Вечер "Знакомство с химией"
методическая разработка по химии (7 класс) на тему

Шаталова Светлана Николаевна

Технологическая карта вечера "Знакомство с химией" разработана для учащихся 7 класса и может быть использована учителем при проведении недели Химии в школе. В программу вечера включены выступления учащихся с сообщениями об истории возникновения и развития химии, театрализованное представление с занимательными опытами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_vechera_znakomstvo_s_himiey.docx146.64 КБ
Файл prezentatsiya_k_vecheru.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Тема мероприятия: вечер «Знакомство с химией».

Дата проведения: 28 февраля 2017 г.

Цель мероприятия: сформировать у  учащихся 7 класса  представление о химии как    науке, заинтересовать её содержанием,   способствовать возникновению устойчивого интереса к изучению предмета.

Задачи:

  • Знакомить с основными этапами формирования химии как науки;
  • формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе представлений о значимости химической науки для жизни человека;
  • углубить и  расширить кругозор обучающихся 8-9 классов при знакомстве с дополнительной информацией по химии, развивать  у них интерес к дальнейшему изучению предмета;
  • учить  применять полученные на уроках  знания на практике;
  • формировать интеллектуальные умения и навыки;
  • развивать воображение, самостоятельность, творческие способности, дарования учащихся;
  • воспитывать культуру умственного труда, учить уважать труд учёных;
  • формировать чувства коллективизма, взаимопомощи и ответственности при выполнении работы по подготовке мероприятия.

Оборудование:

ТСО:  мультимедийный проектор с экраном, ноутбук, лампа осветительная, чёрный экран.

ЭОР:  презентация к вечеру, видеоролик «Роль химии в жизни человека»     https://www.youtube.com/watch?v=N-kbO0_ti6w

Реактивы: соляная кислота, раствор аммиака, перманганат калия, глицерин, 2% раствор нитрата серебра, 20 % раствор формалина, иодид  калия,  ацетат свинца, уксусная кислота,  спирт,  хлориды: лития, натрия, бария, кальция, борная кислота.

Лабораторное оборудование: цилиндры стеклянные, фарфоровые тигли, круглодонная колба объёмом 250 мл, стаканы химические, кристаллизатор,  двухлитровая стеклянная банка, фарфоровые чашки, свечи, лучина, ступка с пестиком.

Дидактические материалы: карточки для рефлексии.

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. План-конспект вечера
  3. Литература
  4. Приложения

Пояснительная записка

      Вечер «Знакомство с химией» проходит в школе в соответствии с планом проведения недели Химии в школе. Он организуется для учащихся 7 класса, которые в следующем году начнут изучать химию. Учитель привлекает для организации и проведения вечера учащихся 8-9 классов.  В соответствии с их желаниями и способностями, он разбивает их на группы:  ведущие, артисты, химики, декораторы, техники, историки, организаторы.  Зал, в котором планируется провести мероприятие, оформляется портретами учёных, плакатами с высказываниями известных людей о пользе знания химии человеком. Рядом с портретом Д.И. Менделеева можно повесить его таблицу. В зале оборудуется выставка  из книг по истории развития химии, журналов по химии для школьников, статей о новейших достижениях химии в различных  областях народного хозяйства. Вечер – отличная возможность продемонстрировать достижения учеников в области химии. Учитель организует выставку докладов, рефератов, исследовательских работ, самодельных приборов, а также наградных документов школьников за участие в олимпиадах и конкурсах , накопленных за год. Знакомство с выставкой – отличный способ занять зрителей на время, необходимое для последних приготовлений к вечеру. Его проводит один из старшеклассников.

           Необходимо предусмотреть в зале наличие проектора  с экраном,  места  для демонстрационного стола, первичных средств для тушения возможного пожара. Общее время проведения – 1 ч.15 минут.

План – конспект вечера  «Знакомство с химией»

Этапы вечера,

время

Деятельность учителя и ведущих

Деятельность семиклассников

1.Вступительное

слово учителя

(13 минут)

По ходу выступлений группа техников организует просмотр презентации.

Ребята, в 8 классе вы начнёте изучать новый для вас предмет – химию, науку о веществах и их превращениях. Все вещества, окружающие нас, состоят из химических элементов, их сейчас насчитывается 114.

(Обращает внимание учащихся на таблицу Д.И. Менделеева)

Соединяясь между собой, они образуют несколько миллионов различных веществ. Каждое вещество изучено и получило своё название. Вещества могут быть в чем-то сходны друг с другом, но каждое из них чем-то обязательно отличается от остальных, каждое имеет свои признаки, свои свойства. Знать свойства веществ необходимо, чтобы найти им применение (работа со слайдом 2). 

Давайте посмотрим на рисунки, на которых художник изобразил некоторые химические элементы. Все они вам известны из повседневной жизни. Как вы думаете, чем он руководствовался, придумывая картинку для каждого из них?

Знать свойства веществ надо и для того, чтобы правильно обращаться с ними, чтобы узнавать вещества и отличать их друг от друга. Со многими из веществ вы уже знакомы: железо, алюминий, медь, вода, мел, сахар, кислород, углекислый газ,  пластмассы – всё это вещества.

      В последствии выяснилось, что не только   вещества на нашей планете,  но и вся вселенная, вплоть до самых отдалённых звёзд, свет от которых идёт к нам миллионы лет, состоят из одних и тех же элементов, тех же самых, которые открывались один за другим на нашей планете.

Может кто-то из ребят знает, из каких химических элементов состоят планеты и звёзды?

      На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах и об окружающем нас мире. Сегодня мы хотим немного познакомить вас с химией и историей её развития.

Слушают учителя

Предполагают, что в основе сюжета лежат свойства химических элементов, называют эти свойства, исходя из жизненного опыта.

Отвечают, привлекая знания из курса окружающего мира, природоведения и географии.

2. Выступление группы «историков»

1 ученик:

(8 минут)

Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте – технически наиболее передовой стране древнего мира (слайд 3)

По мнению известного историка химии, французского учёного М. Бертло, название «химия» происходит от слова «хеми», или «Хума», которым древние египтяне называли свою страну, а также нильский чернозём. Отсюда «химия» - чёрное, как земля, «египетское искусство», которое имеет дело с разными минералами, металлами.

(слайды 4-5)

Такие отрасли производства, как металлургия, гончарное производство, стеклоделие, крашение и парфюмерия, достигли в Египте значительного развития ещё задолго до нашей эры. Химия считалась «божественной»  наукой, находилась целиком в руках жрецов и тщательно скрывалась ими от всех непосвящённых. Однако некоторые сведения всё же проникали за пределы Египта.

Слушают рассказ ученика

2 ученик:

В Европу они частично попадали через Византию, а затем через Испанию после завоевания её арабами в 711 г. Впервые с химией арабы познакомились довольно необычным образом. В 670 г. корабли арабского флота, осаждавшего Константинополь (самый большой и сильный город христианского мира), были сожжены «греческим огнём» - химической смесью, образующей при горении сильное пламя, которое нельзя погасить водой.

По преданию, эту смесь изготовил занимавшийся химией учёный, который бежал из своего родного Египта, спасаясь от арабов. В 641 г. арабы вторглись в Египет и вскоре заняли всю страну, а через несколько лет такая же судьба постигла и Персию. Возникла огромная арабская империя. Подражая древним властителям, арабские халифы начали покровительствовать наукам, и в 18-19 веках появились первые арабские химики.

(слайды 6-7)

Арабы и переделали первоначальное название «химия» в «алхимия» (прибавив к этому характерную для арабского языка приставку «ал»). Европейцы позднее заимствовали это слово у арабов, и в результате в европейских языках появились термины «алхимия» и «алхимик». Термин «алхимия» сейчас употребляют, когда говорят о периоде химии с 300 г. до 1600 г.

Слушают рассказ ученика

3 ученик:

1096 г. – первый крестовый поход: христиане начинают отвоёвывать у мусульман захваченные ими земли. В 1099 г. христиане завоевали Иерусалим. Почти два столетия на побережье Сирии просуществовало христианское государство. Произошло некоторое смешение культур, и христиане, возвратившиеся в Европу, познакомили европейцев с достижениями арабской науки. В то же самое время христиане постепенно возвращали себе Испанию, захваченную арабами в начале 8 века.

Во время этих войн христианская Европа узнала, что арабы – обладатели книжных сокровищ: переведённых ими трудов греческих учёных, например Аристотеля, и сочинений своих учёных, например Авиценны.

Слушают рассказ ученика

4 ученик:

Несмотря на сопротивление арабов, не желавших передавать столь ценные труды своему заклятому врагу, начались попытки перевода этих трудов на латинский язык. Начиная с 1200 г. европейские учёные могли, близко познакомившись с наследием алхимиков прошлого, попытаться вновь двинуться вперёд по тернистому пути познания.

В раздробленной феодальной Европе постепенно развивалась торговля. Однако из-за трудностей и опасностей перевозить можно было только достаточно дорогие и небольшие по объёму товары. Поэтому в Европу из восточных стран ввозили почти исключительно предметы роскоши, единственным средством оплаты которых мог служить основной обменный эквивалент – золото.

(слайд 9)

Потребность в золоте возникла также в связи с переходом от натуральной системы налогообложения к денежной. Но естественных источников получения золота в Европе было крайне мало. Этим и объясняется то, что исследования алхимиков были направлены на поиски «философского камня», якобы способного превращать любой металл в золото.

(слайд 10)

В процессе его поисков алхимики открыли много новых веществ, изучили и описали их. Так, например, в 1669 г. гамбургский алхимик Бранд открыл новый химический элемент – фосфор. Подобно другим алхимикам Бранд пытался отыскать философский камень. Не забота о благе людском, а корысть руководила им. Новое вещество не превращало металлы в золото, но то, что оно светилось в темноте, было необычно и ново. Этим свойством нового вещества Бранд не замедлил воспользоваться. Он стал показывать фосфор богатым людям, получая от них подарки и деньги.

Также алхимики изобрели порох, который стали применять в военном деле. С изобретением пороха средневековые замки перестали быть неприступными твердынями, а пеший воин стал более опасен, чем закованный в латы всадник.

(слайд 11)

Слушают рассказ ученика

3.Театрализованное представление

(30 минут)

Действие 1.
Лаборатория алхимика. Она вся заставлена химическими приборами. Алхимик работает: измельчает в ступке вещество (хлорид натрия). Затем делает опыт «Дым без огня» (Приложение 1). Появляется король в сопровождении придворного.

Король: Все алхимики, как алхимики, а ты? (Указывает рукой на сосуды с «дымом»). Даю тебе задание. Сделай так, чтобы у меня было вдоволь золота и серебра! Срок – два года. Работай же, ищи способ получения философского камня, который всё превращает в золото!

Король с придворным уходят. Алхимик провожает их, склонившись в поклоне.

Учитель: Прошло 2 года.

Действие 2

Лаборатория алхимика. Алхимик работает: сливает бесцветные жидкости, при этом образуются жидкости различной окраски. Входит король, с ним его дочери – Андромеда и Кассиопея, их сопровождает придворный. Король садится в кресло. Алхимик кланяется.

Король: Ну, как успехи? Выполнил ли ты мой наказ?

Алхимик: О, да! Два года я работал, не покладая рук. Много перепробовал способов, а недавно нашёл способ получения золота и серебра, который отныне станет государственной тайной! Сейчас я покажу вам мои успехи. Но чтобы было лучше видно моё искусство, пусть принесут свечи.

Король делает знак рукой придворному, тот уходит за кулисы и выносит подсвечник с 3-4 свечами., который ставит на стол рядом с алхимиком. Алхимик делает над свечами «магические» жесты.

Опыт «Самовозгорающиеся свечи» (Приложение 1)

 Через 15-20 с свечи самовозгораются и горят до окончания 2 действия.

 Король, его дочери и придворный удивлены, перешёптываются друг с другом.

Алхимик: А сейчас смотрите: вот этот стеклянный сосуд я могу сделать серебряным!.

Делает опыт «Серебрение круглодонной колбы» (Приложение 1)  и передаёт колбу королю.

Король и его свита в изумлении разглядывают сосуд.

Алхимик: Но это ещё не всё, что я могу. Из воды я могу получить золото! Опыт «Золото» из воды.

(Приложение 1)

Король:  По поводу такого великого открытия объявляю торжественный бал в моём дворце. А алхимик пусть подготовит красивый фейерверк!

(занавес закрывается).

Учитель:  Ну что же, отправимся вслед за королём в его дворец и посмотрим, что будет дальше.

В это время «декораторы» уносят со сцены химические приборы, гасят и уносят свечи, оставляя стол для демонстрации опыта. Стол должен быть накрыт огнеупорным материалом (металлический лист).

Действие 3.

Королевский дворец. Король сидит в кресле и рассматривает серебряную колбу. Звучит музыка. Дочери короля, алхимик и придворные танцуют бальный медленный танец.

Король:  Для нашего бала алхимик приготовил красивый фейерверк. Ему помогут мои дочери – Андромеда и Кассиопея.

Алхимик и дочери короля проводят опыт «Цветные огни». По окончании опыта занавес закрывается.

Смотрят выступление «артистов»

Все в изумлении хлопают в ладоши.

4. Предание о получении золота

(5 минут)

5.Выступление «историков»

1 ученик

(6 минут)

2 ученик

3  ученик

4  ученик

6. Просмотр видео «Роль химии в жизни человека»

( 2 минуты)

7. Рефлексия

   (10 минут)

7.

Заключительное слово учителя.

(1 минута)

Учитель: Ну что же, оставим короля в его дворце радоваться тому «золоту», которое добыл для него алхимик из воды. Ребята! Как вы думаете, правда ли, что алхимик смог получить золото из воды?

Конечно же нет!

Хотя существует предание, что в незапамятные времена отдельные народы умели делать золото. Именно делать, а не добывать. Это и заставляло алхимиков искать тайну, которая могла бы превратить желтый металл в самый заурядный, каковым его считали, например, аборигены Америки до появления там европейцев.
Но удалось ли хоть одному алхимику добиться успеха? Достоверных сведений об этом нет, однако подобные легенды существуют, и одна из них рассказывает даже не о знаменитом алхимике, а о скромном переписчике книг Николе Фламеле, который жил в Париже на рубеже четырнадцатого и пятнадцатого веков.

(слайд 12)

Однажды в руки этому маленькому, с точки зрения общественной значимости, человеку попалась древнейшая рукопись с замысловатыми символами и знаками. И вот эту таинственную рукопись Никола Фламель тщетно пытался расшифровать целых двадцать лет. Остается загадкой, зачем ему это было нужно, откуда он узнал, что собой представляет текст этого пергамента? Ведь скромный писарь два десятилетия, как одержимый, тратил все свои заработанные деньги на поиски переводчика, обращался ко всем известным знатокам древних языков, часто выезжал за пределы Франции. И однажды ему повезло, в Испании он нашел ученого, кто знал язык древней рукописи. Вместе с Николой тот отправился в Париж, поскольку Фламель никогда не брал пергамент с собой, только переписанный фрагмент из загадочного текста - не более того. Но ученому было не суждено увидеть Париж, он не доехал до него – заболел по дороге и умер.

     Правда, и по имеющемуся на руках у   Фламеля фрагменту, он научил писаря расшифровывать знаки древнеиудейской символики.  Вернувшись в родной город, Никола приступил к переводу старинной рукописи, и уже 17 января 1382 года, как гласит легенда, получил из ртути серебро, а затем – и золото.

Это может быть просто выдумкой, однако если бы этого не случилось, о бедном переписчике книг, коих в Париже в то время было немало, мы бы вряд ли когда что узнали.  Имя Николы Фламеля стало известно лишь потому, что с 1382 года этот человек сказочным образом разбогател, в течение буквально нескольких месяцев он становится собственником огромных земельных участков, тридцати великолепных домов, строит за собственные деньги несколько церквей, начинает содержать больницы и приюты, жертвует на помощь беднякам баснословные суммы. С чего бы это вдруг?..
Умер этот богатейший человек Парижа в 1419 году, завещав все свое огромное состояние на благотворительность. Не мудрено, что до 1789 года в церкви Сен-Жак-ля-Бушери, где упокоился его прах, ежегодно проходила молитвенная процессия в честь великого мецената. Как не удивительно и то, что дома, где жил или даже просто содержал Фламель, подвергались тщательному обследованию со стороны искателей сокровищ. Однако – безрезультатно. Никому так и не удалось обнаружить ту загадочную древнюю рукопись, которая превратила мелкого писаря в самого уважаемого гражданина Франции.

Прошли столетия, но так никто и не сумел повторить опыт Николы Фламеля.  И вдруг… в конце девятнадцатого века химик Стефен Эмменс выступает с сенсационным заявлением, что он получил искусственным путем аргентаурум – металл, очень похожий своими свойствами на золото. В одной из лабораторий США тщательно проверили три слитка аргентаурума Эмменса и затем купили их у него по цене золота. Однако Стефен Эмменс публично заявил, что не намеревается открывать секрет изготовления искусственного золота, дабы не разрушить мировую экономику.

Правда, в 1900 году ученый согласился продемонстрировать коллегам опыт по изготовлению своего искусственного золота. Но, увы и ах, незадолго до этого сеанса химик бесследно исчез, как исчезают в этой жизни многие великие изобретатели.

Но это предание. Вероятнее всего,  алхимики, работая в течение столетий, не смогли получить ни золота, ни серебра! Боясь наказания со стороны своих покровителей, они становились на путь обмана и шарлатанства.

Много раз «золото» алхимиков оказывалось обманом – латунью или бронзой. Ещё Аристотель в 4 веке до нашей эры упоминал, что из меди при сплавлении её с цинком или оловом получаются золотисто-жёлтые сплавы. Следовательно, уже в древности было известно, что «не всё золото, что блестит». Были также умельцы, которые получали «серебро» в виде серебристо-белого сплава добавлением к медному расплаву мышьяка; так, слишком упрощённо, понималось  «искусство превращения» металлов: достаточно было, чтобы неблагородный металл приобрёл окраску желаемого благородного металла. В других случаях требовалась только ловкость фокусника, чтобы незаметно подбросить в расплав кусок благородного металла. Способ осуществления этого зависел от фантазии умельца. Некоторые алхимики предпочитали пользоваться «для перемешивания» расплава полой палочкой, внутри которой прятали несколько зёрен золота, а отверстие закупоривали воском. Если палочка была деревянная, то нижняя, полая её часть полностью сгорала в расплаве. Таким изящным способом быстро уничтожалось вещественное доказательство – раньше, чем у кого-либо могли возникнуть подозрение и желание рассмотреть «волшебную палочку» поближе. В своих экспериментах «золотых дел мастера» обнаруживали необычайную изворотливость. Они использовали сосуды с двойным дном, из которых при накаливании выливалось золото, или угли с запаянным изнутри золотом. Иногда успеху способствовала золотая пыль: её вдували в расплав вместе с воздухом, накачиваемым воздуходувкой.

  Средневековые алхимики одурачивали императоров, королей и князей. Позднее они также находили своих жертв в высших кругах общества. Но рано или поздно фокусы алхимиков были раскрыты, и многие из них поплатились своими жизнями за обман.

   Однако за долгие годы работы алхимики накопили большой фактический материал, получили и описали много новых веществ, разработали различные  экспериментальные методы работы, которыми химики пользуются и сегодня. Поэтому, рассматривая деятельность алхимиков, следует исходить из того, что нового  они внесли в сокровищницу знаний по сравнению со своими предшественниками.

(слайд 13)

Коренная перестройка алхимии произошла в первой половине 16 века. Предпосылкой для этого послужило явно наметившееся в ряде основных стран Европы изменение самой структуры общества. Переросшее рамки феодального строя развитие производительных сил резко усилило влияние молодого и прогрессивного в те времена класса буржуазии, в интересах которого было использование всех путей для дальнейшего роста производства и облегчения торговли. Вместе с тем жизнь выдвинула ряд новых требований, вызванных главным образом запросами медицины и расширением промышленного производства.

    Основными реформаторами алхимии выступили Парацельс и Агрикола. «Цель химии состоит не в изготовлении золота и серебра, а в изготовлении лекарств», - писал Парацельс. Он считал, что всё живое состоит из трёх начал, находящихся в разных соотношениях: тела, души и духа. Болезни проистекают от недостатка в организме одного из этих «элементов». Следовательно, лечить болезни нужно, вводя в организм недостающий «элемент». Успешность ряда предложенных Парацельсом новых методов лечения на основе использования минеральных соединений побудила многих врачей примкнуть к его школе и заинтересоваться химией. Тем самым химия получила мощный толчок к дальнейшему развитию, так как нашла широкое практическое применение.

Агрикола работал в области горного дела и металлургии. В своём обширном сочинении «О металлах» он собрал и обобщил весь накопившийся до него производственный опыт, дополнив его рядом собственных исследований и наблюдений. Его книга служила основным руководством по горному делу и металлургии на протяжении более 200 лет, а некоторые из описанных методов определения руд применяются и в настоящее время.

   К 17 веку практика настолько переросла теорию, застывшую на уровне алхимических представлений, что это противоречие не могло дольше сохраняться. В это время появилась так называемая флогистонная теория, которая утверждала, что во всех веществах, способных гореть, содержится флогистон – особое вещество.   Но, несмотря на многочисленные попытки, никому не удавалось выделить флогистон и изучить его. Всё большее число новых открытий либо не укладывалось в рамки теории, либо согласовывалось с ней лишь при помощи различных дополнений, часто противоречащих её основам. Поэтому к концу своего почти столетнего господства флогистонная теория из прогрессивной превратилась в препятствие для дальнейшего развития науки. Однако главная заслуга флогистонной теории заключалась в том, что она позволила окончательно освободиться от устаревших представлений алхимиков.

(слайд 14)

Химия как точная наука зародилась ещё в эпоху полного господства флогистонной теории. Более определённым временем её возникновения можно условно считать середину 18, начало 19 века. В это время жили и работали великие учёные: Михаил Васильевич Ломоносов, Джозеф Пристли, Карл Вильгельм Шееле, Антуан Лоран Лавуазье, Клод Луи Бертолле, Жозеф Луи Пруст, Джон дальтон, Гемфри Дэви, Майкл Фарадей и другие. В это время были открыты и сформулированы многие законы химии. Таинственный и неуловимый «флогистон» стал ненужным. Одновременно коренное изменение претерпевали все основные понятия химии, были заложены основы современной химической систематики. Было развито атомно-молекулярное учение, в мир химии проникло электричество. По-разному сложились судьбы учёных, но имена их вписаны золотыми буквами в историю химии.

Химия всё больше ассимилировала достижения всех разделов физики и всё шире использовала математические методы. В 19 веке становится ясной зависимость развития химических наук от смежных с ними дисциплин, особенно физико-математического цикла, и влияние самой химии на другие естественные науки. В эти годы развитие химии связано с именами Станислао Канниццаро, Марселена Бертло, Николая Николаевича Зинина, Августа Кекуле, Дмитрия Ивановича Менделеева, Александра Михайловича Бутлерова, Анри Муассана, Эмиля Фишера и других.

(слайд 15)

Современная химия очень многолика. Ежегодно в нашей стране выпускаются миллионы тонн химической продукции. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее, простые и жаростойкие материалы для космических кораблей и ракет.  

Продукты химии широко используют в быту: изделия из искусственных волокон, искусственной кожи, пластмассы, лаки и краски, моющие средства.

Ни один слайд презентации не в состоянии вместить в себя всё многообразие этих изделий, поэтому предлагаем вам посмотреть  короткое видео «Роль химии в жизни человека»     (https://www.youtube.com/watch?v=N-kbO0_ti6w)

Химические процессы лежат в основе получения строительных материалов: кирпича, цемента, бетона.

Химия проникает во все отрасли народного хозяйства. Поэтому, кем бы вы ни стали в будущем – агрономом или строителем, медицинским работником или геологом, космонавтом или работником сферы услуг, металлургом или архитектором, вам придётся использовать знания химии.

Учитель: Ребята, а кто из вас может привести примеры использования знаний по химии людьми  различных профессий?

Учитель:  Вот и подошёл к концу наш сегодняшний вечер. Старшеклассники очень старались, чтобы он вам понравился.

Организует обсуждение по вопросам:

  1. Что нового каждый из вас узнал из рассказов «историков»?
  2. Понравилось ли вам выступление «артистов»?
  3. Какие опыты алхимика показались вам самыми невероятными и захватывающими?
  4. Как вы считаете, у химии большое будущее, или все важные открытия уже сделаны?
  5. Знаете ли вы современных учёных - химиков?
  6. Заинтересовались ли вы предметом?

Ребята, у каждого из вас есть набор сигнальных карточек. Сейчас мой помощник пройдёт рядом с вами. Ваша задача – опустить в его коробку ту карточку, которая, по вашему мнению,  больше всего отвечает впечатлению от проведённого вечера. Для  его организаторов это очень важно. Карточки помогут старшеклассникам  оценить уровень их подготовки к данному мероприятию.

Химия – развивающаяся наука. Каждый, кто хочет посвятить себя служению этой науке, может внести свой вклад в её развитие, разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе материалов и веществ.

   В 8 классе вы приступите к изучению химии – науки о веществах и их превращениях. Мы желаем вам успехов в её изучении!

Литература:

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М., Просвещение, 1980;
  2. Сомин Л.Е. Увлекательная химия. М., Просвещение, 1978;
  3. Василега Н.Д. Занимательная химия. Киев: Радяньска школа, 1980;
  4. Азимов А. Краткая история химии: Пер. с англ. М.: Мир, 1983;
  5. Гофман К. Можно ли сделать золото?; Пер. с нем. М.: Химия, 1987;
  6. Некрасов Б.В. Учебник общей химии. М.: Химия, 1981;
  7. Журнал «Химия в школе» №4, 1990 г.

Отвечают, что не смог бы.

Слушают учителя

Рассматривают содержание слайда

Слушают рассказ ученика

Слушают рассказ ученика

Слушают рассказ ученика

Слушают рассказ ученика

Смотрят демонстрацию видео на экран.

Приводят примеры, привлекая жизненный опыт

Принимают участие в обсуждении.

Высказывают свои впечатления о вечере.

Выбирают карточки по рефлексии и опускают в коробку.

Слушают учителя

Приложение 1.

Описание опытов

  1. Дым без огня.

В цилиндр  налейте 1 мл концентрированной соляной кислоты,  в другой – столько же раствора аммиака. Оба цилиндра закройте крышками и поставьте на некотором расстоянии друг от друга. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переверните вверх дном и поставьте на крышку цилиндра с аммиаком. Крышки уберите: образуется хлорид аммония в виде белого дыма.

  1. Самовозгорание свечей.

Расправьте фитиль свечи в виде веера. Из папиросной бумаги в 2-3 слоя сделайте трубочку диаметром 1-2 мм, высотой 1 см и промажьте клеем БФ-2. С нижней стороны трубочку сомните так, чтобы из неё не высыпалось содержимое.

    Сначала насыпьте на 1/3 объёма трубочки мелкие кристаллики перманганата калия, затем промытый и просушенный речной песок или каолин. Толщина слоя определяется экспериментально в зависимости от необходимого времени для самовозгорания.

    Трубочку-запал установите в центр веера и укрепите фитилём свечи, нанесите 1-3 капли глицерина (или этиленгликоля) на верхнюю часть трубочки и поставьте свечи в заранее предусмотренное место.

     При проведении этого опыта глицерин наносится за кулисами. На столе, куда будет поставлен подсвечник со свечами, необходимо заранее положить лучинку, чтобы поджечь ею свечу, если вдруг одна из 3-4 свечей не загорится. Там же необходимо иметь соответствующее количество фарфоровых тиглей, чтобы быстро погасить свечи, накрыв их тиглями по окончании 2-го действия.

  1. Серебрение круглодонной колбы.

Для опыта лучше воспользоваться круглодонной колбой объёмом 250 мл.

 Наливают в колбу на ¼  2% раствор нитрата серебра, постепенно добавляют 2,5%-ый раствор аммиака до растворения образующегося вначале осадка. Затем по стенке горла колбы осторожно приливают 20 мл формалина (20%-ый раствор). Получившуюся смесь слегка подогревают (не до кипения). Для подогрева алхимик может воспользоваться пламенем свечи. Необходимо также заранее поставить на стол пустой стакан, в который алхимик может вылить раствор из колбы, прежде чем передаст её королю. На столе нужно иметь чистую тряпочку, чтобы снять с колбы копоть.

  1. «Золото» из воды.

а) Налить в два химических стакана по 100 мл воды. В одном стакане растворить 8 г иодида калия, в другом – 8 г ацетата свинца и смешать эти растворы. Образуется жёлтый осадок. Дать отстояться, затем жидкость над осадком слить, а к осадку прибавить 10 мл разбавленной (40% раствор) уксусной кислоты и нагреть раствор до кипения. Доливать воду до тех пор, пока осадок не растворится. (эта часть опыта выполняется перед началом вечера, горячий раствор держат на плитке).

 Стакан с горячим раствором перенесите на демонстрационный стол, осветите лампой на фоне чёрного экрана. Для более быстрого охлаждения стакан можно периодически погружать в кристаллизатор с ледяной водой. По мере охлаждения в стакане появляются жёлтые кристаллики иодида свинца, которые при своём оседании отражают свет, образуя «золотой дождь».

 При проведении опыта по такой методике нужно перед началом 2-го действия внести на сцену горячий раствор и охлаждающую смесь.

б) Чтобы опыт занимал немного времени, я провела его так. Вначале получаем кристаллический йодид свинца. Затем двухлитровый сосуд готовим к демонстрации: нижнюю его часть высотой 1-2 см оклеиваем бумагой, а для большей таинственности рисуем на бумаге алхимические символы. В сосуд помещаем иодид свинца с водой.

  Во время демонстрации алхимик показывает сосуд с «водой», на дне которого находятся невидимые зрителям кристаллики иодида свинца. Затем алхимик бросает в сосуд небольшой (размером с напёрсток) кусочек сухого льда (пинцетом). При этом из стакана пойдет  «дым». После этого стеклянной палочкой начинает перемешивать жидкость в сосуде, частицы иодида свинца всплывают и распределяются по всему объёму жидкости.

     По окончании вечера продукты опыта уничтожаются: осадок отделяют декантацией и выбрасывают с твёрдыми отходами, жидкость сливают в канализацию.

  1. Цветные огни.

В чистые фарфоровые чашки налейте по 30 мл спирта. В спирт добавьте по 3 г мелко растёртых хлоридов лития, натрия, калия, кальция, бария. Смеси подожгите. Гамму цветов можно разнообразить, используя другие соли и борную кислоту. Например, если смешать 10 мл спирта с 2 г борной кислоты, то после поджигания смеси появится красивое зелёное пламя, образуемое горящим борно-этиловым спиртом. (все смеси готовят перед началом 3-го действия).

   При проведении этого опыта необходимо демонстрационный стол накрыть металлическим листом; иметь запасные фарфоровые чашки, чтобы погасить пламя после окончания демонстрации. Необходимо за кулисами иметь первые средства пожаротушения: ведро с водой, одеяло, огнетушитель.

   Опыт очень эффектен, если проводится под медленную музыку, а по сцене плывёт «дым», получаемый из «сухого» льда при помещении последнего в горячую воду.

Приложение 2

Сигнальные карточки для рефлексии

http://ua.convdocs.org/pars_docs/refs/175/174432/174432_html_6ed5911f.jpghttp://file.mobilmusic.ru/aa/44/4b/745432.jpghttp://www.resimseli.com/data/media/222/smileys39.gifhttp://nocandida.ru/wp-content/uploads/2013/06/mif.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с химией Вечер для учащихся 7 класса

Слайд 2

Химические элементы

Слайд 3

Откуда взялось слово «Химия»?

Слайд 4

Парафюмерия в древнем Египте

Слайд 5

Химия в руках жрецов

Слайд 6

Взятие Константинополя арабами

Слайд 7

Завоевание Иерусалима крестоносцами

Слайд 8

Аристотель и Авиценна – древнегреческие учёные Аристотель Авиценна

Слайд 9

Алхимики за работой

Слайд 10

Открытие фосфора Брандом

Слайд 11

Изобретение пороха Изобретатель пороха – Бертольд Шварц Первое огнестрельное оружие - ручница

Слайд 12

Предания истории развития химии Никола Фламель и его золото Стефен Эмменс и его золото

Слайд 13

Реформаторы алхимии Парацельс Агрикола

Слайд 14

Химики 18 века

Слайд 15

Химики 19 века

Слайд 16

Химия в жизни человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химия, химия, химия!

9 класслар белән КВН ...

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...