конспект урока на тему "Амины
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Конспект урока на тему "Амины" поможет преподавателям правильновыстроить этапы урока при изучении данного класса органических соединений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aminy.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов.»
Тип урока: комбинированный урок-исследование.
Цель урока: Познакомить студентов с классом «Амины»
Задачи:
Образовательные
1.Развитие и обобщение знаний студентов об органических веществах, углубление представлений учащихся о важнейших теоретических понятиях органической химии.
2.Сформировать представление о строении и свойствах нового класса органических соединений: изучить состав, строение, химические свойства аминов, взаимное влияние атомов в молекулах аминов.
3. Расширить сведения о зависимостим свойств органических соединений от строения.
4. Повторить и закрепить знания учащихся о способах образования ковалентной связи (донорно-акцепторный механизм).
.Развивающие:
1.Рзвивитие познавательной активности, умения наблюдать окружающий мир, анализировать, выявлять внутреннюю суть и определять причины изменений
2.Развитие способности комплексного применения знаний;
. 3.Развитие пространственного и логического мышления при составлении шаростержневых моделей молекул.
4. Развитие общеучебных умений:
-анализ и синтез;
-сравнение;
-обобщение и классификация;
-определение понятий (основное : химическое строение; новое: аминогруппа; опорные: гомология, изомерия).
Воспитывающие:
1.способствовать созданию на уроке ситуации успеха в обучении, как основы саморазвития и самореализации;
3.развитие творческих способностей, духовное совершенство личности в процессе общения с учителем, одноклассниками;
4. Учебно-управленческие умения (владеть различными средствами самоконтроля, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности и
Ход урока.
1.Организация начала занятия (1 мин.)
2. Подготовка студентов к усвоению новых знаний (5мин.)
Учитель предлагает студентам вспомнить классы органических соединений, которые были изучены ранее. Напоминает, что изучение материала происходило от простого к сложному – от углеводородов к кислородосодержащим органическим соединениям.
3.Рассматривая состав вещества, формула которого была определена в ходе решения задачи, студенты делают вывод, что в его составе не может присутствовать нитрогруппа, так как отсутствует кислород, а следовательно, это вещество нельзя отнести к классу нитросоединений.. Значит, должна быть какая-то другая функциональная группа, содержащая атом азота. (Первое исследование)Затем на экране проектора возникает эта формула, правильность написания каждый проверяет сам (слайд №2). Учитель поясняет, что такая группа, действительно, существует, записывает её состав и название:
-NH2 - аминогруппа – функциональная группа.
В исследуемый класс соединений входит углеводородный радикал и аминогруппа.
После обсуждения, учитель, предлагает дать определения этого класса веществ. Для облегчения работы учащихся, на экране проектора возникает слайд с изображением формул аминов и аммиака (слайд №3). Учащиеся дают определение:
Амины – производные углеводородов, в молекулах которых, атом водорода замещен на аминогруппу. И амины можно считать производными аммиака, в молекулах которых, один или несколько атомов водорода замещены на углеводородный радика.
3. Изучение нового материала (20 мин.)
Студенты записывают в тетрадях тему урока:
“Амины” и определения.
RNH2, R2NH, R3N
Простейший представитель – метиламин:
3. Классификация аминов
Номенклатура аминов
Изомерия аминов.
1.Структурная изомерия
- углеродного скелета, начиная с С4H9NH2:- положения аминогруппы, начиная с С3H7NH2:
2.Пространственная изомерия
Возможна оптическая изомерия, начиная с С4H9NH2:
Получение аминов
Из-за запаха низшие амины долгое время принимали за аммиак, пока в 1849 году французский химик Шарль Вюрц не выяснил, что в отличие от аммиака, они горят на воздухе с образованием углекислого газа. Он же синтезировал метиламин и этиламин.
1842 г Н. Н. Зинин получил анилин восстановлением нитробензола - в промышленности
Восстановление нитросоединений:
R-NO2 + 6[H] t,kat-Ni → R-NH2 + 2H2O
или
R-NO2+3(NH4)2S t, Fe в кислой среде →R-NH2 +3S↓ +6NH3↑ + 2H2O (р. Зинина)
Другие способы:
1). Алкилирование аммиака осуществляют нагреванием галогеноалканов с аммиаком под давлением. ( Промышленный способ).
CH3Cl + 2NH3 t, ↑p → CH3-NH2 + NH4Cl
2). Лабораторный - Действие щелочей на соли алкиламмония
(получение первичных, вторичных, третичных аминов):
[R-NH3]Г + NaOH t → R-NH2 + NaГ + H2O
3).Пропусканием паров спирта и аммиака при 300оС над катализатором.
С2Н5ОН + NН3 С2Н5-NН2 +Н2О
Физические свойства аминов.
Метиламин, диметиламин и триметиламин — газобразные вещества, с запахом аммиака, хорошо растворяются в воде, так как их молекулы образуют водородные связи с молекулами воды.Средние члены алифатического ряда – жидкости со слабым запахом тухлой рыбы, с постепенно повышающейся температурой кипения.Высшие амины (начиная с С16Н35N — твердые нерастворимые вещества, не имеющие запаха. Ароматические амины – бесцветные высококипящие жидкости или твердые вещества, практически нерастворимые в воде. Связь N–H является полярной, поэтому первичные и вторичные амины образуют межмолекулярные водородные связи (несколько более слабые, чем Н-связи с участием группы О–Н).Это объясняет относительно высокую температуру кипения аминов по сравнению с неполярными соединениями со сходной молекулярной массой.
Химические свойства аминов.
Основные свойства
C6H5-NH2 < NH3 < R3N < R-NH2 < R2NH
-------------------------------------------------→
возрастание основных свойств
R-NH2 + H2O → [R-NH3]+ + OH-
ион алкиламмония
Анилин с водой не реагирует и не изменяет окраску индикатора!!!
Изучение среды раствора анилина
Взаимодействие с кислотами (донорно-акцепторный механизм):
CH3-NH2 + H2SO4 → [CH3-NH3]HSO4
(соль - гидросульфат метиламмония)
2CH3-NH2 + H2SO4 → [CH3-NH3]2SO4
(соль - сульфат метиламмония)
Соли неустойчивы, разлагаются щелочами:
[CH3-NH3]2SO4 + 2NaOH → 2CH3-NH2 ↑ + Na2SO4 + H2O
Реакции окисления.
Реакция горения (полного окисления) аминов на примере метиламина:
4СH3NH2 + 9O2 → 4CO2 + 10H2O + 2N2
Особые свойства анилина.
Для анилина характерны реакции как по аминогруппе, так и по бензольному кольцу. Особенности этих реакций обусловлены взаимным влиянием атомов.
1). Для анилина характерны свойства бензольного кольца – действие аминогруппы на бензольное кольцо приводит к увеличению подвижности водорода в кольце в орто- и пара- положениях:
С одной стороны, бензольное кольцо ослабляет основные свойства аминогруппы по сравнению алифатическими аминами и даже с аммиаком.
С другой стороны, под влиянием аминогруппы бензольное кольцо становится более активным в реакциях замещения, чем бензол.
Например, анилин энергично реагирует с бромной водой с образованием 2,4,6-триброманилина (белый осадок). Эта реакция может использоваться для качественного и количественного определения анилина:
Бромирование анилина
2). Свойства аминогруппы:
С6Н5NН2 + HCl → [С6Н5NН3 ]+Сl-
хлорид фениламмония
Взаимодействие анилина с соляной кислотой
Окисление анилина раствором хлорной извести – качественная реакция
Взаимодействие анилина с дихроматом калия – получение красителей
Применение.
Амины используют при получении лекарственных веществ, красителей и исходных продуктов для органического синтеза. Гексаметилендиамин при поликонденсации с адипиновой кислотой дает полиамидные волокна.
Анилин находит широкое применение в качестве полупродукта в производстве красителей, взрывчатых веществ и лекарственных средств (сульфаниламидные препараты).
Задание на дом: п.60,61. Стр. 236 №3.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....