Углеводороды
презентация к уроку по химии (10 класс) на тему
Презентация к проведению урока обобщения знаний по теме "Углеводороды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uglevodorody_ou.pptx | 502.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. Конфуций
УГЛЕВОДОРОДЫ « Алканы » « Алкены » « Алкины »
Актуализация знаний
УГЛЕВОДОРОДЫ
Метан Этан или этилен Ацетилен
Определение целей урока
Цели урока: Актуализация знаний Формирование умений Совершенствование навыков Личностные результаты Строение, свойства, получение углеводородов Составлять структурные и объемные формулы углеводородов, давать им названия Составлять уравнения, анализировать, находить закономерности, информацию, строить речевое высказывание Химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами
Этап обобщения и систематизации изученного материала Групповая работа с заданиями
Повестка дня Об основных сведениях 2. О номенклатуре углеводородов 3. О способах получения и характерных химических свойствах 4 . Об объемных структурных формулах углеводородов 5 . О качестве усвоения материала темы
Об основных сведениях Написать определение класса углеводородов, вспомнить общую формулу и гомологические ряды ваших углеводородов
Задание №1 Алканы - это Алкены - это Алкины - это Общая формула Алканы Алкены Алкины Гомологические ряды (10 штук) Алканы Алкены Алкины
2. О номенклатуре углеводородов Составить структурную формулу соединения по его названию и наоборот – назвать предложенное соединение
Задание №2 АЛКАНЫ Составьте структурную формулу вещества с названием 2-метилпентан Назовите вещество АЛКЕНЫ Составьте структурную формулу вещества с названием 2,4-диметилпентен-1 Назовите вещество АЛКИНЫ Составьте структурную формулу вещества с названием 3,4-диметилпентадиен-1,3 Назовите вещество
ФОРМУЛА НАЗВАНИЕ ФОРМУЛА НАЗВАНИЕ СН 3 – метил С 6 Н 13 – гексил С 2 Н 5 – этил С 7 Н 15 – гептил С 3 Н 7 – пропил С 8 Н 17 – октил С 4 Н 9 – бутил С 9 Н 29 – нонил С 5 Н 11 – пентил С 10 Н 21 – декил Названия углеводородных радикалов Правила номенклатуры углеводородов Для названия разветвленных соединений выбирают самую длинную цепочку из атомов углерода (для алканов и алкенов – содержащую двойную или тройную связь) . Нумеруют выбранную цепь от одного конца до другого арабскими цифрами, причем, нумерацию начинают с того конца, к которому ближе находится заместитель (для алканов и алкенов – с конца, к которому ближе находится двойная или тройная связь) . Указывают положение заместителя (номер атома углерода, у которого находится алкильный радикал). Называют алкильный радикал в соответствии с его положением в цепи. Называют основную (самую длинную углеродную цепь) (для алканов и алкенов – в конце названия самой длинной цепи через дефис ставят номер атома углерода, содержащий двойную или тройную связь) . Если в углеводородной цепи находятся несколько одинаковых заместителей, то перед их названием ставится приставка “ ди ” , “ три ” , “ тетра ” , “ пента ” , “ гекса ” и т.д., обозначающая число присутствующих групп. Если в углеводородной цепи находятся несколько разных заместителей - приставки “ ди ” , “ три ” , “ тетра ” , “ пента ” , “ гекса ” и т.д. не учитываются. Ставится номер углеродного атома, возле которого находится первый по алфавиту заместитель. Через дефис пишется название его радикала. Ставится разделительный дефис и продолжают перечислять по алфавиту все остальные заместители, например: Если заместителем будет являться галоген (фтор, хлор, бром, йод), то все номенклатурные правила сохраняются.
3. О способах п олучения и характерных химических свойствах Привести примеры реакций получения различных углеводородов
Задание №3 Способы получения углеводородов Алканы Алкины Алкены
Каким способом можно получить тетрахлорметан из метана 4 стадии: СН 4 + Cl 2 → СН 3 С l + HCl СН 3 Cl + Cl 2 → СН 2 С l 2 + HCl СН 2 С l 2 + Cl 2 → СН Cl 3 СН Cl 3 + Cl 2 → СС l 4 + HCl Каким способом можно из метана получить сажу t СН4 → С + 2 Н 2 Как из предельного углеводорода получить непредельный СН 3 – СН 3 → СН 2 =СН 2 + Н 2 Каким образом линейный алкан превратить в разветвленый К заданию №3 К заданию №4
К заданию №3 К заданию №4 Реакция обесцвечивания бромной воды СН 2 =СН 2 + Br 2 → СН 2 Br – СН 2 Br Как получают полиэтилен? n (СН 2 =СН 2 ) → ( … - СН 2 – СН 2 - … ) n Предложите способ получения этилового спирта из этилена СН 2 =СН 2 + Н 2 O → С 2 H 5 OH Как получить дихлорэтан из этилена? СН 2 =СН 2 + Cl 2 → СН 2 Cl – СН 2 Cl
К заданию №3 К заданию №4 Какой газ при горении дает самое горячее пламя? Напишите уравнение реакции горения 2С 2 Н 2 + 5О 2 → 4 СО 2 + 2Н 2 O Что произойдет, если карбид кальция соединить с водой? Напишите уравнение реакции CaC 2 + 2Н 2 O→ HC≡CH + Ca(OH) 2 Обесцвечивают ли алкины бромную воду? Подтвердите ответ уравнением реакции СН≡СН + 2Br 2 → СН Br 2 – СН Br 2 Какой продукт получается при взаимодействии ацетилена с водой? Приведите уравнение реакции СН≡СН + Н 2 O → CH 3 CHO C 6 H 5 C ≡СН + Н 2 O → C 6 H 5 C(O)CH 3
4 . Об объемных структурных формулах углеводородов Составить из подручных средств структурную формулу заданного органического соединения
Сконструируйте шаростержневую модель молекулы на выбор: 1 уровень 2 уровень 3 уровень пентин-3 2-метилбутан 3-метилпентен-2
Этап подведения итогов
5 . О качестве усвоения материала темы Выберите правильные формулы и осуществите превращения
Задание № 5 1 уровень ( 1 балл ): Среди приведенных углеводородов выберите формулы, которые могут соответствовать алк ин ам С 3 Н 6 С 4 Н 6 С 2 Н 2 С 6 Н 6 С 5 Н 8 С 6 Н 14 С 4 Н 4 С 7 Н 12 СН 4 2 уровень ( 2 балла ): Среди приведенных углеводородов выберите формулы, которые могут соответствовать алк ен ам и назовите их С 3 Н 6 С 4 Н 6 С 2 Н 2 С 6 Н 6 С 5 Н 10 С 6 Н 14 С 4 Н 8 С 7 Н 12 СН 4 3 уровень ( 3 балла ): Среди приведенных углеводородов выберите формулы, которые могут соответствовать алк ан ам , назовите их и составьте к каждому по одному изомеру С 3 Н 8 С 4 Н 6 С 2 Н 6 С 6 Н 6 С 5 Н 10 С 6 Н 14 С 4 Н 10 С 7 Н 12 СН 4 Выберите правильные формулы:
Задание № 5 Осуществите превращения: 1 уровень ( 2 балла ): При помощи каких реакций можно осуществить следующие превращения? пропен →пропан→ 2,2-дибромпропан 2 уровень ( 3 балла ): этан→бромэтан→ н-бутан →изобутан→оксид углерода ( IV ) 3 уровень ( 4 балла ): CaC 2 → C 2 H 2 → C 2 H 4 → C 2 H 5 Br → C 4 H 10 → CO 2 Результаты
1 уровень ( 2 балла ): пропен →пропан→ 2,2-дибромпропан 1) С 3 Н 6 +Н 2 → С 3 Н 8 2) С 3 Н 8 + 2Br 2 → C 3 H 6 Br 2 + 2HBr К заданию
2 уровень ( 3 балла ): этан→бромэтан→ н-бутан →изобутан→оксид углерода ( IV ) C 2 H 6 +Br 2 → C 2 H 5 Br +HBr 2C 2 H 5 Br +2Na → C 4 H 10 +2NaBr C 4 H 10 → ( AlCl 3 ) → 2C 4 H 10 + 13 О 2 → 8 СО 2 + 10H 2 O К заданию
3 уровень ( 4 балла ): CaC 2 → C 2 H 2 → C 2 H 4 → C 2 H 5 Br → C 4 H 10 → CO 2 СаС 2 +2Н 2 О=Са( OH ) 2 + C 2 H 2 C 2 H 2 + H 2 = C 2 H 4 C 2 H 4 +HBr= C 2 H 5 Br 2 C 2 H 5 Br+2Na= C 4 H 10 +2NaBr 2C 4 H 10 +14O 2 = 8CO 2 +10H 2 O К заданию
6-7 баллов – оценка «5» 4-5 баллов – оценка «4» 3 балла – оценка «3»
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока: "Получение и применение ароматических углеводородов. Их многообразие и значение"
Урок химии по теме "Ароматические углеводороды" 10 класс...
Углеводороды
Для общеобразовательной школы (непрофильных классов).Возможно использование: 1) при изучении нового материала (внимание: материалы по карбоциклическим и ароматическим углеводородам в презентацию не в...
урок "Углеводороды"
Урок-обобщение по теме "Углеводороды"...
Учебно-методический комплекс по теме "Предельные углеводороды"
Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения, урок пока остается основной ее формой. Моя презентация-это презентация целого ряда ур...
Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. 10 класс
Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. Источниками предельных углеводород...
Ароматические углеводороды. Бензол как представитель ароматических углеводородов.
ФОРМА УРОКА: презентация с музыкальным сопровождением.ТИП УРОКА: изучение нового материала.ТЕМА УРОКА «Ароматические углеводороды – арены. Бензол как представитель ароматических углеводоро...
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Предельные углеводороды. Метан как представительпредельных углеводородов"
Публикация содержит технологическую карту урока по программе к учебникам химии Рудзитиса Г.Е. И фельдмана Ф.Г....