикации представлен материал для внеклассного мероприятия по химии в 10 классе "Интеллектуальный марафон "Химия+Физика" - конспект мероприятия с необходимыми приложениями и презентация для...
Интеллектуальная игра «Химия в профессии мастера столярного и мебельного производства»
В данной работе представлена методическая разработка интеллектуальной игры профессиональной направленности с использованием деловых и игровых ситуаций, в рамках декадника профессии «Мастер столя...