Интеллектуальная игра для учащихся 5-8 классов.
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Шумилова Надежда Викторовна

                                          «Пророк Наум наставляет на ум».

Цель:

 поощрять учащихся к изучению истории предметов естественнонаучного цикла; 

 стимулировать активную познавательную деятельность, развивать умение применять знания на практике;

 воспитывать уважение к сопернику, выдержку, настойчивость, уверенность в себе, своих знаниях.

Оборудование: карточки с надписями частей пословиц и поговорок,

 для чёрного сундучка: солонка солью, ламинария, таблетка активированного угля.

Оформление стендов по темам: Наука об измерениях. Измерения в химии.

Пословицы и поговорки по темам: «Человек-приметы. Грамота. Ум – глупость. Ученье – наука».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellekt.igra_shumilova_n.v._2.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Интеллектуальная игра для учащихся 5-8 классов.

                                                                       Разработала учитель химии Шумилова Н.В.

 

                                          «Пророк Наум наставляет на ум».

Цель:

 поощрять учащихся к изучению истории предметов естественнонаучного цикла;  

 стимулировать активную познавательную деятельность, развивать умение применять знания на практике;

 воспитывать уважение к сопернику, выдержку, настойчивость, уверенность в себе, своих знаниях.

Оборудование: карточки с надписями частей пословиц и поговорок,

 для чёрного сундучка: солонка солью, ламинария, таблетка активированного угля.

Оформление стендов по темам: Наука об измерениях. Измерения в химии.

Пословицы и поговорки по темам: «Человек-приметы. Грамота. Ум – глупость. Ученье – наука».

 

 Ход игры

В игре принимают участие 4 команды учащихся 5-8 классов (разновозрастные группы,  в  команде по 7 учеников).

Каждая команда представляет своё название и эмблему.

Ведущий знакомит игроков с правилами игры, выбирает жюри.

Максимальное число баллов - 26.

Первое испытание «БЛИЦ - ОПРОС»  - (5 баллов)

Ведущий задаёт каждой команде по 5 вопросов.                     Правильный ответ-1 балл.

Попробуй сосчитать. «Распалась связь времён, прервалась нить времён…» В. Шекспир

Вопросы:

  1. «Егорушка не спустился вниз по бережку, а разбежался и полетел в воду с полуторасаженной высоты». (А.П. Чехов. Степь).

     Какой высоты был берег (в метрах)?                                           (сажень== 2,13134 м).

  1. «От горшка три вершка». На сколько выше горшка малыш?  (вершок- 4,445 см).

  1. Назовите металл, жидкий при обычных условиях.                   (ртуть).
  2. Банан – это дерево?                                                                      (нет, трава).
  3. Какие три химических элемента являются важнейшими компонентами минеральных  удобрений?                                                          (калий, азот, фосфор).

Второе испытание  «ЗАМОРОЧКИ ИЗ МЕШОЧКА». – (5 баллов)

Ведущий: Вы выбираете «Заморочки из мешочка» и переводите со старинного языка общепринятыми фразами.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

 Вопросы разных тем. Исторический экскурс: зарождение, развитие и усовершенствование способов измерения в практической деятельности человека:

Старинная русская мера расстояния:

  1.  ВЕРСТА-…

(происходит от названия верстовых столбов, которые определяют расстояние от Москвы до села Коломенское, где находился дворец царя Алексея Михайловича.

Верстовые столбы в России до 1917 года были выкрашены в чёрно-белые полосы; сейчас принято считать версту равной 1,06 км).

Стандарты для измерения массы:

      2. КАРАТ -…

(масса одного зерна растения, которое произрастало на Аравийском полуострове и отличалось однородностью массы зёрен; по современным представлениям, КАРАТ равнялся 0,2 грамма. Караты применялись (и применяются нынче как дань традиции) для измерения массы драгоценных камней и металлов, как мера чистоты золота).

     3.ТАЛАНТ -…

(Критские каменные гири, украшенные изображением осьминога.  Вес такой гири равнялся 29 кг. Столько весили и большие бронзовые слитки, имевшие вид растянутой бычьей кожи,- так называемые «критские таланты»).

Усовершенствование способов измерений как международная проблема:

Международная система единиц была принята в октябре 1960 года 11 Генеральной конференцией по мерам и весам. Ей было присвоено название «Международная система единиц» - СИ.

Изучение физико-химического состава и свойств вещества связано, в основном с двумя основными величинами: килограмм и моль.

     4. МОЛЬ -…

 ( Решение ввести моль – единицу количества вещества - было принято в 1971 году).

5. КИЛОГРАММ -…

(как единица массы первоначально был определён как масса одного кубического дециметра воды при 4 градусов по Цельсию. Прототип килограмма хранится в г. Севр близ Парижа в Международном бюро мер и весов на хрустальной подставке в особых условиях(постоянность температуры, влажности, давления)под двумя стеклянными колпаками).

Третье испытание «ПРОДОЛЖИТЕ МЫСЛЬ»  -  (13 баллов).

 Ведущий предлагает начало фразы, а команды должны закончить мысль.

За правильный ответ 1 балл.

      Пословицы и поговорки:

  1. УЧЕНЬЕ – НАУКА:

Кто хочет много знать,…………..  (тому надо мало спать)

Учи других и………………………(и сам поймёшь)

Учёный водит,……………………..(неучёный следом ходит)

Конь добр, да не наезжен; дорог парень, да не………(учён).

     2.УМ –ГЛУПОСТЬ:

      Мудрый слышит в………….(полслова).

И сила уму…………………..(уступает)

Глупый осудит, а умный …..(рассудит)

Голова без ума, что фонарь без…….(свечи).

     3.ГРАМОТА:

      Грамоте учиться всегда………          (пригодится).

Перо сохи легче. Грамотей - не…… (пахарь).

Не пером пишут, а………………… (умом).

Кто грамоте горазд, тому………… (не пропасть).

Написано пером, …………………..(не вырубить и топором).

Четвёртое испытание «ЧЁРНЫЙ СУНДУЧОК». – (3 балла).

 Ведущий. Каждой команде будет предлагаться чёрный сундучок. Вам надо будет угадать, что находиться в чёрном сундучке. Внимательно слушайте объяснение.

За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. В чёрном сундучке лежит вещество, спасшее жизнь солдатам в Первой мировой войне во время газовых атак. (Активированный уголь).
  2. «Вдоль реки, бережком шёл чумак с кнутом…» - поют в народной песне. В чёрном сундучке – сосуд для хранения белого кристаллического вещества. Что это за вещество? (В сундучке солонка, на волах чумаки привозили соль из Крыма, вещество- поваренная соль.)
  3. В чёрном сундучке водоросль Белого моря, из которой добывают йод. (Ламинария).

Подведение итогов игры.

Жюри объявляет результаты и награждает команду победительницу.

Литература:

  1. Химия. ВСЁ для учителя. Научно-методический журнал .№ 1,2. 2012г.
  2. Ершов В.С. Внедрение Международной системы единиц: Справочное пособие.-М.: Изд.-во стандартов, 1986.
  3. Браун Т. Лемей Г. Ю. Химия в центре наук: В 2-х частях. М. Мир, 1983.

.

 

     

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зоологическая интеллектуальная игра для учащихся 5-7 классов "В мире птиц"

Интересное и увлекательное мероприятие, в ходе которого можно узнать много нового о строении,  жизни, поведении птиц....

Интеллектуальная игра для учащихся 6-7 классов "Он сам был первым нашим университетом", посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова

 Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной...

Интеллектуальная игра для учащихся 6 - 9 классов по литературе и журналистике "Волшебное рядом..."

Материалы для проведения игры по литературе и журналистике: положение, сценарий и программа проведения.Цели интеллектуальной игры:- активизация интереса учащихся к литературе,- стимулирование и ...

Интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов "Час веселой математики".

Это внеклассное мероприятие , которое проводилось в форме игры между командами учащихся 5-х классов в рамках  школьной  математической недели. В разработке представлены разнообразные задания...

Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 9-10 классов «Что ты знаешь о войне?»

Интеллектуальная игра, посвящённая Великой Отечественной войне, может быть проведена как внеурочное мероприятие на параллели учащихся 9-10 классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, пос...

Интеллектуальная игра для учащихся 8-го класса по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Интеллектуальная игра ориентирована на учащихся 8 класса, изучивших комедию Н. В. Гоголя “Ревизор”. В игре участвуют 3 команды восьмиклассников во главе с капитаном....

Краеведческая интеллектуальная игра для учащихся 9-11 классов, посвященная 70-летию Сталинградской битве

Обобщение и углубление исторических знаний по теме «Сталинградская битва»...