Рабочая программа 8 класс химия
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова»
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла Протокол № 01 от «31» августа 2016 г. Руководитель методического объединения _______________ ( Л.Л. Шило) | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора ГБОУ Школа № 1465 _______________ А.А. Волков «____» _______________ 201__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № 1465 _______________ А.В. Луцишин «____» _______________ 201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета (курса) «Химия»
8Б класс
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Автор(ы)-составитель(и):
учитель __________ ( И.А. Батаева)
учитель __________ ( _______________ )
учитель __________ ( _______________ )
2016 / 2017 уч. г.
г. Москва
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1. Личностные:
а) оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
б) оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
в) формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на развития – умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе.
2. Метапредметные:
а) Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
б) выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
в) составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
г) работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
д) в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
3. Предметные: являются следующие умения:
а) определять роль различных веществ в природе и технике;
б) объяснять роль веществ в их круговороте.
в) приводить примеры химических процессов в природе;
г) находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
д) объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
е) перечислять отличительные свойства химических веществ;
ж) различать основные химические процессы;
з) определять основные классы неорганических веществ;
и) понимать смысл химических терминов.
й) характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
к) проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
л) использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов.
II. Содержание учебного предмета (курса)
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18ч.)
Химия в системе наук. Связь химии с другими науками. Вещества. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления. Молекулы и атомы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса. Вычисления по химическим формулам. Валентность. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Количество вещества. Молярная масса. Число Авогадро. Молярная масса. Вычисление по химической формуле вещества: относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества.
Демонстрации:
- Занимательные опыты, различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения массы, плотности жидкости ,температуры, твердости.
- Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения.
- Физические и химические явления (растирание сахара в ступке, кипение воды, горение свечи, изменение цвета и выпадение осадка при взаимодействии различных веществ).
- Соединения железа с серой; шаростержневые модели молекул различных веществ.
- Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы вещества.
- Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.
- Видеофильм «Химия вокруг нас».
Практическая работа:
- «Отработка правил техники безопасности. Приемы обращения с химическим оборудованием».
- «Очистка загрязненной поваренной соли».
Тема 2 «Кислород. Оксиды. Горение» (6ч).
Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Окисление. Оксиды. Понятие о катализаторе. Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топливо и способы его сжигания. Тепловой эффект химической реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнениям.
Практическая работа: «Получение и свойства кислорода».
Тема 3 «Водород. Кислоты. Соли» (7ч).
Водород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности.
Кислоты. Нахождение в природе. Состав кислот. Валентность кислотных остатков. Общие свойства кислот (на примере соляной и серной): изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Особые свойства соляной и серной кислот. Меры предосторожности при работе с кислотами. Понятие о вытеснительном ряде металлов.
Соли. Состав солей и их названия. Составление формул солей. Решение задач различных типов.
Практическая работа: «Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (II)».
Тема 4. «Вода. Растворы. Основания» (5ч).
Вода - растворитель. Растворы. Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды: взаимодействие с металлами (натрием, кальцием), с оксидами металлов (оксид кальция), оксидами неметаллов (оксиды фосфора и углерода), разложение воды электрическим током.
Основания. Состав оснований. Щелочи и нерастворимые основания. Физические свойства оснований. Химические свойства щелочей: действие индикаторов, взаимодействия с кислотами (реакция нейтрализации), с оксидами неметаллов. Меры предосторожности при работе со щелочами. Свойства нерастворимых оснований. Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе; вычисление по химическим уравнениям массы по известному количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Практическая работа: «Приготовление раствора с определенной массовой долей».
Тема 5 «Важнейшие классы неорганических соединений» (7ч).
Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей. Генетическая связь между оксидами , основаниями, кислотами и солями.
Практическая работа: «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений ».
Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (7ч)
Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид которых проявляет амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов. Большие и малые периоды. Группы и подгруппы. Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Тема 7 «Химическая связь» (9ч).
Понятие о химической связи и причинах её образования. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления. Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
Демонстрации: Модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода (IV).
Лабораторная работа: «Составление моделей веществ с различной кристаллической решеткой».
Тема 8 «Галогены» (11ч).
Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Биологическое значение галогенов. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
Практическая работа: «Химические свойства соляной кислоты».
III. Тематическое планирование
Дата | № п\п | Тема урока | Кол-во часов | Лабораторная работа | Практическая работа |
Тема1. Первоначальные химические понятия» | 18ч | ||||
1. | Введение. Предмет изучения химии.Вещества. | 1ч | Л. р.№1 «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами». Л.р.№2 «Разделение смеси». | ||
2. |
| 1ч | Практическая работа №1 «Отработка правил техники безопасности. Приемы обращения с химическим оборудованием». | ||
3. | Чистые вещества и смеси. | 1ч | Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли». | ||
4. | Физические и химические явления. | 1ч | Л. р.№3 «Примеры физических и химических явлений». |
| |
5. | Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества. | 1ч | Л. р.№4 «Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов». | ||
6. | Химический элемент. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. | 1ч | |||
7. | Закон постоянства состава вещества. | 1ч | |||
8. | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. | 1ч | |||
9. | Вычисления по химическим формулам. | 1ч | |||
10 | Валентность. Составление химических формул по валентности. | 1ч | |||
11 | Определение химической формулы по валентности. | 1ч | |||
12 | Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. | 1ч | |||
13 | Уравнения химических реакций. | 1ч | |||
14 | Типы химических реакций. | 1ч | Л. р.№5 «Разложение основного карбоната меди (II) CuCO3 . Cu(OH)2». Л. р.№6 «Реакция замещения меди железом»». | ||
15 | Количество вещества. Молярная масса. | 1ч |
| ||
16 | Вычисления по уравнениям химических реакций. | 1ч | |||
17 | Первоначальные химические понятия. | 1ч | |||
18 | Контрольная работа №1 (тест) Первоначальные химические понятия. | 1ч | |||
Тема 2 «Кислород. Оксиды. Горение» | (6ч) | ||||
19 | Общая характеристика кислорода. Способы получения физические св-ва, применение. | 1ч | |||
20 | Химические свойства кислорода. Оксиды. Горение веществ в воздухе. | 1ч |
|
| |
21 | Химические свойства кислорода. | 1ч | Практическая работа №3 «Получение и свойства кислорода» | ||
22 | Тепловой эффект химической реакции. Топливо и способы его сжигания. | 1ч | |||
23 | Кислород. Оксиды. Горение. | 1ч | Л. р.№7 «Ознакомление с 08.11образцами оксидов». | ||
24 | Контрольная работа № 2 (тест) Кислород. Оксиды. Горение». | 1ч | |||
Тема 3 «Водород. Кислоты. Соли» | 7ч | ||||
25 | Общая характеристика водорода. Получение водорода. Свойства водорода. | 1ч | Л. р.№8 «Получение и свойства водорода». | ||
26 | Кислоты. | 1ч | Л.р.№9 «Действие кислот на индикаторы». | ||
27 | Химические свойства кислот. | 1ч | Л. р.№11 «Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)». |
| |
28 | Соли. | 1ч | |||
29 | Химические свойства кислот. | 1ч | Л. р.№12 «Отношение кислот к металлам». | Практическая работа .№4 «Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди». | |
30 | Водород. Кислоты. Соли. | 1ч | |||
31 | Контрольная работа №3 «Водород. Кислоты. Соли» | 1ч | |||
Тема 4. «Вода. Растворы. Основания». | 5ч | ||||
32 | Растворы. | 1ч | |||
33 | Массовая доля вещества в растворе. | 1ч |
| Практическая работа №5 «Приготовление раствора с определенной массовой долей». | |
34 | Вода. Основания. | 1ч | |||
35 | Химические свойства оснований. | 1ч | Л. р.№13 «Свойства растворимых и нерастворимых оснований». | ||
36 | Контрольная работа №4 «Вода. Растворы. Основания». | 1ч | |||
Тема 5 «Важнейшие классы неорганических соединений» | 7ч | ||||
37 | Оксиды. | 1ч | Л. р.№14 «Разложение гидроксида меди (II) при нагревании». | ||
38 | Основания. | 1ч | Л. р.№15 «Взаимодействие щелочей с кислотами». Л. р.№16 «Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами». | ||
39 | Кислоты. | 1ч | Л. р.№17 «Взаимодействие кислот с оксидами металлов». | ||
40 | Соли. | 1ч | |||
41 | Генетическая связь неорганических веществ. | 1ч |
| ||
42 | Генетическая связь неорганических веществ. | 1ч | Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений ». | ||
43 | Контрольная работа №5 «Важнейшие классы неорганических соединений» (тест по материалам ЕГЭ) | 1ч | |||
Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов» | 7ч | ||||
44 | Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. | 1ч | Л. р.№18 «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей». | ||
45 | Периодический закон Д.И.Менделеева | 1ч | |||
46 | Периодическая таблица Д.И.Менделеева | 1ч | |||
47-48 | Строение атома. | 2ч |
| ||
49 | Значение периодического закона. Современная его формулировка. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. | 1ч | |||
50 | Контрольная работа №6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (тест) | 1ч | |||
Тема 7 «Химическая связь» | (9ч) | ||||
51 | Электроотрицательность химических элементов. | 1ч | |||
52 | Ковалентная неполярная и полярная связь. | 1ч | |||
53 | Ионная связь | 1ч | Л. р.№19 «Составление моделей веществ с различной кристаллической решеткой». | ||
54 | Кристаллические решетки. | 1ч | |||
55 | Степень окисления. | 1ч | |||
56 | Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции. | 1ч |
|
| |
57 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1ч | |||
58 | Расчёты по уравнениям химических реакций. | 1ч | |||
59 | Контрольная работа №7 (тест) «Химическая связь» | 1ч | |||
Тема 8 «Галогены» | 11ч | ||||
60 | Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях. | 1ч | |||
61 | Расчеты по уравнениям химических реакций. | 1ч | |||
62 | Положение галогенов в периодической таблице. Хлор. | 1ч | |||
63 | Хлороводород. | 1ч | |||
64 | Сравнительная характеристика галогенов. | 1ч | Л. р.№20 «Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений». | ||
65 | Соляная кислота и её соли. | 1ч | Л. р.№21 «Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов». | Практическая работа №7 «Химические свойства соляной кислоты» | |
66-67 | Неорганические соединения и их свойства. | 2ч | |||
68 | Контрольная работа №8 «Неорганические соединения и их свойства. | 1ч | |||
69 | Обобщение изученного материала. | 1 ч | |||
Всего часов: | 69 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...